Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие поликультурного образования в Поволжье Даутова Гузалия Жевдятовна

Развитие поликультурного образования в Поволжье
<
Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье Развитие поликультурного образования в Поволжье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Даутова Гузалия Жевдятовна. Развитие поликультурного образования в Поволжье : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 435 c. РГБ ОД, 71:04-13/166

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-педагогнческие предпосылки становления поли культурного образования в Поволжье 22

1.1. Общие и специфические факторы актуализации поликультурного образования 22

1.2. Межкультурное взаимодействие как предпосылка становления поликультурного образования в Поволжье 54

1.3. Исторические этапы и особенности становления поликультурного образования в регионе 80

Выводы к 1 главе 131

Глава II. Теоретико-методологические основы поликультурного образования .134

2.1. Поликультурное образование как социокультурный феномен .134

2.2. Многоаспектность поликультурного образования 164

2.3. Тенденции и принципы развития поликультурного образования... 186

Выводы ко 2 главе 253

Глава III. Формирование личности в поликультурном образовательном пространстве Поволжья 256

3.1. Сущность поликультурного образовательного пространства 257

3.2. Человекоформирующие функции поликультурного проетранства..279

3.3. Социально-педагогические условия формирования личности в образовательном пространстве Поволжья 295

Выводы кЗ главе 316

Глава IV Реализация межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве региона Поволжья..318

4.1. Содержание, формы и методы подготовки учителя к межкультурному взаимодействию в поликультурном образовательном пространстве...319

4.2. Интеграция человековедческих знаний в практику поликультурного образования учащихся 344

4.3. Прогностическая модель поликулыурного образования .370

Выводы к 4 главе 396

Заключение 398

Введение к работе

Усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс», перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного образования в российскую и мировую педагогическую практику.

В начале третьего тысячелетия становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий.

В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития.

Возросший интерес к прошлому ставит перед историей образования и педагогической мысли задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание.

Особенно мало исследован генезис поликультурного образования в Поволжье - полиэтнического региона, существовавшего на протяжении тысячелетий. Цивилизационные процессы в Поволжье - как регионально-

исторической целостности, на огромных пространствах Евразии, существенно отличались от древнейших цивилизационных центров в Европе и на Востоке. На протяжении длительного исторического развития в Поволжье складывается полиэтническая система на основе тюркских, финно-угорских и славянских народов. Ее уникальность в сложности взаимодействия и взаимовлияния многочисленных этносов, имеющих разное происхождение и этнокультурное прошлое, отличающихся по вероисповеданию и языку.

Это обусловливает необходимость подготовки учителей к реализации профессиональных функций в рамках поликультурной образовательной среды и формирования для этого у них глубоких знаний истории развития по^ ликультурного образования. Но несмотря на это, до сегодняшнего дня отсутствует научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования, концепция развития поликультурного образования даже в таком крупном регионе России, как Поволжье. В том числе остается мало исследованным обширное, включающее богатые традиции межкультурного взаимодействия этнопедагогическое наследие, не сформулированы принципы поликультурного образования.

Все это достаточно четко подтверждает о наличии противоречия между необходимостью введения в современный научный оборот и педагогический процесс результатов эмпирического развития поликультурного образования в Поволжье и недостаточной методологической, творческой и фактологической разработанностью возможностей использования с современных позиций его истори ко-педагогического наследия, обладающего огромным научно-мировоззренческим потенциалом. Это предопределило целый ряд частных противоречий между:

необходимостью научно обоснованной педагогической оценки истории становления и развития поликультурного образования в Поволжье и отсутствием разработки ее концептуальных основ;

необходимостью совершенствования межнациональных отношений и недостаточной разработанностью концепции воспитания личности в поликультурной среде;

готовностью выпускников учебных заведений к интеграции в межкультурное образовательное пространство и недостаточным знанием ими этнопсихологических и этнопедагогических особенностей и менталитета народов региона;

потребностями общества в педагогах, способных творчески работать в условиях пол и культурного общества, и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования в удовлетворении этих потребностей.

Отсюда возникает необходимость всестороннего исследования вопросов поли культури ого образования с целью обогащения отечественной педагогической науки и практики.

Проблема и состояние её научной разработанности.

Названные противоречия доказывают существование проблемы исследования: каковы история и целостная педагогическая концепция становления, развития и функционирования поликультурного образования в Поволжье.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют труды, посвященные проблемам этноса классиков зарубежной социологической науки (ЭТеллнер, М.Вебер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л-Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эизенштадт и др.), психологические концепции в этносоциологии, отраженные в работах ГЛебона, Р.Бенедикт, М.Мид, Э.Сэпира, Б.Уорфа и др.

Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы - О.Шпенглер, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э.Ренан, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этно-культуры посвящены работы в области теории культуры, освещающие в то же время некоторые этнические аспекты(А,Н.Арнольдов, М.М.Бахтин, Л.М.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман,

7 А.Тойнби и др.). В этносоциологии проблемы развития культуры народов страны подняты Ю.В.Арутюняном, М.НХубогло, Л.М.Дробижевой, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и др.

Методологические основы исследования психологии наррдов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, СМ. Соловьева, Г.ГЛИпета, КХ.Юнга. Изучению этнических отношений и межэтического взаимодействия посвящены работы Э.А.Баграмова, Б.Ю.Берзина, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, А.И.Вдовина, А.Х.Гаджиева, Л.НХумилева, А.Э.Гущина, С.И.Королева, Н.М.Лебедовой, А.К.Уледова и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, Л.М.Дробижевой, Б.А.Душкова, А.А.Кокорева, В.ГЛКрысько, Г.У.КцоевОй, В.С.Мухиной, В.ДЛопова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.

Существует значительное число публикаций, рассматривающих проблемы этнического самосознания с философских позиций. К ним можно отнести работы Г.Г.Дилигенского, И.С.Кона, Б.ВЛоршнева, К.Н.Хабибуллина и др. Структуре, условиям формирования и функционирования этнического самосознания посвящены работы этнографов С.А.Арутюнова* Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, В.В.Пименова, СА.Токарева, К.В.Чистова и др.

Имеющиеся этнопедагогические исследования (А.Н.Афанасьев, Г.Виноградов, Г.Н.Волков, К.Д.Ушинский, И.А.Шоров, ЯЛХанбиков, А.Ф.Хантибидзе и др.), которые могли послужить основой для развития этой важной отрасли социального познания, в течение долгих десятилетий не были востребованы в этнокультурной политике. С началом социальных преобразований, национально-культурного возрождения эта область педагогики получила мощный импульс для дальнейшего развития, который воплотился в разработке концептуальных основ этнопедагогики как науки о регионально-этнической культуре воспитания, анализе роли национальной культуры в процессе формирования личности и других вопросов развития национального образования (К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Е.ПЖирков, Р.Щ. Маликов, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Т.С.Саидбаев,

8 Ф.Ф.Харисов, Г.Ф.Хасанова, Ф.Г.Ялалов и др.). Все большее развитие получают исследования, посвященные вопросам межнационального общения (Г.Х.Гасанов, А.Ф.Дашдамнров, В.ПКомаров, В.Г.Крысько, З.Ф.Мубинова, М.И. Богомолова и др.)

В западных странах определенный вклад в развитие идей поликультурного образования внесли Д.Бэнкс, С.Бэнкс, ДХоллник, РХарсия, К.Ирвин, В.Миттер, Т.Рюлькер, Д.Хоуп и др. В отличие от Запада, где идеи поликультурного образования изучаются уже несколько десятилетий, в России они только начинают получать свое развитие. Для России - это сравнительно новое явление, оказавшееся в значительной степени альтернативным интернациональному коммунистическому воспитанию, которое рассматривалось ранее как условие идеологического единения общества. Сегодня существуют отдельные исследования в этой области (Ю.В.Арутюнян, И.В.Алексашенкова, В.А.Ершов, Н.МЛебедева, ВЛЗ.Макаев, З.А.Малькова, Л.М.Мосолова, С.У.Наушабаева, М.Н.Кузьмин, ЛЛ.Супрунова).

Разработке проблематики настоящего исследования послужили исторические, литературные, этнографические и архивные источники (Ибн Фад-лан, Ибн Сина, аль-Фараби, Кул Гали, Мухаммедьяр, К.Ф.Фукс, Ш.Марджани, К.Насыри, И.Я.Яковлев и др.); труды НЛВоробьева, Р.Г.Кузеева, З.З.Мифтахова, А.Х.Халикова, МХ.Худякова (история); Ф.К.Валеева, Г.Валеевой-Сулеймановой, М.Х.Гайнуллина, Р.К.Ганйевой, Ф.И.Урманчеева, С.М.Червонной (литература и художественное творчество); Я.Г.Аб дул лина, Р.М.Амирханова, Г.М.Давлетшина, С.М.Михайловой, Р.И.Нафигова, М.Х.Юсупова (духовная культура и общественная мысль).

Анализ историко-педагогической литературы выявил отсутствие концептуальных трудов, отражающих историю развития поликультурного образования в Поволжье.

Таким образом, недостаточная историко-теоретическая разработанность избранной проблемы и ее особая научная и практическая значимость в уело-

9 виях многонационального и поликультурного общества обусловили выбор темы исследования «Развитие поликультурного образования в Поволжье».

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования поликультурного образования в Поволжье обосновать его ведущие тенденции, этапы, принципы и социально-педагогические условия формирования личности в поликультурном образовательном пространстве региона и возможности его творческого использования в новых и других национально-региональных и социокультурных условиях.

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития образования.

Предмет исследования: процесс развития поликультурного образования в Поволжье.

Гипотеза исследования была основана на нашем предположении о том, что если будут:

раскрыты и обобщены историко-педагогические предпосылки, тенденции, закономерности, принципы, этапы развития поликультурного образования в Поволжье;

обоснованы теоретико-методологические основы поликультурного образования в Поволжье с учетом особенностей образовательной политики региона, культур но-исторических традиций и его интеграции в отечественное и мировое поликультурное пространство;

обоснованы сущность, человекоформирующие функции, содержание поликультурного образовательного пространства и социально-педагогические условия формирования личности в поликультурной среде данного пространства;

представлены технологии межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве региона, содержание, формы и

10 методы подготовки учителя к реализации профессиональных функций в полиэтнической среде;

разработана гибкая прогностическая модель развития поликультурного образования в Поволжье,

то будет решена крупная научно-педагогическая задача, результаты которой обогатят теорию и методологию педагогики как науки, а оптимальное применение их педагогами образовательных учреждений всех уровней и типов на практике обеспечит более эффективное протекание процесса поликультурного образования в регионе.

Задачи исследования:

1. Вскрыть и охарактеризовать историко-педагогические предпосылки
развития поликультурного образования в Поволжье.

  1. Выявить тенденции и этапы развития поликультурного образования в регионе.

  2. Раскрыть теоретико-методологические основы развития поликультурного образования с учетом региональных социокультурных условий.

  3. Обосновать и апробировать технологии: а) реализации межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Поволжского региона, б) подготовки учителя к работе в полиэтнической среде.

  4. Разработать прогностическую модель регионального поликультурного образования как гибкую подсистему целостного образовательного пространства.

Методологической основой исследования явились:

- современные философские, социологические, социально-педагогические, психологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу формирования поликультурной личности в системе образования; выявленные закономерности общественно-исторического, социокультурного процессов, динамическое осмысление ценностей национальных культур и гуманитарного, культурологического мышления; систематизиро-

ванные закономерности развития личности и её жизнедеятельности в социуме, а также системы образования как региональной модели трансляции и реализации культуры; общенаучные принципы системного подхода, обеспечивающего целостное представление о динамике развития отечественного образования, и в частности, поликультурного образования;

методология современной педагогики (А.М.Арсеньев, Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.И.Махмутов и др.);

теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия личности и общества, социальной обусловленности образования и воспитания (К.А.Абдульханова-Славская, Л.С.Выготский, МА.Галагузова, А.В.Петровский и др.);

этнологические основы философии образования (Ю.Бромлей,'ЛТумилев, Ю.Лотман, Д.Лихачев, Д.Фрезер).

- общенаучные принципы системного и деятельностного подходов
(Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьева,
Б.Ф.Лоіюв, З.А.Решетова, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков и

др-);

теория образования и воспитания на основе этнопедагогики (К.ДУшинский, К.Насыри, КПГАхияров, Г.Н.Волков, ЕЛЖирков, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Е-Г.Осовский, Я.И.Ханбиков, Д.СЯгафарова);

теория педагогической интеграции (В.С.Безрукова, АЛХБеляева, М.Н.Берулава, Б.С.Гершунский);

- теория индивидуализации учебной деятельности (А.А.Кирсанов);

теория педагогической культурологии (Л.А.Волович);

социально-педагогическая концепция (Р.А.Фахрутдинова, АЛ-Хузиахметов );

- психологические исследования в русле неогуманизма (А.Маслоу,
К.Роджерс, В.Франкл);

- теория развития этносов и их культур (Ю.В.Бромлей, В.Ф.Вавилин,
Л.Н.Гумилев, ЬГЯ.Данилевский, В.О.Ключевский, Ж.Т.Тощенко, АХеллнер,
Э.Кассирер, Г.Парсонс, АТойнби, К.Ясперс, О.Шпенглер);

- концепции культуры, межкультурных контактов в жизни человечества
(А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, Н.Бердяев, В.С.Библер, С.И.Иконников,
А.Ф.Лосев и др.);

концепции адаптации личности к иной культурной среде (Т.Г.Стефаненко, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, Крысько В .Г. и др.);

- теоретические положения о преемственности между различными эта
пами образования (А.В.Батаршев, Л.М.Беляева, В.И.Брудный, С.М.Годник*
Е.М.Ибрагимова, Ю.А.Кустов,).

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались методы:

теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий;

изучение ретроспективной информации по теме; этнографический анализ и обобщение литературных, педагогических, этнографических, исторических источников, документов и архивных материалов по проблемам развития педагогической мысли народов Поволжья; сочинений выдающихся отечественных педагогов и зарубежных ученых, общей и педагогической прессы;

сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, педагогическое интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, опыта работы учебных заведений; беседы с учащимися и преподавателями.

Концепция исследования. Поскольку исследование посвящено истори-ко-педагоги чес кому осмыслению и обобщению сущности поликультурного образования Поволжского региона, его исходной посылкой явилась идея о том, что исторический процесс становления и развития феномена поликультурного образования может быть осмыслен лишь посредством взаимосвязанной реализации историко-теоретического и культурологического подходов.

Становление и развитие поликультурного образования Поволжья происходило не изолированно (от других регионов), но вместе с тем в конкретных

специфических общественно-политических, экономических и культурных условиях. Выявленные в ходе исследования особенности поликультурного образования Поволжского региона на каждом из исторических этапов представлены через раскрытие генезиса его педагогического и культурологического компонентов.

Основные идеи концепции заключаются в том, что поликультурное образование региона является целостной педагогической системой, которая:

сложилась и развивается под влиянием исторических, национальных, культурных, социально-политических, экономических, демографических и др. условий;

реализует свои функции в целостном поликультурном образовательном пространстве, включающем предметно-материальный (элементы предметной среды, технологии и др.); институциональный (политические, государственные, образовательные, культурно-просветительские учреждения, семья, средства массовой информации и др. социальные институты); идеологический (объекты, явления и процессы духовной культуры, способы и средства культурной идентификации); социально-коммуникативный (нормы, правила, принципы межкультурного взаимодействия, общения и поведения) компоненты;

отражает современные тенденции глобализации и расширения муль-тилингвальной компетенции членов общества и опирается на реализацию аксиологического и акмеологического принципов;

является предпосылкой, адекватной этнической, общенациональной и общечеловеческой идентификации личности, и создает условия для взаимодействия культур народов региона в рамках интеграции в отечественное и мировое поликультурное пространство;

предъявляет специфические требования к реализации учителем профессиональных функций в условиях изменяющейся полиэтнической среды региона и обусловливает необходимость социально-педагогического, на-

14 учно-методического, дидактического обоснования процесса его подготовки к реализации поликультурного образования.

Комплекс представленных концептуальных положений дает возможность создания прогностической модели дальнейшего развития поликультурного образования. Данная модель включает перспективные инноваций создания поликультурного образовательного пространства как подсистемы, строящейся на гуманотворческой парадигме образования. Её реализация предполагает: введение в учебный план (программы) содержания культур народов, населяющих регион; обогащение базовых образовательных дисциплин этнокультурной проблематикой; включение в состав образовательно-воспитательных целей идей приоритета поликультурного образования и диалога культур как ценности, формирования у воспитанников способов вхождения в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования.

Концепция развития поликультурного образования опирается на результаты культурно-исторического этнопедагогического наследия, которое определяет последующее поступательное движение науки, теории и практики формирования личности в условиях поликультурного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

1. На основе системного анализа выявлены предпосылки и факторы, обусловливающие характер и особенности становления поликультурного образования в Поволжье:

культурно-исторические, обусловленные традициями совместного
проживания народов, представляющих различные этнические, культурные,
религиозные, языковые группы;

духовные, состоящие в активизации процессов возрождения
национальных культур, их модернизации, диалога культур;

социальные, заключающиеся в диверсификации системы образования, расширении сети национальных учебных заведений;

демографические, характеризующиеся возрастанием полиэтничности населения;

экономические, связанные с формированием мировой экономической системы, которая находясь в постоянной динамике, усиливает тенденцию к глобализму;

технологические, включающие современные информационные и образовательные технологии как трансляторы культур;

психологические, связанные с традициями уважительного отношения к культурам и религиям соседних народов.

2. Выявлены историко-педагогические тенденции развития поликуль
турного образования в Поволжье: универсальность общечеловеческой куль
туры, ее глобальный общепланетарный характер и уникальность этнических
культур, сохранение и накопление, главным образом, позитивных культур
ных традиций; интеграция в образовании этнокультурного, межкультурного
и поликультурного на основе этнической, общенациональной и общечелове
ческой самоидентификации; вовлечение в цивилизационные процессы^ осно
вывающиеся на национальной, интернациональной и мировых культурах;
проявление историко-региональных и локальных особенностей взаимодейст
вия народов, способствующая реализации национально-регионального ком
понента образования; глобализация (переход через национальное образова
ние к мировым достижениям культуры) и регионализация и этнизация (пере
ход от общечеловеческих ценностей к многообразию национальных куль
тур); сочетание сохранения культурной самобытности, национальных ценно
стей народов Поволжья с расширением взаимодействия их культур в рамках
интеграции в отечественное и мировое поликультурное пространство.

3. Обоснована хронология истории становления поликультурного образо
вания в Поволжье с периодизацией основных этапов его развития. Этот про
цесс прослеживается в контексте поликультурного развития региона как диа
лектического процесса от истоков до сформированности в устойчивое и
цельное педагогическое явление современного этапа развития общества.

4. Обоснованы теоретико-методологические основы поликультурного образования (цель, задачи, закономерности, формы, методы) с учетом историко-культурных, этнокультурных воспитательных традиций региона.

5.Определены сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства: человекоформирующие функции (культурологическая, социальная, гуманитарно-воспитательная, образовательно-развивающая, коммуникативно-интеграционная); принципы (культуросооб-разности, развития этнической идентичности, толерантности, межкультурной компетентности, полилингвизма, глобализма, учета конкретных историко-региональных и локальных особенностей взаимодействия народов); социально-педагогические условия формирования личности в поликультурном пространстве (связь педагогической деятельности с социальной средой, поэтапность и непрерывность, наличие компетентных педагогов, вычленение культурологического аспекта содержания образования, многообразие форм и методов учебной и воспитательной деятельности).

7. Разработана гибкая прогностическая модель поликультурного образования в Поволжье: цели; задачи; закономерности; принципы; функции (гуманитарно-образовательная, интеграционная, педагогической поддержки); компоненты (ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, опе-рационно-деятельностный, регионально-интегративный); комплекс инновационных технологий подготовки учителя к межкультурному взаимодействию и формированию личности как субъекта поликультурного образования; критерии эффективности (когнитивный, социально-психологической комфортности, поведенческий).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе историко-педагогического анализа фактологического материала уточнено и выведено на качественно новый уровень понятие «поликультурное образование»; представлены концепции, раскрывающие его сущность (многоэтническое образование, бикультурное образование, культурологический подход к образованию, концепция диалога культур, этнопедагогическая концепция,

концепции интеграции и глобализации образования); дана сущностная характеристика поликультурного образовательного пространства и раскрыты особенности формирования личности в нем; составлен историко-педагогический тезаурус, раскрывающий последовательное развитие поликультурного образования в Поволжье на основе тюркско - финно-угорско - славянского, ис-ламско-православного и европеиско-азиатского компонентов с постепенной тенденцией к синтезу составных частей указанной «триады».

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её научные выводы могут служить базой для дальнейшей разработки столь актуальной и многоаспектной проблемы поликультурного образования, методологическим обоснованием практического развертывания деятельности по поликультурному образованию личности с учетом региональ-ных(местных) условий. Исследование будет способствовать развитию перспективного направления историко-педагогической науки - целостному концептуальному изучению развития поликультурного образования в России, проведению научных исследований во всех сферах духовной культуры. Материалы данного исследования могут быть использованы руководителями, педагогами, преподавателями всех типов образовательных учреждений и педвузов в рамках курсов истории педагогики, общей педагогики, этнопеда-гогики, педагогики межнационального общения, культурологии; в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в многонациональных коллективах; в создании методических разработок и учебных пособий в высших и средних специальных педагогических учебных заведениях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием базовых методологических позиций предмету исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; опорой на достижения современной историко-педагогической науки; широтой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы; глубоким теоретическим анализом проблематики диссертации; комплексным

18 подходом и системным анализом изучаемой проблемы; длительной и широкой апробацией основных идей, результатов и выводов, полученных в ходе исследования и сформулированных затем в изданных работах автора. На защиту выносятся :

1 .Теоретическое обоснование историко-педагогических предпосылок, этапов и тенденций развития поликультурного образования в Поволжье, которые сложились под воздействием этнических, политических и социально-экономических условий региона.

  1. Теоретико-методологические основы развития поликультурного образования в Поволжье: эмпирически сложившиеся закономерности, принципы и особенности образовательной политики региона.

  2. Сущность, функции, содержание поликультурного образовательного пространства и социально-педагогические условия формирования в нем личности (учебно-воспитательного учреждения).

  3. Содержание, формы и методы подготовки учителя к реализации профессиональных функций в поликультурном образовательном пространстве.

  4. Авторская концепция и прогностическая модель дальнейшего развития поликультурного образования в целом в России и в Поволжском регионе в частности.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, организованных Министерством образования РФ, Институтом национальных проблем образования, Институтом теории образования и педагогики РАО, Университетом РАО, Московским педагогическим университетом, Российским государственным гуманитарным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена, Ленинградским государственным областным университетом им. А,С.Пушкина, Санкт-Петербургским государственным университетом, Казанским государственным университетом, Казанским государственным педагогическим университетом, АН РТ, Поволжским региональным отделением РАО, Министер-

19 ством образования РТ, Институтом среднего профессионального образования

РАО, ИПКРО РТ, Кабинетом министров РТ, Министерством делам молодежи и спорту РТ и др., в том числе: на 21 международных ( Москва (1999 -2004); Санкт-Петербург (2002-2004); Казань( 1994-2003); Старый Оскол (1999); Елабуга (1997); Набережные Челны (1999); Нижнекамск (2000) и 14 всероссийских и региональных научно-практических конференциях и симпозиумах в гг. Казань, Карачаевск, Ростов-на-Дону, Москва, Пермь, Набережные Челны, Нижнекамск(1994-2003).

Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественные обсуждения публикаций автора на научных конференциях, творческих семинарах, круглых столах, на страницах центральных журналов и других педагогических изданий, в СМИ, интернет-сайтах. По теме исследования опубликовано более 70 научных работ общим объемом около 90 печатных листов.

Выводы исследования были использованы автором при участии в НИР Поволжского регионального отделения РАО.

По теме исследования опубликовано более 70 научных работ общим объемом около 90 печатных листов.

Важнейшим результатом исследования явилось его использование в Программе «Развитие и воспитание детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан на 2000-2004 гг.», утвержденный МО РТ, Программе «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», утвержденный МО РТ. Докторант выступал как разработчик программ, организатор проведения, докладчик и член редколлегии международных научно-практических конференций «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» (Казань, КГПУ,1999), «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (Казань, КГПУ,2000); Республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования» (Казань, МО РТ, 2002);

20 межвузовского круглого стола, посвященного проблемам воспитания студентов в рамках подготовки Всероссийского совещания-семинара руководящих работников педагогических учебных заведений «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» по плану МО РФ (Казань,2004).

Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научной-методической и учебной организационной деятельности на гуманитарных факультетах Казанского государственного педагогического университета. Материалы диссертации находят применение при чтении курсов «История образования и педагогической мысли», «Поликультурное образование и этнопедагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения и педагогические технологии».

Основные результаты работы внедрены в практику работы Казанского педагогического университета, педагогических учебных заведений и ряда общеобразовательных школ Республики Татарстан и г.Ульяновска.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Историко-педагогические предпосылки становления поли культурного образования в Поволжье» выявлены факторы актуализации поликультурного образования в регионе, особенности межкультурного взаимодействия в становлении поликультурного образования в Поволжье, исторические этапы и особенности становления и развития поликультурного образования в регионе.

Во второй главе «Теоретико-методологические основы поликультурного образования» раскрыты сущность и основные теоретические аспекты, обозначена логика исследования сложного и многомерного социокультурного феномена поликультурного образования, представлены

21 концепции, составляющие его философско-методологическую основу; выявлены тенденции и принципы развития поликультурного образования.

В третьей главе «Формирование личности в поликультурном образовательном пространстве Поволжья» определены сущностные характеристики пол и культурного образовательного пространства: человекоформи-рующие функции, принципы, структурные и содержательные компоненты, социально-педагогические условия формирования личности в данном пространстве.

В четвертой главе «Реализация межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве региона» определено содержание, формы, методы подготовки учителя к межкультурному взаимодействию в поликультурном образовательном пространстве и к реализации профессиональных функций в рамках поликультурного образования, разработана прогностическая модель поликультурного образования.

В заключении обобщены основные теоретические положения и даются выводы.

Общие и специфические факторы актуализации поликультурного образования

Характерными особенностями развития цивилизации в начале XXI века является усиление интернационализации во всех сферах социальной, экономической, политической, культурно-духовной жизни, осложнение отношений между человеком, обществом и природой.

Поиски решения многих проблем цивилизации определяют внимание к вопросам человека и гуманизации общественных отношений. Предъявляются новые требования к образованию как ведущему социализирующему институту общества, во многом определяющему перспективы развития общественной системы. Бум реформирования образования в 70-80 годы XX в. стал одной из попыток преодолеть возникшие перед цивилизацией и отдельными странами проблемы, которые имеют как общечеловеческое, так и региональное значение. Значительно ускоряется процесс формирования поликультурного пространства цивилизации, интеграции различных социокультурных общностей в результате их взаимодействия.

Человек, включаясь в общественную жизнь, осуществляет свою деятельность в среде, насыщенной проявлениями различных культур, что влечет за собой особые требования к нему как личности и работнику. Система образования призвана реализовать общественный заказ на подготовку индивида к межкультурному диалогу, который является условием не только успешного решения общественно-значимых задач, но и самореализации личности. Формирование и развитие поликультурной среды во второй половине XX- начале XXI вв. происходило и происходит под воздействием многих факторов, определяющих актуальность поликультурного образования.

Одним из наиболее значимых является рост числа субъектов международных отношений, и, как следствие, увеличение участников межкультурного диалога на международном, так и на региональном уровне.

Ранее зависимые этносы сформировали самостоятельную государственность с уникальными социокультурными идеалами, верованиями, традициями, обычаями и мировоззрением, а также стремлением быть равноправными партнерами во всем многообразии международных отношений.

Государство является универсальной формой политической организации общностей (в настоящее время практически все человечество, за небольшим исключением, объединено в государства). Но процесс образования новых государств продолжается: если в 1900 г. в мире существовало 30 государств, то в 1945 г. членами Организации Объединенных наций являлось 60 государств, в 1965 г. в ней состоит уже 100, в 1990 - 160, а в 1992 г. - 175 государств [299,с. 162]. Количество самостоятельных государств продолжает расти, и их число приближается к двумстам.

Генезис и существование современной формы государственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида социальной общности,, как нация. Начиная с XIX в. весь европейский регион охватывает процесс формирования национальных государств (Германия, Италия, Испания и т.д.). В XX в. этот процесс захватывает страны «третьего мира», что было связано с крушением колониальных систем, завершается в целом в 60-е годы. На рубеже XXI в. национальные государства формируются на территории государств социалистической системы СССР, Югославии, Чехословакии. Не закончен процесс оформления национального самоопределения и на территории индустриально развитых держав. Так, не решены вопросы независимости Ирландии в рамках Великобритании, существуют проблемы национально-государственного определения Квебека в Канаде. Государства, являясь представителями интересов всех народов, проживающих на их территории, обладают различным потенциалом и неравными возможностями. С этой точки зрения различают сверхдержавы, великие державы, малые государства и микрогосударства [299,с.167], что накладывает свой отпечаток на всю систему международных отношений.

Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя на международной арене через внешнюю политику с целью удовлетворения национальных интересов, сохранения территориальной целостности страны, защиты ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений обнаруживает явную узость, ибо внешняя политика уже не может не принимать в расчет проблемы экологии и научно-технического прогресса, экономики и средств массовой информации, коммуникации и культурных ценностей. Известные политологи Й.Галгунг, Д.Розенау, ШЗоргбиб, П.А.Цыганков подчеркивают, что традиционные международные отношения претерпевают существенные изменения под влиянием новых негосударственных международных образований.

Поликультурное образование как социокультурный феномен

Теоретическое осмысление такого сложного и многомерного феномена, как поликультурное образование, предполагает, на наш взгляд, следующую логику исследования: во-первых, необходимо соотнесение таких фундаментальных понятий, лежащих в основе поликультурного образования, как образование и культура; во-вторых, целесообразно исследование тех кардинальных изменений в общественно-пЪлитической и культурной жизни, происходящих в различных странах, а также глобальных процессов, охватывающих мир в целом, которые определяют генезис становления и развития поликультурного образования. В-третьих, изучению подлежат также изменения, происходящие в самом образовании, характеризующемся активным внедрением в образовательный процесс альтернативных педагогических идей. Такая логика исследования позволит, на наш взгляд, выделить то многообразие концептуальных идей, которое лежит в основе современных подходов к теоретическому осмыслению и практическому освоению поликультурного образования.

Итак, чтобы разобраться в сущности поликультурного образования, рассмотрим основные понятия, лежащие в его основе: образование и культура.

В современной дидактике нет единого понимания категории "образование". Большинство исследователей рассматривают образование как процесс и результат:

-"... усвоения знаний и развития умственных способностей" [БСЭ, 145];

- целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит" [47];

- "... постоянной передачи предшествующими поколениями последним социально значимого опыта, представляющего собой в онтогенетическом плане становление личности, в соответствии с генетической программой и социализацией личности" [221, с. 185]. В более широком контексте образование трактуется:

- как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание человеческого общества [249];

- как всеобщая общественная форма развития человека [А.Тюков];

- как подсистема личности, объединяющая в себе представленные в личности подсистемы культуры [113].

В этом же русле Б.З.Вульфов и В.Д.Иванов трактуют образование как созидание Человека; зафиксированное достижение уровня культуры, реализуемое в процессе обучения [249,с. 21].

Исходя из этих определений, под образованием можно понимать успешную социализацию индивида, активно осваивающего культурное наследие человечества. Такое толкование, связывающее образование и культуру, представляется в русле нашего исследования особенно актуальным, ибо в процессе поли культурного образования осуществляется совместное движение обучающих и обучаемых к целям образования, опосредованное культурным содержанием и методами его усвоения. Отметим при этом, что данный процесс не вырван из социокультурной реальности, а находится в тесной взаимосвязи с ним, что, однако не предполагает полной детерминации развития индивида. Являясь субъектом этого процесса, обучающийся вырабатывает собственное отношение к перерабатываемому культурному опыту и по-новому осмысливает и "проживает" его. Это "проживание" осуществляется в культурно-образовательной среде, которая, согласно Бим-Баду и А.В.Петровскому, есть "постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все большее богатство опосредованных культурой его связей с окружающим миром" [48, с. 11].

Кроме категории образования понятие "поликультурное образование" включает в себя и категорию культуры, без прояснения сущности которой невозможна формулировка собственного понимания "поликультурного образования".

Понятие "культура" является сложной философской категорией, что обусловливает наличие множества разнообразных подходов к его интерпретации. В отечественной и зарубежной научной литературе насчитывается около 500 определений, толкований этого явления.

Отдельные ученые трактуют культуру как творческую деятельность человека, в процессе которой происходит развитие личности как активного субъекта этой деятельности (В.СБиблер, Л.Н.Коган, Н.С.Злобин и др.). Они рассматривают ее как критерий гуманизации общества и человека. Ряд исследователей понимают культуру как специфический способ человеческой деятельности, где имеет место субъективность ценностных ориентации личности, познающей субъекты действительности (Ю.А.Жданов, М.СКоган. В.Е.Давидович и др.). Они указывают на необходимость изучения культуры как сложного противоречивого явления, как универсального средства общественной жизни людей. Ими культура рассматривается как постоянно совершенствующийся механизм связывания человеческой деятельности на всех уровнях социального расчленения (от индивида группы, класса, до рода). Таким образом, культура есть постоянное развитие творческой преобразующей деятельности человека.

Сущность поликультурного образовательного пространства

На современном этапе развития общества социально-культурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования.

В этом контексте особую актуальность приобретает проблема возникновения и развития поликультурного образовательного пространства в полиэтническом многонациональном российском обществе.

В России, как и во всем мире, складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании подрастающего поколения приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности.

Становится совершенно очевидным, что в раскрытии сущности поликультурного образовательного пространства базовым понятием выступает категория «культура». Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. При этом наблюдается огромный разброс в толковании учеными понятия культура (существует несколько сотен различных ее определений), что вызывает трудности и в раскрытии понятия поликультурное образование. Так, в научной литературе, словарях это понятие трактуется как:

- система представлений о мире, ценностях, нормах и общих правилах поведения людей, связанных определенным образом жизни;

- стержень, вокруг которого складывается ценностная ориентация человека как система его ценностей;

- активная творческая жизнедеятельность людей по освоению мира;

- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Отечественные культурологи М.С.Каган, Б.С,Ерасов и другие выделяют три компонента в общем, понятии культура: материальный, художественный, духовный.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в обществе. Необходимо подчеркнуть, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. И именно из нее вытекают и ею определяются остальные функции передача социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Ряд исследователей (Ю.В.Арутюнян, ЛМ.Дробижева, В.И.Белый, Н.М.Лебедева, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова и др.} считают, что названные функции культуры способствуют объединению народов, развивают национальное самосознание и интернационалистические ориентации людей, что культура должна быть признана универсальным прогрессивным фактором в развитии многонационального общества отдельных народов, наций и отдельной личности.

Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая общечеловеческая культура. Но «общечеловеческое» - не значит безнациональное. Обогатив сокровищницу мировой педагогической культуры, Ушинский остается великим русским педагогом, так же как К.Насыри - татарским, а А.Дистервег - немецким. Одинаково ошибочно как «обезнациона-ливать» мировую культуру, так и замыкать ее в ограниченное пространство узконационалъного.

Похожие диссертации на Развитие поликультурного образования в Поволжье