Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона Голуб, Евгения Викторовна

Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона
<
Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голуб, Евгения Викторовна. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Голуб Евгения Викторовна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т].- Оренбург, 2011.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/305

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния этнической идентичности на социализацию подростков 13

1.1. Педагогические аспекты содержания понятия «этническая идентичность 13

1.2. Этническая идентичность как фактор социализации под ростков 39

1.3. Модель развития этнической идентичности в процессе социализации подростков полиэтнического региона 66

Выводы по первой главе 90

Глава 2. Развитие этнической идентичности подростков в полиэтническом регионе как педагогический процесс 92

2.1. Особенности развития этнической идентичности в условиях приграничного региона 92

2.2. Создание педагогических условий использования этнической идентичности в социализации подростков 119

2.3. Анализ влияния этнической идентичности на социализацию подростков 147

Выводы по второй главе 167

Заключение...: 170

Список использованных источников 173

Приложения 201

Введение к работе

Актуальность исследования. В многонациональной России актуальна образовательная задача воспитания человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать самобытность и культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения. Разрушение традиций передачи опыта социализации через этническую культуру в современных российских семьях, а также действующие разнонаправлено методы и механизмы социализации нарушают процессы этнической идентичности. В этих условиях подростки приобретают опыт социализации, опираясь на стихийные или латентные процессы, представленные интересами определенных политических, этноконфликтных, субкультурных групп. Результатом таких процессов становится не только деструкция личности конкретного подростка, не вписывающегося в социальные взаимоотношения, но и углубление межэтнических конфликтов, и нарастание межгосударственной напряженности.

Актуальность проблемы развития этнической идентичности в социализации подростков полиэтнического региона отражена в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2006 г.). Необходимость использования национальных и культурных традиций народов России в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы отмечена в послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию (2008 г.), в Проекте «Народов много - страна одна» Министерства регионального развития РФ (2009 г.), в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).

Степень разработанности проблемы.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме развития этнической идентичности подростков, социализирующихся в условиях полиэтнического региона:

изучены философские аспекты этноса и этничности (В.В. Амелин, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилёв, В.А. Тишков), а также роль социальной среды в формировании этнической принадлежности (Г.М. Андреева, Н.П. Лебедева, А.А. Сусоколов, О.Н. Яницкий);

исследованы общие вопросы психологии и педагогики межличностного взаимодействия и общения представителей разных этносов (К.А. Ахияров, Л.Н. Бережнова, Е.В. Бондаревская, И.Е. Валитова,

А.С. Гаязов, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, А.Х. Гаджиев, И.С. Кон, B.C. Кукушин, В.А. Сластенин);

обобщен опыт народной педагогики и разработаны теоретические подходы к определению содержания, методов и средств поликультурного образования (О.В. Аракелян, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, И.Ф.Гончаров, Г.Д. Дмитриев, Г.В. Лунин, Е.Л. Христова);

изучена структура этнической идентичности (А.Х. Гаджиев, СТ. Калхатчян, Дж. Фанни), выявлены факторы, влияющие на формирование этнической идентичности подростков (Л.Д. Кузмицкайте, О.Л.Романова, B.C. Собкин);

разработана концептуальная категория «этническое самосознание» (З.И. Айгумова, В.Б. Иорданский, А.В. Кирьякова, П.И. Кушнер, Г.А. Мелекесов, З.Ф. Мубинова, М.Б. Насырова, P.P. Насретдинова, Г.Т. Тавадова, Ф.С. Файзулин);

- изучены различные аспекты социализации подростков
(М.В. Артюхов, И.Г. Бозина, А.В. Мудрик, Н.А. Каргапольцева,
А.И. Ковалева, Т.А. Носова, А.С. Шарудилова, В.А. Ядов);

- проанализированы этнопедагогические условия формирования
социально одобряемого поведения подростков (А.Г. Асмолов, В.Н. Гу
ров, В.П. Комаров, Н.В. Назаров, А.Н. Нестеров, Л.И. Паина, Г.В. Па-
латкина, З.В. Сикевич, О.В. Хухлаева).

В научных кругах до сих пор идёт спор о сущности этнической идентичности, но этнопедагогические вопросы и проблемы этнического воспитания в общей педагогике затрагиваются редко, хотя они злободневны и важны для общества и могут быть решены только при условии опоры на этнологические знания.

Актуальность исследуемой проблемы усиливается рядом противоречий, возникающих между:

потребностью общества в человеке, устанавливающем межличностные полиэтнические контакты на традициях ценностного отношения к собственному и другим этносам, и недостаточной научной разработанностью процесса развития, протекающей при этом этнической идентичности;

потребностью педагогической практики решать проблемы социализации современных подростков в полиэтническом обществе и недостаточным использованием педагогическими работниками воспитательного потенциала этнической идентичности, реально проявляющейся в многонациональной России.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении и практическом педагогическом поиске содержания и способов развития этнической идентичности, обеспечивающей успешность социализации подростков в условиях полиэтнического региона.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия и имеющийся фонд научных знаний послужили основой для выбора темы исследования: «Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона».

Объект исследования: этническая идентичность в социализации подростков полиэтнического региона.

Предмет исследования: процесс развития этнической идентичности подростков.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия развития этнической идентичности, обеспечивающей успешность социализации подростков полиэтнического региона.

Гипотеза исследования. Этническая идентичность подростков -это личностное качество, заключающееся в осознании себя как представителя определенной этнической группы, способствующее его успешной социализации. Развитие этнической идентичности станет фактором успешной социализации подростка полиэтнического региона, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится с учетом следующих педагогических условий:

интеграции учебной и внеучебной деятельности подростка при усилении этнокультурного компонента образования;

актуализации опыта социализации подростка, основанного на ценностном отношении к собственному и другим этносам;

стимулирования ценностного взаимодействия социума, семьи и школы в регулировании поведения подростков на основе освоения этнических ценностей, норм и правил.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и уточнить содержание понятия «этническая
идентичность» в контексте ее роли в социализации подростков.

2. Определить уровневые показатели и этапы развития этниче
ской идентичности подростков.

  1. Разработать и апробировать модель развития этнической идентичности в социализации подростков полиэтнического региона.

  2. Подготовить научно-практические рекомендации по развитию этнической идентичности подростков в условиях полиэтнического региона.

Методологической основой исследования послужили базовые положения следующих теорий: развития личности; поликультурного образования; ориентации личности в мире ценностей; межличностного взаимодействия; этнического самосознания.

Теоретическая основа исследования. В организации опытно-исследовательской работы был использован системно-деятельностный подход. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения подростка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека (А.Г. Асмолов).

Методы исследования. Логика исследования обусловила использование теоретических методов: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы; обобщение педагогического опыта. Из эмпирических методов были использованы: наблюдение, анкетирование, беседы, опрос, сочинения - рассуждения, метод экспертной оценки, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: Муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Оренбурга и «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Соль-Илецка Оренбургской области, Бузулукский гидромелиоративный техникум - филиал ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет». В исследовании было охвачено 820 подростков.

Этапы исследования:

теоретический (2006-2007) - был связан с определением теоретической базы исследования, изучением и анализом педагогической, философской, психологической, этнологической литературы по проблемам формирования этнической идентичности и социализации подростков, формулированием рабочей гипотезы, проведением констатирующего этапа исследования;

опытно-экспериментальный (2007-2009) - осуществлялся формирующий этап опытно-экспериментальной работы, проверялись положения гипотезы исследования;

- обобщающий (2009-2010) - осуществлялся анализ, систематиза
ция и обобщение результатов проведенного исследования, уточнялись
положения, выносимые на защиту и выводы исследования, проводи
лась итоговая диагностика опытно-экспериментальной работы, оформ
лялся текст диссертации.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание понятия «этническая идентичность»
в контексте ее роли в социализации подростков полиэтнического ре
гиона, которое заключается в следующем определении: этническая
идентичность, являясь личностным качеством, выступает фактором со
циализации подростка полиэтнического региона, основанным на осоз
нании собственного «Я» как части родственной этнической группы
людей, признанием своего этноса как части общечеловеческого и ос
воении выработанной данным этносом культуры (ценности, идеи, убе
ждения, образцы поведения), в которой заложены функции регуляции
поведения.

определена этнорегиональная специфика социализации подростков полиэтнического региона, которая заключается: в имеющейся полиэтнической среде, демонстрирующей общность базовых ценностей и норм поведения разных этнокультур; в педагогически реализуемой возможности многократного участия в культурных полиэтнических событиях и освоения подростком этнокультурных ценностей; в укреплении стереотипов социально одобряемого и субъектно-ценностного поведения, формируемого в процессе развития этнической идентичности;

разработана модель развития этнической идентичности, раскрывающая логику успешной социализации подростков в условиях полиэтнического региона на основе педагогически преломляемого воздействия комплекса факторов (социум, статус этноса, образовательная среда школы, семья, этническая идентичность);

выделены уровни (амбивалентный, индифферентный, актуализированный, позитивный) и этапы (ознакомительный, ориентировочный, ситуативно-поведенческий, личностно-ценностный) развития этнической идентичности и уровни социализации (предсоциальный, избирательный, конвенциальный, конституциональный) подростков полиэтнического региона.

Теоретическая значимость исследования:

Результаты исследования расширяют научно-педагогические представления о феномене этнической идентичности и его влиянии на

социализацию подростков полиэтнического региона. Выявленные педагогические условия развития этнической идентичности подростков дополняют этнопедагогические концепции воспитания, а также могут служить теоретической основой для построения процесса социализации подростков средствами образования в иных этнических регионах. Практическая значимость исследования:

апробированный комплекс диагностических методик позволяет осуществить мониторинг развития этнической идентичности подростков в общеобразовательных учреждениях полиэтнического региона;

созданные учебно-методическое пособие «Этническая идентичность в социализации подростков» и программа элективного курса «Мое этническое Я» по формированию и развитию этнической идентичности, разработанные с учетом условий общеобразовательного учреждения полиэтнического региона, способствуют оптимизации работы педагогов и психологов средней школы и специалистов по социальной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения философии, этнологии, педагогики, психологии; использованием значительного количества теоретических источников, применением разнообразных методов, соответствующих предмету и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальной выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, сопоставимостью с исследованиями в данной области знаний.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие этнической идентичности способствует успешной социализации подростков в полиэтническом обществе, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится с учетом следующих педагогических условий:

- в интеграции учебной (уроки, факультативы) и внеучебной
(кружки, клубы по интересам, секции, школьные воспитательные ме
роприятия, индивидуальная работа) деятельности подростка содержа
ние образования насыщается этнокультурной составляющей, обеспе
чивающей усвоение знаний об иных этнокультурах, приобретение
опыта и формирование ценностного отношения к межэтническому
взаимодействию;

- создаются педагогические ситуации по актуализации опыта со
циализации через многократное переживание подростком - представи-

телем определенной этнической группы успешных результатов использования индивидуальных поведенческих стратегий, основанных на ценностном отношении к собственному и другим этносам, укрепляющих стереотипы социально одобряемого и субъектно-ценностного поведения;

- практикуется совместная деятельность педагогов, подростков
и их родителей по формированию среды гармоничного существования
этнических общностей, в которой признаются ценности, нормы, пра
вила и культурные традиции каждого этноса, формируется ценностное
отношение к своей и другой этнической общности.

2. Показателями развитой этнической идентичности, способствующей успешной социализации подростка, являются:

знания истории и культуры своей и соседствующей этнических общностей (когнитивный компонент этнической идентичности);

ценностное отношение к членству в своей этнической группе и уважительное отношение к другим этносам (эмотивный компонент этнической идентичности);

социально одобряемое поведение подростка в полиэтническом социуме (поведенческий компонент этнической идентичности).

Апробация исследования: Основные теоретические положения и предварительные итоги научного поиска обсуждались на международных (Оренбург, 2006, 2010; Пенза, 2007) и всероссийских (Челябинск, 2008; Оренбург, 2011) научно-практических конференциях и отражены в статьях в научных журналах.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического и историко-педагогического анализа проблемы развития этнической идентичности как личностного качества; в разработке структурно-функциональной модели развития этнической идентичности подростков и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий ее реализации в средней общеобразовательной школе; в обработке и систематизации полученных данных.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Педагогические аспекты содержания понятия «этническая идентичность

Этнические процессы имеют тенденцию чутко реагировать на изменения политической ситуации, поэтому исследования 10-20-летней давности уже не отражают в полной мере реалий сегодняшнего дня. Все это обусловливает необходимость проведения систематических исследований этнических феноменов.

Для педагогических исследований очень важна связь с антропологией, социологией и психологией. В антропологии интегрированы этнография (монографическое описание, наблюдение и, анализ традиционно-бытовой культуры этнических групп), и этнология, (сравнительное изучение материалов, собранных в полевых исследованиях разных народов). .Этнопсихология, является междисциплинарной, областью знаний, развивающейся! на-стыке психологии и социологии-.. В этнопсихологии проводится анализ психологических, аспектов этнической идентичности, ее влияние на развитие личности в. этнокультурной среде, стабильность этнических общностей» Иг межэтнические отношения. Развитие этнической идентичности рассматривается как процесс социализации личности, отсюда необходимость-обращения к такой науке как социология. Этническая социология изучает весьма сложные сферы национально-этнических отношений: миграцию и этнос, социальную стратификацию в этносах.

Возрастает значимость для- современного общества этнонацио-нальной составляющей личности, проблем ее этнической и граждан ской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Роль этнопедагогиче-ского знания возрастает, в тоже время ее сегодняшний второстепенный статус в системе образования не соответствует современным реалиям.

Исследования этнической идентичности требуют выявления соотношения данного понятия со сходными понятиями, используемыми в гуманитарных науках.

Как правило, исследования этнической идентичности начинаются авторами с разграничения понятий «этнической идентичности» и «этничности».

Понятие «этничность» впервые было введено в научный оборот Л. Уорнером и И. Лунту в работе «Статусная система современной общины» в 1942 году. Гораздо раньше возникло слово «этническое», первоначально употреблявшееся в значении «языческое» [Г85, с. 29-30]. Этничность является объектом изучения в этнополитологии. Эта» сфера человеческого знания определяет этничность как форму социальной организации культурных различий; совокупность культурных черт, характерных для той или иной этнической общности [242]...

Т.Г. Стефаненко отмечает, что следует «разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность - аскриптивная (приписываемая»» обществом) категория, субъективная же этническая идентичность - самокатегоризация, достигаемая индивидом в процессе конструирования образа окружающего мира и своего места в нём» [201].

Этнопедагогика определяет этничность как комплекс исторически сформировавшихся особенностей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявляющихся в различных формах его жизнедеятельности [241]. Следующим понятием, используемым в нашем исследовании, является «этнос». В этнологии этнос определяется как «исторически сложившаяся на определённой территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме) [157].

Этнос и этническая группа различаются-по своему содержанию. Согласно этнопсихологическому словарю этническая группа - «обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые, наиболее значимые особенности языка, культуры, религии, быта» [244]. Этническая, группа может не иметь постоянной территории проживания, но сохранять свои этнодифференцирующие признаки.

На основе знаний о, своих и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифферен-цирующих признаков. В их качестве могут выступать самые разные признаки: язык, ценности- и нормы, историческая память, религия, представления о родной-земле; миф об общих предках, национальный характер, народноеипрофессиональное искусством т.д. [422].

Этнокультурное1 образование способствует осознанию человеком своих корней»и определению места, которое он занимает в мире, оно призвано1 привить ему уважение к другим культурам. В нашем исследовании- важное месте занимает такое понятие как этническая культура. Оно? представляет собой сложное системное образование, которое включает в себя знание, понимание, а также уважение языка, традиций, обычаев и-национальной психологии того или иного этноса- или народа. Г.В. Палаткина трактует этнокультурную направленность в образовании, «как культурологический характер процесса образования с целью- формирования у учащихся диалогичности, по нимания, уважения культурной идентичности других людей, толерантности к представителям других национальностей» [154]. Этно-культура, по нашему мнению, позволяет закрепить у юных представителей этноса поведенческие модели, способствует появлению интереса к своим этническим корням и интенсифицирует межэтнические контакты. Однако, в реальном образовательном процессе эти явления, не актуализируются, оставаясь на периферии образовательного взаимодействия.

Значимым, является соотнесение понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность». Поскольку это требует детального исследования, мы рассмотрели обширную историографию использования! этих понятий в разных науках.

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Г. Крайг, анализируя работы Э. Эриксона, подчеркивает,- что идентичность «образует единую-систему координат для» организующих и интегрирующих форм-поведения в различных сферах, жизни, человека, приводит личные-склонности и. таланты в соответствие с идентификациями и. ролями, данными- ему ранее родителями, сверстниками и обществом» [112, с. 605].

«Идентичность индивида (наличие культурных черт, позволяющих отличать одного человека- от другого) определяется? рядом характеристик, - считает Г.Д . Дмитриев, - социальной принадлежностью, мировоззрением, этническим? происхождением, родом, полом-, половой ориентацией, образованием, религией, традициями, обычаями, языком, речью, физическим и умственным развитием, профессией, возрастом, экономической, классовой1 и гражданской принадлежностью и проявляется во внешних физических данных» [75, с. 15].

Этническая идентичность как фактор социализации под ростков

Основываясь на идее о том, что развитие этнической идентичности является одним из существенных факторов социализации подрастающего поколения, С.Н. Бородина утверждает, что усвоенные в процессе осознания этнической2 идентичности нормы и ценности проецируются нал социальное: поведение подростков, поэтому утверждение и распространение определенных, норм социального поведения может стать одним из факторов? прогноза: возможного направления политического развития российского социума; [33]..

В рамках темы нашего исследования? нам было необходимо рассмотреть влияние этнической-идентичности на-успешность процессов социализации подростка-в условиях полиэтничного региона. Для этого мы обратились к работам, раскрывающим особенности подросткового возраста.

Понятие «возрастные особенности» в. педагогике связано с-описанием, физиологических свойств, психического и социального раз- j вития человека, а также наиболее важных сензитивных и- критических периодов; его жизни. Это, учение берет свое начало еще с педагогики Я .А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо [108, 165, 180]. До настоящего времени в педагогике и психологии придерживаются возрастных рамок подросткового периода, определенных Международным, симпозиумом- по возрастной периодизации 1965 года (Москва) [51]\ Этот период охватывает возраст с 11 дог 15 лет, и совпадает с обучением в средних классах школы.

О механизмах перестройки физиологических процессов, проис- j ходящих в подростковом возрасте, в науке известно, давно. Подростковый период, согласно мнениям Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана, характеризуется как переломный, переходный, критический, труд ный, возраст полового созревания [211, 216]. В этом периоде меняется состояние психики, что приводит к появлению новых форм деятельности и поведения, отмечается слабость сдерживающих механизмов. Проблема осложняется тем, что подростковый возраст характеризуется яркой выраженностью таких процессов как идентичность , и эмансипация [225, с. 205]. На поведение подростка, которое в значительной степени определяется реакциями эмансипации от взрослых и родителей при-одновременной аффилиации со-сверстниками, имитации и увлеченности, указывают ряд авторов [111, 112, 233].

Г. Крайг отмечает, что «общество накладывает слишком много ограничений, и подростки пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли» [112, с. 560]%. Реакции эмансипации — стремление подростка высвободиться из-под опеки, контроля и руководства со стороны родителей, учителей, вообще всех старших по ! возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов порождает реакции копирования поведения людей, к- которым подросток испытывает чувство уважения [233, с. 67-69] . У подростка меняется общественный статус, осваиваются новые- социальные роли, появляется потребность в признании как члена референтной группы.

Т. А . Носова подтверждает мнение F.. Крайга, уточняя, что «быстрые психофизиологические изменения, свойственные возрасту, не находящие применения и признания, а также ограничения, накладываемые обществом, способствуют оппозиционным- и бунтарским на- ! строениям подростков и часто провоцируют выбор референтных групп асоциального поведения» [146, с. 131].

Мы присоединяемся к мнению Г. Крайга относительно того, что «подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя главными задачами: достижение5 некоторой автономии и независимости от ро дителей; формирование идентичности и создание целостного Я; гар-монично сочетающего различные элементы личности» [112, с. 600].

Особенности развития этнической идентичности в условиях приграничного региона

Экспериментальная работа по исследованию влияния положительной этнической идентичности на социализацию подростков в полиэтническом регионе проводилась в образовательных учреждениях города Оренбурга, а также в городах Оренбургской области: Соль-Илецке и Бузулуке, выбранных для обеспечения сравнительно- сопоставительного анализа данных. Выбор Соль-Илецка обоснован ярко выраженной спецификой приграничного района, Бузулук, напротив, был определен как район, отдаленный от приграничья и ха- І рактеризующийся меньшей этнической выраженностью населения. Выбор Оренбурга обоснован тем, что в нем политически и социально значимо постановлена работа по реализации- "культурно-просветительских проектов и мероприятий как в областном центре полиэтнического региона.

Население Оренбургского региона представляет собой модель многонациональной России. Регион, является этноконтактной зоной, где сложилась, по мнению В .В . Амелина; Т.И. Герасименко, И.М. Габдулгафаровой, К.А. Моргунова уникальная этнокультурная ! среда [5, 53 , 46, 129]. Оренбургская область исторически сложилось в процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории, где веками складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости. Оренбургская область граничит с Казахстаном, Башкирией, Татарстаном. Это не может не оказывать влияния на этнические процессы в регионе, на взаимоотношения титульного этноса и этнических меньшинств. На территории Оренбургской об- ласти уникальнейшим образом пересекаются славянская и тюркская культуры. Примечательным является и тот факт, что если до 1994 го да на территории области наблюдалась миграционная убыль казахов, то с 1994 года происходит миграционный прирост и расселение их в приграничных с Казахстаном районах - Илекском, Соль-Илецком, Акбулакском [6]. "Расширяется количество населенных пунктов, где j увеличивается доля казахов, в частности в приграничном городе Соль-Илецке. Исследование проводилось среди учащихся 7-9 классов и студентов первого курса. Методьг исследования, использованные на і констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы: тестиро вание, собеседование, наблюдение, контент-анализ, интервьюирова ние, экспертная оценка. Всего было протестировано 205 подростков.

Базовыми образовательными учреждениями . в опытно экспериментальной работе стали МОУ СОШ №5: города Соль-Илецка,: МОУ СОШ №. 52 города Оренбурга и Бузулукский гидромелиоратив- ный техникум - филиал ФГОУВПО «Оренбургский государственный аграрный- университет». Все выбранные для; проведения опытно-экспериментальной работы образовательные учреждения этнически І не ориентированы и в разной степени полиэтничны (таблица 6).

В ходе констатирующего1 этапа работы, при проведении анкетирование учащихся 7-9 классов МОУ GOIII №52 города: Оренбурга в количестве- 75 человек. Национальный состав подростков на момент исследования составлял — 85% русских и, 15% подростков других национальностей. Ср еди 50 студентов первого курса техникума в г. Бу- зулуке было 82% студентов русской национальности и 18% нерус-; ских. В школе №5 около 65% учащихся и 30% учителей нерусской национальности — казахи, татары, немцы. Менее выражен полиэтни- ческий состав школы № 52 областного центра: 18% нерусской национальности среди учащихся и 12,5% среди учителей... В- техникуме мелиорации г. Бузулука: 14% учащихся и 8% преподавателей;

Для выявления самоидентичности и; определения? в ней? местам j этнической идентичности был: использован- модифицированный нами ; тест Ml. Куна и Т. Мак-Партланда}«КтогЯ?»-(рЩшложение:3 .которыш позволилхудить, о социальной;идентичности»шизучить: идентифика- і ционные тенденции, подростков. Двенадцать возможных вариантов ответов:оригинального теста мы сократили до шестщ посчитав целесообразным) такое: ограничениев силу возрастных особенностей подростков! m некоторой- ограниченности; их общей культурні и эрудиции; Шныш респондентам? предлагалось ответить на открытый вопрос, прш помощи которого, исследовалась субъективная значимость і этнической? идентичности-. Согласно- требованиям методики, ответы ; на вопрос «Кто Я?і» подростки, должны были давать спонтанно.

Полученные выходе тестированйяісамохарактеристики, согласно ; методики Мі Куна ш Т. Мак-Партланда, были;разделены нами на базовые (общечеловеческие, личностные,, семейные) и этнополитиче-ские (этническая гражданская, религиозная субкультурная) при надлежности. Порядок высказывания принадлежности позволил нам определить ее место в иерархии идентификационных характеристик. . В результате получился ранжированный список идентификационных і принадлежностей (таблица 7).

Семейно-..родственная;возрастная,территори- -ально-поселенческая 6,9 2, Ю . . ; 6 .6,1 . Si Всего 100% 100% 100% Тестирование показало, что принадлежность, связанная;: с выполнением социальной роли оказалась наиболее значимой для под- ростков. Так, позиция «Я- — человек» дважды оказалась на первом месте (г. Бузулук и; г. Оренбург). Достаточно высокое место занима-ет позиция «Я- гражданин России» (в; г. Соль-Илецке на 1 месте; в г. Бузулуке на 2, а в Бузулуке. на 3 месте). На. одном из последних мест оказались позиции семейно-родственнощ возрастной и территориально-поселенческой идентификации (в- г. Соль-Илецке на 6 и в г. Бузулуке на 5 месте).

Анализируя ответьв по территориальному признаку (место проживания), мы отметили следующие тенденции. Ведущей позицией для подростков г. Оренбурга является идентификация по социальному признаку — «я — человек» (81,5%, что заметно отличает эту группу от других), и, несмотря на то, что позиция «гражданин России» занимает второе место (6,3%), дистанция- между первым и вторым местом очень большая (разница составляет 75,2). На основании этих показателей мы сделали вывод о том, что гражданская идентичность у оренбургских подростков очень слабо актуализирована. У подростков г. Соль-Илецка прослеживаются несколько иные тенденции. На первое место они поставили гражданскую идентичность (48,8%), на второе место - социальную идентичность (28%). Объяснение в этом мы видим в особенности географического расположения г. Соль-Илецка- и в полиэтническом составе образовательной среды. Подростки города Бузулука определили на первое место значимость позиции «я - человек» (48 %) и-на второе место1 позицию «я — гражданин (29%).

Создание педагогических условий использования этнической идентичности в социализации подростков

Одним; из ведущиж социальных институтов;, способствующих успешной социализации- подростков в; обществе, является система образования.

Министерством образования; и: науки РФ в, сентябре 2006 года была разработана Концепция; национальной образовательной политики; в которой впервые в масштабах всей страны системно- был поставлен вопрос о необходимости выработки и реализации образовательной политики, определяемой полиэтническим характером российского общества. В послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года [128] отмечена необходимость использования национальных и культурных традиций народов России в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы. «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, пере- , дает новым поколениям ценности нации» - отметил глава государства. Министерство регионального развития РФ! в декабре 2009 года приступило к реализации информационного проекта «Народов много - страна одна», цель которого — содействие этнокультурному развитию народов и культуре межнационального, развития. Одной из-задач информационной кампании явилась также профилактика1 экстремистских проявлений в-молодежной среде. Авторы проекта отмечают, что общественное единство не означает стиранияї этнических особенностей даже самых малочисленных народностей, «поскольку граждан- ; екая идентичность — это1 синтез этнических идентичностей».

Перечисленные государственные документы свидетельствуют; о признанной роли образования В становлении личности, идентифицирующей себя в этнической и общероссийской принадлежности. Именно образование является, одним из наиболее действенных инструментов социального конструирования идентичности. Оно предоставляет педагогам, уникальную возможность спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров и пове-денческих стратегий молодежи, поскольку состоявшаяся в условиях правильно организованной педагогической поддержки идентичность, в том числе и этническая, определяет поведение подростков.

Реализуя разработанную нами модель развития этнической идентичности подростков, мы учитывали требования современного общества и Концепции этнокультурного образования, в которой указано, что образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и куль- І туре с одновременным; освоением ценностей мировой культуры.

В? опытно-экспериментальной работе мы также учлш специфику развития: этнической идентичности под действием внутренних и внешних факторов. В; качестве внешних факторов мы использовали этнические ценности,, нормы поведения, этнические символы, проявляющиеся в;ритуалах й фольклоре; В; качестве внутреннего - субъективный характер: этнической- идентификации,, преломляющийся через индивидуальные характеристикишодростка.

Мы реализовали? также; идею?,позтапнойі целенаправленной, ра- , боты по, развитию? этнической: идентичности; связанную с четырьмя; ее уровнями: ознакомительныш (начальный);: ориентировочный . (сла-бовыраженный); ситуативно-поведеннескиш (этническое: пробужде- : ние); личностно-ценностныЙ! (устойчивая положительная; идентич-. ность)1. Выделенные" этапы работы, отличающиеся целевой- установкой, совокупностью используемых методов; и приемов, а также подбором диагностических методик, позволили нам; управлять, процессом? развития этническош идентичности подростков..

Bs связш с:тем .что в начале; опытно-эксперименталБнош работы j у подростков всех: исследуемых-; групп амбивалентный (начальный): уровень этнической идентичности: не был выявлен илш слабо? проявлялся; у незначительной части общей выборки; подростков;, мы начат ли опытно-экспериментальную работу по закреплению второго (ориентировочного) уровня-этнической идентичности. Целью этого этапа работы, было достижение осознания подростком личностной значи мости этнической идентичности, понимания необходимости усвоения этнознаний и норм поведения, как в этнической группе, так и в социуме в целом, а также становление целостной картины этнического многообразия мира для определения собственных проблем социальной адаптации в-современном обществе. На этом этапе решались задачи;

- создания условий для: овладения подростком- когнитивного компонента этнокультурной компетенции, обеспечивающего усвоение знаний для применения их в социальномповедении;

- создание условий: апробации: поведенческих стратегий и приобретения положительной оценки социума выбранных поведенческих стратегий.

(Следующий этап нашей работы был= связан; с развитием ситуативно-поведенческого; уровня этнической идентичности (этнического ; пробуждения)) т был направлен? на\ актуализацию: мотивов позитивного взаимодействия; с: представителями- разных этносов, на? основе- полученных знаний: о традициях, нормах: и правилах; поведения;, как в« своем«этносё;.так. и вчужомі

Цельюхэтого этапа работькбыло создание условий формирования; целостного: представления- обі.этнической идентичности и: ее: видах для: осознания: необходимости; выбора форм; поведения? mпотребности их: соблюдения.

Похожие диссертации на Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона