Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Аппаева Ялман Борисовна

Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века
<
Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аппаева Ялман Борисовна. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Элиста, 2001 220 c. РГБ ОД, 61:02-13/990-1

Содержание к диссертации

Введение

1. СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ В СЕРЕДИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА 16

1.1. Ретроспективный анализ русско-калмыцкого содружества 17

1.2. Государственная идеология России в области народного образования в отношении нерусского населения 51

Выводы по 1 главе 83

2. РУССКО-КАЛМЫЦКОЕ СОДРУЖЕСТВО КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ 85

2.1. Развитие русско-калмыцкого содружества в области народного образования XIX века 86

2.2. Влияние общественно-педагогической мысли России XIX -

начала XX века на становление народного образования Калмыкии 113

2.3. Основные направления развития народного образования и школы в Калмыкии (20-40-е гг. XX века) 142

Выводы по 2 главе 180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182

БИБЛИОГРАФИЯ 192

ПРИЛОЖЕНИЕ 210

Введение к работе

Актуальность разрабатываемой проблемы. В условиях кризиса межнациональных отношений в современной России стало особенно актуальным изучение истории становления и развития общности населяющих ее больших и малых народов, выявление традиций и создание новых механизмов их взаимодействия. Повышенный интерес к глубинным истокам культурно-исторического и духовного наследия стал феноменом нашего времени. Он объясняется осознанием уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части общечеловеческой. Происходит возрождение национального самосознания народов и их культур, что находится в прямой зависимости от направленности национальной системы образования. Образование многонационального государства призвано сохранять не только язык, культуру, самобытность каждого народа» но и формировать единые идеалы гражданственности и патриотизма.

Реалии нынешнего целостного, хотя и противоречивого мира вызвали к жизни мощные интеграционные тенденции, которые начинают оказывать доминирующее влияние на образование. Отсюда и постоянный, неослабевающий интерес исследователей к разнообразным аспектам развития образования в условиях полиэтничности. Региональный компонент позволяет представить Россию как полиэтническое, поликонфессиональное, поликультурное общество.

История педагогики устанавливает связь между процессами, происходящими в воспитании, обучении, образовании и общественно-экономическом развитии, обобщая то положительное, что было накоплено в педагогической теории и практике [81].

Существует неразрывная связь между изменениями в обще культурном развитии общества и педагогическом процессе. Обращаясь к истории педагогики, мы стремимся выявить наиболее ценные идеи для использования в

рамках современного российского образования. История российской системы образования дает богатый материал для глубокого и серьезного изучения всех аспектов данной проблемы. Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование развития системы образования для нерусских народов в XIX - 20-40-е гг. XX в., в частности калмыков. Это объясняется тем, что школа в этот период переживала наиболее сильные преобразования и являлась инструментом для сохранения баланса интересов в сфере межнациональных отношений [ 22,165].

Исследователи выделяют следующие особенности этнического

самосознания калмыцкого и русского народов, проживающих на территории России: 1. Калмыцкий народ, проживающий совместно с русским народом несколько веков при длительном межэтническом контакте способствовал созданию «культурного типа», отличающегося большой толерантностью; 2. Русские не только не являются антагонистами, но и часто выступают арбитрами в урегулировании межэтнических конфликтов. [68,165].

Однако понятие этнического самосознания нуждается в новом осмыслении и соотнесении с реалиями современной действительности, потому что в России конца XX века произошли кардинальные изменения, приведшие к крушению социалистической системы и переходу на новый путь развития. Разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, экономического, политического, идеологического пространства, переход на рыночные отношения требует новых подходов, новой трактовки социально-культурных, этнических процессов, потому что в условиях всесторонних реформ они взаимосвязаны между собой. Однако прежние национально-культурные отношения стали дисгармоничны и противоречивы. Хотя совсем недавно они трактовались как идеальные: национальные по форме, социалистические по содержанию, интернациональные по своей духовной устремленности. Это свидетельство того, что многонациональной культуре при социализме исподволь превращалась в рупор политических идей, а ученые

умалчивали, о том колоссальном ущербе, который наносился

социалистической идеологией национальной культуре народов, населявших СССР. Такой подход приглушал в общественном сознании проблемы этнических общностей, потому что целенаправленно культивировались стереотипные суждения о сближении и расцвете социалистических наций.

Обращение к историческому прошлому народного образования может дать импульс для новых идей, позволит, критически осмыслив имеющийся опыт, вернуть «хорошо забытое старое», которое будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом.

Отличительной особенностью развития российского государства на современном этапе является стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Это обстоятельство актуально и для Калмыкии, так как она представляет собой многонациональный субъект РФ. Калмыкия сегодня находится в поиске собственного пути формирования и упрочнения межнациональных отношений в республике и за ее пределами, реализуя на практике тезис "Единая Калмыкия - в единой России", который является велением исторического времени, его закономерностей на рубеже столетий.

В России, как и в любом демократическом государстве, национальная политика должна строиться на основе тщательного и своевременного учета национально-специфических интересов населяющих ее народов, их взаимодействия друг с другом, а также с общенациональными, общегосударственными интересами развития всего сообщества народов Российской Федерации. Образовательное пространство России и ее субъектов также должно развиваться на основе оптимального баланса образовательных интересов Федерации в целом, ее регионов, конкретной школы, и, в конечном

счете, человека, являющегося конечной точкой приложения усилий
определенных национальных систем образования. Поэтому историко-

педагогические исследования, относящиеся к изучению исторического прошлого российского образования и Калмыкии, приобретают особую значимость.

Данное исследование посвящено выявлению значения русско-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного образования Калмыкии. В связи с этим актуальность данной работы заключается в том, что она связана как с регионализацией, так и с федерализацией образования.

Исследование базируется на широком спектре разнообразных трудов дореволюционных, советских и современных историков: на работах по истории педагогики, по вопросам образования, философии образования, педагогики высшей и средней школы, русской и калмыцкой истории, истории культуры калмыцкого народа и других публикациях.

Особенно важными для нашего исследования являются гуманистические идеи народной педагогики К.Д. Ушинского [236,237,238] Н.А. Корфа[124], Л.Н. Толстого[227], П.Ф. Каптерева[]07]. Они заложили основы школы, организованной на демократических принципах (народность и учет национальных особенностей, общественность и открытость в работе школ, создание дружественной атмосферы и взаимопонимания).

В дореволюционный период издано немало работ, освещавших историю, культуру и быт калмыков, состояние народного образования Калмыкии. Среди них необходимо выделить труды И. Нефедьева[158], М. Новолетова[189], П.И. Небольсина[155], И.А. Житецкого[ 89,90], П.С.Палласа[171], Г. Прозрителева[196], В.М. Бакунина[28], А.С. Пушкина[199], A.M. Позднеева [182,183,184,185,186], А.Д. Сильницкого[210], Н.А. Спасского [213,214], С.Ф. Фарфоровского[239,240].

В советское время написаны работы, которые содержали ценные факты* суждения и выводы по истории народного образования. Часть вопросов,

связанных с развитием русско-калмыцкого сотрудничества в области культуры освещена в исследованиях литературоведов и лингвистов Калмыкии: Ц.-Д. Номинханова[160], А.В. Бадмаева[23,24,25], Н.Ц. Биткеева[37], Б.А. Боваева [41], С. Бургуковой[51], Л.С. Бурчиновой [52,53,54] и др.

Специальной разработке вопросов истории развития народного образования и школьного дела в Калмыкии посвящены историко-педагогические труды Н.Ш. Ташнинова[223], В. И. Килганова[108], В. Ф. Ефремовой[85,86,87,88], О. Д. Мукаевой [178,179]и др.

Настоящим подвижникам, много лет проработавшим в калмыцкой степи и внёсшим большой вклад в просвещение калмыцкого народа, посвящены работы О.Д. Мукаевой «Жизнь - служение народу»[178], П.Н. Суссеева «Наш Ээмчи»[219], Л.С. Бурчиновой «Учёный, педагог, человек»[55], Г. М. Борликова «Учёные Калмыкии» [4 8].

В работах современных исследователей уделяется пристальное внимание пониманию национального образования Калмыкии (А.Б. Панькин[174], Е.В. Сартикова[207,208], Л.Н. Мукаева[147], И.М. Корнилова[121], М.В. Воробьева[62]).

Интересны работы по истории Калмыкии, потому что история народного образования калмыков тесно связана с особенностями развития республики, её экономической и культурной политикой.

Определённый материал о развитии народного образования содержится в более общих работах: монографии Ц.-Д.Д. Номинханова «Очерки истории культуры калмыцкого народа»[160], а также в коллективном труде «Очерки истории Калмыцкой АСС? (В 2-х томах)»[168,169]. Это характерные образцы советской историографии периода «развитого социализма».

Также были использованы работы культорологического и этнографического характера, среди них необходимо выделить прежде всего монографии У.Э. Эрдниева «Калмыки»[253], Г,О. Авляева «Происхождение калмыцкого народа»[1], А.Т. Митирова «Ойраты - калмыки: века и

поколения»[145], А.Н. Команджаева «Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (конец XIX - начало XX вв.)»[113].

Поскольку калмыцкая школа - составная часть системы российского народного образования, то важно проследить общую историческую ситуацию в области образования, правительственной политики, общественно-педагогического движения России.

В советской историографии надо отметить коллективные труды под редакцией А. Пискунова, Э.Д. Днепрова[81], а также работы, связанные со становлением и развитием сети общеобразовательных учебных заведений (Н.А. Константинова, В.Я. Струминского[П9], Е.Н. Медынского[142], А.Н. Джуринского[80]), по общественно-педагогическому движению (М.В. Михайловой, Р.Л. Доватора, Б.К. Тебиева). Особое внимание обращено на работы, в которых раскрывалась проблема геополитики в истории образования нерусских народов (Б.К. Тебиев, М.Г. Тайчинов, СВ. Грачёв).

В исследованиях А.Б. Ольневой[164], К. Бержанова[36] на обширном фактическом материале показана история развития образования национальных окраин России.

Следующая группа работ связана с проблемой возрождения и изучения русских гуманистических традиций в образовании (Е.В. Бондаревская[42], В.И. Данильчук[76], В.В. Зайцев[94], A.M. Саранов[206], О.Д. Мукаева[ 148,149], СВ. Куликова[132],М.В, Савин[204], А.А. Салютина[205]).

Ретроспективный анализ развития народного образования Калмыкии середины XIX в. — 20-40 гг. XX в. показывает, что процесс становления национальной образовательной системы осуществлялся на основе поиска гуманистических тенденций в педагогике (народность, учет национальных особенностей, создание дружественной атмосферы и взаимоотношений).

С другой стороны, можно утверждать, что в отечественной историографии отсутствуют исследования, специально посвященные роли русско-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного

образования. Всё это определило проблему нашего исследования: какое влияние оказало русско-калмыцкое содружество на становление и развитие народного образования Калмыкии. Актуальность проблемы, а также потребность педагогической науки и образовательной практики в использовании накопленного положительного опыта для дальнейшей демократизации и гуманизации педагогического процесса в национально-региональной системе образования обусловили выбор темы исследования: «Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии (середина XIX в. - 20-40 гг. XX в.)».

Объект исследования: народное образование Калмыкии середины XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Предмет исследования: русско-калмыцкое содружество в области образования в середине XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Цель исследования: выявить сущностные характеристики феномена русско-калмыцкого содружества как основы становления и развития народного образования Калмыкии середины XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Поставленная цель определила следующие задачи:

I. Провести ретроспективный анализ зарождения русско-калмыцкого содружества.

  1. Показать основные направления государственной идеологии России в области народного образования в отношении нерусского населения.

  2. Раскрыть содержательные аспекты русско-калмыцкого содружества в области народного образования XIX века.

  3. Выявить пути влияния общественно-педагогической мысли России XIX в. - начала XX в. на становление народного образования Калмыкии.

5. Охарактеризовать развитие народного образования и школы в Калмыкии конца XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Теоретико-методологическая основа исследования; исследование осуществлялось с позиций целостного подхода, с применением идей

аксиологического, культурологического и цивилизационного подходов к изучению историко-педагогического процесса, исходя из законов диалектического материализма, достижений отечественной философской, культурологической, педагогической, исторической и историко-педагогической науки, связанных с изучением развития народного образования, национальной культурой, социально-экономическим и общественно-политическим развитием нашей страны.

Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковой базой работы. Особое внимание уделялось историческому и логическому, ретроспективному методу, методам компаративистики и бинарных оппозиций. Данные методы применялись в целях обобщения и сопоставления однородных фактов, выяснения общих закономерностей и отличительных особенностей развития русско-калмыцкого содружества.

Хронологические рамки исследования - середина XIX века до 20-40-х гг. XX в. Вместе с тем логика историко-педагогического исследования, предписывающая анализировать динамику протекания определенных процессов в их единстве, обусловила необходимость обращения к более ранним периодам отечественной истории.

Начальный хронологический рубеж (середина XIX века) связан не только формально с серединой XIX века, но и со временем глобальных преобразований российского социума, затронувших без исключения все стороны общественной жизни, экономику, политику, культуру, идеологию, нравственность, образование. В этих условиях получило большой импульс национальное самосознание народов России, усиление их тяги к просвещению. Второй рубеж знаменует преобразование Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и её в целом успешное, хотя и противоречивое развитие до 40-х годов XX века. Он связан, во-первых, с завершением полосы послереволюционных школьных реформ. Во-вторых, этот рубеж связан с

ростом образовательного уровня населения Калмыкии и социальными последствиями этого процесса - рождение калмыцкой советской интеллигенции, то есть той интеллектуальной профессиональной структуры, которая гарантировала дальнейшее успешное развитие народного образования.

Источниковая база исследования', проведенный нами ретроспективный анализ понятия русско-калмыцкого содружества показывает, что для обоснования процесса становления и развития русско-калмыцкого содружества в конкретно-историческом периоде XIX в. - 20-40 гг. XX в. необходимо опираться на социально-культурные, теоретико-методологические и эмпирические источники.

Социально-культурный источник содержит в себе программно-целевые установки в сфере образования, господствующие в данном обществе в тот или иной конкретно-исторический период его развития (постановления правительственных органов по народному образованию, правила и программы учебных заведений, уставы начальной школы России). В них содержатся преобладающие программно-целевые установки в сфере образования, которые дают реальную возможность определить актуальные для него в данное время национально-ценностные приоритеты.

Теоретико-методологический источник включает труды, исследования классиков отечественной педагогической мысли, уделявших много внимания национальным ценностям в образовании (Н.И. Пирогов - идея общечеловеческого воспитания; К.Д. Ушинский - народность как основополагающий принцип образования; Н.А. Корф - принцип общеобразовательности народных школ и др.).

Эмпирический источник - архивные материалы (Государственный архив Российской Федерации; Национальный архив РК; Государственный архив Астраханской области; документальный фонд Калмыцкого краеведческого музея имени Н.Н. Пальмова), позволившие рассмотреть реальный процесс развития русско-калмыцкого содружества в деле народного образования (в том

числе доклады и отчеты комиссий по народному образованию Калмыкии, статистические и публицистические материалы).

Этапы исследования: на первом этапе (1998-1999 гг.) проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, определялась источниковедческая база, в результате были выработаны основные направления русско-калмыцкого содружества в деле народного образования (середина XIX - начало XX веков).

На втором этапе (1999-2000 гг.) на основе архивных материалов анализировалась практика развития русско-калмыцкого содружества в народном образовании Калмыкии (начало-середина XX века). В 1999-2000 годах на педагогическом факультете и факультете калмыцкой филологии и культуры осуществлялась апробация материалов исследования в курсе «История образования и педагогической мысли», «История педагогики».

III этап исследования (2000-2001 гг.) объединяет такие виды деятельности, как теоретическое и методическое осмысление хода и результатов исследования, оформление в диссертационный текст, развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.

Научная новизна результатов исследования; впервые рассмотрен феномен русско-калмыцкого содружества как основы развития образовательной системы Калмыкии середины ХІХв. - 20-40-х гг. XX в.: проведён ретроспективный анализ и обозначены основные тенденции развития образования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит вклад в развитие истории и теории педагогики, углубляя и обогащая знания о развитии сотрудничества, совместной деятельности представителей русской и калмыцкой интеллигенции в народном образовании Калмыкии. Раскрыты сущность и содержание понятия «русско-калмыцкое содружество» как качественная характеристика народного

образования Калмыкии данного периода.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в реформировании и модернизации современного российского образования в отношении субъектов РФ и стать основой для разработки спецкурсов и спецсеминаров в системе подготовки современного учителя по курсу «История образования и педагогической мысли».

Положения, выносимые на защиту: I. Исторически русско-калмыцкое содружество зарождается в начале XVII века и связано с началом добровольного присоединения Калмыкии к России, которое послужило толчком к развитию сотрудничества в области культуры и просвещения. Установление экономических и культурных связей, взаимообмен производственными и культурными достижениями требовал налаживания отношений дружбы и сотрудничества в области образования. Изучение экономики, истории, культуры, естественных ресурсов Калмыкии русскими учеными положило начало русско-калмыцкому содружеству.

II. Государственная идеология России в области народного образования в отношении калмыцкого народа носила русификаторский характер, однако миссионерская деятельность повлияла на формирование нового отношения к калмыкам как к равноправным субъектам цивилизационного процесса (создание начальных школ и учебно-методическое их обеспечение; подготовка педагогических кадров из числа коренного населения).

Ш. Период середины XIX - начала XX века в истории Калмыкии характеризуется как время повышенного интереса представителей русской интеллигенции к судьбе калмыцкого народа, проявлявшегося в сотрудничестве интеллигенции Калмыкии с учеными-востоковедами, с русскими учителями.

В это время складывается феномен русско-калмыцкого содружества, как основы становления и развития народного образования Калмыкии. Содержательные аспекты русско-калмыцкого содружества заключаются в

сотрудничестве русской и калмыцкой интеллигенции, в совместной деятельности, основанной на дружественных, гуманистических межнациональных отношениях учителей русской и калмыцкой национальности в деле народного образования Калмыкии.

IV. Демократизация общественно-педагогического движения во 2-ой половине XIX - начале XX веков в России оказала большое влияние на становление народного образования Калмыкии. Это влияние характеризуется следующими тенденциями:

1. Расширение сети начальных школ (аймачные, народные, частные школы).

  1. Открытие женских школ.

  2. Совместное обучение девочек и мальчиков.

  3. Зарождение профессионального образования.

  4. Бесплатное обучение за счет общественного калмыцкого фонда.

V. Дальнейшее развитие русско-калмыцкое содружества в 20-40-х годах XIX века в становлении и развитии народного образования Калмыкии осуществлялось по следующим направлениям:

1. Создание новой советской школы по типу «массовая школа-
массовый учитель-массовый учащийся-единый стандарт».

2. Организация подготовки учителей проходила через учительские
семинарии, педагогические курсы, практику учителей проводили в специально
устраиваемых учительских семинариях опытных школ.

3. Совершенствование учебно-методической работы в калмыцких
школах, повышение роли периодической печати в создании калмыцкой
советской школы.

4. Подготовка научных кадров национальной интеллигенции Калмыкии.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования

обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии КГУ, на республиканских научно-практических и учительских конференциях (1998-

2001 гг.), докладывались на межвузовских научных конференциях (Элиста, 1999; Майкоп, 2000; Астрахань, 2001); результаты исследования освещались на международной научно-практической конференции, посвященной 390-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России (Элиста, 1999) и на международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания» (Элиста, 2000).

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при разработке программ курсов «История образования и педагогической мысли», «История педагогики», на семинарских занятиях на факультетах педагогическом и калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета.

Достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом теории и практики формирования образовательной системы, анализом архивных документов, адекватностью методов задачам и логике исследования, сопоставимостью полученных результатов исследования с другими данными педагогических исследований по рассматриваемой проблеме.

База исследования: педагогический факультет и факультет калмыцкой филологии и культуры КГУ.

Объем и структура диссертации: общий объем диссертации -

страниц. Она состоит из введения (3-15с), двух глав(17-84с;85-181с), заключения(182-191с), списка архивных документов( 23 наименований) и библиографии(254 наименований), одного приложения.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования.

Ретроспективный анализ русско-калмыцкого содружества

В данном параграфе будут рассмотрены истоки зарождения русско-калмыцкого содружества. Но прежде мы должны обратиться к истории калмыцкого народа, который оказался "единственным этносом азиатского происхождения в Европе"[147, 7].

Калмыцкая культура уникальна, неповторима. Издревле народ звался ойратами. Первые упоминания о них мы находим в перечне монгольских племен, населявших империю Чингис-хана. В XIV веке империя пала. В связи с этим происходит разделение единого монгольского народа на ряд монголо-язычных народов. Ойраты формируют суверенное государство, и претендуют на главенство среди монгольских племен и народов [ПО, с. 249].

С середины XVI века под давлением внешних и внутренних факторов начинаются массовые миграции ойратов, итогом которых являлось то, что с конца XVI века до начала XVIII века, кроме Джунгарского ханства, возникает еще два ойратских государства. По этому поводу Н. Рерих писал: "Странна судьба калмыков. Народность рассеянна самым непонятным образом: в Китайском Синьцзяне олеты занимают Илийский край, торгоуты - Карашар, хошуты - Джунгарию, ойраты - в Монголии, дамсоки - в Тибете, калмыцкие улусы рассыпаны также по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга" [ 202, с. 180].

Рассматриваемый период (начало XVI - конец XVIII вв.) - время наивысшего расцвета ойратов, имевших три государственных образования. В это время была заложена солидная база дальнейшего развития и становления калмыцкого этноса, а также был заложен достаточный запас этнической прочности, обеспечивший сохранность калмыцкого этноса до наших дней, несмотря столетия давления и открытого геноцида. Попытаемся глубже обозначить основные исторические корни современной калмыцкой культуры, образования, заложенные ойратами - предками калмыков.

Росту культуры ойратов способствовали географические особенности района их обитания. Через нее проходил так называемый Великий Шелковый Путь, издревле связавший страны Дальнего Востока с Западом. Это не могло не оказать влияние на положение и образ жизни ойратов.

В конце XVI - начале XVII вв. начинается разделение ойратов, от которых отделились несколько десятков тысяч семей. Они откочевали в низовья Волги, где развивается самобытная культура калмыцкого народа. Литературные источники свидетельствуют, что калмыки имели определенные культурные навыки и традиции, приобретенные ойратами в ходе многовекового исторического развития: вполне устойчивые традиции летописания, устного народного творчества и др. Ко времени своего добровольного вхождения в состав России в начале XVII века калмыки еще были далеки от завершения процессов национальной консолидации.

Образование централизованного калмыцкого ханства имело решающее значение для предопределения и определения этнической консолидации родственных групп волжских ойратов в единый этнос с новым этническим самосознанием, особым чувством привязанности к новой родине - России, формированием нового калмыцкого литературного языка, калмыцкой национальной культуры, включая сюда ее жемчужину - героический эпос "Джангар", письменность, историческую литературу, богатейший фольклор и т.д.

Фольклор, история и культура края, национальная философия, религия, духовно-нравственное, трудовое и физическое воспитание - вот те образовательные программы, которые наиболее способствуют реализации цели национальной школы, а в конечном итоге, воспитанию личности в духе согласия, мира и терпимости. Калмыцкая культура, это культура, имеющая тесную связь с тибетским буддизмом. На протяжении веков буддийское учение было предметом почитания, глубокого понимания и изучения в среде калмыков.

Государственная идеология России в области народного образования в отношении нерусского населения

В данном параграфе будут рассмотрены вопросы, связанные с политикой царского правительства по отношению к калмыцкому народу. Калмыки, как сказано в предыдущем параграфе, расположились в низовьях реки Волги, т.е. на территории Нижнего Поволжья. Поволжье многонациональный регион России, где исторически проживают татары, мордвы, чуваши, калмыки. И они, естественно, вовлекались в сферу политического и культурного влияния российского государства.

Важная роль в освоении покоренных территорий отводилась православной церкви. Как пишет СВ. Грачев: "Православная церковь всегда была одним из важнейших инструментов русификации беспокойных инородческих регионов Российской империи" [73, с. 66]. Колониальные интересы требовали определенных знаний о языке, быте и этнопсихологии коренных жителей края, в целях выработки наиболее эффективных путей приобщения нерусских этносов к российской государственности и идеологии православия. Соперничество двух конфессий (православие и буддизм) за влияние на местное население Калмыкии происходило, прежде всего, в образовательных процессах рассматриваемой эпохи.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы показать, как осуществлялась политика царского правительства в области народного образования по отношению к калмыцкому народу.

Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, которые восходят к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII-начала XVIII в.в. - эпохи правления Петра I. "Реформа Петра Великого, - пишет Н.А. Бердяев, - была совершенно неизбежна, подготовлена предшествующими процессами и, вместе с тем, насильственна, была революцией сверху" [35 , с. 44]. Этот период развития российской педагогической теории и практики П.Ф. Каптерев назвал «государственным» (начало XVII века).

В первой половине XVIII века, особенно в годы царствования Петра І, в России стали открываться начальные школы и различные профессиональные учебные заведения. Вопросы просвещения ставились на уровень государственной политики. Однако с середины XVIII века отношение к просвещению в правительственных кругах стало несколько меняться, что немедленно отразилось на состоянии школьного дела. Дело просвещения постепенно приходит в упадок. Во второй половине XVIII века передовыми представителями русского общества выдвигались различные проекты расширения народного образования, которые в начале встречали благосклонное отношение со стороны правительства. Но после крестьянской войны под предводительством Пугачева политика правительства резко изменилась. Однако общий ход исторического развития страны требовал от правительства реальных мер по созданию школ и распространению грамотности. В 1786 году был издан школьный Устав, на основании которого открывались народные училища в губернских городах и малые народные училища в уездных центрах. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, не контролируемые церковью. Учились в них дети средних слоев городского населения, они готовили грамотных, хорошо умеющих читать и писать людей. Рассчитаны на 2 года обучения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку. Школы содержались за счет средств городского самоуправления, в них можно было приобрести педагогическое образование. Из училищ были устранены официальные представители церкви, преподавание поручалось гражданским учителям.

К концу XVIII века количество таких школ значительно возросло. К примеру, если в 1782 году в России было 8 школ, 26 учителей и около 518 учащихся, то в 1786 году было уже 165 школ, учителей - 394 и учащихся 11088, а в 1800 году эти показатели соответственно составили 315, 790, 19915 [223]. В первой половине XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируются национальная секуляризованная система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам государственного общества. Основным препятствием для развития школы крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.

Но в селах и деревнях России, и тем более в калмыцких улусах школы не открывались. Царское правительство, русские помещики и калмыцкие нойоны о просвещении широких трудящихся масс не заботились.

Основными формами школьного образования в XVIII веке в Калмыкии были хурульные и миссионерские школы. Хурульное образование делилось на общее и специальное. Общее образование получали все мальчики, поступившие в хурулы (монастыри) учениками, послушниками (манджи, банди). Обучение поручалось гелюнгам (священнослужителям), каждому по 2-3 ученика. На начальной стадии обучения они изучали азбуку калмыцкого и тибетского языков, зая-пандитскую и тибетскую письменности, учились чтению и письму, заучивали наизусть молитвы и обрядовый устав, участвовали в хурульных богослужениях в качестве прислужников, обучались игре на ритуальных музыкальных инструментах и др.

Развитие русско-калмыцкого содружества в области народного образования XIX века

1861-1917 годы - период больших социальных преобразований российского общества, затронувший без исключения все стороны жизни русского народа: политику, экономику, культуру, идеологию нравственность, образование. Либерализация общественной жизни, демократизация политической сферы, атмосфера всеобщей толерантности и плюрализма мнений качественно повлияли на развитие отечественной культуры, науки, образования, в развитии которого, по образному выражению П.Ф. Каптере ва, наступил "общественный период", когда проблемы национального просвещения становятся не только делом государственных структур, но и всей общественности. Еще до 1861 года государство было почти безраздельным властелином школьного образования, но под влиянием общественно педагогического движения оно стало народным.

Именно в данный рассматриваемый период происходило развитие феномена русско-калмыцкого содружества. Механическое присоединение Россией территорий не могло решить задачи органичной выживаемости новых народов в империю. Именно школа, как базовый социальный институт, должна была стать основой для облегчения вхождения детей в административную, торгово-экономическую, духовно-культурную жизнь России.

В данном параграфе мы сосредоточим свое внимание на зарождении феномена русс ко-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного образования Калмыкии, чтобы показать, в чем состояла сущность и основные характеристики этого содружества.

Исходя из исторически сложившейся многонациональности России, признавая вклад каждого народа в развитии страны и то, что защита достоинства и прав каждого народа является основным гарантом стабильности РФ, школьная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и разнообразия культур. По мнению М.Г. Тайчинова «основная идея образования в России заключается в том, что через национальную культуру личность должна приобщаться к общечеловеческим ценностям, а от них к содружеству всех народов Российского государства. Формирование качеств гражданина, ребенка должно осуществляться с осознания себя частью этноса, содружества наций, российского сообщества народов, «Я - часть этноса», «Я - россиянин», «Я -живу в содружестве народов» [222]. Таким образом, М.Г. Тайчинов приходит к выводу, что в образовательно-воспитательной системе необходимо содружество народов, населяющих Россию.

В данной работе целесообразно рассмотреть понятие содружества, которое в толковом словаре русского языка СИ. Ожегова трактуется так: «...содружество (ср. книжн.): 1. Взаимная дружба, дружеское единение. Боевое с. Творческое с. 2. Объединение кого- чего-нибудь, основанное на дружбе, на 7общности интересов, например: содружество независимых государств» [226, с. 270]. В философском энциклопедическом словаре нет понятия «содружество», но есть «дружба, - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.» «Дружба народов» - всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь наций и народностей...» [241, с. 184]. Определяя феномен содружества, важно установить его соотношение с «сотрудничеством». «Сотрудничество возможно и на уровне исполнительской деятельности, где есть взаимопонимание, взаимопомощь, но нет, или не всегда есть, именно совместная творческая деятельность» [13, с. 66]. Приставка «со» служит для образования имен существительных и глаголов, означая общие совместное участие в чем-нибудь [226, с.642]. Можно сделать вывод, что и содружество передает особенность среды совместного действия как совместного творчества между субъектами взаимодействия.

Похожие диссертации на Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века