Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Супрунова Людмила Леонидовна

Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии
<
Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Супрунова Людмила Леонидовна. Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии : ил РГБ ОД 61:85-13/624

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные этапы развития общеобразовательной школы Индии и проблема языка обучения .

1. Язык метрополии - средство духовного порабощения подрастающего поколения в колониальной школе 15- 36

2. Мероприятия правительства независимой Индии, прогрессивной педагогической общественности по использованию национальных языков в школьном обучении 36- 70

ГЛАВА II. Образовательная и воспитательная функции родного языка в современной индийской школе 71-145

1. Общеобразовательная подготовка школьников в курсе родного языка и литературы 71-116

2. Воспитание учащихся в обучении родному языку и литературе 116-145

Заключение. 146-154

Библиография 155-178

Введение к работе

Одна из характерных черт современного мира - возрастание роли стран Азии, Африки и Латинской Америки, освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь самостоятельного развития. Усиливается их влияние на мировую политику и экономику, многие из государств, завоевав независимость, проводят прогрессивные преобразования по ликвидации последствий колониализма.

Важным фактором развития освободительных процессов является всесторонняя помощь, которую оказывают молодым суверенным государствам Советский Союз и другие социалистические страны. ХХУІ съезд КПСС, последующие пленумы ЦК КПСС подтвердили курс СССР на укрепление дружественных отношений с освободившимися странами. "Одной из основ внешней политики партии и Советского государства была и будет солидарность с народами, сбросившими ярмо колониальной зависимости и вступившими на путь самостоятельного развития", - отмечается в материалах февральского /1984 г./ Пленума ЦК КПСС /33,18/. Ярким примером последовательного проведения в жизнь советской внешней политики по отношению к освободившимся странам может служить советско-индийское сотрудничество, которое основывается на строгом соблюдении принципов суверенитета, равенства, независимости, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Надежным фундаментом советско-индийских отношений является Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией, подписанный в 1971 г. "Значение Договора, - указывается в совместном советско-индийском заявлении, - еще раз подчеркивает, что в основе советско-индийской дружбы лежат не преходящие фак- - 4 -торы, а долговременные жизненные интересы СССР и Индии, их заинтересованность в развитии многостороннего сотрудничества друг с другом в целях экономического и социального прогресса, а также в обеспечении мира и безопасности своих стран" /38/. Новым этапом развития советско-индийских отношений является принятие в 1979 г. долгосрочной программы экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. Как свидетельствует индийская печать, реализация этой программы вносит существенный вклад в укрепление экономики страны, развитие национальной культуры и просвещения /211/.

ХХУІ съезд КПСС подтвердил курс на дальнейшее развитие дружественных отношений с индийским народом. "Взаимодействие с миролюбивой независимой Индией останется и в будущем одним из важных направлений советской внешней политики", - отмечается в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду /29,14/. Крепнущая дружба и поступательное развитие многогранных советско-индийских связей является ценнцм достоянием обеих стран. "Уверены, что отношения между СССР и Индией, твердо опирающиеся на испытанный временем Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, будут и в дальнейшем неуклонно развиваться в интересах наших народов, во имя мира на земле", - подчеркивается в приветственном послании Советского правительства народу дружественной Индии по случаю 37-й годовщины независимости /37/.

Взаимовыгодные связи с миром реального социализма оказывают большую помощь народам освободившихся стран в решении социальных и экономических задач по ликвидации вековой отсталости, унаследованной от колониального прошлого. Составной частью борьбы молодых суверенных государств за национальное возрождение является развитие образования и подготовка квалифи- - 5 -цированных кадров. Прогрессивные круги освободившихся стран уделяют большое внимание повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, созданию систем образования, отвечающих национальным интересам.

В процессе строительства новой школы государства, освободившиеся от колониальной зависимости, столкнулись с большими трудностями, среди которых особое место занимает языковый вопрос. В период колониализма многим угнетенным народам были навязаны западноевропейские системы образования с обучением на языке метрополии. С достижением независимости демократические силы освободившихся стран принимают меры по переводу обучения в школах и колледжах на национальные языки. Значительный опыт в этом отношении накоплен в Индии, вступившей на путь самостоятельного развития в 1947 году.

Проблема языка обучения является исключительно сложной и актуальной для школы Индии. В многонациональном индийском государстве насчитывается более 700 языков и диалектов. Однако в период британского господства обучение местной элиты осуществлялось на английском языке. Лишь немногие индийские языки использовались в качестве языков обучения в тупиковых начальных "туземных" школах, предназначавшихся для низших слоев населения. С достиженини-ем независимости в Индии создаются благоприятные условия для решения проблемы языка обучения на демократической основе. Прогрессивные индийские педагоги В.В.Джон /188/, Дж.Р.Наик /209/, Сала-матуллан /229/, Т.К.Н.Менон /201/, Д.Н.Десаи /172/, К.Г.Растоги /219/, В.С.Ананд /156/ и др. связывают успешное решение важнейших задач школы /Приобщение к грамоте низших слоев населения, повышение качества учебной и воспитательной работы, преодоление . отсева и второгодничества/ с переводом обучения на национальные языки, ведут борьбу за то, чтобы учащиеся имели возможность обучаться на родном языке.

Марксизм-ленинизм отводит большую роль родному языку в повышении общеобразовательного и культурного уровня личности. Родной язык является эффективным средством развития творческих сил и способностей, воспитания подрастающего поколения в духе любви к родине, к своему народу. Предоставление населению возможности получать образование на родном языке рассматривается классиками марксизма-ленинизма как важный фактор демократизации народного образования.

Изучение процессов, происходящих в современной индийской школе, в частности, в решении проблемы языка обучения позволяет выявить объективные тенденции развития образования в освободившихся странах, что является важной и актуальной задачей советской педагогической науки.

Советские ученые уделяют большое внимание исследованию процессов развития образования в освободившихся странах. В некоторых работах затрагиваются отдельные вопросы, связанные с языком обучения. В трудах О.К.Дрейера /87/, 3.А.Мальковой /ИЗ/, С.А. Тангяна /136/, А.Е.Ширинского /148/ отмечается актуальность и сложность решения проблемы языка обучения в освободившихся странах, в том числе в Индии.

Состояние общеобразовательной школы Индии в первые годы независимости раскрывается в работах М.И.Кондакова /102/, Н.А. Константинова /103/, А.А.Нусенбаума /122/. Вопросы организации среднего и высшего образования нашли отражение в диссертациях В.И.Акинфиева /278/, Н.Я.Кузнецова /280/, Н.Г.Пруссаковой /282/, И.В.Сучкова /283/, Г.Умарова /284/, С.Ш.Юнусовой /286/ и др. Труды названных авторов освещают ряд аспектов школьного образо- вания современной Индии. Однако проблема языка обучения в них не исследуется.

Указания КПСС и Советского правительства о важности развития сотрудничества с освободившимися странами, о необходимости изучения процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни этих стран, в том числе в сфере просвещения, особая значимость проблемы языка обучения для современной индийской школы, а также отсутствие специальных работ, раскрывающих ее решение, обусловили выбор темы исследования: "Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии".

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе современной Индии.

Предметом исследования является теория и практика использования языков в обучении и воспитании учащихся в современной индийской школе.

Цель исследования - раскрыть и проанализировать пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе Индии на современном этапе ее развития.

Задачи исследования:

Выявить роль языка метрополии в духовном порабощении подрастающего поколения в колониальной индийской школе.

Проанализировать мероприятия правительства независимой Индии, прогрессивной педагогической общественности по переводу школьного обучения на национальные языки, выявить основные тенденции, трудности в решении этой задачи.

Раскрыть образовательную и воспитательную функции родного языка в современной индийской школе.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, трактующие сущность образования в свя- зи с общественными явлениями, политической и идеологической борьбой; положения марксизма-ленинизма о функциях языка в развитии общества, о роли родного языка в повышении общеобразовательного и культурного уровня населения. Для принципиальной оценки современного состояния теории и практики школьного обучения в Индии важное методологическое значение имеют материалы ХХУІ съезда КПСС, решения июньского /1983 г./, февральского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС, постановление апрельского /1984 г./ Пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

Непреходящее значение для понимания исследуемого вопроса имеет принцип партийности и классового подхода к общественным явлениям. Этот принцип обязывает соотносить проблемы школы с социально-экономическими и политическими факторами, требует оценки любого педагогического явления с точки зрения того, чьим классовым интересам оно служит. Партийный подход к общественным процессам является ключом к изучению и анализу теоретических источников буржуазной педагогической мысли Индии по вопросу языка обучения.

Автор опирался на марксистско-ленинский принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта, теории и перспектив его развития. В.И.Ленин подчеркивал, что "самое важное в общественной науке - не забывать исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" /27, 67/. ибращение к истории индийской школы, к основным этапам ее развития дало возможность определить место проблемы языка обучения в системе образования, выявить пути решения этой проблемы в - 9 -общеобразовательной школе современной Индии, дать оценку перспективам ее развития.

