Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Новикова Валентина Ивановна

Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника
<
Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новикова Валентина Ивановна. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 1994 204 с. РГБ ОД, 61:94-13/299-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы процесса гуманизации личности в младшем школьном возрасте 15

1.1. Гуманизация детства в условиях современных социально-экономических преобразований 15

1.2. Феномен доброты младшего школьника основные признаки, источники и движущие силы ее развития 32

1.3. Социально-психологические и естественно научные предпосылки успешности формирования и развития доброты у детей 6~9-летнего возраста 46

1.4. Сущность и структурно-функциональная характеристика процесса воспитания и развития доброты у учащихся начальных классов 59

Глава II. Особенности обеспечения успеха в формирований доброты как существенного личностного качества младшего школьника 70

2.1. Интеграция нравственного просвещения и общественной деятельности - магистральный путь культивирования доброты у учащихся начальных классов 70

2.2. Гармонизация влияния объективных и субъективных факторов как залог продуктивности процесса пробуждения, становления и утверждения доброты у детей младшего школьного возраста 85

2.3. Оптимизация воспитательных воздействий на духовно-нравотвенную сферу личности младшего школьника с целью формирования у него доброты 101

2.4. Экспериментальная проверка эффективности авторского варианта воспитания юных гуманистов в начальных классах общеобразовательной школы 126

Заключение 148

Список использованной литературы 153

Приложение ї7і

Введение к работе

В современных условиях, когда быстро меняются взгляды на различные аспекты жизни общества, особое значение приобретает пересмотр приоритетов в подготовке детей и юношества К ЖИЗНИ и труду. Для учителя-воспитателя значимый смысл имеет ориентация педагогического процесса на воспитание юной смены с позиций непреходящих духовно-нравственных ценностей: жизни народов.в мире и ненасилии, партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве; признания прав и достоинства человека высшим мерилом цивилизованности; любви к отчему дому и родному краю; истинного гуманизма, выражающегося в действенной доброте, ооотрадании и милосердии; заботы об улучшении окружающей среды и т»п#

Закон Российской Федерации об образовании (1992 г.) нацеливает учительство на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и заботящегося о совершенствовании этого общества. Формирование у молодых людей подлинной доброты как элемента их общеличностного развитии имеет огромное значение для ускорения социально-экономического прогресса и потому представляет собой миссию высокой общественной значимости.

В силу очевидной актуальности проблема формирования гуманистических начал и добротворческих потенций в личности растущего гражданина Отечества привлекает внимание ученых.

Философы и социологи С.Ф, Анисимов, Л.П* Буева, Г.Е» Гле-зерман, А«С. Капто, М»И, Петросян, ГЛ. Смирнов рассматривают социально-теоретический аспект проблемы развития у молодежи неподдельной чуткости к окружающим, заботливого и участливого отношения к их судьбам, а также определяют актуальные требования к процессу культивирования в маосе учащихся подлинного гума-

низыа.

В работах психологов Б,Г. Ананьева, A.F» Асмолова,Л.С, Выготского, В.П* Зияченко, А.Г. Ковалева, ЯЛ, Коломинского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Панько, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновско-го, И.М» Якобоона анализируется учебно-воспитательный процесс как база для решения задач интеллектуально-мировоззренческого становления личности школьника и совершенствования ее гуманистических, добротворческих качеств, а в трудах л,И. Бажович, В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Л,Б. Эльконина и др. исследуется психологический аспект совершенствования гуманистической духовно-нравственной культуры учащегося начальных классов.

Обзор научной и методической литературы свидетельствует об интересе современных ученых к исследованию различных аспектов формирования высоконравственной личности ребенка в начальной школе. Научно-методологические основы для эффективного решения проблемы пестования доброты как личностного атрибута молодого человека заложены в трудах Н.й. Болдырева, Д.В, Занкова, В*М» Коротова, И.С. Марьенко, В.И. Петровой, Ю.И. Сокольникова, В.Ф. Фарфоровского, З.К* Шнекендорфа* Усилилось внимание к специфике нравственного воспитания младших школьников (в частности, О.С. Богданова, АЛ. Дулов, Л.Д. Воронцова, В.И. Куравлев), к проблеме гармонического развития личности (В.М. Велич-кина, Л.В. Кузнецова, Э.И. Моносзон, А.В. Петровский, В.А, Gy-хомлинскйй,Т.Н. Филонов).

