Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Дивненко Ольга Владимировна

Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика"
<
Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика"
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дивненко Ольга Владимировна. Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 203 c. РГБ ОД, 61:00-13/1111-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 16-94

1.1. Развитие проблем творчества и творческих способностей в гуманитарных науках 16-54

1.2. Характеристика творческих способностей 55-78

1.3. Некоторые теоретические''ас'гібк№'*ігроцесса обучения курсу "Эстетика" 79-94

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "ЭСТЕТИКА" 95-162

2.1. Особенности развития творческих способностей у современных старшеклассников 95-118

2.2. Эффективность курса эстетика в развитии творческих способностей 119-160

Заключение 160-162

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Затянувшийся в России период реформирования и связанные с ним перемены, касающиеся

как целого государства, так и отдельной личности, требует от психологов, педагогов новых взглядов и подходов к формированию и развитию возможностей человека, способствующих его выживанию и творческому преобразованию действительности.

Социальная обстановка в стране складывается таким образом, что людям приходится постоянно привыкать к новым требованиям, новым условиям, к новым ценностям, которые понижают у большинства из них не только общественный статус личности, его самооценку, не только ломают человека, но нередко приводят и к более негативным проявлениям (нищенство, самоубийства, наркомания). Страдают все возрастные категории населения и к каждой из них необходимы различные подходы, приемы и направления деятельности государственных и общественных учреждений, организаций для повышения самоуважения, веры в свои силы, желания работать, "переустраивать" себя и общество, стремиться не пасовать перед трудностями и творчески подходить к решению различных проблем.

Одним из важнейших условий в решении вышеуказанных проблем является развитие общих творческих способностей личности, и, прежде всего, личности молодого человека: не только потому, что он тяжело переносит противоречия, про-

— 4 ~ Ь

1 ;, исходящие в обществе, крушение нравственных устоев (это мы

замечаем и у людей среднего и пожилого возраста), но прежде всего потому, что - он является будущим нашего государства, имеет интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал. И именно молодежь в дальнейшем своем развитии

\ даст Отечеству тот результат, основы которого были заложе-

I ны при ее обучении и воспитании.

I*.

| Великий Эйнштейн говорил, что "убеждения - это пред-
| рассудки, усвоенные до 18 лет". Поэтому психологам, педа-
І гогам важно не упустить тот момент, когда молодой человек

выходя из детства, начинает многое видеть и понимать
по-другому, сталкивается со взрослой жизнью, ее положи-
М тельными и отрицательными сторонами, не только благодаря

f\ средствам массовой информации, но и непосредственно в жиз-

1 : ненной практике. Нам важно, чтобы старший школьник, вступая на новый, уже профессиональный путь (будь он в дальнейшем учителем, бизнессменом, рабочим, военным или политиком) имел сформированную потребность в общественно значимой творческой деятельности: уверенность в собственных силах; способность к видению противоречий, проблем и умение их творчески преодолевать; "открытость" к новому опыту, идеям; способность к саморазвитию, несмотря на влияние негативов окружающей среды.

Таким образом, важно сформировать жизнеспособную, гу
манистически ориентированную личность, способную вносить
\. 1- реальный позитивный вклад в развитие общества, укрепление

І государства. В связи с этим актуально развитие именно об-

щих творческих способностей, имеющихся в той или иной сте-

»^4ДГТ7Ф...ч . „^-.^ц , „^-^- . . і ^ .тг-пі:-,.,—чччкііллі.тіітіі :.!!!!. .1.1. I Ч»Н»Н- иг ч,—t- і-^^^гчпігв^ніп

пени в каждом человеке, и прежде всего в современном подростке.

Развитие нашего общества позволило расширить сеть школ, гимназий, колледжей с углубленным изучением иностранных языков, основ юриспруденции, психологии, менеджмента, банковских технологий и т.д., что, с одной стороны, носит,безусловно, положительный характер. Но, с другой стороны, эти учреждения все в большей мере становятся платными и приобретают элитарный характер. Лишь небольшая часть родителей может позволить себе обучать детей в специализированных учебных заведениях с достаточно высоким уровнем преподавания, с усиленным развитием специальных способностей, направленных в дальнейшем на профессиональную деятельность старшеклассников.

Существует на сегодняшний день еще один негативный момент в образовании: возникший в результате моды на некоторые специальности перекос в изучении лишь тех предметов, которые будут являться профилирующими при поступлении в ВУЗы, привел к резкому понижению общей культуры старших школьников и определенной однобокости в личностном развитии.

Гуманитарные дисциплины в современных школах чаще всего изучаются в узких рамках программы, что связано с:

  1. усиленным вниманием к профилирующим дисциплинам;

  2. нехваткой времени на знакомство с дополнительной литературой, шедеврами мировой культуры, на саморазвитие;

  3. перегрузкой учителей из-за большого количества часов преподавания, что связано с низкой заработной платой.

История убедительно показывает, что русские люди всегда отличались гуманитарной направленностью: многие известные отечественные химики были поэтами, медики - писателями, генетики - художниками, кадровые военные отличались высокой гуманитарной образованностью, биологи, космонавты - активной общественной, миротворческой деятельностью и т.д. Оздоровление России, ее возрождение невозможно без преемственности этой традиции, без внимательного, серьезного отношения к разностороннему развитию личности, к повышению ее культуры.

Важным звеном, соединяющим различные направления культуры, способствующим их изучению и .главное, позволяющим развивать общие творческие способности личности старшего школьника является учебная дисциплина Эстетика. Это связано с тем, что сфера эстетического есть специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром, а эстетические качества считаются формообразующими принципами как природы в целом, так и жизни общества и человека, в частности. Кроме того, в процессе изучения курса Эстетика сочетаются различные виды деятельности (учение, игра, общение, труд), развивающие комплекс общих творческих способностей.

Все вышеизложенное позволило определить ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика".

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс обучения старшеклассников курсу "Эстетика".

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - развитие творческих способностей старшеклассников в процессе изучения ими курса "Эстетика".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить оптимальные содержание, формы и методы преподавания курса "Эстетика", обуславливающие эффективность развития творческих способностей школьников.

В качестве ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает предположение о том, что развитие творческих способностей будет эффективным, если в процессе преподавания курса"Эстетика" выявить его дидактические возможности, отражающие образов-тельный, воспитательный и развивающий аспекты и направленные на развитие системообразующих компонентов творческих способностей.

Исходя из цели и гипотезы были сформулированы следующие его ЗАДАЧИ:

1). Выявить системообразующие компоненты творческих способностей старшеклассников, развитие которых может быть обеспечено в процессе преподавания курса "Эстетика";

2). Раскрыть возможности курса "Эстетика" в развитии системообразующих компонентов творческих способностей;

3). Определить приоритетные задачи и содержание процесса развития творческих способностей, обеспечивающие оптимальное осуществление преподавания курса "Эстетика";

4). Рассмотреть совокупность дидактических особенностей изучения курса "Эстетика", эффективно влияющих на развитие творческих способностей старшеклассников;

5). Экспериментально проверить степень эффективности

воздействия курса "Эстетика" на развитие творческих способностей старшеклассников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили идеи О педагогическом процессе, его основных этапах, оптимизации обучения в современной школе, влиянии на формирование и развитие личности, о роли различных факторов в развитии творческих способностей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являлись работы, анализирующие с гуманитарных (философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, искусствоведческих) позиций аспекты данного исследования:

проблемы развития личности - К.А.Абульхано-ва-Славская, Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Р.Г.Гурова, А.А.Деркач, О.И.Зотова, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, В.Г.Крысько, А.Н.Леонтьев, В.Г.Немировский, Б.Д.Парыгин, Н.И.Рейнвальд, А.С.Чернышев;

проблемы творческой деятельности - А.Бергсон, Н.А.Бердяев, А.В.Брушлинский, И.П.Волков, Л.С.Выготский, С. О.Грузенберг, В.П.Зинченко, Б. А.Лезин, А.П.Нечаев, Я.А.Пономарев, Г.Я.Розен, В.А. Сухомлинский, И.М.Розет, С.Л.Рубинштейн, Л.Н.Столович, О.К.Тихомиров, А.Т.Шумилин и

др.;

- изучение общих и специальных способностей
Б.Г.Ананьев, А.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Н. Ф. Го-
ноблин, К.М.Гуревич, 3. А.Голубева, М.Г.Давлетшин, В.Н.Дру
жинин, В. И. Кириенко, А. И. Крупнов, В. А. Крутецкий, Н. Д. Леви
тов, Н.С.Лейтес, В.Г.Леонтьев, А.М.Матюшкин, В.С,Мерлин,
В.Н.Мясищев, В.Д.Небылицын, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев,

И.В.Рождественская, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Л.И.Уманс-кий, В.Д.Шадриков и др.;

биологические, генетические, физиологические, наследственные проблемы способностей - Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Э.А.Голубева, В.И.Кириенко, Р.Левонтин, А.И.Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. Д. Небылицин, М. Нордоу, И.П.Павлов, К.К.Платонов, И.В.Равич-Щербо, С.Л.Рубинштейн, В.М.Русалов, В.В.Саввич, Б.М.Теплов, В.П.Эфроимсон;

проблемы, связанные с возрастными особенностями развития способностей - В.В.Алферова, Т.И.Артемьева, М.А. Блох, В.А.Крутецкий, В.В.Лебединский, Н.С.Лейтес, Н.С.Лукин, Д.Б.Эльконин;

проблемы оптимизации педагогического процесса и творческих способностей в процессе обучения и воспитания -В.Н. Азаров, Т.И.Артемьева, Ю. К. Бабанский, М.К.Кабардов, В.А.Кан~Калик, М.И.Махмутов, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, М.Н.Скаткин, В.А.Сухомлинский, В.Э.Чудновский;

нравственно-гуманистическим основы эстетического освоения действительности - Ш.Ш.Амонашвили, М.А.Верб, И.А.Джидарьян, А.В.Иващенко, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Паша-ев, Л. А. Сипитая, В.К. Скатерщиков, М.Г.Яновская и др.;

значение эстетики, искусства, творчества в развитии творческой личности (Е.М.Алехина, А.Л.Андреев, Ю.Б.Варев, С.С.Гольдентрихт, С.С.Гольдентрихт, И.Ф.Гончаров, А.И.Джидарьян, А.Я.Зись, В.П.Иванов, К.Е.Кривицкий, Б.Т.Лихачев, А. А.Мелик-Пашаев, м.Ф. Овсянников, С.Х. Раппопорт, Л.Н.Столович, Г.П.Черный и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использовался комплекс

взаимодополняющих методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач: теоретические методы - изучение и анализ гуманитарной (философской, педагогической, психологической, социологической и др.) литературы по проблеме; контент-анализ компонентов понятия "творческие способности"; эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент(констатирующий и формирующий) ; методика П.Торренса (краткий вариант - субтест "Завершение картинок"), которая была адаптирована в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии РАН; методика С.Медника (тест отдаленных ассоциаций -PAT), адаптированная в той же лаборатории; длительное включенное наблюдение; анкетирование; письменный опрос "Каков Ваш жизненный девиз? Обоснуйте свой ответ"; беседа; анализ письменного мини-сочинения "Что бы я сделал, если бы все мог?" и других творческих работ учащихся; интервью экспертов.

Анализ полученных в ходе исследования результатов проводился с использованием методов статистической обработки данных и с их последующей психологопедагогической интерпретацией.

Базой психолого-педагогического эксперимента являлись средняя щкола 450 (г.Москва), Гуманитарный колледж при Институте молодежи (г.Москва), Международная школа гимназия 44 (г.Люберцы Московской области). Выборочная совокупность психолого-педагогического исследования с использованием выше перечисленных методов исследования составила в общей сложности 352 старшеклассника (10-11 классы).

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечивалась научной основательностью методологических, теоретических положений исследования и их соотнесением с практическими результатами, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, а также применением статистических методов обработки данных (критерий Розенбаума).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что

на основе контент-анализа и экспериментальной работы выявлена совокупность возможностей курса "Эстетика" в развитии системообразующих компонентов творческих способностей личности (таких как "Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность личности", "Совокупность психических процессов и состояний", "Особенности культуры творческого труда") и отражающих три взаимодействующих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный;

сформулированы приоритетные задачи процесса обучения курсу "Эстетика", отражающие важность развития у старшеклассников творческого мышления, творческой активности и социально-значимой направленности;

выявлена специфика осуществления процесса обучения эстетике, отражающая особенности реализации содержания курса, его компоненты (целевой, содержательный, организационно-методический и результативный) на различных этапах обучения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что

автором разработаны и экспериментально апробированы учебно-методические материалы и рекомендации по изучению курса "Эстетика", ориентированного на развитие творческих способностей. Результаты исследования позволяют совершенствовать процесс развития изучаемых способностей старшеклассников, изменяя и дополняя разработанный приемы и методы учебной работы. Они также могут быть использованы при дальнейшем изучении творческих способностей личности, а также в спецкурсах по педагогике, эстетике, психологии творчества.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись автором:

в процессе многолетнего преподавания данного курса в средней школе 450 (г.Москва), Гуманитарном колледже при Институте молодежи (г.Москва), Международной школе-гимназии 44 (г.Люберцы Московской области);

в процессе подготовки и апробации учебно-экспериментальных пособий "Эстетика.Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, колледжей и школ гуманитарного профиля". - М., 1995. - 12,5 п. л.; "Методическое пособие по эстетике. Серия "Библиотека педагога-экспериментатора". - М., 1995. - ЮЛ п. л.; "Хрестоматия по эстетике". - М., 1995.- 13,4 п. л.

во время консультаций, открытых уроков по эстетике, искусствознанию, творчеству для преподавателей; выступлений на педагогических советах, а также на третьих Ломовс-ких чтениях (1996 г.).

путем подготовки публикаций пособий и научных ста-

тей.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Основные системообразующие компоненты творческих способностей можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков " Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность", который является ядром творческих способностей; "Специфика психических процессов и состояний11, характеризующийся определенными особенностями восприятия, памяти, воображения, богатсовм эмоций, твердостью воли, которые взаимно обогащают друг друга в процессе творческой деятельности; "Особенности культуры творческого труда", проявляющегося в трудолюбии, в единстве репродуктивного и созидательного отношения к жизни, адекватной самооценке, поэтапных и конечных результатов деятельности, в умении пользоваться современными эффективными средствами интеллектуальной и физической деятельности.

  2. Возможности курса "Эстетика" в развитии творческих способностей можно представить в виде трех взаимодействующих аспектов: а), образовательного, выражающегося в расширении знаний, умений и навыков с помощью традиционных и специфических видов деятельности школьников; б), воспитательного, формирующего совокупность качеств личности, характерных для современного человека; в), развивающего, отражающего всепроникающий характер эстетики в развитии лич-

ности.

  1. Приоритетные задачи раазвития творческих способностей личности направлены на развитие ядра изучаемых способностей: творческого мышления (прежде всего таких характеристик как : любознательность, нестандартность и гибкость мышления, обостренное чувство нового, способность к анализу и синтезу, самокритичность, способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам, склонность к сравнению и сопоставлению, дивергентность и ассоциативность мышления, умение анализировать меняющиеся ситуации и адекватно приспосабливаться к ним), творческой активности (таких компонентов как трудолюбие и работоспособность; стремление и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к постоянному духовному росту; способность к творческому самовыражению; высокая требовательность к себе; развитая рефлексия, терпение и настойчивость, умение действовать самостоятельно, инициативно, а также организаторские способности), социально-значимой направленности (гуманность, стремление созидать ценности, полезные для людей и общества в целом, глубокая эмпатия, стремление к социальной справедливости, социальная зрелость, стремление к социальному творчеству и стремление к полной самореализации, умение видеть перспективу и высокая четкая цель).

  2. Специфика выделенных 5 этапов организации учебного процесса по изучению курса "Эстетика" выражена в следующих характеристиках: 1 этап - "Формирование и закрепление культуры творческого труда", ставящий целью выявление уровня творческих способностей, формирование и закрепление

основных навыков культуры учебного труда, преобладающие методы - убеждение и объяснительно-иллюстративный; 2 этап - это развитие творческого мышления, где чаще всего использовалось проблемное изложение; 3 этап был направлен на эффективное развитие творческой активности и морально-волевых качеств личности, основной метод - частично-поисковый; 4 этап был направлен на формирование разносторонних знаний по эстетике; в ходе 5 этапа происходило развитие творческо^преобразующей позиции личности, ее направленности, где преобладали методы контроля и самоконтроля.

Развитие проблем творчества и творческих способностей в гуманитарных науках

Творческий процесс, развитие и реализация данных человеку творческих способностей дает возможность создавать новый, лучший и совершенный продукт, что является залогом развития и жизнеспособности общества .

Проблемы развития творческих способностей нельзя решать, не разобравшись в природе творчества в целом. Поэтому исторический анализ будет касаться вышеуказанных проблем по следующим направлениям: природа творчества как процесса создания нового; основные компоненты творческих способностей; роль наследственности, социальной среды .обучения и воспитания в развитии творческих способностей.

Над поставленными проблемами глубоко задумывались философы, начиная с древних времен.Так, анализируя размышления АНТИЧНЫХ мыслителей относительно задатков, способностей и потребностей личности можно выделить следующие наиболее характерные для того периода точки зрения.

Демокрит в качестве основного принципа счастливой и в то же время полезной для общества жизни человека видит умеренное удовлетворение людьми своих потребностей.Он подчеркивает чувство меры, которое по его мнению приходит в результате опыта:" Прекрасное во всем-середина: мне не нравятся ни изобилие, ни недостаток".

Понятие "чувство меры", четко сформулированное Демокритом, имеет огромное значение для всей жизни общества: для общественной, познавательной, художественной деятельности, для нравственности и культуры человека.

Обращаясь к развитию внутреннего мира личности, Демокрит считает,что необходимо учитывать единство "внутреннего влечения" и "словесного убеждения", но при этом всегда думая о нравственности, духовности поступка. Воспитание и обучение становятся эффективными лишь тогда, когда они проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его способностей и склонностей.

Софисты утверждали, что все от природы имеют одинаковые способности и права. В частности, Антифонт говорил, что "...по природе мы во всех отношениях равны..." ( , С.321).Ставя своей целью борьбу с софистами, Сократ отмечал различные заложенные возможности у разных людей, считая, что закон божества предопределяет разные виды деятельности для разных людей( , ).

Основатель европейского идеализма - Платон считал, что человеческая душа, являющаяся истечением мировой души, имеет три способности:идеально-разумную,целесообразно-волевую и инстинктивно-аффективную, выделяя главенство первой способности над всеми остальными. Основным принципом этики считается мудрое равновесие всех естественных человеческих способностей. Судьба человека, по мнению философа, зависит от того, какая способность берет верх. Он также полагал, что в душе каждого из нас от рождения имеются все идеи, способности, качества личности и "надо (лишь) рассмотреть, какие качества дают человеку наилучшим образом провести свою жизнь..." ( , С. 203).

В рассуждениях Платона о "Государстве" мы встречаем интересную мысль о задатках :" между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться и в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с "низкими душами". Но именно поэтому правители, мудрецы и обязаны "исправить" подобное несоответствие - исследовать нравственные задатки детей ...,(( , С. 136-137).

Особенности развития творческих способностей у современных старшеклассников

В первой главе мы рассмотрели основные теоретические подходы к взглядам на творчество, творческие способности личности; системообразующие компоненты творческих способностей и их ядро, развитие которых и является одной из основных задач педагогов и психологов. Однако, психологопе-дагогическое воздействие будет продуктивным только при наличии учета врожденных задатков и возрастных закономерностей развития психики,изменить которые почти невозможно, и социального окружения личности, на которое тоже можно влиять лишь незначительно. Рассмотрим прежде всего возрастные особенности старшеклассников и те возможности, которые имеются в данной возрастной группе для стимулирования развития творческих способностей.

Анализируя возрастные особенности юношей и девушек, необходимо отметить, что они создают необходимые предпосылки для развития творческих способностей старшеклассника. Прежде всего необходимо остановиться на физическом развитии в данном возрасте, которое в некоторой степени определяет возможности его дальнейшей продуктивной жизнедеятельности: это прежде всего выбор профессии, который частично зависит от индивидуальной физической организации юношей и девушек. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у старшеклассников уверенности в себе, смелости, бодрости, оптимизма и жизнерадостности. К окончанию школы юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Если сравнивать с подростковым периодом, то можно отметить и то, что в юношеском возрасте наступает относительно спокойный период физического развития, нормализуется такие физические качества как рост и вес. Темп роста в длину заметно замедляется. Нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объём грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для старшеклассников несоответствие в росте сердца и сосудов, уровнавешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции.

Необходимо учитывать особенности нервной системы и, в частности, мозга, поскольку именно эти компоненты являются основой развития изучаемых нами способностей, а также и тот факт, что индивидуальная способность к творчеству обладает выраженной возрастной динамикой. Надо учитывать, что изменения мозга происходят не за счет увеличения массы мозга, а за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого чело века. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой. В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостатка сна, курения, переутомления и т.д.

Говоря о эмоциональном состоянии старшеклассника, необходимо учитывать с одной стороны яркую выраженность эмоциональных реакций, а с другой - неустойчивость, ранимость, возможность невротических расстройств , отклонений поведения от принятых норм. Поэтому в данном возрасте для формирования общих творческих способностей имеются благоприятные условия, так как можно опираться на остроту и яркость эмоциональных переживаний. В то же время для молодого человека важна вера в себя , существование рядом таких взрослых людей, которые могли бы явиться идеалом, другом и т.д.

Эффективность курса эстетика в развитии творческих способностей

В данном параграфе мы раскроем возможности курса "Эстетика", его содержание,а также дидактические особенности, обеспечивающие оптимальное осуществление преподавания данной дисциплины в целях развития системообразующих компонентов творческих способностей, также покажем эффективность курса "Эстетика" в развитии исследуемых способностей.

Для проверки основной гипотезы исследования мы выбрали метод формирующего эксперимента с предварительньм и итоговым тестированием, экспериментальными и контрольными группами. Всего в эксперименте приняло участие 352 старшеклассников (из московской школы 450, гуманитарного колледжа Института молодежи,люберецкой школы-гимназии 44), из которых по одногодичной программе обучалось 152 человека, по двухгодичной программе - 200 человек. Проводя эксперимент, мы учли то, что только 12,3% учащихся от общего числа испытуемых обучалось ранее или во время эксперимента в специализированных школах (16 человек посещали музыкальную школу, 13 - художественную , 23 - спортивную ). При этом из 9 экспериментальных групп 3 было с гуманитарным,3-е математическим и 3 - с общеобразовательным направлениями. Контрольных же групп было по две из выше указанных направлений, причем предыдущая психолого-культурная подготовка отсутствовала во всех классах.С точки зрения исследования данной проблемы эти два факта являются существенными, поскольку предварительная целенаправленная подготовка такого типа, а также большой процент учащихся, посещающих специализированные школы повлияли бы на чистоту и общий результат эксперимента. Учитывая , что в старших классах в целом больше учится девочек, в нашем эксперименте приняло участие 98 девочек и 54 мальчика по одногодичной программе и 126 девочки и 74 мальчиков по двухгодичной программе: всего 224 девочки и 128 мальчиков (См.: Таблицу 1).

При анализе итоговых данных учитывались только те старшеклассники, которые участвовали в обоих замерах , выполняли все методики и имели пропуск занятий не более 4-х занятий в год (для одногодичного курса) и не более 8 занятий в год (для двухгодичного курса). Таким образом, по результатам экспериментальных групп в нашем исследовании представлены данные по одногодичному курсу обучения, а по двухгодичному курсу - 200 старшеклассников.

Для снижения влияния на результаты измерения экспериментального и неэкспериментального характера обучения нами были предприняты следующие меры: 1. Преподаватель не акцентировал внимание на экспериментальном характере обучения; 2. Нетрадиционные приемы обучения и задания объяснялись спецификой учебного курса; 3. Экспериментальные и контрольные группы обучались в одно и то же время , но на различных экспериментальных площадках; 4. Этапы диагностики (предварительное и итоговое тестирование, а также промежуточное анкетирование, беседы, сочинения-тесты и т.д.)

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу "Эстетика"