Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Нагорная Галина Юрьевна

Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе
<
Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нагорная Галина Юрьевна. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Ставрополь, 1998. - 209 с. РГБ ОД, 61:98-13/1144-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе 16

1.1. Этнокультурная направленность- современной стратегии профессионального образования ... 16

1.2.Сущность, содержание и структура этнопедагогической культуры учителя 25

1.3. Диагностика уровня сформированное этнопедагогическои культуры студентов в учебном процессе 64

ГЛАВА 2. Условия развития этнопедагогическои культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе 87

2.1. Развитие этнопедагогическои культуры будущих учителей начальных классов при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла . 87

2.2.Спецкурс по развитию этнопедагогическои культуры студентов 103

2.3. Педагогическая практика как одна из форм развития этнопедагогическои культуры будущих учителей ... 140

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 153

Заключение 164

Список литературы. 167

Приложение 186

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях коренного обновления-содержания образования, когда тенденция интеллектуального и духовного возрождения общества стала ведущей в осуществлении реформы высшей и средней школы, реализация идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепление связи обучения с истоками национальной культуры, достижениями отечественной и мировой общественной мысли, преодоление разрыва между культурой, наукой и образованием потребовали качественно нового подхода к проблеме подготовки будущего учителя.

Одной из кардинальных задач современной высшей школы в - области подготовки специалиста является обеспечение диалектического единства и преемственности между профессиональной и общей культурой: мировоззренческой, политической, нравственной и т.д. Это в равной степени относится и к подготовке педагогических кадров, так как сама педагогическая деятельность, ее эффективность, качество зависят от личности учителя, уровня его культуры.

Вопросы формирования культуры будущих учителей не являются новыми. Им уделяли внимание в свое время Я.А.Коменский, А.Дистер-вег, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П. П. Блонский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги прошлого, которые отмечали, что успех обучения зависит прежде всего от личности учителя, его культуры, являющейся фундаментом профессионального мастерства.

В последнее время наибольший вклад в разработку культурологического подхода к формированию личности учителя внесли исследования Н.В.Александрова, A.M.Арсеньева, М.А.Ачилова, Н.И.Болдырева, Ф. Н.Гоноболина, И.Ф.Исаева, И. Б.Котовой, Н.В.Кузьминой,

A. Г. Мороза, Н. Г. Стородникова, Ф. Г. Паначина, А. И. Пискунова,

B. А. Сластенина, И. Ф. Скорина, Н. Д. Хмель, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербако
ва и др.

Следует отметить, что интерес к проблеме подготовки учителя не ослабевает и за рубежом (Г.Беккер, Р.Оббер, Э.Роу, Х.Виннлер, В.Бодмер, Д.Холланд и др.)

Исследователи все чаще обращаются к процессу формирования различных сторон профессиональной культуры учителя - политической (Б.В.Леванов), экологической (Е.М.Алексахина, С.Н.Глазычев, В.В.Кашлев), методологической (Н.И.Казимирская, В.В.Краевский, А.К.Маркова), профессионально - этической (Э. А.Гришин, Н. Е.Юшма-нова), музыкально - педагогической (Л.Г.Арчажникова, Г.Ф.Рязанова, Т.Д.Суслова), экономической и правовой (В.К.Розов, С.А.Завра-жин, В.А.Попов), коммуникативной (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик), физической ( В.П.Внуков, Р.С.Сафиев).

В исследованиях ученых - психологов Б.А.Бенидиктова, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Ж.Пиаже рассматриваются проблемы психологической культуры учителя. Анализируются конкретные психологические аргументы, описаны оптимальные психологические условия, при которых процесс формирования личности учителя будет проходить более успешно, раскрывается роль психологических факторов формирования культуры педагога.

Большой интерес вызывают публикации, связанные с насущной необходимостью формирования педагогической культуры учителя. В работах А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, З.А.Гришина, И. Ф. Исаева, С.Б.Елканова, И. Ф. Комогорцевой, В. А. Сластенина и других авторов дается определение педагогической культуры, раскрывается ее сущность и роль в совершенствовании личности учителя, определены ее основные черты и показаны причины, породившие острую

необходимость появления этого явления в современной педагогической науке и практике.

За последние годы появился ряд диссертационных исследований, посвященных проблеме педагогической культуры учителя: Т.Ф.Белоу-совой, Е.Б.Гармаш, Т.В.Ивановой, М.В. Лисускене, Г.Н. Сикорской, л В.А.Яшуткина и др. Авторами этих работ изучены многие аспекта-культуры личности учителя и пути ее формирования в различных сферах учебно-воспитательного процесса в вузе и вне его, предприняты попытки определения содержания, форм и методов развития и совершенствования культуры будущих специалистов в соответствии с социальным заказом общества в системе народного образования.

Однако, в ходе психолого-педагогического анализа обнаружено, что, несмотря на известное продвижение вперед, наука пока не дает однозначного и аргументированного ответа на многие вопросы, относящиеся к формированию культуры педагога, в частности, этно-педагогической культуры, крайне актуальной в условиях многонациональной российской действительности.

"Современная педагогика нацелена на широкую демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию всех звеньев образования, позволяющих глубже овладеть достижениями мировой, отечественной культуры, в том числе ценностями этнической педагогики" (Арабов И.А,,, 19Э6). Данный тезис находит широкое раскрытие в Законе РФ "Об образовании", где говорится, что современная стратегия государственной образовательной политики нацелена на защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В связи с этим актуализируется роль и значение учителя, способного в конкретных региональных условиях организовать про-

цесс обучения и воспитания детей в соответствии с национальньми особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей. Возрождение и сохранение духовных ценностей каждого народа, их использование в культурном развитии новых поколений обязывает педагогически целесообразно организовывать учебный процесс в многонациональном регионе. Образование' и воспитание в нем должны опираться как на общечеловеческие, так .и на прогрессивные национальные принципы, учитывая специфику и опыт многовековой педагогической культуры народа.

Данные обстоятельства требуют от учителя глубоких теоретических знаний и практических умений в области этнопедагогики; этнографических знаний о происхождении народов, представителей которых он обучает, о культуре и истории этих народов, о своеобразии национальных обрядов и традиций; знание национальной психологии ребенка, его индивидуально - личностных, этнических особенностей; умения работать с многонациональным коллективом школьников; умения налаживать взаимодействие с разноэтническими семьями и т.д. В связи с этим, возникает необходимость в развитии этнопе-дагогической культуры учителя, синтезирующей все эти категории в единое целое.

Следует отметить, что в последние три десятилетия развернулась активная работа по использованию идей народной педагогики в обучении и воспитании подрастающих поколений.

В современной педагогической науке начало изучению воспитательного опыта народа было положено Г.С.Виноградовым. В своей работе "Русский детский фольклор" (1930 г.) он дал определение народной педагогики как термину и как явлению. Его исследование раскрывает большую общественно - педагогическую ценность воспитательного опыта народа, выявляет психологические основы народной

педагогики.

В последние годы появляются фундаментальные, научные труды Г.Н.Волкова, Я.И.Ханбикова, А.Э.Измайлова, А.Ф.Хинтибидзе, А.Ш. Гашимова, И. А.Шорова, И. А.Арабова, М. И. Стельмаховича, А. И. Мусу-каева, А.П.Орловой, Ю.Н. Намитокова. В своих работах авторы указывают о потребности использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, о ее богатых приемах и методах трудово'го, эстетического, нравственного, физического, умственного воспитания детей, об использовании идей народной педагогики в школе.

В настоящее время проблемы этнопедагогики все чаще становятся объектом диссертационных исследований ( Абаева Ф.В., Айбазова М.Ю., Алимбеков А., Асылханова Г.Ж., Ахмерова Н.М., Батчаева X.Х-М., Бешимов СИ., Бушуева Л.М., Магомедов Ш.Я. Матназаров У. Л., Мирзоев Ш. А.,. Мунзук Т. Т. и т.д.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики, пути использования этнокультурных традиций воспитания в практике. современной школы и семьи. В целом, анализ имеющихся монографий и диссертационных работ показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в исследованиях в области этнопедагогики, еще не нашла должной оценки со стороны науки значимость этнопедагогической культуры учителя в сложившейся современной социально-педагогической ситуации. Отсутствует сущностная характеристика ее структурных звеньев и, наконец, нет четкого определения понятия "этнопедагогическая культура", хотя потребность в этом становится все более очевидной в теории и на практике.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность, детерминирующие поиск условий и

средств, стимулирующих развитие этнопедагогической культуры будущих учителей и определяющих формирование их профессиональной деятельности, явились причиной выбора проблемы исследования: научно-педагогическое обоснование условий формирования этнопедагогической культуры студентов педагогических учебных заведений.

Тема диссертационного исследования: "Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе".

Цель исследования - выявление-условий повышения эффективности развития этнопедагогической культуры студентов в учебном процессе; определение содержания, форм и методов руководства формированием этнопедагогической культуры у будущих учителей начальных классов.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов, предметом - развитие этнопедагогической культуры студентов педагогического факультета в учебном процессе.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть этнокультурную направленность современной стратегии профессионально-педагогического образования в исследуемом регионе.

  2. Определить сущность, содержание, структуру этнопедагогической культуры и ее значение в профессиональной подготовке учителей начальных классов. -

  3. Раскрыть потенциальные возможности обновленного- содержания предметов психолого-педагогического цикла в формировании у студентов этнопедагогической культуры. .;

  4. Разработать и апробировать программу спецкурса по формированию этнопедагогической культуры будущих учителей.

5. Выявить организационно-педагогические условия, необходимые для развития этнопедагогическои культуры студентов в процессе педагогической практики.

В реализации поставленных задач мы избрали рабочей гипотезой предположение о том, что развитие этнопедагогическои культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе будет максимально эффективным, если:

- этнический аспект педагогической культуры будет рассматриваться как неотъемлемая часть общей профессиональной подготовки учителей начальных классов;

одним из направлений совершенствования содержания психолого - педагогической подготовки учителей начальных классов признается обеспечение учебного процесса образовательными технологиями, ориентированными на развитие этнопедагогическои культуры студентов;

будут синтезированы и использованы как альтернативы для достижения намеченной цели рациональные нормы исторически сложившейся и современная педагогическая культура народов многонациональной России, а также передовой новаторский опыт педагогов национальных республик;

педагогическая практика будет являться одновременно как средством проверки уровня сформированное этнопедагогическои культуры студентов, так и средством ее развития.

Общую методологию исследования составляют закономерности развития общества, человеческого сознания и деятельности; современные социально-педагогические концепции в области национальных отношений, образования, культуры; положения и идеи гуманистической этнопедагогики (Г.Н.Волков) о деятельностной, творческой сущности личности, о взаимодействии и взаимообусловленности личности

и общества (М.М.Бахтин), о роли народной культуры в духовной жизни общества.

В качестве конкретных методологических принципов исследовав] ния были избраны культуросообразность, диалогизм, целостный системно-исторический подход, создавшие необходимые условия для объ- /

ективной диагностики и коррекции педагогической действительностиJ

с х

Теоретическую основу исследования составили основополагающие"")

идеи о педагогической деятельности как о динамической педагоги- )

}

ческой системе, обоснованные в педагогических трудах А.С.Макарен- |

I ко, В.А.Сухомлинского, а также развиваемые в работах педаго- |

гов-исследователей Ю.К.Бабанского, Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, ; Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др.; положения о | единстве теоретической и практической, общекультурной и этнопеда- \ гогйческой подготовки специалистов (0. А.Абдуллина, И. А.Арабов, Г.Н.Волков, В.И.Загвязинский, З.Г.Нигматов, И. А.Шоров, Т. С.Яценко \ и др.); о целях, структуре и средствах формирования профессио- ? нально-педагогической направленности учителя (Е.Н.Василевская, ; И. А.Зазюн, Н. Н. Тарас евич, В.Н.Тарасюк, 3. П. Шаба лина и др.) Научная новизна и теоретическая значимость исследования со- \ стоит в том, что в нем впервые:

этнический аспект профессионально-педагогической деятель-, \ ности стал предметом специального исследования, что является on- \ ределенным вкладом в региональную педагогическую науку;

определена сущность, содержание и структура этнопедагоги- і ческой культуры учителя;

теоретически обоснована и экспериментально доказана этно-культурная детерминация профессионально-педагогической деятельности в условиях многонациональной республики;

выявлены и экспериментально подтверждены дидактические ус-

ловия оптимального использования народной педагогики в развитии этнопедагогической культуры студентов в учебном процессе;

выявлены социально-педагогические предпосылки развития у студентов этнопедагогической культуры в рамках времени, отведенного учебным планом на психолого-педагогические дисциплины;

теоретические выводы создают предпосылки для обновления современной стратегии развития национальной образовательной системы.

Практическая значимость исследования: " 1

разработаны и научно обоснованы конкретные рекомендации по \ совершенствованию этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе; внесены корректировки в содержание курсов "Педагогическое мастерство", "Педагогическая этика", "Этика и психология общения", "Методика воспитательной работы";

полученные в исследовании результаты могут быть использованы на занятиях по педагогике, психологии в педвузах и педучилищах и при разработке учебных и методических пособий по дисциплинам общекультурного и психолого-педагогического циклов;

обновленное содержание спецкурса "Этнопедагогика" и методические рекомендации по обогащению этнокультурной направленности учебных дисциплин, педагогической практики являются инвариантными, что не исключает возможность их использования в других национальных республиках России;

материалы исследования могут быть использованы в профкон-сультационной работе институтов повышения квалификации работников образования, в работе школ с родителями учащихся.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются применением комплекса методов,

адекватных предмету, цели и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы, объемом выборки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой студентами и преподавателями; применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных.

Положения, выносимые на защиту: /

- этнопедагогическая культура является необходимым звеном в

[ системе профессиональной подготовки учителя начальных классов,!

позволяющим успешно организовывать педагогическую деятельность в

многонациональном регионе;

этнопедагогическая культура, являясь составной частью профессионального формирования личности педагога, представляет собой необходимый уровень сформированности у учителя современных общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии определенных этнических групп и общностей;

этнокультурная детерминация профессионально-педагогической деятельности в последнее время актуализирована созданием новой образовательной ситуации, выделением регионального и локального компонентов образования, акцентирующих внимание на учет как индивидуально-психологических, так и этнокультурных особенностей субъекта и объекта этой деятельности;

развитие этнопедагогической культуры у будущих учителей начальных классов обусловлено совершенствованием содержания образования - усиления этнокультурной направленности преподавания психолого-педагогических дисциплин; разработкой новых технологий

- із -

обучения студентов; созданием специального курса с доступным o6bf емом методологических, психолого-педагогических и методических знаний и ориентацией интересов студентов на культурологическую проблематику; - использованием педагогической практики как для ди-агностики уровня сформированиести этнопедагогической культуры,! так и дальнейшего стимулирования этого процесса в рамках реализации задач профессиональной подготовки специалиста.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1994-1995 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная, социально - педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме; обобщался педагогический опыт по развитию этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов; анализировались учебные планы и программы вузов и педучилищ, занимающихся по моно- и многоуровневой системе подготовки специалистов, с целью выявления их профессиональных возможностей в решении данной проблемы. Разрабатывалась методика опытно - экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формулировались вопросы анкет, бесед, интервью со студентами, преподавателями вузов, учителями школ, родителями, проводился анализ творческих работ студентов, методика решения педагогических задач и ситуаций.

На втором этапе (1995-1997 гг.) основное место занял формирующий эксперимент на базе КЧГПУ и педагогического училища г.Черкесска; разрабатывались пути и условия повышения эффективности развития этнопедагогической культуры студентов в учебном процессе; проверялись положения гипотезы.

На третьем, заключительном этапе (1997-1998 гг.) проводился анализ опытно - экспериментальной работы, обобщались ее результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследу-

емой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии начального обучения КЧГПУ, на семинарах аспирантов КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно - практических конференциях Карачаево-Черкесского госпедуниверситета ( 1995-1998гг.), на Всероссийской научно-теоретической конференции "Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе" (Владикавказ, 1995 г.), на межвузовской научной конференции "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевок, 1996 г.), на межвузовской научной конференции "Гуманитаризация образования" ( Черкесск, Карачаевок, 1997 г)', на Второй региональной научно-практической конференции "Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических проблем" (Карачаевок, 1998 г.), на Втором международном конгрессе "Мир на Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 1998 г.) изложены в публикациях диссертанта. Разработанные рекомендации внедрены в образовательный процесс факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ и педагогического училища г.Черкесска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиография включает 228 источников, работа содержит 2 схемы, 1 диаграмму и 9 таблиц.

Во введении обосновываются актуальность исследования, определяется его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, основа и методологический аппарат, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обосновывается достоверность полученных результатов.

В первой главе "Теоретические основы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов" раскрывается этнокультурная направленность современной стратегии профессионального образования, дается анализ проблемы, определяется сущность, содержание и структура этнопедагогической культуры учителя, а также выявляются профессиональные возможности педагогических учебных заведений по решению данной задачи.

Во второй главе "Основные пути и условия повышения эффективности развития этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе" раскрываются основные педагогические условия повышения эффективности данного процесса.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

Этнокультурная направленность- современной стратегии профессионального образования

Современное российское общество характеризуется динамичными изменениями в области политики и идеологии, государственно-хозяйственного управления, правовой основы государства. Все более интенсивным становится процесс переосмысления социальных ценностей. В качестве высшей ценности рассматривается личность, ее права, интересы, потребности. Основополагающим принципом социальной политики государства является "гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений..." (94,10).

Такая постановка вопроса не могла не затронуть роль и значение "национального вопроса" во всем комплексе его составляющих параметров (этнокультура, национальное самосознание, проблемы языка, истории и т.д.), ибо каждая личность является представителем той или иной нации, частицей ее истории и культуры. "Сегодня российское общество переживает период трудного, но необратимого восстановления в правах национального самосознания. Речь идет о главном - об общечеловеческой значимости каждой национальной культуры и фактора национального самосознания. Дискриминация прав людей любой этнической культуры подрывает решающий принцип взаимодополняемости разнонациональных интересов как условие выживания и благополучия человечества" (50,10). В связи с этим в Конституции РФ одной из определяющих стала мысль о том, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Действительно, пропорциональное развитие демократического общества предполагает, чтобы "экономический и социальный прогресс сопровождался духовным с опорой на культурную самобытность наций и народностей... "(212,14).

Глубокие изменения, происходящие в- нашем обществе, не могли не сказаться на такой чуткой и отзывчивой сфере общественной жизни, как образование. Возрождение российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Ее новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ "Об образовании". По сути пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе четко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию школы. Образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности. Другими словами, прежняя приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования (Статья 2 Главы 1) называется гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В связи с этим на смену жесткой унификации учебных заведений, унылому однообразию планов, программ и учебников, шаблонным формам и методам педагогической деятельности все более уверенно приходит всесторонняя вариатизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, гуманистическая ориентация на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого учащегося, его интересы и способности. Одним из направлений реформы высшей школы является наряду с моноуровневой системой введение многоуровневой системы образования, основу которой составляет концепция личност-но-ориентированного развития специалиста. Положительным моментом следует считать и создание новых типов учебных заведений - лицеев, гимназий, колледжей, общественно-государственных и частных школ и даже вузов, а введение наряду с федеральным регионального компонента позволяет рассчитывать на обеспечение должного качества образования в субъектах Российской Федерации.

Как отмечается в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, "федеральный компонент... определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов", а "..региональный компонент определяет ту часть содержания основных образовательных программ; которая отражает региональные особенности подготовки специалистов" (53, 4). Данный момент раскрывается в Законе РФ "Об образовании", где говорится, что современная стратегия государственной образовательной политики нацелена на "защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства"(71, 3). Порядок установления регионального компонента определяется Статьей 29 Закона РФ "Об образовании." Основываясь на единых принципах функционирования и развития образования в России, он позволяет субъектам Российской Федерации выбрать свой путь, отражающий региональные и культурные особенности территории. Россия весьма разнородна с точки зрения природных условий, исторического прошлого, состава населения, его традиций и культуры,

Диагностика уровня сформированное этнопедагогическои культуры студентов в учебном процессе

Для решения стоящих перед школой задач учителю требуется не только знание своего предмета, но и наличие высокой этнопедагогической культуры. Это ставит проблему подготовки учителя с- новьм мышлением, которое должно соответствовать потребностям сегодняшней школы с ее сложнейшими проблемами и противоречиями. Большое значение, в этой связи, приобретает разработка методики изучения сформированное качеств личности учителя и определение уровня сформированности его этнопедагогической культуры.

За последние годы проведен ряд исследований по разработке проблем педагогической диагностики - выявления эффективности формирования культуры будущих учителей. Это работы Белоусовой Т.Ф., Бондаревской Е.В., Битинаса Б.П., Гармаш Е.Б., Голубева Н.К., Грехнева B.C., Ивановой Т.В., Кочетова А.И., Монахова Н.И., Си-корской Г.Н., Шиловой М.И. и других. Знакомство с работами указанных авторов позволило нам разработать методику диагностики уровня сформированности этнопедагогической культуры студентов педагогических факультетов.

Основными этапами констатирующего эксперимента явились :

1. Анализ содержания учебных предметов, ориентированных на развитие этнопедагогической культуры студентов с целью выявления профессиональных возможностей вуза и училища в решении данной проблемы.

2.Анкетирование, наблюдение и беседы с преподавателями, учителями и родителями с целью определения затруднений и недостатков в работе молодых учителей и студентов - практикантов с детьми разных национальностей.

3.Определение уровня овладения студентами этическими и психолого - педагогическими знаниями и умениями по выделенным нами критериям на основе анкетирования, бесед, наблюдений, творческих работ студентов, решения педагогических задач и ситуаций.

1 этап нашей экспериментальной работы включал в себя анализ существовавших учебных планов, программ, учебников и учебных пособий.

Сравнение содержания данных документов позволяет сделать вывод о том, что переходные учебные планы ФПиМНО вуза и педучилища имеют гораздо большие возможности в проблеме формирования этнопедагогической культуры будущих учителей, чем ранее существовавшие. Это обусловлено наличием в них предметов, содержание которых способствует развитию культурно значимых качеств личности студента, а также формированию знаний и умений, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей. В частности, такими предметами являются: "Этнопедагогика",Торский этикет", "История народов КЧР","История художественной культуры", "Родная литература", "Устное народное творчество","Тюркология и кавказоведение", "Мировая и отечественная культура" и др.

Заслуживающими наибольшего внимания, на наш взгляд, и способствующими развитию этнопедагогической культуры студентов являются следующие дисциплины : "Этнопедагогика", "Основы педагогического мастерства", "Методика воспитательной работы в начальных классах","Педагогическая этика", "Этика и психология общения", "История народов КЧР", "Горский этикет". Следует отметить, что при проведении анкетирования среди преподавателей именно эти предметы были названы в качестве наиболее ценных для развития этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов. Однако, были названы и такие предметы, как "Родная литература", "УНТ" и другие.

По новому учебному плану на факультете начальных классов КЧГПУ с 1995 года обучения читается курс "Этнопедагогика". Главной целевой установкой данного курса, как подчеркивается в объяснительной записке к программе, является "расширение и углубление знаний студентов о народной педагогике" (223,3). В программе студенты найдут материалы, которые помогут им в будущем раскрыть перед учащимися взгляды народов на развитие умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического и экологического воспитания, а также знания о возможностях использования опыта народного воспитания в педагогической деятельности. Проблематика тем, рекомендуемая программой данного курса для обязательного рассмотрения, нацеливает студентов на изучение бесценного педагогического наследия народа, использование его богатого опыта воспитания в работе с учащимися. В содержании данного курса полно и всесторонне раскрываются такие понятия, как "педагогическая народная культура", "народная педагогика", "народные традиции" и т.д.; говорится о взаимодействии педагогической мысли и народного опыта воспитания в этнопедагогике; рассматриваются формы и методы этнической педагогики, возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы.

Содержательная основа программы курса является логическим продолжением процесса формирования у студентов отношения к педагогической деятельности как творческому процессу, начатому при изучении ориентирующих курсов блока психолого - педагогических дисциплин. Курс "Этнопедагогика" рассчитан на 38 часов и включает в себя 20 часов лекций и 18 часов практических занятий.

Отмечая большую важность курса "Этнопедагогика" в формировании этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов, необходимо отметить и ряд недостатков:

- на изучение данного курса учебным планом отводится недостаточное количество часов, и рассмотрение со студентами многих важных вопросов, определенных программой, происходит фрагментарно;

- основная цель курса состоит в расширении и углублении знаний студентов о народной педагогике, формирование же личностных качеств будущего учителя, развитие его этнической культуры, к сожалению, остается без внимания;

Развитие этнопедагогическои культуры будущих учителей начальных классов при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла

Реформирование российского образования и позитивные перемены, происходящие в обществе, позволяют повернуться лицом к проблеме формирования этнопедагогической культуры учителя. Государственные стандарты образования дают возможность дополнить их этнокультурными компонентами, позволяют систематически расширять и обновлять учебные программы в целях обеспечения такого подхода к этническим и культурным различиям народов, который бы подчеркивал их равенство и уникальный вклад каждого во всеобщее развитие и благосостояние. Как справедливо считает Б.Д.Иванников, только включив в государственный образовательный стандарт региональный компонент, можно добиться более полного решения проблемы обеспечения соответствующей мировому уровню профессиональной подготовки специалиста, включающей в себя формирование его личностных и гражданских качеств. Иначе "общечеловеческая" стандартизация выступит в противоречие с гуманистическими традициями российских этносов и либо будет отвергнута сама, либо исказит или ликвидирует наши собственные огромные гуманистические достижения" (74, 26).

Помимо введения в учебный процесс ряда отечественных вузов новых учебных предметов ("История культур", "Этническая грамматика", "История религии", "Культура народов региона" и др.), широкое распространение получило включение этнокультурных компонентов в содержание многих учебных дисциплин, что позволяет готовить будущих специалистов высокого уровня, способных организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей.

В своем исследовании мы руководствовались положением о том, что формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от исторически конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим был сделан вывод, что в условиях учебного процесса содержатся активные предпосылки для такого построения содержания психолого-педагогических дисциплин, которое обеспечивало бы целостное формирование этнопедагогической культуры будущего учителя.

Среди дисциплин, обладающих большими потенциальными возможностями в формировании культурно значимых качеств специалиста нами были выделены следующие: "Основы педагогического мастерства", "Методика воспитательной работы", "Педагогическая этика"; "Этика и психология общения".

Проанализировав содержание данных предметов с целью выявления их объективных возможностей в формировании этнопедагогическои культуры будущих учителей начальных классов (П.1.3.), мы пришли к следующему заключению. Содержание программного материала по анализируемым учебным дисциплинам обладает объективными возможностями в формировании у студентов знаний, умений и качеств личности, составляющих этнопедагогическую культуру. Однако, было отмечено, что в сложившейся системе подготовки будущих учителей к работе в конкретных этнорегиональных условиях имеется и ряд недостатков. В частности, в программах анализируемых дисциплин слабо отражается опыт и практика народной педагогики, методика использования ее богатого опыта в воспитании подрастающего поколения; программы учебных курсов не нацеливают студентов на овладение знаниями, необходимыми учителю в многонациональном регионе; в большинстве программ не выделены умения, которыми должны овладеть студенты при изучении данной дисциплины и т.д. Поэтому, с целью устранения отмеченных недостатков в ходе формирующего эксперимента мы занимались поисками путей повышения роли выделенных предметов в формировании у студентов готовности к работе в многонациональном регионе.

Так, при чтении курса "Этика и психология общения" мы ставили перед собой цель вооружить студентов знаниями об основах культуры педагогического общения как составной части этнопедагогическои культуры будущего учителя; дать студентам представление об особенностях и специфике культуры педагогического общения с многонациональньм коллективом; вызвать положительное отношение и интерес к вопросам самовоспитания культуры педагогического общения с детьми разных национальностей; сформировать профессионально-педагогические умения работы учителя в полиэтнической среде.

При освещении тем курса подчеркивалось, что в силу специфики многонационального классного коллектива, для которого присущи различия в обычаях и традициях,- своеобразие национальной психологии его членов, неодинаковый уровень культурного развития представителей разных этнических групп, содержание культуры педагогического общения учителя, работающего с таким коллективом, имеет свои особенности. Они находят свое отражение в трехблочной структуре культуры педагогического общения учителя с многонациональньм коллективом школьников: гностический (знание и готовность к познанию психологии межнационального общения в классном коллективе), операциональный (технология общения как совокупность педагогических умений учителя), нравственно-мотивационный (ценностные ориентации и качества личности учителя).

Педагогическая практика как одна из форм развития этнопедагогическои культуры будущих учителей

В совокупности разнообразных форм и методов.подготовки будущего учителя в системе высшего и среднего педагогического образования существенное место отводится педагогической практике. Выполняя роль связующего звена между усвоением студентами теоретических знаний и их применением в самостоятельной деятельности, педагогическая практика помогает будущим учителям лучше осмыслить теоретические положения, лежащие в основе изучаемых наук, понять их важность для будущей воспитательной деятельности, овладеть практическими умениями и навыками. По мнению Абдуллиной О.А. и Загрязкиной Н.Н., "в процессе педагогической практики интенсифицируются процесс профессионального становления учителя, его самообразования и воспитания, осуществляется проверка степени профессиональной пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности". Рассматривая педагогическую практику как форму профессионального обучения в высшей педагогической школе, авторы отмечают, что она " направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в ходе практической деятельности в школе, на теоретическое осмысление педагогических явлений и фактов" (2, 86).

Опыт ряда педагогических вузов страны убеждает в том, что проведение всех видов педагогической практики, тесно связанных между собой и с курсами психолого-педагогических дисциплин, значительно повышает интерес студентов к педагогической деятельности, способствует более глубокому и творческому овладению ими педагогической теорией, улучшает качество профессионально-педагогической подготовки, вооружает их умениями и навыками,необходимыми для успешной организации воспитательной работы с учащимися.

Рассматривая включение педагогической практики в учебный процесс как педвуза, так и педучилища как необходимое условие подготовки учителя высокой квалификации, в психолого-педагогических исследованиях этот вопрос изучается в различных аспектах.

Работы О.А.Абдулиной, Н.Н.Загрязкиной, В.П.Горленко, Л.Т.Кикнадзе, В.К.Розова, Л.А.Трепоуховой, Н.Ф.Хорошко, В.А.Шаповалова и других авторов помогают определить оптимальное содержа - 142 ниє педагогической практики, ее задачи и наиболее эффективные формы и методы проведения, обеспечивающие профессиональное становление будущего учителя.

По мнению В.П.Горленко, "основной целью практики должно быть формирование у студентов педагогической умелости как начальной ступени профессионализма учителя". Под педагогической умелостью автор понимает "такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией, достаточную сформированность учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-педагогические личностные свойства и качества, что в совокупности позволяет успешно осуществлять обучение и воспитание учащихся" (51, 64).

Анализ работ выше названных авторов позволяет сделать вывод, что основными задачами педагогической практики являются: - воспитание устойчивого интереса к педагогической деятельности, убежденности в правильности ее выбора, стремления внести личный вклад в обновление образования; - формирование у будущих учителей целостной картины мира через педагогическую деятельность, нацеленную на совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного существования учебно-воспитательного процесса в развивающейся школе; - развитие творческих педагогических способностей студентов, их индивидуальности, совершенствование психолого-педагогических знаний, умений и навыков; - формирование качеств личности будущего учителя через активизацию его педагогической позиции, опыта творческой деятельности в организации исследовательского подхода к педагогическим явлени - 143 ям. Содержание педагогической практики развертывается через: - учебно-воспитательную деятельность по предмету,. а также деятельность классного воспитателя, организатора кружка,секции, детского объединения по интересам и т.д.; - участие в опытно-экспериментальной и методической работе общеобразовательного учреждения; - работу с родителями и общественностью; - профессиональное самообразование и самовоспитание. Исследования Э.А.Васильевой, В.В.Воробьевой, Н.В.Кузьминой, Н.И.Фатеевой выявляют возможности педагогической практики в формировании у студентов практических умений осуществлять воспитательную работу в школе.

Изучению процесса развития и формирования профессионально важных свойств и качеств личности будущего педагога в процессе педагогической практики посвящены работы В.Г.Максимова, В.К.Розова, В.А.Сластенина, Р.И.Хмелюк, Н.Ф.Хорошко, Н.Д.Хмель, В.А.Шаповалова и других авторов. Подчеркивая воспитывающий характер педагогической практики, В.К.Розов считает, что "из всех форм организации учебной работы в вузе наиболее сильное влияние на профессиональное формирование личности учителя оказывает педагогическая практика" (151,32). Данный аспект является для нас очень важным, так как мы в проводимом исследовании рассматриваем педагогическую практику как одну из форм реализации задачи развития этнопедаго-гической культуры будущих учителей. Развитие этнической культуры будущих учителей, формирование в ходе педагогической практики умений актуализировать и применять в процессе практической деятельности всего накопленного объема знаний, умений и навыков в области этнопедагогики, корректировка, дополнение, обобщение и систематизация теоретической, практической и методической подготовки студентов составили содержание заключительного этапа нашего формирующего эксперимента.

В силу сложности и своеобразия процесса развития этнопедаго-гической культуры будущих учителей возникла необходимость включения их с первых дней педагогической практики в самостоятельную исследовательскую деятельность. Методика работы по организации и выполнению исследовательских заданий предусматривает:

Похожие диссертации на Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе