Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Захарченко Татьяна Юрьевна

Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования
<
Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Захарченко Татьяна Юрьевна. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Магнитогорск, 2002 173 c. РГБ ОД, 61:02-13/1556-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в процессе дополнительного образования как педагогическая проблема 12

1.1. Теоретические подходы к развитию практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству 12

1.2. Особенности организации дополнительного образования в сфере декоративно-прикладного искусства 34

1.3. Анализ опыта работы по развитию практических умений учащихся по дпи в учреждениях дополнительного образования 58

выводы по первой главе 76

Глава 2. Реализация педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования 79

2.1. Обоснование программы развития практических умений учащихся по дпи в условиях дополнительного образования 79

2.2. Реализация технологического подхода в проі iecce дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству 101

2.3. Организация творческой мастерской как практико-ориентированной формы дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству 123

Выводы по второй главе 142

Заключение 144

Библиография : 148

Приложения. 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Новое тысячелетие - «новое измерение» -диктует особые требования к личности, ее взаимодействию с общественной средой, когда утверждается приоритет личностных интересов, наблюдается активизация деятельности человека во всех звеньях общественной структуры. В этой связи в России наблюдается, во-первых, заметное изменение общественного сознания, в котором превалирует идея свободного развития личности; во- вторых - социально-экономические изменения, связанные с переходом к рыночным отношениям, что повышает требования к личностным качествам современного человека; в-третьих - интенсификация личностного начала общественной жизни, что приводит к перестройке всей системы обучения, к переориентации целей образовательной и воспитательной деятельности.

Возрастает потребность общества в активной личности, а не в пассивном исполнителе чужой воли, духовно богатой, творчески самостоятельной, действенной, способной выжить н современных услониях. Известное философское изречение о том, что ничего не стоит никакая школа, никакой универсиїет, если нет практического уменья, ведёт к тому, что в педагогической системе дополнительного образования внедряются прогрессивные технологии, творческие проекты, новые идеи, ориентированные на самостоятельность - самообразование, саморазвитие, самореализацию учащихся в практической деятельности.

Проблема развития практических умений учащихся в образовательном процессе находит решение в фундаментальных исследованиях ведущих учёных: Ю.К. Бабанского, Н.А. Лошкарёвой, Н.А. Менчинской, К.К, Платонова, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской и др,

Изучению процесса развития практических умений учащихся посвятили свои работы О.М. Звягина, Н.А. Милерян, И.М. Низамов, А.В. Усова и др.

Важную роль для реализации и развития практических умений учащихся

оказывает среда проведения обучающего процесса. В этом случае учреждения дополнительного образования (УДО) являются одной из приоритетных образовательных сфер, где развитие ребёнка происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и первоначальных практических способностей. УДО - это то место, где ученик от своей деятельности, в данном случае рукотворной деятельности, получает удовольствие. Современная система дополнительного образования постоянно стремится к динамике, она специфична, уникальна, кроме того, наиболее отзывчива на требования современной ситуации.

Значимыми для нашего исследования стали работы классиков педагогики, раскрывающие ценность деятельности учреждений дополнительного образования как сферы развития практических умений учащихся (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий и др.).

На современном этапе существенный вклад в развитие системы дополнительного образования внесли исследовательские труды А.К. Бруднова, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, В.И. Казаренка, М.Б. Коваль, С.В, Сальцевой, М.Д. Уг-лицкой, А.И. Щетинской и др.

Образовательная область «декоративно - прикладное искусство» (ДПИ) среди прогрессивных направлений дополнительного образования начинает занимать всё более заметное место.

Декоративно-прикладное искусство - это социально-педагогическое явление, которое рассматривается как часть духовной культуры народа, как фактор развития личности, воссоздания искусства и преобразования мира в целом.

Процессы развития и обучения средствами декоративно-прикладного искусства исследовали учёные; А.В. Бакушинский, В.М, Василенко, И,Я. Богуславская, Ґ.К. Вагнер, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумова, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухина и др.

В диссертационном исследовании мы более углублённо изучали процесс декоративно - прикладного искусства на примере художественной обработки

природных материалов (камыша, соломки, бересты, сухоцветов). В связи с этим ценными для нас явились труды З.Л. Гачева, Э. К. Гульянц, Е.П. Донец, Л.В. Загре-баевой, И.В. Новикова, Ф.П. Филенко и др.

Педагогические процессы развития учащихся, возникающие при работе с использованием природного материала, рассматриваются в современных диссертационных исследованиях И. В. Алексеевой, Е. В. Алексеенко, В.П. Строкова, Т.В. Са-ляевой, Л.А. Трубниковой и др.

В свете технологического подхода процесс развития практических умений учащихся рассматривается как результат творческой деятельности (К.А. Абульхано-ва-Славская, В.И. Андреев, И.П. Волков, Б.Н. Никитин, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Платонов, Я.А. Пономорёв, В.П. Ушачёв и др.), как результат внедрения педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурко-ва, И.С. Якиманская и др.), как результат обучения (СИ. Архангельский, Ю.К. Ба-банский, М.В. Кларин, С .Д. Поляков, A.M. Сохор, А.И. Уман и др.).

К настоящему времени понятие «практические умения» исследовано в диссертационных трудах Е.А. Милерян, И.М. Низамова и А.В. Усовой. Однако проблема развития практических умений учащихся именно по ДНИ в условиях дополнительного образования не исследовалась ранее. Это отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся к трудовой жизнедеятельности, существенно сужает возможности применения ими практических умений на практике, не достаточно используется данный процесс для развития личности в целом.

Настоящее диссертационное исследование посвящено восполнению данного пробела в области педагогической науки.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между потребностью развивающегося общества в личности инициативной, действующей, самостоятельной и отсутствием научно-методического обоснования процесса развития практических умений у учащихся в системе дополнительного образования; между значимостью дополнительного образования и недостаточной теоретико-методической базой его организации.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования».

Цель исследования состоит в разработке и реализации комплекса педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно -прикладному искусству в процессе дополнительного образования.

Объект исследования: процесс дополнительного образования учащихся по декоративно - прикладному искусству.

Предмет исследования: развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству (на примере художественной обработки природных материалов).

Гипотеза исследования: развитие практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если реализуется комплекс педагогических условий:

Г) совершенствуется содержание процесса дополнительного образования учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

  1. реализуется технологический подход организации дополнительного образования, обеспечивающий выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;

  2. используются практико-ориентированные формы и методы организации дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить признаки понятия «практические умения по декоративно-прикладному искусству» и особенности их развития у учащихся на основе анализа теории и практики.

  2. Разработать содержание программы развития практических умений учащихся по декоративно -- прикладному искусству.

  1. Обосновать и апробировать технологический подход в процессе развития практических умений по художественной обработке природных материалов /камыш, соломка, лоза, береста, сухоцветы/.

  2. Осуществить опытно - экспериментальную проверку эффективности практико-ориентированных форм и методов дополнительного образования в развитии практических умений по ДЛИ,

Методологической основой исследования являются - общенаучные труды о значимости деятельности для общего развития личности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); современные теории о роли декоративно-прикладного искусства в обучении (И.П. Волков, Г.Г. Григорьева, В.В, Корешков, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.); концептуальные положения о сущности и особенностях деятельности УДО (М.А. Галагузова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Мудрик, СВ. Сальцева, Б.А. Титов, М.Д. Углицкая и др.); положения об эффективном развитии практических умений учащихся в процессе деятельности (Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинская, А.В. Усова); общенаучные труды о творчестве (В.И. Андреев, П.К. Анохин, Ю.А. Гусев и др.); теоретические и практические исследования по осуществлению технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др.).

База исследования. Центр эстетического воспитания детей «Детская Картинная Галерея» и средняя общеобразовательная школа № 10 г. Магнитогорска. В опытно-экспериментальной работе участвовали 184 ученика и 41 педагог.

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2002 гг.

На первом, поисково-теоретическом этапе (1998 - 1999 гг.) осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования; проводилась диагностика деятельности учащихся в процессе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству; была сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи исследования, намечены пути и

средства их решения, выявлены педагогические условия эффективного развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в процессе дополнительного образования, требующие дальнейшей проверки в ходе опытно - экспериментальной работы (ОЭР).

На этом этапе были использованы методы изучения и анализа теоретических источников, анализ учебных программ и опыта работы учреждений дополнительного образования, диагностика исходного состояния проблемы, наблюдение, опросы, тестирование, анкетирование педагогов и учащихся в ходе практической деятельности по ДПИ.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (1999 - 2000 гг.) проводилась ОЭР по развитию практических умений учащихся в естественных условиях протекания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования; проверялась эффективность выдвинутых в гипотезе предположений, при реализации содержания авторской программы по декоративно-прикладному искусству /художественная обработка природных материалов/ «Природа - мир твоего развития» и методических рекомендаций для руководителей студий ДПИ и народных промыслов в ходе опытно-эксперименталыюй работы, полученные данные апробировались и анализировались, осуществлял ас ь необходимая коррекция.

Основными на данном этапе были формирующие методы: творческие задания, практические упражнения, создание и защита творческих проектов, творческие мастерские, экспертные оценки и самооценки.

Результаты этого этапа отслеживались в ходе занятий, специфичной для УДО диагностики, включающей развивающие игры и упражнения: «Выложи узор из разноцветных пластин бересты»; «Сплети косички красной девичке» (работа с камышом); «Мастер - кудесник» (основные способы аранжировки цветов); «Юный флорист» (работа с засушенными листьями) и т.д.

На третьем, заключительном этапе исследования (2001 - 2002 гг.) проводились систематизация и обобщение полученного материала. Результаты исследования внедрялись в массовую практику учреждений дополнительного об-

разования с целью проверки достоверности выводов и выработки методических рекомендаций по решению проблемы; осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Ведущими методами на данном этапе были результирующие: количественный и качественный анализ результатов исследования; сравнительный анализ и статистическая обработка данных; построение гистограмм и графиков; обобщение и формулировка основных выводов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Г) обоснованы особенности содержания процесса развития практических умений учащихся в учреждении дополнительного образования на основе технологического подхода;

2) раскрыты педагогические условия эффективности развития практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству в учреждении дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «практические умения учащихся по ДПИ»; в обосновании использования технологического подхода и практико-ориентированных форм и методов развития практических умений учащихся в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы и апробированы программа дополнительного образования «Природа - мир твоего развития» и требования к организации творческой мастерской по художественной обработке природных материалов; разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и студентов, обучающихся декоративно-прикладным специальностям.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических .методов адекватных предмету исследования; по-

этапным проведением ОЭР на основе выявленных педагогических условий. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в УДО обеспечивается целевой организацией познания и творчества учащихся, интегрирующей духовно-нравственную и практическую направленность занятий по художественной обработке природных материалов, что позволяет накапливать, сохранять и создавать оригинальные приемы изготовления рукотворных изделий, раскрывает индивидуальную самобытность и активизирует самореализацию учащихся.

  2. Реализация технологического подхода в процессе художественной обработки природных материалов учащимися характеризуются следующими аспектами:

проектирование, организация и проведение занятий происходи]' на основе выбора содержания, формы и темпоритма деятельности учащимися;

педагогический процесс происходит как поэтапная совместная деятельность педагогов и учащихся по достижению общего продуктивного результата;

предъявление алгоритма действий и диагностической цели перед учащимися пробуждает в дальнейшем к активизации творчества, характеризующиеся оригинальностью исполнения и новизной образа декоративно-прикладных изделий.

3. Комплекс педагогических условий развития практических умений учащих
ся по декоративно-прикладному искусству включает:

- совершенствование содержания процесса дополнительного образования
учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

реализация технологического подхода организации дополнительного образования, обеспечивающая выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;

использование практико-ориентированных форм и методов в организации дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Апробация внедрении результатов исследования осуществлялась в процессе участия на региональных и международных конференциях в виде публикаций и выступлений.

Результаты исследования докладывались автором на межвузовской научной конференции «Человечество на пороге XXI века» (Магнитогорск, 1999 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, 2000 г.); на Российской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте» (Москва-Оренбург, 2000 г.); на XXI Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург, 2000 г.); на Всероссийской научной конференции «Культура и цивилизация» (Екатеринбург, 2001 г.); на региональной научно-практической конференции «Совершенствование непрерывного художественного образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002 г.). Результаты исследовательской деятельности обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики (Оренбург, 2001 г.).

Опубликованы методические рекомендации «Художественное плетение из камыша» (Магнитогорск, 1998 г.) и программа для реализации в учреждении дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Природа -мир твоего развития» (Магнитогорск, 2001 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Теоретические подходы к развитию практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству

Декоративно-прикладное искусство как значимое социально-педагогическое явление и как неотъемлемая составная часть общей структуры образовательного процесса человека является предметом научного интереса исследователей различных отраслей знания.

Проблема взаимодействия декоративно-прикладного искусства, художественного творчества и процессы, связанные с развитием личности, рассматриваются как в мсихолого-педагогическом, так и в историческом, искусствоведческом и этнокультурном аспектах,

С позиции учёных-искусствоведов декоративно-прикладное искусство (ДПИ) выступает в качестве сферы духовной, нравственно-эстетической, художественной и материальной культур, которые основываются на традиционных образах как источнике формирования мировоззрения ребёнка и развития эстетического восприятия действительности, умения выразить своё собственное отношение к искусству и действительности (И.Я. Богуславская, В.М, Василенко, М.А. Некрасова, Ы.М, Сокольникова) (29, 34, 120, 159) и др.

Декоративно-прикладное искусство национально по своей природе, потому что тесно связано с народным искусством, которое является источником духовности. Характерными признаками являются обычаи, привычки, верования, устойчивость тем и образов, понятных всем народам мира. В связи с этим ДПИ приближено к действительности, к быту, что содействует приближению традиционно изобилующего дидактизмом процесса обучения к жизненно необходимым условиям для аффективного развития растущего человека, его подготовленности к личностной социально значимым видам практической деятельности. Это позволяет провести синтез (прошлой, настоящей и будущей) культур в мировом, национальном, региональном, краевом масштабах.

Известные учёные А.В. Бакушинский, Г.К. Вагнер, B.C. Воронов (18, 34, 40) и другие рассматривают декоративно-прикладное искусство как диалектическое явление и творческую деятельность народов, в тесной связи с этнической культурой. В большинстве случаев его связывают с красотой родного края, с народным достоянием, так как оно ближе всего к природе, действительности и отражает самосознание, историю и трактуется как преобразующее искусство, направленное на удовлетворение нужд человека, изменение окружающей среды, преобразование эстетического пространства. По их мнению, занятия декоративно - прикладным искусством не раскрывают всех потенциальных возможностей для целостного развития личности, а лишь дают конкретные умения в той или иной области деятельности.

М.А. Некрасова (120) рассматривает декоративно-прикладное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя в преемственности традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в процессе деятельности. Она считает, что главной силой в развитии личности оказывается закон традиций, основанный на живом творчестве.

Н.М. Сокольникова выявляет важную для нашего исследования тенденцию, в которой подчёркивает мастерские приёмы прикладного ремесла, значимость практических умений и соотносит мастера ДПИ с особой творческой личностью, духовно связанной с народом, культурой, природой края, с носителем традиций и коллективного начала. «В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живёт чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия, - подчёркивает она, народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер, - далее автор указывает, что - «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определённую последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера могут определяться умением варьировать и импровизировать в рамках характерной традиции школы, а организация деятельности мастера соотносится автором со знаниями свойств обрабатываемых материалов, высоким уровнем владения инструментами и техникой обработки» (159, с. 190-191).

В народном декоративно - прикладном искусстве художественный навык и умения, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Ремесло, как основа крестьянского искусства, характеризовалось лаконизмом выразительных средств, экономичностью, отточенностью приёмов исполнения рукотворного изделия. Поэтому каждая школа ремесла или национальная школа обладала системой собственно отработанных трудовых приёмов, технологией обработки используемого материала. Использование природных материалов - одна из основных традиций народного декоративно - прикладного искусства.

Специфику развития личности средствами декоративно-прикладного искусства в своих трудах рассматривали известные психологи Л,С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Б. Ительсон, А.Р. Лурия (43, 62, 72, 63) и др.

По их мнению, ДПИ служило средством формирования мировоззрения личности и носило чисто духовно-нравственную направленность, при глубоко целевой ориентации на практику жизнедеятельности человека. Обозначенная ими позиция позволяет судить о том, что, приобщаясь к народному ДПИ, ребёнок задумывается о связи человека с создаваемой им культурной средой обитания, социально-исторической информацией о мире вещей. Предметы народного и декоративного искусства расцениваются учёными-психологами как показатели национальной культуры и заключают в себе определённые эстетические ценности, а также удовлетворяют идейно-эстетическим потребностям общества. Кроме того, предметы ДПИ, выполненные учеником, служат источником фантазии, игры воображения, творений и вместе с тем несут утилитарное назначение. Подобная мировоззренческая установка, по их мнению, просто необходима для жизнедеятельности ученика, так как любое поколение является носителем культуры.

В исследованиях Л.С. Выготского были проанализированы функциональные особенности процесса деятельности: «деятельность в обучении пробуждает в ребёнке ряд процессов внутреннего развития, в том смысле, то, что вызывает их к жизни, пускает их в ход, даёт начало этим процессам» (44, с. 93).

В книге «Избранные психологические труды» А.В. Запорожца, мы находим слова отечественного психолога А.Р. Лурии. Он пишет; «Во время декоративно-прикладной деятельности создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения человека проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений» (63, с.149).

Особенности организации дополнительного образования в сфере декоративно-прикладного искусства

Целью данного параграфа явилось исследование особенностей дополнительного образования как пространства эффективной реализации практических умений учащихся в процессе работы с природным материалом, рассмотрение особенностей организации дополнительного образования по ДПИ.

Гуманизация сферы образования связана с переходом от авторитарной педагогики к педагогике свободы, признающей ценность каждого ребёнка как личности, его права на свободу, счастье, проявление и развитие всех способностей. Такой подход изначально являлся сущностью дополнительного образования, которое в отличие от базового, традиционного образования вооружает ребёнка не только суммой знаний, а ориентацией на самоопределение, самореализацию. Исследователи утверждают, что в основе получения совокупности умений в конкретной области деятельности в учреждениях дополнительного образования гораздо больше, по сравнению со школой, возможностей для выявления и развития их способностей, учёта их интересов и склонностей к практическому действию.

Анализируя этапы становления и развития современных учреждений дополнительного образования (УДО), мы обнаруживаем, что изначально дополнительное образование выступает как внешкольное образование, фундамент которому был заложен теоретическими и практическими работами российских педагогов начала XX века.

Основополагающим моментом педагогических исканий передовых российских педагогов П.П, Блонского, А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, В.Н. Сороки-Росинского, СТ. Шацкого была тенденция сочетания общественной и хозяйственно - трудовой деятельности, носящей конкретно - практический, воспитательный характер. Кроме того, оказывалось пристальное внимание становлению материально-технической базы внешкольных учреждений, сотрудничеству с производственными и научными организациями, учреждениями культуры.

Так, СТ. Шацкий придавал большое значение среде, в которой происходит развитие ребёнка, указывал на важность проявления себя в творчестве. «Лучшее в деле, - говорил он, - это дать проявиться в душе ребёнка какому -нибудь хорошему чувству... Пусть знают дети про себя, как они могут быть честны, искренни., .деятельны» (189, с. 12).

П.П. Блонский (26) пытается теснее связать труд и школьные предметы, предлагая варианты методического обеспечения такой связи: «Мы ставим перед детьми ряд вопросов: «что и как я делаю дома?», «чем я могу помочь своей матери?», «как ухаживать за домашними животными?» и т. п. Итак, эти вопросы разрастаются в курс домоводства, практических работ общего характера, прикладной зоологии и т. п.».

Наиболее полное развитие внешкольной деятельности связывают с началом 50-х годов. В это время появляются новые типы внешкольных учреждений, максимально отвечающие конкретным интересам и запросам детей: детские музыкальные и художественные школы, театры, студии, клубы по интересам, мастерские для труда при школах, станции юных натуралистов, юных техников, юных туристов н т. д. Правда со временем педагогика практического характера была заменена массовыми «мероприятиями», проводимыми по специальным планам, сценариям в разных направлениях, в том числе и художественном, трудовом, физическом.

Вскоре, однако, вновь появляются призывы правительства о том, чтобы проявлять больше заботы об организации свободного времени детей и подростков, вовлекать в занятия спортом, туризмом, художественным и декоративным творчеством. Возрастает популярность различных видов художественно-прикладной деятельности и внимание к творческому труду.

Исследования и практика внедрения в жизнь идей Л.К. Балясиной, В.А. Караковского, В.И. Казаренкова, Б.А. Титова (36, 75, 78, 167) позволяют взглянуть на деятельность внешкольных учреждений как на средство эффективного развития профессионального организатора любого вида деятельности, творца своей жизни, судьбы.

Существующая современная система воспитания и всеобщего развития детей включает базовое школьное и внешкольное дополнительное образование. Знакомство с исследовательскими трудами современных учёных, педагогов (А.К. Бруднова, В.А. Горского, Л.Я. Журкиной, СВ. Сальцевой и др.) позволяет констатировать, что содержание дополнительного образования рассматривается сегодня гораздо шире и глубже, чем это было возможно 20-30 лет тому назад. В связи с этим в определении особенностей и содержании дополнительного образования появляются концептуальные различия.

По их мнению, именно дополнительное образование создаёт наиболее благоприятные условия для полной реализации возможностей и развития жизненно важных умений школьников разного возраста. Дополнительное образование актуально и наиболее чётко отвечает на современные требования социального запроса специфичными способами, неформально и ненавязчиво помогает учащимся утверждать свои жизненные позиции, приобретая опыт практической деятельности. Гак, в России сложилась уникальная система, которой присуща особая гуманистическая атмосфера сотрудничества и сотворчества детей и педагогов.

Сегодня дополнительное образование в науке и практике рассматривается как самостоятельно функционирующая система, как неотъемлемая часть общего образовательного процесса, которое призвано углублять и развивать содержание школьных предметов с учётом интересов и способностей учащихся. Именно содержание дополнительного образования обеспечивает создание условий для активного приобщения ребёнка к познанию, искусству, творчеству, социуму в условиях современного общества.

В исследованиях СВ. Сальцевой обозначены основные положительные тенденции последних лет в деятельности учреждений дополнительного образования: - целенаправленное движение внешкольных объединений от досуговой, развлекательной деятельности школьников к организации их дополнительного образования;

- развитие экспериментальной и инновационной деятельности, результатом которой является собственная авторская модель развития каждого внеучебного учреждения области;

- моделирование и программирование деятельности на основе диагностики интересов и способностей детей и особенностей близлежащего социума;

- создание для детей условий выбора типа внешкольного учреждения в рамках города, района, микрорайона (с помощью создания филиалов);

- использование новых условий хозяйствования и финансирования, обеспечивающих большую, чем раньше, свободу деятельности;

- усиление внимания к работе с одарёнными, талантливыми детьми;

- проведение специализированной оздоровительно-коррекционной и познава-тельно-досуговой деятельности с детьми-инвалидами, малообеспеченными и сиротами;

- отход от единообразия и формальной организации деятельности, усиление ориентации на индивидуальность подростка, личностно - дифференцированный подход к его развитию;

- координация взаимодействия с семьёй, школой, социумом (148, с. 42-43).

Педагогическая практика работы в УДО показала, что организованный процесс дополнительного образования обеспечивает создание условий для активного приобщения ребёнка к познанию, искусству, творчеству, социуму в условиях современного общества. Вместе с тем, дополнительное образование призвано расширять, углублять и развивать содержание школьных предметов с учётом интересов и способностей учащихся.

Обоснование программы развития практических умений учащихся по дпи в условиях дополнительного образования

В данном разделе диссертации представлено обоснование и результаты апробации в ходе ОЭР экспериментальной программы «Природа - мир твоего развития» и её реализация по осуществлению эффективного развития практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству (на примере художественной обработки природных материалов) в системе дополнительного образования.

Концептуальным обоснованием программы является предположение о том, что современная стратегия дополнительного образования базируется на идее создания личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной человека, что требует обращения к новым педагогическим подходам, к модели практико-ориентированного образования и педагогике свободы, выбора деятельности.

В этом случае учреждения дополнительного образования становятся приоритетными социально-педагогическими институтами в разрешении этой проблемы, так как обучение детей здесь происходит в рамках их свободного времени и осознанного самостоятельного выбора, что существенно расширяет знания о творческих возможностях личности, ее духовном потенциале, создаёт возможность общения на основе общих интересов, достижения успеха и практических результатов в любой сфере деятельности.

Программа в рамках образовательной области «Декоративно-прикладное искусство» составлена в соответствии с учебными стандартами Министерства образования Российской Федерации и предназначена для обучения и воспитания детей старшего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях У ДО, художественных школах и студиях.

Актуальность содержания программы определяется необходимостью использования природного материала и многообразием форм его применения в образовательном, развивающем и воспитывающем процессе учреждения дополнительного образования.

Целью программы явилось развитие практических умений детей по декоративно-прикладному искусству в процессе художественной обработки природных материалов (соломка, камыш, береста, сухоцветы) на основе технологического подхода в практико-ориентиро ванных формах и методах ДО,

В процессе апробирования программы были содержательно соединены несколько видов декоративно-прикладного искусства (плетение, художественная пластика, аппликация, аранжировка) в единую систему и разработаны пути её реализации. Такой подход давал возможность строить процесс дополнительного образования с учётом многовекового, культурного наследия народов мира, реализуя связь времён.

Декоративно-прикладное искусство в данной программе рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества, как предмета социального явления.

Мы предположили, что развивающий процесс наиболее эффективен в условиях, если познание, духовное обогащение и практическое исполнение являются взаимосвязанными и взаимодополняющими компонентами и осуществляются в процессе творческой деятельности в условиях творческой мастерской декоративно-прикладного искусства по художественной обработке природных материалов.

При этом познание обеспечивает расширение кругозора о гармонии мира природы и о месте в нём человека с создаваемой им предметной средой, о значимости окружающей действительности.

Духовное обогащение связано с воспитанием внимательного и участливо го отношения к окружающей природе родного края и эстетического восприятия и оценки вещей и явлений.

Практическое исполнение формирует созидательные возможности, практические умения и творческие способности ребёнка, обуславливающие переход от ремесленничества и репродуктивной деятельности к мастерству и творчеству.

Определение роли и значимости учебного курса в системе дополнитель

ного образования, свидетельствует о слиянии двух направлений в обучении де

коративно-прикладному искусству: образное воспроизведение действительно Н сти, где ученик является носителем духовной культуры, и декоративное её пре образование, в процессе которого учащийся эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, трудовые навыки.

Результаты опытно-экспериментальной работы убеждают нас в следующем:

Учащиеся, рассматривая, перерабатывая, ощупывая природный материал, расширяют представления об окружающем мире и явлениях природы.

В изготовлении поделок рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это позволяет судить о том, что ручной труд спо І собствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умствен ное развитие ребёнка, на развитие его мышления (анализ, представление).

Выполнение изделий из природного материала удовлетворяет любозна тельность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость общения в труде, наслаждение очень важны для общего развития, а положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Художественная обработка природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Постепенно формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить дело до конца, осуществлять контроль и оценку собственной деятельности, соотносить свой результат с образцом,

Такой вид деятельности помогает детям адаптироваться в коллективном и групповом труде. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, интерес в полученном результате, формируется умение планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределяя творческие задачи.

Изложенные подходы легли в основу содержания образовательной программы, обеспечивающей среду, в которой учащиеся достигают наивысшего уровня в развитии диапазона как познания, духовного опыта, так и практических умений в процессе творческой деятельности в сфере дополнительного образования.

Мы учитывали особую популярность у практиков - искусствоведов процесса возрождения старых ныне забытых народных промыслов. Прежде всего, это художественная обработка растительных и природных материалов. Это объясняется естественной красотой, простотой технической и художественной обработки, доступностью материала, многообразием применения природного материала и в связи с этим интересом детей к этому виду деятельности.

Опытно-экспериментальная работа убедила нас в том, что, работая с природным материалом, ребёнок осуществляет визуальное сближение с окружающей природой, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на психическом состоянии ребёнка, наблюдается уравновешенность, умиротворённость, размышление и самым важным для самоутверждения является чувство удовлетворения.

Реализация технологического подхода в проі iecce дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству

На первом этапе использования развивающей технологии в целях постижения смыслов художественного творчества для формирования позитивных установок на ДПИ развивался устойчивый интерес как побудительная и движущая сила к достижению цели, ориентация на овладение мастерскими приёмами и способами ДПИ по художественной обработке природных материалов, обращение не только к миру внутри себя, но и к внутреннему миру другого, готовность сознательно принимать новые действия и стремиться к их совершенствованию. Для этого ученику предлагалось испробовать природный материал, специальный инструментарий по выбору, какой ему больше нравится, и преобразовать его при помощи механических способов (сгибания, скручивания, сплющивания и т. п.) в любую другую форму, изделие, предмет, образ. Однако работу необходимо было выполнять при условии высокого качества, художественности и красоты.

Наиболее эффективно занятия проводились с использованием музыкального фона, который соответствовал настроению детей (музыка «весёлая», «спокойная», «строгая», «светлая» и т. п.).

Важной особенностью проведения занятий в такой психологической обстановке являлось: снятие тревожности, страха предстоящих неудач. Поэтому в этом плане педагог обращал особое внимание на внутренний мир ученика, на доверие, открытость, радость безопасного совместного творчества и проявление интереса к художественной обработке природных материалов.

На втором этапе реализации технологии развития практических умений осуществлялось введение в специальность, где подразумевалось не только знакомство с народными промыслами ДПИ, но введение ученика в курс обучающей программы «Природа - мир твоего развития». Ученик усваивал основные организационные правила заготовки, обработки и сортировки природного материала, а также знакомился с инструментарием и правилами его применения.

Одним из важных моментов этого этапа было усвоение теоретических основ народного творчества, декоративно-прикладной деятельности, организационных подходов к этому виду деятельности.

Ценным показателем усвоения теоретического познания и осведомлённости о ДПИ являлось четкое представление о художественной обработке природных материалов, способах его выполнения, а также выдвижение рационализаторских предложений, которые внезапно рождались в процессе работы. Благодаря этому явлению происходило непрерывное общение между педагогом и учеником, что способствовало формированию атмосферы сотрудничества между участниками творческого дела. Третий этап технологии развития практических умений - тренировочный -решал нескольких задач: ].. Сформировать необходимые задатки практических действий как основу будущего их развития. 2. Соединить в процессе деятельности образ и технику в единое целое, где образ - творческий замысел, техника - художественное средство. 3. Соотнести две аналогичные стороны деятельности: спонтанность и творчество. 4. Осознанно выполнять практические действия. Результирующим решением первой задачи тренировочного этапа являлась решительность в выполнении действий. Восприятие полученных результатов как реальный, ранее существовавший задаток продуктивных сил ученика позволял конструировать процесс по развитию практических умений таким образом, чтобы практические задачи развивающего характера усложнялись постепенно при стимулировании выполненного им труда. Это, в свою очередь, способствовало созданию уверенности в себе и свои силы при выполнении сложных практических заданий,

В ходе работы мы начинали развитие практических умений ученика с выполнения самых простых и доступных практических упражнений. Например, применялась техника: вырезания по шаблону; рисование геометрических фигур сначала произвольно, затем по клеточкам, затем на чистом листе; дорисовка симметричной формы, сгибание алюминиевой проволоки с преобразованием её в какую-либо форму, переплетение бумажных полос и т.п. Далее задания усложнялись тем, что учитывалось время исполнения и сложность предлагаемого задания.

Результаты этого этапа отслеживались в ходе занятий специфичными для учреждений дополнительного образования способами игрового характера, незаметно для детей. Уместно включались практические занятия: «Рисование с закрытыми глазами» (по заданной теме), «Выложи узор из разноцветных пластин бересты», «Сплети косички красной девичке», «Мастер - Кудесник» (выполнение упражнения в мозаичной технике, применяя семена различных форм и цвета), «Юный флорист» и т.п.

Отслеживание результатов в процессе протекания занятий позволяло получить представление о первоначальных умениях двигательной ловкости и координации рук, умении работать с природным материалом и инструментами, а также правилами работы по художественной обработке природных материалов.

Вторая задача этого этапа: соединение образа и техники в единое целое, решалась следующим образом.

В процессе творческой деятельности ребёнок упорно стремился совершенствовать полученные ранее навыки работы. В этом случае мы целенаправленно строили процесс развития практических умений таким образом, чтобы ученик, изначально повторяя одно и тоже практическое упражнение несколько раз, закрепляя, усваивая и совершенствуя его, отказывался от выполнения шаблонных работ. С этой целью проводились валеологические минутки в виде различных пальчиковых упражнений всеобщего характера, что способствовало снятию скованности, заторможенности и растерянности в движениях рук. Наблюдалось изменение отношения к работе, улучшение качества изготовленного продукта труда, что, в свою очередь, сопровождалось большей уверенностью, сноровкой, ловкостью при выполнении сложных координационных движений рук, что соответствовало показателям высокого развития практических умений у ребёнка.

После того, как учащийся приобретал практические умения необходимого качества, он передвигался к другому пункту деятельности, где происходил процесс проецирования мыслительного замысла в результат его деятельности. Кроме того, в процессе деятельности дети начинали предлагать нестандартные идеи, а их практическая реализация послужила выявлению скрытых практических навыков. Это явление выражалось в уверенности, правильности выполнения практического упражнения, а также в аккуратности, быстроте, чётком исполнении технологических приёмов художественной обработки. Именно это подтверждало существование взаимодействия образа и техники как единого, целого процесса творческой деятельности, где мыслительный образ приобретал художественный и эстетический вид.

Реализация третьей задачи - соотнесение двух аналогичных сторон деятельности - спонтанности и творчества - была связана со слиянием мыслительного и практического процесса: процесса мысли и процесса дела, когда идеи рождаются и воплощаются на практике.

Многократное выполнение однотипных практических упражнений, доведённых до уровня автоматизма, послужило фактором дальнейшего развития практических умений. В период насыщения ребёнку захотелось чего - то нового, интересного. В этот промежуток деятельности возникает потребность в более усложнённых практических упражнениях, которые требуют порой спонтанных действий.

Спонтанные действия подкреплялись нами осознанными. Ожидаемый результат творческого труда приобретал оригинальное решение на фоне специфической деятельности, ребёнок приходил в восторг и отстаивал свои убеждения, доказывая творческую ценность идеи. Такой показатель свидетельствует о соотнесении двух аналогичных сторон деятельности: творчества и спонтанности.

Немалая роль в этом принадлежит учителю. Дело в том, что при работе в творческой обстановке часто возникают всякого рода сложности. Поэтому учитель должен помочь учащемуся, облегчая исполнение творческого проекта, поощрить его действия, внушая уверенность в свои силы. Прежде всего, надо обратить внимание на тот факт, что чем сложнее и фантастичнее идея, тем больше требуется сил, энергии, материальных средств для её воплощения. Здесь можно добавить, что в практической технологии декоративно-прикладное искусство призвано не копировать реальность окружающих нас явлений и предметов, но прежде всего выражать свой внутренний мир, вкладывая свои знания, умения в продукт творческой деятельности.

Похожие диссертации на Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования