Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности учащихся в современной школе Макарова Марина Филипповна

Развитие творческой активности учащихся в современной школе
<
Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе Развитие творческой активности учащихся в современной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Марина Филипповна. Развитие творческой активности учащихся в современной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2004 163 c. РГБ ОД, 61:04-13/2161

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческой активности учащихся 13

1.1 Проблема развития творческой активности учащихся в теории и практике 13

1.2 Педагогические условия развития творческой активности учащихся 29

1.3 Уровни творческой активности учащихся и виды творческих работ ... 52

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития творческой активности учащихся 65

2.1. Организация и методика проведения эксперимента 65

2.2 Констатирующий этап эксперимента 69

2.3. Формирующий этап эксперимента и анализ полученных результатов 79

Заключение 129

Библиографический список использованной литературы 133

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях социально-экономического развития общества особенно востребованными являются творческие возможности человека, так как социальный и научный прогресс определяется степенью подготовленности людей к творческой деятельности. Это определило социальный заказ школе на высокое качество образования выпускников, способствующее их успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В нормативных документах Министерства образования РФ и ряде научных источников (А.Г. Асмолов, В Л. Беспалько, М.В. Левит, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельников, A.M. Моисеев, А.Ю. Мурашов, А.Е. Петров, Е.С. Полат, Д.М. Пол ев, М.М. Поташник, И.Б, Сенновский, Ю.Ю. У хин, Д.И. Фельдштейн, О.Г. Хом ерики, И.И. Щербо, Е.А. Ямбург) в целом качество образования рассматривается как обученность и личностный рост учащихся, которые включают следующие параметры: наличный объем знаний, умений и навыков, расширение кругозора, эрудиции, углубление познавательных процессов, волевые проявления учащихся в достижении определенного уровня знаний, развитие творческого потенциала и др.

Формирование творческой активности учащихся — одна из важнейших задач современной школы, в силу того, что творчество считается неотъемлемой характеристикой развития личности. Наряду с уровнем обученности творческая активность, как один из показателей личностного роста учащихся, влияет на качество образования учащихся.

Проблеме творчества и творческих способностей посвящены -исследования многих психологов и педагогов В.И. Андреева,

Д.Б. Богоявленского, Э.В. Бесчеревных, B.C. Библера, А.В. Брушлинского, В.И. Загвязинского, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, Н.Б. Крыловой, В,А. Крутецкого, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, Н.А, Менчинской,

4 Р.С. Немова, Я.А. Пономарева, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова,

В.Г. Рындак, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, И.С. Якиманской, А. Ньюэлла, Дж. С. Шоу, Г. А . Саймона, но в них в большей степени решается проблема развития творчества индивида. Вопросы развития массовой творческой активности учащихся еще не получили достаточного освещения в научной литературе, что подтверждается незначительным количеством публикаций, раскрывающих особенности работы образовательных учреждений в этом направлении и использования различных форм организации творческой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, что усилило внимание к проблеме развития творческой активности учащихся. Различные аспекты развития творческой активности учащихся исследовались Л.П. Аристовой, Ю.Н. Кулюткиным,

П.И. Пидкасистым, И.И. Родак, Я. Скалковой, Г. С Сухобской, Т.И. Шамовой, B.C. Шубинским, Г.И. Щукиной. Вместе с тем следует заметить, что исследователи связывают творческую активность с самостоятельной работой учащихся, различные аспекты которой нашли отражение в работах Л.Г. Вяткина, Н.Е. Воробьева, В.Ф. Паламарчука» П.И. Пидкасйстого, Э.Ю. Мизюровой. В настоящее время стало уделяться значительное, внимание исследованиям проблемы творческого саморазвития (В.И. Андреев, Д.Н. Васильева, В.Я. Макашов, Ю.Н. Можарова, Т.Н. Черняева и др.). Анализ состояния практики показывает, что развитию творческой активности учащихся в процессе обучения учителя не уделяют достаточного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе, незнанием теории творчества и затруднениями в создании педагогических условий, определении перспективных направлений и выборе организационных форм и видов творческой деятельности.

5 Актуальность исследования связана не только с необходимостью развития творческой активности учащихся в современной школе, но и с преодолением отставания процесса обучения учащихся от потребностей жизни.. Существующее противоречия между всё возрастающими требованиями к качеству образования выпускников современной школы, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с раскрытием требований к развитию их творческой активности и научно-методическим обеспечением этого процесса, с другой стороны, обусловлено несоответствием между: постоянно увеличивающимся объемом и усложнением научной информации и необходимостью создания педагогических условий для развития познавательной самостоятельности учащихся и их творческой активности; потребностью высшей школы и общества в целом в выпускниках школы, подготовленных к активной творческой деятельности, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения развития творческой активности учащихся.

Сказанное определило проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании педагогических условий, содействующих развитию массовой творческой активности школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования «Развитие творческой активности учащихся в современной школе».

Объект исследования - организация учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Предмет исследования — развитие творческой активности учащихся в условиях современного образовательного учреждения.

Целью исследования является научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, содействующих развитию творческой активности учащихся.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что развитие творческой активности учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если: в образовательном процессе осуществляется личностно ориентированный подход к учащимся, проявляющийся в профилизации обучения на основе совершенствовании содержания образования с учетом его познавательных возможностей и потребностей; осуществляется организация сотворчества учителей и учащихся, которая рассматривается как трансляция социокультурного опыта; обеспечивается последовательное включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность; целенаправленно используются инновационные формы организации творческой деятельности учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние проблемы развития творческой активности учащихся в теории и практике обучения, уточнив сущность понятия «творческая активность».

Выявить и дать научно-теоретическое обоснование педагогическим условиям, содействующим развитию творческой активности учащихся.

Определить и обосновать соответствие видов творческих работ, используемых в образовательном процессе, уровням творческой активности учащихся.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, содействующих повышению уровня творческой активности учащихся.

7 Методологическую основу исследования составили положения: диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений (Я.Ф. Аскин, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, И.Б. Новик, B.C. Тюхтин, В.Н. Южаков); учет непрерывного развития исследуемых явлений, единства теории и практики (В.Г. Афанасьев, Э.В. Ильенков, П.И. Копнин, Л.А. Петрушенко).

К основным методологическим положениям отнесено: рассмотрение творческой активности учащихся как результата трансляции социокультурного опыта; необходимость развития творческой активности учащихся, обеспечивающей повышение качества образования; определение взаимозависимости форм организации учебной деятельности и уровня творческой активности учащихся.

На разработку концепции развития творческой активности учащихся значительное. влияние оказали труды философов Н.А. Бердяева,

М.М. Бахтина, Н.Б. Крыловой, Г. Лозанова, А.А. Потебня, Дж. Гилфорда,

А, Маслоу, К.. Роджерса, в которых раскрываются методологические подходы к решению проблемы творчества.

Теоретической основой послужили: психологическая теория творчества, раскрытая в исследованиях В.А. Петровского, И.И. Ильясова,

В.А. Крутецкого, Я-А- Пономарева, В.Н. Соколова, Б.М. Теплова. Основные положения теории личности и деятельности, обоснованные в фундаментальных работах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленского,

Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, раскрывающие возможности развития творческой деятельности учащихся. Определение роли эвристики в творческом становлении личности, раскрытое В.И. Андреевым, Д.Б. Богоявленским,

8 И.И. Калошиной, Ю.Н. Кулюткиным, И.Я. Лернером, A.M. Матюшкиным,

М.И. Махмутовым, П.И. Пидкасистым, Г.С. Сухобской, Н.Ф. Талызиной.

Л.Н, Фридманом. Идеи организации исследовательской деятельности учащихся в массовой школе, представленные в работах

В.И. Андреева, СВ. Герасименко, А.В. Леонтовича, М.М. Махмутова,

А.С.Обухова, В.Н. Петрова, М.Г.Сергеевой, Г.И. Щукиной. Концепция личностно-ориентированного обучения, разрабатываемая Е.В. Бондаревской,

Л.Г. Вяткиным, Г.И. Железовской, Г.К. Селевко, Н.К. Сергеевым,

В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Научные подходы к выявлению критериев уровней творческой активности, раскрытые в исследованиях

Л.П, Аристовой, Н.Е. Воробьева, Ю.Н. Кулюткина, И.Я. Лернера,

Э.Ю. Мизюровой, ВТ. Рындак, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой, B.C. Шубинского, Г.И. Щукиной. Идеи продуктивного обучения (творчество как продукт образовательной деятельности), разработанные

В.И. Андреевым, Л.И. Дмитриевой, В.И. Загвязинским, Г.К. Париновой,

Л.А. Хараевой, С.Н. Чистяковой.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования. В процессе работы использовались как методы теоретического, так и эмпирического исследования. Теоретический анализ и синтез философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы позволил сформулировать исходные позиции исследования. Системный анализ предопределил основные концептуальные подходы к выявлению педагогических условий необходимых для развития творческой активности учащихся, разработке уровней творческой ч активности, позволил установить зависимость между уровнями творческой активности учащихся и повышением качества образования выпускников учебного учреждения.

9 Педагогический эксперимент подтвердил верность исходных положений и эффективность педагогических условий, способствующих развитию творческой активности учащихся.

Вспомогательные методы исследования: анкетирование, прямые и косвенные наблюдения, анализ школьной документации, методы математической статистики, компьютерная обработка полученных данных позволили оценить результаты эксперимента, дать теоретическое обоснование полученным практическим результатам.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 1992 года на базе 8-11 лицейских классов Лицея № 37 г. Саратова.

На первом этапе нашего исследования (1992-1995 г.г.) изучалось состояние проблемы развития творческой активности учащихся в теории и практике школьного образования. На основе анализа научных источников по данной проблеме были определены концептуальные замыслы исследования и эмпирическая база, организована опытно-экспериментальная работа.

Второй этап (1995-2002 г.г.) включал экспериментальную работу по развитию творческой активности учащихся в учебном процессе с соблюдением выявленных педагогических условий.

Третий этап (2002 - 2004 г.г.) посвящен теоретическому обоснованию полученных эмпирических данных, уточнению теоретических и экспериментальных выводов и их сопоставлению с выводами других исследователей по затронутым вопросам, внедрению результатов в практику учебного заведения.

На защиту выносятся следующие положения: 1.Творческая активность рассматривается как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающая повышение качества образования, и как продукт творческого взаимодействия учителей и учащихся, в процессе которого осуществляется трансляция социокультурного опыта. Межличностные отношения накладывают свой отпечаток на формирование мотивационной сферы личности и особенности

10 ее деятельности, в результате которой передаются нормы культуры и развиваются культурные интересы.

Развитие творческой активности учащихся может успешно осуществляться благодаря определенным педагогическим условиям, к числу которых относятся: 1) реализация личностно ориентированного подхода в обучении, осуществляемая на основе совершенствования содержания образования с учетом познавательных возможностей и потребностей учащихся профилизация обучения; 2) сотворчество учителей и учащихся, в процессе которого осуществляется саморазвитие субъектов образовательного процесса и отражается интериоризация межличностных социальных связей; 3) последовательное включение учащихся в учебно-исследовательскую работу, обеспечивающей деятельностныи характер обучения и развитие индивидуальности; 4) целенаправленное использование инновационных форм организации творческой деятельности, которые содействуют повышению уровня познавательной активности учащихся.

Повышению уровня творческой активности учащихся содействует использование в образовательном процессе специальных видов творческих работ, включающих школьников в учебно-исследовательскую деятельность, которая, с одной стороны, является способом освоения действительности; а с другой стороны, средством организации учебного процесса и обеспечивает вхождение учащихся в пространство культуры.

4. Внедрение выявленных и получивших теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности учащихся в образовательный процесс, в котором охватываются и объединяются различные стороны деятельности педагогического и ученического коллективов, обусловливает значительное повышение качества образования учащихся, проявляющегося как в повышении уровня их творческой активности, так и обученности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: а) выявлены и получили теоретическое обоснование педагогические условия, содействующие развитию массовой творческой активности учащихся; б) определены приоритетные направления и организационные формы деятельности учащихся, содействующие повышению уровня их творческой активности; в) прослеживается связь между развитием творческой активности и повышением качества образования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в разработку теории содержания школьного образования; раскрывает зависимость между качеством образования и уровнями творческой активности учащихся; определяет подходы к разработке и внедрению в практику новых организационных форм развития творческой активности учащихся; содействует научно обоснованному отбору различных видов творческих работ учащихся и повышению уровня их творческой активности.

Практическая ценность результатов исследования связана с возможностями их использования при организации учебно-воспитательного процесса в различных общеобразовательных учреждениях. Полученные в ходе исследования результаты и сделанные выводы могут являться основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью развития творческой активности учащихся.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе научных выводов обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; соответствием проблемы объекту, предмету, цели и задачам исследования; комплексной методикой исследования, включающей опытно-экспериментальную проверку гипотезы споследующим количественным и качественным анализом полученных данных; длительностью исследования, проводимого с учетом изменяющихся условий; репрезентативностью объема выборок; сопоставимостью результатов теоретико-практического исследования с данными философских, социологических и психолого-педагогических исследований.

12 Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: публикации в печати в виде статей и брошюры; выступлений на семинарах-совещаниях руководителей школ г. Саратова и Фрунзенского района г. Саратова по проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования в современной школе; отчетов на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института СГУ; выступлений на научно-практической конференции кафедры физики полупроводников физического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. использования разработанных в исследовании теоретических положений в выполненных и защищенных под руководством диссертанта творческих работах учителей, аттестующихся на высшую квалификационную категорию.

Основные результаты проведенного исследования используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса в Лицее № 37, гимназии № 2, гимназии № 3, СОШ № 2, СОШ № 18 г. Саратова, СОШ №6 г .Петровска, СОШ № 9 г.Аткарска, гимназии № 2 г.Балаково.

Внедрение результатов исследования осуществлялось: при разработке вариативных учебных планов Лицея, корригировании содержания учебных программ по различным предметам, разработке рекомендаций по подготовке и проведению ежегодных школьной и региональной научно-практических конференций учащихся «В науку первые шаги» и «Инициатива молодых».

Структура работы: диссертация (156 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (257 наименований) и 4 приложений. Работа содержит 23 таблицы,

13 рисунков.

Проблема развития творческой активности учащихся в теории и практике

На современном этапе развития системы общего образования, когда главной задачей становится всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, значительное внимание уделяется развитию внутреннего мира детей, их интересов и способностей. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации процесса обучения, акценты в котором должны быть смещены с простой трансляции знаний по учебным предметам на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка. Отсюда и новое понимание образованности — не как многознания и владения набором знаний, умений и навыков, а как развитости у школьников разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности.

В данном контексте в организации учебно-воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, которые развивают личность и обеспечивают ее творческое саморазвитие. Это, в свою очередь, предъявляет требования к организации процессов, которые должны содействовать развитию творческого потенциала учащихся, их творческой активности. Для решения поставленной проблемы, которая по своему содержанию многоаспектна, первоначально необходимо определить соотношение понятий: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творческая активность, творческое мышление.

Следует заметить, что проблеме творчества учащихся посвящено достаточно большое количество работ по психологии и педагогике (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Н.Е. Воробьев, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер, Э.Ю, Мизюрова, В.А. Петровский, Я.А. Пономарев, А.С. Ростов, Я. Скалкова, А.Н. Тубельский, М.И. Чошанов, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина). Тем не менее, существующие различия в определении сущности этих понятий в работах названных авторов, с одной стороны, содействуют нахождению путей решения проблемы, а с другой стороны, обусловливают появление новых. Известно, что существует несколько подходов к изучению проблемы творчества, которые прежде всего соотносятся с различными областями знаний, где это творчество проявляется.

С точки зрения философов, «творчество» - это необходимое условие развития теории и ее форм и механизм продуктивного развития. В частности, в Философском словаре дается следующее определение: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материла созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям»[219, С. 363-364]. В философском понимании творчество свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу.

В «Большой Советской Энциклопедии» творчество определяется как «деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [т. 24, С. 314]. В Энциклопедическом словаре творчество трактуется как «деятельность, порождающая нечто качественное и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [252,С. 1325].

Большинство психологов (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н.Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, ЯЛ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество — это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. «Процесс или результат мыслительного акта называют творческим, - пишет С.Д. Смирнов, — только в том случае, если он не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции» [196, С. 147].

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что нередко творчество отождествляется с творческой деятельностью [8, 17, 22, 29, 34, 35, 87, 88, 91, 97, 110, 152, 223].

Так, И.Я. Лернер определяет творчество в учебном процессе как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта [97].

Н.Е. Воробьев и Э.Ю. Мизюрова считают, что творчество - это «мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования» [34, С. 19]. При этом названные авторы считают, что творчество как форма деятельности направлена «на создание качественно новых ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [там же, С. 20].

Н.Б. Крылова утверждает, что неотъемлемой характеристикой развития личности является творчество, рассматриваемое как один из видов деятельности, направленной на разрешение противоречий (творческих задач), результат которой обладает новизной и оригинальностью [84, С. 2].

Педагогические условия развития творческой активности учащихся

Субъектом творческой деятельности является личность, которая испытывает потребность в активном созидании. Поэтому необходимо в процессе обучения обеспечить развитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, что обусловливает и права каждого ученика на выбор собственного пути развития. Проблемы организации развивающего обучения активно исследуются отечественными педагогами и психологами [61, 64, 68, 69, 70, 97, 192, 193, 232]. Главным, по мнению И.Я. Лернера, что характеризует процесс учения - это изменение качеств ученика, его личностных свойств, причем изменения происходят независимо от достижения успеха или неудачи [97].

В определении педагогических условий, содействующих развитию творческой активности учащихся, мы опирались на точку зрения В.И. Андреева, который считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ...целей» [8, С. 124].

Мы полностью принимаем точку зрения Л.С. Выготского, считающего, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [36, С. 55].

Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Становится принципиально важной такая организация обучения, при которой ученик является субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными "познавательными возможностями. Для педагогического коллектива любой современной школы, если действительно он хочет способствовать развитию каждой отдельной личности, необходимо вводить новую систему отношений и организовывать совместную деятельность с учащимися, что возможно лишь при реализации личностно ориентированного подхода к учащимся в процессе их обучения. Поэтому в качестве важнейшего педагогического условия выступает реализация личностно ориентированного подхода к учащимся в обучении. Следует заметить, что в научной литературе используются различные понятия: «личностно ориентированный подход», «личностно ориентированное образование» и «личностно ориентированное обучение». Необходимо уточнить их сущность. Проблему личностно ориентированного обучения исследуют психологи В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская, педагоги Н.П. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, Б.Б. Косов, В.В, Сериков, В.А. Сластенин. В многочисленных публикациях данные понятия трактуются неоднозначно, хотя практически все исследователи едины во мнении о том, что речь должна идти о развитии личности, учете ее интересов, потребностей и возможностей.

Личностно ориентированное обучение имеет ряд отличительных от традиционного черт, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности учителя и учащихся, особый тип взаимодействия и взаимоотношений между ними, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности, выступающий в качестве важнейшей предпосылки развития личностных показателей.

Целью такого обучения является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения такой цели требуется отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний, (присвоение и потребление знаний), а не к его производству. В процессе личностно ориентированного обучения должна осуществляться трансляция знаний. В силу этого, учение должно представлять собой деятельность творческую, продуктивную, в ходе которой ученик не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, новый опыт. По сути дела речь идет о выработке субъектного опыта творческой деятельности, что возможно лишь при организации личностно ориентированного обучения. Становится обще признанным мнение о том, что при личностно ориентированном обучении, где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Последнее, по мнению И.С. Якиманской, не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности [253].

Организация и методика проведения эксперимента

Проведенная нами с 1995 по 2002 годы опытно-экспериментальная работа имела целью доказать, что выявленные и получившие теоретическое обоснование педагогические условия в значительной мере повышают творческую активность учащихся, содействуют развитию у них познавательных потребностей и интересов к творческой деятельности и в целом способствуют повышению качества образования. Это находит отражение в повышении успеваемости школьников и ряде показателей их личностного роста. Логика экспериментальной работы полностью соответствовала содержанию специально составленной программы. Программа опытно-экспериментальной работы

1. Проблема исследования и основные направления ее решения.

Общая проблема научного исследования, которая заключается в научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой активности школьников в условиях массовой школы, дифференцируется на ряд соподчиненных проблем:

1) Какова эффективность реализации личностно ориентированного подхода к учащимся в развитии их творческой активности, осуществляемая в направлении совершенствования образования и его профилизации?

2) Какова эффективность сотворчества педагогов и учащихся, определяющего собой трансляцию социокультурного опыта?

3) Какова эффективность систематического включения учащихся в различные виды творческой деятельности (в зависимости от исходного уровня обученности и творческой активности учащихся, уровня методического мастерства учителей и использование инновационных форм организации творческой деятельности школьников)?

2. Экспериментальная база исследования

Экспериментальной базой служили восьмые, девятые, десятые и одиннадцатые лицейские классы Лицея № 37 г. Саратова. Массовость эксперимента заключалась в значительном объеме выборок (ежегодный состав педагогического коллектива - 100 человек; ученического коллектива — 300 человек) и обеспечивалась длительностью эксперимента (1992-2004 г.г.). Репрезентативность выборки обеспечивалась значительным количеством полученных и проанализированных данных.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами учитывались рекомендации Ю.К. Бабанского и В.Ф. Харьковской о ее оптимальности [15], проявляющиеся в конкретизации условий, которые будут раскрыты ниже, фиксировании изменений состояния основных показателей и единства таких элементов деятельности, как планирование, организация, контроль и учет результатов,

В процессе эксперимента осуществлялось наблюдение за педагогическим и ученическим коллективами, изменением их отношения к деятельности, проводилось анкетирование педагогов, учащихся, родителей, специалистов управления образованием, осуществлялся мониторинг успеваемости учащихся, изменений профессиональных показателей учителей, составление творческих профилей учащихся.

3. Характеристика средств экспериментальной работы.

Экспериментальные материалы обязательно соответствуют целям и задачам исследования. Для этого были специально подготовлены анкеты, позволяющие при их анализе получить разноплановую информацию о показателях учебно-познавательной деятельности учащихся.

При разработке и внедрении в систему работы образовательного учреждения различных форм организаций творческой деятельности школьников учитывался тот факт, что они должны быть применимы к анализу деятельности всех учителей и учащихся, независимо от специфики преподаваемых ими или изучаемых ими учебных предметов.

Создание компьютерной базы данных с целью сохранения в памяти и последующего сравнения, отражающих многогранную деятельность образовательного учреждения и включающих значительное количество различных таблиц, гистограмм, графиков, позволяющих на основе их сопоставления и сравнения делать объективные выводы об эффективности внедрения в практику различных форм организации творческой деятельности школьников. Компьютерная техника использовалась также для составления творческих профилей учащихся, являющихся одним из показателей их личностного роста и свидетельствующих о повышении творческих достижений учащихся.

4. Этапы экспериментальной работы.

Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий с последующим анализом полученных результатов.

Каждый из этапов включал собственно экспериментальную и аналитическую фазы. Экспериментальная фаза заключалась в подготовке материалов, используемых в исследовании, апробации, для чего использовались такие методы исследования, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ школьной документации.

На аналитической фазе каждого этапа экспериментальной работы изучались, анализировались, сравнивались и обобщались полученные данные, что позволяло вносить определенные коррективы в управленческую деятельность. Полученные данные подвергались математической обработке, что подтверждало существующие зависимости между изучаемыми явлениями и процессами.

Констатирующий этап эксперимента

Следует заметить, что констатирующий эксперимент играл относительно важную роль в самом начале работы, так как его результаты были отправной точкой для проведения сравнительного анализа. Нами анализировались результаты успеваемости учащихся 8 - 11-х классов, в связи с тем, что профилизация обучения и активное включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется в основном в эти годы обучения школьников,

В экспериментальной работе приняли участие преподаватели Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, ведущие факультативные занятия и спецкурсы, учителя и учащиеся Лицея № 37 г. Саратова.

Рассматривая повышение уровня творческой активности как фактор повышения качества образования учащихся, мы посчитали возможным учитывать изменения успеваемости учащихся как достаточно объективный показатель качества обучения, характеризующий деятельность учебного заведения, и степень успешности поступления и дальнейшего обучения в вузе выпускников как показатель социализации личности. Нет необходимости доказывать, что успеваемость является результатом влияния многих факторов как субъективного (темперамент, работоспособность, сформированность познавательных интересов и т.д.), так и объективного характера (например, вариативность учебных планов, учебных программ, требования государственных образовательных стандартов по различным учебным предметам, использование различных форм организации творческой деятельности учащихся).

Первоначально был проведен анализ успеваемости учащихся разных лет обучения и предпринята попытка определить существующие связи между полученными результатами. Напомним, что успеваемость учащихся является одним из показателей качества образования, тесно связанным с другим показателем - личностным ростом учащихся, одним из признаков которого является творческая активность. В проведении такого анализа мы задавались вопросом, может ли только совершенствование содержания образования (реализация Базисного учебного плана), которое осуществлялось по решению вышестоящих инстанций, в значительной мере содействовать повышению качества образования учащихся. Полученные данные были сведены в таблицу 2.1.

Анализ таблицы показывает, что уровень обученности школьников за рассматриваемый период повысился с 92,9% до 98,7%, а количество учащихся, успевающих на «5» и на «4-5» в сумме возросло с 39,2% до 59,5%.

Таким образом, анализируя успеваемость учащихся, можно сделать вывод, что совершенствование содержания образования в эти годы обучения в определенной мере содействует повышению успеваемости учащихся, но явно отстает от потребностей социально-педагогической действительности.

Сравнение результатов по отдельным учебным предметам показало, что успеваемость выше в том случае, если учитель при организации деятельности учащихся предлагает им выполнить те или иные виды творческих работ. В качестве примеров приводим результаты успеваемости учащихся 9-го класса по географии и биологии, на которых учащимися выполнялись различные виды творческих заданий эпизодически, и по истории, физике, информатике, на которых учащиеся более целенаправленно и регулярно включались в творческую работу. Полученные данные отражены в таблице 2.2.

Анализ таблицы показывает, что, как правило, учащиеся по всем предметам имеют более высокие оценки по результатам экзамена, по сравнению с годовыми оценками. Одной из причин такого явления может быть то, что в учебном процессе используются различные виды творческих работ. Можно также проследить, что различия в показателях качества обучения по результатам выпускного экзамена и годовых отметок гораздо большие по географии и биологии в сравнении с результатами по истории, физике и информатике. Одновременно нами было установлены виды творческих работ, используемые учителями на практике, и проведено их сопоставление с уровнями творческой активности учащихся и их успеваемостью по соответствующим предметам.

Например, на уроках географии в 10-х классах в течение учебного года учащимся было предложено выполнить всего одиннадцать видов творческих работ, предполагающих различные уровни творческой активности учащихся, из которых семь носили информационно-реферативный характер и лишь две — исследовательский. Полученные сведения отражены в таблице 2.3.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности учащихся в современной школе