Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие элитного школьного образования в Англии Назарьева Ксения Викторовна

Развитие элитного школьного образования в Англии
<
Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии Развитие элитного школьного образования в Англии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назарьева Ксения Викторовна. Развитие элитного школьного образования в Англии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Назарьева Ксения Викторовна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2008.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/271

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения элитного образования

1.1. Историко-педагогический анализ элитного образования 13

1.2. Понятийный аппарат элитологии образования 29

Глава II. Становление и развитие английских «паблик скулз» в XIV-XX вв.

2.1. Возникновение английских «паблик скулз» 48

2.2. Реформирование системы «паблик скулз» в XIX-XX вв. 71

Глава III. Современные тенденции развития английских «паблик скулз»

3.1. Организация процесса обучения в «паблик скулз» 95

3.2. Воспитательная работа в «паблик скулз» 110

Заключение 131

Список использованных источников и литературы 138

Приложения 174

Введение к работе

Актуальность исследования связана с необходимостью изменения концептуальных основ функционирования современной российской школы, которые должны быть направлены на повышение качества образования, рост общей культуры общества, компетентности его членов. В Федеральной программе развития образования РФ на 2006-2010 годы проблемы повышения качества и эффективности образования рассматриваются как приоритетные.

Современная образовательная ситуация в нашей стране характеризуется рядом противоречий:

между усилением глобализации и стремлением сохранить традиционное и особенное в национальных системах образования;

между стремлением к повышению качества образования и реальными результатами;

между необходимостью обеспечить доступность образования широким слоям населения и стремлением к индивидуализации образовательного процесса.

Данные противоречия в определенной степени могут быть разрешены в системе элитного образования, которое выступает эффективным механизмом подготовки талантливой молодежи - будущей элиты страны. Качество элиты напрямую зависит от степени доступности элитного образования для способного представителя любого социального слоя. Поэтому несомненную значимость приобретает поиск путей формирования и усовершенствования открытой и вариативной системы высококачественного образования, направленного на развитие индивидуальности человека, раскрытие его талантов. В этой связи особую ценность представляет историко-педагогический опыт английских элитных школ - «паблик скулз». Обобщение опыта элитной английской школы имеет большое значение для

4 российской науки и педагогической практики, поскольку дает представление о закономерностях и особенностях развития элитного образования.

Анализ философских, социологических и историко-педагогических исследований показывает, что элитное школьное образование - явление не исключительно педагогическое, а междисциплинарное. Теории элит и феномен элитного образования разрабатывались Аристотелем, Конфуцием, Платоном, М. Вебером, Г. Гегелем, Т. Гоббсом, П. Гольбахом, К. Кантом, Т. Карлейлем, Н. Макиавелли, Р. Михельсом, Ш. Монтескье, Г. Моской, Ф. Ницше, В. Парето, А. Шопенгауэром и др.

В XX веке вопрос воспитания элиты освещался в трудах М. Алле, Д. Белла, К. Лэша, X. Ортеги-и-Гассета, К. Мюррея, Р. Херрштейна, А. Тойнби, М. Янга и др. Среди отечественных мыслителей, обращавшихся к теме избранности и воспитания элиты, были Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, П. А. Сорокин и др. В современной отечественной философской и социологической науке проблемы рекрутирования элит, элитного образования, воспитания элиты рассматривают Г. К. Ашин, О. В. Гаман-Голутвина, П. Л. Карабущенко, О. В. Крыштановская П. А. Паутов и др.

Воспитание и образование элиты исследуются также в работах

A. И. Грабовского, О. Я. Дымарской, В. И. Добрыниной и Т. Н. Кухтевич,

B. Н. Иванова, Р. Г. Резакова, Г. Т. Шпаревой и др. Данные исследования
позволяют проанализировать современное состояние элитной школы, однако
они не выявляют общие тенденции и перспективы развития элитной школы.
Выделяемые признаки элитных школ недостаточно обоснованы. Кроме того,
предлагается в большей мере философский и социологический анализ
проблемы, в то время как собственно педагогические особенности элитных
школ выступают в качестве второстепенных признаков.

Огромный вклад в изучение английской школы, истории образования и педагогики в целом внесли Б. М. Бим-Бад, Н. М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, Б. Г. Корнетов, Т. Л. Лабутина, В. П. Лапчинская, 3. А. Малькова, Л. И. Модзалевский и др.

5 История «паблик скулз» представлена в работах Б. Дарвина, Дж. Роджерса, В. Огилви, Т. Бэмфорда, Б. Гарднера, Дж. Гейторна-Харди, Э. Мака и др. Социальной роли «паблик скулз» в системе образования Великобритании посвящены работы Д. Бойда, Т. Бэмфорда, Я. Вайнберга, Ф. Веннинга, А. Рейда, Д. Рубинштейна, Д. Рея, Д. Сноу, Р. Уилкинсона, Дж.Уэлфорда и

др.

Опыт национального воспитания в старейших английских школах
анализировался К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым и др. Организационно-
педагогическим основам, истории и особенностям воспитания в «паблик скулз»
посвящены диссертации И. А. Абакумовой, Н. Я. Винокуровой,

И. Б. Марцинковского, Р. Ф. Попова и др.

Анализ научных работ показал, что опыт зарубежного элитного образования рассмотрен в современной педагогической науке недостаточно полно, развитие «паблик скулз» как элитных учебных заведений не стало предметом специального педагогического исследования. Этим объясняется выбор темы исследования «Развитие элитного школьного образования в Англии».

Объект исследования - элитное школьное образование в Англии.

Предмет исследования — основные тенденции и особенности развития элитного школьного образования в Англии.

Цель исследования — выявить и охарактеризовать сущность и этапы развития элитного школьного образования в Англии.

Цель исследования определила следующие задачи:

выявить теоретические подходы к изучению проблемы элитного образования в отечественной и зарубежной литературе;

раскрыть основные понятия элитологии образования;

установить и охарактеризовать основные этапы развития элитного школьного образования в Англии;

определить основные тенденции развития учебной и воспитательной работы в элитных школах Англии;

- выявить условия, определяющие уникальность и эффективность
английских «паблик скулз».

Методологическую и теоретическую основу исследования составили философские теории элит (Алле М., Лэш К., Моска Г., Ницше Ф., Ортега-и-Гассет X., Парето В., Тойнби А., Янг М.); методологические принципы организации педагогического исследования (Загвязинский В. И., Краевский В. В., Лернер И. Я. и др.); концепции развития образования в современном мире (Вульфсон Б. Л., Джуринский А. Н., Малькова 3. А., Никандров Н. Д.); концепции целостности и системности (Блауберг И. В., Кузьмин В. П. , Юдин Э. Г.), в том числе и в педагогических исследованиях (Гершунский Б. С, Гусинский Э. Н., Журавлев В. И., Щедровицкий Г. П.); антропологические концепции (Ананьев Б. Г., Бим-Бад Б. М., Рахлевская Л. К. и др.); культурологический и ценностный подходы (Дюркгейм Э., Знанецкий Ф., Здравомыслов А. Г., Лапин Н. И., Томас У. и др.); формационный и цивилизационный подходы (Богуславский М. В. , Данилевский Н. Я., Корнетов Б. Г., Маркс К., Шпенглер О., Тойнби А., Энгельс Ф. и др.).

Для решения поставленных задач в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования:

- метод ретроспективного, системного, теоретического и сравнительно-
сопоставительного анализа; метод синтеза и классификации; анализ
российской и зарубежной философской, социологической,
культурологической, педагогической, психологической и исторической
литературы по изучаемой проблеме, в том числе, на иностранном языке;

- систематизация и обобщение; изучение школьной документации,
законодательных актов и постановлений органов управления образованием
Великобритании, а также информационных изданий объединений
«независимых» школ.

7 Исследование проводилось в три этапа:

  1. 2004-2005 годы - анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме элитного образования, определение методологических подходов к реализации исследования, обобщение и систематизация материала по теме диссертационного исследования, уточнение исследовательской позиции, связанной с понятиями «элита», «элитное образование»;

  2. 2005-2006 годы — уточнение значение термина «паблик скулз», изучение истории «паблик скулз», выявление закономерностей и этапов развития «паблик скулз», анализ современного состояния элитных английских школ.

  3. 2006-2007 годы — обобщение и систематизация материалов исследования, оформление диссертации.

Источниковая база исследования представлена шестью группами.

В первую группу источников вошли Законы об образовании Великобритании, локальные акты школ, проспекты школ, а также отчеты Королевской инспекции, позволившие определить место «независимых» школ в системе общего среднего образования, представить систему управления и оценки качества образования в «паблик скулз». Эту группу источников дополняют вебсайты школ, Ассоциации директоров, Совета «независимых» школ, Информационной службы «независимых» школ, благодаря которым удалось получить представление о современном состоянии системы «паблик скулз».

Ко второй группе источников относятся материалы отечественной и зарубежной справочной литературы, такие, как издание газеты «Daily Telegraph» и школьные ежегодники, которые позволили уточнить и дополнить понятия и сведения, касающиеся школьного образования в Англии, его истории, истории частных школ Англии, а также персоналий. Не меньшую ценность составили издания, содержащие лингвострановедческие и культурологические сведения: лингвострановедческий словарь, словарь

8 английских личных имен и фамилий, словарь общегеографических терминов, словарь сокращений.

Третью группу источников составили материалы периодической печати, среди которых были и дореволюционные издания «Вестник воспитания», «Русская школа» и др. Современные отечественные и зарубежные источники этой группы представлены педагогическими изданиями «Вестник высшей школы», «Педагогика», «Учительская газета», «Частная школа», «British Journal of Educational Studies», «Educational Theory» и др.; историческими изданиями, включающими «Вестник всеобщей истории» и «History of Education Quarterly»; социологическими и политологическими изданиями, среди которых «Власть», «Общественные науки и современность», «Общество и экономика», «Социально-политический журнал», «Социологический журнал» и др. Современные источники отражают состояние исследования элитного образования в отечественной и зарубежной науке. Источники этой группы также содержат обширный материал, посвященный истории и современному состоянию образования в Англии и, в частности, «паблик скулз».

Большой интерес представляют еженедельные и ежедневные британские издания, такие, как «The Guardian», «The Telegraph» и «The Times», изучение которых позволило определить основные тенденции общественной критики «паблик скулз». Не меньший интерес вызывают и такие научно-популярные издания, как «Итоги», «GEO», содержащие сведения о современном состоянии известных английских школ. Особое место в данной группе источников занимают периодические издания школ, например «The Harrovian», «The Taylorian», «The Grapevine» и др., отражающие особенности и своеобразие исследуемых учебных заведений, освещающие школьные мероприятия, спортивные состязания и таким образом дающие представление о внутренней организации, внутришкольных отношениях, традициях школ, учебном процессе и досуге воспитанников.

9 Несомненную ценность представляют аудио-визуальные источники четвертой группы, в частности школьные песни и художественные фильмы, посвященные «паблик скулз». Источники этой группы позволили нам выявить своеобразие субкультуры «общественных школ» и особенности школьных традиций.

Пятая группа представлена научно-педагогическими трудами российских и западноевропейских исследователей А. Н. Джуринского, Б. Г. Корнетова, Б. Саймона, Дж. Рея, Д. Уэлфорда и др., которые отражают развитие педагогической теории и практики в Англии на различных исторических этапах. Важным источником для изучения особенностей английской образовательной традиции явились произведения английских мыслителей эпохи Просвещения Дж. Локка, Д. Дефо, Дж. Свифта и др.

Шестую группу составили литературные произведения А. Во, X. Вэчелла, Д. Голсуорси, Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Дж. Оруэлла, У. М. Теккерея, Ф. Фаррара, Т. Хьюза и др., дающие представление о жизни школ и их роли в английском обществе XIX - начала XX века.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- обоснованы основные теоретические подходы к изучению истории и
анализу современного состояния элитного образования (структурно-
функциональный, ценностный, демократический, меритократический и др.);

проанализированы, уточнены и применены к объекту исследования основные понятия элитологии образования («элита», «элитная школа», «элитное образование» и др.);

предложена периодизация истории английских «паблик скулз»;

раскрыты ведущие тенденции развития «паблик скулз»;

- выделены условия, определяющие их уникальность и эффективность.
Теоретическая значимость исследования. Полученное в результате

исследования новое научное знание о сущности, принципах и закономерностях элитного образования раскрывает сложность и

10 многообразие путей решения проблемы элитного образования. В работе дается анализ основных подходов к развитию концепции элитного образования в межпредметном поле (структурно-функциональный, ценностный). При помощи широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования представлен анализ опыта элитного школьного образования на примере Англии. Результаты исследования расширяют возможности научной оценки развития элитного образования в одной из ведущих мировых держав; одновременно они способствуют развитию и совершенствованию концепции элитного образования в России.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают содержание курса педагогики для студентов, обучающихся по педагогическим, лингвистическим, филологическим, историческим специальностям. Полученные результаты позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о феномене элитного английского образования. Работа вносит существенный вклад в изучение проблем элитного образования и развитие элитологии образования. Материалы диссертации могут быть использованы при построении спецкурса, посвященного проблеме элитного образования, в специальных курсах по истории зарубежной педагогики, страноведению. Отдельные положения работы, исследующие влияние английских элитных школ на культурную и политическую жизнь современной Великобритании, могут быть учтены в развитии научных и культурных связей со странами Соединенного Королевства.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения и принципы, анализом широкого круга источников, применением методов, адекватных цели, задачам и логике исследования.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Элитное образование представляет собой сложное, многоаспектное

явление, объединяющее различные подходы к проблеме воспитания

элиты. Основными подходами в решении данной проблемы являются структурно-функциональный и ценностный. Первый предполагает, что элитное образование выступает в первую очередь механизмом рекрутирования элиты, а к элите принадлежат те, кто управляет обществом, вне зависимости от путей получения этих функций. Второй подход признает ценность образования как такового. Ценностный подход исходит из предположения о том, что критерием принадлежности индивида к элите выступают его интеллектуальные и моральные качества.

  1. К основным понятием элитологии образования относятся: «элита», «элитное образование», «элитная школа». Элитная школа рассматривается с точки зрения ценностного подхода и определяется как открытое учебное заведение, которое изначально ориентировано на предоставление равных возможностей в получении качественного образования наиболее способным представителям всех слоев общества.

  2. В развитии системы элитного школьного образования в Англии выявлено четыре этапа:

этап становления «паблик скулз» (XIV—XVII вв.);

этап развития «паблик скулз» (XVII - начало XIX века);

этап усиления интегративных процессов (XIX - середина XX века); -этап кризиса и коренного реформирования (1960 год — настоящее время).

Кроме того, в рамках последнего этапа автор выделяет три периода: а) кризис системы элитного образования (начало 1960 - начало 1970 годов); б) период активных реформ (середина 1970 - середина 1990 годов); в) новое усиление позиций элитных школ (середина 1990 годов - настоящее время).

4. К сущностным и содержательным характеристикам, ведущим тенденциям
развития системы элитного образования в Англии в рамках «паблик
скулз» относятся, с одной стороны, постоянное совершенствование и
педагогический поиск новых образовательных подходов и технологий, а с
другой - следование традициям; ориентация на открытость,

12 демократизацию и интеграцию в государственную систему среднего образования, и в то же время сохранение селективности, связи с другими уровнями элитного образования. 5. Уникальность и эффективность учебной и воспитательной работы английских элитных школ обусловлены национальными, историческими и культурными особенностями развития института образования в Англии, которые привели к появлению независимого статуса школ. Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры педагогики ПГУ имени М. В. Ломоносова. Материалы исследования были представлены на XVII и XVIII Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2006), научно-практической конференции, посвященной основным тенденциям развития образования в мире (Москва, 2006).

Материалы диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс через разработку и прочтение лекционного курса в магистратуре Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Инновационном центре профессиональной ориентации и дополнительного образования Архангельского государственного технического университета и в МОУ «Общеобразовательная гимназия № 6» г. Архангельска.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованных литературных источников, приложения.

Историко-педагогический анализ элитного образования

Существование элитного образования в тех или иных формах обосновывалось в трудах педагогов и мыслителей или же воплощалось на практике в разные эпохи. История элитного образования включает развитие идей элитопедагогики, механизмов элитогенеза; собственно историю возникновения элитных учебных заведений, а также их вклад в теорию и практику обучения и воспитания.

Идеи элитопедагогики впервые были выдвинуты Конфуцием и мыслителями Античности. Так, китайский философ, признавая невозможность делать различия между людьми в деле воспитания, указывал, однако, что потенциальные возможности у разных людей от природы различны. Он признавал, что существуют люди, которые обладают врожденной мудростью и которым предстоит быть правителями, существуют благородные мужи, предрасположенные к учению от рождения; тот, кто учится по необходимости, и, тот, кто не желает и не способен учиться. Школа, которую создал Конфуций, не была сословной, но открытой, и требовала от учеников желания и способности на пути духовного совершенствования (110).

Философы Античности развивали идеи элитопедагогики и становились основателями собственных школ, например: Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. «Уже пифагорейцы поняли, что без специального воспитания человеку нельзя заниматься философией. И они создали такое элитарное учебное заведение - создали свой знаменитый Орден, через структуру которого довелось пройти и юному Платону... Но еще раньше в самих Афинах, еще задолго до создания своей Академии, Платон встретился с понятием, которое отражало суть такого элитарного образования - еще у себя на родине будущий академик прошел через калокагатийное образование, которое и определило всю его дальнейшую элитопедагогику», - пишет П. Л. Карабущенко (107, с.141). Калокагатийное образование понималось древнегреческими мыслителями, как гармония внутренней и внешней красоты, было связано с представлением об идеальном человеке.

Идея калокагатии с течением времени изменялась, постепенно гармония между внешней и внутренней красотой человека уступила место приоритету внутренней красоты по отношению к внешней. Примером «калокагатийного» человека в новом его понимании является внешне безобразный Сократ.

Платон предлагал делить общество на «классы» и создать общественную систему воспитания двух высших «классов». Элитопедагогика Платона базируется на том принципе, что человек является самым совершенным существом в мире, и что это совершенство имеет саморазвивающийся характер. Цель воспитания Платон понимал как стремление к совершенству, т.е. человек должен стремиться стать совершенным гражданином, умеющим подчиняться или властвовать.

Проблеме отбора правителей и их воспитанию Платон уделяет много внимания в «Государстве» (107, с. 140). Он начинает элитопедагогику с того, что определяет людей благородных, обладающих свойствами, подходящими для элитного воспитания. Такие люди должны быть восприимчивы к наукам и сообразительны.

Платон сосредотачивается на проблеме воспитания будущей элиты. Этот социальный слой он подразделяет непосредственно на саму элиту («класс» стражей) и на сверх- или суперэлиту («класс» философов-мудрецов, правителей его идеального государства). Идеальным государством должен управлять идеальный человек (там же).

Платон подчеркивал, что правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие задатки, но важно, чтобы обучение не носило принудительный характер. Воспитание, по мнению Платона, способствует развитию способности к самовоспитанию и, таким образом, приводит человека к совершенству. Элитопедагогика Платона оказала существенное влияние и на других мыслителей. Его идеи нашли реальное воплощение в его Академии, которая просуществовала более девятисот лет.

Идеи элитологии Аристотеля представлены в его фундаментальном труде «Политика». По его мнению, «всякого рода превосходство всегда заключает в себе переизбыток какого-либо блага... спорить можно только о справедливости. По мнению одних, со справедливостью связано благоволение к людям; по мнению других, справедливость заключается уже в том, чтобы властвовал человек более сильный» (12, с. 17). Господином же, по утверждению Аристотеля, называют не за знания, а за природные свойства (там же, с.22).

Идеи элит и элитопедагогики в Средние века берут свое начало в Античности, но важную роль играют также новые социальные отношения и формирование новых варварских государств в Европе. После падения Римской империи общий уровень образованности снизился, изменился педагогический идеал. Если образование и воспитание в Античности - это стремление к совершенству, то идеал средневековья - христианин, следующий монашеской аскезе.

Понятийный аппарат элитологии образования

Элитология образования является сравнительно молодой отраслью знания и появилась в 90-х годах XX века в России. В зарубежной науке вопросы стратификации образования, элитных и элитарных учебных заведений рассматриваются в рамках социологии, и, кроме того, зарубежные ученые не признают термина «элитология» и не выделяют элитологию как отдельную дисциплину, считая её частью социологии (15, с.8). Так, например, опыт элитных английских школ «паблик скулз» рассматривается зарубежными авторами Д. Бойдом (281), Я. Вайнбергом (380), Дж. Мэнаганом (338) с позиций социологии.

Элитология образования является частным направлением элитологии, в свою очередь, элитология появилась на стыке политологии, социальной философии, социологии, всеобщей истории, социальной психологии и культурологии. Элитология исследует элиты, их состав, законы функционирования и формирования элит, а также историю развития знаний об элитах. Концептуальной основой элитологии являются «теории элит». Эти социально-философские концепции утверждают, что элита необходимая составная часть социальной структуры любого общества.

Существуют несколько близких словосочетаний, обозначающих область знания: элитология образования, элитопедагогика, элитологическая педагогика. Однако различие между этими понятиями остается неясным. Элитология образования понимается Г. К. Ашиным «как дисциплина, которая «изучает генезис элитарной личности, процесс становления в её сознании элитных начал мышления» (104, с. 162). Педагогические основы элитарного образования - это те конкретные механизмы воздействия на личность учащегося, которые способствуют формированию в его духовном мире элитных начал» (235, с.389). Из приведенного выше определения следует, что обозначенная область знания имеет отношение скорее к становлению духовного мира и мировоззрения. Допускаем, что под «механизмами воздействия на личность учащегося» имеется в виду процесс воспитания, тогда формирование «элитных начал» - это конечная цель этого процесса.

У П. Л. Карабущенко находим более четкое разделение понятий. Так, он вводит термин «педагогическая элитология», под которым понимает фундаментальный раздел общей элитологии, занимающийся вопросами искусственного формирования основ элитарного сознания, основанный на опыте его естественного генезиса (104, с. 143). Элитология образования, по мнению исследователя, - это раздел антропологической элитологии, изучающий теоретические вопросы селекции элит по «меритократическому принципу». Прикладную теоретическую дисциплину П. Л. Карабущенко называет «элитарной педагогикой», которая занимается конкретными практическими проблемами элитарного образования», а «элитопедагогика» изучает генезис человеческой личности, т.е. процесс её самовоспитания (там же, с. 156).

Опираясь на данные определения, можно сделать вывод, что «педагогическая элитология» и «элитопедагогика», по мнению П. Л. Карабущенко, максимально близкие понятия. Они обозначают процессы духовного становления личности и её самовоспитания. Элитология образования в этой трактовке исследует лишь процессы селекции в образовании, которые также рассматриваются социологией. Такое понимание предмета элитологии, с нашей точки зрения, слишком узко и не отражает специфики исследуемого явления. Напротив, термин «элитарная педагогика» предполагает существование некой отдельной педагогики для элитного образования, указывает на возможность существования проблем, присущих только элитному образованию. По нашему мнению, термин «элитология образования» имеет самое широкое значение и включает в себя не только исследование механизмов элитизации личности, но и историю, функции, критерии и структуру элитного образования.

Множественность в определении элитологии образования приводит к общему пониманию её предмета и объекта. К наиболее общим задачам исследований в области элитологии образования относят необходимость описания процесса становления и воспроизводства элитарного сознания в рамках образовательной системы (включающей несколько ступеней), выработку практических методов исследования процессов формирования элиты в рамках образовательных систем, выработку способов прогнозирования развития элитного образования (104).

На современном этапе развития элитологии не сложилось единого терминологического аппарата. Во многом это объясняется противоречиями в трактовке исходного для элитологии образования термина «элита»

В своем исходном значении слово французского происхождения означает лучшее, отборное, избранное. Однако понимание сущности термина «элита» различно: Платон связывал политическое неравенство с качеством души, присущим различным группам населения; Конфуций делил общество на «благородных мужей» и «низких людей» на основании их отношения к моральным заповедям; В. Парето определяет элиту, как людей, имеющих наивысший индекс в определенной области человеческой деятельности, а Г. Моска - как наиболее активных в политическом отношении. X. Ортега-и-Гассет считал элитой людей, пользующихся в обществе престижем, статусом, богатством, но, что более важно, имеющих интеллектуальное и моральное превосходство над массой и наивысшее чувство ответственности. Т. Дант относит к элите людей, владеющих формальной властью в социальных институтах и, тем самым, определяющих жизнь общества; Л. Фрейнд - как боговдохновенных людей, обладающих харизмой, а А. Тойнби полагает, что элита — это творческое меньшинство, которое способно дать ответ на «вызов» истории (235, с. 16). Представленные интерпретации понятия демонстрируют разнообразие подходов к пониманию сущности элиты.

Среди классических и современных теорий политических элит можно указать на структурно-функциональную (Дюркгейм Э., Парсонс Т.), концепцию плюрализма элит (Даль Р., Келлер С, Штамме О.), теорию демократического элитизма (Даль Р., Сартори Д., Шумптер Й.), ценностные теории (Ропке В., Ортега-и-Гассет X.) и др. Теории объясняют механизмы функционирования властвующей элиты. Например, структурно-функциональная и демократическая теории подразумевают, что к элите принадлежат те люди, которые выполняют функции управления обществом и влияют на принятие политических решений. При этом второстепенным остается вопрос, является ли это право влиять и принимать решения следствием высоких интеллектуальных способностей, высокой ответственности или следствием владения и управления финансовыми и материальными ресурсами.

Возникновение английских «паблик скулз»

Прежде чем перейти к исследованию истории и современного состояния «паблик скулз» нам необходимо определить, что именно мы понимаем под этим словосочетанием. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» «паблик скулз» определяются как «частные привилегированные средние школы Великобритании, сохраняющие аристократические традиции» (187, с. 184). Четкого же определения не существует, тем более что само понятие «паблик скулз», признанное устаревшим ещё в 1985 году (354, с.69), в наши дни чаще имеет символическое значение. Все негосударственные школы согласно британскому Закону об образовании 2002 года определяются как «независимые»: средние школы, которые обеспечивают обучение в режиме полного дня пяти и более ученикам школьного возраста... и которые [финансово и административно] не зависят от органов местного управления» (294). Каждая «независимая» школа должна быть зарегистрирована в Департаменте образования и трудоустройства (Department for Education and Skills - DfES), регулярно подвергаться проверкам со стороны Инспекции «Независимых» школ (Independent Schools Inspectorate - ISI) или Управления стандартов в системе образования (Office for Standards in Education - Ofsted).

Среди «независимых» школ можно найти дневные школы и школы-пансионы, школы с раздельным и смешанным обучением, начальные (подготовительные) и средние, специализированные и общего профиля, религиозные и национальные школы, специальные школы для детей с особыми потребностями в обучении.

Несмотря на разнообразие, все «независимые» школы управляются административным советом; финансируются за счет платы за обучение, вносимой родителями, иногда благотворительными фондами, управляют собственными капиталами и имеют доход с недвижимости и земель, многие школы также имеют статус благотворительных и не платят подоходные налоги; школы не обязаны следовать Национальному учебному плану, хотя и государственные и частные школы готовят своих выпускников к единому экзамену, дающему право получения Общего свидетельства о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education - GCSE) и экзамену продвинутого уровня, позволяющему поступить в вуз (Advanced Level - А level).

Известно, что в Англии «паблик скулз» не является общественными в прямом значении этого слова, поскольку не принадлежат государству, но их нельзя в полной мере назвать частными, так как они не могут принадлежать одному лицу. Термин «паблик» (public - т.е. общественный) использовался поначалу в прямом значении, чтобы отличать благотворительные грамматические школы, принимавшие учеников со всей страны, от локальных школ и домашних учителей. Со временем такие школы приобрели статус частных школ, за обучение в которых следовало платить, но название школ осталось прежним. Поэтому общественными школами в Британии являются как раз негосударственные, закрытые учебные заведения, школы-пансионы.

Практически все исследования зарубежных авторов, так или иначе, решают вопрос определения «паблик скулз», обращаясь к раннему опыту толкования понятия, а также к истории учебных заведений. Первая попытка формально определить что такое «паблик скулз» относится к началу XIX века, когда комиссия лорда Брума исследовала все школы, существовавшие на благотворительные средства, но особо выделила семь: Вестминстер, Итон, Винчестер, Чартерхауз, Харроу и Регби, а позже и Шрусбери. Все школы имели исключительное государственное значение, поскольку насчитывали несколько веков истории, являлись школами-пансионами, а значит, принимали учеников со всей Британии, предоставляя им самый высокий уровень образования. Школы также щедро финансировались и имели прочные связи с Оксфордом и Кембриджем. Школа Св. Павла и Школа общества портных, будучи дневными, отличались от первых семи, но между тем, считались не менее престижными, и все вместе они составляли девять «великих паблик скулз». В 1861 году эта классификация получила официальное признание в отчете Кларендонской комиссии. Комиссия изучала состояние и некоторых новых школ, основанных в XIX веке. Это были школы-пансионы, по духу и типу организации весьма близкие к известным девяти. Хотя комиссия признавала за ними статус «паблик скулз» (346, с.5), приведенная выше классификация с теми или иными изменениями, получила широкое распространение.

К началу XX века практически сложились те обязательные критерии, которые позволяли относить школу к «общественным». В 1901 году Дж. Ф. Уильяме, автор истории Харроу, указывал пять признаков, согласно которым к «паблик скулз» могла быть причислена только школа: (1) не являющаяся собственностью одного лица или группы лиц, (2) для мальчиков, (3) возраст которых от тринадцати до восемнадцати лет, (4) количество которых достигает определенного числа, (5) и которые пользуются определенной свободой, используя самоуправление. В этом ряду Фишер упоминает и связь школы с университетами (298, с.3-9). Указанные критерии Если при определении «паблик скулз» мы могли ориентироваться на ежегодники конца XIX - начала XX века, авторы которых предлагали варианты классификации, то в современном ежегоднике мы найдем список всех «независимых» школ, включая старейшие и недавно появившиеся частные школы, которых в современной Великобритании насчитывается более двух с половиной тысяч. Однако во всех списках мы неизменно обнаруживаем девять упомянутых школ.

Дж. Уэлфорд приводит пример неформальной классификации, согласно которой школы объединяются по принципу схожести (377, с.10-11) (См. Приложение 3) Школы, схожие с Итоном и Регби, составляют две немногочисленные группы и проводят регулярные встречи директоров и заведующих кафедрами. Но ни одна из двух групп не включает именитую Школу общества портных, входящую в девятку. Д. Р. Хани в число «общественных» включает шестьдесят четыре школы. Подвергнув анализу различные аспекты работы школ, он объединил ведущие «паблик скулз» в четыре группы (302, с.480-481) (См. Приложение 3)

Организация процесса обучения в «паблик скулз»

К отличительным характеристикам английской элитной школы следует отнести ценности и цели образования в «паблик скулз», которые определяют структуру учебно-воспитательной, управленческой деятельности. Независимый статус школ позволил им уйти от чисто утилитарных, педагогических целей и ценностей, придать им широкий социальный и гуманистический смысл. Религиозные ценности, идеалы эпохи Возрождения, Нового времени ушли в прошлое. Хотя современные ценности и цели определяются по-новому, высокий, общефилософский смысл средневековых девизов остается ориентиром для школ. Вот, например, так определяет свои цели Итон:

1. содействовать развитию привычки независимого мышления, познания и исследования в воспитанниках; 2. обеспечить всестороннее образование, призванное позволить воспитанникам раскрыть их достоинства и развить таланты в стенах Итона и за его пределами;

3. воспитывать уважение к личности, особенностям и вкладу, который каждый ученик привносит в жизнь школы и местного сообщества; 4. осуществлять наставническую поддержку, развивающую физическое здоровье, эмоциональную зрелось и богатый духовный мир;

5. развивать уверенность в себе, энтузиазм, упорство, терпимость и честность (295).

В школе Св. Павла целью видят обеспечение «лучшего образования мальчикам с высоким интеллектуальным потенциалом любого происхождения» (364). Ключевая цель Харроу - «привить лидерские качества, научить воспитанников служить на благо общества, применяя эти качества» (305). В Школе общества портных воспитывают «независимых, критически мыслящих членов общества» и развивают «уверенность, практический опыт для жизни вне школы», прививают «позитивные и морально устойчивые ценности, которые станут основой в преодолении трудностей и в изменении мира» (341). Кроме того, в школе стремятся, чтобы ученики были «счастливыми, чуткими к нуждам других и чувствовали, что в них видят важных и исключительных членов особой организации» (там же).

Из приведенных примеров следует, что в широком смысле цель элитной школы заключается в воспитании образованных, критически-мыслящих, активных членов общества, способных к саморазвитию и самостоятельным действиям, с развитыми лидерскими качествами, основанными на четких моральных принципах, а также умеющих быть частью коллектива, уважающих себя и других, счастливых людей. Такая цель универсальна, но именно она в полной мере отражает ценностный подход к воспитанию элиты. С одной стороны, цели «паблик скулз» предполагают максимальную индивидуализацию воспитания, обращение к личности каждого воспитанника. А с другой стороны, подчеркивают общественную миссию выпускника. Именно способность к саморазвитию, основанному на моральных принципах, т.е. к элитизации личности, и осознание своей миссии в жизни является основой элитного образования.

Цели, стоящие перед «паблик скулз», безусловно, основаны на гуманистических ценностях. Ценность личности, признание уникальности каждого воспитанника прописаны в целях каждой школы. Вместе с тем, признается неповторимость личности, как части коллектива.

Важность моральных принципов является ценностным приоритетом в каждой школе. Нравственный и религиозный аспект жизни школ призван способствовать духовному развитию воспитанников, обеспечить устойчивую моральную основу их жизни.

Стремление подчеркнуть приверженность меритократическим принципам в отборе учащихся также характерно для всех школ. Такие принципы обеспечивают поступление в школу способных учеников, независимо от их происхождения, национальности и вероисповедания. Строгое соблюдение этого принципа необходимо потому, что отбор учащихся остается важным аргументом критиков «паблик скулз». Истинная демократичность в отборе - принцип, которому элитные школы следуют неуклонно, дорожа своей репутацией. Таким образом, «паблик скулз» стремятся к максимальной открытости для всего общества, что позволяет также определять эти школы как элитные, но не элитарные.

Таким образом, к тенденциям современных «паблик скулз» можно отнести стремления следовать гуманистическим ценностям в отборе содержания образования, меритократическим принципам в отборе учащихся, ценностном и личностном подходах в организации воспитательной работы, ориентацию на сохранение традиций и приоритет индивидуальных жизненных устремлений личности.

Утилитарная цель «паблик скулз», подразумевающая подготовку воспитанников к поступлению в университет, а значит высокие результаты выпускных экзаменов, также важна. По данным Совета «независимых» школ, 92% выпускников частных школ поступают в университеты Великобритании и других стран (370). Показатель для «великих» школ ещё выше: так, 95% выпускников Чартерхауса в 2005 году поступили в университеты (286).

Высокий процент поступления обеспечивается хорошими результатами при сдаче экзамена повышенной сложности GCE/A Level (General Certificate of Education Advanced Level), который учащиеся сдают после выполнения программы шестого класса, что дает право поступления в вуз. Так, в 2006 году, в школе св. Павла, 63% выпускников получили наивысшие баллы при сдаче A-level (364).

В школах уверены, что такие высокие результаты обеспечиваются тьюторской системой и профильной подготовкой, когда каждый выпускник целенаправленно выбирает определенные экзаменационные предметы, а также большим количеством факультативных занятий.

Похожие диссертации на Развитие элитного школьного образования в Англии