Имеются исследования, в которых рассматривается идейно-нравственная грамотность учащихся начальных классов (Е.П. Буту-зова, Ф. Гулмадов, Н.Н. Загрязкина, А.Г. Конаныхина, Н.Н. Па-лагина, А.Я. Савченко, В.А. Сяльченко), подвергаются анализу

их нравственные потребности (Н.Ф* Голованова, В*В. Маркова, А.В. Мялкин, А.А. Печенкин, С,Г. Ярикова) и отношения (В.В. Аб-раменкова, А.А, Лытно, В.И. Перминова, В.В* Попова, Г.Г. Gep-геичева, Л.Й. Романова, Н.й. Царева, А.В. Фок), нравственный опыт (Р.Г* Амосова, Г.й. Веденеева, Н.й. Гуслякова, Т.'И. Пого-релов, Г.Т. Цап, Н.В. Ялпаева), единство нравственного сознания и поведения воспитуемых (А.Е. Дмитриев, Г.Б» Михина, Л.Й, Мищенко, А.В. Тихонова, Н.М. Трофимова, Й.Г. Юргена). Появился ряд исследований о возможностях воспитания подлинных гуманистов в условиях детского коллектива (М.й. Краснова, Т.В. Кружшшна, Н.Н. Тарасович), в жизнедеятельности школы-интерната (Ю.В. Гврбеев, Л.П. Нестеренко), группы продленного дня и семьи (Б.М. Рубцова, Г.Ф. Суворова, Н.Н. Терентьева), в процессе трудовой и эстетической внеучебной деятельности (М.Д. Зверева, Й.Д. Мельникова, Л.З. Михайлова), в национальных школах (С.А. Демьянчук, Т.Е. Колупаева, В.Т. Кузь, Ю.Д. Ру-денко, М. Хайитбаев).

В последние годы плодотворно совершенствуют теорию и практику воспитания юных гуманистов по сознанию и поведению Ш.А. Амоноашвили, Й.П. Волков, Е.Н. Ильин, Б.А. Караковский, С.Н. Лыоенкова, М.П. Щетинин и другие учителя-экспериментаторы, развивающие основы педагогики сотрудничества.

Вместе с тем анализ педагогической и методической литературы показывает, что на фоне имеющихся достижений отдельные аспекты гуманистического воспитания учащейся молодежи остаются практически неразработанными, среди них - вопрос о воспитании доброты как существенного, стержневого качества личности в младшем школьном возрасте. Учительством наших дней все более ощущается и осознается противоречие между потребностью педаго-

гической практики в подготовке гуманистически воспитанной личности и уровнем научных знаний о структуре процесса и эффективных путях формирования у детей 6-9-летнего возраста доброты как существенного качества личности.

Социально-политическая значимость вопроса, его недостаточная теоретическая разработанность вызвали к жизни и актуализировали проблему: каковы рациональные приемы и благоприятные факторы воспитания доброты как существенного качества личности современного младшего школьника? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом предпринятого исследования является нравственное воспитание шіадшего школьника в детском ученическом коллективе как целостный процесс, а его предметом - воспитание добротыкак существенного качества личности ученика начальных классов, осуществляемое в рамках этого процесса. При этом под добро-т о й младшего школьника нами понимается его позитивный встречный душевный отклик по отношению к другим людям, последовательное и действенное участие в их судьбах; проявление высокой человечности в отношении ко всему живому.

Успеху в организации и проведения исследования должна была способствовать сформулированная и проверяемая соискателем рабочая гипотеза. Предполагалось, что педагог, работающий в начальном звене общеобразовательной школы, может на повышенных уровнях формировать у каждого ученика доброту как существенное качество личности, если при этом он: конструирует и приводит в движение процесс нравственного воспитания учащихся на стратегической основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, о заботой о подлинной гуманизации детства; хорошо представляет себе сущность, основные признаки, источники и движущие

силы развития феномена доброты младшего школьника; умело опирается на социально-психологические и естественнонаучные предпосылки успешности формирования и развития доброты у детей 6-9-летнего возраста; при конструировании данного процесса и управлении им стремится к максимальному воплощению в жизнь его сущности, соблюденмю специфики функционирования всех его структурных компонентов; магистральным путем культивирования доброты у детей избирает интеграцию их нравственного просвещения и общественной деятельности - синтез теоретического и практического освоения гуманистического образа жизни; в методическом плане старается задействовать возможно большее количество рациональных.педагогических приемов - своеобразный оптимум воспитательных воздействий на идейно-нравственную сферу личности ученика; с целью пробуждения, становления и утверждения доброты у подопечных обеспечивает гармонизацию влияния на них комплекса адекватных исследовательскому замыслу объективных й субъективных факторов.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили совокупность его задач,

  1. Раскрыть основные признаки, источники и движущие силы развития доброты у младшего школьника»

  2. Охарактеризовать социально-психологические и естественнонаучные предпосылки успешности воспитания и развития доброты у детей 6-9-летнего возраста*

  3. Описать сущность и составить структурно-функциональную характеристику процесса ориентации учащихся на общечеловеческий идеал с целью воспитания у них доброты высокого уровня.

  4. Осветить специфику интеграции нравственного просвещения и общественной деятельности учащихся начальных классов как

магистрального пути культивирования у них доброты.

5, Научно обосновать оптимальную совокупность методических
приемов стимулирования у младших школьников потребности в гума
нистическом, добротворческом самосовершенствовании.

6. Осуществить лоиходого-педагогичеокий анализ гармониза
ции влияния объективных и субъективных факторов развития добро
ты у детей младшего школьного возраста,

Методологическую основу исследования составили положения международных и государственных документов о гуманизации детства, научно-философская интерпретация природы и особенностей познания человеком сущности гуманистических взаимоотношений, развития у юного гражданина добротворческого начала как его характеристического качества; принцип системности в педагогических изысканиях (Ю.К. Бабанский, Б.И. Журавлев, Б.И. Загвязинский, B.C. Ильин, Н.Д. Никандров, П.И, Пидкасистый, Б.О, Симонов, Ю.П. Сокольников, Л,Ф. Спирин).

Успеху научно-исследовательского поиска призваны были способствовать методы изучения проблемы воспитания доброты у 6-9-летних детей, адекватные объекту, предмету и цели исследования: применение в рамках эксперимента наблюдений,: бесед, письменных опросов и творческих работ учащихся, обобщения независимых характеристик, монографического изучения личности, анализа соответствующей документации - в сочетании с целенаправленным изучением литературных источников.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись начальные классы средней школы № 2 имени А,П. Чехова г, Таганрога Ростовской области, где диссертант работал учителем и заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Первый этап исследования (І96І-Ї970 гг») - поисково-

теоретический. Изучалась литература по проблеме, разрабатывались концепция, программа и методика исследования. Анализировались и уточнялись авторские позиции и ключевые понятия, важные для получения объективных данных. Посредством констатирующего эксперимента и "срезовых" процедур выявлялись наиболее ценные методические находки учительства по воспитанию у детей доброты.

Второй этап исследования (I97G-I974 гг.) - опытно-экспериментальный. Как внештатный сотрудник АПН СССР, диссертант участвовал в общегородской экспериментальной проверке эффективности "Азбуки нравственного воспитания" - по избранному направлению. Проведен 4-годичяый созидательно-преобразующий эксперимент, в котором были заняты 40 учащихся. В ходе этой работы отшлифовывалась оптимальная совокупность методических приемов, способствующая гуманистическому становлению и добро-творческому самоутверждению учащихся начальных классов. Осуществлялась гармонизация социальных, социально-педагогических, педагогических, психолого-педагогических и психологических факторов, детерминирующих продуктивность предложенной автором методики. Единство гуманистического сознания и добротворчеоко-го поведения учащихся из экспериментального класса обеспечивалось увязыванием в целостный процесс их нравственного просвещения и многообразной общественной деятельности. Отрабатывались критерии проявления доброты у младших школьников как социально-психологического феномена, составлялись содержательные характеристики уровней ее сформированности. Обнародованы добытые соискателем и апробированные на разноуровневых педагогических форумах методические рекомендации по теме.

Тре ти й этап исследования (1974-1989 гг») - контрольный. Трижды перепроверялись итоги формирующего эксперимента

на эффективность предложенной методики; в эту работу было включено 120 учащихся начальных классов, С 1986 года автор являлся членом лаборатории воспитания детей и учащейся молодежи в духе общечеловеческих ценностей при Тверском государственном университете, где в коллективе педагогов-единомышленников отрабатывались, подвергались критическому анализу наши теоретические позиции, актуализировались практические рекомендации учителям, родителям младших школьников и представителям общественности по воспитанию добрых, чутких, заботливых юных граждан Отечества*

Четвертый этап исследования (1989-1993 гг.) обобщающий. Посредством внедрения наших рекомендаций в учебно-воспитательную практику всего начального звена школы выработан стабильный вариант авторской методики, сделаны теоретические выводы по материалам многолетнего исследования, результаты которого оформлены в виде кандидатской диссертации*

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключаются в том, что диссертантом: раокрыты основные признаки, источники и движущие силы развития доброты как существенного качества личности учащегося начальных классов общеобразовательной школы; охарактеризованы социально-психологические и естественнонаучные предпосылки успешности формирования и развития доброты у детей 6-9-летнего возраста; описана сущность и составлена структурно-функциональная характеристика процесса воспитания и развития общеличностных гуманистических качеств у младшего школьника наших дней; освещена специфика интеграции нравственного просвещения и общественной деятельности учащихся начальных классов как магистрального пути культивирования у них доброты; с позиций педагогики сотрудничества обоснована

оптимизация воспитательных воздействий на идейно-нравственную сферу личности младшего школьника в духе общечеловеческих ценностей; осуществлен психолого-педагогический анализ гармонизации влияния объективных и субъективных факторов пробуждения, становления и утверждения доброты у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертационной работе и публикациях теоретические положения и выводы, а также составленные на их основе методические рекомендации для учителей начальных классов по совершенствованию процесса воспитания у младших школьников доброты повышенных уровней проверены в долголетнем и достаточно массовом школьном опыте. Они позволяют существенно повысить показатели доброты у учащихся младшего школьного возраста как олицетворения их гуманистической воспитанности и тем самым способствовать реализации требований Закона Российской Федерации об образовании.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки; комплексностью и адекватностью методов исследования сути решаемой проблемы; реальными положительными сдвигами в уровнях сформированности доброты как существенного качества личности младшего школьника; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы и получением позитивного результата.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по следующим направлениям: а) как член совета

Тверской лаборатории автор участвовал в определении направлений и составлении программ деятельности творческого коллектива, руководил заседаниями секций на ежегодных конференциях; б) в качеотве учителя-методиста диссертант выступал на заседаниях школьных, районных и общегородских методических объединений учителей начальных классов и руководителей систему образования, на массовых совещаниях педагогической общественности по проб- лемам гуманизации я гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в школе; в) соискатель выступал с докладами по изучаемой проблеме на следующих педагогических форумах: 3-я научная конференция по проблемам психологии воли (Рязань, 1970), Всесоюзная научно-методическая конференция по воспитанию учащейся молодежи (Смоленск, 1970), научно-практическая конференция "Интернациональное и патриотическое воспитание учащейся молодежи1' (Махачкала, 1972), Ш Всесоюзные педагогические чтения (Минск, 1973), а также на конференциях разных рангов в гг» Москве, Курске, Твери, Чебоксарах, Ровно, Умани, Ростове-на-Дону, Таганроге (1970-1994 гг.); г) опубликовано. 13 материалов по теме исследования. Кроме того соискатель принимал активное, участие в заседании Круглого стола "Учительской газеты", в передачах Ростовского областного телевидения; обобщенный опыт его работы два года экспонировался на ВДНХ, На защиту выносятся:

1. Структурно-функциональная характеристика процесса ори
ентации учащихся на общечеловеческий идеал личности с целью
воспитания у них доброты высоких уровней.

2, Совокупность рациональных методических приемов, стиму
лирующих развитие у младших школьников внутреннего тяготения

к гуманистическому, добротворческому самосовершенствованию»

I*

В их числе: разъяснение детям сути и содержания норм и правил гуманного поведения как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; показ питомцам привлекательных образцов проявления доброты, личная действенная забота об обеспечении детей средствами гуманистического развития, создание атмосферы доброжелательности в классе; программирование системы ситуаций жизнедеятельности детского коллектива, предполагающих выбор воспитуемыми варианта проявления доброты и активное включение в его реализацию.

3, Положение о прямопропорциональной зависимости продуктивности организуемого и управляемого нами процесса воспитания доброты у подопечных младших школьников от степени гармонизации объективных (социальные и социально-педагогические) и субъективных (педагогические, психолого-педагогические и психологические) факторов, влияющих на ход образовательно-воспитательной работы и детерминирующих ее результаты.

Гуманизация детства в условиях современных социально-экономических преобразований

Охватывая мысленным взором тридцатилетний опыт работы с учащимися начальных классов, мы все более убеждаемся: духовное становление юной личности оказывается ущербным, если педагог обходит стороной вопрос о развитии у каждого своего питомца доброты как существенного признака - атрибута современного гражданина» Нелепо даже представить себе недоброго героя наших дней. Это - вещи несовместимые, так как структура всех общечеловеческих ценностей аподиктически, в обязательном порядке предполагает наличие доброты, позитивно окрашивающей все поведенческие реакции вступающих во взаимодействие членов общества.

Злободневность разговора на эту тему в пору экономического кризиса и заметного падения нравов просто исключительна. Ведь доброта - это конкретное, притом объективно фиксируемое, как бы осязаемое движение человечеокой души развертывающееся изнутри вовне, обращенное к окружающим людям и живым сущест.г вам. Истинность гуманистического заряда человеческой,доброты, этих прекрасных порывов души, легко можно проверить на реальных поступках ученика, на совершаемых им актах сострадания, заботы, помощи нуждающимся одноклассникам, сверстникам, шедшим по возрасту или пожилым людям.

Данное элементарное, но столь важное качество личности растущего человека стало предметом нашего научного исследования и осмысления. Мы старались различными средствами я педагогичесними приемами вызывать к жизни и целенаправленно пестовать подлинно человеческие, добрые побуждения у воей массы учащихся» Продуманное сочетание теоретических и практических занятий, интенсивное внедрение методики коллективных творческих дел, реализация установки на ученическое самоуправление всегда оправдывают себя: молодежь, выросшая в атмосфере искреннего взаимоуважения и неподдельной доброты, уходит в самостоятельную жизнь с похвальным стремлением беззаветно служить людям, с устойчивым рефлексом обостренного внимания к чужой нужде, с душевной чуткостью, с закрепленным и потому таким естественным тяготением к джентльменству в своем поведении. Конечно, идеализировать полученные результаты - значит впасть в губительный субъективизм. Но большинство отзывов на выпускников из экспериментальных классов приносят нам моральное удовлетворение и подтверждают эффективность наших воспитательных методик.

Истина проста: ребенок должен быть изначально добрым; если родители, педагоги и другие воспитатели сумели посеять и взрастить в нем доброту, все остальные программируемые качества личности закономерно приобретают гуманистическую, жизнеутверждающую основу, облагораживающее начало, в существенной мере под-питываются им и, стало быть, поддаются обработке и вызревают куда легче.

Проведенный нами в 1970 году опрос 455 родителей яерво-классников, учителей начальных классов, школьных администраторов и представителей педагогической общественности позволил выявить и ранжировать доминирующие причины проявления 6-7-летними детьми антипода доброты - жестокости ко всему живому.

На первое место среди таких причин коллективное мнение вывело недостаточную осведомленность детей в области морали и этики» Около 32,7% начинающих школьников плохо представляют себе нормы и правила высоконравственного поведения в обществе и природе. Их неинформированность в данной области закономерно влечет за собой неумение разобраться в нравственной сути конкретных ситуаций общения со сверстниками, дать им верную оценку, а как производное - немотивированное совершение поступков с асоциальным и аморальным содержанием: неуважительности и грубости в адрес окружающих людей, жестокости по отношению к животным и растениям.

На втором месте (18,3%) - отсутствие регулярной практики добротворческого участия в судьбах окружающих близких и далеких людей, заботливого отношения к домашним животным, птицам, аквариумным рыбам, млекопитающим, шефства над зелеными насаждениями дома, во дворе, на улице.

Третье место среди всех причин жестокости пришедших на учебу детей 15,4%) занимает семейная практика решения воспитательных вопросов средствами устрашения детей, физических наказаний, взаимного унижения человеческого достоинства членами семьи. Как правило, это происходит в неблагополучных семьях.

Четвертой причиной проявления жестокости б-7-летними детьми (14%) оказалось безнравственное отношение отца и матери ребенка к своим родителям, попытки отчуждения мальчика или девочки от дедушек и бабушек, от своих родственников.

На пятом месте (8,2%) среди доминирующих причин проявления детьми фактов жестокости - вседозволенность , отсутствие сдерживающих и регулирующих моментов в отношении ребенка к людям и ко всему живому. Такие обстоятельства провоцируют развитие в личности начинающего ученика эгоцентризма, неспособности к самокритичности в процессе общения с окружающими, равнодушие к чужим страданиям и заботам Аналогичный опрос 360 представителей тех же категорий воспитателей в 1990 году лишь поменял местами 1-ю и 2-ю причины проявления жестокости в детской среде: тут 26,6% из общего количества баллов вывели на 1-е место отсутствие у детей регулярной практики участия в добротворческих делах, а 22,1% поставили вслед за этой причиной неинформированность ребят в вопросах нравственности и этикета.

Формирование гуманистических качеств личности считалось важным во все времена. Особенно актуальной становится эта проблема в связи с тяжелым кризисом в социально-экономической и духовной жизни нашего общества, нестабильностью нравственности.

Курс на радикальное изменение нашего общества выдвинул на первый план демократизацию, реформу экономической и политической систем, восстановление высоконравственных социальных ценностей и идеалов, вбирающих в себя гуманистические начала общечеловеческой культуры, извечное стремление к лучшей жизни и социальной справедливости. Такая политика государства повышает престиж учебно-воспитательного процесса как социальной ценности и его значение для всестороннего развития личности. В связи с этим воспитание у учащихся гуманистических качеств личности становится делом особой социальной значимости.

Феномен доброты младшего школьника основные признаки, источники и движущие силы ее развития

На основе общеизвестной теоретической позиции о том, что ребенок должен быть изначально добр и что доброта по ходу жизни может диалектически развиваться, феномен доброты рассматривается нами как многостороннее явление социально-педагогической действительности.

Уже в "Программе обучения и воспитания в детском саду" и в опыте воспитателей дошкольных учреждений мы встречаемся с понятием "доброта" и его составляющими. Так, в рекомендациях к программе обучения и воспитания в детском саду его авторы -Н.Г. Нечаева, Б.П. Залогина, Л.Н. Пеньковокан, Р.И. Жуковская -советуют формировать у ребят целый спектр благородных нравственных чувств и отношений: добрые чувства и отношения к окружающим людям; чувство сострадания, сопереживания, симпатии к товарищам, дружелюбное отношение к ним, отзывчивость на просьбу о помощи; активное проявление добрых чувств к людям; зарождение чувства деликатности; формирование моральных представлений: хороший человек - добр, кого называют добрым, добрый человек любит животных, никогда не дает их в обиду и др. (См.: 134, с. 3 и 16).

Вопросы воспитания гуманных образований в личности - добро-творческих представлений, чувств, привычек, опыта - в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Л.С. Выготского, А.В. Ваш рожца, А.А. Іюблинокой, Т.А. Марковой, В»С Мухиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.

Для объективности рассмотрения феномена доброты обратимся к его научным толкованиям,

В сборнике "Азбука нравственности" (составитель -А.И» Алексеева) дается следующее определение: "Доброта - отзывчивость, дружеское отношение к людям" (5, с. 42). Это определение отличается одноаспектностью, не раскрывает всех составляющих данного феномена.

Словарь "Психология" (под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) совсем не включает термины "добро", "доброта" и их составляющих.

"Словарь русского языка" СИ. Ожегова приводит определение: "Доброта - отзывчивость, душевное расположение,к людям, стремление делать добро другим". В другом "Словаре русского языка" (главный редактор второго издания - А.Е, Евгеньева) это определение повторяется дословно.

Практически все определения одинаковы, отличаются односторонностью и не указывают на действенное применение этого свойства личности как характеристический признак устойчивого качества индивидуума. Наше понимание доброты устраняет этот пробел в дефиниции. Оно раскрыто во введении к диссертации.

В данном параграфе мы рассмотрим основные признаки, источники и движущие силы развития феномена доброты у младшего школьника.

Эффективность процесса воспитания доброты как существенного качества личности младшего школьника зависит от тех исходных теоретических ПОЗИЦИЙ, которыми руководствуется воспитатель. Наши позиции вырабатывались под воздействием изучения основополагающих трудов выдающихся педагогов, психологов и физиологов прошлого и современности, учителей-экспериментаторов.

Анализ подходов разных авторов и собственных позиций» выработанных в многолетнем педагогическом опыте, позволил нам выделить ряд характеристических признаков феномена доброты как существенного качества личности учащегося начальных классов.

Доброта представляет собой психическое образование, форми-. рующееся на основе опыта общения и деятельности, знаний, навыков ученика.

Как правило, эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным Поэтому учителю начальных классов необходимо овладеть методикой эмоционального пробуждения разума, интеллектуально-мировоззренческих начал в личности ребенка.

Начинающий школьник воспринимает окружающую его действительность целостно, не расчленяя ее по аспектам и направлениям. В этом его неоспоримое преимущество перед взрослыми. Очень важно как можно дольше сберечь и сохранить целостное, образное, детское восприятие мира. Это позволит влиять одновременно на сознание, чувства и поступки детей.

Интеграция нравственного просвещения и общественной деятельности - магистральный путь культивирования доброты у учащихся начальных классов

Методологическую и общетеоретическую интерпретацию такого подхода к подготовке благопорядочных граждан Отечества и по-настоящему добрых людей осуществили Б,Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова и В.И. Петрова, Й.П. Иванов, В.А. Караковский, В.М. Коро-тов, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Ю.П. Сокольников, Г.Н. Филонов. На данных позициях отроят свою практическую деятельность в начальных классах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский.

В русле заявленного магистрального пути воспитания юных граждан, характеризующихся повышенными уровнями доброты, нами совместно с проблемно-исследовательской группой включившихся в опытно-экспериментальную работу педагогов г. Таганрога были обозначены конкретные направления совершенствования мальчиков и девочек в нравственном отношении. Так, например, на Всероссийской научно-практической конференции 1972 г. в Махачкале (см.: 62, с. 29-34) мы вынесли на суд педагогической обществен нооти характеристику пяти особенно злободневных в то время путей интернационального и патриотического воспитания подопечных, программа которых позволяла нам оптимизировать содержание и методику подготовки высоконравственных членов общества»

1-й путь - формирование мировоззренческого потенциала детей в процессе изучения основ наук на урочных занятиях.

Исследование убеждает в том» что при освоении комплекса предлагаемых основ наук у ребят последовательно и все более прочно закрепляются систематизированные представления и понятия о природе как экологическом феномене и среде обитания человека, о современном обществе и конкретно-исторических обстоятельствах его развития, о человеке как главнейшей ценности на Земле. Целью этой работы является формирование у воспитуешх широкого взгляда на окружающий мир, пробуждение ответного положительного отклика на злободневные нужды и интересы близких и далеких людей, превращение благородных побуждений детворы в закрепляющиеся устойчивые и действенные потребностные состояния.

2-й путь - граждански-нравственное просвещение мальчиков и девочек в системе внеклассной и внешкольной работы - через ученические утренники и сборы, регулярные беседы и встречи G интересными людьми, просмотры и обсуждения кино- и телефильмов, размышления по поводу прослушанных радиопередач на общественно-политические и морально-этические темы, коллективное чтение КНИГ по волнующим ребят проблемам, организацию тематических викторин, занятия теоретического характера в детских кружках, оформление специальных стендов и монтажей к праздничным дням и торжественным датам в жизни государства, школы, класса. Деятельность учителя как организатора педагогического влияния на сознание питомцев и всех его сподвижников в данном устремлении энергично дополняет содержание урочных занятий, расширяет общественно-политический, морально-этический, социально-экономический, эстетический и духовно-культурный кругозор младших школьников, углубляет понимание ими социальной и личностной значимости доброты как фактора, сближающего людей из разных стран, детей всех народов.

Знакомясь с историей родного города, своей области, с историческими памятниками и биографиями народных героев, с трудом и взаимоотношениями людей, учащиеся начальных классов сильнее и сильнее утверждаются в мысли о величии доброты как неподдельного проявления гуманистических общечеловеческих ценностей. Они испытывают рост и усиление чувства любви к отеческому краю, к окружающим людям и родительскому дому, к своей Отчизне. В нашем исполнении эти новообразования в эмоционально-волевой сфере 6-9-летних детей тесно увязывались с идеей общности надежд и чаяний живущих бок о бок представителей всех национальностей, с первичным убеждением в необходимости укреплять отношения равноправия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества народов нашего государства и всей планеты. Расширение фонда таких приобретений в области интернационального сознания детей осуществлялось за счет предоставления им возможности узнавать многостороннюю информацию о прошлом и настоящем международного че -ловеческого сообщества.

3-й путь - доступное ознакомление учащихся начальных классов с практикой общественно-трудовой и духовно-культурной жизни в. нашей стране и за рубежом. В соответствии с логикой исследования здесь тоже сочетались просвещенческие и практические формы работы. Теоретический план представляли - наряду с вышеуказанными - общественно-политические и морально-этические ин формации, заочные путешествия по братским республикам, изучение искусства народов мира, посильное участие в интернациональных акциях и фестивалях дружбы народов, посещение выставок о странах и континентах, рисование на темы из жизни, разучивание танцев, песен, игр разных народов, общение с обучающимися в Таганроге или приезжающими в Приазовье иностранцами. Практический аспект работы на этом пути включал организацию и использование в образовательно-воспитательном процессе комнат боевой и трудовой славы нашего народа, школьных музеев, залов, уголков, переписку со сверстниками из братских республик и других государств, уместное и посильное включение детей в общественно-политические праздники на уровне школы и класса, проведение экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, прогулок и походов.

Фронтальное двухаспектное приобщение учащихся младшего школьного возраста к непосредственному опыту воплощения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в социальную и трудовую практику от местного до планетарного масштаба способствует упрочению интеллектуально-мировоззренческого фундамента личности, характеризующейся добротой повышенного уровня. Оно дает возможность подкреплять накопленные ребятами знания об объективной реальности убедительными жизненными примерами, а также неоспоримыми фактами из собственных наблюдений и педагогически продуманно выводить из них первичные детские убеждения интернационально-патриотического, гуманистически-добротворчес-кого характера»

4-Й путь - организация непосредственного общения учащихся со сверстниками иг братских республик и из-за рубежа. Она у нас преломлялась в целой гамме используемых организационных форм. 1. Совместная учеба детей-представителей разных национальностей - у нас чаще всего русских, татар, греков, евреев, армян, украинцев, 2. Совместное выполнение общественно полезных дел в рамках проводившихся фестивалей и встреч молодежи из разных республик и государств - закладка аллей дружбы, уход за зелеными насаждениями в подшефной зоне. 3. Совместный отдых и досуг детей из братских республик и других государств мира в загородных лагерях на берегах Азовского моря, Дона и Миуса. 4. Встречи детей по программам областных и более крупных по своему рангу слетов молодежи, спортивных соревнований, предметных олимпиад, детско-юношеских выставок, смотров художественной самодеятельности и конкурсов искусств, 5. Организуемая с помощью и участием шефов-подростков переписка G представителями братских республик и зарубежных стран.

Мы утвердились в предположении, что личные контакты наших подопечных со сверстниками на самых разных уровнях существенно влияют на формирование у них чувств дружбы и товарищества, взаимного уважения, чем в значительной мере опосредуется вызревание у мальчиков и девочек доброты как неотъемлемого качества человека-гуманиста. Выяснилось, что непосредственное общение с детьми иных народов и национальностей делает жизнь, помыслы и чаяния сверстников из дальних краев понятнее, ближе, роднее. Оно дает возможность сопереживания успехов и неудач своих знакомых и делает далеких друзей единомышленниками.

Гармонизация влияния объективных и субъективных факторов как залог продуктивности процесса пробуждения, становления и утверждения доброты у детей младшего школьного возраста

Очевидно, что человек XXI века будет представлять собой гармонически развитую, общественно активную, социально ответственную личность, соединяя в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Но в человеческой личности психологи, как известно, насчитывают приблизительно две тысячи качеств. Отсюда видно, какие серьезнейшие трудности заключает в себе организация общего процесса нравственного воспитания, в том числе - и воспитания у каждого младшего школьника доброты как существенного качества личности. Поэтому вначале обратимся к истолкованию содержания соответствующих терминов, которыми нам придется довольно часто пользоваться в диссертации.

Мы выделяем как теоретически значимые и используем в практической деятельности факторы воспитания. В "Философском словаре" фактор понимается как "термин, традиционно используемый для обозначения социологических концепций, пытающихся объяснить общественное развитие воздействием ряда "равноправных" факторов: ЭКОНОМИКИ, РЄЛИГИЙ,-МОраЛЙ, ТеХНИКИ, КулБТурЫ И Т.П.", 1 "Словарь русского языка" дает определение более конкретное: "Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты", В последующем мы будем пользоваться именно таким определением содержания данного термина.

Рассмотрим термины "объект" и "субъект". "Объект - явление, предмет, лицо, на которые направлена чья-либо деятельность, чье-либо внимание и т.п.". "Субъект - индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятёль-ности и познания, направленных на объект".а Для сравнения приведем определения, помещенные в "Философском словаре": "Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности". "Субъект - носитель предметно-познавательной деятельности и познания, источник активности, направленной на объект"»

Весьма интересно сопоставить определения термина "гармония". В "Философском словаре": "Гармония - связь, соглаоие, стройность; категория, отражающая соразмерность и упорядоченность частей целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта", В "Словаре русского языка" "гармония" определяется как "стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т.п.)".

На протяжении тысячелетий лучшие умы человечества вынашивали идею формирования гармонической и всесторонне развитой личности. На необходимость устремления подрастающих поколений к оптимальному сочетанию личных и общественных интересов указывают в своих работах П.П. БлонскиЙ, О.С. Богданова, Е.Ш Бу-тузова, В.К. Коротов, Л.В. Кузнецова, Н.К. Крупская, AVC. Макаренко, Б.С Мухина, В.И. Петрова, Ю.П. Сокольников, ВЖ Фар-форовский, Г,Н. Филонов, СТ. Шацкий и др. Они отмечают, что нужно с самого раннего детства, а тем более на школьной скамье, учить наших детей полноценно жить и проявлять себя среди людей, чувствовать другого человека, соотносить свои желания и поступки с желаниями и поступками сверстников, с заботами и нуждами окружающих взрослых людей. В их трудах отмечается, что жизнь школьника есть включение его в непрерывную цепь ситуаций, где он оказывается перед большим или малым по степени своей социальной значимости нравственным выбором. Многие ситуации возникают спонтанно, а часть из них специально моделируется и созда ется педагогом Чем больше в жизнедеятельности детского коллектива возникает естественных ситуаций, требующих от ребенка активного сопереживания и включающих его в практическое добротворчество, тем прочнее закрепляется в нем потребность совершать добрые поступки.

Никогда не утрачивает своей педагогической значимости стоящая перед учителем задача - помнить о том, что зло и жестокость заразительны. Поэтому он должен сделать все, чтобы сердца малышей не очерствели, чтобы увеличивалось добро в окружающем ребенка мире. Его священная обязанность и назначение -укрепить у детей веру в конечную победу добра, создавая для этого ситуации, как раз и требующие от них настоящего добротворчества. Сегодня это сложнейшая, очень тонкая, но абсолютно необходимая социально-педагогическая работа школы. Особое вни мание следует уделить воспитанию интеллигентности, которую В»А. Караковский характеризует как "особое свойство ЛИЧНОСТИ". Она сегодня выступает в качестве критерия и показателя духовно-нравственной воспитанности гражданина, которая проявляется в приветливости и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь человеку, в чиототе языка и чистоплотности быта» Интерес в этом отношении представляет взгляд отечественного философа и филолога А.Ф. Лосева: "интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия" (105, с. 315). Это мнение диссертант разделяет полностью, проверив его истинность собственной многолетней воспитательно-исследовательской работой в данном направлении.

Как уже заявлено выше, главнейшей своей задачей по части воспитания младших школьников реальными гуманистами наш коллектив единомышленников-исследователей считал настойчивое пробуждение и последовательное культивирование у детей доброты -естественного атрибута идеального гражданина, воплощающего в себе немеркнущие ценности человечества. Суть нашего педагогического кредо раскрывает ставшее исходной позицией исследования убеждение в том, что продуктивность организуемого и управляемого нами процесса прямопропорционально зависит от отепени гармонизации объективных и субъективных факторов, влияющих на ход образовательно-воспитательной работы и детерминирующих результатов».

Похожие диссертации на Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника