Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Власова Виктория Николаевна

Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры
<
Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Власова Виктория Николаевна. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Новочеркасск, 1999 181 c. РГБ ОД, 61:00-13/976-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы системы гражданского воспитания личности в школе этнокулътуры 13

1.1. Методология исследования проблемы гражданского воспитания личности 13

1.2. Гражданское воспитание в школах России 33

Глава II. Опыт гражданского воспитания в школе этнокультуры 50

2.1. Условия эксперимента 50

2.2. Методика определения предмета исследования и выстраивания сценария педагогического эксперимента 58

2.3. Воспитание личности на уроках граждановедения 72

2.4. Опыт организации эксперимента по формированию гражданственности во внеурочной работе 85

2.5. Соответствие результатов формирующего эксперимента изначальным целям и задачам 100

2.6. Школа этнокультуры как организующий центр многонацио нального социума 132

Заключение 136

Список использованной литературы 140

Приложения

Введение к работе

Гражданское воспитание есть многосторонняя, многоцелевая и разнонаправленная сфера педагогики, в качестве стратегических целей ставящая перед собой создание условий, максимально обуславливающих становление человеческой личности, чья духовная сущность, нравственная и национальная мен-тальность, уровень культуры соответствовали бы требованиям современной образовательной ситуации, характеризующейся следующими негативными моментами:

общей нечеткостью концептуального целеполагания;

неудовлетворительной эффективностью традиционно применяемых приемов и средств, их неадекватностью социальной практике;

явными срывами проводимых масштабных "реформ" с изначально положительными идеями и замыслами;

высокой степенью централизации системы образования, сдерживающей развитие многих творческих инициатив [110, 19];

отсутствием четко выраженной государственной политики приоритетов в вопросах воспитания;

девальвацией нравственных ценностей и критериев воспитания, ведущих к вытеснению воспитательных форм работы обучающими программами;

значительным обеднением материальной базы системы образования.

Все это заставляет обратиться к разработке и внедрению таких форм воспитания, которые бы обеспечили подрастающие поколения россиян необходимыми им жизненными ориентирами, социальными и этическими идеалами, навыками их реализации.

Социально-педагогический и культурологический анализ образовательной ситуации в России показывает, что традиционное понятие о воспитании как о процессе целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производствен-

ной и культурной жизни следует дополнить новыми принципиально важными положениями:

1. Наделение личности в ходе воспитания новым планетарным мышлением,
раздвигающим рамки прежних представлений об относительной ограниченно
сти общественного и духовно-нравственного бытия личности пределами его
партийно-политических, социально-экономических и конфессиональных ха
рактеристик (А.Г.Асмолов, B.C. Библер, Б.С.Гершунский, И.С.Кон) [5, 17; 43,

151].

2. Четкое отграничение воспитательного процесса как формально организо
ванного средства сохранения государственных систем от воспитания граждан
ских качеств, культивируемых личностью в самой себе (Е.В. Бондаревская,
М.А. Молчанова, В.Д.Семенов, В.В.Сериков, Е.Н. Шиянов) [77, 12; 14, 22].

Такое воспитание отличает от традиционного характерная идея централизации, многополярность, насыщенность средствами и методами, свобода от формального сужения методологической концептуальной базы. Идеи гуманизации и гуманитаризации образования отражают масштабный процесс раскрытия личности как одушевленной совокупности имманентных ее сущностей, глубокоиндивидуальных, а потому особо ценимых в их своеобразии уникального воздействия на все окружающее. Эти сущности в своем развитии с неизбежностью принимают и типологические родовые черты человека как вида [129,57-58].

Школа этнокультуры, по мнению диссертанта, - одно из самых перспективных направлений творческих поисков педагогов-граждановедов. В условиях, когда средние школы, особенно в городских микрорайонах, находятся в центре многонационального, многоконфессионального микросоциума, проблема внедрения гражданских начал в этнически окрашенный процесс воспитания становится чрезвычайно актуальной.

С учетом этого определилась тема исследования: "Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры".

Объект исследования - деятельность педагога по воспитанию у учащихся приоритетно выделенных гуманистической педагогикой гражданских качеств и процесс гражданского становления личности подростка.

Предмет исследования - разработка социально- и личностно-ориенти-рованного содержания и технологий гражданского образования, обеспечивающих воспитание у учащихся гражданских, социально ценностных качеств и навыков.

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование системы работы учителя по воспитанию у учащихся граждански ориентированного мировоззрения, черт характера и поведения (рис. 1).

СТРУКТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Философия н идеология воспитания

Теория метода

Микросоциальная ментальность

Гражданственность

Теоретический уровень

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Анализ опыта

Гипотеза

Школа этно культуры

!

Реальные условия

Практический уровень

Масштаб внедрения

Методика

" Результаты

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Средства мониторинга

Рис. 1

б Основные задачи исследования'.

  1. Конкретизация представлений о предмете и объекте исследования, степени их изученности, обоснованности и целесообразности постановки эмпирических гипотез исследования.

  2. Систематизация и оформление авторской концепции гражданского воспитания в школе этнокультуры.

  1. Разработка адекватного этой концепции комплекса инновационных методик: программ, планов, образцов конспектируемого материала, дидактических установок, рекомендуемой литературы, отчетной документации.

  2. Организация диагностики внедрения предложенной системы воспитательной работы.

Основная гипотеза исследования основывалась на предположении, что становление гражданских качеств личности, адекватных идеям современной гуманистической педагогики в общеобразовательной школе, функционирующей в русле концепции гражданского воспитания в полиэтническом социуме, будет успешно осуществляться при соблюдении следующих условий: S четкость и непротиворечивость системы исходных концептуальных положений программы воспитательной работы, основанной на современных идеях ведущих специалистов в области теории и методики воспитания; Ш предварительная концептуальная и практическая подготовка педагогов -участников эксперимента с применением методов активного обучения, творческих групповых дискуссий [114, 16];

Ш обеспечение системной организационной поддержки процесса внедрения администрацией образовательного учреждения, родительским и ученическим активом;

Ш диагностический контроль и динамичная перестройка конкретных технологических компонентов внедряемых программ и локальных методик при сохранении концептуальной целостности и непротиворечивости внедряемой системы работы;

Ш мотивационная поддержка участников эксперимента поощрением вариативно-избирательного отношения к внедрению инициативы и творческой самостоятельности, стимулирующей их профессиональную самореализацию в условиях коллективной инновационной деятельности.

Методологической основой исследования явились отмеченные выше идеи гуманистической педагогики (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.А, Молчанова, В.В. Сериков, Е.Н, Шиянов) [38, 105; 39, 2]; методология анализа образовательной ситуации (Б.С. Гершунский, Г.Ф.Карпова, И.С.Кон, В.А.Яс-вин) [34, 9; 130, 97]; концепции адресной профессиональной подготовки и переподготовки учителя к инновационной деятельности ( В.И. Андреев, Д.М. Зембицкий, В.А. Сластенин, М.М, Поташник); методология и технология диагностики воспитанности (Л.К Голубев, Е.А.Михайлычев) [76, 42-43; 24, 83].

Поставленные задачи исследования и выдвинутая гипотеза определили методы и логику исследования:

теоретический анализ научной литературы (эмпирическое обобщение, синтез знаний о гражданских качествах личности, планетарном мышлении, ментальное, этнокультуре);

моделирование гражданского воспитания;

анкетирование, опросы, ранжирование, тестирование, наблюдение, фиксирование результатов обучения, развития и воспитания с последующим их анализом;

диалог, педагогическая беседа, обобщение педагогическая опыта (анализ работ учащихся, описание дискуссий, педагогическая характеристика этнокультурной среды и личностных установок);

педагогический эксперимент.

Базой исследования был экспериментальный комплекс "Детский сад №177 - средняя школа №15" г.Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие 92 учащихся 9-11-х классов, 150 учащихся 6-8-х классов, 60 учащихся 5-х

классов, 35 воспитанников детского сада, 8 студентов-практикантов РГУ (исторический факультет).

Исследование проводилось в несколько этапов [80, 12].

На первом этапе (1993-1995) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической, этнокультурной, граждановедческой и методической литературы по проблеме исследования, изучался опыт учителей города Ростова-на-Дону и других регионов, составлялся план первоначального социологического обследования микросоциума. Применялись теоретический анализ и синтез, методы анкетирования, беседы, интервьюирования. Определялись цели и задачи исследования. Для построения исходной гипотезы была проведена поисковая работа. Разрабатывался понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (1995-1996) уточнялись тема, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались методики проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблемам исследования, проводились диагностика уровней сформированности интереса к проблемам граждановедения, осмысление понятия "граждановедческое воспитание" учащихся.

На третьем этапе (1996-1998) проводились социологические обследования (сбор и анализ информации), экспериментальная педагогическая работа на базе учебного комплекса в условиях естественного учебно-воспитательного процесса при изучении граждановедения и истории, обрабатывались полученные результаты, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

Ш гражданские качества отдельно взятой личности рассматриваются в педагогическом аспекте как воспитательная, развивающаяся категория, неразрывно связанная с процессами этнокультурной самоидентификации, личностно-ориентированного образования " гражданина мира";

В определена сущность понятия "воспитание гражданственности" как стимулирование становления эмоционально-ценностного восприятия, личностного интереса и адекватного отношения к проявлениям гражданственности в конкретной полиэтнической среде;

Ш выделены внешние и внутренние этапы-блоки пробуждения и развития у учащихся интереса к проблеме изучения и формирования гражданских качеств. Возможности их воспитания рассмотрены как в перспективном развитии (дошкольный возраст, начальная школа, 5-11-й класс) гражданского образования в гуманистической парадигме, так и на примере модели, модуля-блока изучения темы ("Этнокультура"), слабо разработанной в методическом аспекте, но содержащей большой воспитательный потенциал;

ш произведены научный анализ и систематизация существующих теорий гражданского воспитания с привлечением таких сфер, как философия, педагогика, психология;

В осуществлен анализ современной ситуации, проблем и существующих концепций и подходов к "этнокультурной" школе и "гражданскому воспитанию" в контексте социально значимого эмоционального и интеллектуального потенциала личности;

Ш теоретически обосновано положение о том, что воспитание черт гражданского облика и поведения необходимо для развития эмоциональной, креативной, нравственной и когнитивной сфер личности учащихся, чем обозначено одно из направлений в решении проблемы поиска и выбор средств формирования характера ребенка на основе личностного подхода;

Ш обоснована система педагогических личностно-ориентированных технологий развития интереса к проблемам гражданского воспитания через модель-систему уроков, модуль-блок изучения темы и ряд внеурочных тематических мероприятий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке задач и

формулировке направлений работы учителя граждановедения по воспитанию

гражданских качеств. Материалы теоретического анализа могут быть использованы в работе преподавателей вузов. Практическую ценность имеет рабочий дидактический материал к урокам, внеурочным формам работы, подробное тематическое планирование, ориентированное на личность учащегося и учителя.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы и использованием комплекса взаимоконтролируемых методик, адекватных объекту и задачам исследования, репрезентативностью данных, объективным анализом опытного материала, внедрением методических рекомендаций исследования в работу педагогов-практиков и положительной их оценкой со стороны методистов, преподавателей вузов, стабильностью повторяемых результатов опытной работы, подтвержденных приемами вариационной статистики.

Положения, выносимые па защиту:

  1. В условиях полиэтнического социума в школе этнокулътуры направленность педагогического процесса на воспитание у учащихся гражданских качеств является одной из сущностных особенностей образования сегодняшнего дня,

  2. Изучение граждановедения позволяет целенаправленно, последовательно и ненавязчиво ввести учащихся в проблему и обеспечить эмоционально-ценностное восприятие, личностный интерес и положительное отношение к проявлениям гражданского мировоззрения, его наполнение цивилизационносо-образньш содержанием.

  3. Реализация процесса воспитания у учащихся гражданственности основывается на личностном подходе и имеет несколько этапов: когнитивный, ассоциативный, диалога с этнокультурой, социальной самоидентификации, взаимодействия кондоминиумов "самости" и "социумности". Эти этапы последовательно представлены в разработанной воспитательной модели-системе преподавания граждановедения.

  1. Соответственно выделенным этапам включается система дидактических и методических средств, оснащающих процесс воспитания гражданских качеств, и обеспечивается социальная самоидентификация собственных черт характера, своего коммуникативного "я" и креативного начала.

  2. Направленность образовательного процесса на воспитание гражданственности обеспечивается модульным подходом, личностно-ориентиро-ванными педагогическими технологиями, сущность которых состоит в организации смыслопоисковой деятельности учащихся и использовании многообразных организационно-методических форм, направленных на проявления их субъективности: организация рефлексивной деятельности воспитуемых, применение различных форм диалогового (полемика, дискуссия, беседа) и организационного (индивидуальная, групповая и другие формы) взаимодействия.

  3. Критерием определения уровня сформированности гражданских качеств и навыков служит ценностно-смысловое наполнение переживаний, отношений и мыслей, проявляющихся в учебно-когнитивной ситуации, ситуациях выбора, проекций действовать, рефлексии и саморефлексии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на научно-практических педагогических конференциях и симпозиумах по проблемам гражданского образования и воспитания на региональной конференции в г.Новочеркасске ("Социальные проблемы и перспективы: история, теория, практика", 1998), на семинаре Юг ЭКСПО в г.Ростове-н/Д ("Образование. Карьера, Бизнес", 1998), на международной конференции в г.Таганроге ("Проблемы регионального развития педагогического образования" 1998), на Южнороссийской научно-практической конференции в г.Новочеркасске («Витагенные педагогические технологии как условие развития личности», 1999).

Основные положения исследования и выводы по результатам работы обсуждались на методических семинарах, организуемых районным отделом образования Советского района г.Ростова-на-Дону, на курсах повышения квалифи-

кации учителей истории и граждановедения в ИПК и ПРО, на августовских конференциях (1996-1998 годов) в г,Ростове-на-Дону, на кафедре общей педагогики ТГПИ, на методическом совете ВСОШ-26 при исправительном учреждении №398/10 г,Ростова-на-Дону (1998).

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения (выводов), списка литературы и приложений.

Методология исследования проблемы гражданского воспитания личности

С позиций современного обществознания, всего цикла гуманитарных наук гражданственность есть осознанное чувство причастности к судьбам своей страны, своего народа, ко всему, что происходит на земле, давшей тебе жизнь. В философско-психологическом аспекте гражданственность выступает в форме самоощущения личности как активно действующего, творческого начала всего миропорядка в целом [88, 65]. В прежние времена делался акцент на патриотическом звучании гражданских черт мировоззрения [23, 16], что с неизбежностью диктовалось идеолога-политизированным императивом эпохи. Смена содержания доминирующих социальных ценностей привела к возникновению новой структурной иерархии понятий и представлений, характеризующих гражданственные начала сознания. Систему мировоззрения открытого гражданского общества отличает широта, масштабность, «космическая» беспредельность взгляда на мир, в котором живет Человек [125, 104; 21, 2].

Вследствие интенсивных интеграционных процессов в социальных, естественных и гуманитарных науках, во всех сопредельных областях знаний все возможные барьеры, так или иначе сужающие умопостижение личностью окружающей ее живой и неживой материи, снимаются. Их искусственный и диссонирующий с истинным знанием характер признается почти повсеместно, что означает формирование массового мышления, отражающего наступление эры открытых социальных форм жизни, свободно обменивающихся возрастающими информационными потоками [30, С.39], взаимодействующими на основе общеутвердившихся понятий и принципов устройства человеческого общества.

В новых условиях гражданственность приобретает набор, становящихся необходимыми, с точки зрения критериев зрелости и полноты признаков, предлагаемых в качестве основ для создания новой системы воспитания личности и коллектива [29, 15; 71, 11]. Это не столько отдельные свойства, сколько симптомокомплексы (В.С.Мерлин), во многом исторически детерминированные становлением новой для нарождающегося в России гражданского общества социальной психологии. Их сущность и типичные проявления заключаются в следующем:

1. Бесконечность разнообразия мира и форм жизни в нем, в том числе форм жизни разумной, вызывает потребность в развитии такого важного элемента гражданского мышления, который мы бы назвали «любопытствующей толерантностью». Спокойная, доброжелательная, надеющаяся на взаимность и заранее уверенная в достижении взаимного согласия любознательность вкуса с априорно «запрограммированной» (воспитанной с самого раннего детства) терпимостью ко всем без исключения видам, системам и канонам человеческого существования есть наиболее важный, с нашей точки зрения, составляющий аспект гражданственности [94, 56; 54, 166; 116, 20]. Не будет его - не будет такого мировоззрения.

2. На первый план выходят такие аспекты, как способность к диалогическому общению, т.е. способность (и потребность!) больше слушать, нежели высказываться, привычка и навык охватывать какую-либо проблему с точки зрения ее изучения и разрешения самым широким образом, захватывая те системные связи и отношения, которые она образует при своем появлении, широкая эрудированность как многоинтеллектуальная насыщенность жизни личности, острое осознание величайшей ценности природной данности - жизни как любого организма, особенно жизни человеческой представляемой, как абсолютная ценность [32, 176].

3. Актуализируется умение осуществлять как на микро-, так и на макроуровне социальные коммуникации (от близких людей и друзей до совершенно незнакомых и неизвестных человеческих сообществ и общественных структур).

4. Аполитизм в положительном, конструктивном смысле этого слова как основа неагрессивного, консенсусного нахождения контактов и общих точек соприкосновения с самыми разными партиями, движениями и группировками, стремящимися через захват каких-либо властных полномочий выражать свои программные установки и идеологические постулаты.

Это далеко не полный перечень признаков наличия у конкретного индивида гражданственного сознания, признаков, которые кажутся нам необходимейшими для проявления степени высшей зрелости такого сознания. Однако было бы неверным рассматривать гражданственность в ее наиболее совершенной форме лишь под углом зрения общечеловеческих ценностей.

Ясно, что при всей кардинальности перемен в современном мире гражданское мировоззрение как выражение глубокого и сильного чувства Родины должно занимать свое, неизменно определяющее систему личностных ценностных ориентации место в душе каждого человека [87, 92]. После развала тоталитаризма коммунистической идеологии в нашей стране сменились акценты гражданского патриотизма. Быть патриотом сегодня вовсе не означает противопоставлять свой народ, свою страну всему остальному миру, считая, что именно твое Отечество способно и должно преподать урок обустройства жизни всем остальным, с крутой расправой над теми, кто не желает учиться на чужих примерах [87, 93]. Наступила эра реставрации в новых социально-экономических условиях патриотической гражданственности особого рода, подобной, например, любви и вниманию к своей семье, близким (и не очень) родственникам, родному дому.

Гражданское воспитание в школах России

Историко-педагогический анализ показал, что имеются достаточно богатые, но малореализуемые культурно-исторические традиции и идеалы гражданского воспитания в России. В своих образовательных учреждениях Россия не знала предмета граждановедения ни до, ни после 1917 года. Основы государства и права (дисциплина, практиковавшаяся в советское время) имели существенно отличные воспитательные цели и являлись прежде всего идеологическим рычагом. Однако стремление выделить в гуманитарных, обществоведческих предметах высокие гражданские начала присутствовало в русской практической педагогике и теоретической мысли всегда. В Российской империи это чрезвычайно поощрялось на государственном уровне, присутствуя наравне с внутренним убеждением лучших русских педагогов, создателей целых школ и направлений в необходимости четкого и ясного гражданского звучания преподаваемых ими научных азов, В допетровскую эпоху, когда Московская Русь, будучи государством, построенном на патриархальных началах, почти не имела школьной системы светского образования, патриотизм и другие гражданские качества имели своей питательной средой, главным образом, семью и род, богатые традиции в которых передавались подрастающим поколениям как в виде славных исторических традиций, славящих доблестных предков, так в виде прямого жизненного опыта во время каких-либо драматических для страны событий. Такая форма гражданского воспитания с утверждением Империи отошла на задний план, играя все более второстепенную роль, и ныне можно констатировать ее почти полную утрату как под воздействием объективных исторических процессов, так и под влиянием ряда субъективных факторов. Но, видимо, основательно забытая форма еще ждет своего часа, и семья, как первоначальный этап воспитания гражданственности, еще вполне может занять свое достойное место, на что, кстати, указывает положительный опыт ряда западных стран [104, 20; 105, 91].

Семейное образование, осуществляемое силами родителей или наемных педагогов (от мастеров грамоты до гувернеров разной квалификации), еще и в наши дни не исчерпало свой педагогический резерв (разумеется, в лучших проявлениях).

Петровские преобразования в значительной мере сместили акценты в этой проблеме, обозначив ее как важнейшую прерогативу государства. Быстро развивающаяся промышленность, новая система монархического управления требовали квалифицированных специалистов, а новая идеология требовала верных Отечеству и престолу граждан, независимо от их сословной принадлежности. Реформы Петра I ликвидировали моногамию духовенства в области образования, хотя церковь по-прежнему играла большую роль в идеологической жизни страны. Учебно-воспитательные учреждения создавались с учетом реальных нужд государства. При осуществлении школьной реформы учитывался накопленный веками опыт народного воспитания, эмпирические знания, занимавшие ведущее место в умственном воспитании подрастающего поколения. В этот период создавались педагогические трактаты, свод правил о поведении учащихся в школе и вне школы. Среди них важное место занимала книга «Юности честное зерцало» - выдающийся памятник Петровской эпохи, в котором изложены нормы поведения юноши-дворянина.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а праздней и без дела отнюдь на бывай, ибо от этого случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их заимится и иступится...» [3, 36].

С этого момента гражданское воспитание рассматривается как центральная и основная составляющая государственного образования вообще. Империи необходимы были не просто образованные люди, а личности, все мысли и поступки соизмеряющие с высшими государственными интересами. Это и есть главное завоевание и наиболее ценная из традиций гражданского воспитания в России. Сотни фактических примеров могли бы подтвердить это: называя имена героев отечественной истории последних трех столетий, мы сразу выделяем их высокую гражданскую позицию, которая и выдвинула их в ряды первых.

Так, В.Н.Татищев в трактате «Разговор о пользе наук и училищ» особо подчеркивал, что «истинное бо увеселение в детях есть разум и способность к приобретению добра, к отвращению зла: разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может...» [3, 69]. Кроме обучения В.Н.Татищев обращал внимание на нравственное воспитание детей. Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» сочетала гуманистические идеи эпохи Возрождения, традиции народной педагогики с элементами светского реального образования.

Почти все личности, достойные подражания в этом смысле, обучались и воспитывались в казенных учебных заведениях: школах, гимназиях, академиях, пажеских корпусах.

При этом акцент делался на то, что «один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина. Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самих нежных юности лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вскорены, а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию... По сему ясно, что корень всему злу и добру - воспитание ...» [3, 150]. Что касается нравственного воспитания, то оно, по мнению И.И.Бецкого, должно осуществляться в «страхе божием» (3, 149]. И кроме того, Н.И.Новиков в педагогическом сочинении «О воспитании и наставлении детей» (1783) также подчеркивал, что «воспитание детей как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно.

Условия эксперимента

Средняя школа №15 г.Ростова-на-Дону находится в центре полиэтнического социума, сложившегося задолго до появления самой школы, насыщенного как национально-конфессиональными устоями и традициями, так и укладом, образовавшимся в последние десятилетия в типичном микрорайоне, отдаленном от городского центра. Уклад жизни здесь является конкретным проявлением в степной полосе страны советско-российского менталитета. В связи с этим возникает задача педагога-граждановеда, безусловно стремящегося использовать конкретную социальную среду в качестве поддерживающего и даже оптимизирующего всю его работу фона, тщательно изучить и выявить наиболее характерные ментальные параметры, зафиксировать их повседневные сочетания и взаимодействия. То есть необходимы сбор и систематизация любой информации, способной дать общее представление о микросоциуме как о типично российском уголке городской провинциальной жизни, как об особом мирке, где действуют свои, порой нетипичные и строго индивидуальные «микроментальные» законы и устои.

Методика сбора и обработки подобной информации представляется нам достаточно простой. Подразделяется она не менее чем на три уровня в зависимости от применяемых приемов и средств по сути мониторинговой работы. Первый уровень предполагает проведение мероприятий по изучению интересующего нас объекта в рамках школы. Нашлись десятки добровольных и благожелательных помощников в лице учеников, их родителей, представителей общественности и даже администрации района, которые, прекрасно понимая суть поставленной задачи, охотно и добросовестно занимаются такими важными, хотя и рутинными вещами: анкетированием(приложения 1-2), опросом [31, 262], составлением топографических, лингво-этнографических и социально-экономических карт, организацией и проведением различного рода тематических мероприятий на базе школы. Педагог в этом случае выступает как умелый координатор такой деятельности, действуя по принципу: чем больше разного рода информации будет собрано, чем больший круг лиц и групп будет задействован в работе [42, 20].

Таким образом, первый уровень работы (время которой незачем строго регламентировать) приносит огромный объем весьма разнородного материала, не всегда и не обязательно имеющего прямое отношение к изучению срезов микросоциальной и общероссийской ментальности, однако важного с точки зрения всеохватности, масштабности и высокой репрезентативности [31, 275]. Разумеется, уже на первом уровне, начиная систематизацию полученных данных, мы должны отчетливо представлять себе те направления и критериальные установки, по которым предстоит выявлять и составлять ментальную реальность, сопоставляя ее с общим характером изученного и проанализированного нами российского менталитета.

Таким образом, отслеживается материал, отражающий отношение конкретного индивида или конкретной социальной группы (семьи) к самому себе, их самооценка, мировоззренческие идеалы, жизненные планы и цели с учетом проживания в исследуемой социальной среде, возрастных, этнических, конфессиональных аспектов.

Кроме того, выявляются следующие параметры: - иерархия материальных и духовных ценностей, потребностей и запросов; - совокупность психофизиологических особенностей и типичных черт, степень преобладания тех или других у конкретных лиц или групп; - уровень образования, трудовой или профессиональной квалификации, наличие различного рода навыков, умений и способностей; - структура и формы повседневной жизни (быт, увлечения); - общий материальный уровень жизни, тенденции к его повышению, понижению или стабилизации, а также степень его соответствия или несоответствия уровню запросов и потребностей [с.31, 265].

Второй уровень носит, по сравнению с первым, формалъно-статис-тический, собирательный, более аналитический, а следовательно, более конструктивный характер. Подготовленные и должным образом оформленные на первом уровне материалы проходят как бы общую экспертную оценку на предмет выявления, формулирования и фиксации наиболее характерных ментальных черт населения микросоциума. Фиксируются эти черты, как подчеркивалось выше, распределяясь по двум группам: общероссийский тип ментально-сти и характерная местная типологическая стратификация.

Работа на втором уровне завершается оформлением таблиц или схем, соотносящих две упомянутые группы по известным категориям менталитета на предмет выяснения сходства и различий их проявлений в общенациональном и местном масштабе. Сравниваются, к примеру, степень конфессиональной интеграции этнических групп, социально-политический портрет - уровень занятости, доходности, материального благосостояния, действие демографического фактора и др.

Методика определения предмета исследования и выстраивания сценария педагогического эксперимента

Разработанная в 70-е годы схема педагогического эксперимента являлась основой нашей диссертационной работы. В процессе ее создания решались следующие задачи:

- ознакомление с практикой преподавания (в нашем случае - с практикой организации и воздействия на учащихся традиционных воспитательных систем);

- определение и вычленение на этой почве проблемы исследования (возможность создания системы гражданского воспитания в экспериментальном этнокультурном комплексе «детский сад - школа»);

- теоретический анализ определяемой проблемы (основной лейтмотив первой части диссертации);

- построение гипотезы в ее многовариантной (с учетом корректив, вносимых практической деятельностью) и многоцелевой формах;

- разработка необходимых методических, дидактических, демонстрационных материалов и их апробация в экспериментальной части исследования;

- теоретическое обобщение и оформление полученных результатов как в виде практических рекомендаций педагогам, учащимся, их родителям и общественности, так и в виде многопрофильной отчетной документации и контрольных материалов.

Эксперимент в нашем исследовании был одновременно и основной частью исследования, и начальным этапом трансформации инновационной уникальности в привычно текущую повседневность произвольного рабочего состояния. В первую очередь эксперимент решал задачи проверки выдвинутых теоретических положений и в этой своей форме мог поставить и поставил множество новых проблем, возникающих по мере своего развертывания.

В ходе эксперимента важная проблема этнокультурного наполнения воспитательной гражданской системы разделялась на несколько аспектнообра-зующнх моментов: ментально-психологический; нравственно-преобразующий; социально-коммуникативный; классификационно-культурологический; этно-бытовой. Связанные с каждым из этих аспектов подпроблемы также при соответствующих условиях могли бы стать отдельными направлениями долгосрочных и перспективных исследований экспериментального поля [53, 53].

Существенными сторонами нашей деятельности, принципиально определяющими выбор предмета исследования, выстраивание сценария эксперимента и подбор к нему методологического и методического инструментария, явились:

- стремление выйти за рамки простого наблюдения,, за рамки диагностики состояния в систему диагностико-коррекционной деятельности, предусматривающую конструктивную позицию экспериментатора [18, 145];

- возможность вмешаться в окружающую объективную реальность полиэтнического микросоциума, внося в нее не просто желаемое, социально законные коррективы, а создавая систему положительных импульсов нового социально-психологического обустройства повседневной жизни;

- перспективность и стратегичность избранного нами метода преобразования педагогической и социальной реальности, по сути своей являющегося опытным и многообещающим инструментом познания педагогических закономерностей в их конкретном, локально-региональном выражении-Сценарии эксперимента складывается из направлений и деталей, диктуемых постановкой и поэтапным решением отдельных вопросов и проблем [52, 18]. Среди них важнейшим и наиболее кардинальным явился процесс формирования у школьников основных понятий по курсу «Граждановедение», причем наиболее эффективные пути формирования таких понятий определялись нами на основе уже существующих [п. 1.2]. Основная канва эксперимента должна была, по нашему замыслу, с самого начала приобрести естественный для педагогической науки характер: воспитательная составляющая инновации, постепенно придающая ей общее смыслообразуюшее содержание, дополнялась образовательно-обучающей. Было принято решение, одобренное затем и участниками /-и наблюдателями, осуществлять эксперимент в обычной, традиционной форме уроков в экспериментальных и контрольных классах, дополняя их специально разрабатываемой системой внеурочных акций и мероприятий.

Похожие диссертации на Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры