Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Абросимова Елена Геннадьевна

Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания
<
Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абросимова Елена Геннадьевна. Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 2001 188 c. РГБ ОД, 61:02-13/384-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава. 1. Философия гуманизма как методологическая основа экологического воспитания.

1.1. Развитие философских гуманистических воззрений и их влияния на отношения человека и природы 16

1.2. Естественно-научные и культурно-исторические основы экологического воспитания 49

1.3. Экологический гуманизм как характеристика личности школьника 69

Глава 2. Практика становления системы экологического личностно-ориентировапного воспитания.

2.1. Научно-экологические основы личностного подхода 81

2.2. Создание экологически чистой среды воспитания 99

2.3. Деятельность учащихся в экологическом Детском

объединении «Дон» и ее влияние па их развитие и здоровье 121

Заключение 146

Библиография 149

Приложение 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В эпоху современности свободное развитие личности невозможно без вне связи с экологией. Без экологического видения мира нереально самоосуществление человеческой сущности. При этом любые действия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействия человека на мир природы, являющийся частью ноосферы культуры Земли.

В качестве нравственной основы человека утверждаются принципы нового экологического бытия, соотносимые с характеристикой человека как уникального и, в тоже время, универсального биологического существа.

Человек - микрокосм, он сознает свою мощь и величие, одновременно, ощущая свою слабость, зависимость в мире природной необходимости. Однако сегодня гармонический баланс системы «человек - природа» нарушен, в результате многочисленных ошибок человечества в покорении природы, что привело к глобальной антропогенной катастрофе. Человечество поставлено на грань выживания, ибо человек в век научно -технической революции оказывается смертельным врагом и тираном почти всех форм жизни на планете. Кризисные явления пронизывают все стороны человеческой жизнедеятельности на глобальном уровне. Человеческое общество и окружающая его среда представляют единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности, высокой инерциальности. В этой системе только человек способен активно воздействовать на формирование собственного будущего, осуществляя контроль над всей сложнейшей динамикой

человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания. А это востребует изучения изменений в самом человеке. Только лишь познав человека, можно познать мир.

Человек есть существо, гуманизирующее природу и самого себя, реализуя на практике принципы современного экологического гуманизма, в основе которых лежит концепция формирования сферы разума, ноосферы, являющейся необратимым этапом эволюции биосферы. Развитие ноосферы соотносимо с развитием духовных ценностей и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой (В. Вернадский, В. Йегер, А. ПеччеЯГ, X. Ролстон, И. Фролов).

В формировании ноосферы велика роль воспитания, выступающего питательной средой духовного и нравственного развития личности.

Воспитание - гуманитарный человекообразующий процесс, цель и смысл которого заключается в сохранении и восстановлении ноосферной экологии человека; его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности нравственности. Таким образом, осуществление экологического подхода в воспитании представляет неотъемлемую часть формирования личностного мировоззрения, являющегося основой человеческой деятельности в сферах науки, образования, производства и т. п., выступающих составляющими общей культуры в самом широком значении этого понятия.

Важнейшим составляющим культуры выступает отношение человека к природе, соотносимое с категорией экологической культуры общества, личности.

Экологическая культура характеризует уровень развития экологического сознания у человека и общества, в котором выражено ценностное отношение к природной среде как жизненно необходимой. Ценности экологической культуры человечества передаются,

воспроизводятся, сохраняются посредством экологического воспитания, которое гуманистично изначально, т.к. цель его состоит в обретении личностью качества человеческого отношения к природе.

В центре современного экологического воспитания находится человек со своими жизненными проблемами. Культурные экологические доминанты и гуманистические качества личности являются главными факторами, от степени проявленности которых зависит судьба человечества.

Воспитание экологического гуманизма осуществимо в контексте личностно - ориентированного воспитания и образования, концептуальные основы которого активно разрабатываются, начиная с начала 90-х годов (ЕВ. Бондаревская, ВВ. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.)

В связи с новыми приоритетами и ценностями воспитания гуманистического типа, необходимо переосмысление и развитие концептуальных основ интеграции в воспитании экологического гуманизма. Опора на идеи современного экогуманизма позволяет определить природно-культурные смыслы воспитания, разработать современную концепцию детства на основе воссоздания экологически чистой природо-социо-культурной среды воспитания, в которой осуществляется становление и развитие личностного образа ребенка. Таким образом, актуальность темы «Экологический гуманизм необходимое условие становления системы личностно-ориентированного воспитания» определяется потребностью изучения теоретического базиса экогуманизма, являющегося важнейшим условием создания экологически чистой среды воспитания на основе реализации принципов: а) гармонизации внутренней жизни ребенка, молодого человека и его отношений с природо-социо-культурной средой; б) ответственного отношения к природе; в) осмысленного общения с неразрушенной

природой, на основе восприятия и усвоения ее созидающего гармоничного ритма как важнейшего фактора целостного динамического мироощущения. Подобный подход к созданию экогуманистической системы воспитания осуществляется впервые.

Основные понятия и принципы воспитания, содержание которых осмысливается в научной школе ЕВ. Бондаревской положены нами в основу концепции воспитания экогуманизма.

методологизм; ориентация не только на трансляцию и освоение культуры, но и на ее воспроизводство, развитие как ноосферы культуры;

природосообразность; учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;

жизнетворчество; включение детей в решение реальных проблем жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

сотрудничество; объединение целей детей и взрослых, диалогичное общение, взаимная поддержка, сотворчество.

Осмысление экологических проблем в контексте личностно -ориентированного воспитания дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой отношение к природе выступает важнейшим составляющим культуры, а уровень развития общей культуры определяется степенью «очеловечивания», гуманизации природы. Таким образом, рассмотрение проблем воспитания экогуманизма оправдано и перспективно в структуре культурологического подхода. Развитие личностного мира ребенка осуществляется путем восхождения от

индивидуального опыта к духовно-практическому опыту человечества с целью воспитания человека, способного к самоопределению, продуктивной ноосферной деятельности по воспроизводству (созданию) природо-социо-культурной среды с опорой на национальную культуру.

Экологическая проблематика в воспитании и образовании актуализируется начиная с 60-х годов XX века, обращаясь к осмыслению теории и практики, преимущественно, природоохранной деятельности, регулирующей поведение человека в отношении природной среды, баланс которой во многом был нарушен деятельность человека по ее покорению. Экологическое воспитание не может ограничиваться просвещением и охраной природной среды. Экологическое воспитание должно исходить из принципа единства экологического сознания и экологической практической деятельности Человека. Такой подход в системе личностно-ориентированного воспитания основан на реализации основных принципов концепции экогуманизма.

Однако осуществление экологического воспитания на практике выявляет ряд противоречий:

между концепцией воспитания экогуманизма, цель и смысл которого заключается в сохранении и восстановлении ноосферной экологии человека и практикой школы, в которой не учтены параметры экологически чистой среды воспитания;

между доминированием теоретико-методологических разработок экогуманизма как философской категории и потребности в разработке психолого-педагогических оснований технологий воспитания экогуманизма;

между концепцией личностно ориентированного экологического воспитания, провозглашающего ребенка его основной ценности и практикой школы, стоящей еще на

позициях доминирования единых педагогических требований и
целенаправленных педагогических воздействий,

обеспечивающих их выполнение; между представителями учителей и учащихся об экогуманизме как об отвлеченном философском аспекте знания и реальным в значении понятия в плане преодоления антропогенного глобального кризиса на уровне воспитания человека ноосферы.

Обоснование выявленных противоречий позволило определить проблему настоящего исследования: каковы методологические естественно-научные, культурно-исторические основы экогуманизма, выступающего необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания школьников.

Объект исследования - система личностно-ориентированного экологического воспитания.

Предмет исследования - экологический гуманизм как условие становления личностно ориентированного воспитания.

Цель исследования - выявление и изучение научно педагогических основ экогуманизма как характеристики личности школьника, а так же определение концептуальных основ, системы форм, методов, технологий создания экологически чистой среды воспитания, выступающей необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания.

Гипотезой исследования стала система предположений,

определяемых проблемой исследования в соответствии с которой экогуманизм может выступать необходимым условием становления системы личностного ориентированного воспитания школьников, если:

  1. Концептуальной основой экогуманизма выступит идея восстановления ноосферной экологии человека,

  2. Экогуманизм будет рассматриваться как характеристика личности школьника;

  3. Экогуманизм выступит основой создания экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания представленной естественно- природным, социальным и культурным компонентами;

  4. Будут определены условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в вариативной модели экологического детского объединения.

  5. Будет обеспечена реализация личностного подхода в духе современного экогуманизма на основе совокупности принципов формирования ответственного отношения к природе, включающих единство сознания, переживания и действия, прогностичность, дополнительность, междисциплинарность, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровня рассмотрения экологических проблем.

Цель, предмет, и гипотеза исследования определили его задачи.

осуществить анализ отношений человека и природы в контексте гуманистической философии;

представить естественнонаучные и культурно-исторические основы экологического воспитания школьников;

разработать научно-экологические основы личностного подхода в воспитании;

выявить условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в условиях эксперимента;

определить концептуальные основы, принципы и формы организации экологически чистой среды воспитания школьников. Методологическую основу исследования составили:

идея экогуманизма (В.Вернадский, П.Тейяр. де Шарден, В.Соловьев, Н.Рерих, Н. Федоров, Л. Толстой);

идея гуманизации образования (Б.С.Гершунский, Г.Б. Корнетов);

концепция личностно-ориентированного воспитания и образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.);

теория системного подхода (Э.Г.Юдин, Э.Блаубрг);

культурологический подход во взаимодействии человека ноосферы культуры и природы (А.В.Ахутин, А.А.Вербицкий, Г.Д.Гачев);

аксиологический, деятельностныи и личностный подходы в воспитании школьников (В.В.Зеньковская, Ш.Амоношвили, В.А.Сухомлинский, В.П.Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.Н. Розин).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы;

теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода,

опытно-экспериментальная работа по организации экологически чистой среды воспитания в условиях экологического детского объединения;

диагностика состояния экологической среды воспитания школьников на констатирующем и экспериментальном уровнях:

- анализ и обобщение опыта экспериментальной работы по проверке
основных теоретических положений исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4-х лет и включало три этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) - изучение состояния проблемы экологического воспитания в педагогической теории и практике; анализ теоретических основ процесса становления и развития экогуманизма как характеристики личности школьника; исследование состояния среды воспитания в современной школы; организация детского экологического объединения; определение условий оздоровления среды воспитания в созданной вариативной модели экологического детского объединения.

Второй этап (1998-1999 гг.) - определение форм и методов организации экологически чистой среды воспитания на основе осуществления личностного подхода; обоснование концептуальных основ деятельности детского объединения экологической направленности на основе принципов современного экогуманизма.

Третий этап (1999-2001 гг.) - проведение экспериментальной работы в условиях экологического детского объединения, осуществление диагностики здоровья и развития учащихся, участвовавших в деятельности экологического детского объединения «Дон».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- раскрыта сущность понятий «экологический гуманизм»,
«экологический гуманизм в воспитании» и «экологически чистая среда
воспитания»;

- представлены естественнонаучные и культурно-исторические
основы экологического воспитания школьников;

разработаны научно-экологические основания личностного подхода в воспитании;

выявлены условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в условиях созданной вариативной модели экологического детского объединения;

разработаны концептуальные основы, принципы и формы организации экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания школьников.

Практическая значимость исследования состоит в.

получении диагностической информации о состоянии среды воспитания учащихся;

разработке целостной системы педагогических условий оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания школьников,

в определении форм и методов создания экологически чистой среды воспитания в условиях вариативной модели экологического детского объединения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность понятия - «экологический гуманизм».

Современный экологический гуманизм это ноосферная экология
человека динамично и сбалансировано развивающегося во

взаимодействии с природой, при этом общечеловеческие ценности, принадлежащие сфере культуры, служат регулятором осознанного воздействия человека на природу. Экологический гуманизм в воспитании проявлен на уровне признания ценности человека и природы, права на

свободное развитие человека и природы, направленное на обретение личностью качественно нового ноосферного сознания, обеспечивающего продолжение технического прогресса без ущерба для природной среды и человека.

Основными признаками экологического гуманизма являются: понимание уникальной ценности человека и природы; экологическое сознание; осознание воспитывающей функции природы; экологическое мышление; экологическая ответственность; экологическая культура.

  1. Экологический гуманизм может быть представлен как характеристика личности школьника на основе на основе его индивидуальных и возрастных особенностей. Экологическое развитие личности осуществимо в условиях гармонизации системы отношений человека и природы. Человек гуманизирует природу и собственное «Я», реализуя на практике идеи современного экогуманизма, в основании которого лежит концепция формирования сферы разума, ноосферы, как необратимого этапа эволюции биосферы.

  2. Экологический гуманизм выступает основой создания экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания представленной естественно-природным, социальным, культурным компонентами.

4. В основе создания экологически чистой среды воспитания лежит
совокупность принципов формирования ответственного отношения к
природе - единства сознания, переживания и действия; прогностичности,
дополнительности, междисциплинарности, взаимосвязи глобального,
регионального и локального уровней рассмотрения экологических
проблем.

5. Вариативная модель экологического школьного объединения
позволила определить условия оздоровления природо-социо-культурной

среды воспитания, а так же определить концептуальные основы, принципы и формы создания экологически чистой среды воспитания школьников.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования, адекватной целям, предмету и задачам; целостным подходом к решению проблемы; непротиворечивостью методологических позиций; комплексным использованием методов различных научных дисциплин, опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении 4 лет, апробацией результатов исследования в процессе личной работы автора и практике школ экологической направленности г. Ростова-на-Дону, работающих в режиме эксперимента.

Базой исследования являлось экологическое детское объединение «Дон» (СШ № 80).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждали на заседаниях кафедры педагогики РГПУ, ежегодных августовских конференциях (1999-2000 гг.), Южно-Российских психолого-педагогических чтениях (2001 г.), использовались при проведении семинаров для работников системы образования г. Ростова-на-Дону.

Методические материалы использовали в практике экспериментальной работы школ экологической направленности г. Ростова-на-Дону и детского экологического объединения «Дон», созданного на базе СШ 80.

Структура диссертации, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Развитие философских гуманистических воззрений и их влияния на отношения человека и природы

В эпоху современности свободное развитие личности невозможно вне связи с экологией, являющейся важнейшей составляющей социальной среды.

Существование и развитие цивилизации в современных реалиях возможно только лишь в условиях гармонизации отношений человека с природой. Однако наблюдается конфликт человека (общества) и природы, который столь глубок и глобален, что может быть соотнесены с категорией «экологический кризис», проявленный в антропологической катастрофе -уничтожении в человеке всего человеческого.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Однако без экологического видения мира сегодня невозможно самоосуществление человеческой сущности. При этом любые действия человека должны соразмерятся с общечеловеческими ценностями, выступающими базисом, основой культуры и служащими регулятором осознанного воздействия человека на природу, являющейся частью ноосферы культуры Земли. Поэтому говорить о проблемах современного гуманизма возможно с учетом контекста экологического мировоззрения.

Мир не состоит из одних лишь событий, кроме них в нем есть еще и жизнь, и с этой жизнью человек должен иметь не пассивную, а активную связь. Положение человека в мире должно стать таковым, чтобы деятельность его имела смысл и цель. Замена безжизненной идеи мира реальным миром, который полон жизни, кажется делом простым и очевидным, тем не менее, потребовался долгий период эволюции, чтобы она стала возможной.

Как человек и мир соотносятся друг с другом? С одной стороны, человек подчинен тому ходу событий, в соответствии с которым протекает жизнь; с другой стороны, он способен влиять на жизнь, лежащую в пределах его досягаемости, - вредя ей и помогая, разрушая ее или поддерживая.

Смысл и ценность человеческой жизни опирается на сущность человека. Любые попытки вывести смысл человеческой жизни на уровень инстинктов являются ошибочными. Смысл человеческой жизни определяется несколькими факторами: социальными, этическими, нравственно-гуманистическими, которые являются регуляторами поведения личности. "Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, но может рассматривать и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. устанавливать кроме отношений к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое" (Л.Н. Толстой). Ф.М. Достоевский исследовал жизнь в ее "предельных формах", на тех ее изломах, которые обнажают саму суть жизни, не принимая совершенного общего блага в будущем, если путь к нему и средства могут противоречить нравственности, очерчивая нам новые грани в понимании гуманистического смысла человеческой жизни.

Познать мир можно лишь познав человека. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти вовне от человека, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла сокрыта в самом человеке.

Познать весь мир и Вселенную может лишь тот, кто сам есть Вселенная, кто в силах противостоять Вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание человека покоится на предположении, что человек космичен по своей природе, что он - центр бытия. Следовательно, антропологический путь - единственный путь познания Вселенной, и путь этого предполагает исключительное человеческое самосознание.

Естественно-научные и культурно-исторические основы экологического воспитания

Экологический подход в воспитании востребует рассмотрения идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Экологический подход в воспитании - это неотъемлемая часть формирования личностного мировоззрения, являющегося основой любой человеческой деятельности в сферах науки, образования, производства и т.п., выступающих составляющими общей культуры в самом широком значении этого слова.

Педагогическая наука ориентирует сегодня на усиление внимания к экологическому подходу в воспитании, на вооружение учащихся экологическими знаниями, взглядами и убеждениями, на основе которых раскрывается познавательное, экономическое и эстетическое значение окружающей Среды, формируется ответственное отношение, активная жизненная позиция по отношению к природе. Вместе с тем, организация воспитательного процесса, связанного с воздействием природы на личность и ее становление, остается еще недостаточно разработанным разделом педагогики. Однако разработка научно-педагогических основ экологического подхода в воспитании приобретает в современных условиях огромную природную и социальную значимость.

Рассмотрение экологического подхода в воспитании требует, прежде всего, осмысления его философских, культурно-исторических и психолого-педагогических основ.

Рассмотрим философские основы экологического подхода в воспитании.

На переломе веков русская философская мысль обратилась ко многим принципиально важным вопросам. Конец XIX века требовал подвести определенные итоги и построить эвристические модели будущего развития человечества. Имманентно присущие русской философской мысли особенности подвигали ее на переосмысление значения технической цивилизации, на поиски новых принципов, объединяющих человечество и отражающих приобретение новых качеств его бытия.

К XX веку достаточно ясно проявили себя сложности и противоречия преимущественно технического характера, возникшего в результате нацеленности человечества на полное подчинение природы и использование ее лишь как средства развития производства. Гуманистические установки, нравственность общества и отдельного индивида стали все более пониматься с позиций эгоизма и индивидуализма. При этом о нравственном отношении к природе при безнравственном отношении к человеку не могло быть и речи. XX век нес с собой изменение культурной ориентации, и русская философия, первой почувствовав угрозу традиционным ценностям, попыталась предостеречь, предупредить человечество, взяв на себя в какой-то мере миссионерскую роль. Осознав грядущую опасность, В.Соловьев, Ф.М.Достоевский, Н.Федоров, В.Вернадский, А.Чижевский, Н.Рерих, Л.Толстой, К.Циолковский, каждый по-своему, подошли к мысли о "всеобщей этике" и "космическом мышлении" как возможных средствах преодоления разрыва в системе взаимосвязей общество - природа.

"Русские философы религиозного направления органично использовали для переосмысления взаимодействия человек - природа два православных архетипа: понятие "всеединство" и идею "единства микро- и макрокосмоса". Микрокосмос традиционно рассматривался как целостная, завершенная уменьшенная Вселенная, а природа материальный символ невидимого мира, требовавший специального "духовного прочтения" (59, 73).

Природа, как результат творения и воплощения гармонии имеет безусловную ценность и требует к себе соответствующего отношения. "Даже понятие греха и спасения имели явно выраженное космическое измерение, грех рассматривался как нарушение всего космического порядка, дисгармония в отношениях между человеком и растительным и животным миром и т.п. Спасение же связывалось с восстановлением порядка в человеке, а затем, со временем, и во всем космосе" (59, 81).

Естественно, что данный принцип стал рассматриваться как самоценный в русской религиозной философии при развитии космологической этики.

Природа земли - часть, отражение, ипостась гармонии космоса. Признавая ее такой, мы признаем необходимость соответствующего к ней отношения. Причем это отношение должно включать синтетическое рассмотрение природы как совокупности животного, растительного мира и самого человека, как лучшей части природы. В силу же того, что человек должен выступать носителем целостности, космического порядка и воплощать идею всеединства человечества. О признании всеединства человечества как необходимого условия нового философского взгляда на мир говорили В.Соловьев, Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский, Н.Рерих. Осуществление реального всеединства возможно при условии «личностного самосовершенствования на основе этики всеединства, освобождения от эгоистических желаний и устремленности к сверхличному идеалу. Стремление к высшему нравственному идеалу обеспечивает глубокое постижение космического, вселенского единства» (65, 30).

Научно-экологические основы личностного подхода

Проблемы современного экологического воспитания рассматриваются нами в контексте личностно-ориентированного образования. При этом особенность российской культурно-педагогической традиции заключена в приоритете воспитания в образовательном процессе.

Социальные ожидания в отношении экологического воспитания связаны с безусловным осознанием того факта, кризисные явления в системе «человек - природа» только лишь путем воспитания личностного экологического гуманизма. Личность ребенка уникальна по своему набору умственных, физических и психологических качеств, по предрасположенности к обучению и воспитанию.

Внутренний мир ребенка медленно и тяжело открывается взрослому. Тогда как внешняя сторона его жизни нам более доступна. Однако взаимосвязь «внешнего» и «внутреннего» бесспорна. Исследуя эмоциональную жизнь ребенка, проявленную «во внешнем», возможно определить «внутренние», мотивы направления деятельности детей.

Раннее детство ребенка наиболее насыщено эмоциями, дети испытывают полную психическую и социальную свободы в выражении своих чувств. Дети глубоко переживают свои радости и горести, так как власть момента над детской душой, по словам В.В.Зеньковского, вообще чрезвычайно типична и высока. В глубине и узости чувств лежит причина эмоциональной подвижности ребенка, что именно и определяет подвижность детского внимания. Данную закономерность необходимо учитывать при воспитании детей, определяя направленность личностного подхода к каждому ребенку (30).

Следует отметить, что именно власть момента в детской душе делает ребенка психически уязвимым, беззащитным и поэтому воспитатель не должен травмировать психику ребенка неосторожным к нему прикосновением, так как неумелое прикосновение к душе ребенка заставит его уйти в себя, переживая глубокую драму, губительную для психического здоровья ребенка.

Можно часто наблюдать в семьях не откровенность, обиды, подавление детей. Это объясняется, прежде всего, тем, что семья хоть и остается основным институтом воспитания и социализации детей в новых социально-экономических условиях, но перечисленным функциям внимания уделяется в семье недостаточно, так как это связано, прежде всего, с резким изменением социального фона, в котором живет семья, с ее медленной адаптацией к новым условиям. А это ведет в свою очередь к нарушениям психического равновесия в окружающей среде ребенка и как следствие - расстройство психического здоровья, что весьма губительно для детской души.

Эмоциональная сфера ребенка хрупка, именно потому в его развитии огромное значение приобретает свобода выражения чувств, свобода действий, в соответствии со своими эмоциональными переживаниями, так как для нормального развития ребенка чрезвычайно важно следующее - свободно ли выражаются чувства ребенка или же он вынужден таить и скрывать свои желания и эмоции, так как последнее всегда вносит психическое напряжение в душу ребенка на любом этапе развития (но особенно на начальном), что является итогом горького социального опыта.

Нами проводились диагностика дезадаптации учащихся к окружающим условиям среды, фиксирующая присутствие эмоционального напряжения в душе ребенка, нежелание контактировать с окружающими (уход в себя), проявление признаков депрессивного состояния.

Общую выборку составляют 1448 учащихся СШ № 80, 98, 100 трех возрастных групп, а именно: I группа - дети от 6 до 10 лет; II группа - от 11 до 14 лет, III группа - от 15 до 18 лет.

Результаты диагностики учащихся I группы показывают, что 12% детей обнаруживают фактор эмоциональной напряженности, у 11% учащихся наблюдается "уход в себя", 57% школьников подвержены депрессии.

Во второй группе учащихся показатели еще более удручающие: 78% учащихся находятся в состоянии эмоционального напряжения, у 66% наблюдается «уход в себя» и у 79% школьников - депрессия.

В третьей группе диагностируемых учащихся показатели эмоционального напряжения наиболее высок и составил 85%; фактор «уход в себя» фиксируется у 51% школьников, депрессии подвержены -69% молодых людей (диаграммы 2.1, 2.2, 2.3 Приложение 2).

15% учащихся I группы, 74% второй и 59% учащихся третьей группы оценивают окружающую среду как неблагоприятную (диаграмма 2.4 Приложение 2), проявляя недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, испытывая тревожные состояния и враждебность в процессе общения со сверстниками и взрослыми, невротический синдром (диаграммы 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 Приложение 2).

Коэффициент дезадаптации на период 12.09.1996 г. составил. 33% у учащихся первой группы, 83% - второй, 51 % у учащихся третьей группы (диаграмма 2.11 Приложение 2).

Похожие диссертации на Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания