Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Зайцева Ольга Рафаилевна

Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии
<
Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Ольга Рафаилевна. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Волгоград, 2005 153 с. РГБ ОД, 61:05-13/2575

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы христианской педагогики 15

1.1. Ретроспективный анализ развития религиозного воспитания в Германии 15

1.2. Основные функции христианства и христианской педагогики 42

Выводы по 1 главе. 58

ГЛАВА 2. Система религиозного воспитания в общеобразовательной школе германии 64

2.1. Цели и задачи религиозного воспитания 64

2.2. Основное содержание религиозного воспитания 86

2.2.1. Католическое воспитание в средней школе 89

2.2.2. Евангелическое воспитание в средней школе 103

Выводы по 2 главе 115

Заключение 121

Список использованной литературы 125

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни человечества — науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубившийся разрушительный по своим последствиям разрыв между знанием и историко-культурными традициями, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования. Во всем мире идет поиск способов расширения и углубления гуманитарной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил (Власова Т.ИМ Мухамеджанова Н.М-)-

Духовный кризис в нашей стране осложнен господствовавшим в советский период тоталитарным мышлением, при котором человеку было свойственно недостаточное осознание своих чувств, эмоций, своего «я». Все это сказывалось на системе воспитания, способствовало разрушению подлинных ценностей или осуществлению их на псевдо-нравственных основах. Тем актуальнее представляется для настоящего периода России переориентация мировосприятия, рассмотрение под новым углом зрения исконно человеческих ценностей, среди которых особо важна гуманизация, одухотворение подрастающих поколений, раскрытие человеческих способностей и качеств, приобщение к высшим духовно-нравственным ценностям.

Образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироощущением, который был бы способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строил бы свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание человека нравственности и культуры.

Опираясь на лучшие традиции отечественного образования,

сберегая духовные основания и ценности важно, тем не менее, наполнить их более глубоким философским смыслом, обновить содержание, насытить процесс образования человека высоким гуманным смыслом, истинной культурой. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть также знание религии, основанное на философском осмыслении. «Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности».(55; 108)

В настоящее гремя педагогами (Власова Т,И., Глейзер Г.Д., Колесова И.СМ Остапенко А., Суворов С.Б, и др.) признается необходимость создания в школе воспитательной системы, осуществляется поиск воспитательных мер по духовно-нравственному

обогащению учащихся.

Судя по материалам международных Рождественских чтений и других конференций, посвященных вопросам духовного воспитания, многие видные деятели образования (Давлетин К.Д., Дивногорцева С.Ю., В.М.Филиппов и др.) связывают возрождение Отечества с возрождением традиционных религий и в первую очередь православия. Все большее число педагогов прибегает к сотрудничеству представителями православной церкви, используя в своей работе опыт воспитания воскресных школ.

Формирование личности абсолютно невозможно- Личность может только саморазвиваться (Б,М. Бим-Бад). Все, что она приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может

осуществляться ею только самостоятельно. Воспитание же в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры. Воспитание призвано облагородить, очеловечить разрушительно эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной.

Именно воспитанию принадлежит решающая роль в том или ином типе религиозной идентификации личности как одном из самых важных с содержательной точки зрения продуктов ее самоопределения.

Индифферентность в вопросах веры не менее страшна, чем ложные ответы на неизбежные вопросы, поскольку свидетельствует об опустошенности души и поддерживает невежество (Козырев Ф.Н,). Религиозное мировоззрение, становление и развитие которого входит в задачи воспитания, дополняет, а не заменяет собой мировоззрение научное. Воспитатель должен помочь в поиске и нахождении правильных и конструктивных ответов на мировоззренческие вопросы.

Воспитание не просто должно помогать ребенку войти в жизнь, но, по возможности, в лучшую жизнь. Это будет возможно, если научить его употреблять силы духа и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям.

Нынешний политический, социально-экономический кризис не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Понимая это, выход видится в поиске достойных альтернатив нынешним кризисным явлениям. Поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала отечественной школы побуждает к изучению зарубежного опыта в решении проблемы гуманизации воспитания.

Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения и восполнения к тому, что давалось семьею и церковью. Она учила

элементарной грамотности, открывая человеку богатство мира книг, всего, что сохранилось и передано от предыдущих поколений, она учила умению ясно и отчетливо формулировать мысль и думать. Она уделяла немалое внимание языкам, древним и новым, сознавая изначальную сакральную силу слова.

Гуманистическую педагогику часто называют инновационной, хотя таковой она является для нас, а ведущие зарубежные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической направленности воспитания. Поэтому есть все основания обратиться к опыту зарубежной педагогики, в частности к католической педагогике Германии, страны, система образования и воспитания которой имеет очень высокий международный авторитет.

Принципиальное отличие зарубежного воспитания от нашего в том, что образованный западный человек всегда ближе всего знаком со своим Отечеством: языком» историей, географией, политическим и экономическим положением, русский же менее всего знаком именно со своей Родиной,

Суждение о том, что для оздоровления общества многое может сделать религия, не лишено основания (Аскарова Г.Б., Глейзер Г.Д., Любан Т.Н., Лыкова Н.Г., Метлик Н.В. и др.). Развитие гуманизма неотделимо от христианского мировоззрения, искусства, культуры, именно они вели общественную мысль по пути осмысления человеческого в человеке.

В условиях вступления России в единое образовательное пространство в работе отечественных школ необходимо учитывать опыт зарубежных педагогов, В России сейчас происходит восстановление православного воспитания, при этом используется дореволюционный опыт, опыт русских эмигрантов (В.В. Зеньковский, С. Слободской и т.д.)- При этом идет расхождение в терминологии

(христианская педагогика - Зеньковскии В,В,, православная педагогика - Е. Шестун, церковная педагогика - А. Гармаев), Нам видится целесообразным изучить основы религиозной педагогики для использования данного знания при обновлении отечественной

православной педагогики.

Христианская педагогика как наука о задачах и путях религиозного
воспитания и образования призвана выявить и возродить образ Божий,
живущий в душе. Она утверждает бесконечную ценность и важность,
уникальность и неповторимость человека, его особое предназначение.
В силу того, что религия занимала и занимает важное место в сознании
значительной части немцев, определяя во многом дух и национальную
культуру народа, накоплен большой опыт в области религиозного
просвещения и воспитания, а преподавание религии включено в
стандартные программы общего образования. Ценные мысли о
воспитании детей средствами религиозной морали» национального
самосознания, единства внутреннего (духовного) и внешнего

(социального) опыта в поиске добра, единства веры и разума продуктивные пути использования воспитательного потенциала Библии представлены в работах немецких педагогов, психологов и теологов (Бухера А, Грабера Р., Нипкова К.Е., Ш.мидт Г*Р, Фейфеля Э., и др.).

Изучение и анализ литературы и психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что в России вопросам христианского воспитания посвящено достаточное количество исследований (Власова Т.И., Давлетин К.Д., Дивногорцева С.Ю., Каледа Г., Куломзина С.С, Метлик И.В., Хриенко Т.В., Чурсина Э.А., Шестун Е. и др.), хотя наблюдается совсем небольшое количество практических рекомендаций по проведению занятий по христианскому воспитанию.

Нами выявлено, что религиозная педагогика Германии является

одним из аспектов сравнительной педагогики (Ахтамзян П.В., Баев

В.Г., Боришанская М.ММ Воробьев Н.Е., Вульфсон Б.Л., Джуринский

Ш А.Н., Ильин А., Пискунов А.И., Писарева Л.И. и др.). В Германии

вопросами религиозной педагогики занимаются Аретц Й, Бартоломеус

В., Дёргер Г.И., Фокс Г,, Фройденберг Г., Гроссманн К., Джеймс В.,

Кауфман Ф, К., Кёхер Р., Лихтенштайн И, и др.

Таким образом, в поиске новых источников и путей
гуманистического воспитания подрастающего поколения, есть все
основания дать взвешенную педагогическую оценку идеям
ф современной немецкой религиозной педагогики.

Отсутствие какой-либо системы обращения к опыту религиозной педагогики в целях гуманистического воспитания личности позволяет обозначить ряд противоречий между:

- недостаточностью информации о религиозном воспитании,
закономерностях его функционирования и необходимостью этих знаний
для педагогической науки и практики;

светским антропоцентрическим пониманием сущности
нравственного воспитания и необходимостью учета христианских
* традиций семьи, носителем которых является ребенок;

правом самоопределения личности в вопросах веры и узкой направленностью педагогического влияния образовательных учреждений в мировоззренческом плане;

- общественной потребностью в использовании религиозного
знания в процессе воспитания и уровнем наших знаний об объективно
существующем огромном воспитательном потенциале христианского
вероучения и разработанных методах его использования в процессе
воспитания в Германии.

Проблема настоящего исследования состоит в выявлении сущности целей, задач, методов религиозного воспитания в Германии на современном этапе,

С учетом этого мы сформулировали тему нашего исследования: Религиозное воспитание учащихся в современной немецкой школе.

Объектом исследования является религиозная педагогика Германии.

Предметом исследования выступает религиозное воспитание как одна из составляющих среднего образования в Германии,

Цель исследования состоит в изучении, анализе и систематизации
опыта религиозной педагогики, касающегося воспитания

подрастающего поколения.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ развития религиозного воспитания в Германии,

2_ Показать цели и задачи религиозного воспитания

школьников.

3. Проанализировать основное содержание современной религиозной педагогики Германии.

4_ Охарактеризовать конфессиональные особенности

религиозного воспитания.

Задачи определили логику построения работы, ее содержание, структуру и методы исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи гуманистической философии о человеке как субъекте отношений и собственной жизни, способной к саморазвитию, самореализации во

взаимодействии с другими людьми; исследования российских ученых по сравнительной педагогике (Н.Е.Воробьев, Б.Л.Вульфсон, Г.Генкель, М.И.Демков, А.П.ДжуринскиЙ, А.В.Духавнева, Л.Д.Столяренко и др.); исследования немецких ученых по католической педагогике (В,Бартоломеус, Р.Грабер, Г.Дёргер, Г.Отто, Г.Шмидт, М.Штальманн, Г.Штокк и др); концептуальные идеи целостного педагогического процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский и др).

Источниковедческой базой являются: отечественная и зарубежная философская, историческая, социальная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также ранее выполненные диссертационные работы по православному воспитанию. Основополагающими стали работы немецких ученых Бухер А, Преподавание Закона Божьего: между учебной дисциплиной и жизнью (Bucher, A. Religionsunterricht zwischen Lernfach und Lebenshilfe), Дергера Г\И. Преподавание Закона Божьего в школе (Doerger H.J, «Relligionsunterricht in der Schule»), Луман H. Функции религии (Luhmann, N, Funktion der Religion) и Трогера В. Цели воспитания с учетом требований времени (Troger W. «Erziehungsziele angesichts der Aufgaben der Zeit»). Нами широко использовались статьи и рецензии из журналов «Kirche und Gesellschaft», «Духовно-нравственное воспитание», «Вопросы философии», «Педагогика», «Педагогический вестник», из вестников Епископской конференции Германии, а также нами использованы материалы официальных сайтов Министерства культуры Баварии, Евангелической церкви Бранденбурга, Епископской конференции Германии и др. Важное значение для нашего исследования имела личная переписка с преподавателем религиоведения в немецкой школе Дитером Драбо и пастором Волгоградской лютеранской церкви Дитрихом Хальманом.

Нами широко использовались такие методы научного исследования как теоретический анализ, проблемно-сравнительный

анализ национальных систем религиозного воспитания» метод систематизации и классификации на основе изучения научной литературы отечественных и европейских авторов, обобщение и

синтез.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью концептуальных позиции их соответствием тенденциям развития социально-педагогической действительности, использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, репрезентативностью полученных выводов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что

проанализировано современное религиозное воспитание в общеобразовательной школе Германии, уточнено понимание термина «религиозное воспитание» в немецкой христианской педагогике, охарактеризованы основные цели, задачи, принципы религиозного воспитания, выявлены функции религиозных занятий в системе духовного и нравственного воспитания учащихся Германии.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что систематизировано знание об истории развитии теории и о современном состоянии религиозного воспитания в Германии в рамках сравнительной педагогики, проведен анализ и определено влияние религиозного воспитания на развитие личности школьников. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концептуальных основ построения учебного процесса в сфере дополнительного образования.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и аспирантами при изучении христианской педагогики, преподавателями при составлении спецкурсов по зарубежной педагогике. Историко-педагогический анализ религиозного воспитания Германии может

служить ориентиром для дальнейших исследований по зарубежной христианской педагогике.

Апробация результатов исследования. Основные положения дис
сертационного исследования отражены в публикациях, материалы
которых освещались на Международной научно-методической
конференции «Инновационно-педагогические подходы в подготовке
специалистов для сферы физической культуры и спорта» (Волгоград, 2003
г.), Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные
процессы подготовки специалистов в высшем учебном заведении»
(Волгоград, 2003 г.), VII Региональной конференции молодых
исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2003 г.),
Всероссийской научно-методической конференции «Современное
профессиональное образование: проблемы и перспективы развития»
(Волгоград, 2004 г.), VIII Региональной конференции молодых
исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2004 г_), на научно-
практической конференции посвященной 60-летия Победы в Великой
Отечественной войне (Волгоград^ 2005 г.), Всероссийской научно-
методической конференции «Современное профессиональное
образование: актуальные проблемы и пути совершенствования»
{Волгоград, 2005 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе работы соискателя преподавателем иностранного языка в Волгоградском государственном педагогическом университете, посредством обсуждения итогов работы на заседаниях кафедры Романо-германской филологии Волгоградского государственного педагогического университета.

Положения выносимые на защиту.

1. Христианство в целом и христианское воспитание в частности на протяжении всего существования европейской цивилизации оказывали непосредственное влияние на развитие общества. Ретроспективный анализ

развития школьного мирового образования и системы образования Германии показал, что его истоком является именно религиозное воспитание. Религиозное воспитание было способом передачи культурных и национальных традиций. На современном этапе развития средних общеобразовательных школ приоритетным также считается религиозное воспитание, которое строится с учетом светских научных достижений в педагогике, психологии и т.д., а также с учетом религиозных догматов.

2. Правильное сочетание двух основных целей в немецкой
религиозной педагогике: воспитание для вечной жизни и воспитание для
земной жизни, - должно образовывать единую, целостную цель
христианского воспитания, которое при этом понимается как специально
организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие
воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение
и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от
пороков, которое при этом не является вырабатыванием определенных
норм поведения и стереотипов отношений, а является живой духовной
реакцией на происходящее. Исходя из указанных целей, в религиозно-
воспитательном процессе выделяют следующие задачи:
усовершенствование духа, формирование мировоззрения, пробуждение,
развитие, укрепление способностей, передача духовного опыта, сохранение
церковных традиций в семье, в приходе и в школе. Кроме того,
несомненным является тот факт, что религиозное воспитание есть форма
передачи национальных традиций и патриотизма»

Религиозное воспитание в Германии, как элемент обязательного

образования, позволяет реализовывать следующие функции:

воспитательную, мировоззренческую, коммуникативную, ценностно-

ориентационную, нормативно-регулятивную, познавательную, которые в

свою очередь, стимулируют познавательную и поисковую активность в

осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и

природа Бога, цель и смысл человеческой жизни и т.д.

3. Воспитательный процесс в немецкой школе основывается на
принципах меры, единства мистического и рационального, соподчинения
духовного, душевного и телесного в структуре личности, социальности
христианской педагогики, которые способствуют осознанию учащимися
необходимости жизни с Богом, планомерному их приобщению к жизни в
религиозной общине» Содержание религиозного воспитания в немецкой
средней школе строится по следующим пунктам человек: мир, Библия, Бог,
Иисус Христос, религиозное мировоззрение, - таким образом, что
охватывает не только конфессиональные особенности, но и
межрелигиозные и общекультурные вопросы, осуществляя связь с другими
предметами.

4. Наличие двух ведущих конфессий (католицизм и протестантизм) на
территории Германии потребовало изучения их особенностей в рамках
воспитательного проті.есса в школе, что позволило выявить следующее: во-
первых, занятия по религиоведению направлены на приобщение учащихся
к своим конфессиям, во-вторых, католическое религиоведение является
более централизованным и консервативным, а евангелическое
религиоведение соотносится с конкретными церквями и более открыто для
инноваций. На занятиях по религиоведению учащиеся приобретают ряд
компетенций необходимых для их личностного развития: религиозная
компетенция, предметная компетенция, личностная компетенция,
социальная компетенция, методическая компетенция — которые
необходимы для полноценной жизни и сосуществования в обществе.

Объем и структура работы* Диссертационное исследование (144 с.) состоит из введения (12 с), двух глав (49 и 54 е.), заключения (5 с), списка использованной литературы, насчитывающего 213 источников, из них 119 - на иностранных языках (немецкий и английский) и 8 приложений, текст диссертации содержит 4 таблицы.

Ретроспективный анализ развития религиозного воспитания в Германии

Справедливо было бы заметить, что вся европейская культура, в том числе и немецкая, была построена на христианстве, которое называют педагогической религией (Георгиева Т.С., Джуринский А.Н.)- Расцвет европейской цивилизации по хронологии совпадает с историей развития христианства, поэтому невозможно изучать историю становления религиозного воспитания Германии, не учитывая тот опыт, который был накоплен задолго до появления самого государства.

Мы предлагаем рассмотреть хронологию развития христианской педагогики с момента ее появления.

Первым этапом, зарождением христианской педагогики можно считать появление Священного Писания, воспитание в первых общинах христиан ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого Завета, куда уходит начало христианской традиции воспитания, и Нового Завета, где обоснованы христианские цели и содержание воспитания (36, 131, 161).

Второй этап становления христианской педагогики совпал с эпохой Средневековья. В раннее Средневековье ведущую роль играла христианская философско-педагогическая традиция, которая противостояла Античности, черпая, однако в ней важные идеи.

В период раннего Средневековья, когда христианство еще не заняло господствующего положения, а только представляло собой отдельную общину, ранняя церковь обратила свое внимание исключительно на задачи нравственного совершенствования общества» Зарождалась новая система воспитания, которая будет господствовать на протяжении многих столетий.

Ранняя церковь в качестве приоритетной выдвинула задачу религиозно-нравственного воспитания и придала ей небывалое в истории мира и истории педагогики значение. Воспитание вместе с тем являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земных знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено равно к каждому человеку, но были попытки корпоративного деления (одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали) (17, 29, 169).

Первыми христианскими школами были школы катехуменов (оглашаемых). Эти школы создавались для тех, кто желал стать членом христианской общины, но у кого не было требуемых знаний в области христианского учения и требуемой моральной устойчивости. Главное внимание здесь уделялось основам христианского учения.

В установленные дни недели, а в некоторых школах ежедневно, катехумены собирались на паперти или другой части церкви и выслушивали моральные наставления. Школы для катехуменов назывались также катехизическими, вследствие того, что основу обучения составляло чтение катехизиса (182).

Постепенно в отдельных местах эти школы развивались в учреждения более высокого типа, которые открывались епископами, и, находясь в их ведении, служили как для обучения священнослужителей, так и для общего образования детей. Позже их стали называть кафедральными или соборными, в связи со зданием, в котором они размещались. Все возрастающее «требование более широкого и глубокого общего образования в последующие века способствовали развитию соборных школ, на интеллектуальной базе которых стали рождаться первые средневековые университеты» (182; 85).

Из теологии произошли многие науки. Традиционная классическая «тройка» - грамматика, риторика, диалектика — и «четверка» - музыка, арифметика, геометрия, астрономия - были выстроены в систему образования «как слуги теологии».

Первые тематические учебники появились в первых монашеских школах при монастырях. Модзалевский Н.М. в своей работе приводит точку зрения известного в конце 19 века педагога-историка Никонова К.И., который говорил, что «воспитательная деятельность в христианской церкви началась с появлением монашества (V — VI вв.), которое должно было давать образец воспитания» (65; 74). Школа, в которой, прежде всего, развиваются интеллектуальные способности и приобретаются знания, в которой целенаправленным воспитательным воздействиям личность подвергается всего лишь несколько часов в день, а остальное время предоставлена сама себе или семье, не могла удовлетворить требованиям христианской церкви. Монастырь, с точки зрения христианского воспитания, был самой адекватной формой.

Христианская церковь пыталась искоренить следы варварских родоплеменных воззрений на воспитание. Эти воззрения стали в противоположность «индивидуальному, интеллектуальному воспитанию, которое основывалось на концепции интеграции человека в определенный клан» (29; 81).

Некоторые идеологи христианства (папа Григорий I) с неприязнью которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному воспитанию. Католическая церковь — духовный центр средневекового общества - отвергала античную педагогику как «языческую» и «дьявольскую» мудрость, предпочитая знанию невежество.

Но уже в это время существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, стремившихся спасти остатки греко-римской образованности, именно на этом позже иезуиты будут строить свою систему воспитания через несколько столетий.

Ученый мир раннего Средневековья использовал религиозных и педагогических деятелей V — VI вв. при обосновании обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (345 — 430), Боэций (ок 480 - 524), Иссидор (570 - 636), Капелла (410 - 427), Кассидор (490 -585), создавшие учебники по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику (33).

Основные функции христианства и христианской педагогики

Как видно из предыдущего параграфа, на протяжении долгого времени церковь занималась воспитанием и обучением подрастающих поколений, но как наука «теологическая педагогика» стала формироваться только в XIX веке, взяв начало в религиозной философии- Свидетельством того стали размышления Вильманна О-, который выразил убеждение в том, что педагогика способна подняться до уровня науки, оформиться в науку лишь в случае учета и привлечения христианской воспитательной мудрости в свой фонд (187), Эту убежденность поддержали наряду со многими другими Бопп Г., Эггегсдорф Ф.К., Готтер И., Грунвальд Г,, Шнайдер Ф. и др.

В наше время, спустя уже полтора столетия, мы можем сказать, что религиозная педагогика берется за исследование законов бытия и фактического материала воспитания при помощи естественных источников познания, за норму истины, с которой она никогда не может вступить в противоречие.

В христианской педагогике переплетаются естествознанческое мышление, выявленные, признанные истины, церковные решения, касающиеся веры и единодушная убежденность в религиозной традиции.

Как системное знание, христианская педагогика должна выводить все истинное из закрытой исходящей, из последующего принципа обоснованной связи. Она не может опираться лишь на такие источники как Откровение и теологию. Она основывается на методике, религиозной философии, логике, этике, учении о государстве, и психологии, однако, все это находится в гармонии с истинами веры. Это возможно, поскольку Вера и Знание независимо от разных предметов и принципов восходят к Богу как источнику истинного.

Если учитывать, что вера есть «глубокая убежденность в чем-либо или в ком-либо» (92; 356) (а в нашем понимании вера есть глубокая убежденность в существовании Бога), и разум есть способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл, смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным, то можно сказать что, Вера и Разум опираются друг на друга: разум доказывает возможность веры, вера способна защитить разум от многих заблуждений. Наука, а с ней и педагогика применяют свои собственные принципы и методы, но должны правильно воспользоваться справедливо предоставленной свободой и не допустить путаницы в результате превышения компетенции.

Для дальнейшего изучения основ религиозной педагогики, необходимо выяснить, что обозначает этот термин.

В религиозном образовании последнее время используют несколько терминов, которые очень похожи друг на друга, такие как «религиозная педагогика», «христианская педагогика», «православная педагогика», «католическая педагогика», «евангелическая педагогика», «церковная педагогика». Термины, где есть название конфессий, особого объяснения не требуют, можно сказать только, что и православная» и католическая, и евангелическая педагогики занимаются наукой о воспитании и обучении на материале учений и догматов своей церкви (Шестун Ем Швайгер Ф Шток Г.).

Что же касается церковной и христианской педагогики, то они схожи в значении, но используются представителями разных конфессий: про церковную педагогику говорят в России, соответственно, православные педагоги (Гармаев А,), а о христианской педагогике говорят в основном протестанты (Льюис К.С), которые больше настроены на объединение всех христиан (экуменическое движение)»

В нашем исследовании мы используем термин «религиозное воспитание», т.к, во-первых, этот термин используется немецкими учеными (Гербарт Й.Ф., Кабишес Р., Форстере В. и др.)» а во-вторых, в Германии, при наличии закона о свободе вероисповедания, религиоведение является обязательным предметом в школе, а школы посещают не только дети христиан, но и дети, чьи родители исповедуют другие вероучения, и чтобы избежать конфликтов конфессий, в названии предмета не указывается конкретная церковь. Родители, не придерживающиеся ни одной официальной конфессии и не желающие, чтобы их дети посещали занятия по религиоведению, имеют право выбрать альтернативную дисциплину, этику, которая включает в себя основы нескольких религиозных учений.

Именно о духовном образовании, т.е, об образовании в его метафизико-онтологических основаниях говорит религиозная педагогика. Ее предметом, если говорить, используя религиозную терминологию, является учение о методах и приемах становления человека по образу и подобию Божьему, но если иметь в виду философско-педагогический аспект, то религиозная педагогика есть прямое выражение онтологического (не физико-природного, но метафизически-духовного) образования человека. Религиозная педагогика, таким образом, непосредственно оказывается связанной с по-философски понятой сущностью человека и сущностью его становления в подлинно человеческом образе. Как христианство в целом в специфической форме выражает культуру и культурное становление человечества, так религиозная педагогика призвана, чтобы образовать, создать по образу Бога отдельного человека (9, 32).

Мы можем сказать, что последнее время возросла популярность той или иной конфессии, а особенно принадлежность к ней, хотя мало кто действительно понимает всю ответственность принятого решения. Как правило, все заканчивается просто разговорами» а о религиозном сознании речь не идет.

На наш взгляд, религиозное сознание является конечной целью религиозного воспитания, В нашем исследовании мы приводим суждения не только немецких педагогов и философов, но и отечественных, т,к. в основных вопросах веры и воспитания их точки зрения очень похожи.

Религиозное знание отличается от других видов знания (прежде всего научного)» во-первых, своим основным содержанием, во-вторых, формой, средствами постижения этого содержания (Фройндерберг Г., Гроссманн.К),

Некоторые философы (Кант И., Соловьев В.В.) указывают, что познание Бога есть единственная цель религии- Это положение корректнее понимать в том смысле, что «все другие проблемы религии фокусируются вокруг проблемы Бога. Существует даже особая отрасль знания в рамках религиозного знания - богопознание. Оно ставит своей целью: 1} доказать или подтвердить существование Бога; 2) определить по возможности природу Бога; 3) охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком» (2; 58).

Необходимо показать неразрывную связь религиозной веры и познания: сколь бы ни была эмоциональна вера, она основывается на знании, имеет предпосылкой знание, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозного верования.

Католическое воспитание в средней школе

Школы с католическим направлением занимают твердое положение в немецком школьном образовании и имеют религиозное и общественное значение. Как правило, это классические гимназии или основные школы. Их особенность состоит в том, что они объединяют передачу знаний с религиозным воспитанием и практикой веры. Католические школы готовят вместе с тем квалифицированных специалистов, они помогают молодым людям организовать их собственную жизнь и стать полноценными членами демократического общества.

Основная сущность демократического государства состоит в возможности граждан свободно выражать свои чувства и волеизъявления. Демократическое общество живет только при наличии альтернативы. Это имеет огромное значение также для выбора школы.

Католическая церковь открывает собственные школы и, тем самым, гарантирует право всех участников образовательного процесса на государственную свободу вероисповедания (статья 140 Основного закона) и основное право (статья 7 пункт 4 Основного закона) и заботится, как самый крупный носитель свободных школ, о предоставлении всем гражданам общества альтернативного выбора.

Она действует иначе, чем государственные школы, дополняет и обогащает, таким образом, общественную школьную сущность. Сегодня около 370.000 учащихся посещают в Германии 1146 католических учебных заведений. Вместе с тем, число учеников католических школ с каждым годом увеличивается, что вызвано недовольством родителей результатами обучения в других государственных школах (113, 114).

Католическую школу, в действительности, с полным правом можно назвать наследницей учения церкви, хотя она и подчиняется государству, и должна соответствовать всем национальным стандартам. Папа Иоанн Павел II обратился 30 октября 1999 к национальному собранию итальянских католических школ и предложил основывать обучение на Церковном Своде Законов (Codex luris Canonici) (CIC),

Немецкая конференция епископов (руководящий орган католической церкви в Германии), поддержала его, что определило ряд положений, которые связаны с вопросами школьного образования: - родители должны доверять детей тем школам, которые заботятся о католическом воспитании; - верующие должны содействовать католическим школам; - преподаватели должны отличаться в правоверности и порядочном образе жизни; - епископу принадлежит право надзора и право осмотра всех находящихся в его епархии католических школ; - директора католических школ должны заботиться о том, чтобы образование велось грамотно с научной точки зрения; - необходимо создавать «жизненное пространство, в котором живой дух свободы и любви евангелия» (II. Ватиканский собор, заявление о христианском воспитании) (113; 24).

Естественно, в католической школе все обучение строится на основе учебного плана, и традиционно под «учебным планом» подразумевается организация учебного процесса, направленного на обучение и развитие школьников (В.Бартоломеус, Э. Файфель, Р, Лауэнбергер, Г, Штахель), Это включает в себя содержание курсов, деятельность учащиеся, методы обучения. В католической школе, как и в евангелической, в учебный план также входит: передача католических традиций; формирование ценностей Евангелия как движущей силы обучения и воспитания.

Католическое воспитание, исходя из воспитательных целей и методов, ориентировано на развитие личности учащихся: они должны осознавать (понимать) роль Иисуса Христа и Евангелие в их жизни, только при помощи веры и внутренней свободы они могут стать по-настоящему духовно-развитыми людьми.

Вдохновленная Евангелие, школа поощряет свободу всех участников воспитательного процесса, где приоритетом является уважение личности, свободное общение во время совместной работы (171).

Католическая школа отличается тем, что строит свою работу на партнерских отношениях. У католической школы есть взаимное обязательство с церковью, они «являются партнерами в деле прославления Евангелия и в развитии человеческой личности» (168).

Основной процесс воспитания в школе - это взаимодействие между учителями и учениками. Каждый работает над установлением положительных, основанных на взаимоуважении отношений. Качество взаимоотношений между учителями и учащимися является решающим фактом в эффективности учебного процесса.

Вне всякого сомнения, все религиозное воспитание в католической школе должно строиться на религиозной педагогике, но, как мы уже упоминали, она, естественно, опирается на результаты

светской педагогики, т.к. это два направления одной науки.

Рик Ионт, рассматривая светское обучение и христианскую педагогику, вывел, что и первое и вторая опираются на три теории основные в современной педагогике: когнитивную, гуманистическую и бихевиористическую. Основные положения христианской педагогики, которые берут начало в Святом Писании, совпадают с традиционными (48; 254):

1) эмоциональность - атмосфера, царящая в классе, должна быть эмоционально теплой, а процесс обучения — приятным и эффективным. В гуманистических теориях воспитания говорится о заботливом взрашивании ученика. А на страницах Библии царь Давид описывает, как Господь заботится о нём: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться; Он покоит .меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради Имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною: Твой жезл и твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил для меня трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою , чаша моя преисполнена.

Евангелическое воспитание в средней школе

Последнее время особенно много евангелических школ было создано в Восточной Германии, где они стали чрезвычайно популярны. Это вызвано тем, что, с одной стороны, в бывшей ГДР любая религия была под запретом или строгим контролем, и сейчас у людей появилась возможность восполнить то, что им недоставало. В евангелических школах на уроках Закона Божьего «отказались от заучивания многих молитв и псалмов, главное - показать детям всю красоту веры, научить анализировать свои мысли и действия в соответствии со Святым Писанием, научить любить Бога, а не бояться Его наказания. Жизнь во Христе должна стать радостью, а не вынужденной необходимостью (потому что надо во что-то верить)» (204; 3216).

На занятиях часто используются разные виды учебной деятельности: - дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; - изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение образов; музыка, вызывающая радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль, способствующая активному сопереживанию, воздействующая на чувства и сознание; - игры-драматизации (152; 268).

Все обучение строится на партнерских отношениях, и тем самым учащиеся пытаются через познание Святого Писания войти в «большой мир», приняв культурное наследие христианства и не отрываясь от земной жизни.

Немецкие педагоги-теологи Бимер Г. и Бизингер А. считают, чтобы лучше осознать задачи евангелической школы, необходимо

обратиться к Евангелие, как основному источнику педагогических постулатов в религиозном воспитании, и внимательно прислушаться к апостолу Павлу, который «дает очень важные наставления в Филиппах» (111; 155 — 157). В стихе 27 он говорит о «благовествовании Христовом» и о «вере евангельской», и призывает христиан жить благочестиво: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас или не приду, слышать о вас что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Пего, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите обо мне» (Флп. 1:27-30).

Апостол пишет эти строки, находясь под арестом. Его свобода очень ограничена. Он уже не имеет возможности ни посетить основанные им церкви, ни благовествовать там, где люди еще не знают о Христе- Он теперь, как птица в клетке. Но он пишет, что, независимо от его будущей участи, будет ли он освобожден или нет, будет ли он жить или нет, его главная забота - не о личной судьбе, а о судьбе Евангелия. И в свете этой заботы о Евангелии апостол Павел концентрирует внимание своих читателей на следующих пяти моментах.

Во-первых, верующие призваны к евангельской праведности, то есть к жизни, достойной благовествования. Не должно быть никакого противоречия между верой и повседневной жизнью, но евангельское исповедание должьо быть основой для праведности. Во всех предыдущих поколениях евангельские христиане неизменно стремились к святости и нравственной чистоте- Они очень серьезно относились к многократно повторяющейся Божьей заповеди для Его народа: «Будьте святы, потому что Я свят». Но создается впечатление, что в наше время эту заповедь все труднее исполнить. Нас со всех сторон окружает нехристианская культура, переполненная этическим релятивизмом, эгоистичными амбициями, стремлением к материальным благам, завистью, разрушением семьи и потерей сексуального самоконтроля. Христиане же призваны противостоять этому давлению и стремиться к праведности, как жаждущий путник стремится к источнику чистой воды. Если евангельская вера теряет евангельскую святость, то она огорчает Бога, порочит имя христиан и препятствует благовестию. Проповедь Евангелия только тогда будет звучать, когда она будем проповедуется самой жизнью.

Во-вторых, верующие призваны к евангельской стабильности, то есть призваны быть стойкими в евангельской вере. Стабильность очень важна в любой сфере жизни. Мы говорим о необходимости стабильности в государстве, в экономике, нужны устойчивые дома, нужно формировать устойчивый характер у учащихся. Устойчивость христианства была очень важна для апостолов, и они достаточно времени посвящали утверждению новообращенных. Апостолы знали, насколько тяжелой будет духовная борьба с сатанинской силой -интеллектуальной (через лжеучения), моральной (через искушения) и физической (через гонения). И апостолы учили христиан облачаться в Божье всеоружие, чтобы иметь силу устоять. В наше же время очень недостает стабильности как в учении, так и в этике. «Слишком многие отдались на милость ветра и волн лжеучений. Мы больше похожи на тростник, который качает ветер общественного мнения, чем на скалы, рассекающие горную реку. Поэтому в наши дни особенно нужны стабильные христиане» (33; 451),

В-третьих, верующие призваны к евангельской истине, т.е. призваны подвизаться за веру евангельскую. Необходимо не только самим быть стойкими в вере, но также и отстаивать ее перед обществом. Здесь речь идет о сочетании благовестия (провозглашения Евангелия) и апологетики {защиты Евангелия). Как написано в Филиппах 1:7,17, апостолы не отделяли эти два дела, но в их благовестии всегда присутствовал важный апологетический элемент. Апостол Павел мог все свое служение выразить словами: «мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11). И Лука неоднократно описывает Павла вразумляющим людей, рассуждающим с ними и стремящимся убедить их в истине Евангелия. Конечно же, Павел всецело полагался на Духа Святого, Который один только может привести людей ко Христу. Но Дух Святой есть Дух истины. Который приводит людей к вере не против истины, но через истину, когда Он открывает разум людей и делает их способными ее принять.

В-четвертых, верующие призваны к евангельскому единству, то есть призваны к совместному труду ради Евангелия. Тема единства проходит красной нитью через все Послание к Филиппинцам, Павел просит своих читателей «стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (1:27). Далее он продолжает и говорит: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (ст. 2:2).

Похожие диссертации на Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии