Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Коваль Нина Михайловна

Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога
<
Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коваль Нина Михайловна. Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.01 Москва, 2005 345 с. РГБ ОД, 61:05-13/1637

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в практике художника-педагога. 20

1.1 Анализ интенсивных педагогических технологий. 20

1.2 Психолого-педагогические основы интенсификации обучения детей рисунку и живописи. 48

1.3 Специфика деятельности художника-педагога детских школ искусств и предпосылки использования в его практике профессиональных педагогических технологий

интенсификации обучения детей рисунку и живописи. 82

Глава 2. Условия использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической

деятельности художника-педагога. 120

2.1 Модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи. 120

2.2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности будущего художника-педагога малокомплектных детских школ искусств 181

Заключение 240

Список литературы 245

Приложения 2  

Введение к работе

Общие тенденции развития образования на современном этапе, такие, как технологизацня обучения, переход к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемності!, поиск психолого-педагогических условий перехода к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим способам организации и управления учебным процессом, перенос акцента на познавательную деятельность обучаемого совпадают с принципами реформирования общего, художественного и профессионального образования, сформулированными в «Концепции общего и среднего образования», «Концепции развития художественного образования в Российской Федерации» и отраженными в государственных образовательных стандартах [27, 37, 38]. Из них мы считаем необходимым акцентировать внимание наследующих:

• гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества;

• демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся;

• дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

• комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

• распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучаемого;

• внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

Немаловажно, что внедрение «Концепции развития художественного образования в Российской Федерации» требует создания комплекса организационно у правленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, в частности:

• повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

• повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

В тоже время, несмотря на насущность обновления системы художественного образования, декларируемого «Концепцией художественного образования РФ», динамика процесса реформирования этой системы не соответствует требованиям современности.

Начальным звеном специального художественного образования традиционно считаются образовательные учреждения массового художественного образования - детские школы искусств [112, 114], которые также относятся к системе дополнительного образования [43, 46, 194].

Процесс обучения в детских школах искусств осуществляется под руководством художников-педагогов. Обучение изобразительному искусству осуществляется в форме групповых занятий, в отличие от обучения детей музыке, когда музыкант-педагог работает с учащимся индивидуально.

Деятельность художника-педагога в рамках традиционной системы обучения рисунку и живописи изначально не направлена на интенсивность учебного процесса, так как подразумевается, что уровень художественного развития учащихся обеспечивается достаточно жестким отбором на вступительных экзаменах. В ситуации, когда в детскую художественную школу все же поступает ребенок с недостаточным уровнем первоначальной подготовки, традиционная система художественного образования в условиях группового обучения не может обеспечить полноценное художественное развитие такого учащегося.

Между тем прием детей на художественные отделения региональных детских школ искусств осуществляется без вступительных экзаменов или на основе зкїаменон с минимальными требованиями, что, с одной стороны, обес-мечивас] доступность обучения всем желающим, но, с другой стороны, налицо слабая начальная подготовка поступающих, группы художественного отделения формируются по принципу малокомплектности. Вступительные экзамены в региональные учреждения среднего специального и среднего профессионального образования, в частности на художественно-педагогические специальности, ежегодно выявляют низкий уровень подготовки выпускников художественных отделений региональных детских школ искусств, что, в свою очередь, сказывается на подготовке кадров для учреждений культуры и искусства.

Таким образом, актуальность исследования диктуется потребностью интенсификации обучения детей рисунку и живописи в региональных школах искусств, что обуславливает совершенствование процесса профессиональной подготовки специалиста - художника-педагога, владеющего моделью профессиональных педагогических технологий.

Специальная подготовка детей, осуществляемая художниками-педагогами в региональных детских школах искусств, сегодня затруднена в связи с имеющимися противоречиями:

• между требованиями общества к художественному образованию детей и его реальным состоянием;

• между высокими требованиями к результативности процесса обучения и недостаточной научно-методической и, в том числе, технологической обеспеченностью этого процесса;

• между современными требованиями к профессиональной подготовке художника-педагога и его реальным педагогическим уровнем.

Выявленные противоречия подвели нас к выводу о сложности, актуальности, практической значимости проблемы нашего исследования — использования профессиональных педагогических технологий интенсификации .обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога детских школ искусств. Стенеш, научной разработанности проблемы.

Специального научного исследования проблемы использования профессиональных педагогических технологий в становлении практической деятельности художника-педагога до настоящего времени не проводилось. Анализ на-\чной литературы и специальных исследований показал, что подход к обучению детей рисунку и живописи посредством профессиональных интенсивных технологий, как и использование модели этих технологий в подготовке будущих художников-педагогов, не применялись.

Психологическую основу научного подхода нашего исследования к современным педагогическим технологиям составили работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В, В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, И. А. Зимней, Л. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина.

Большое влияние на наше исследование, на его методологическую основу в области психологии изобразительного искусства, эстетического воспитания и обучения изобразительному искусству оказали основополагающие научные труды Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева.

Формированию философско-психолого-педагогических основ нашего исследования способствовали работы, посвященные вопросам творчества и искусства в философском и культурологическом аспектах, профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля А. А. Аронова, Н. К. Баклановой, О. А. Блоха, В. А. Волобуева, Л. С. Зориловой, Н. А. Слядне-іюі і, В. И. Черииченко, В. М. Чижикова.

В плане использования интенсивных технологий в процессе обучения детей основополагающими работами для научного обоснования нашего исследования явились педагогические труды Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Л. Н. Ланды, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Л. Ф. Спирина, Г. К. Селевко, В. П. Симонова, И. С. Якиманской.

Работая над авторской моделью педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, мы ознакомились с исследованиями, посвященными использованию различных педагогических технологий в различных областях знаний и на различных ступенях общего образования Е. В. Блохиной, Н, Д, Жариновой, Е. В. Огородникова, И. А. Подушкина, Е. В. Сове-товой, О. М. Соколенко, Т. Г. Суминой, Н. А. Шерстневой.

Особый интерес для нашего исследования представили посвященные вопросам проектирования, использования и оценке эффективности педагогических технологий в профессиональном и специальном образовании работы Н. В. Бабушкиной, А. Г. Казаковой, Т. Н. Крыгиной, А. И. Науменко; в подготовке будущих учителей - работы Н. В. Гуляева, Т. И. Карякина, В. Г. Колесникова, Д. В. Легенчука, И. В. Ратова, О. Ю. Скрябина.

В аспекте подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе специалистов художественного образования и художников-педагогов нас заинтересовали работы Е. В. Баталиной-Корневой, Е. И. Веселовой, Е. Г. Вотиновой, Г. Д. Выхристюк, О. М. Гущиной, О. Т. Дзампаевой, Л. А. Додоновой, Л. А. Ивахновой, О. А. Козыревой, И. А. Лахти-ной, II. Ю. Павловой, Е. II. Поляковой, И. Н. Туманова, М. В. Финько, Н. В. Шайдуровой.

В своем исследовании, направленном на обоснование и разработку модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи мы опирались на обосновывающие инвариантную технологическую основу интенсивной системы обучения работы М. А. Бондаренко, Т. А, Мамигоновой.

Большую помощь в определении системно-функционального подхода к построению деятельности художника-педагога нам оказали труды Г. Г. Вино-[ радовой, Т. С. Комаровой, Н. П. Костерина, О. А Керимшеевой, В. М. Козлова, В. Б. Космшіской, Т. И. Кутеповой, Г. Н. Ли, Л. Г. Медведева, Н. П. Никаноро-вой, Г. И. Орловского, Ы. М, Сокольниковой, В. И. Страхова, Н. И. Ткаченко, Н. Б. Халезовой, А. С. Щипанова.

Рассматривая детскую школу искусств как учреждение культуры и искусства, относящееся и к системе профессионального, и дополнительного образования, мы не могли обойти специальные, заслуживающие нашего внимания работы В. А. Березиной, Т. Д. Жалсановой, Л. Ю. Ляшко, Р. Е. Минасяна, Н. А. Морозовой, В. Г. Федотовой, Л. Н. Ходуновой, Т. В, Челышевой, а также работы, раскрывающие проблемы творческого развития личности и освещающие вопросы обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования Е. Н. Бауман, О. А. Левченко, О. П. Медведевой, С. Б. Михайловой, О. 10. Михалевой, Н. X. Талипова, Т. А. Юшко и др.

Особое наше внимание привлекли труды, посвященные вопросам образовательного процесса в условиях малокомплектных школ, в том числе, обучения детей изобразительному искусству Т. Ф. Беляева, В. С, Кузина, Э. И. Кубышки-ной, Н, М, Сокольниковой, Г. Ф. Суворовой, Т. Я. Шпикаловой. 

Мы должны констатировать, что использование профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи не освещается ни в одной из опубликованных на сегодняшний день работ.

Нами изучены диссертационные исследования, направленные в целом на совершенствование обучения изобразительному искусству в системе общего образования (И. М. Аганов, С. В. Аранова, С. И. Назарова, Л. Г. Савенкова, Ю. А. Фильчакова), посвященные вопросам эстетического воспитания, развитию личности и творческих способностей учащегося (М. С. Аромштам, Н. Ф. Бабина, 10 Ф. Каїхапова, И. В. Киреева, А. И, Савенков, Т. А. Сидорчук, Н. М. Сокольникова, Т. А. Суханова, И. Л. Левин, Н. А. Лепская, Н. В. Литвинова, Л. С. Нерсисян, Л. А. Устинова-Баранова).

Основная масса исследований, посвященных вопросам обучения детей изобразительному искусству, направлена на исследование младшего школьного, в лучшем случае, раннего подросткового периода (в том числе Г. А. Горбунова, Н. Б. Гущина, Н. В. Долгоаршинных, В. П. Копцев, Л. В. Лобейко, Л. П. Малиновская, И. Л. Медведева, Е. А. Никольская, Е. М. Новиков, В. А. Панти-коїі, А. В. 1 Іотемкина, С. П. Рощин, Е. К. Ривина, А. П. Сухарева и др.).

Достаточно широко, на наш взгляд, представлены исследования в области среднего и высшего художественного образования, также рассматривающие отдельные методы и средства обучения изобразительному искусству и педагогические условия их применения (В. Е. Багдасарова, А. Н. Витковский, А. В. Данилов, А. В. Екатеринушкина, К. X. Карамова, Ю. Ф. Катханова, В. Н. Кле-щев, В. В. Морозова, Г. М. Москвина, Д. М. Оверчук, Л. И. Панкратова, Л. П. Саксоиова, I:. Е. Симонова, А. И. Сухарев, Е. Л. Толстых, Л. Н. Устенко, Е. С. Хусаинов, Т. О. Чедия, А. И. Яншин и др.).

Тем не менее, отрадно отметить, что существуют работы, направленные на изучение возможностей использования педагогических технологий для обучения творческим дисциплинам юношества и взрослых, их личностно-профессионального развития. Интересно в этом плане диссертационное исследование В. В. Бондаревой «Технология личностно-профессионального развития гворческого педагога (на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»)».

Особый интерес представляет для нас исследование О. Д. Картавцевой на сему «Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте». Тщательный сравнительный анализ исследования О. Д. Картавцевой и нашего исследования показывает, что, как и сама формулировка темы исследования, так и все его составные, включая цель исследования, объект, предмет, гипотезу, задачи и, тем более, положения, выносимые на защиту, между собой не стыкуются, имеют существенные отличия. Они оригинальны.

По своему назначению нас не могла не заинтересовать работа Н. А. Семина «Методика и технология преподавания изобразительного искусства». Знакомство же с данной работой позволило сделать вывод о том, что содержание совершенно не раскрывает самого названия работы. Нам не удалось обнаружить сколько-нибудь значительный материал, отвечающий специфике использования технологий в обучении изобразительному искусству; по сути, работа представляет собой описание учебной программы с методическими рекомендациями, являющимися результатом преподавательского опыта автора работы.

В результате анализа приведенных исследований мы пришли к выводу, что проблема использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога не была предметом специального рассмотрения, что и обусловило выбор рассматриваемой темы: «Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога».

С учетом сказанного была сформулирована следующая цель исследования: рцфабогать модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога детской школы искусств.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов к практической деятельности в качестве художника-педагога детской школы искусств.

Предмет исследования: процесс использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности будущего художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

В качестве гипотезы исследования выступали предположения о том, что использование профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога повысит ее эффективность, если:

• будут определены теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

• будет установлена специфика деятельности художника-педагога и выявлены предпосылки использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в практической деятельности художника-педагога детских школ искусств; • будет разработана модель профессиональных педагогических технологій интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога;

• будут определены условия использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие основные задачи исследования:

1) определить теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

2) выявить специфику деятельности художника-педагога детских школ искусств и предпосылки использования в его практической деятельности профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи;

3) разработать и экспериментально обосновать модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств;

4) сформулировать условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога мало комплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Теоретико-методологической основой работы явились: концептуальные положения дналектико-материалистической философии о ведущей роли деятельности в развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики; общенаучные принципы системного и деятельностного подходов; теории системно-комплексного, личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; ассоциативно-рефлекторная концепция обучения; общие основы теории управления; системный подход к управлению педагогическим процессом.

Раскрывая научно-теоретическую базу исследования, мы опирались на концепцию деятельностной модели обучения, основывающейся на теории деятельности А. Н. Леонтьева, поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и теории управления познавательной деятельностью Н. Ф. Талызиной; на концепцию развивающего обучения, признающую за обучением решающую роль в развитии ребенка, обоснованную в трудах Л. С. Выготского, П. Я Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эль-конина; на методы программированного обучения и алгоритмизации В. П. Бес-и иль ко; на технологические принципы педагогических технологий В. П. Бес-палько, И. П. Волкова, Д. Б. Эльконина - В. В Давыдова, Л. В. Занкова, А. А. Окунева.

Исследуя проблему использования в становлении практической деятельности художника-педагога профессиональных педагогических технологий обучения детей рисунку и живописи, мы опирались на основополагающие труды в области психологии изобразительного искусства, теории эстетического воспитания и художественного образования, методики обучения различным дисциплинам изобразительного искусства О. А, Авсияна, Н. Н. Анисимова, Г. В. Беда, И. П. Волкова, И. П. Игнатьева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, Л, 1; Герен іьева, Е. В. Шорохова, А, П. Яшухина.

Цель и задачи исследования определили характер теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы включали:

• широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; • анализ нормативной и учебно-методической документации для учреждений культуры и искусства, а также детских образовательных учреждений культуры системы дополнительного образования (детские художественные школы и детские школы искусств);

• общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.

Эмпирические методы включали:

• анализ опыта работы художников-педагогов детских школ искусств Чукотского АО в области обучения рисунку и живописи;

• наблюдение за практической работой художников-педагогов и учащихся на учебных занятиях в рамках констатирующего и формирующего экспериментов;

• беседы с художниками-педагогами, учащимися и их родителями;

• анкетирование учащихся классов изобразительного искусства детских школ искусств Чукотского АО;

• устный опрос и тестирование учащихся и их родителей;

• модульное структурирование этапов исследования по теме «Изучение светотеневой моделировки формы» содержания обучения рисунку и живописи;

• составление матричного анализа итогового контроля выполнения учебных заданий учащимися экспериментальных и контрольной групп;

• опытно-экспериментальная работа, методы педагогических измерений в системе художественного образования.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования (1993-2002 гг.) в процессе практической преподавательской работы в детской школе искусств и Чукотском национальном колледже искусств г. Анадырь нами осуществлялся поиск эффективных методов и средств интенсификации обучения детей и студентов специальностей «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» дисциплинам изобразительного искусства; выявлялась и уточнялась специфика практической деятельности художника-педагога, его роль в процессе обучения детей различным предметам изобразительного искусства; уточнялась методика обучения изобразительному искусству в детской школе искусств, и определялись пути ее освоения студентами в процессе профессиональной подготовки; на практике вырабатывались и обосновывались принципы будущей модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, выявлялись особенности практической деятельности художника-педагога по реализации этой модели. Изучалось и подвергалось анализу общее состояние обучения изобразительному искусству в региональных детских школах искусств; изучалась нормативная база исследования. Был осуществлен констатирующий эксперимент. В результате данного этапа был систематизирован обширный практический материал, установлено объективное состояние обучения художниками-педагогами детей изобразительному искусству в малокомплектных детских школах искусств Чукотского АО, сформированы эмпирические основы будущей модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, общие основы ее использования в становлении практической деятельности художника-педагога. 

На втором этапе исследования (2002-2003 гг.) изучались методологическая и теоретическая основы современных педагогических технологий, осуществлялся анализ специальных публикаций, посвященных инновационным методам обучения, систематизировалась и научно обосновывалась концепция профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи, принципы использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств. Был уточнен категориальный аппарат исследования, скорректирована программа и методика проведения эксперимента, разработан экспериментальный дидактический материал, подготовлен и проведен формирующий эксперимент. Результаты этого этапа исследования отражены в публикациях «Методика процесса обучения изобразительным дисциплинам» (2003 г. — 7 с.) и «Современные педтехнологии в интенсификации обучения творческим дисциплинам» (2003 г. - 10 с).

На третьем этапе исследования (2004-2005 гг.) был полностью систематизирован материал формирующего эксперимента, проведен его анализ, сделаны выводы. На основе теоретико-методологического анализа и экспериментальных исследований была систематизирована совокупность научных положений начального звена системы художественного образования, уточнены базовые понятия по проблеме, представлена модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи. По итогам эксперимента разработаны условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО. Результатом третьего этапа исследования стали публикации «Некоторые аспекты интенсификации процесса обучения изобразительному искусству» (2004 г. - 6 с.) и «Педагогические технологии в интенсификации обучения изобразительному искусству» (2004 г. - 18 с).

Базой исследования выступили 2 региональных учреждения среднего профессионального образования - Чукотский национальный колледж искусств и Чукотский многопрофильный колледж, 5 детских школ искусств Чукотского АО (Анадырская базовая детская школа искусств г. Анадырь, детская школа искусств п. Угольные Копи, детская школа искусств п. Эгвекинот, муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Билибино, детская школ искусств г. Певек), а также 2 детские художественные школы г. Москвы (детская художественная школа № 1 им. В. А. Серова и Краснопресненская детская художественная школа). Формирующий эксперимент проводился на базе Анадырской базовой детской школы искусств, классов школы одаренных детей при Чукотском национальном колледже искусств г. Анадырь и Чукотского национального колледжа искусств (специальность 0512 «Живопись», специализация 0512.01 «Станковая живопись») г. Анадырь.

Общее количество респондентов, охваченных исследованием, составляет 199 человек.

Нами лично была осуществлена подготовка, организация и проведение экспериментального исследования на всех указанных базах.

Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что:

1. Сформулирована научная идея обучения рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации, развивающая теорию художественного образования.

2. Концепция педагогических технологий в процессе обучения обогащена новыми фактами, поскольку исследование проводилось на предметном и методическом материале предметов «Рисунок» и «Живопись».

3. Обоснована теория использования в становлении практической деятельности художника-педагога модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

4. Введено понятие профессиональных педагогических технологий.

5. Выявлены условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1. Проведен анализ психологической, педагогической и специальной научной литературы и публикаций по проблеме исследования, на основе которого сформулированы: теоретические основы модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи; принципиальные основы практической деятельности художника-педагога с использованием этой модели.

2. Изложены научно-обоснованные аргументы по вопросу использования профессиональных педагогических технологий в становлении практической деятельности художника-педагога.

3. Сформулированы закономерности обучения детей рисунку и живописи на основе модели профессиональных педагогических технологий интенсификации в системе отечественного художественного образования.

4. Полноценно изложены явления педагогической действительности, которые составляют специфику практических действий художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

• разработана и экспериментально обоснована модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения рисунку и живописи;

• разработаны и внедрены научно-обоснованные методические рекомендации по использованию модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога мало комплектных детских школ искусств;

• основные идеи, положения, указанные методические рекомендации могут быть использованы в техникумах, училищах, колледжах, а также в системе дополнительного профессионального образования преподавателей;

• материалы диссертационного исследования представляют собой основу для разработки курсов повышения квалификации художников-педагогов детских школ искусств округа и преподавателей других детских учреждений дополнительного художественного образования; • нормативный и наглядный материал модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи собран, систематизирован и размещен на электронных носителях, что позволяет использовать его для дистанционного обучения. Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических посылок исследования, разнообразием источников информации и реализации комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Апробация эмпирического материала в региональных учреждениях среднего профессионального образования и детских школах искусств, сообщение на научно-практической конференции позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных. Репрезентативность результатов исследования обеспечивается масштабом и глубиной апробации. Процент выборки от генеральной совокупности в нашем исследовании составляет 29 %.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические основы профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи.

2. Специфика деятельности художника-педагога и предпосылки использования профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения в практике художника-педагога детских школ искусств

3. Модель профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи для использования в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств.

4. Условия эффективного использования модели профессиональных педагогических технологий интенсификации обучения детей рисунку и живописи в становлении практической деятельности художника-педагога малокомплектных детских школ искусств Чукотского АО.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась на научно-практической конференции «Использование инновационных технологий в целях формирования образовательного пространства Чукотского многопрофильного колледжа» г. Анадырь; на заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств; в ходе педагогической практики со студентами МГУКИ по специальностям «Социальный педагог», «Педагог-психолог». Выступления освещали актуальность исследования; его основные положения; результаты исследования, отраженные в диаграммах; выводы; теоретическую и практическую значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования внедрены:

1) в учебный процесс сначала Чукотского национального колледжа искусств, а затем и Чукотского многопрофильного колледжа:

— в основу учебных предметов «Рисунок» и «Живопись», (специальности 0512 «Живопись» и 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»);

— в основу предмета «Методика обучения ИЗО» и педагогическую практику (специальность 0512 «Живопись», специализация 0512,01 «Станковая живопись»);

2) в детские школы искусств Чукотского автономного округа: муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Билибино, Эгвекинотскую детскую школу искусств. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 213 наименований.  

Похожие диссертации на Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога