Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Максимова Елена Анатольевна

Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях
<
Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимова Елена Анатольевна. Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Максимова Елена Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Барнаульский государственный педагогический университет"].- Барнаул, 2008.- 198 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы и практические предпосылки преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях 13

1.1. Сущность преемственности воспитания нравственных качеств личности 13

1.2. Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования 40

1.3. Модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях 58

Выводы по первой главе 75

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственности

2.1. Программа воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях 77

2.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы 92

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели и программы в дошкольном и общеобразовательном учреждениях 108

Выводы по второй главе 117

Заключение 119

Список использованной литературы 123

Приложения

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Позитивные изменения в экономической сфере страны позволили обратиться не только к материальным, но и к нравственным проблемам общества, так как современная реальность российского государства говорит о снижении уровня нравственности населения, особенно подрастающего поколения. Это приводит к тому, что сегодня мы,снова возвращаемся к вопросу воспитания нравственных качеств личности, что является одной из наиболее главных и насущных задач в обществе. Дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения не смогут решить всех современных проблем, связанных с воспитанием, без поддержки семьи и социума. Однако именно им принадлежит ведущая роль в воспитании нравственных качеств.

Особенностью процесса нравственного воспитания является его непрерывность, так как воспитание нравственных качеств личности происходит всю жизнь - с раннего детского возраста до ее зрелости. В систему непрерывного образования, безусловно, должны быть включены все социальные институты, в которых происходит становление нравственной личности. В связи с этим, сегодня необходима непрерывная система нравственного воспитания, создание которой требует творческого подхода к осмыслению понятия преемственности воспитания и путей его реализации в современных условиях, глубокого анализа исторического педагогического наследия, современной практики воспитания, воспитательных возможностей дошкольного учреждения, школы, семьи; выявления тех позитивных сторон воспитательной работы, которые могут быть перенесены из дошкольного воспитания в школьную жизнь с учетом перспектив дальнейшего преемственного воспитания нравственных качеств личности.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт воспитания нравственных качеств личности, определена роль педагога в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания и методики нравственного

4 воспитания детей и учащихся, разработаны теоретические основы- и проведены исследования основных компонентов данного процесса.

Философское обоснование нравственности освещено в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И. Канта, М.С. Кагана, К. Ясперса.

В социальном контексте нравственность рассматривали такие философы и социологи, как И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, И.С. Кон и др.

Различные аспекты нравственного воспитания раскрыты в исследованиях О.С. Богдановой; Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, З.И. Васильевой, В.А*. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Н.Л. Селивановой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского,Н.Е. Щурковойи др.

Методы диагностики нравственной воспитанности разрабатывались О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, И.С. Марьенко, Н.И. Монаховым, М.И. Шиловой и др.

В решении задач нравственного воспитания личности в педагогике недостаточное внимание уделяется проблеме преемственности, тогда как современные подходы к воспитанию нравственных качеств личности требуют соблюдения преемственности в нравственном воспитании при переходе от одной ступени образования к другой.

Для полноценного воспитания нравственных качеств личности необходима взаимосвязь нравственной направленности воспитательной работы в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, что возможно только на основе принципа1 преемственности., В этом случае преемственность реализуется как последовательная смена отдельных ступеней в рамках единой системы нравственного воспитания, каждая из последующих ступеней опирается на предшествующую и включает содержательные и технологические компоненты, которые будут развернуты в рамках последующих ступеней.

5 В научной литературе с той или иной степенью полноты и широты охвата,рассматриваются различные аспекты проблемы преемственности:

- теоретические основы (А.В. Батаршев, СМ. Родник, Ю.А. Кустов,
А.А. Кыверялг, М.И. Махмутов и др.);

преемственность в системе непрерывного профессионального образования (М.Б. Есаулова, В;1Т. Жуковский, Л.А. Мокрецова, В.Н. Просвиркин и т.д.)

преемственность средней и высшей школы (СМ. Годник, В.П. Жуковский, А.П: Сманцер, В:Э; Тамарин и др.);

преемственность общеобразовательной и профессиональной» школы (А.В. Батаршевv СЕ. Каплина^ Ю.А. Кустов, А.А. Кыверялг, М.И; Махмутов, П.НІ Олєйникі Л'.О: Филатова и др.);

преемственность в воспитании (О.С Богданова, ВШШыкова; А.П. Макаровская; В.И; Петрова, О.В. Ткаченко и др.).

Таким образом^ в^ педагогической науке1 накоплен значительный научный фонд по воспитанию, нравственных; качеств дошкольникові и > учащихся. Вместе с тем; преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном? и- общеобразовательном учреждениях раскрыта недостаточно. Так, не выявлены организационно-педагогические условия, не разработаны программа и технология реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном* и общеобразовательном; учреждениях.. В этой связи имеется: противоречие1 между необходимостью осуществления к преемственности воспитания нравственных качеств' личности< ш недостаточной разработанностью. этого вопроса в педагогической науке и практике дошкольного; и общеобразовательного учреждений.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий преемственности воспитания^ нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

Цель исследования: выявление и обоснование организационно-педагогических условий, преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

Объект исследования: воспитание нравственных качеств старших дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: воспитание нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях на основе принципа преемственности.

Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание нравственных качеств личности будет эффективным, если:

преемственность воспитательного процесса* в дошкольном и общеобразовательном учреждениях обеспечивается концептуально-содержательным материалом по воспитанию нравственных качеств личности;

определена совокупность организационно-педагогических условий преемственности воспитания нравственных качеств' личности в дошкольном и общеобразовательном'учреждениях;

сконструирована модель преемственности воспитания.нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая целевой^ содержательный, структурный, технологический, организационный, результативный, компоненты;

реализуется разработанная программа воспитания нравственных качеств детей и учащихся, основанная>на принципе преемственности.

Проблема, цель, объект, предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Проанализировать теоретические и практические предпосылки преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

  2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность сконструированной модели и разработанной программы воспитания

7 нравственных качеств личности в- дошкольном- и общеобразовательном, учреждениях, основанной'на принципе преемственности.

  1. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

  2. Разработать методические рекомендации для педагогов по реализации программы воспитания нравственных качеств; личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основаннойша принципе преемственности.

Теоретико-методологическую основу исследованияісоставили:

на общефилософском; уровне: положения;, о человеке' как высшей ценности общества (В: Брожик, Г. Гегель, (Ж. Дробницкий; A.F. Здравомыслов; ИіА. Ильин, И. Кант, МіС. Каган, К. Ясперс и др.);

на; общенаучном уровне: аксиологический подход (СФ. Анисимов, Л:М: Архангельский; В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов и др:); теории развития? личности: (К.А. Абульханова-Єлавская, БЛ7. Ананьев, ЯШ:. Божович,, Р:Г. Гурова^ ВШ Зинченко; А.В; Иващенко, А^Иі Крупнов; Т.И; Руднева; ЛМ; Фридман; и др;); концепции; нравственного воспитания? личности1 (В;Г. Белинский; ;С Богданова, Н.И. Болдырев- К.РГ Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Є. Макаренко, И.С. Марьенко, В.И.Петрова^ ЛіИ: Рувинский; К.Д; Ушинскиши др.);

на конкретно-научном- уровне:: различные подходы к воспитанию^ нравственных качеств* личности; (ВїА\: Блюмкин, В^А. Караковский; Б:Т.. .Лихачев, Л.№ Новикова; ШШ Подласый; НіЛї Селиванова; В.А. Сластенин, И;Ф. Харламов, В.Т. Чепиков, А.И: Шёмшурина,, М.ИІ Шилова, Н.Е. Щуркова и др.).

Для решения поставленных задач^ был использован* комплекс методов-исследования:

- теоретические (анализ: и обобщение философской, психолого-
педагогической; социологической; методической литературы по < проблеме;

8 моделирование);

- эмпирические- (наблюдение; педагогический эксперимент; метод
опроса; тестирование; математические методы обработки результатов).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: МДОУ «Детский сад № 54», МДОУ «Детский сад № 73», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г.Бийска. Число респондентов составило 488 человек.

Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (2003-2004 гг.) — поисково-теоретический - изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; осмысление методологических и теоретических положений исследования; определение его объекта и предмета; формулирование гипотезы и задач; отбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2004-2006 гг.) - опытно-экспериментальный - разработка модели и программы воспитания, нравственных качеств личности, основанной на принципе преемственности w их апробация; обоснование комплекса педагогических условий воспитания нравственных качеств дошкольников и учащихся; контрольная диагностика и коррекция полученных данных эксперимента, компьютерно-статистическая обработка результатов.

Третий этап (2006-2007 гг.) заключительно-обобщающий -теоретическое осмысление полученных результатов, обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и* описание, формулирование выводов, внедрение результатов исследования в практическую деятельность школы; литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- определены и реализованы этапы преемственности воспитания
нравственных качеств личности в соответствии с возрастными

особенностями дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников;

сконструирована и научно обоснована модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая цель, задачи, принципы, условия и технологию реализации;

выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия преемственности воспитания нравственных качеств детей и учащихся (готовность педагога к реализации программы воспитания нравственных качеств личности в. дошкольном* и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственности; органичное включение разработанной программы в учебную і и внеучебную деятельность; взаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальные классы, средние классы, старшие классы в воспитании нравственных качеств личности; организация совместной деятельности педагогов; родителей и детей);

разработана-программа воспитания нравственных качеств личности, основанная на принципе преемственности, включающая' реализацию форм, методов и средств воспитания, особенность которой заключается^ в том, что-дети и учащиеся выступают субъектами* общения и деятельности с учетом возрастных особенностей, в которой знания и действия формируются постепенно от низкого уровня к более высокому;

выделены критерии, показатели и определены^ уровни сформированности нравственных качеств личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе системного анализа уточнена сущность преемственности воспитания нравственных качеств личности и проанализировано состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях; определен комплекс принципов (преемственности, интеграции, координации, диатропичности) воспитания

10 нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях; раскрыты методологические, основы создания модели и разработки программы воспитания нравственных качеств детей и учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и .выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций для педагогов «Подготовка педагогов к реализации программы воспитания нравственных качеств, личности». Методические рекомендации для воспитателей, учителей,, классных руководителей позволяют повысить квалификацию педагогов в вопросах воспитания нравственных качеств личности;

Внедрение разработанной' программы и технологии ее реализации в массовую образовательную практику способствует повышению эффективности воспитательного процесса.

Достоверность И' обоснованность полученных результатов обеспечены я исходными^ методологическими! ПОЗИЦИЯМИ ИССЛеДОВЗ-НИЯ} использованием?: комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели-, задачам; предмету и логике исследования; количественным; и качественным анализом* полученных результатов;: репрезентативностью выборки: объектов педагогического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Преемственность воспитания нравственных качеств: личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях рассматривается как связь и согласованность каждого компонента- воспитания? (целей; задач; содержания, методов,, средств, форм* организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное нравственное воспитание на данных ступенях образования; Этот принцип предполагает постоянную ориентацию педагогов на предшествующий, настоящий.: и будущий уровни сформированности нравственных качеств. Только опираясь на уже. достигнутое и развивая его, можно подготовить базу для перехода на

следующую более высокую ступень нравственного совершенствования личности.

  1. Сконструированная модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая целевой, содержательный, структурный, технологический, организационный и результативный компоненты.

  2. Эффективность осуществления преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях определяется следующими организационно-педагогическими условиями:

- готовность педагога к реализации программы воспитания
нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном
учреждениях;

органичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельность;

взаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальные классы, средние классы, старшие классы в» воспитании нравственных качеств личности;

организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей, направленной на решение задач воспитания нравственных качеств личности.

4. Уровни сформированности нравственных качеств детей и учащихся
(высокий, средний, низкий) на основе разработанных критериев и
показателей.

Апробация і и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обобщены в-научных статьях, тезисах, обсуждены и получили одобрение на всероссийских (Бийск, 2006; Томск, 2006; Пенза, 2006), и региональных (Барнаул, 2005, 2006; Бийск, 2004) научно-практических конференциях, III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях», заседаниях

12 кафедры педагогики Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина (2003 -2007 гг.).

Проект, реализованный в русле задач диссертационного исследования, получил грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-06-00119а - 2007 г.).

Разработанная программа воспитания нравственных качеств личности внедрена в педагогический процесс МДОУ «Детский сад № 73» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска.

По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 4,8 печатных листов.

Диссертация соответствует логике и содержанию научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность преемственности воспитания нравственных качеств личности

Значимость воспитания нравственных качеств личности особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни; что выражается в растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности.

Основной задачей любого- исследования, в том числе и« нашего, является выявление сущности изучаемого явления, определение присущих ему связей и закономерностей. Рассматривая проблему преемственности воспитания нравственных качеств личности, необходимо разобраться в содержании понятий «воспитание», «нравственность», «нравственные качества: личности», «преемственность». Воспитание - основная категория; педагогической- науки. Однако» точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших; проблем. В отечественной педагогической- науке основы теории воспитания заложил К.Д. Ушинский в; конце XIX века, он считал воспитание одним из величайших дел истории, на\ котором «зиждутся царства» и нал котором живут целые поколения [190]. В: 20-30-е гг. XX века стройную теорию воспитания разработалгА.С. Макаренко [11 Г].

Современная педагогическая наука-включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей; о; человеке и формировании- его личности; о роли педагога в воспитании и развитии.ребенка.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. Ю.К. Бабанский рассматривает воспитание как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [11]. По определению И.Ф.. Харламова: «Воспитание - целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический: процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [195, с. 18]. Привлекает подход к определению А.В. Мудрика, который трактует воспитание как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детейi систему качеств личности, воззрений и-убеждений [129]. Х.И: Лийметс, Л:И: Новикова определяют воспитанием как целенаправленное управление процессом развития личности. Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание, - целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом; восхождение ребенка к культуре современного1 общества, как развитие способности жить в нем и сознательно4 строить свою жизнью достойную Человека» [209) с. 7]: По мнению ЛШ Маленковой! воспитание - это «процесс целенаправленного1 содействия максимальному-, развитию личности школьника; освоению им культуры общества; способствующий самореализации растущего человека» [114, с. 5].

С точки зрения теоретического и практического осмысления рассматриваемого вопроса представляются значимыми положения Е.В. Бондаревскои о;том что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание: — это- педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основными механизмами этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.» [30, с. 34].

Мы понимаем под воспитанием целенаправленную деятельность педагога по созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

От определения воспитания логично перейти к характеристике его целей. Цель - это то, к чему стремятся. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

В иерархии ценностей (интеллектуальная, нравственная, физическая развитость) мы, признавая сущностную важность каждого критерия; выделяем в качестве приоритетной нравственную развитость, в частности, сформированность нравственных качеств личности, поскольку руководствуемся осознаваемое в педагогике с давних времен идеей1 о решающей роли нравственного воспитания в развитие и формировании» личности.

Поэтому нельзя не согласиться с В.Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное» [18, с. 220]. Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело, этические нормы, законы и- правила. Для дальнейшей жизни» человек, должен в совершенстве владеть законами нравственности [161].

В отечественной педагогике- накоплен богатый опыт воспитания нравственных качеств личности, определена1 роль педагога в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания и методики нравственного воспитания детей и учащихся, разработаны теоретические основы и проведены исследования основных компонентов данного процесса. Проблема нравственного воспитания освещена в исследованиях О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Блюмкина, З.И. Васильевой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, К.Д. Ушинского, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

В словаре по философии понятие нравственности- приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [192, с. 387].

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Совершенствование образовательного процесса в направлении гуманизации требует творческого подхода к осмыслению понятия преемственности воспитания и путей ее реализации в современных условиях, глубокого анализа исторического педагогического наследия, современной практики воспитания, воспитательных возможностей дошкольного учреждения, школы, семьи; выявления тех позитивных сторон воспитательной работы, которые могут быть перенесены из дошкольного воспитания в школьную жизнь с учетом перспектив дальнейшего целостного, последовательного и преемственного формирования нравственных качеств личности.

Непрерывность формирования нравственных качеств личности может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой, представляющей собой одну из сторон целостного процесса развития личности ребенка; Вместе с тем, обнаруживается противоречие между развивающим и воспитывающим потенциалом преемственности и недостаточным уровнем его использования „ в формировании нравственных качеств у детей дошкольного и школьного возраста.

Выдающийся деятель эпохи Возрождения, педагог-гуманист Эразм Роттердамский подчеркивал, что воспитание, полученное в детские годы, определяет дальнейшую жизнь человека; он считал необходимым строить воспитание ребенка в соответствии с его возрастом, а возрасту должны соответствовать содержание и методы воспитания. Он утверждал, что «к воспитанию ребенка надо приступать с раннего детства, когда ребенок еще свободен от повседневных забот, а его дух чувствителен ко всему», и определил основой и главным условием человеческого счастья «правильное наставление и постоянное воспитание» [120, с. 33]. По мнению Е.Н. Водовозовой, идеалом воспитания является человек, у которого хорошее здоровье, твердая воля, сильный и великодушный характер, человек, который развит умственно и нравственно [39].

Умственное и нравственное воспитание она рассматривала в тесной взаимосвязи и считала необходимым осуществление его с раннего возраста. От природы ребенку свойственно стремление к деятельности и его надо удовлетворять, поддерживать, создавать условия для детской деятельности; первым условием умственного и нравственного воспитания ребенка до школы являются занятия, которые должны обязательно соответствовать возможностям детей, вытекать из «потребностей детской природы», развивать «ум и сердце» формирующейся личности. Важно особое внимание обратить на воспитание чувств ребенка, пробуждение в его душе сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основой нравственности. Первая заповедь воспитателя: научить ребенка любить. Е.Н. Водовозова считала, что «воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, т. е. когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно» [39, с. 154].

Отечественный педагог К.Н. Вентцель утверждал, что успешность воспитания зависит от того, насколько гармонично соединяются усилия идеального детского сада и школы в,организации педагогической работы с детьми. В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» он обратил внимание на то, что на детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на воспитательное учреждение, которое дает возможность детям «изжить детство» во всей полноте их жизненных запросов и свойственных им стремлений. Только тогда детский сад будет «естественно и само собою наилучшей подготовкой к школе, но, конечно, к школе нормальной, которая подобно детскому саду, задается целью дать возможность детям отроческого и юношеского возраста полно и всесторонне изжить свой возраст, которая свою высшую цель видит в развитии их творческих индивидуальностей до высшего возможного предела» [35, с. 58].

В. А. Сухомлинский придавал большое значение установлению преемственности между дошкольным и школьным воспитанием детей. Актуальны его слова о том, что «школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [186, с. 81]. Опыт практического осуществления преемственности в педагогической системе В. А. Оухомлинского доказывает не только необходимость, обязательность, но и возможность эффективного решения этой проблемы. Анализ его работ показывает, что в них определены пути обеспечения преемственной связи в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: максимальное сближение условий и методов воспитания и обучения, постепенное усложнение требований, обеспечение широкой системы взаимосвязей в педагогическом процессе, рациональное использование различных видов детской деятельности.

Н.М. Борытко обращает внимание на то, что поиск человеком способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе осуществляется через самоопределение смыслов деятельности, поведения, всей жизни человека. «Культура в- этом отношении, -подчеркивает исследователь, - предоставляет ребенку выбор, а педагог — поддержку и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей. В результате самоопределения человек (ребенок) выстраивает систему смыслов, смысловое поле или внутреннее субъективное пространство саморазвития» [33, с. 196].

Отношения ребенка к людям, окружающему миру, природе, труду, к обществу в целом, способы этих отношений проектируются в социокультурной среде, в которой развивается растущий человек; где формируются его мировоззрение, позиция, нормы поведения, отражающиеся в нравственных качествах личности. В такой среде ребенок может найти пути творческого самосуществования, построения собственного «Я», смыслы деятельности и поведения. Это обеспечивает жизненную устойчивость, дает возможность личности реализовать свой творческий потенциал, способствует социальной адаптации, формированию социальной и культурной компетентности. В социокультурной среде, в которой живет ребенок, осуществляется развитие его познавательных процессов, воспитание чувств, формирование отношений, происходит развитие, осмысление сущности общечеловеческих ценностей (жизнь, мир, человек, его права, свобода, здоровье, культура, добро, милосердие, труд и др.), приобщение к миру этих ценностей.

Программа воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Одной из главных задач образовательного учреждения является совершенствование теории и практики воспитания нравственных качеств личности.

Для того чтобы определить, какие качества необходимо воспитывать у старших дошкольников и школьников, мы разработали анкету для воспитателей, учителей, родителей, и учащихся общеобразовательного учреждения, в которой предложено проранжировать качества личности по степени важности (приложение 1). В нашем исследовании мы выделили 11 нравственных качеств, которые, по мнению респондентов, наиболее важно формировать в дошкольном и общеобразовательном учреждениях: Гуманизм, в основе которого заложены уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку. Доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру. Ответственность как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой. Активность как добровольное участие в общественной жизни, инициативность. Трудолюбие как качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Бережливость, в основе которой заложено содержание в порядке личных вещей, бережное отношение к общественному имуществу. Честность как искренность, правдивость, нетерпимость КО ЛЖИ; обману. Бескорыстие — качество человека, который в своих поступках руководствуется не собственной выгодой, а для пользы дела и других людей. Чувство товарищества как добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам. Отзывчивость как сочувствие, готовность всегда прийти на помощь. Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Основывается на, уважении к другому человеку, доброжелательности к людям. Для решения задач нравственного воспитания мы разработали комплексную программу воспитания нравственных качеств личности в дошкольном, и общеобразовательном учреждениях, которая предназначена для воспитателей детских садов и классных руководителей. Программа структурирована с учетом возрастных особенностей детей и для каждой ступени предложено тематическое планирование мероприятий» по воспитанию нравственных качеств личности, а также условия взаимодействия- семьи и школы. Одним из основных условий реализации данной программы является соблюдение принципа преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Цель, программы: Воспитание личности, способной принимать и проявлять нравственные качества в любых жизненных ситуациях. Задачи программы: Сформировать у детей нравственные качества личности. Создать условия для проявления нравственных качеств в поведении в социальной среде, в семье и- во взаимоотношениях со сверстниками: Сформировать навыки самооценки нравственных качеств. Изучить с детьми нравственные традиции их семей и поколений. У Создать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни. Способствовать приобретению положительного нравственного опыта. Существенным признаком процесса воспитания нравственных качеств личности является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются усложняющиеся виды деятельности. Реализация данной программы осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и подростков и разделена на 4 блока: 1 блок — воспитание нравственных качеств дошкольников 5-6 лет; 2 блок - воспитание нравственных качеств учащихся начальных классов (1-4 класс); 3 блок — воспитание нравственных качеств учащихся 5-8 классов; 4 блок — воспитание нравственных качеств учащихся 9-11 классов. Данное деление на блоки обусловлено тем, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать его дальнейший рост. , В данной программе предлагается тематическое планирование на і каждый учебный год, где предложены различные формы работы, темы мероприятий с учетом возрастных особенностей детей. Осуществить правильный отбор видов деятельности, конкретных задач и содержания нравственного воспитания на разных возрастных этапах нельзя I без чёткого знания психолого-педагогических особенностей дошкольников, [ младших школьников, подростков и старшеклассников. Дошкольники. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность.

Мы выделили такие качества личности,, которые необходимо формировать у дошкольников в течение года: трудолюбие, ответственность, бережливость, честность, доброта, чувство! товарищества, вежливость.

В повседневной жизни детского сада создаются возможности для воспитания нравственных качеств ребенка. В старшем дошкольном возрасте, дети легко отличают хорошие поступки .от плохих: драться, обижать, обманывать - это плохо; уважать старших - это хорошо и т.д. Однако каждое нравственное понятие - имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.

Организация и методика опытно-экспериментальной работы

Проблема изучения личности ребенка была поставлена в отечественной педагогике давно. На необходимость диагностики воспитанности школьников, особенностей их психики, индивидуальных свойств и результатов предшествующего воспитания указывала еще Н.К. Крупская. Она считала, что выявление результатов воспитания и опора на них позволяет успешно и эффективно проводить воспитательную работу, осуществлять индивидуальный подход к детям. В статье «О воспитательной работе» Н.К. Крупская писала: «Чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь, в частности... Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям» [99, с. 675]. В современной педагогической науке существует несколько подходов в определении критериев нравственной воспитанности личности. В работах Е.В. Бондаревской, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачева за определяющий критерий нравственной воспитанности предлагается считать отношения личности к окружающей действительности (социальной среде, трудовой деятельности, самому себе, коллективу и пр.); Т.Е. Конникова, А .В. Зосимовский, З.И. Васильева одной из основных характеристик нравственной воспитанности личности принимают направленность личности как результат устойчивого доминирования преобладающих мотивов поведения.

В работах Н.И. Монахова, Н.И. Болдырева предлагается рассматривать нравственную воспитанность школьника как совокупность определенных нравственных качеств личности. Н.И. Болдырев под нравственной воспитанностью понимал наличие у школьников знаний о морали, умений, навыков и привычек нравственного поведения. Учащихся, которые успешно выполняют все основные требования- к поведению, ОН1 относил к высоко воспитанным. Учащиеся; которые не всегда и не все моральные требования соблюдают, по его мнению, имеют среднюю нравственную воспитанность, а учащиеся, которые нарушают требования к поведению и систематически не выполняют своих обязанностей, характеризуются низкой нравственной воспитанностью [27].

О.С. Богданова, М .А. Каиров предлагают рассматривать уровень нравственной воспитанности учащегося, как уровень- развитости нравственного сознания, нравственных чувств, убеждений и поведения.

В работах Л.И . Божович, 3:И. Васильевой, Т.Е. Конниковой, А.В. Зосимовского предлагается в качестве стержневого, «синтетического измерителя» нравственности категория моральной направленности личности. Уровень нравственной воспитанности личности определяется ими из двух основных типов направленности: положительной, собственно нравственной и негативной (аморальной). Заслуживают внимания идеи ряда ученых о том, что основным показателем нравственной воспитанности личности школьника выступает наличие у него определенной совокупности нравственных качеств. Эти идеи имеют наибольшую теоретическую и практическую значимость в решении проблемы диагностики нравственной воспитанности личности детей и школьников. Так, по мнению Б.Т. Лихачева, нравственная воспитанность материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении» [108, с. 269].

М.И. Шилова считает, что воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, уровнем развития. «Воспитанность, - утверждает она, — это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе» [204, с. 13]. При этом М.И. Шилова указывает, что о воспитанности личности можно судить только тогда, когда в ее поведении и деятельности начинает проявляться тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек.

Под уровнем нравственной воспитанности В.Т. Чепиков понимает количественную и качественную оценку ее структурной и содержательной характеристик в зависимости от степени сформированности содержательно-структурных компонентов нравственных качеств, личности школьника и их проявления в его поведении и»деятельности [198].

По мнению И.Ф. Харламова, в целом методика определения уровня нравственной воспитанности основывается на обстоятельном изучении того, что сам говорит и думает учащийся о себе, каков уровень его притязаний и самооценки, что говорят и думают о нем его товарищи, учителя, родители, и другие окружающие люди, а также как он проявляет себя в различных видах деятельности и общении. В соответствии с этим все разнообразие методов изучения учащихся И.Ф. Харламов условно подразделяет на 3 группы [195].

К первой группе относятся методы, основанные на изучении высказываний и суждений самого ученика о себе, о своих товарищах, а также по различным вопросам этики и морали.

Ко второй группе относятся методы, направленные на изучение высказываний и суждений ученика о поведении и нравственности тех людей, с которыми он находится в непосредственном общении.

Третью группу составляют методы, которые связаны с изучением поведения и деятельности учащихся в различных жизненных ситуациях, а также с анализом результатов этой деятельности.

Анализ сущности и содержания понятия нравственной воспитанности и определение научно обоснованных ее показателей представляет значительный интерес, как для теории нравственного воспитания, так и для совершенствования практики педагогической деятельности воспитателей-ДОУ и классных руководителей общеобразовательных школ по организации воспитания нравственных качеств личности. Решение проблемы, измерения, количественных и качественных изменений, происходящих в процессе формирования нравственных качеств личности детей, тесно связано с определением критериев и уровней ее нравственной воспитанности.

Похожие диссертации на Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях