Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера Межина Ольга Юрьевна

Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера
<
Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Межина Ольга Юрьевна. Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Межина Ольга Юрьевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2008.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1056

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретическое обоснование формирования межэтнической толерантности подростков как педагогической проблемы 14

1.1. Генезис и современное состояние проблемы формирования межэтнической толерантности подростков в педагогической науке 14

1.2. Сущностные характеристики и особенности процесса формирования межэтнической тблерантности подростков в условиях города Крайнего Севера 38

1.3. Педагогическая модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей 56

Выводы по главе 1 87

ГЛАВА II Опытно-экспериментальная работа по формированию межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей 91

2.1. Анализ состояния проблемы формирования межэтнической толерантности подростков города Крайнего Севера 91

2.2. Реализация модели формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений дополнительного образования детей города Крайнего Севера 108

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы .. 136

Выводы по главе II 157

Заключение 160

Библиографический список 162

Приложения 179

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования

Анализ психолого-педагогической литературы и современных исследований показал, что вопросы этнической и межэтнической толерантности разрабатываются активно Различные аспекты межличностной толерантности учащихся и студентов рассматривают Г В Безюлева, Г В Комогоров, Л П Ильиченко, О Г Шаврина и др Изучаются особенности формирования межэтнической толерантности в общеобразовательных учреждениях (ЗГ Гасанов, ЗФ Мубинова, В А Тишков, МК Оксузян, Р Н Сафина и др) Исследуется проблема воспитания этното-лерантной личности в условиях дополнительного образования (Г Г Абдулкаримов, О О Кащенко, А А Егизарьянц, Н П Еды-гова и др) ученые рассматривают теоретические основы формирования этнической толерантности (сущность, структуру, содержание и направления деятельности, отдельные методы и формы, факторы влияния, педагогические условия) и предлагают способы развития этого качества в практике учреждений дополнительного образования (технологии, программы, модели)

На сегодняшний день проблема формирования межэтнической толерантности в условиях дополнительного образования не разрабатывалась применительно к специфике городов Крайнего Севера Различные аспекты образования в северных городах, особенности этих населенных пунктов и их влияние на образовательный процесс рассмотрены в ряде диссертационных исследо-

ваний (ИС Пономарева, СЕ Михалева и др), но они не связаны с вопросами этнической толерантности

Особенности северных городов обусловливают характер межнациональных и социальных отношений, создавая тем самым специфический контекст формирования межэтнической толерантности в образовательных учреждениях Северные города появились благодаря быстрому развитию нефтегазовой промышленности, что обусловило поток мигрантов, приехавших на отдаленные северные территории из различных регионов страны Поэтому главной особенностью таких городов является полиэтнический состав населения В культурном смысле города Крайнего Севера представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой — культур различных национальностей и конфессий Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнто-лерантного сознания и опыта толерантного поведения у подрастающего поколения Однако состояние маргинальности, характерное для жителей северных городов, замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют процесс формирования межэтнической толерантности

Отмеченное обостряет противоречия, между 1) провозглашением толерантности на государственном уровне как одного из приоритетов формирования полиэтнического общества и сложностью его практической реализации в условиях социума города Крайнего Севера, 2) актуальной потребностью образовательной практики в научно-методических рекомендациях по решению проблемы формирования межэтнической толерантности подростков и недостаточным уровнем их теоретической разработанности, 3) значительными потенциальными возможностями учреждений дополнительного образования по формированию межэтнической толерантности подростков и недостаточностью их использования в педагогической деятельности

Вскрытые противоречия позволили сформулировать проблему исследования каковы особенности организации процесса формирования межэтнической толерантности подростков в условиях полиэтнического социума и возможности успешной его реализации в учреждениях дополнительного образования северного города

Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования «Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера»

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Объект исследования — образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей северного города

Предмет исследования — влияние особенностей полиэтнического социума северного города на принципы, содержание, способы и условия формирования межэтнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования

Гипотеза исследования — формирование межэтнической толерантности подростков, под которой мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения и включающее когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты, будет осуществляться успешно в условиях полиэтнического социума, если

формировать когнитивную основу этнотолерантного сознания в процессе повышения межэтнической информированности воспитанников посредством познания, сравнения, осмысления и принятия национальных культур этнических групп региона (традиции и обычаи коренных жителей и мигрантов),

формировать межэтнические аксиологические установки подростков через погружение в ситуации, отражающие особенности национальных ценностей своей и иных культур, воспитывать уважение и положительное отношение к культурному наследию этносов региона,

демонстрировать отражающие этнотолерантный характер образцы поведения, акцентируя внимание на эмпатии, этнической идентичности, преодолении этнических стереотипов, умении регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности,

расширять возможности учреждений дополнительного образования для интенсивного межнационального, межкультурно-

го взаимодействия подростков и развития взаимного интереса (проведение коллективных творческих дел, совместных мероприятий, создание поликультурных и неэтнических подростковых объединений, привлечение представителей разных национальностей для работы с воспитанниками),

— активизировать самостоятельную деятельность под
ростков по формированию своего этнтолерантного сознания и
опыта толерантного поведения посредством организации само
воспитания;

— развивать межэтническую компетентность педагогов до
полнительного образования, повышая этнокультурную инфор
мированность и готовность к педагогическому руководству про
цессом формирования межэтнической толерантности подростков

Исходя из цели и гипотезы, нами были выделены следующие задачи

  1. Изучить исторический аспект становления проблемы формирования межэтнической толерантности

  2. Определить социокультурные и этнокультурные особенности города Крайнего Севера, влияющие на процесс формирования межэтнической толерантности подростков

  3. Выявить возможности учреждений дополнительного образования по формированию этнотолерантного сознания и поведения в условиях полиэтнического социума

  4. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера

Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход, отражающий целостность структуры образовательной деятельности по формированию межэтнической толерантности подростков, наличие функциональной зависимости между ее компонентами (Б С Гершунский, Л П Буева и др), аксиологический подход, рассматривающий толерантность как общечеловеческую ценность (А Б Невелев, А И Ракитов, А И Титаренко и др), личностно-ориентированный и гуманистический подходы (И С Якиманская, Е Н Шиянов, Ш А. Амонашви-ли, НА Алексеев, В В Сериков и др), идеи о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и разви-

тия личности (ММ Бахтин, ВС Библер, МС Каган и др), этнопсихологические концепции национальных особенностей личности (МН Стефаненко, НМ Лебедева, ГД Дмитриев и др), теория моделирования педагогических систем (ВИ Загвязинс-кий, MB Кларин, ЛМ Фридман и др), современные концепции дополнительного образования (Б В Куприянов, А К Бруднов, В А Горский, А Б Фомина и др), исследование соииокультпур-ных условий малых северных городов (С Е Михалева, И С Пономарева, ЕВ Шаповалова и др)

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью методов исследования теоретических — анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, отражающих современные тенденции развития образования, педагогическое моделирование и проектирование, эмпирических — изучение и обобщение опыта учреждений дополнительного образования, систематизация и анализ статистических данных по этническому составу региона, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа, математических — шкалирование, ранжирование

На первом этапе исследования (2003-2004 гг) изучалось научно-практическое состояние проблемы, определялись объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, обобщался опыт регионов России по формированию межэтнической толерантности подростков, определялся понятийный аппарат, изучались нормативно-правовые документы международного, отечественного и регионального уровня Осуществлялся констатирующий этап опытно-экспериментальной работы

На втором этапе (2004-2007 гг) формулировались основные теоретические положения, разрабатывалась модель процесса формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера, проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в процессе которого проверялась эффективность данной модели и разработанных программ

На третьем этапе (2007-2008 гг) обрабатывались и обосновывались результаты исследования, формулировались выводы, давалась их научная интерпретация, осуществлялось диссертационное оформление работы, разрабатывались методические рекомендации и внедрялись в образовательную практику

Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечиваются опорой на фундаментальные исследования в области педагогики и психологии, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, достигнутыми положительными изменениями в сформированности межэтнической толерантности у воспитанников, включенных в экспериментальную работу, общественной оценкой результатов исследования (программа «Я и другой» получила в 2007г грант I степени в конкурсе дополнительных образовательных программ ЯНАО) Автором лично разработаны и проведены все этапы опытно-экспериментальной работы

Экспериментальной базой исследования являлись учреждения дополнительного образования детей г Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей «Центры развития творчества детей и юношества «Поиск», «Ровесник», «Современник»

Научная новизна исследования состоит в следующем

Уточнена сущность и структура межэтнической толерантности за счет углубления компонентов этнотолерантного сознания и поведения, включающих когнитивный компонент, основу которого составляет межэтническая информированность, эмоциональ-но-мотивационный, выражающийся во взаимном интересе к ино-этнической культуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении, поведенческий компонент, основанный на эмпатии, умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения

Выявлены этнокультурные особенности городов Крайнего Севера, содействующие процессу формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения полиэтничность, поликультурность, наличие общего неэтнического интереса — экономического, перенос характера межэтнических отношений в систему социальных Определены этносоциальные особенности, которые усложняют развитие межэтнической толерантности национальная разобщенность, территориальная оторванность от основного этноса, состояние маргинальности жителей, опасность потери этнической идентичности, возникающее внутри диаспор стремление к обособлению

Доказано, что в условиях полиэтнического социума северных городов могут быть расширены возможности учреждений дополнительного образования для эффективного формирования межэтнической толерантности подростков за счет варьирования содержания деятельности, которое позволяет углубленно изучать традиции, обычаи коренных жителей и миграционных этнических групп, создания разновозрастных, неэтнических и микрокультурных объединений, привлечения представителей различных национальностей к работе в объединениях, организации толерантного межэтнического взаимодействия подростков на мероприятиях этнической направленности

Разработана модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера, которая включает когнитивную основу формирования этнотолерантного сознания, эмо-ционально-мотивационные ориентиры развития толерантного поведения, умения и навыки, обогащающие опыт межэтнического взаимодействия, этапы, обеспечивающие единство этнотолерантного сознания и поведения (информационно-репродуктивный, активизационно-продуктивный, импровизационно-творческий), внешние факторы влияния (этнокультурные особенности северных городов, возможности учреждений дополнительного образования и педагогические условия), определяющие принципы, содержание, способы формирования межэтнической толерантности

Определены педагогические условия успешности формирования межэтнической толерантности подростков в условиях дополнительного образования организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнто-лерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды

Теоретическая значимость исследования:

сформулированы принципы формирования межэтнической толерантности подростков открытости, принятия, равенства, взаимоизучения этнической культуры, субъектности, адекватности, индивидуализации, учета особенностей этнического сознания и поведения воспитанников,

обосновано содержание процесса формирования межэтнической толерантности, нашедшее отражение в пятиступенчатой образовательной программе «Я и другой», направленной на организацию совместной деятельности подростков, являющихся представителями различных этносов, по овладению межнациональными культурными ценностями в условиях учреждений дополнительного образования,

разработан критерально-оценочный комплекс сформированное межэтнической толерантности, включающий когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный критерии и их показатели полнота и осознанность знаний, ориентированность на общечеловеческие ценности, устойчивость взаимного интереса к инокультуре, эмпатийность, этническая идентичность, соответствие поведения принципам межэтнической толерантности (взаимоуважения, терпимости, сотрудничества), определены уровни сформированности данного качества (высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий)

Практическая значимость исследования состоит в разработке образовательных программ «Я и другой» и «Шаг в многонациональный мир», направленных на формирование этнтолеран-тного сознания подростков и обогащение опыта толерантного межэтнического взаимодействия, методических рекомендаций по формированию межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера, которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, программа информационно-образовательного курса по повышению межэтнической компетентности педагогов дополнительного образования

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях международных — (Курган 2005, 2006, Ижевск, 2007), всероссийской — (Волгоград, 2008), на межрегиональном методологическом семинаре — (Тюмень, 2008), областных конференциях и семинарах по проблеме межличностной и межэтнической толерантности (2004-2008), на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета (2004-2008), методических объединениях педагогов дополнительного образования Управления по делам семьи и молодежи города Ноябрьск (2006-2008)

На защиту выносятся следующие положения

  1. Проблемы полиэтнического социума Крайнего Севера (ассимиляция коренных этносов, снижение значимости этнических традиций, замыкание на своей культуре) и этносоциальные особенности (искусственный характер формирования социума, территориальная оторванность от основного этноса, состояние маргинальности жителей, стремление к обособлению внутри диаспор) усложняют процесс формирования межэтнической толерантности подростков

  2. Формирование межэтнической толерантности как интегра-тивного качества необходимо осуществлять на двух уровнях эт-нотолерантное сознание и этнотолерантное поведение посредством вовлечения воспитанников в совместную познавательную, поисковую, спортивную, творческую и самостоятельную деятельность

  3. Содержание процесса формирования межэтнической толерантности, разработанное на основе культурологического подхода, имеет инвариантное ядро развития когнитивной основы этнотолерантного сознания, включающее изучение культурного наследия, ценностей, традиций, обычаев, фольклора, танцев, языковых элементов этносов, составляющих контингент воспитанников. Вариативная часть представлена в педагогической деятельности, направленной на обогащение опыта толерантного межэтнического взаимодействия воспитанников

  4. Механизмы формирования межэтнической толерантности у подростков идентификация (положительное этническое самоопределение), диалогизация (взаимодействие с представителями иного этноса), разрушение этнических стереотипов, ин-териоризация (освоение этнотолерантных образцов мышления и общения, демонстрируемых педагогами, подростками и взрослыми — представителями разных этнокультур) работают на основе передачи и усвоения межэтнических знаний и обеспечивают развитие умений этнотолерантного поведения

  5. Эффективность формирования межэтнической толерантности подростков обеспечивается расширением возможностей учреждений дополнительного образования (создание микрокультурных центров, разновозрастных и неэтнических объединений, варьирование содержания и др) и созданием педагогических условий (организация корпоративной деятельности субъектов про-

цесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды)

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 204 наименований, 9 приложений, содержит 152 страницы, 4 рисунка и 38 таблиц

Сущностные характеристики и особенности процесса формирования межэтнической тблерантности подростков в условиях города Крайнего Севера

Для определения сущностных характеристик и особенностей процесса формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей северного города необходимо раскрыть понятие межэтнической толерантности и ее структурные компоненты.

В нашем исследовании при установлении структурных элементов межэтнической толерантности и выявлении ее специфики, мы опирались на психологическую науку, которая по уровню проявления, выделяет следующие виды толерантности: индивидуальная, межгрупповая, межличностная [96, с.21].

Индивидуальная толерантность является добродетелью, то есть нормой поведения ответственной личности. Именно этот уровень выступает фундаментом толерантных отношений в обществе и заслуживает особого внимания в процессе формирования данного качества личности. Межгрупповая толерантность проявляется и возникает в процессе восприятия одной группы другой. То есть ее проявлением становятся отношения между группами. Межличностная толерантность представляет собой отношения между отдельными индивидами.

Наше исследование посвящено изучению межэтнической толерантности на индивидуальном уровне. В своем исследовании как основное мы выделяем определение толерантности, которое дается в работах Н.В. Мольденгауэр. «Межэтническая толерантность — это моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [107, с. 88].

В диссертационной работе Г.Г.Абдулкаримов дает более полное определение толерантности. «Толерантность - это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта» [2, с.50]. По его мнению, исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание оставляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранение индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.

Л.П. Ильченко рассматривает «межэтническую толерантность» как терпимое и уважительное отношение к людям разных этносов и культур, активное их взаимодействие в различных сферах общества с учетом психологических особенностей их культуры и религиозной принадлежности» [54, с.87].

По мнению Р.П.Валитовой, «толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому что, оно — иное, чем- то не похожее на собственное восприятие действительности» [23, с.35]. С ней соглашается О.Хеффе: «...толерантность также предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур» [23, с.36].

Опираясь на данные подходы к определению межэтнической толерантности, мы трактуем межэтническую толерантность как интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения, обеспечивающее паритетное межэтническое общение представителей различных этносов на основе взаимного интереса.

В определении этнотолерантного сознания нам близка концепция «сознания личности» отечественного психолога В.П. Зинченко, который выделяет следующие структурные компоненты сознания: 1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя - биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы; 2) рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя - значение и смысл [54].

Этническое сознание является рефлексивным и состоит из значений -содержание общественного сознания этносов проживающих на своей исторической территории и менталитет народов-мигрантов, усваиваемых человеком -это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения, понятия; и смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации, отдельным человеком, принадлежащим к определенной этнической культуре [54].

С этих позиций индивидуальное этнотолерантное сознание можно определить как систему личностных толерантных смыслов, регулирующих и определяющих отношения личности к миру, к людям разных этносов, к самому себе.

Основой этнотолерантного сознания являются общечеловеческие ценности (гуманизм, патриотизм и интернационализм), которые должны становиться личностными ценностями. Они определяют отношения человека к основным сферам жизни: к миру, другим людям, к самому себе и регулируют поведение.

Сформированность этнического сознания проявляется в этническом самосознании — чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей и реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания [169, с.96].

По мнению Т.Г. Стефаненко, этническому самосознанию предшествует процесс этнического самоопределения, которое трактуется как определение индивидом своей этнической принадлежности, причисление себя к той или иной этнической группе, общности. Данный процесс может быть осознаваемым или мало осознаваемым. Однако важнейшее значение в процессе этнического самоопределения имеют чувства, испытываемые по отношению к собственной этнической группе, их изменения отражают динамику образа группы с коэффициентом ее привлекательности — непривлекательности, а также влияют на взаимоотношения к другим этническим группам. Этническое самоопределение является исходным компонентом этнического самосознания, определенным механизмом его формирования. Оно относится к когнитивно-эмоциональному процессу, который предполагает возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре» и формирование положительного отношения к своей национальности. Этническое самосознание, есть результат когнитивно-эмоционального процесса осознавания себя представителем определенного этноса или обособление от других этносов. Синонимом «этнического самосознания» в этнопсихологии является понятие «этническая идентичность» [169].

В ряде исследований соотношения идентичности и толерантности показано, что существует тесная связь между этими явлениями. Идентичность определяет те внутренние границы разделения людей на своих и чужих, которые становятся психологическим препятствиями принятия ценностей, традиций окружающих, а толерантность, как личностное свойство определяет отношение человека к другим людям (например: положительное или отрицательное).

Педагогическая модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Объективная сложность и глобальность проблемы воспитания межэтнической толерантности личности требует четко скоординированных конструктивных действий, имеющих системный уровень организации, которые в своей совокупности могут рассматриваться в качестве педагогической модели. При осуществлении системного подхода в этом вопросе необходимо исходить не из суммативных характеристик,. а из понятия системы как целостного явления, предполагающего диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей, так как целостная система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных ее частям, компонентам. Приведенная нами теоретичеекая формулировка применима к образовательному процессу учреждений дополнительного образования детей северного города.

На наш взгляд необходимо рассмотреть специфику дополнительного образования и выделить его отличительные особенности, а также возможности учреждений данного типа, которые способствуют личностному развитию и формированию межэтнической толерантности подростков в условиях полиэтнического социума.

В словарном понимании термина «дополнительный» (дополнительное) существуют две интерпритации. В первом случае дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).

Дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, а также дополнения унифицированного, базового, обязательного или академического (теоретического). Дополнительное образование не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется также в его содержании, и способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей с определенными образовательными потребностями, что может быть связа но с возрастными особенностями, с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, с индивидуальными интересами и возможностями. Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Оно может иметь практическую направленность или восполнять какие-то «пробелы» в содержании основного образования и часто имеет междисциплинарный характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Учреждение дополнительного образования детей — это тип образовательных учреждений, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие: - выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности; - формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы и другие); - помощь в общем социальном развитии, решении коммуникативных задач и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи; - решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии; - развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга [126]. Б.В. Куприянов среди особенностей дополнительного образования выделяет следующие. В качестве первой особенности называет специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Добровольность связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности и длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Добровольность вхождения в воспитательную организацию обеспечивается предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, в соответствии с их интересами и наклонностями; созданием возможностей переходить их одного объединения в другое и переключаться с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения.

Вторая особенность заключается в разнообразии содержания деятельности и ее организационной структуре (многопрофильность образовательных программ, методы и формы образовательной деятельности). Третья особенность - содействие в профессиональном самоопределении воспитанников. Профилизация образования предполагает углубленное изучение дисциплин их образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы и других областей знаний, например, эколого-биологическая, техническая.

Реализация модели формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Содержанием самостоятельной деятельности подростков по формированию межэтнической толерантности является: формирование у подростка адаптивных механизмов, позволяющих им неконфликтно и гибко входить в систему межэтнических отношений; формирование способности к рефлексии, самонаблюдению, самоизучению; совершенствование коммуникативной культуры; развитие эмпатических способностей; формирование внутреннего облика подростка посредством ориентации на национальные и общечеловеческие ценности; изучение обычаев, норм, традиций русского народа и других народов. Самостоятельная деятельность подростков способствует их самовоспитанию и самообразованию, что важно для формирования этнотолерантного самосознания. Под самовоспитанием и самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека); во-вторых, управляется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает [127]. Стимулирование самовоспитания и самообразования заключается в развитии потребностно-мотивационной сферы личности и создании необходимых условий для формирования у нее здоровых потребностей и мотивов деятельности. Мы предлагаем досуговую программу «Шаг в многонациональный мир» (приложение 2), которая способствует созданию условий для организации самостоятельной деятельности подростков в процессе формирования межэтнической толерантности.

Внедрение в образовательный процесс нетрадиционных форм работы с подростками требует специальной подготовки педагогов, поэтому мы выделяем второе педагогическое условие - повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной среды образовательного процесса и оказа ние квалифицированной помощи воспитанникам в формировании высокого уровня межэтнической толерантности.

Традиционно в педагогической литературе при исследовании субъектных свойств педагога рассматривается понятие компетентности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.). В широком смысле, быть компетентным означает «умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [191, с.32]. Следовательно, компетентность педагогов в области формирования этнотоле-рантной среды образовательного процесса мы можем определить через совокупность следующих компонентов: 1) когнитивного: знания, представления о межэтнической толерантности как социальном явлении, педагогических средствах, методах, формах ее формирования и развития, а также средствах профессионального и этнотолерантного саморазвития; 2)эмоционально-мотивационного: система положительных отношений к представителям различных национальностей, этнотолерантных установок по отношению к ребенку; 3) поведенческого: самоанализ педагогической деятельности, процесса педагогического взаимодействия с ребенком иной национальности, готовность к профессиональному и этнотолерантному саморазвитию, реализация педагогических, средств и методов, способствующих формированию межэтнической толерантности у учащихся.

В процессе формирования межэтнической толерантности подростков огромное значение имеет педагогическая стратегия, избираемая педагогом во взаимодействии с ребенком иной национальности в образовательной деятельности. От педагогической стратегии педагога зависит и диапазон поиска, оценки, выбора проекции в учебной деятельности, и степень самостоятельности деятельности, и активизации индивидуального и коллективного, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством организации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами деятельности. Все это влияет на формирование этнотолерантного сознания подростков.

Таким образом, основными направлениями методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в области формирования этнотолерантной среды в образовательном процессе, являются следующие: 1) ознакомление педагогов с теоретическими представлениями о межэтнической толерантности, её роли и месте в системе общечеловеческих ценностей; 2) ознакомление педагогов с педагогическими средствами, методами, приемами формирования межэтнической толерантности; 3) изменение межэтнических установок на толерантные в процессе педагогического взаимодействия с подростками; 4) активизация личностного потенциала педагогов - развитие их собственных этнотолерантных качеств личности;

Третье условие формирования межэтнической толерантности подростков — организация корпоративной деятельности субъектов процесса формирования межэтнической толерантности подростков. Корпоративная деятельность обеспечивает системный уровень организации процесса. Образовательную среду формирования межэтнической толерантности подростков с позиции системного подхода можно рассматривать как системно организованное пространство (Г.Н. Сериков, В.Л. Савиных). В данном случае таким пространством являются учреждения дополнительного образования детей. Признаками системной организации образовательного пространства формирования межэтнической толерантности подростков является: определенность и сопоставимость целей участников процесса; разграниченность полномочий, которые определяются наличием взаимодействующих субъектов процесса непрерывного развития и регламентацией их деятельности; координация совместной деятельности по формированию межэтнической толерантности; интегративная целостность средств формирования межэтнической толерантности подростков (содержание, формы и методы); системный характер ресурсно-пространственного обеспечения (нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, информационное, материально-техническое, финансовое) [147].

Системно-организованное пространство формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей представлено на рисунке. Отличительным признаком целостности системно-организованного пространства является наличие у него границ целевого функ ционирования или координат (Г.Н. Сериков). На основании исследований ученых нами выделены следующие границы (координаты) системно-организованного пространства.

1. Перспективно-ориентирующую координату представляют цели участников процесса формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей и разграничение полномочий.

Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Содержание учебно-демонстрационных игр выстроено как индивидуальный образовательный маршрут каждого участника, состоящий из определённых этапов. Этапы движения в комплексе игр связаны с приобретением способностей: представлять себя со стороны; понимать систему собственных действий; знакомиться с другими реальностями; оценивать различия положительно; развивать позитивные отношения, ценности и поведение. Для проведения учебно-демонстрационных игр использовались следующие виды передачи информации: обмен мнениями и опытом; совместное определение сути обсуждаемого явления или причин той или иной проблемы; дискуссии; театрализация; индивидуальная и коллективная творческая деятельность; обсуждение возникающих трудностей при анализе мыслей, чувств и эмоций участников.

Например, проведение учебно-демонстрационных игр «Мой характер», «Один равен одному», «Портреты» способствовали формированию положительной «Я-концепции», расширению представлений о внутреннем мире человека и самобытности.

Более подробно представим описание проведения учебно-демонстрационной игры «Один равен одному». Цель игры - лучше узнать и понять самого себя и других; поразмышлять о том, как формируется наша самобытность.

Работа группы делилась на три части (А, Б, В), чтобы дать возможность участникам понять, что их различает между собой, о том, что составляет самобытность каждого и обменяться взглядами.

Первая часть игры - А называлась «Различия». Ведущий поделил мелом территорию зала на две части и начал задавать вопросы: «Те, кто любит, перейдите черту», «Те, кто носит брюки, перейдите черту» и т.д. Когда подростки стали более активными начал задавать вопросы более содержательные: «Те, кто не желает общаться с представителями другой национальности, перейдите черту», «Те, кто помогает людям, независимо от их веры, перейдите черту» и т.д.

Вторая часть — Б называлась «самобытность». Ведущий предлагал участникам ответить на вопросы: «Почему они носят футболки с различными логотипами? Потому что им просто нравится изображение, или поддерживает значение логотипа?». После обсуждения ведущий раздал каждому лист бумаги и попросил изобразить свой логотип, отражающий его самобытность. После продемонстрировали их.

Третья часть — В называлась «Общие признаки». Ведущий предложил каждому из участников найти себе пару и вместе попытаться найти три признака, которые их объединяли. Например: «Нас объединяет то, что мы никогда не оскорбляем других», «Нас объединяет то, что мы любим читать романы» и т.д. После чего, объединенные пары фиксировали свои общие признаки на ватманах и искали себе подобных. Игра закончилась, когда все участники объединились по группам.

Игра закончилась обсуждением следующих вопросов: «Что Вы испытали, когда перешли за черту?», «Что Вы ощутили, когда поняли, что обладаете самобытностью?» и др.

Вторы шагом в формировании когнитивного компонента межэтнической толерантности подростков была «Ступень в многонациональный мир». Цель данного раздела программы - формирование положительного отношения к своей национальной культуре и национальной культуре этнических групп региона на основе изучения основ этнографии, традиций и обычаев различных национальностей.

Подростки знакомились с элементами материальной и духовной культуры некоторых этнических групп, проживающих в г.Ноябрьске. В течение реализации данного раздела программы у воспитанников формировалась «Азбука моей национальности», то есть каждый создавал свою «Азбуку», в которой были отражены особенности его национальной культуры. После изучения раздела была организована презентация индивидуальных «Азбук национальностей».

Использовались групповые формы: теоретические и практические занятия с педагогами дополнительного образования, на которых воспитанники приобретали знания в области этнографии (основные понятия); изучали особенности фольклора некоторых национальностей, национального танца, песни, костюма; знакомились с традициями и обычаями славянских и тюркских национальностей.

Для освоения теоретического материала применялись методы формирования этнотолерантного сознания личности (рассказ, беседа, дискуссия и др.). На практических занятиях подростки разучивали элементы национальных танцев, проводились национальные игры, организовывались встречи с представителями определённых этносов, экскурсии в музей, походы на отчетные концерты в Центр национальных культур.

По окончанию освоения данного раздела программы нами была организована интеллектуальная игра «Мудрость народная», цель которой — формирование положительного отношения к русскому фольклору. Для проведения игры подбирались команды, которым предлагались конкурсы. Например: конкурс загадок, театрализация сказок, конкурс дразнилок и др.

Также был проведено мероприятие «Знатоки национальных культур» в форме интеллектуальной эстафеты. Цель: познакомится с материальной и духовной культурой народов России, выявить характерные для них стереотипы поведения, а также активизация самостоятельной деятельности подростков, повышение интереса к иноэтнической культуре.

При проведении конкурса были созданы группы, которые представляли определенный народ и в творческой форме преодолевали определенные этапы. Например: на альбомном листе нужно приклеить или нарисовать картинку, изображающую жилище выбранной национальности, национальный костюм, орнамент одежды; либо подробно описать обычай, исполнить песню или элемент национального танца.

Похожие диссертации на Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера