Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Федорова Ольга Валентиновна

Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся
<
Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федорова Ольга Валентиновна. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2001 202 с. РГБ ОД, 61:01-13/1570-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование компьютерной грамотности учащихся, включающего элементы творческой деятельности, как психолого-педагогическая проблема

1.1. Теоретические проблемы формирования компьютерной грамотности учащихся 10

1.2. Практика информатизации и компьютеризации в отечественной и зарубежных системах образования 34

1.3. Принципы построения системы творческих заданий как средства формирования компьютерной грамотности учащихся 68

Глава 2. Реализация системы творческих заданий как средства формирования компьютерной грамотности учащихся

2.1. Состав и структура системы творческих заданий как средства формирования компьютерной грамотности учащихся 92

2.2. Дидактическая модель формирования компьютерной грамотности учащихся, включающей элементы творческой деятельности и педагогические условия эффективной реализации системы творческих заданий 117

2.3. Формирование компьютерной грамотности учащихся, включающей элементы творческой деятельности: ход и результаты опытно-экспериментальной работы 132

Заключение 148

Библиографический список использованной литературы 151

Приложения 167

Введение к работе

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, заполняя потоками разнообразной информации все сферы деятельности современного общества. Внедрение компьютерных средств переработки и передачи информации в различные области деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Данный процесс называется информатизацией. Результатом информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль будут играть интеллект и знания.

Актуальность исследования. В настоящее время прогресс в области информационных технологий приводит к тому, что "пoкoлeния,, компьютерного оборудования и программного обеспечения этих технологий быстро приходят на смену друг другу. Многообразные сочетания информационных технологий и компьютерных средств ведут к формированию информационного общества.

В сложном комплексе первоочередных проблем компьютеризации образования ключевой задачей является формирование компьютерной грамотности учащихся. Компьютерная грамотность учащихся в настоящее время приобретает все большую значимость, формируя основы для успешного применения компьютера в будущей профессиональной деятельности выпускников школы, общей подготовки школьников к полноценной жизни в информационном обществе.

Информационная мобильность выпускника школы в современном информационном обществе требует самостоятельной генерации знаний. Жесткая процедурная логика программного обеспечения, дающая знания в готовом виде, не всегда побуждает учащихся генерировать их самостоятельно, а приучает получать в готовом виде. Отсюда следует объективная необходимость такой организации процесса обучения, когда формирование компьютерной грамотности учащихся будет сопровождаться выполнением творческих заданий. Обеспечить должный уровень формирования компьютерной грамотности учащихся,

4 включающего элементы творческой деятельности, призвана в школе, в первую

очередь, такая дисциплина, как информатика.

Изучение массового опыта преподавания информатики в школе, нормативных документов, типовых учебных программ, учебников, задачников, пособий показало, что такое формирование компьютерной грамотности учащихся как интегрального качества личности еще не приобрело статуса цели школьного образования. Соответственно, не определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного формирования компьютерной грамотности учащихся, включающего элементы творческой деятельности.

Эффективность процесса формирования компьютерной грамотности учащихся обуславливается адекватным выбором дидактических средств и методов организации обучения, среди которых особое место занимает система творческих заданий.

В педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного формирования компьютерной грамотности учащихся, включающего элементы творческой деятельности, и недостаточной разработанностью научного и дидактического обеспечения этого процесса. Данное противоречие на теоретическом уровне отражается в форме педагогической проблемы: каковы педагогические средства и условия формирования компьютерной грамотности учащихся, включающего элементы творческой деятельности?

В современной науке имеется совокупность знаний, связанных с постановкой указанной проблемы и раскрытием ряда ее аспектов: психолого-педагогические аспекты компьютеризации образования (В.Ф. Венда, А.Е. Войскунский, Л.П. Гурьева, В.В. Давыдов, А.А. Крылов, Е.Н. Машбиц, В.В. Рубцов, O.K. Тихомиров и др.); проблемы формирования компьютерной грамотности учащихся и психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения основам информатики и вычислительной техники (В.А. Белавин, Г.А. Бокарева, Т.В. Василенко, Л.Л. Горбунова, А.Н. Гриценко, М. Clark, В.М. Ермакова, В.Ф. Кочуров, А.А. Матюшкин-Герке, Б.С. Медведь, В.М. Монахов, D.

5 Norman, В.И. Пугач, В.В. Скворцов, Г.П. Чепуренко и др.). В русле этой

^, проблематики выполнен ряд диссертационных исследований (М.Л. Гайнетдинов,

Е.А. Ластовка, А.С. Лесневский, MB. Моисеева, Г.В. Рубина, Н.Л. Фроленко, СЕ.

Черкезов и др.). Наиболее близкими к проблеме создания системы творческих

заданий являются диссертационные исследования Г.И.Кириловой

«Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в

компьютерной технологии обучения» (1994 г.) и А.М.Подрейко «Дидактические

условия становления и развития компьютерной готовности у студентов» (1996 г.).

В то же время система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся не выступала предметом отдельного научного исследования. Указанный факт, а также потребность практики в разработке данной системы послужили основанием для выбора темы исследования: «Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся».

Объект исследования: процесс формирования компьютерной грамотности учащихся.

Предмет исследования: система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий,
, »t направленную на формирование компьютерной грамотности учащихся.

1 Гипотеза исследования: система творческих заданий будет выступать как

эффективное средство формирования компьютерной грамотности учащихся, если:

- целеполагание будет осуществляться в рамках трехуровневой схемы
j планирования результатов обучения (минимальный, общий, продвинутый);

мотивационный, интеллектуальный и предметно-практический

компоненты формирования компьютерной грамотности учащихся будут

включать задания с элементами творческой деятельности и будут

осуществляться в оптимальные периоды;

- творческие задания будут объединены в логическо-ориентированную систему, позволяющую осуществлять индивидуально-дифференцированные траектории формирования компьютерной грамотности учащихся.

Задачи исследования:

1. Выявить уровни формирования компьютерной грамотности,
включающего элементы творческой деятельности.

  1. Определить принципы построения и требования к системе творческих заданий как средству формирования компьютерной грамотности учащихся.

  2. Спроектировать дидактическую модель формирования компьютерной грамотности учащихся, включающую элементы творческой деятельности и педагогические условия построения и реализации системы творческих заданий.

  3. Разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий в процессе формирования компьютерной грамотности учащихся.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались методы теоретического исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, синтез теоретического и эмпирического материала, моделирование, обобщение передового российского и зарубежного опыта; методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение педагогической документации, процесса учебной деятельности, анкетирование, экспертные оценки, констатирующий и формирующий эксперимент, математические методы обработки экспериментального материала, графические методы представления полученных данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория гуманизации и гуманитаризации образования (Г.В.Мухаметзянова), психолого-педагогические исследования в области компьютеризации образования (В.А.Белавин, Б.С.Гершунский, Ю.С.Иванов, Е.И.Машбиц), теория деятельности, функциональный подход к личности (К.К.Платонов, Р.Х.Шакуров,), теория творческого развития личности (Н.Ю.Посталюк), педагогические технологии обучения (М.И.Махмутов, Г.И.Ибрагимов), о единстве стабильности и

7 динамичности информационно-компьютерной подготовки (Г.И.Кирилова);

у создание и использование компьютерных средств обучения (Л.Ф.Плеухова,

И.В.Роберт).

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 и гимназии №7 г. Казани.

Этапы исследования.

1 этап /1992-1996 гг./. Анализ современного состояния исследуемой
проблемы в зарубежной и отечественной теории и практике. Выбор и
теоретическое осмысление темы исследования, определение цели и объекта
исследования.

2 этап /1996-1998 гг./. Формулировка предварительной гипотезы
исследования, задач исследования и возможностей их решения. Разработка и
апробация системы творческих заданий как средства формирования
компьютерной грамотности учащихся.

3 этап /1998-2000 гг./. Конкретизация и уточнение гипотезы. Обоснование
и проведение экспериментальной работы. Теоретическое осмысление
эмпирических данных, их анализ и оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность выводов обусловлены реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам

^ исследования, четким выбором методологических позиций, полнотой

рассмотрения предмета исследования, использованием современного математического аппарата обработки данных, репрезентативностью выборки экспериментального исследования, практическим подтверждением основных положений в длительной опытно-экспериментальной работе.

і Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Теоретические проблемы формирования компьютерной грамотности учащихся

Формирование компьютерной грамотности учащихся является одной из t наиболее актуальных задач современной школы. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность использования вычислительной техники и в конечном счете перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. На первом Международном конгрессе по образованию и информатике, который состоялся в 1989 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО, была подчеркнута необходимость "применения новых информационных технологий в образовании, с тем, чтобы извлечь преимущества из коллективного опыта и совместного I использования ограниченных ресурсов"./115/ В последние годы в области информационных и коммуникационных технологий отмечался значительный прогресс, в результате которого "поколения" компьютерного оборудования и программного обеспечения быстро приходят на . смену друг другу и новаторским образом сливаются с другими технологиями. Возникли невиданные ранее сочетания средств информации, ведущие к формированию "информационного общества" и бросающие вызов тем, кто в нем живет. Все это свидетельствует о том, что компьютерная грамотность сегодня является важным компонентом функциональной грамотности современного человека. Основной целью преподавания информатики в школе является обучение новым компьютерным технологиям, умению использовать компьютер в повседневной жизни. Можно выделить два круга психолого-педагогических проблем, і возникающих в связи с формированием компьютерной грамотности школьников. Первый круг образован прикладными проблемами эффективного учебного процесса в школе по курсу "Информатика", использования обучения информатике для совершенствования школьного обучения в целом, формирования основы для успешного применения ЭВМ в будущей профессиональной деятельности выпускников школы, общей подготовки школьников к полноценной жизни в будущем компьютеризованном обществе. Важное значение психолого-педагогических исследований для решения Ъ указанных проблем обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, і преподавание информатики не имеет столь длительной традиции и опыта, как преподавание других школьных предметов. Использование психологических закономерностей усвоения знаний учащимися может значительно интенсифицировать поиск оптимальных форм и методов обучения этому предмету. Это особенно важно в связи с тем, что информатика представляет собой молодую и быстро развивающуюся науку, а вычислительная техника » совершенствуется чрезвычайно высокими темпами. Поэтому неизбежна перестройка и школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" и связанный с нею поиск новых методов преподавания. Если этот поиск будет совершенствоваться традиционным эмпирическим путем, то возникает I опасность постоянного отставания от актуальных потребностей общества. Во-вторых, компьютерная грамотность предполагает не столько усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, сколько психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательное развитие учащихся. Сформулировать конечную цель такого развития, определить его закономерности и условия, создать процедуры контроля и оценки можно лишь на основе представлений и методов, разработанных в рамках психологии познавательных процессов и прежде всего психологии мышления.

В-третьих, обучение информатике должно осуществляться с учетом возрастных возможностей школьников. Основой для решения этой задачи являются теоретические представления о механизмах и этапах развития познавательных процессов учащихся.

, Наконец, компьютеризация школьного обучения делает чрезвычайно актуальной проблему гармоничного развития личности школьника.

Второй круг психолого-педагогических проблем компьютерной грамотности составляют фундаментальные теоретические проблемы. Компьютер является качественно новым техническим средством, распространение которого 0 связано с качественной перестройкой основных видов человеческой активности, изменением системы социальных условий и требований к психическим особенностям человека. Преподавание информатики в школе представляет собой, по существу, формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие і новых "родовых" психических качеств человека. Кроме того, обучение информатике дает новый толчок исследованиям традиционных проблем развития познавательных процессов школьников. ЭВМ (в условиях компьютерного обучения информатике) создает беспрецедентные возможности для накопления ) больших массивов эмпирических данных, их оперативной обработки и проведения в рамках реального учебного процесса таких исследовательских методик, которые обычно используются лишь в лабораторных условиях.

Принципы построения системы творческих заданий как средства формирования компьютерной грамотности учащихся

Суть информатизации образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации, заключенный в базах данных и в базах знаний, в экспериментальных системах, компьютерных архивах, справочниках или энциклопедиях, к которым в настоящее время доступа нет. Многие страны стремительно разворачивают работы по подключению учебных заведений к централизованным хранилищам информации, что, в свою очередь, требует наличия специализированных сетей передачи данных в масштабе всей страны. Например, в США по инициативе Министерства образования выполняется проект "Smartline", предусматривающий создание сети, которая должна связать школы и библиотеки с 400 базами данных по вопросам образования, принадлежащими университетам и самому министерству /69/. В свою очередь это потребует от преподавателей нового подхода к учебному процессу, поскольку помимо стандартного учебника в школе предполагается наличие альтернативных источников информации, а учителя зачастую сами не умеют работать с ними.

В сложившихся условиях на первое место в школе выходит необходимость ознакомления каждого школьника с основами компьютерной грамотности, информационной культуры, обучения правилам "навигации в информационном океане", работы с информацией.

В зарубежных странах в средних школах, как правило, нет обязательного курса информатики или информационных технологий, но зато существуют на уровне государственного стандарта требования к знаниям по информационным технологиям. Этот экзамен должны пройти многие школьники, которые хотят продолжить образование в высших учебных заведениях. Основные требования сформулированы следующим образом: ученики должны уметь использовать информационные технологии для целей коммуникации и обработки информации; конструирования, развития, эксплуатации и оценки моделей реальной или воображаемой ситуации; управления физическими процессами. Они должны уметь обосновать использование информационных технологий в той или иной ситуации и их возможные воздействия на социальное устройство. В нашей стране генеральное направление информатизации образования с самого начала было сужено до концепции "всеобщей компьютерной грамотности". Следует отметить, что эта концепция, впервые представленная А.П. Ершовым на одном из конгрессов, "натолкнулась" на концепцию "богатой операционной среды", предложенную С. Пейпертом /127/. К сожалению, можно лишь констатировать, что в то время, как отечественная научно-педагогическая общественность была озабочена интерпретацией концепции "всеобщей компьютерной грамотности", мировое научное сообщество совершило поразительный прорыв в направлении создания реальной "богатой операционной среды", явно сместив акцент актуальности с проблемы "что" в сторону проблемы "как".

В 1996 году в Татарстане были сформулированы основные направления-программы информатизации образования республики, в которых определена необходимость всеобщего компьютерного образования во всех типах учебных! заведений, создания условий для овладения компьютерной грамотностью, что, в свою очередь, будет способствовать формированию, развитию и удовлетворению информационных потребностей населения /118/.

Наряду с разработкой новых педагогических технологий и их внедрением в образование получают распространение системы контроля за влиянием компьютерного обучения на психическое и умственное развитие детей. Создаваемые в этом направлении методы психодиагностики и психолого-педагогической коррекции являются частью соответствующих педагогических технологий.

Проект психолого-педагогической концепции разработки новых технологий обучения и развития детей, реализующий в определенной степени тенденции психолого-педагогических исследований, разработан коллективом авторов под руководством Рубцова В.В. в соответствии с направлением 6

Комплексной программы АПН СССР - АН СССР "ЭВМ в школе" и по заданию

Временного научно-исследовательского коллектива "Школа" Госкомитета СССР по народному образованию /91/.

В концепции представлена точка зрения, согласно которой эффективное применение компьютерных учебных средств и соответственно новых технологий обучения внутренне связано с изменением содержания образования, выраженным в появлении целостных и интегральных областей знания, создании синтетических (интегративных) учебных предметов, что позволяет преодолеть эмпиризм узкотематического проектирования школьных дисциплин путем передачи в обучении "...опыта различных форм и видов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения" /78, с. 17/.

В частности, использование компьютера может послужить причиной распада целостной системы деятельности "учитель-класс" на отдельные элементы типа "ученик-компьютер", управляемые учителем. Поэтому специальной задачей проектирования компьютерных технологий обучения является поиск способов организации общения и сотрудничества учителя и учащихся, самих учащихся. Разработка такого рода способов должна осуществляться по следующим направлениям:

- создание условий учебного сотрудничества между школьниками и учителем во время их работы, опосредованного применением компьютера;

- организация коллективных "проектов", требующих взаимодействия группы учащихся с компьютером и групп учащихся между собой;

определение оптимального соотношения компьютерных и бескомпьютерных форм обучения.

Состав и структура системы творческих заданий как средства формирования компьютерной грамотности учащихся

Задачу построения системы творческих заданий можно рассматривать как тройную: во-первых, кибернетическую - построение схемы управления деятельностью учеников; во-вторых, информационную - планирование информационных потоков; в-третьих, в результате взаимовлияния кибернетической и информационной задачи, можно определить психолого-педагогическую - прогнозирование и коррекцию становления и развития личности.

В первом пункте - кибернетическом - имеется несколько подходов. У нас наиболее известен управленческий подход:

"Для того, чтобы действительно управлять познавательной деятельностью учащихся, преподаватель должен выполнить определенную систему требований, которые предъявляются общей теорией управления, а именно:

- указать цели управления;

- установить исходное состояние управляемого процесса;

- определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса;

- обеспечить систематический контроль за управляемым процессом, то есть систематическую обратную связь;

- обеспечить переработку информации, получаемой по каналу обратной

связи, выработать корректирующие воздействия и их реализовать"./26/

Зарубежные специалисты, например, Д.Пратт (D.Pratt, 1982) предлагает рассматривать задачу разработки учебного курса, то есть проектирования обучающих систем, дающих перманентно высокий уровень результатов на выходе независимо от значительных различий в индивидуальных характеристиках на входе, как кибернетическую задачу регулирования вариаций в сложной системе. Построенная им модель разработки учебного курса основывается на шести кибернетических принципах: целевой ориентации; ограничения входа (этот принцип еще называют принципом ограничения разнообразия); адекватного отображения; управляющего решения; восстановления равновесия; положительной обратной связи. /67/ Рассматривая эти два подхода, можно обнаружить, что фактически в них речь идет об одном и том же. Это вполне закономерно, поскольку всякая рациональная модель учебного курса неизбежно станет моделью процесса познания (присвоения новой информации), спроецированного извне. Все эти принципы при их приложении в область конкретной педагогической деятельности представляются компонентами планирования уроков, включающих в себя системы творческих заданий. Это планирование при переходе к информационному уровню обычно проходит несколько стадий.

1. Анализ учебных материалов (нормативных текстов учебников, в частности - системы понятий и системы фактов, набора заданий, информационных источников и прочего).

2. Целеполагание и мотивация учеников на изучение материала.

3. Планирование повторения вводного, текущего, поддерживающего, обобщающего.

4. Структурирование и распределение нового материала по урокам.

5. Планирование результатов обучения в виде списков ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентации и так далее.

6. Выбор адекватных материалу, контингенту и личным особенностям учащихся методов, форм, средств, приемов обучения. 7. Конструирование или подбор системы творческих задач, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых заданий, возрастания трудности в каждом уровне, целевой ориентации и целевой достаточности, связности.

8. Построение системы контроля - текущего и итогового.

9. Продумывание наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий.

Итак, перейдем к психолого-педагогической задаче системе построения творческих задач.

Необходимо отметить, что наиболее важный этап при разработке системы творческих заданий - определение целей. Цели должы быть: - согласованными (каждая определять общее направление деятельности и последующая подцель быть взаимосвязанной с предыдущей); реалистичными (вызвать напряжение сил, но быть возможно достижымыми для учащихся, проектироваться с учетом "зоны ближайшего развития"); - гибкими (предполагать возможность корректировки в ходе реализации); - диагностируемыми (представлять возможность для определения в конкретные периоды образовательного процесса); - точно выраженными (понятными педагогами и учащимися без домыслов); - гармонизированнными (предполагать формирование различных умений, сфер личности и личностных качеств учащихся); - мотивированными на социальные ценности и ценности возраста (вызывать стремления к личностным достижениям и быть привлекательными). Системой творческих заданий называется совокупность задач к уроку (или блоку уроков) по изучаемой теме, удовлетворяющая следующим требованиям: 1) полнота; 2) наличие ключевых задач; 3) связность; 4) возрастание сложности в каждом уровне; 5) целевая ориентация; 6) целевая достаточность; 7) психологическая комфортность. / /

Формирование компьютерной грамотности учащихся, включающей элементы творческой деятельности: ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Целью педагогического эксперимента явилось экспериментальное доказательство эффективности созданной системы творческих заданий как средства развития компьютерной грамотности учащихся.

В качестве рабочей гипотезы этого этапа эксперимента выступало предположение о том, что компьютерная грамотность, включающая элементы творческой деятельности, учащихся как интегральное свойство личности имеет качественные уровни своего развития, различные формы проявления которого можно наблюдать и идентифицировать. Определенные нами в 1 1-й главы компоненты компьютерной грамотности учащихся (мотивационный, интеллектуальный и предметно-практический) вносят различный вклад в интегральный результат. Существуют оптимальные для каждого компонента периоды формирования компьютерной грамотности учащихся. Начальным этапом работы по проверке рабочей гипотезы было определение критериев и показателей формирования компьютерной грамотности учащихся. С учетом результатов опытно-экспериментальной работы были выделены и описаны уровни формирования компьютерной грамотности учащихся. Эти описания были подвергнуты экспертной оценке педагогов-практиков.

Метод экспертных оценок был выбран потому, что экспертные методы не являются формальными в строгом смысле этого слова. По признанию Н.Н.Китаева «здесь остаётся широкое поле для творческой импровизации, например, при составлении анкет, где опыт и интуиция преобладают над алгоритмической ясностью» /73, с. 16/.

Компьютерную грамотность учащихся, включающая элементы творческой деятельности как сложный, интегральный феномен можно «замерить» в количественном выражении весьма относительно, так как этот параметр сопряжён с индивидуальностью ученика и обладает свойством эквифинальиости (один и тот же результат может быть получен разными «вкладами» входящих в систему компонентов).

Мы отдаём себе отчёт, что результаты экспертной оценки неизбежно несут в себе субъективность, вносимую как самими экспертами, так и организаторами экспертного опроса. Однако, приходится солидаризироваться с Н.Н.Китаевым, что «это является неизбежной платой за возможность получить качественные оценки там, где раньше ограничивались количественным описанием»/73, с.17/.

Экспертные методы позволяют на основе знаний, опыта и интуиции специалистов, работающих в данной области, получить оценку исследуемых явлений. В.С.Черепанов приводит следующую характеристику экспертных методов, которые целесообразно применять при исследовании слабоформализуемых объектов, к числу которых относится феномен компьютерной грамотности учащихся.:

1. Индивидуальная экспертная оценка (беседа исследователя с экспертом, который отвечает на заранее сформулированные вопросы или анкету).

2. Морфологический экспертный метод: в объекте исследования выделяются основные структурные элементы и рассматриваются их многочисленные комбинации, взятые в одном из зафиксированных возможных состояний.

3. Оценивание (рейтинг) (метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку его «судей-наблюдателей»).

4. Метод самооценки (оценка исследуемым субъектом по шкале самооценки своих способностей).

5. Метод «педагогического консилиума» (разновидность методов оценивания и самооценки, предусматривающая коллективное обсуждение результатов исследования).

6. Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод Делфи) /183/.

Очевидно, что наиболее объективным из представленных модификаций является метод групповых экспертных оценок, так как когда оценку даёт ни один, а несколько экспертов, то «истинное» значение исследуемого параметра находится внутри диапазона оценок отдельных экспертов, то есть «обобщённое», коллективное мнение более достоверно.

В нашем исследовании в качестве экспертов выступали преподаватели информатики, добившиеся высоких результатов в развитии компьютерной грамотности учащихся. Показателями при отборе экспертов служили следующие факторы: - опыт работы в образовательном учреждении; - регулярное знакомство с периодической и монографической литературой по проблеме компьютерной культуры; - наличие собственных научных публикаций по проблеме компьютеризации образования; - участие в конференциях, семинарах по психолого-педагогическим проблемам компьютеризации; - опыт участия в экспертизе по аналогичным проблемам; 135 I. ученики-призеры олимпиад; II. ученики-лауреаты и призеры научно-практических конференций различного уровня; III. отношение к экспертизе. На основе теоретических положений, сформулированных в первой главе, разработана программа эксперимента, позволяющая изучить особенности, замерить параметры, характеризующие формирование компонентов, компьютерной грамотности учащихся. Эксперимент проводился на базе средней школы №1 и гимназии №7 г.Казани. Общая выборка составила 418 человек.

Похожие диссертации на Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся