Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Пахомова Ольга Федоровна

Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы
<
Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пахомова Ольга Федоровна. Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 СПб., 2006 142 с. РГБ ОД, 61:06-13/2451

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы 12

1.1. Проблемы творчества и творческой личности ,12

1.2. Образовательная среда школы как системный объект исследования 31

1.3. Художественно-образовательная среда творческого развития личности 40

1.4. Критерии и показатели эффективности художественно-образовательной среды развития творческих способностей личности... 57

Выводы по первой главе 68

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы 70

2.1. Концептуальная модель художественно-образовательной среды школы 70

2.2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде 88

2.3. Оценка эффективности творческого развития личности в художественно-образовательной среде школы 96

Выводы по второй главе 103

Заключение 104

Библиография ...108

Приложения 123

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современный этап развития России характеризуется необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, новыми задачами перехода к демократическому и правовому государству. Эти тенденции определяют роль образования в развитии российского общества.

Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые и нравственные люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и неопределенности, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, т.е. обладающие развитым творческим потенциалом. На решение данной проблемы нацелена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой школа рассматривается в качестве важнейшего фактора гуманизации общества.

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества, успешно решать принципиально новые творческие задачи.

Поэтому в новых условиях актуализируются проблемы развития творческих способностей человека, повышения его интеллектуальной активности. От степени развития его творческой активности зависит социальная эффективность решения вопросов общественной позиции и практической деятельности молодых граждан России.

Вместе с тем, современное образование не в полной мере обеспечивает мотивацию творческой активности учащихся; создание условий, способствующих развитию их творческого потенциала; активизацию интеллектуаль ной деятельности; эффективное управление образовательными процессами воспитания и обучения в новых социокультурных условиях.

Именно поэтому особую актуальность приобретает исследование и моделирование путей активизации творческих способностей учащихся на основе новых научно-практических подходов к решению этой задачи.

Одной из важных задач образования является стремление более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов, идеалов и норм в целях духовного, интеллектуально-творческого развития личности в социокультурной образовательной среде. Однако объем и глубина современного образования не позволяет в полной мере использовать взаимосвязь разных сторон художественного развития личности учащегося.

Научно-теоретический анализ проблемы целостного взаимодействия искусств позволяет выявить ряд затруднений, вызванных теоретической и практической неразработанностью этих вопросов в эстетике, социологии, искусствознании и в теории образования, а также недостаточно ясным представлением педагогов и ученых о художественно-творческом развитии учащихся в процессе целостного взаимодействия искусств.

В отечественной педагогической литературе недостаточно отражены теория и опыт создания художественно-образовательной среды школы на основе взаимодействия интеграции искусств, способствующей развитию творческих способностей учащихся. При этом художественно-творческое развитие учащихся не является целостным взаимосвязанным компонентом в общей системе учебно-воспитательного процесса.

Все это определяет актуальность проблемы целостного художественного воспитания учащихся в ходе общего развития творческой личности в единстве общего образования, трудовой подготовки и организации свободного времени учащихся. Этим обуславливается и определяется тема диссертационного исследования «Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы».

Цель исследования: определение теоретических предпосылок и разработка научно-практических подходов к развитию творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что развитие творческих способностей учащихся в условиях специально организованной художественно-образовательной среды общеобразовательной школы будет успешным, если:

• художественно-образовательная среда школы обладает следующими качественными характеристиками: целостностью, вариативностью, диало-гичностью;

• будет разработана и реализована в практической работе модель художественно-образовательной среды школы;

• будут созданы социально-педагогические условия для реализации модели художественно-образовательной среды школы;

• будет обеспечен высокий профессиональный уровень учителей в художественно-образовательной среде, основанной на принципах сотрудничества, взаимодействия, субъект-субъектных отношений.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Провести теоретический анализ проблем развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы.

2. Определить критерии и показатели эффективности художественно-образовательной среды школы для развития творческих способностей учащихся.

3. Разработать и экспериментально апробировать модель развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы.

4. Изучить эффективность творческого развития личности учащихся в условиях реализации модели художественно-образовательной среды школы.

5. Обосновать педагогические условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы.

Методологическую основу исследования составляют:

• философско-аксиологическая теория, рассматривающая человека и раскрытие его творческого потенциала как высшую ценность общественного развития.

• В качестве специальной методологии выступает: личностно-ориентированный подход к целостному развитию когнитивной и эмоционально-ценностной сферы человека (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Орлов А.Б., Слободчиков В.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., и др.);

• философия образования, цивилизационный подход к изучению общественных явлений и образовательных процессов, социокультурные, антропологические и системно-структурные аспекты осмысления развития ис-торико-образовательных процессов (Асмолов А.Г., Бахтин М.М., Библер B.C., Бордовская Н.В., Газман О.С., Гершунский Б.С., Дилигенский Г.Г., Каган М.С., Корнетов Г.Б., Лотман Ю., Маслоу А., Мид М., Моль А., Петровский А.В., Роджерс К., Слободчиков В.И., и др.);

• личностно-деятельностный подход к исследованию образовательных процессов и различных аспектов формирования образовательной среды в ее связи с социальным и культурными явлениями (Алексашина И.Ю., Брушлин-ский А.В., Вершловский С.Г., Воронцова В.Г., Днепров Э.Д., Зимняя И.А., Казакова Е.И., Ковалев Г.А., Колеченко А.К., Кулюткин Ю.Н., Кричевский В.Ю., Лебедев О.В.,Лебедева В.П., Лисицын С.А., Орлов А.Б., Панов В.И., Поташник М.М., Расчетина С.А., Рубинштейн С.Л.,Рубцов В.В., Слободчиков В.И.,Сухобская Г.С., Тряпицына А.П., Тарасов СВ., Ясвин В.А. и др.);

• теоретические вопросы формирования творческой личности, обоснования основных художественных категорий (Абульханова-Славская К.А.,

Бергман И., Бердяев Н.А., Выготский Л. С, Декарт Р., Долматов А.В., Камю А., Матюшкин А. М., Тарковский А.А., Лоуэнфельд Дж., Назимов Р.А. и др.);

• теория эстетического воспитания (Ветлугина Н.А., Лихачев Б.Т., Лю-бинский И.Л., Макаренко А.С., Полозова Т.Д., Петрова Г.А., Станиславский К.С., Теплов Б.М., Ушинский К.Д., Шаров Ю.В., Шацкий СТ. и др.);

• теория взаимодействия искусств в художественном воспитании учащихся (Бакушинский А.В., Блонский П.П., Бурова А.И., Ванюшкина Л.М., Выготский Л.С., Кабалевский Д.Б., Лихачев Б.Т., Неменский Б.М., Шацкий СТ., Шевченко Т.П., Юсов Б.П. и др.);

• современные положения теории управления инновационными системами и процессами (Горшкова В.В., Жилина А.И., Каган М.С, Конаржев-ский Ю.А., Лисицын С.А., Макареня А.А., Максимова В.Н., Марон А.Е., По-добед В.И., Поташник М.М., Скворцов В.Н., Сухобская Г.С, Суртаева Н.Н., Топоровский В.П., Шилова О.Н. и др.);

• аналитические подходы в изучении результативности взаимодействия среды школы и учащихся (Абрамова Ю.Г., Алексашшш И.Ю., Давыдов В.Г., Дерябко С Т., Ермакова И.В., Климов Е.А., Ковалев Г.А., Поливанова Н.И., Тарасов СВ. и др.).

Методы исследования:

• теоретический анализ философской, психологической, социологической, педагогической, методической и специальной литературы по проблеме;

• теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, моделирование;

• эмпирический: педагогический эксперимент;

• аналитико-диагностические методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос, статистические методы обработки данных.

Основной экспериментальной базой диссертационного исследования явились средняя общеобразовательная школа п. Рахья Всеволожского района Ленинградской области, Агалатовская средняя общеобразовательная

школа Всеволожского района Ленинградской области, Ленинградский областной институт развития образования.

Исследование проводилось с 2000 г. по 2006 г.; за это время экспериментальной работой было охвачено 1780 учащихся и 250 педагогов.

Исследованию проводилось в три этапа:

На первом этапе (2000-2001 гг.) была определена концептуальная основа исследования, выявлено состояние разработанности данной проблемы. В это время были определены критерии и показатели диагностики развития творческих способностей учащихся, разработана теоретическая основа для их развития. Ведущими на этом этапе были такие методы исследования как теоретический анализ, обобщение научной информации, сравнение, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001-2005 гг.) анализировались результаты констатирующего эксперимента, уточнялись условия и форма проведения опытно-экспериментальной работы, производилась апробация предлагаемой нами модели развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы, направленной на активизацию и развитие их творческого потенциала, осуществлялся сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов, обобщались материалы диагностики. Ведущими на этом этапе были следующие методы педагогического моделирования: обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование, наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) подводились итоги эксперимента, уточнялись и формулировались основные положения, выводы и рекомендации, проверялась и внедрялась модель по развитию творческих способностей учащихся, в том числе в рамках курсовой подготовки педагогов в Ленинградском областном институте развития образования. Ведущими методами исследования на этом этапе были анализ, обобщение, сравнение, сопоставление. Положения, выносимые на защиту:

1. Модель развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы, построенная на взаимосвязи искусства и эстетически организованного пространства как основного средства развития и самоопределения учащегося на всех ступенях обучения и всех маршрутов продвижения.

2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы, предполагающие:

• применение инновационных образовательных технологий как ведущего фактора совершенствования всех видов диалога субъектов образования;

• высокий профессионализм учителей;

• обеспечение в образовательном процессе сотрудничества, взаимодействия, субъект-субъектных отношений.

• наличие синтеза искусств как интегративной характеристики образовательной среды.

3. Критерии и показатели эффективности модели художественно- образовательной среды школы для развития творческих способностей учащихся по следующим направлениям:

• изменения, которые происходят в личностной сфере учащегося, его восприятии мира при взаимодействии с художественно-образовательной средой (мотивация ценности, преобладающее настроение, познавательная активность, результаты учебной деятельности, социальное творчество, самооценка, рефлексия собственной деятельности и уровня творческого развития);

• отношение участников образовательного процесса (школьники, педагоги, родители) к различным компонентам художественно-образовательной среды школы (пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный);

• обоснованность концептуальных оснований построения художественно-образовательной среды школы (этическая основа, доступность, внутренняя согласованность, комплексность, практическая ценность, универсальность).

Научная новизна исследовании:

• обоснован и уточнен категориальный аппарат по проблеме формирования художественно-образовательной среды школы в ее связи с социальными, культурными явлениями;

• разработаны принципы изучения творческих способностей учащихся в условиях художественно-образовательной среды школы;

• раскрыты педагогические условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы;

• разработаны пути активизации познавательной потребности у учащихся, заключающейся в интеграции урочной, внеурочной и самостоятельной работ учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

• концептуально обоснована модель развития творческих способностей учащихся в художественной образовательной среде школы;

• определена сущность системного подхода в создании художественно-образовательной среды школы;

• разработаны и обоснованы критерии и показатели эффективности модели художественно-образовательной среды школы.

Практическая значимость исследования:

• разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы;

• разработаны методики изучения эффективности художественно-образовательной среды школы для развития творческих способностей учащихся;

• разработаны программы курсов для системы повышения квалификации педагогов, нацеленных на их подготовку к развитию творческой образовательной среды школы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике профильной школы, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность научных выводов и результатов экспериментальной работы всего исследования была обеспечена соответствующей методологической базой, использоваїгаем методов, соответствующих целям и задачам, проверкой гипотезы и модели развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде; репрезентативной выборкой результатов деятельности контрольных и экспериментальных классов, а также их корреляцией с выводами, полученными участниками эксперимента и независимыми экспертами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в процессе исследования, докладывались и получили положительную оценку на конференциях, часть из них опубликована в 7 работах автора.

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на конференциях разного уровня - «Образовательная политика на рубеже XX -XXI веков» (Санкт-Петербург, 1995), «Образование в развивающемся мире» (Санкт-Петербург, 1996), «Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты» (Санкт-Петербург, 1998), «Образование на рубеже веков: традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 1999), «Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы» (Санкт-Петербург, 1999), «Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды» (Санкт-Петербург, 1999), «VI Царскосельские чтения» (2002, 2003), «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» (Москва, 2004), «Наука - Культура - Творчество» (СПб, ЛОИРО, 2005, 2006), «Личность. Образование. Общество» (СПб, ЛОИРО, 2004,2005), «Технологическое образование в школе и вузе» (Москва, 2006).

Образовательная среда школы как системный объект исследования

Процесс становления и развития человека трудно понять без изучения целостного контекста его жизни, особенности и условий взаимодействия внутренних структур сознания и его окружения. Проблемы в системе взаимоотношений «человек-среда» рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений «философия, психология, социальная экология, педагогика, культурология, социология и др.». Социокультурная среда жизнедеятельности человека в качестве подсистемы включает образовательную среду.

Рассмотрим наиболее общие аспекты образовательной среды как феномена и педагогической категории.

Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также социально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятие [152].

Необходимо отметить, что не каждая социокультурная среда может быть названа образовательной. Образовательная среда включает элементы случайности и стихийности, формируется, как правило, осознанно, преследуя те или иные цели, имеет аксиологические основания, связана с педагогической культурой.

Образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние с точки зрения личности и общества. Деструктивный характер среды, например, может быть обусловлен непрофессионализмом педагога, личностными особенностями субъектов среды, целями, на основе которых формируется среда, и многими другими факторами.

Положительное влияние среды необходимо оргашгзовывать. Это может быть художественная, спортивная, артистическая, образовательная среда. Такая среда характеризуется наличием четких целей, структурой, системой ценностей, может быть построена на основе знаний психологии и педагогики.

В широком смысле слова образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально. К глобальному уровню можно отнести мировые тенденции развития культуры («культурные универсалии»), экономики, политики, образования, глобальные информационные сети и др.; к региональному уровню (области, крупные регионы) - образовательную политику, культуру (в том числе, педагогическую), образ жизни в соответствии с этническими и социальными нормами, ценностями, обычаями и традициями, средства массовой информации и др.; к локальному уровню - образовательные учреждения (его микрокультуру и психологический микроклимат), ближайшее окружение человека, семью.

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности ребенка. По сути дела, таких локальных сред, в условиях которых протекает личностно значимое общение и жизнедеятельность школьника, несколько. Это семья, неформальные дружеские группы, школа. Образовательная среда школы не является универсальной.

Даже однотипные школы имеют весьма существенные различия, особенно в сфере межличностных отношений, которые наиболее значимы для становления личности. Поэтому важно, какие межличностные связи устанав ливаются в отдельной школе в системах «педагог - ученик», «ученик - ученик» и «педагог - педагог».

Становление человека не происходит «линейно». Недостаточно выстроить оптимальную для развития творчества среду. Важно представлять систему взаимодействий человека со всем спектром структур образовательной среды с учетом его индивидуальности. Образовательная среда - это окружение человека, объединяющее мельчайшие детали повседневности, общения и, благодаря средствам массовой коммуникации, события, важные для всего мира, человечества в целом [150].

Анализ педагогической литературы показывает, что образовательная среда школы является важным условием становления мировосприятия школьников. Становление мировосприятия школьников реализуется в процессе взаимодействия различных компонентов образовательной среды и структур сознания школьника. Среда задает актуальный образ жизнедеятельности школьника, под влиянием которого проявляются и закрепляются те или иные установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. По мере становления мировосприятия школьника происходит и обратный процесс, при котором структура мировосприятия оказывает влияние на саму школьную среду [150].

Многие современные исследователи при изучении образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях Воронцовой В.Г., Ковалева Г.А., Тарасова СВ., применяется общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория «синергетики» (Афанасьев В.Г., Казначеев В.П., Моисеев Н.Н., Парсонс Т., Урманцев Ю.А., Юдин Е.Г. и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Открытые сис темы осуществляют постоянное активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов системы, предполагающей информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или с другой средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категорий детерминации, которая основывается на равновероятности случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга [122].

Художественно-образовательная среда творческого развития личности

На основе анализа специальной научной литературы и собственного опыта практической работы по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие художественных интересов и способностей учащихся общеобразовательной школы, в данном параграфе диссертационного исследования рассматриваются педагогические основы, обосновываются и уточняются педагогические принципы художественно-образовательной среды как важнейшего фактора организованного и целенаправленного развития художественных спобностей учащихся.

Проблему комплексного взаимодействия искусств в художественном воспитании школьников нельзя отнести к разряду новых. Уже в двадцатые годы XX века подходы к ней просматривались в деятельности основоположников, педагогики. - Бакушинского.А.В.,. Блонекого П.П.,. Выгодского Л.С, Макаренко А.С., Шацкого СТ. и других. С 60-х годов прошлого столетия вопросы комплексного взаимодействия искусств получили системную научную проработку и вошли в практику многих учителей. Они утверждают, что творческие способности в детях заложены природой. Главная задача педагога заключается в умелом и своевременном их развитии. В этом смысле художественно-образовательная среда раскрывает большие возможности педагогического воздействия на основе комплексного взаимодействия искусств. Все это обнаруживает большую общественно - педагогическую актуальность вопросов комплексного эстетического воспитания учащихся в интересах общего развития личности в единстве с общим образованием, трудовой подготовкой и организацией свободного времени учащегося [8, 16,31,90].

В создании художественной образовательной среды стоит задача воспитания целостного развития художественного осознания школьника, отображения действительности через познание жизни средствами искусства от дошкольного возраста до гражданской зрелости.

Художественно-образовательная среда - это совокупность специально организованных педагогических условий, а также возможностей, содержащихся в пространственно-предметном окружении индивида, нацеленных на развитие его творческих способностей. Базовым принципом создания такой среды выступает комплексное взаимодействие искусств, способствующих к самовыражению, самоопределению, саморазвитию личности в различных видах и формах творческой деятельности.

Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса воспитания и обучения, так и эстетического воспитания. Без формирования способности к художественному эстетическому творчеству невозможно решить одну из важных общественных задач - всестороннего развития личности.

Комплексный подход к эстетическому воспитанию и есть способ организации художественной образовательной среды в полном единстве с умственным, нравственным, общественно-политическим, трудовым и физическим развитием личности. Художественное образование готовит к участию в многообразной творческой жизни общества и учит обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия [102].

Стержневым в данном процессе обучения становится воспитание, «творение» человека со своей неповторимостью, индивидуальностью, способным решать любые творческие задачи. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования.

В настоящее время возникла необходимость обоснования такого пути эстетического развития школьников, когда искусства даются во взаимосвязи одно на фоне другого, как переходные или связующие моменты, обеспечивая тем самым целостное развитие художественно - образного мышления и общей гармонии чувств ребенка, на уровне интеграции всех образовательных средств.

Тенденция к определению возможностей синтеза искусств нашла отражение в работах Ванцлова В.В., Бурова А.И., Кабалевского Д.Б., Кагана М.С, Лихачева Б.Т., Неменского Б.М., Суховой Т.Н., Шевченко Г.П., Юсова Б.П. и других авторов. Они отмечают синтетический характер детского творчества, стремление ребенка одновременно к нескольким видам искусства, особенно в младшем возрасте. В работах этих ученых даны теоретические обоснования методических приемов, методов обучения и формирования детского творчества. Отмечено, что воссоздание видимого и слышимого мира образов носит целостный нерасчлененный на составные части процесс [20, 55, 83,102,178].

В педагогике различают дидактические принципы, т. е. дидактические требования, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.

В работах, посвященных проблемам эстетического воспитания учащихся, выдвигаются его основные принципы. Здесь, однако, у авторов нет единства во взглядах. В работах, посвященных вопросам эстетического воспитания различают следующие принципы: всесторонность эстетического воспитания, систематичность и последовательность, доступность. Данная классификация представляется нам недостаточно исчерпывающей.

Концептуальная модель художественно-образовательной среды школы

Для обоснования данного направления необходимо рассмотреть отдельные понятия. Понятие «модель» применяется во всех областях науки. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будет подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта [19].

Понятие «образовательная модель» - это логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели и содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ, учет и подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчетности [19].

Комплексное воздействие искусства на учащихся создает тот эмоционально-эстетический настрой, без которого невозможно всестороннее и глубокое восприятие действительности. Системный подход в руководстве художественным творческим процессом школьников обеспечивает решение проблемы введения учащихся в художественную культуру и освоение материала через восприятие образа и его воссоздания. В этой интеллектуальной деятельности совершается внутренняя работа ребенка над познанием мира и осознание себя в мире, умением ладить с природой, людьми, с окружением, переводя ее на сознательно творческий уровень, на активизацию мышления, развития навыков, совокупности приемов и средств, практического воплощения замысла. В указанном смысле такая деятельность на основе интеграции и взаимодействия искусства, становится определяющей формой творческого мышления.

В основе создания модели - художественно-образовательной среды лежит всестороннее взаимодействие субъектов как внутри школьной среды, так и вне ее. В центре модели - обучающийся, здесь все направлено на его творческое развитие и создание необходимых условий, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основанием для разработки художественно-образовательной среды (см. рис. 1) используется социокультурологический подход, предполагающий применение теоретических положений педагогики, психологии управления, обеспечивающих становление человека под воздействием школьной культуры во взаимодействии с семьей, внешней средой и социумом.

Формирование художественно-образовательной среды строится на основе доверия, уважения, творческого содружества между учителями и обучающимися.

Концепция художественно-образовательной среды школы опирается на личностно-ориентированную систему организации деятельности, в центре которой находится ребенок, его личность, интересы и склонности. Основной идеей деятельности педагогического коллектива является творческое развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств.

Пространственно-предметное окружение человека это природа, произведения искусства, предметы быта, люди в окружении вещей, т. е. архитектура, интерьер, пейзаж. Предметно-архитектурное пространство, в котором человек учится, работает, живет, отдыхает, а так же природное окружение, играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность людей. Главной задачей художественно-организованного пространства является приобщение учащихся к пониманию и самостоятельной осознанной творческой деятельностью. При этом предполагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространство предметов, но и развитие стремления к самостоятельной творческой работе по созданию целостной художественно- организованной среды, в зависимости от потребностей конкретного человека или от назначения создаваемых им предметов, воспитанию у учащихся желания постоянного самосовершенствования.

Организация пространственно-предметной среды рассматривается как процесс объеданяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционно структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае центр композиции.

В связи с тем, что в функции общеобразовательной школы не входит решение задачи специальной подготовки художников-дизайнеров, модель построена таким образом, чтобы у учащихся сложились представления о специфике дизайна, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах, их роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства природной среды.

Особенностью воспитания посредством среды является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие, определенной среде. В этом плане совершенно необходимо развитие эстетического чувства, переживания красоты, создание красоты, наслаждение ею.

Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде

Творческая деятельность, всегда представлена конкретным продуктом, ее результатом, который существует на всех возрастных этапах развития учащегося, характер этой деятельности меняется в зависимости от его возраста. Если в старших классах творческая деятельность носит самостоятельный характер и сознательно выбирается в результате оценки учащихся своих возможностей, склонностей, сильных и слабых сторон, то в младших классах творчество возникает и существует при участии и поддержки взрослого, который направляет и развивает исследовательскую активность учащегося.

Начальный этап должен быть ориентирован в основном на развитие психофизического аппарата, дифференцированного слышания (навыка концентрации слухового внимания, различения звучаний, сравнение звучаний, освоение музыкальных текстов - объемные, плоскостные, графические, двигательные модели). Социальный аспект и этика представлены в младших классах на уровне непосредственного общения, тогда как в средних и старших классах постепенно усиливаются такие их стороны, как общение вокруг изучения и освоения профессиональных форм искусства, а также - история, искусство и культура, охрана и поддержание культуры и изыскательная деятельность.

Восприятие искусства может быть представлена в двух своих проявлениях: как сопереживание, погружение, существования в определенной музыкальной среде и как восприятие в процессе деятельности (пение, игре на музыкальных инструментах, танец, музыкальный театр). Причем, если на начальном этапе восприятие как погружение, сопереживание носит характер игры и сближается с типом восприятия в процессе деятельности, так, что трудно отделить одно от другого, то по мере взросления учащиеся постепенно приближаются к идеальному типу восприятия - погружения в основном через звуковые образы.

При освоении художественной организации предметно-пространственной среды предмет, пространство, среда в основе своей не мыслятся раздельно друг от друга. И содержат в себе достаточно широкий круг понятий зависящих от степени приложения их, к какому виду деятельности (театр, музыка, танец, архитектура, природа, окружающая действительность и др.).

В художественной литературе среда связана с действующими лицами, героями произведения тем миром, в котором они существуют. В музыке инструменты и извлекаемые мастером звуки также существуют в определенной пространственной среде. И так во всех искусствах.

Предметы пространства существуют, друг с другом взаимно создают определенный образ среды, своеобразный микромир - реальный или воображаемый и в то же время, предметы пространства - это как бы два полюса, полярным напряжением образующие форму.

Предметно-пространственная среда предполагает условия художественно-творческого развития учащихся, формирование их «внешнего» и «внутреннего» чувства.

Предметно-преобразующая деятельность с реальным пространством, с вещами или их заменителями, является исходной формой всех видов деятельности учащегося: игровой, учебный, трудовой. При этом выделяют определенные требования к интегративной среде, которые помогали бы всестороннему развитию учащихся. Первое: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов. Второе: среда должна быть достаточно связной, позволяя учащемуся свободно переходить из одного вида деятельности к другому, и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Третье: среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны учащегося, так и со стороны педагогов. При соблюдении указанных требований учащийся получает возможность самостоятельно участвовать в создании той среды, где они проводят свое свободное и учебное время, что способствует развитию заинтересованного отношения к предметному окружению.

Другой важной задачей деятельности по формированию среды является общее художественно-творческое развитие учащихся. В педагогике нельзя отрывать творчество от игровой и трудовой деятельности учащихся. Важным условием творческого развития является широкое внедрение в практику коллективных форм работы, которые несут в себе элементы общения, стимулирующие творчество.

Понятие предметно-пространственной среды невозможно отделить от природного окружения, акцент обучения должен быть сделан на тесную взаимосвязь с природой, местными условиями, национальными традициями, так как в основе формирования среды, ее структуры лежит взаимодействие человека и природы.

Изучение природных форм, их внутренней и внешней конструкции (растения, животные, камни, раковины и др.) поможет лучше раскрыть такие важные для художественного проектирования требования, как полезность, прочность, надежность, красота, значимость воспроизводимого предмета. Все эти качества присущи к природным формам.

Другим важным моментом в процессе обучения основам художественной организации среды является знакомство учащихся с историей родного края, этнографическим прошлым своего народа, что позволит сохранить культурную среду.

Взаимосвязь искусства в обучении должна исходить из реальных возможностей школы, учащихся и иметь реальное практическое применение в среде в близком и понятном им процессе деятельности. Художественно-творческая деятельность в области организации среды наиболее тесно переплетается с театрализованными выступлениями, праздниками, массовыми мероприятиями. Предметно-пространственная деятельность рассматривается как одно из важных условий организации всей жизни школы, проявление которой в ней возможно в самых разнообразных формах (спектакли, всевозможные школьные праздники, утренники и др.), что требует художественного осмысления пространства и его составляющих. Причем организация среды представляется нами никак что-то обособленное, наоборот она тесно переплетается со всем сценарием мероприятия (литературная часть, музыкальное сопровождение, характер и форма предлагаемого сценария). В то же время непосредственно проектное творчество должно иметь свое лицо, свое логическое завершение.

В целом процесс обучения должен состоять из таких видов художественно-творческой деятельности, как: развитие зрительных внешних наблюдений, формирование дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, объем, конструкция, музыка, литературное изложение), собственное творчество, экологическое и социальное воспитание (среда природная и искусственная), «я» в искусстве, изучение разнообразных текстов и материалов. Эти направления должны быть отражены на каждом возрастном этапе.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей учащихся в художественно-образовательной среде школы