Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Сальникова Ольга Евгеньевна

Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах
<
Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сальникова Ольга Евгеньевна. Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тула, 1999 187 c. РГБ ОД, 61:00-13/156-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Содержание общего образования как фактор формирования культуры личности школьника.

1.1. Возможности процесса обучения в формировании культуры личности школьника . 14

1.2. Школьные модели обучения, реализующие культурологическое направление образования. Анализ отечественного опыта 34

1.3. Отбор и построение содержания общего образования как педагогическая проблема. 47

Глава 2. Пути и условия формирования содержания образования в культуросообразной школе.

2.1. Психолого-педагогические особенности формирования культуры личности школьников в процессе обучения. Констатирующий этап эксперимента. 62

2.2. Культурологические основы обновления с одержання образования в современной школе. 71

2.3. Содержание образования культуросообразных дидактических моделей. Экспериментальная проверка педагогических путей и условий отбора содержания образования в культуросообразных дидактических моделях. 110

2.3.1. Педагогическая гимназия. 111

2.3.2. Валеологическая школа. 124

2.3.3. Школа индивидуального профессионального выбора. 147

2.4. Итоги формирующего эксперимента. Некоторые профессиональные трудности отбора

культуросообразного содержания образования. 169

Заключение и основные выводы по теме исследования. 177

Список литературы. 180

Возможности процесса обучения в формировании культуры личности школьника.

Одним из самых общих философских и социологических понятий, охватывающим определенный мир явлений и находящимся на самом высоком уровне абстракции, является понятие "культура". Это многослойное, многоплановое и многозначное явление, поэтому особенно важно определиться в подходах к этому понятию.

На Западе философские проблемы культуры изучались О.Шпенглером, АТойнби, Г.Когеном, в России - Вл. Соловьевым, Р,А.Бердяевым, В.С.Розановым, А.Ф.Лосевым и др.

В советский период философия культуры развивалась в трудах ученых, представляющих различные школы: А.А.Арнольдов, Э.А.Баллер, М.С.Каган, Н.В.Мотрошилова, ИТ.Фролов, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, Е.А.Режабек, Г.Д.Драч и др.

Согласно А.Молю, насчитывается свыше 200 дефиниций, а по А.Креберу около 300 определений понятия "культура".

Термин "культура" ("culture") возник в Древнем Риме и первоначально означал "обрабатывание", "возделывание", улучшение человеком чего-либо природного. Как видим, уже в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры: заложенное в ней личностное и деятельностное начала.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все созданное на Земле человеком, нечто искусственное в отличие от естественного, природного, натурального. Это значение термина "культура" не несет какой-либо оценочной окраски.

Существует и такое понимание культуры, которое определяет ее как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или групп народов. Такой взгляд на культуру был характерен для XIX в., когда подавляющее большинство культурологов свято верило в прогресс, чаще всего отождествляя его с успехами науки и техники, оставляя в тени проблемы жизни, быта и самочувствия человека.

Другое определение культуры часто связывали с человеком и понимали под этим термином облагораживание, улучшение телесно-духовных сил, склонностей и способностей человека.

Существенное значение для данной работы имеет обзор концепций культуры, существующих в отечественной науке (М.С.Каган), т.к. среди исследователей нет единого взгляда на содержание понятия культуры.

Эти концепции базировались на следующих подходах:

- аксиологическом (ГАФранцев), при котором культура понималась как совокупность ценностей, созданных человеком;

- технологическом (З.С.Маркарян), при котором культура определялась как специфический для людей способ деятельности;

- семиотическом (Ю.М.Лотман); культура рассматривалась как совокупность знаковых систем, с помощью которых передается социальная информация от поколения к поколению;

- эвристическом (Л.Н.Коган, Ю.Р.Вишневский, А.И.Арнольдов): культура как характеристика творческой деятельности человека, его способности создавать новое;

Школьные модели обучения, реализующие культурологическое направление образования.

Согласно логике и задачам нашего исследования, необходимо рассмотреть понятия "модель", "дидактическая модель", "культуросообразная дидактическая модель учебного заведения".

Большая советская энциклопедия дает следующую трактовку: "Модель (в широком понимании) - образ (в том числе условный или мысленный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов (оригинала данной модели), используемой при определенных условиях в качестве их "заместителя" или "представителя" (17, с.399).

С философской точки зрения, "модель- в логике и методологии науки аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п., оригинала модели. Этот аналог служит для конструирования оригинала, преобразования и управления им.

В данном исследовании мы будем опираться на определение, данное В.М.Полонским: "Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления" (152, с. 104).

Для обоснования понятия "дидактическая модель" воспользуемся этим определением. По нашим представлениям, дидактическая модель - это система существенных признаков образования, которое служит для конструирования, создания, преобразования оригинала. Здесь можно говорить об особенностях отбора содержания образования, форм, методов, приемов, средств организации учебно-воспитательного процесса. При этом мы осознаем, что модель не адекватна предмету. Она динамична, ее можно корректировать в ходе эксперимента. Другими словами, термин "модель" означает образец, пример, образ, конструкцию, которые отображают и выражают определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служат основанием для организации педагогической деятельности. Вопросы моделирования учебных систем как управление развитием школы рассматривались в работах А.А.Орлова.

Работу каждого учебно-воспитательного учреждения определяет модель обучения, действующая в рамках образовательной системы. Приведем примеры некоторых дидактических моделей: информационная модель, предполагающая, что содержание учебно-воспитательных воздействий трансформируется в систему знаний и умений ученика, его личностные качества;

- формирующая, основанная на том, что с помощью социального управления умственной деятельностью можно гарантировать появление знаний и умений с наперед заданными свойствами;

- развивающая, нацеленная на развитие теоретического мышления за счет специальной организации учебного материала и не предполагающая апелляции к эмоциям и чувствам школьника;

- активизирующая, ставящая во главу угла стимулирование познавательной деятельности за счет повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач (11).

Мы считаем, что по направлению, по своей парадигме эти модели могут рассматриваться как знаниецентристские. В этих моделях не нашла своего воплощения культурологическая парадигма, акцент делается на формирование у ребенка некоторой суммы знаний, умений и навыков. Образование при этом предельно рационализировано и вербализировано, из него выхолощен аффектно-эмоциональный потенциал. Возможно, обучение в рамках таких моделей приводит к распространению в обществе профессионально-компетентных, но бездуховных индивидов.

Наиболее общее определение образовательной модели позволяет нам дать частное определение: культуросообразная дидактическая модель школы. С этой целью рассмотрим понятие "культуросообразность". Еще А.Дистервег, выдвигая принцип культуросообразности, утверждал, что плодотворное влияние на индивида должно соответствовать духу времени и считаться с уровнем развития культуры, на котором находится тот народ, к которому принадлежит этот индивид. В этом проявляется культуросообразность воспитания. "Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований"(44, с.230). По мнению А.Дистервега, состояние культуры и окружение человека делают его тем, кем он является.

Принцип культуросообразности позволяет образованию стать адекватным современной культуре, соответствовать культурным задачам развития сообщества, включаться в разнообразные текущие культурные процессы.

Мы предполагаем, что культуросообразная модель школы подразумевает соответствие национально-культурной, исторической, ментальной, религиозной и другим отечественным традициям, т.е. рефлектируется соотнесенность школы с культурной традицией и культурой современности. Культуросообразная школа учитывает условия места и времени, в которых родился человек и в которых предстоит ему жить, учитывает исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества.

Психолого-педагогические особенности формирования культуры личности школьников в процессе обучения. Констатирующий этап эксперимента

В плане констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированное культуры личности школьников нами в 1996-1997 г.г. был проведен письменный опрос 533 учащихся 9-11 классов школ № 54, 36, 16 г.Тулы и Гвардейской средней школы Дубенского района. Были опрошены учащиеся семи 9-х классов (190 чел.), семи 10-х (169 чел.), семи 11-х (174 чел.). Опрос производился в два этапа с целью уточнения и проверки первоначально полученных данных.

Наряду с этим, в каждом классе после письменного опроса проводилась беседа, в ходе которой выяснялось понимание учащимися смысла заданных им в письменном виде вопросов, коллективно обсуждались некоторые типичные ответы. Такие беседы, даже когда они проходили после окончания письменного опроса, позволяли объяснить происхождение отдельных ошибок в ответах учащихся, а также некоторых особенностей, связанных с формированием культуры личности в условиях данного класса. В соответствии с характером отдельных вопросов требовалась также специальная проверка сообщенных учащимися сведений и сопоставление результатов опроса с особенностями содержания образования в данной школе. Были проведены беседы и с отдельными группами учащихся в зависимости от характера данных ими ответов.

При проведении исследования мы исходили из того, что культура личности, на наш взгляд, не может иметь эталонных характеристик. Личность находится в постоянном развитии, и сравнивать человека можно лишь с ним самим. Бесперспективна и лишена гуманистического смысла идея любой унификации, стандартизации уровней и показателей культуры личности. Поэтому в ходе работы обнаружились неизбежные трудности в исследовании этой проблемы. Они были обусловлены неразработанностью данного вопроса, различными толкованиями понятия "культура". К трудностям относилось также диагностирование культуры как тончайшего социально-психологического феномена. Однако мы попытались провести исследование некоторых параметров культуры.

Ниже приводятся основные вопросы и задания, использовавшиеся в письменных опросах и беседах с учащимися. Все вопросы и задания подразделяются на три группы в соответствии с целями опросов:

1. Вопросы для выяснения наличия у учащихся знаний культурологического характера, представлений о культуре и определения направленности культурологических интересов старшеклассников.

2. Вопросы и задания для определения уровня культуры учащихся.

3. Вопросы для выявления влияния содержания образования на формирование культуры личности школьника.

1. Вопросы для выяснения наличия у учащихся знаний культурологического характера, представлений о культуре и определения направленности культурологических интересов старшеклассников:

1. Что вы понимаете под словом "культура"?

2. Приведите пример какого-либо культурного события или культурологической проблемы. 3. Какую сферу общественной деятельности вы считаете основополагающей в жизни государства (экономическую, политическую, культурную, социальную)?

4. Встречаются ли вам такие культурологические проблемы, которые вам неясны, вызывают споры среди учащихся?

5. Какие события культурной жизни вам неясны, вызывают споры, расхождения во мнениях и оценках и что именно вам неясно?

6. На какие из этих острых вопросов вы не имеете и сейчас удовлетворяющего вас ответа?

7. Какие события современной культурной жизни страны и всего мира вас особенно интересуют? Почему?

8. Какой вид деятельности вас привлекает в свободное время?

9. Какова роль культуры в жизни человека?

2. Вопросы для определения уровня культуры учащихся:

1. Какими главными чертами обладает культурная личность?

2. Какого человека вы бы назвали культурным? некультурным?

3. Приходилось ли вам встречаться с некультурными людьми?

4. Одинаковы ли понятия образованный и культурный человек?

5. В какой области культуры вы считаете себя наиболее знающим?

3. Вопросы для выявления влияния содержания образования на формирование культуры личности школьника:

1. Какими путями вы познаете мир?

2. Какие школьные предметы вы считаете наиболее важными для изучения и почему?

3. Где вы присутствовали или участвовали в обсуждении вопросов, связанных с культурой? (на уроках - каких?, в школе вне уроков, вне школы) 4. К кому вы чаще всего обращаетесь за разъяснением непонятного в вопросах культуры, с кем чаще всего обмениваетесь мнениями о культурных событиях?

5. Какие вопросы, связанные с культурой, изучаются в школе?

6. Какие школьные предметы, курсы, темы, уроки влияют на формирование вашей культуры?

7. Какие предметы необходимо изучать, чтобы стать культурным человеком?

8. Приходилось ли вам лично выступать с какими- либо сообщениями, докладами на темы, связанные с культурой, и где вы выступали?

При количественном анализе результатов опроса установлено, что в сознании многих учащихся культурологические понятия, представления о культурных событиях и явлениях связаны главным образом с искусством, эстетикой, культурой поведения. Об этом можно, например, судить на основании объяснения понятия "культура". Чаще всего встречаются такие определения: "Это образование, искусство, научные открытия", "Это достижения в науке, искусстве, литературе", "Это все прекрасное, накопленное человечеством" и др.

Проиллюстрируем это положение классификацией определений культуры, которые предлагались самими учащимися. Вот соответствующие данные:

Похожие диссертации на Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах