Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства
1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в духовно-нравственном воспитании 17
1. 2. Этническая толерантность и особенности ее формирования у учащихся подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования 31
1.3. Музыкальный фольклор как важнейшее средство формирования этнической толерантности школьников 58
Выводы по главе 73
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей
2. 1. Педагогические условия эффективного формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей 75
2. 2. Программа, ход и результаты опытно-экспериментальной работы 99
Выводы по главе 147
Заключение 149
Библиография 153
Приложение 176
- Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в духовно-нравственном воспитании
- Этническая толерантность и особенности ее формирования у учащихся подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования
- Педагогические условия эффективного формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей
- Программа, ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Мир вступил в третье тысячелетие, в новую цивилизацию, связанную прежде всего с информационными технологиями. Происходят глубокие, кардинальные экономические, социально-политические, культурно-просветительские преобразования в Российской Федерации и в суверенных республиках. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста общественного самосознания народов, наряду с проблемой национального воспитания подрастающего поколения, большое практическое значение приобретают задачи по воспитанию у граждан чувств уважительного отношения друг к другу, миролюбия, толерантности. В связи с этим, современная образовательная система должна эффективно решать задачи по формированию нового поколения людей, социально активных членов общества, достойных продолжателей обычаев, обрядов, традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры своего народа и, вместе с тем, равноправных граждан своего отечества.
В условиях новой общественной и государственной ситуации перед образовательной системой выдвинулись задачи выражать интересы не только государства, но и отдельных этносов, в том числе и различных слоев населения. Перед педагогической наукой и практикой соответственно встает важная и одновременно сложная проблема организации национального воспитания учащихся в диалектическом единстве с их подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России.
Национально-демографическая карта сегодняшней России отличается значительной пестротой и сложностью построения. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей, расширительный смысл понятию исторической родины. Малой родиной для многих этнических групп по тем или иным историческим
причинам стали новые районы обитания, где сложились новые социально-экономические и культурно-языковые взаимосвязи. Эти процессы межэтнического взаимодействия породили новые социально-культурные и, соответственно, педагогические проблемы. Одной из таких проблем является проблема формирования нового типа сознания у подрастающего поколения, подчиненного сотрудничеству с представителями других этносов и сосуществованию с ними, сохраняя при этом в условиях компактного проживания в многонациональном культурно-образовательном пространстве свою национальную самобытность.
Решающую роль в формировании культуры личности играет система образования с ее многоступенчатыми составляющими: школа - средние специальные учебные заведения - вузы, перед которыми в той или иной степени поставлены задачи по подготовке кадров, способных сохранять национальные культурные традиции, развивать народное творчество, идеалы духовности и патриотизма.
Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного использования в учебно-воспитательном процессе всего достояния духовного опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, музыкального устного народного творчества. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - связи воспитания и обучения с жизнью народа. В свете этих задач перед учеными, педагогами, методистами, учителями и воспитателями-практиками встают задачи осмысления роли национальной музыки в воспитательном процессе на всех ступенях обучения и воспитания подрастающего поколения. В современных условиях особенно возрастает роль учреждений дополнительного образования, в которых имеются широкие возможности для осуществления задач по формированию у подростков чувства терпимого отношения к сверстникам, другим людям в условиях разнонационального общения.
Целенаправленное, всестороннее, многогранное и глубоко продуманное воспитание подрастающего поколения осуществлялось уже на ранних
5 ступенях развития человеческого общества. Приоритетное место в этом процессе отводилось произведениям устного народного творчества - народным песням и играм, инструментальным наигрышам и танцам. В своей воспитательной деятельности народ опирался на многовековые традиции, находил оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение, с целью формирования его в нужном направлении.
Педагоги-мыслители прошлого в своей исследовательской деятельности широко изучали и опирались на идеи народного опыта (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский). Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К. Д. Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика», зачатками которой он считал народную мудрость, заключенную в его песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и т. д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, чаяния и надежды, идеи и идеалы воспитания. Не случайно родной язык К. Д. Ушинским назван «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [240, с. 98]. Педагогическая наука, по мнению ученого-педагога, должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания, всепобеждающая сила которой заключена прежде всего в человечном, добром и гуманном подходе к личности воспитуемого, а также и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Для решения этих непростых задач в народной педагогике использовались самые различные средства. Одним из первых являлась колыбельная песня - уникальное средство развития музыкального начала личности, гуманных качеств и духовности человека. Так, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью», а чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань». О влиянии песен на формирование характера малыша
марийцы говорили так: «Эплс муро эпле еным кушта» («Спокойная песня воспитает спокойного человека»).
В этнографических трудах П. М. Ерусланова, И. Я. Молярова, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, в публикациях Г. Я. Яковлева, ученых-путешественников А. Ф. Риттиха, Г. Георги, А. Фукс, преимущественно занимавшихся описаниями обычаев и быта мари, также затрагивались вопросы воспитания детей. Хотя в их трудах сведения о воспитании у древних мари культуры межэтнического общения достаточно скупы, тем не менее, взгляды народа на воспитание и обучение, ценности и идеалы подрастающего поколения представлены широко.
В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, занимающихся исследованием проблем этнопедагогики, народного опыта воспитания: нравственного (И. П. Ильин, Я. Корчак, 3. Г. Нигматов, Н. И. Пирогов, С. И. Шацкий, Я. И. Ханбиков), эстетического (Ю. В. Борев, М. С. Каган, Е. В. Квят-ковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев), духовного (Н. А. Бердяев, Р. К. Бикмухаметов, В. И. Вернадский, С. А. Гильманов, В. В. Зиньковский, И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, Н. Е. Щуркова), музыкального (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Д. Кирнарская, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. Г. Тенюкова [227], Г. С. Юдовина-Гальперина) воспитания молодежи - содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями многоязычного бывшего время Советского Союза. В своей диссертационной работе мы опирались на труды В. А. Васильева, В.И Гараджи, Б.С. Гершунского, О.Н. Дамениа, В.А. Лекторского, АЛО. Шадже в области философии, Е.Ю. Загорулько. А. Капто, Н.С. Ладыжец, М.П. Мчедлова, В.М. Соколова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина в области социологии.
Вопросам формирования толерантности, культуры межнационального общения посвящено большое количество исследовании. В ряду своевременных и интересных публикаций последних лет отметим труды Г. Н. Волкова
7 [56], Т. Н. Петровой [187], учебные пособия И.Н. Афанасьева и Т.Н. Петровой [29], С. Н. Федоровой [244], а также диссертационные исследования Т. А. Дзюбы [79], И. В. Жирновой [85], Е. Н. Третьяковой [236], Хакимова Э. Р. [253], Г. И. Фазылзяновой [242].
Дополнительное образование изначально ориентировано на свободу выбора учащимися видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, способности ребенка, на практико-деятельностную основу образовательного процесса (Е.Б. Евладова, В.А. Горский, О.И. Мотков, Н.Н. Михайлова), что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности, выдвинутых Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, В. А. Лекторским, М. С. Миримановой, М.И. Рожковым, Г. У. Солдатовой.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, толерантной личности. Современное состояние воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения, особенно учащихся, все настойчивей требует неотложность вдумчивой разработки программы по формированию и развитию культуры межэтнического общения учащихся на уроках специальных дисциплин детских музыкальных школ. Перед теоретиками и педагогами-практиками остро встают проблемы формирования не только этнического самосознания учащихся, но прежде всего выработке у них устойчивого иммунитета ко всевозможным проявлениям шовинизма, национализма и т. д.
Формирование у учащихся таких черт, как культура общения вообще и культура межэтнического общения - в особенности, наиболее полно и ярко характеризующих толерантную личность, является важнейшим участком работы педагога-наставника в таких полинациональных регионах, каковыми являются республики Поволжья.
В подготовке специалистов-музыкантов, в становлении гармонично развитой, духовно воспитанной и толерантной личности большую роль играют детские музыкальные школы. Они призваны, наряду с общемузыкальным и общеэстетическим воспитанием, подготавливать молодое поколение
для продолжения своего духовного, профессионального роста в средних, а затем и в высших специальных (музыкальных) учебных заведениях, из стен которых выходят будущие педагоги, преподаватели музыки, пения общеобразовательных школ.
Термин «толерантность» включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак - «терпимость». Терпимость межконфессиональная (религиозная) и межнациональная (этническая), профессиональная и межличностная (независимо от национальной принадлежности сторон), политическая, расовая и другие разновидности терпимости. В качестве объекта научного исследования нами выбран лишь один вид - толерантность этническая (межнациональная). То есть мы рассматриваем толерантность как готовность личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, дружелюбие и мирная настроенность к окружающим.
Вопросам роли национального музыкального искусства в формировании толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования внимания уделено недостаточно. На современном этапе обозначились противоречия между значительным образовательным и воспитательным потенциалом национального музыкального искусства и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий его реализации в работе с учащимися подросткового возраста; между огромным потенциалом народного опыта воспитания толерантной личности и отсутствием должного и результативного его применения в педагогической практике музыкальных школ. Современное состояние профессионального музыкального воспитания и образования в детских музыкальных школах (равно как и в школах искусств) далеко от решения проблемы формирования толерантности своих воспитанников. Некоторые педагоги не считают эту проблему «прерогативой» детских музыкальных школ, а другие просто некомпетентны в во-
просах решения данной проблемы. Среди уязвимых участков в деятельности
педагогических коллективов являются учебные программы, менее всего адаптированные (адаптирующиеся) к местным, национальным (региональным) условиям.
С учетом данных противоречии нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования? Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогические условия формирования этнической толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности у учащихся-подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования будет протекать успешно при:
разработке и внедрении модели исследуемого процесса, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня»;
организации межличностного взаимодействия подростков путем
включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на ос
нове фольклора народов Поволжья;
обеспечении взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-
творческой деятельности учащихся во внеурочной работе;
развитии компетентности педагогов в формировании толерантной
среды образовательного учреждения.
Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:
Раскрыть особенности формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства;
Определить критерии и уровни сформированности этнической толерантности у учащихся подросткового возраста.
Изучить опыт использования музыкального фольклора в воспитании этнической толерантности у учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Выявить, обосновать, и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.
Разработать методическое сопровождение процесса формирования этнической толерантности средствами национального музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют:
основные положения материалистической философии о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов;
учения об общественных отношениях и общественном сознании, их роли в развитии личности и обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения;
программные документы по вопросам воспитания и образования.
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали концепции: ценностного образования М. Липмана; личностно-ориенти-рованного подхода в обучении В. А. Беликова, Д. А. Белухина, С. В. Бонда-ревской, С. В. Кульневича, И. С. Якиманской; дополнительного образования А. Г. Асмолова, А. К. Бруднова, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, С. Т. Шацкого, А. И. Щетинской и др.
В ходе работы мы опирались также на идеи, изложенные в историко-педагогических исследованиях по этнопедагогике С. М. Абрамзона, П. А. Апакаева, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, В. Г. Максимова, О. Г. Максимовой, Г. А. Никитиной, Т. Н. Петровой, С. Н. Федоровой, С. И, Фоминой, Я. И. Ханбикова, И. А. Чурикова, Р. X. Шаймарданова и других.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы по вопросам национальной музыкальной культуры, народной педагогике, материалов устного народного творчества, анализ программ; изучение и теоретический анализ трудов, посвященных проблемам культуры межэтнического общения, этнопедагогики, а также архивных материалов и программных документов правительства РФ, РМЭ; ретроспективный анализ личного опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование подростков, педагогов в образовательном процессе, педагогический эксперимент; обобщение экспериментальных данных; аналитическая и математическая обработка полученных данных.
Экспериментальная база исследования:
МОУДОД ДШИ им. П. И. Чайковского г. Йошкар-Олы, Ежовская ДМШ Медведевского района РМЭ. В нашем исследовании принимали участие % учащихся-подростков (V-VII классы) и 16 преподавателей дополнительного образования.
Исследование проводилось в 2000-2006 годы в три этапа:
I. Подготовительный-2000-2001 гг.;
И. Основной - 2002-2004 гг.;
III. Заключительный - 2004-2006 гг.
На первом - подготовительном - (2000-2002 гг.) этапе осуществлялись:
сбор необходимого материала и изучение имеющихся источников по выбранной теме исследования - философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы;
анализ опыта работы ведущих педагогов по формированию основ духовно-нравственной культуры толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства;
анализ и оценка современного состояния выдвинутой проблемы;
определение исходного уровня сформированности этнической толерантности учащихся подросткового возраста;
разработка методики опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2002-2004 гг.) был посвящен:
обоснованию педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности;
разработке и внедрению педагогической модели совершенствования процесса формирования этнической толерантности;
разработке и опытной апробации педагогического обеспечения этого процесса;
разработке программы факультатива «Музыка вокруг меня» и процедуре диагностики уровня сформированности этнической толерантности у подростков;
осуществлению целенаправленного педагогического эксперимента - в результате проведения многочисленных тестовых проверок были определены критерии и уровни этнической толерантности.
На этом этапе была составлена и дополнительная образовательная программа факультатива «Музыка вокруг меня», разработана процедура диагностики и сформулированы педагогические условия формирования этнической толерантности подростков средствами национальной музыкального искусства.
13 На третьем этапе (2004-2006 гг.) проводили систематизацию и обобщение результатов исследования, были разработаны рекомендации по формированию этнической толерантности у учащихся в учреждениях дополнительного образования, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Разработана модель процесса формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства.
Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства.
Определены основные критерии и охарактеризованы уровни сформированное этнической толерантности у подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теоретические положения педагогической науки о формировании этнической толерантности у подростков. В нем представлено расширенное толкование термина «этническая толерантность» путем обоснования таких ее уровней, как пассивная и активная толерантность. В исследовании раскрыта специфика среды учреждения дополнительного образования и выявлен педагогический потенциал национального музыкального искусства в формировании этнической толерантности у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она направлена на совершенствование процесса формирования этнической толерантности учащихся средствами национального музыкального искусства. Материалы теоретического исследования, методические рекомендации и дополнительная образовательная программа факультатива «Музыка вокруг меня» создают реальные предпосылки для успешного формирования этнической толерантности у учащихся. В ходе опытно-экспериментальной работы на базе ДШИ им. П. И. Чайковского был создан детский коллектив «Семо-то», отмеченный многими призами на различных конкурсах и Дипломом на
Международном фестивале финно-угорской народной музыки «Воршуд» (г.
Ижевск).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием научной методологии и взаимодополняющих методов исследования, анализом современных достижений психологии и педагогики и опорой на закономерности формирования этнической толерантности личности; учетом опыта работы учреждений дополнительного образования и оценкой полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором на международных, всероссийской, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях (г. Йошкар-Ола, 2003, 2004, 2005, 2006, г. Казань, РТ, 2005, Кулегаш, Агрызского района РТ, 2001), на методических семинарах, педагогических чтениях по проблемам музыкально-эстетического воспитания для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Республики Марий Эл. Кроме того, автором был проведен цикл телепередач «Семалан» («Музыкальная поляна») на марийском телевидении (13 передач), в которых были практически решены теоретические положения диссертационного исследования - привлечение учащихся к проведению различных игр и песен народов, компактно проживающих на территории Республики Марий Эл.
На защиту выносятся следующие положения:
Этническая толерантность подростка представляет собой качество личности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям других национальностей, признании их ценностей, готовности личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, уважении различных культур и религий, мнений и взглядов других народов, дружелюбии и мирной настроенности к окружающим.
Модель процесса формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства основывается на гу-
манистическом, культурологическом, коммуникативном, социокультурном и личностно-ориентированном подходах и включает следующие обоснованные компоненты: цель, закономерности, принципы, задачи, формы, методы, средства, центральным компонентом модели является программа факультатива «Музыка вокруг меня».
3. Эффективность формирования этнической толерантности у подрост
ков средствами национального музыкального искусства обеспечивают сле
дующие педагогические условия:
реализация модели процесса формирования этнической толерантно
сти у подростков средствами национального музыкального искусства, цен
тральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка
вокруг меня»;
организация межличностного взаимодействия подростков путем
включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на ос
нове фольклора народов Поволжья (проведение праздников, концертов, ми
ни-спектаклей, музыкальных олимпиад, викторин и т. д.);
обеспечение взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой
деятельности учащихся во внеурочной работе (формирование интереса к оп
ределенной теме поиска, исследования; создание развивающей среды, спо
собствующей формированию мотивов самообразования и социального со
трудничества, реализация личностно-ориентированного подхода);
развитие компетентности педагогов в формировании толерантной
среды образовательного процесса, заключающейся в наличии у них знаний о
нормах толерантного поведения подростков, оценки результатов их учебной,
музыкально-творческой деятельности, умений реализовывать концепции
обучения и воспитания, создавать воспитывающую и развивающую среду.
4. Уровни сформированности этнической толерантности у подростков
(высокий, средний, низкий) позволяют определить следующие критерии:
когнитивный (знание различных элементов этнической культуры своего и
других народов, глубина и устойчивость нравственно-духовных ценностей,
потребность познать себя в многообразной культуре народов), эмоционально-оценочный (эмоционально-ценностное отношение к принадлежности к тому или иному этносу, умение улавливать богатство духовно-эмоциональных оттенков, разнообразие испытываемых духовно-нравственных чувств, умение переживать и сопереживать, умение анализировать и оценивать действительность;), деятельностный (собственное участие в народных праздниках, обрядах, поддержание традиций и обрядов своего и другого этноса, степень развитости коммуникативных, нравственных качеств, стремление к сотрудничеству, к пониманию мнения окружающих и друзей.
Структура диссертации:
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 281 наименования, приложение.
Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в духовно-нравственном воспитании
Формирование духовной культуры личности была задачей чрезвычайной важности во все времена человеческой цивилизации и таковой она остается и по сей день. При этом особо подчеркивалась роль музыки как искусства идейно-эмоционального, идейно-психологического воздействия на окружающих. Такое понимание содержания музыки получило признание в высказываниях и трудах эстетиков, психологов, музыковедов, композиторов и ученых всех времен.
Истоки музыкально-педагогической мысли, как и сама музыкальная культура, своими корнями уходят в глубь веков, и этико-воспитательные возможности музыки привлекали к себе внимание обществ много тысячелетий назад. Уже в эпоху античности, открывшей миру институт гражданства и связанную с ним систему ценностей - свободы, уважения к человеческой личности, её индивидуальности - в высказываниях многих мыслителей улавливались мотивы толерантности, хотя тогда еще толерантность как педагогическая проблема специально не рассматривалась. Так, великий математик Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) в музыке видел не только эстетическое начало, но и ее оздоровительную и воспитательную силу. Он утверждал, что музыка должна восприниматься не столько слухом, сколько умом. Музыку он считал «укротительницей гнева»: «Укрощение страстей, преодоление уныния, почитание старших, музыка как укротительница гнева, забота о здоровом потомстве, отказ от алкоголя, участие в управлении государством - основные обязанности пифагорейца» [225, с.233]. С этого времени проблемы музыкальной психотерапии начинают привлекать внимание многих философов, педагогов, психологов.
Упоминания о духовно-нравственном воспитании личности средствами музыкального искусства находим также в памятниках древнеиндийской культуры, в «Лунь юй» («Суждениях и беседах») «Учителя десяти тысяч поколений», Конфуция (551-479 до н. э.), в религиозных источниках - Библии, Коране и других письменных памятниках.
В метких высказываниях Демокрита (460-370 до н. э.) впервые выражены мысли, ставшие впоследствии основой «Золотого правила нравственности», этого главного свода правил толерантности: «...добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого» [225, с.131].
Строгого отбора музыкальных инструментов и жесткого контроля над репертуаром требовал древнегреческий философ Платон (428-348 до н. э.). Так, в «Законах» он предписывал древним грекам, какие песни и какую музыку можно или нельзя использовать в воспитании подрастающих поколений, какие песни возбуждают воинственный дух, укрепляют мужество и волю, а какие расслабляют человека, делают его изнеженным. Он считал, что «в мире, как и в человеке, имеется две души: добрая и злая», поэтому музыкой надо пользоваться правильно и умело, т. к. она может оказывать как высоконравственное, так и разрушающее действие на подрастающее поколение [193, с.157].
Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель (384-322 до н. э.). Музыке, как средству этического воздействия, он отдает предпочтение перед всеми остальными видами искусства. «Ведь даже одна мелодия, без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Между тем как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают» [21, с.65]. Свое понимание толерантности Аристотель выразил так: «...худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший же не тот, кто добродетелен по отношению к себе, а тот, кто добродетелен по отношению к другим» [225, с.352].
С древних времен люди стремились постичь воздействие музыки на общественную мораль и нравственность, понять законы соразмерности и красоты и выявить закономерности сочетания различных элементов музыки: высоты тонов, их длительности, ритма, метра и т. д. Позже появляются трактаты, в которых музыка рассматривалась как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами древней натурфилософии (вода, земля, огонь, воздух), с цветами, голосами животных и птиц.
По воззрениям древних греков, музыка, воздействуя на нравственный мир человека, воспитывает и исправляет его характер, формирует его психологическую настроенность - «этос».
Как мы знаем, и музыкальная письменность, связанная с буквенными обозначениями звуков, зародилась в Древней Греции. Все это подтверждает мысль о том, какую огромную воспитательную роль древние греки отводили музыке. В свою очередь древнегреческое искусство оказало большое влияние и на древнеримскую музыкальную культуру. В своих трудах Цицерон (106-43 до н. э.) подчеркивает важность музыкального искусства, способного заставить скалы и горы вторить человеческому голосу, а диких зверей утихнуть порой от звуков песни. Вслед за греками и римляне считали музыку одним из основных средств духовно-нравственного воспитания.
В средние века отношение к искусству определялось догматами церкви, согласно которым всякая красота осуждалась и воспринималась как обман, скрывающий истину. Но, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единомыслие, нравственность, церковь все же не отрицала чудотворное воздействия музыкального искусства.
Хотя система музыкального воспитания в средние века в основе своей подчинялась религиозным дидактическим задачам и целям, в целом она была носителем прогрессивной тенденции и идей. Главное ее достижение - она поддерживала народное музыкальное творчество, музыкальную педагогику как воспитывающую инстанцию.
На смену средневековой теологии приходят новые идеалы, обусловившие появление новой цели воспитания (всестороннее развитие личности), приходит новое понимание мира, провозглашающее идею самоценности человеческой личности (антропоцентризм). Это нашло отражение в целом ряде трактатов о воспитании, в каждом из которых обязательно оговаривалось значение и роль искусства в воспитании. Среди них можно выделить ТТауло Верджерио («О благородных нравах и свободных науках»), Матео Веджио («О воспитании детей и их добрых нравах»), Энео Сильвио Пикколоминти («Трактат о свободном воспитании») и другие.
Этническая толерантность и особенности ее формирования у учащихся подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования
Идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал еще Дж. Локк (1632-1704) в своих работах, посвященных веротерпимости. Суть его понимания толерантности сводилась к тому, что толерантность - это «золотая середина», позволяющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями. В «Посланиях о веротерпимости» (1689), «Очерках о терпимости» (1690), «Письмах о терпимости» (1692), а также неоконченной четвертой работе из этой серии, толерантность трактовалась английским философом как уступка в вопросе о религиозной свободе - разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления и иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности [142, с.54].
Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны. Не случайно, поэтому некоторые ученые связывают появление термина с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская, когда представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая религиозные преследования, идеологические противостояния и разрушительные войны. Вот почему выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804) в свое время разработал даже проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войны из жизни человеческого общества. «Вечный мир», по его мнению, может быть достигнут именно на основе просвещения и воспитания народов [109, с.243].
Нетерпимость проявляла себя в различных сферах жизни по-разному. В государственном масштабе она выражалась и выражается в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод. В повседневной жизни она проявляется в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а порой - в элементарных непониманиях и неприятиях мнений собеседников и т. д. Как часто, к примеру, мы ловим себя на мысли о том, как нам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или, с нашей точки зрения, не приличное. Или вспомним довольно типичную картину: сидящие на корточках мужчины (на автобусной остановке, например). Кого-то это может просто раздражать. Между тем, у тюрко-язычных народов (башкир, татар, казахов и др.) беседовать стоя по правилам традиционного этикета не принято. Мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки.
Немало «странных» явлений, норм поведения можно наблюдать у жителей других стран, континентов. К примеру, многие жесты жителей Ближнего Востока не понятны для большинства европейцев (например, их жест подзывания, приглашения, напоминающий «скребковое» движение ладонью правой руки в сторону от собеседника, европейцы и русские, в том числе, понимают в диаметрально противоположном смысле - «уходи, до свидания»). В Испании, Греции, Сардинии жест автостопщиков - поднятый большой палец руки - трактуется по-разному: в Испании он означает поддержку баскского сепаратистского движения, в Греции и Сардинии этот жест воспринимают как «наелся, набил брюхо». «Странными» для нас, россиян, кажутся «посасывание» пальца или постукивание по лбу у голландцев («кто-то лжет», «кто-то ведет себя как сумасшедший») или поглаживание воображаемой головы у австрийцев («новости, которые кто-то сообщает, уже устарели»). Этот список «жестов, понятных не всем», может быть очень длинным (хрестоматийный пример: в Болгарии «наши» жесты согласия или отрицания, традиционно выражаемые движениями головой, болгарами понимаются также в противоположных значениях). У разных народов мира много разных ритуалов приветствия, традиций гостеприимства и воспитания детей, а также различий во взаимоотношениях детей с родителями, между мужчинами и женщинами. Однако при всем этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.
«Этнические различия проявляются как раз в том, как люди одеваются, как они едят, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят»,- отмечал известный российский этнограф С. А. Арутюнов. Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. Для правильного общения, толерантного отношения к другим людям постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания - самый ценный багаж, необходимый в любой ситуации.
За этим советом узнать и понять другую культуру кроется очень многое. Это и проявление уважения к этой «другой культуре», к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык; в этом и проявление уважения к личности, к человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, наконец, к его ценностям - обычаям и традициям. То есть к тем нормам человеческого сознания и поведения, которые принято называть терпимыми, взаимотерпимыми, толерантными.
Педагогические условия эффективного формирования этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей
Целью параграфа является определение и обоснование необходимых педагогических условий, реализация которых позволяет обеспечить эффективность процесса формирования толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждении дополнительного образования.
В философской трактовке под условием понимается отношение предмета к окружающим его явлениям, без которого он существовать не может.
Рассматривая педагогические условия, нам необходимо уточнить специфику данного понятия. Термин этот представлен в виде различных определений: совокупность объективных возможностей, направленных на решение поставленных целей [162, с.45]; наличие таких предпосылок, в которых учтены имеющиеся условия обучения, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы работы [184, с.77]; обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достижение поставленных целей [126, с. 143].
В своей работе мы опираемся на тезис, что педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, включающего в себя содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания [204, с. 179]. Кроме того, данный подход не противоречит другим интерпретациям понятия «условий», разработанных в педагогической науке.
В рамках нашего исследования педагогические условия будут пониматься как действующие элементы педагогической системы, обеспечивающие достижение конкретной педагогической цели.
Наше видение цели и задач по формированию этнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования, содержание работы, принципы, формы, методы и средства достижения поставленной цели, а также предполагаемый конечный результат своей деятельности представлены в разработанной нами модели (см. схему № 3).
В данной модели цель (совершенствование процесса формирования этнической толерантности подростков) и конечный результат работы (повышение уровня сформированности этнической толерантности подростков) являются стержневыми.
Для достижения поставленной цели нами выбраны задачи, выполнение которых должны выработать в подростках важнейшие черты, характеризирую-щие данную личность как толерантную. Наиболее важными из этих задач нам представляются: выработка понимания подростками ценности музыкальной культуры и приобщение к культурам других народов Поволжья; формирование интереса к национальному музыкальному искусству и ценностных ориентации; формирование позитивного отношения к самому себе и к другим людям (сверстникам, старшим, родителям); соблюдение общепринятых норм поведения и развитие навыков социокультурного межличностного взаимодействия; развитие у подростков гибкости и многовариативности оценок происходящего; включение их в музыкально-творческую и учебно-поисковую деятельность.
На основе общепринятых дидактических принципов, разработанных 10. К. Бабанским [31], Г. Н. Волковым [57], Я. А. Коменским [117], П. И. Пидкаси-стым [191], К. Д. Ушинским [240], в модели выделены следующие принципы: 1. Деятельностный заключается в вовлечении учащихся в творческую деятельность самых различных форм: составление сценарий тематических и других школьных праздников, участие в творческих концертах, викторинах и т. д. 2. Принцип культуросообразности обеспечивает интеграцию подростка в этническую, общенациональную и мировую культуру на основе его становления и развития как «человека национальной культуры», который освоил музыкальную культуру собственного народа и готов к толерантному отношению к своеобразию иных национальных культур. 3. Принцип гуманистической направленности подразумевает обучение, обращенное к личности, использование диалоговых форм обучения и воспитания, предполагающих уважение индивидуальности, отношение к нему как равноправному субъекту учебно-воспитательного процесса. 4. Принцип аксиологичности, на основе которого учитель определяет цель толерантного воспитания и обучения подростков, ценности содержания, форм, методов, средств воспитания учащихся средствами музыкального искусства. 5. Принцип системности, последовательности и преемственности направлен на комплексное решение задач обучения, воспитания, развития личности: закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков как системы на основе внутренней логики учебного материала. 6. Принцип сознательности и творческой активности определяет подростка как активного участника педагогического процесса, чья сознательность и творческая активность служат основой организации и планирования его самостоятельной работы. 7. Принцип личностный включает в себя диалогическое взаимодействие между педагогом и учащимися, конструктивное сотрудничество со взрослыми, выработка демократического стиля общения с окружающими.
В соответствии с образовательным стандартом системы дополнительного образования формирование толерантности у подростков осуществлялся по двум направлениям: информационно-теоретическому и музыкально-практическому.
Процесс информационно-теоретической подготовки заключается в том, чтобы дать подросткам специальные знания по различным аспектам этики межличностных отношений, в том числе и этики взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, понимание сущности национального музыкального искусства, приобщение учащихся к истокам многовековых традиций национального музыкального искусства, формирование интереса и мотива-ционной направленности на использование музыкального искусства в нравственно-духовном и эстетическом воспитании, вооружение умениями, методикой анализа конкретных произведений национального музыкального искусства.
Основными задачами содержания музыкально-практической подготовки являются следующие: формирование умений воспринимать музыкальный образ национальной музыки, формирование способности к самостоятельной оценке и аналитическим суждениям по различным жанрам музыкального искусства, развитие творческих способностей, специальных знаний и умений исследований национального музыкального искусства.
Программа, ход и результаты опытно-экспериментальной работы
В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования мы провели экспериментальную работу по проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этнической толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. Следует отметить, что процесс формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования опирается на целостный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения данного типа. В педагогическом словаре педагогический эксперимент определяется как: научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных методов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов (118, с. 168). П.И. Пидкасистый определяет педагогический эксперимент как «опытную проверку гипотезы» [191, с. 31]. Ю.К. Бабанский под педагогическим экспериментом подразумевает «...своеобразный комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы» [31, с.91]. А.И. Пискунов и Г.В. Воробьев выделяют такие особенности педагогическо- го эксперимента, как возможность повторения в различных условиях, апробация результатов, в массовом опыте обучения и воспитания [228, с.31]. В ходе эксперимента нам предстояло решить конкретные задачи: 1. Выделить критерии и уровни сформированности этнической толерантности подростков; 2. Изучить существующий уровень сформированности этнической толерантности подростков в учреждении дополнительного образования; 3. Апробировать разработанный комплекс педагогических условий; 4. Проанализировать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, способствующих формированию этнической толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. В процессе теоретического осмысления проблемы мы пришли к предположениям, требующим экспериментальной проверки. Процесс формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования будет осуществляться успешно, если: разработана и апробирована педагогическая модель формирования этнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования; разработан и внедрен комплекс педагогических условий, включающий в себя: реализацию модели процесса формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня»; организацию межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья; обеспечение взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой деятельности учащихся во внеурочной работе; развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса. Данные положения проверялись нами в ходе экспериментальной работы, в которой принимали участие 96 учащихся подросткового возраста (14-15 лет) и 16 педагогов дополнительного образования, работающих с этими детьми и добровольно принявших участие в эксперименте. Для проведения нашего эксперимента было сформировано 3 экспериментальные (ЭГ) и одна контрольная группа (КГ). Экспериментальные группы были созданы с ориентацией на реализацию различных педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось второе, третье и четвертое педагогические условия - организация межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную музыкально-творческую деятельность на основе фольклора народов Поволжья; обеспечение взаимосвязи учебно-поисковой и музыкально-творческой деятельности учащихся во внеурочной работе; развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса. Во второй группе (ЭГ-2) реализовались первое и четвертое условия - реализацию модели процесса формирования этнической толерантности у подростков средствами национального музыкального искусства, центральным компонентом которой является программа факультатива «Музыка вокруг меня» и развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса. В третьей группе (ЭГ-3) проверялась эффективность совокупности педагогических условий. Эксперимент осуществлялся в рамках естественного образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей на специально организованных факультативных занятиях, педагогических чтениях и педагогических советах педагогов дополнительного образования. Экспериментальная работа проходила в несколько этапов: 1. Особое внимание было уделено констатирующему этапу эксперимента. Данный этап является определяющим, так как задает направление и содержание всех последующих этапов работы. Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня сформированности этнической толерантности у подростков. 2. Формирующий эксперимент заключался во внедрении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования этнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования. 3. Целью последнего этапа экспериментальной работы являлось обобщение и систематизация полученных данных, оформление и представление результатов исследования.