Большое значение для исследования имеют выводы классиков марксизма-ленинизма о роли родного языка в повышении общеобразовательного и культурного уровня населения. В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что каждый гражданин государства имеет право получать образование на родном языке, боролся за реализацию принципа обучения на родном языке. "Школьная политика у рабочих всех наций едина. Свобода родного языка, демократическая и светская школа", - указывал В.И.Ленин /17,57/. Выступая против русификаторской политики царского правительства, В.И.Ленин выдвинул требование об обеспечении населения школами с преподаванием на всех местных языках /20,72/. В то же время В.И.Ленин был противником разделения школьного дела по национальностям, считая, что разграничение школ по национальному признаку ставит детей языковых меньшинств в неравноправное положение, затрудняет прогрессивный процесс сближения народов. "Смешивать обучение на родном языке с разделением по национальностям школьного дела в пределах одного государства, с "культурно-национальной автономией", "с изъятием школьного дела из ведения государства" есть самое вопиющее невежество", - писал В.И.Ленин /21,146/. Марксизм-ленинизм выступает за предоставление свободы в выборе языка обучения. В свете этих положений рассматриваются пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии, характеризуются мероприятия правительства независимой Индии, прогрессивной педагогической общественности по переводу школьного обучения на национальные языки.

Большую помощь в исследовании проблемы оказали труды советских педагогов Н.К.Гончарова, Н.Я.Константинова, i..Королева по общим основам педагогики, Б.Л.Вульфсона, Л.Н.Гончарова, З.А.Маль-ковой, А.И.Пискунова, К.И.Салимовой, Т.Ф.Яркиной по истории педагогики и современной зарубежной педагогике. В процессе исследования автор обращался к работам советских дидактов и методистов В.В.Краевского, И.Я.Лернера, А.В.Текучева, В.И.Шярнаса и др.

Автор опирался на труды советских ученых Ю.В.Дешериева, М.И. Исаева, И.Ф.Протченко, К.Х.Ханазарова и др. о языковой политике и национальной школе в СССР, а также работы советских индологов А.М.Дьякова, Б.И.Клюева, Э.Н.Комарова, Г.Г.Котовского, П.В.Куцо-бина, Е.П.Челышева, В.А.Чернышева, в которых дается анализ исторического развития Индии и характеризуются социально-экономические, политические и культурные процессы, происходящие в современной Индии.

Важное значение для оценки современного состояния индийской общеобразовательной школы и решения проблемы языка обучения имело изучение документов Коммунистической партии Индии /КПИ/.' "Заявление КПИ о политике в области образования" /42/, материалов XI /36/ и ХП /43/ съездов КПИ, публикаций индийских коммунистов.

В числе основных источников настоящего исследования были ежегодные отчеты Министерства образования Индии, учебные планы, программы и учебники по индийским языкам, материалы ЮНЕСКО /отчет международной комиссии по стратегии образования при ЮНЕСКО "Учиться быть" и др./. В исследовании использованы документы правительства Индии по вопросам образования и языковой политики государства: резолюция правительства "Об общенациональной политике в области образования" /1968 г./, Отчет комиссии по официальному языку /1956 г./, Отчет комиссии по национальной интеграции /1968 г./, материалы правительственных комиссий по образованию 1949 г., 1952-1953 гг., 1964-1966 гг. Ряд важных сведений получен в резуль- - II - тате анализа данных ежегодных справочников по Индии за 1978, 1979, 1980 гг. и Ш Всеиндийского статистического обзора состояния образования /1979 г./.

Значительную помощь при написании диссертации оказали материалы Центрального института индийских языков, отдела социальных и гуманитарных наук, экзаменационного отдела Национального совета по педагогическим исследованиям и подготовке кадров, предоставленные автору в период его работы в Индии в качестве директора курсов русского языка Бокаринского центра Всеиндийского института русского языка в I980-I98I гг.

В процессе исследования были критически изучены труды индийских социологов и педагогов С.В.Джевура, Б.П.Лалла и С.К. Мурти, Дяс.П.Найка, К.Г.Растоги, Саламатуллана, М.Г.Чатурведи и др., которые содержат ряд важных фактов и суждений о различных аспектах образования в Индии.

Большое значение для исследуемой проблемы имело изучение работ прогрессивного индийского педагога и общественного деятеля Дж.П.Найка: "Образование для нашего народа. Основные направления развития образования /1978-87/" /207/, "Реформа в области образования в Индии. Исторический обзор" /208/, "Политика и практика в индийском образовании" /209/, "В поисках национальной формы образования" /210/, в которых рассматриваются пути демократизации системы образования в условиях независимого развития Индии, исследуются факторы, препятствующие развитию демократических тенденций в области образования, анализируются достижения и недостатки в работе современной школы, в том числе в решении проблемы языка обучения. Несомненный интерес для исследования представляют труды Саламатуллана "Образование в социальном контексте" /229/, С.В.Джевура "Цели и задачи образо- - 12 -вания в Индии" /187/, Б.П.Лалла и С.К.Мурти "Актуальные проблемы индийского образования" /198/, "Основные проблемы школьного образования в Индии" под ред. Т.Р.Шармы /233/ и др., в которых рассматриваются задачи, содержание, формы и методы обучения в индийской общеобразовательной школе на современном этапе развития. В книгах М.Г.Чатурведи и Б.В.Мохейла "Положение языков в учебном плане индийской школы" /168/, К.К.Чаттерджи "Обучение английскому языку в Индии" /166/, К.Г.Растоги "Сравнительный анализ учебников родного языка" /221/, "Подготовка и оценка учебников родного языка" /219/, В.С.Ананд "Разработка упражнений для учебников языковых дисциплин" /156/ и др. на основе большого фактического материала исследуются проблемы совершенствования организации, содержания, форм и методов обучения языкам. Работы Л.К. Ганди "Языковая политика в современной Индии" /77/, Г.Д.Керавал-ла "Проблемы языка и политики в Индии и СССР" /191/, В.В.Джона "Образование и языковая политика" /188/, С.Н.Мазумдара "Марксизм и языковая политика" /199/ и др. помогли уяснить языковую ситуацию в стране и проблемы, стоящие перед системой народного образования по переводу школьного обучения на национальные языки.

Важными источниками исследования явились публикации в педагогических журналах: "International Review of Education", "Journal of Indian Education", "Indian Educational Review", "Educational Quarterly".

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: - теоретический анализ широкого круга источников /работ советских ученых по вопросам образования в освободившихся странах, трудов индийских общественных деятелей и педагогов по проблеме языка обучения, публикаций в общественно-политической и педаго- - ІЗ -гической прессе, нормативных документов правительства Индии о школе, школьных учебных планов, программ и учебников/; наблюдение учебно-воспитательного процесса в школах Индии /автор посетила около 100 уроков в школах ряда городов Индии/; беседы с индийскими учеными-педагогами, составителями учебных планов и программ, авторами учебников, руководителями учебных заведений, учителями и школьниками.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в советской педагогике рассмотрена одна из актуальных проблем общеобразовательной школы современной Индии - проблема языка обучения. На основе документального и фактического материала, который ранее не вводился в научный оборот в советской педагогической литературе, исследованы пути решения проблемы языка обучения в современной индийской школе и выявлены ее основные тенденции. Раскрыта роль языка метрополии как средства идеологической обработки учащихся школы колониальной Индии, рассмотрены мероприятия правительства независимой Индии, прогрессивной педагогической общественности по переводу школьного обучения на национальные языки, выявлены достижения и трудности в решении этой задачи, показано усиление образовательной и воспитательной функции курса родного языка в современной индийской школе. Исследование углубляет современное понимание теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения в Индии, что помогает более полному раскрытию процессов, происходящих в области образования в развивающихся странах.

Достоверность исследования обусловлена опорой на марксистско-ленинскую методологию, на ведущие идеи марксизма-ленинизма об образовании и воспитании, о роли родного языка в развитии - 14 -культуры и просвещения, использованием методов исследования адекватных поставленной цели; анализом разнообразных литературных источников и документов, фактического материала, полученного в результате изучения автором исследования школьной практики в Индии.

Практическая- значимость и апробация исследования.

Результаты исследования, содержащие оценки и новые данные о решении проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии, могут быть использованы в курсах теории и истории педагогики в педагогических вузах и университетах при изучении школьной политики и педагогики в освободившихся странах, при проведении научных исследований по проблемам современной школы и педагогики за рубежом. Данные исследования могут использоваться студентами и аспирантами развивающихся стран, обучающихся в СССР, а также советскими специалистами, выезжающими в освободившиеся страны с целью оказания помощи в строительстве национальной школы.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского пединститута иностранных языков, на заседаниях лаборатории /на общественных началах/ НИИ ОП АПН СССР при ПГПИИЯ по изучению школы и педагогической мысли за рубежом, на научно-практических конференциях в том же институте в I98I-I984 гг. Основные положения диссертации получили отражение в семи публикациях.

Разработанные автором исследования методические материалы и указания к изучению в курсе истории педагогики темы "Современная школа и педагогика развивающихся стран" используются в учебно-воспитательной работе Пятигорского педагогического института иностранных языков, Казанского, Ростовского и Ставропольского пединститутов .

Язык метрополии - средство духовного порабощения подрастающего поколения в колониальной школе

Марксизм-ленинизм исходит из того, что язык - явление общественное, его бытие и функции тесно связаны с развитием общества. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне общества, но и общество не может существовать без языка. "Язык есть важнейшее средство человеческого общения", - указывает В.И.Ленин /22,258/, подчеркивая и зависимость языка от общества и его значение для общества. Язык существует как средство обмена мыслями, согласования совместных действий людей, средство создания, накопления и потребления духовных ценностей. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что "язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми" /1,29/.

По мере усложнения форм общественной жизни, обогащения и развития сознания, развиваются виды общения, совершенствуется язык, расширяется сфера его применения. Наряду с устным общением, появляется письменное, наряду с непосредственно бытовым, развивается деловое, официальное, научное общение, наряду с общением в рамках своего государства, становится необходимым межнациональное общение.

Изменения, происходящие в обществе, создают условия, содействующие ускорению развития языка, расширению его общественных функций или, наоборот, замедляющие его совершенствование. Угнетение народа сопровождается запрещением или ущемлением его языка, освобождение от зависимости влечет за собой расширение функций национального языка.

В обществе, где существует частная собственность на средства производства, эксплуатация и угнетение, господствует неравноправие наций и языков. Для империализма и колониализма характерно навязывание языков господствующих наций другим народам, подавление языков слабых, угнетенных наций и народностей. Обрекая угнетенные народы на темноту, невежество, бесправие, капитализм порождает отставание и в развитии национальных языков. Сфера применения этих языков ограничивается только бытовым общением. Доминирующую роль в производстве, науке, культуре, просвещении играет язык господствующей нации.

Коренные изменения в развитии и функционировании языков происходят в условиях социалистического общества. С победой Великой Октябрьской социалистической революции в Советском государстве были обеспечены возможности для равноправного и свободного развития языков. Языки народов СССР становятся действенным средством ликвидации неграмотности, борьбы с отсталостью, подъема культуры национальной по форме и социалистической по содержанию. Успешное решение языковых проблем в Советском Союзе стало возможным благодаря последовательному и неуклонному осуществлению ленинского учения по национально-языковому вопросу.

В.И.Ленин проявлял большую заботу о развитии национальных языков. Он был убежденным сторонником равноправия больших и малых народов. Равноправное и свободное развитие языков всех нацио нальностей, населяющих государство, является основополагающим принципом ленинского учения по национально-языковому вопросу. В своих работах В.И.Ленин подчеркивал, что равенство наций и языков во всех сферах общественной жизни является важнейшим фактором демократического государства: "Демократическое государство безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков" /20,71/.

В.И.Ленин решительно выступал против провозглашения в стране обязательного государственного языка, дающего преимущества одной нации над другой. Наличие государственного языка, считал он, предполагает насильственное насаждение, одного из языков как обязательного к употреблению во всех сферах государственной и общественной жизни. В.И.Ленин убедительно доказал, что принудительный государственный язык, как правило, приводит к ущемлению национальных чувств народов, населяющих государство, к взаимному недоверию и отчуждению. Возражая русским либералам, которые оправдывали идею обязательного государственного языка ссылками на культурное значение русского языка для малых народов, проживающих на территории царской России, В.И.Ленин писал: "Мы лучше вас знаем, что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского -велик и могуч. Мы больше вас хотим, чтобы между угнетенными классами всех без различия наций, населяющих Россию, установилось возможно более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку. Мы не хотим только одного: элемента принудительности. Ибо сколько красивых фраз о "культуре" вы ни сказали бы, обязательный государственный язык сопряжен с принуждением, вколачиванием... А принудительность /палка/ приведет только it одному: она затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное - обострит вражду, создаст миллион новых трений, усилит раздражение, взаимонепонимание и т.д. ..." /19,295/.

В.И.Ленин придавал большое значение родному языку в развитии национальной культуры и просвещения, в формировании личности человека. Непременным условием повышения культурного уровня населения он считал предоставление возможности всем народам, населяющим государство, получать образование на родном языке.

Однако решение проблемы языка обучения на демократической основе возможно при условии равноправного и свободного развития языков всех национальностей, населяющих государство. В.И.Ленин отмечал, что если будут созданы условия для свободного функционирования всех языков в хозяйственной, административной и культурной сферах, если будет развернута широкая сеть школ на родном языке каждого народа, то в последовательно демократической республике народы сами быстро разберутся в том, на каком языке им выгодно и удобно разговаривать /См.: 16,423/.

Мероприятия правительства независимой Индии, прогрессивной педагогической общественности по использованию национальных языков в школьном обучении

С завоеванием независимости /1947 г./ в Индии осуществляется широкая программа мероприятий по преодолению последствий колониализма во всех сферах общественной жизни. В числе важнейших задач независимого индийского государства явилось создание новой системы народного образования, отвечающей целям национального развития. В процессе строительства новой индийской школы необходимо было решить проблему языка обучения.

Правительство независимой Индии поставило перед школой задачи: обеспечить условия для обучения учащихся на родном языке, предоставить возможность каждому индийцу овладеть языками, которые в наибольшей степени способствуют приобщению к общественно-политической и культурной жизни страны, максимально использовать функции учебного курса родного языка и литературы для воспитания подрастающего поколения в духе любви к родине, готовности укреплять ее могущество. Раскрывая образовательные и воспитательные функции индийских языков в национальном развитии, М.К.Ганди писал: "Если мц затратим на изучение индийских языков половину тех усилий, которые мы тратим на изучение английского языка, то преобразится сама атмосфера страны и будет достигнут значительный прогресс" /См.: 204,9/.

Становление национальной системы народного образования в целом и решение проблемы языка обучения осложнялось спецификой социально-экономического и политического развития страны. С победой национально-освободительной революции правительство Индии провозгласило курс на создание демократического государства, в котором все граждане пользуются равными правами. В Конституции Индии, принятой в 1950 г., указывается, что "государство должно стремиться к обеспечению благосостояния народа, а также обеспечить социальную, экономическую и политическую справедливость" /34,53/.

За годы независимого существования индийский народ добился больших успехов во всех сферах общественной жизни. Современная Индия, наиболее крупная из развивающихся стран, играет важную роль в мировой политике. Сделан значительный шаг вперед на пути к экономической самостоятельности. К началу 80-х годов объем промышленного производства увеличился в 5 раз, сельскохозяйственного - в 2,2 раза /См.: 149,34/. Повышается доля расходов на социальные нужды. Выдвинута программа улучшения элементарных условий жизни населения, особенно сельского /См.: 101,126/.

Положительные сдвиги произошли в сфере просвещения. Охват детей начальным обучением возрос с 33% до 87%. ибщая численность школьников увеличилась в 4 раза, студентов - в 9 раз. Индия занимает третье место в мире по количеству дипломированных специалистов /См.: 91,23/.

Б то же время развитие Индии в условиях независимости выявило трудности и противоречия, присущие капиталистической системе хозяйствования. Политика правящей партии Индийский национальный конгресс не привела к существенному улучшению жизни трудящихся. По-прежнему острейшими проблемами остаются рост цен, инфляция, нищета и безработица. В конце 70-х годов число полностью или частично безработных превысило 25 млн. /См.: 69,60/.

Возрастает имущественное неравенство: на 20% населения падает более половины национального дохода, в то время как основная масса населения /48% сельских жителей и 41% городских/ находится по своему положению ниже официального уровня бедности. Рост цен на продовольственные товары первой необходимости в 1979 г. составил около 20% /См.: 69,61/. В современной Индии еще сильны проявления негативных явлений в области социальных отношений: кастовая дискриминация, религиозная рознь, национальный и языковый шовинизм.

Указанные трудности значительно осложняют проведение демократических преобразований в сфере просвещения. Конституция Индии /ст.15/ провозгласила право всех граждан на получение образования независимо от кастовой, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Однако до начала 60-х годов не было принято кардинальных мер для реализации права на образование. Прежняя система народного образования не подверглась качественным изменениям. Конституционная директива об обязательном всеобщем образовании детей до 14 лет не была выполнена. В 1960-61 уч.году охват всеобучем детей 6-II лет составил 62,4%, подростков 11-14 лет -22,5% /См.: 185,47/.

По-прежнему острой оставалась проблема повышения качества учебного процесса в общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Не была ликвидирована неграмотность среди взрослого населения.

Общеобразовательная подготовка школьников в курсе родного языка и литературы

Перевод школьного обучения на национальные языки потребовал коренного улучшения постановки их преподавания. В связи с этим в документах правительства о школе, в трудах педагогов-теоретиков большое внимание уделяется повышению качества обучения родному языку. Комиссия по среднему образованию /1954 г./ отметила, что одной из- важнейших задач школы является подготовка грамотных людей, обладающих высоким уровнем культуры и общеобразовательной подготовки. В предложениях Комиссии указывалось: "Умение четко и логично выражать мысли в устной и письменной форме, отстаивать свои убеждения способствует созданию здорового" общественного мнения и является предпосылкой успешного осуществления многих демократических начинаний" /52,25/. В материалах Комиссии по образованию 1964-1966 гг. подчеркивается, что уровень владения родным языком определяет качество знаний по другим учебным предметам /См.: 47,23/.

Проблемы обучения родному языку и литературе освещаются в работах таких известных индийских ученых, как Бисвас Арабинда /162/, Д.М.Десаи /173/, В.В.Джон /188/, Дж.П.Найк /207/, Д.Р. Патанаяк /217/ и др. Так, Д.М.Десаи в статье "Современные тенденции в обучении национальным языкам" отмечал, что задачи и содержание обучения родному языку должны исходить из цели общеобразовательной школы. Главным в содержании языкового образования в школе он считает" формирование навыков говорения, чтения и письма, необходимых для активного участия в производительном труде и удовлетворения личных запросов /См.: 173,51/.

Развивая эту мысль, Бисвас Арабинда в книге "Новая структура образования в Индии" отмечает, что школьное образование в целом должно способствовать решению коренных задач общественного развития: повышению производительности труда, достижению национальной интеграции, формированию социальных и духовных ценностей. Эти задачи, по мнению ученого, должны быть трансформированы в соответствии с возможностями каждого учебного предмета. Автор раскрывает выдвинутое положение на примере учебных курсов языковых дисциплин. Учащиеся должны овладеть родным языком, хинди или английским - языками межнационального общения, усвоить такие оценочные понятия, которые помогли бы им осознать, что каждый гражданин Индии должен любить свою родину, быть верным ее идеалам, гордиться прошлым страны, активно участвовать в преобразовании действительности и верить в ее великое будущее /См.: 162,71/.

Прогрессивные индийские педагоги В.С.Ананд, Д.М.Десаи, Т.К.Н.Менон считают, что в целях улучшения общеобразовательной подготовки школьников следует идти по пути унификации задач и содержания обучения родному языку.

Некоторые педагоги высказывают опасение, что единое содержание образования сделает его недоступным для неимущих классов. Так, Т.Р.Шарма в книге "Основные проблемы школьного образования в Индии" утверждает, что главное в совершенствовании содержания образования - отказаться от практики составления единых учебных планов. "Единый план, рассчитанный на типовую школу, -пишет он, - оказывается недостижимым для слабых коллективов и в то же время не отвечает запросам лучших из них" /233,75/. Т.Р.Шарма предлагает предоставить право каждой школе составлять учебный план и программы с учетом местных особенностей. Разумеется, подобная установка не способствует демократизации просвещения,- делает невозможным обеспечение равных образовательных возможностей для трудящихся. "Интересы социального прогресса, -как справедливо отмечает советский исследователь С.А.Тангян, -требуют единых задач образования и единой основы содержания общего образования. Только при этом условии можно правильно учитывать местные особенности, дополнять содержание образования... материалом, учитывающим местные условия..." /136,195/. Практика работы советской национальной школы убедительно показывает, что только на основе единого содержания образования можно ликвидировать различия в уровне общеобразовательной подготовки подрастающего поколения.

В ряде работ индийских авторов /217; 237; 239/ приближение школы к задачам национального строительства рассматривается как узко практическая подготовка учащихся. Такая установка находит отражение в учебных программах. Показательны в этом отношении учебные программы школ Центрального подчинения /См.: 172,Ш/. В учебной программе по родному языку, разработанной Центральным институтом индийских языков, отмечается, что знание системы языка необходимо только лингвистам. Для остальных - это средство приобщения к науке и культуре /См.: 217,2/.

Большое значение для совершенствования содержания языкового образования имело создание типового учебного плана для десятилетней школы, который был принят на Всеиндийской конференции педагогов в 1975 г. /249Л Он представляет общие рекомендации для составления региональных учебных планов и программ, определяет объем и последовательность изучения учебных предметов. Создание типового учебного плана сыграло положительную роль в унификации содержания образования на уровне штатов и союзных территорий.

В типовом учебном плане учебный год в общеобразовательной школе установлен продолжительностью в 240 дней. Из них 220 отводятся на учебные занятия и 20 на школьные лагеря и общественно-полезную практику. Учебная неделя составляет шесть дней. В начальной школе предусматривается ежедневно 3-4 урока продолжительностью 30-40 минут, в УІ-Х классах - 7-8 уроков продолжительностью 40-50 минут. Определена следующая примерная еженедельная нагрузка по предметам /См.: 249,29/.

Воспитание учащихся в обучении родному языку и литературе

С завоеванием независимости перед школой Индии поставлена задача не только вооружать учащихся определенными знаниями, умениями и навыками, но и готовить их к активному участию в демократическом переустройстве общества. "Система народного образования, - подчеркивается в резолюции правительства "Об общенациональной политике в области образования", - должна готовить юношей и девушек преданными делу национального развития" /42, ХУІ/.

Важная роль в воспитании школьников отводится учебному курсу родного языка. Наряду с повышением общеобразовательного уровня, обучение родному языку и литературе призвано способствовать формированию у учащихся политических взглядов, нравственных идеалов, обогащению эмоциональной жизни, воспитанию художественных вкусов.

Вопросы усиления воспитательной функции родного языка находят отражение в документах правительства, трудах индийских педагогов. Так, Комиссия по образованию /1952-1953 гг./ указала на необходимость коренным образом улучшить воспитание учащихся. "Школа независимой Индии, - отмечается" в отчете Комиссии, - должна формировать у детей восприимчивость к демократическим идеям, чувство гордости за свою родину, руководить нравственным развитием учащихся. Особое значение в этих целях приобретает изучение культуры, литературы, истории своей страны. /52,21/. Педагоги Индии подчеркивают необходимость воспитания у учащихся таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, творческое отношение к делу, стремление внести конкретный вклад в осуществление планов социального, экономического и культурного развития своего региона.

Большое внимание вопросам воспитания нового человека уделила Комиссия по образованию /1964-1966 гг./. Она отметила важную роль школы в реализации программы национального развития. "От качества и количества людей, выходящих из стен школ и колледжей, - говорилось в докладе Комиссии, - будет зависеть успех великих начинаний национальной реконструкции" /47,3/. Комиссия указала на необходимость усиления работы по воспитанию у школьников чувства любви к родине, непримиримости к любым проявлениям дискриминации на религиозной, кастовой или языковой основе. Особое внимание обращено на воспитание у школьников уважения ко всем национальностям, населяющим страну, на развитие у них понимания важности стремления к национальному единству.

Проблема национального единства /ее называют в Индии проблемой национальной интеграции/ является одной из наиболее актуальных общегосударственных проблем. Как отмечает председатель Центральной Контрольной Комиссии КПИ Шринивас Ганеш Сар-десаи в статье "Проблема национальной интеграции", ее решение заключается "в выработке общего демократического и патриотического сознания народов страны путем искоренения дискриминации и привилегий, основанных на религии, кастовости, языке, национальности, племенной принадлежности" /150,82/.

Сплочение всех индийских наций и народностей прогрессивная общественность страны рассматривает как необходимое условие успешного продвижения по пути экономического и социального прогресса. "Совершенно очевидно, что основная проблема Индии -проблема единства", - указывал Рабиндранат Тагор. "Мы погибнем как народ, - отмечал писатель, - если... примиримся с той точкой зрения, что разобщенность исконни присуща индийцам" /135, 309/. Дж.Неру в книге "Открытие Индии" утверждал, что "мечта о некоем единстве жила в душе Индии со времен зарождения ее цивилизации" /См.: 144,263/.

Трудности социально-экономического и политического развития страны осложняют решение проблемы национальной интеграции. В 60-70-е годы в Индии увеличилось количество столкновений на религиозной и кастовой почве, возрос языковой шовинизм. В штатах Ассам, Мизорам, Пенджаб, Трипура и др. активизировались сепаратистские элементы, которые выдвигают требования об отделении названных штатов от Индии и создании самостоятельных государств. Эти силы представляют серьезную опасность для государства. В сепаратистское движение вовлекается значительное количество молодежи. Вот почему формирование у подрастающего поколения стремления к национальному единству, воспитание непримиримого отношения к любым проявлениям шовинизма и сепаратизма выдвигаются в индийской школе в качестве первоочередной задачи.

Большое внимание в материалах комиссий по народному образованию, в работах индийских педагогов уделяется нравственному воспитанию учащихся, формированию гуманных качеств /чуткости и отзывчивости, сострадания и доброты, вежливости и скромности/, выработке навыков и привычек поведения. При этом формирование нравственного сознания рекомендуется осуществлять на основе религиозной морали. В материалах Комиссии по среднему образованию /1952-1953 гг./ /См.: 52/, Комитета по религиозному и нравственному образованию /1959 г./ /См.: 46/, Комиссии по образованию /1964-1966 гг./ /См.: 47/ предлагается знакомить учащихся с основными нравственными нормами, проповедуемыми различными религиями, практиковать обсуждение религиозно-нравственных притч, изучать жизнь и деятельность выдающихся представителей религий.

Похожие диссертации на Пути решения проблемы языка обучения в общеобразовательной школе современной Индии