Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Бессарабова Инна Станиславовна

Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
<
Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бессарабова Инна Станиславовна. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Бессарабова Инна Станиславовна; [Место защиты: ГОУВПО "Волгоградский государственный педагогический университет"].- Волгоград, 2009.- 492 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США 30

1.1 . Поликультурное образование как философская и психолого-педагогическая проблема 30

1.2.Сущностные характеристики поликультурного образования в основных американских концепциях 64

1.3.Основные категории поликультурного образования 109

Выводы по первой главе 182

Глава II. Содержание американского образования с позиций поликультурного подхода 187

2.1. Поликультурная среда и ее роль в системе образования США 187

2.2. Поликультурный подход как тенденция развития современного образования США 214

2.3.Организационно-педагогические аспекты поликультурного образования в США 255

Выводы по второй главе 288

Глава III. Основные направления реализации поликультурности в системе педагогического образования США 295

3.1. Анализ современных подходов к профессиональной подготовке педагогов к работе в условиях поликультурной образовательной среды 295

3.2. Условия поликультурного развития в системе педагогического американского образования 314

3.3. Поликультурное образование как основная тенденция повышения качества профессиональной подготовки американских педагогов для работы в поликультурном образовательном учреждении 336

Выводы по третьей главе 363

Глава IV. Сравнительно-сопоставительный анализ поликультурного образования в США и России 371

4.1. Основополагающие законодательные акты в области поликультурного образования в США и России 371

4.2. Цели, задачи, принципы поликультурного образования в США и России 385

4.3. Подходы к разработке содержания поликультурного образования в США и России 390

4.4. Взаимосвязь школы и религии в обучении и воспитании 406

4.5. Особенности работы школы и семьи в США и России 411

Выводы по четвертой главе 421

Заключение 425

Библиография 434

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из характерных черт начала XXI века является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. В этих условиях проблема толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей осознается учеными всего мира, поскольку в нем практически нет моноэтнических государств. Следовательно, акцентируется значимость поликультурного образования, позволяющего человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту.

Важнейшими факторами, которые актуализировали научные поиски в области поликультурного образования, выступают следующие: глобализация, глубокое осмысление феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, взаимовлияние мировых и локальных культур, становление гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса.

Усиление культурного статуса образования диктует необходимость подготовки педагогических кадров, способных реализовать его культурную направленность. Остро осознается потребность в гуманистическом типе педагога, выступающем посредником между ребенком и культурой. В этой связи осуществлен ряд фундаментальных исследований феномена педагогической культуры учителя (Е. В. Бондаревская, Т. В. Иванова, И. Ф. Исаев и др.). Проведены исследования, посвященные отдельным сторонам профессионально-педагогической культуры учителя: методологической (Е. В. Бережно- ва, В. В. Краевский и др.); гуманитарной (И. М. Орешников и др.); духовной (Е. И. Артамонова, И. А. Соловцова и др.); этической (Е. Н. Богданов и др.); технологической (М. М. Левина и др.); физической (М. Я. Виленский и др.); этнопедагогической (В.А. Николаев, О. И. Пономарева и др.). В исследованиях указанных авторов профессионально-педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Россия, являясь многокультурным обществом, испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. В этой связи повышается уровень требований современного общества к профессионалу, его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. Потребности образовательной практики порождают необходимость в поликультурной подготовке педагога. Отечественными исследователями раскрыты некоторые особенности организации процесса обучения с учетом принципа поликультурализма в начальной (Ф. Н. Зиатдинова), средней (Ю. А. Карягина, P. X. Кузнецова) и высшей школе (Г. М. Борликов, Г. В. Миронова, JI. Т. Ткач, Н. П. Цыбанев). Несмотря на разработанность отдельных аспектов поликультурного образования в российской педагогической теории и практике пока не существует его целостной концепции.

В России поликультурное образование обязано своим появлением концепциям личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Н.Б.Крылова, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская и др.), культурологического подхода (Е. В. Бондаревская, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, C.B. Кульневич, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.), мигрантской педагогики (И. В. Бабенко, Е. В. Бондаревская, M. JI. Геворкян, О. В. Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.).

В этой связи для изучения феномена поликультурного образования и выявления роли поликультурной среды в системе образования целесообразно обратиться к опыту США, где на протяжении нескольких десятков лет накапливался богатый теоретический и практический материал, который еще недостаточно нами изучен и понят, и является как никогда актуальным в настоящее время.

Сегодня поликультурное образование в США имеет статус образовательной политики страны, который закреплен на законодательном уровне (Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act) (1968), Акт об образовании для детей с альтернативным развитием (Education for All Handicapped Children's Act) (1975), Акт об образовании для бездомных детей и молодежи (McKinney-Vento Homeless Assistance Act) (1987) и др.). Вопросы поликультурного образования обсуждаются ведущими образовательными организациями: Национальным советом социальных исследований (National Council for the Social Studies - NCSS), Национальной ассоциацией образования (National Education Association - NEA), Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for the Accreditation of Teacher Education - NCATE) и др. В 1990 г.создана специальная профессиональная организация - Национальная ассоциация мультикультурного образования (National Association for Multicultural Education - NAME), действуют исследовательские институты, научные ассоциации, которые ежегодно проводят национальные и международные форумы и конференции по проблемам поликультурного образования; на предприятиях открыты тренинговые центры для формирования уважительного отношения к культурным отличиям коллег.

В настоящее время среди университетов США, на базе которых созданы центры поликультурных исследований, ведущими являются Вашингтонский, Висконсинский, Массачусетский, Индианский, Калифорнийский, Хьюстонский университеты и университет Сан-Диего. Американский опыт в данной области заслуживает внимательного рассмотрения и тщательного анализа.

Россия, как и США, является многоэтническим и многокультурным обществом, поэтому важно консолидировать усилия российских и американских педагогов «...в поиске конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества с целью сохранения культурного многообразия как необходимой тенденции развития человечества...» (H. М. Конжиев).

Несмотря на возрастающий интерес к изучению отдельных аспектов развития теории и практики поликультурного образования в США (М. Л. Во- ловикова, О. К. Гаганова, М. Л. Геворкян, Н. Д. Зингер, И. Л. Краснов, Ю.А.Манжосова и др.) вне исследовательского внимания остается целостное видение проблемы поликультурного образования, взятой в совокупности ее целевых, содержательных и процессуальных характеристик, которые требуют уточнения, так же как и условия, принципы осуществления поликультурного образования в США. Главной причиной несформированности целостного знания о поликультурном образовании является отсутствие единого контекста его исследования, обусловленного слабой интеграцией традиционного и поликультурного знания.

Изучение педагогического опыта США актуально для отечественной науки в контексте интеграции российского образования в мировой образовательный процесс с целью использования наиболее ценных идей зарубежных коллег в решении сложной задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурном мире.

В современной педагогической науке все более остро обнаруживаются противоречия между:

  1. разработками в отечественной науке отдельных аспектов поликультурного образования в США и отсутствием его системного теоретического и методологического обоснования;

  2. теоретическими подходами отечественных ученых к определению отдельных категорий поликультурного образования и отсутствием их концептуального обобщения для определения понятийного аппарата данной области и, прежде всего, самой категории «поликультурное образование»;

  3. анализом практической реализации данного направления в США и отсутствием системного представления рекомендаций по интеграции поликультурного компонента в учебно-воспитательный процесс и обоснования тенденций его развития в американском образовании;

  4. исследованиями проблемы педагогического образования в США и отсутствием теоретического обоснования его поликультурной направленности;

- работами, отдельно посвященными проблеме поликультурного образования в США и России и отсутствием сравнительно-сопоставительных исследований данного вопроса, выявляющих общие и особенные характеристики поликультурного направления в образовании двух стран.

Таким образом, существует необходимость исследования поликультурности как особенности образовательной среды американского общества и ее роли в реформировании системы американского образования с учетом принципа поликультурализма; анализа ведущих американских концепций и понятий, определяющих сущность поликультурного образования в США; изучения подходов, раскрывающих систему условий реализации поликультурного направления в процессе профессиональной подготовки педагогов в США и России, что понимается нами как проблема исследования.

Научно-практические потребности и выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования — «Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США».

Объектом исследования выступает система образования в США.

Предмет исследования — теория и практика поликультурного образования в США.

Цель исследования заключается в системном теоретическом обосновании поликультурного образования в США, выявлении основных сущностных характеристик и тенденций в современных социально-экономических условиях на основе целостного концептуального анализа его становления и развития.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью сформулированы следующие задачи исследования:

    1. обосновать совокупность положений, составляющих теоретическую и методологическую основу поликультурного образования в США;

    2. систематизировать основные подходы американских исследователей к определению поликультурного образования; представить понятийный аппарат данной области; конкретизировать понятие «поликультурное образование» в отечественной педагогике;

    3. выявить основные характеристики поликультурного образования в США в аспекте его содержания и определить тенденции развития данного направления в американском образовании;

    4. критически проанализировать и систематизировать основные практические подходы американских ученых по внедрению поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс;

    5. раскрыть содержание профессиональной компетентности педагога для работы в поликультурном образовательном учреждении США;

    6. определить общие и особенные характеристики поликультурного образования в США и России на основе сравнительно-сопоставительного анализа подходов американских и российских ученых к формулированию его целевых и содержательных установок.

    Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что системное теоретическое обоснование поликультурного образования в США, выявление основных сущностных характеристик и тенденций его развития могут быть достигнуты если:

    1. его теоретической и методологической базой выступают положения философских, педагогических и психологических концепций, основанных на идеях гуманистического, диалогового, антропологического, культурологического подходов к обучению и воспитанию личности;

    2. рассматривать поликультурное образование в многоаспектном плане как мировоззрение, движение за реформирование, учебно-воспитательный процесс;

    3. поликультурную направленность рассматривать как ведущую тенденцию развития современного американского образования; учитывать роль поликультурного образования в решении проблемы различных форм дискриминации в обществе; отказаться от его одномерной трактовки как отдельного курса или программы обучения;

    4. систематизация практических рекомендаций по интеграции поликультурного компонента в учебно-воспитательный процесс представлена как поэтапный переход от наполнения традиционных программ материалом этнического содержания к их трансформированию согласно целям и задачам поликультурного образования;

    5. профессиональную подготовку педагога в США рассматривать в контексте поликультурного образования, а поликультурную компетентность считать ведущим критерием оценки результатов подготовки, подразумевающим умения педагога выделять и вносить в содержание общего образования идеи о культурном многообразии общества и мира, организовывать учебно- воспитательный процесс как диалог носителей различных культур;

    6. для выявления общих и особенных черт поликультурного образования в США и России разработать сравнительный инструментарий, основанный на сопоставлении поликультурного опыта двух стран по следующим аспектам: определение понятия поликультурного образования, его целей, задач, содержания, принципов, роли родного языка и семьи в обучении и воспитании, взаимоотношения школы и религии; подготовка учителя; законы в области образования.

    Методологическую основу исследования составили:

    1. идеи целостного подхода к рассмотрению педагогических феноменов на каждой стадии их становления (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев), что позволяет рассматривать поликультурное образование как целостный культурный феномен, выявлять взаимосвязи его компонентов;

    2. системный подход, спецификой которого в сравнительной педагогике является изучение любых фактов и явлений в образовании в связи с другими социальными системами, оказывающими прямое воздействие на образовательную систему (Б. Л. Вульфсон, 3. А. Малькова), следовательно, вопросы поликультурного образования рассматриваются во взаимосвязи с экономическими, политическими, культурными, религиозными, демографическими проблемами американского общества;

    3. культурологический подход в сравнительной педагогике, отражающий стремление исследователя к пониманию традиций образования в условиях другой культуры (Е. И. Бражник), что позволяет рассматривать поликультурное образование в США, его цели, задачи, тенденции развития как феномен американской культуры, в котором отражаются культурные ценности и традиции общества;

    -культурно-исторический цивилизационный подход (Б. М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов), позволяющий всесторонне объяснить процессы, происходящие в образовании США как культурном феномене и средстве развития американского общества, уточнить специфику поликультурного направления в образовании; рассматривать учащегося в центре историко-педагогического процесса, осваивающего культуру, созданную предшествующими поколениями, и преобразующего себя и культуру в ходе этого освоения;

    1. аксиологический подход (М. В. Богуславский, 3. И. Равкин) позволяет утвердить гуманистическую ценность поликультурного образования как средства развития сущностных сил человека;

    2. диалоговый подход (М. М. Бахтин, В. С. Библер) дает возможность рассматривать поликультурное образование как диалог между традициями и ценностями различных мировых и локальных культур, вектор развития которых ориентирован на воспитание человека, способного к самостоятельному самоопределению в динамично меняющемся мире;

    3. историко-логический подход (А. М. Новиков), позволяющий проанализировать прежние идеи и концепции американских ученых по вопросам поликультурного образования с точки зрения его современного состояния, выявить ограниченность прежних подходов, проследить какие идеи вошли в современную теорию и практику поликультурного образования в США;

    4. вертикальный и горизонтальный подходы (Б. Л. Вульфсон) предоставляют возможность более глубоко и диалектично охарактеризовать поликультурное образование в США, так как, с одной стороны, оно рассматривается во времени, в разные исторические периоды (начиная с ранних этнических исследований афроамериканских ученых конца XIX в. по настоящее время), а с другой — осуществляется сравнительный анализ поликультурного образования в США и России в рамках одного исторического периода (1990- е гг. по настоящее время).

    Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам:

    1. методологии и истории сравнительной педагогики (Е. И. Бражник, Б.М. Величковский, Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, Г. Д. Дмитриев,

    2. Н.Джуринский, М. В. Кларин, 3. А. Малькова, А. М. Митина, Н. Д. Никан- дров, В. Я. Пилиповский, А. И. Пискунов, К. И. Салимова, Т. Ф. Яркина и

    дрО;

    1. философских основ образования (Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко,

    2. В. Краевский, Б. Т. Лихачев и др.);

    3. методологии педагогики (В. В. Краевский, А. М. Новиков, В. М. Монахов, П. И. Пидкасистый, В. М. Полонский и др.);

    4. диалоговой концепции культуры: идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания, понятие о «другом» (М. М. Бахтин); «школа диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов);

    5. общей теории культуры: идея цикличности развития общества, народов и культур (К. Н. Леонтьев); о человеке как «микрокосме» (Н. А. Бердяев); идея антропологичности культуры (М. М. Бахтин); о культуре как открытой знаковой системе, включающей множество других знаковых систем (Ю.М.Лотман); о культуре как исторической памяти, как творческой подготовке культуры будущего на основе прошлого и настоящего (Д. С. Лихачев); о культуре как степени возвышения человека над своей естественной биологической природой, развитии в нем духовного начала (В. М. Розин); аксиологическая концепция культуры как совокупности материальных и духовных ценностей (А. И. Арнольдов, Г. П. Выжлецов и др.); деятельностная концепция культуры как универсального свойства общественной жизни людей (Ю.А.Жданов, М. С. Каган, Э. В. Соколов и др.); личностно-творческая концепция культуры как ряда человеческих свойств активно-творческого плана, характеризующих сущностные силы человека, меру его развития в качестве субъекта творческой деятельности (Е. М. Бабосов, Н. С. Злобин, В. М. Межу- ев и др.);

    6. теории педагогической культуры: личностно-ориентированной педагогической культуры учителя как способа творческого освоения педагогической деятельности (Е. В. Бондаревская); педагогической культуры как совокупности профессиональных качеств личности (Н. Ф. Гоноболин); как целостной, динамически развивающейся системы (Ю. К. Бабанский, В. С.Ильин и др.); как системы профессиональных задач (Ю. К. Васильев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.);

    7. ценностно-смысловых и культурологических основ воспитания (Е.В.Бондаревская, Н. М. Борытко, Т. В. Иванова, И. А. Соловцова и др.);

    8. личностно-ориентированного образования: о наполнении образования культурными смыслами, являющимися его человеческими смыслами (Е.В.Бондаревская); о проявлении учащимися личностных функций в деятельности (В. В. Сериков);

    9. взаимодействия личности и культуры, зависимости психических свойств индивида от его связей с социокультурным окружением (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер);

    1. поликультурного образования и воспитания (О. В. Аракелян, Г. В. Ва- риченко, Г. Н. Волков, М. Л. Воловикова, О. В. Гаганова, Н. В. Гольцова, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, Ф. Н. Зиатди- нова, Н.Д.Зингер, С. А. Кеженева, Ю. А. Карягина, Т. И. Ковалева, И. Л. Краснов, М. Н. Кузьмин, Р. X. Кузнецова, В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Ю.А.Манжосова, Г. В. Миронова, О. Д. Мукаева, С. У. Наушабаева, Г. В. Па- латкина, А. Б. Панысин, И. 3. Султанмуратов, К. В. Султанов, Л. Л. Супруно- ва, Л.М.Сухорукова, Л. Т. Ткач, Н. П. Цыбанев, А. В. Шафикова и др.);

    2. формирования идентичности личности (Н. Л. Иванова, В. И. Канн, Н.М. Лебедева, Л. А. Лыткина, И. М. Медведева, Г. В. Палаткина, Т. Г. Сте- фаненко, В. А. Тишков, Е. М. Турдиева, Э. Эриксон и др.);

    3. толерантности (Ю. А. Гаврилов, И. А. Галицкая, В. И. Давыденко, Л.М. Дробижева, В. М. Золотухин, С.Н. Игнатов, В. А. Лекторский, А. В. Логинов, И. В. Метлик, М. П. Мчедлов, Г. У. Солдатова, К. В. Султанов, В. А. Тишков, В. В. Шалин, и др.);

    4. стереотипов (Е. В. Милосердова, Е. В. Мордвинова, С. Ю.Селезнева, А. П. Тимонина, О. А. Шилина, А. К. Цагараева и др.);

    5. мигрантской педагогики (В. С. Айрапетов, И. В. Бабенко, Е. В. Бонда- ревская, М. Л. Геворкян, О. В. Гукаленко, Р. А. Костин, Н. М. Лебедева, Л.М.Сухорукова и др.);

    При проведении исследования мы опирались на многочисленные основополагающие теоретические труды американских ученых:

    -этнические исследования (К. Вудсон, У. Дьюбойз, Д. Уильяме и др.); -межгрупповые исследования (М. Гудмэн, О. Клинберг, Б. Стерн и др.); -межкультурные исследования (М. Гамио, Г. Китано, Б. Ли Сунг и др.); -поликультурные исследования (Р. Акуна, Б. Байглоу, Б. Петерсен, К.Берайтер, С. Инглман, С. Болл, У. Бруковер, Дж. Бэнкс, К. Бэннет, У. Блэс- сингейм, М. Гибсон, Д. Голлник, Ф. Чинн, К. Грант, Ж. Гэй, Л. Делпит, Р.Дениэлс, Е. Коэн, Д. Ладнер, П. Лимерик, Г. Лэдсон-Биллингс, Д. Милнер, Д. Морфилд, С. Ньето, Б. Сайзмор, К. Слитер, Д. Хеллинг и др.);

    -исследования проблемы культурной депривации (Б. Бернштейн, Б.Блум, Э. Гордон, М. Дойч, Э. Дэйвис, Т. Петтигрю, Р. Хэвигхерст и др.) и культурных различий (С. Баратс, Д. Ирвин, У. Райан, М. Рамирес, А. Каста- неда, С. Филипс и др.);

    -теорию куррикулума (Д. Бичэмп, Дж. Бэнкс, К. Бэннет, А. Глатхорн, М. Грин, Ж. Гэй, Дж. Каунтс, Г. Жиру, Д. Миллер, У. Пинар и др.);

    -критическую теорию расы (Д. Белл, К. Вест, О. Виллапандо, С. Вилле- нас, Л. Гинер, Ф. Гонсалес, Д. Дейли, Р. Делгадо, К. Креншоу, Ч. Лоуренс, Г.Лэдсон-Биллингс, Л. Паркер, Д. Солорзано, Р. Уильяме, А. Фриман и др.);

    -вопросы поликультурной подготовки учителя (П. Авери, X. Баптист, Г. Боллин, М. Бэй, Дж. Бэнкс, Л. Вайнер, А. Виллегас и Т. Лукас, М. Гамильтон, К. Грант, К. Гринлиф, А. Гудвин, Л. Дарлинг-Хаммонд, Л. Дистерберг, К. Зайхнер, Д. Кинг, Б. Клеуэлл, М. Кохрэн-Смит, П. Лауэр, С. Литл, М. Раймонд, М. Смайли, С. Тозер, С. Уилсон, С. Флетчер, Р. Флоден и др.);

    -исследования проблемы расы в учебных заведениях США (У. Ален, К.Баллок, Т. Бейкер, Ф. Боатинг, К. Бэннет, М. Гарсиа, Ж. Гэй, Р. Дюран, К.Инкелас, Д. Каритон, Д. Коул, А. Левин, Д. Милем и др.);

    -исследования вопросов этнической идентичности цветных учащихся (Г. Гердес, М. Глория, Д. Далтон, К. Део, К. Кидуэл, С. Митчел, Б. Райт и

    др-);

    -исследования в области критической педагогики (X. Бромлей, Т. Гра- ман, К. Грант, Ж. Гэй, А. Дардер, Г. Жиру, А. Кертис и др);

    -антирасистские исследования (И. Блумер, Г. Брандт, Р. Дерман-Спаркс К. Джеймс, Д. Кайлин, Е. Ли, С. Мэй, Т. Стэнли, А. Томпсон и др.).

    Источниковедческую базу исследования составили основополагающие теоретические труды американских и отечественных ученых по поликультурному образованию; энциклопедические издания США и России, документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МБП), статистическая литература данной предметной области, материалы международных и всероссийских конференций, решения и рекомендации всемирных педагогических форумов, педагогическая и общественно-политическая периодика США и России; результаты наблюдений, бесед и интервью соискателя с преподавателями и студентами университетов во время поездок в США (Вашингтонский ун-т (г. Сиэтл), Висконсинский ун-т (г. Мэдисон), Университет штата Пенсильвания (г. Стейт Колледж)); изучение непосредственного опыта работы Центра поликультурного образования в Вашингтонском университете; участие в международном семинаре «Проблемы образования в новом тысячелетии» (г. Стейт Колледж, США, 2007) и конференции «Инновационные технологии» (г. Нью-Йорк, США, 2007).

    Хронологические рамки исследования. Понятие «современность» не имеет жестко фиксированного содержания и может интерпретироваться по- разному (Б. Л. Вульфсон). Для данного исследования под «современностью» имеются в виду последние три десятилетия, отмеченные бурным развитием научно-технической революции, предъявившей новые требования к образованию. Именно в этот период (1980-е гг.) в образовании США происходит переход от межкультурного к поликультурному направлению, так как проблемы обучения и воспитания рассматриваются не только во взаимосвязи с этническими и культурными вопросами, а в более широком контексте - с учетом экономических, политических, религиозных, тендерных, социальных, возрастных различий членов американского общества. Для характеристики современного состояния и тенденций развития поликультурного образования проанализированы концепции 1990-х гг. по настоящее время, но это не исключало обращения к историческим экскурсам для выявления корней поликультурного образования и подтверждения его эволюционной природы. С этой целью автор привлекал материал, обращенный к концу XIX - первой половине XX вв., связанный с этническими и межгрупповыми исследованиями, которые явились важными предпосылками поликультурного образования в США.

    Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: метод исторического и логического анализа; ретроспективный анализ; теоретический анализ исследуемой проблемы в философии, культурологии, психологии, социологии; сравнительно-сопоставительный анализ и классификация подходов российских и американских ученых к определениям, целям, задачам, принципам и содержанию поликультурного образования; контент-анализ нормативно-законодательных документов США и России в области образования; теоретический анализ исторических архивных первоисточников (ранние этнические исследования американских ученых (конец XIX - начало ХХв.)); систематизация, обобщение теоретического и практического американского и отечественного опыта в области поликультурного образования с целью выявления общих закономерностей и отличительных характеристик становления и развития поликультурного образования в США и России; методы наблюдения, беседы, интервью.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Во второй половине XX в. главной целью поликультурного образования в США выступает создание условий для получения качественного образования на всех уровнях всеми учащимися независимо от расовой, этнической, социальной, тендерной, культурной, религиозной принадлежности, а главной задачей - устранение всех форм дискриминации, в т.ч. по расовому признаку как основной причины неравенства в обществе. Акцент на идее расового равенства граждан поликультурного общества отличает американскую трактовку поликультурного образования от европейской, где на передний план выдвигается идея диалога культур.

    Поликультурному образованию в США присуща эволюционная природа. Оно уходит корнями к этническим исследованиям афроамериканских ученых конца XIX - начала XX вв. и трудам по вопросам межгруппового обучения середины XX в., впоследствии трансформированного в межкультурное обучение, которое приобретает статус поликультурного в силу своей обращенности к проблеме гуманизации отношений между членами одной этнической общности, имеющими социальные, экономические, политические, религиозные, языковые, тендерные, возрастные различия.

    Теоретическую и методологическую основу поликультурного образования в США составляют: 1) философские идеи о важности сохранения уникальности каждой культуры, необходимости обмена культурными достижениями как условии развития народов (И. Г. Гердер), о благе человека как высшем критерии нравственности (И. Кант); 2) идеи культурной антропологии о множестве культур (М. Херсковиц); 3) диалоговая концепция П. Фрей- ра; 4) идеи гуманистической психологии о потребности человека в самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс); 5) идеи культурно-исторической психологии о ведущей роли социокультурного окружения в формировании и развитии личности (Л. С. Выготский, Дж. Брунер); 6) исследования афроамери- канских ученых по истории и культуре африканских народов с целью внедрения данного знания в содержание образования (Д. У. Уильяме, К. Д. Вуд- сон); 7) труды по межгрупповому обучению о преодолении межнациональной и межрелигиозной вражды (М. Гудмэн, О. Клинберг) и межкультурному обучению о культуре разных этнических групп, проживающих в США (В.Делория, М. Гамио); 8) положения критической теории расы о причинах возникновения расизма в образовании и последствиях его влияния на качество знаний цветных учащихся (Р. Делгадо, Р. Чанг); 9) идеи критической педагогики о формировании и развитии у индивида способности к критической рефлексии (П. Фрейр); 10) исследования в области антирасистского образования (С. Ньето, М. Файн).

    2. Отсутствие универсального подхода к определению поликультурного образования среди американских ученых подтверждает его многоаспектный характер, который прослеживается в следующих направлениях:

    1. описательно-предписывающем, в рамках которого представлено описание этнокультурного многообразия США и предложены варианты удовлетворения образовательных потребностей учащихся различных этнических и культурных групп;

    2. действенно-реформаторском, предусматривающим внесение изменений в образовательную систему с целью правового закрепления новых отношений в обществе, основанных на признании ценности всех этнических и культурных групп, проживающих в США;

    1. процессуальном, подчеркивающим непрерывный характер поликультурного образования, который не позволяет сводить его только к отдельному курсу обучения или программе.

    Поликультурное образование — это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, тендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды, а не отдельные курсы; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах; развитие умения критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, формирование толерантности к культурным различиям — качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

    3. К основным содержательным характеристикам поликультурного образования относятся: его антирасистская направленность; обязательность для учащихся всех этнокультурных групп; нацеленность на достижение социальной справедливости; непрерывность и динамичность; освобождающая, трансмиссионная, транзакционная и трансформационная природа, так как поликультурное образование позволяет человеку выйти за пределы своего культурного опыта, передает этнокультурные знания, обеспечивает взаимодействие с представителями разных культур, воспитывает гражданскую ответственность и политическую активность для воплощения в жизнь идеалов демократического общества.

    Развитие системы поликультурного образования в США осуществляется по многим направлениям: 1) проникновение во все сферы основных форм социальной жизнедеятельности человека, расширяющее возможности индивида (гражданскую, профессиональную, семейную, личную); 2) переосмысление значения поликультурного образования в обществе (переход от одномерной трактовки поликультурного образования как отдельной учебной программы к его ассоциации с мировоззрением и особым поведением); 3) возведение поликультурного образования в ранг ведущего направления образовательной политики страны; 4) значительный рост числа цветных американцев среди студентов и выпускников вузов, преподавателей и учителей, администрации учебных заведений; 5) рост внимания к сфере педагогического образования (формирование у студентов умения извлекать пользу из культурного многообразия) и работе с семьями учащихся.

    4. Основные практические рекомендации американских ученых по внедрению поликультурного образования в учебный процесс включают следующие аспекты:

      1. интеграция содержания - подразумевает умения учителя выбирать из материала этнического характера примеры, объясняющие учащимся ключевые понятия, теории и концепции конкретной дисциплины;

      2. процесс конструирования знания — помогает узнать о влиянии стереотипов и предубеждений внутри конкретной дисциплины на процесс построения знания этой дисциплины. Данный аспект включает четыре подхода к анализу информации этнического характера и способу ее включения в содержание учебной дисциплины:

      1. контрибутивный и аддитивный подходы, не затрагивающие структуру и цели основной программы. В первом случае интеграция этнического компонента происходит на уровне отдельных личностей, элементов культуры или знаменательных событий в истории народа, а во втором - дополняется введением спецкурсов или разделов этнического содержания;

      2. трансформационный подход и подход «социальных действий», при которых цели и структура основной программы претерпевают существенные изменения. В первом случае учащиеся получают возможность увидеть исторические события не только глазами белых американцев, но и других этнических групп, а во втором - учатся принимать социальные и политические решения в рамках темы изучения;

      с) устранение предрассудков - охватывает исследования, касающиеся методов и приемов, используемых учителем для воспитания у учащихся позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам;

      е) школьная культура и социальная структура - поднимает вопрос о тесной взаимосвязи учебных ожиданий учителя от своих учеников и успеваемостью последних.

      1. В качестве необходимых компонентов содержания профессиональной подготовки педагога для работы в поликультурном образовательном учреждении выступают следующие: многообразие учебной среды, идеология общества, поликультурная грамотность педагога, педагогическая практика, приоритетность поликультурных вопросов относительно общих педагогических задач.

      Поликультурные концепции подготовки учителей объединяет идея отказаться от традиционного представления о предназначении учебных заведений в американском обществе - поддерживать изначальную евроцентрист- скую направленность образования.

      Результатом подготовки должен выступать культурно-компетентный учитель, характеризующийся знаниями о культуре своего народа; осознанием своей культурной идентичности; способностью помочь учащимся в определении их культурной идентичности; знанием этнопсихологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка и умением использовать данные различия в качестве преимуществ учащихся; способностью критически мыслить; умением грамотно подключать к участию в учебно-воспитательном процессе родителей учащихся, создавать и поддерживать толерантную атмосферу в классе.

      1. Накопленный в США позитивный теоретический и практический опыт в области интеграции поликультурного образования в учебно- воспитательный процесс может быть полезен отечественной науке при дальнейшей разработке теории поликультурного образования, применяться при реформировании системы образования с учетом принципа поликультурализ- ма.

      В настоящее время поликультурное образование в России рассматривается как дополнение к традиционному содержанию путем включения в него определенных тем, разделов или спецкурсов, что соответствует контрибу- тивному и аддитивному подходам, разработанным в американской педагогике, которые являются необходимыми последовательными этапами трансформирования учебных программ с учетом целей и задач поликультурного образования. В дальнейшей работе над содержанием образования практически полезны трансформационный подход и подход «социальных действий» для осуществления перехода от простого наполнения учебных программ этническим материалом к более сложным трансформациям с позиций поликультурного образования.

      Научная новизна результатов исследования. Впервые целостно изучен и системно представлен процесс становления и развития поликультурного образования в США, характеризующийся эволюционным переходом от этнических исследований к межгрупповым, межкультурным и поликультурным.

      Выявлена и обоснована взаимосвязь поликультурного образования в США со следующими малоизвестными в отечественной науке теориями и направлениями: критической теорией расы, теорией куррикулума, критической педагогикой и антирасистским образованием, что нашло отражение в концепциях современных американских авторов.

      Определены основные содержательные характеристики, целевые ориентиры, задачи и принципы современного состояния поликультурного образования в США и тенденции его развития в американском обществе.

      Критически проанализированы и систематизированы практические рекомендации американских ученых по поэтапной интеграции материала поликультурного характера в содержание образования.

      Раскрыто содержание профессиональной подготовки педагога для работы в поликультурном образовательном учреждении, охарактеризовано состояние теории и практики данной области, подтверждающее статус поликультурного образования как главной тенденции повышения качества подготовки учителя в США.

      Проанализирован и систематизирован понятийный аппарат данной области образования. Дополнено и конкретизировано содержание категории «поликультурное образование» в отечественном понятийном аппарате.

      Выявлены общие и особенные характеристики поликультурного образования в США и России на основе сравнительно-сопоставительного анализа.

      Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена разработкой целостного представления о поликультурном образовании в США, что является вкладом в педагогическую теорию и в дальнейшее развитие данного направления в практике российского образования.

      Результаты проведенного исследования способствуют расширению трактовки поликультурного образования отечественными учеными и могут служить основой для рассмотрения вопросов обучения и воспитания в более широком контексте, т. е. во взаимосвязи с социальными, экономическими, политическими, религиозными, языковыми, тендерными, физическими, возрастными различиями членов поликультурного общества.

      Критически проанализированы и представлены в виде системы разнообразные теоретические подходы американских исследователей к осмыслению поликультурного образования. Для адекватного понимания разнообразия определений поликультурного образования в США определены основные направления этих подходов: описательно-предписывающее, действенно- реформаторское, процессуальное.

      Выдвинуто и обосновано новое назначение поликультурного образования для человека и общества в целом.

      Проведено сопоставление понятийного аппарата данной области образования с понятийной системой отечественной педагогики. Выявлены общие и особенные характеристики употребления понятий американскими и российскими учеными.

      Систематизированы основные принципы и положения критической теории расы, теории куррикулума, критической педагогики и антирасистского образования; выявлен теоретический и методологический потенциал данных теорий и направлений для поли культурных исследований.

      Методологические принципы и логика изучения поликультурного образования, разработанные применительно к данной работе, вносят определенный вклад в методологию сравнительного исследования отечественного и зарубежного педагогического опыта.

      Практическая ценность результатов исследования. Определены место, значение и перспективы развития поликультурного образования в США.

      Результаты проведенного исследования обладают достаточным потенциалом прогностического характера для того, чтобы служить основой проектирования процесса поликультурного образования в отечественных учебных заведениях.

      Выявленные требования к содержанию поликультурной компетентности педагога могут служить основанием для оценки деятельности и подготовки современного учителя, работающего в поликультурном образовательном учреждении.

      Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью формирования и развития поликультурной компетентности как неотъемлемого качества личности любого специалиста современности.

      Выводы предопределяют направления дальнейших практико- ориентированных научных поисков в области поликультурного образования, высоко востребованного современной практикой, в частности, при решении таких проблем как воспитание толерантности, различные проявления дискриминации в учебном заведении и в обществе, влияние стереотипов и предубеждений на отношение человека к отдельным этносам и культурам, взаимосвязь между успеваемостью учащегося и его социальным происхождением, школа и религия, обучение людей с альтернативным развитием.

      Результаты сравнительно-сопоставительного анализа поликультурного образования в США и России показывают скорее полиэтнический, а не поликультурный характер практики отечественного образования и могут служить основанием для определения дальнейших стратегий по интеграции принципа поликультурализма в содержание дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами; разработки федеральных документов в области образования для закрепления на законодательном уровне за поликультурным образованием статуса одного из ведущих направлений образовательной политики РФ.

      Достоверность полученных результатов обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; комплексом методологических подходов, представленных фундаментальными научно-теоретическими положениями, которые составили методологическую и теоретическую основу исследования; методологической обоснованностью исходных позиций; ретроспективным анализом теории и практики поликультурного образования в США; сравнительно-сопоставительным анализом рассматриваемой проблемы в США и России; применением научных методов анализа и их адекватностью задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных результатов с данными других педагогических исследований по вопросам поликультурного образования; широкой апробацией результатов исследования; большим объемом и типологическим разнообразием изученных и критически проанализированных зарубежных и отечественных источников по рассматриваемой теме.

      Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе участия в: а) международных научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Образование в России и за рубежом» (Рязань, 2008); «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире-2» (Волгоград, 2008); «Перспективы развития вузовской науки» (Сочи, 2008, 2007, 2006); семинар «Проблемы образования в новом тысячелетии» (университет штата Пенсильвания, г.Стейт Колледж, США, 2007); «Инновационные технологии» (Нью-Йорк, США, 2007); «Приоритетные направления развития науки» (Шарм-эль- Шейх, Египет, 2006); «Проблемы качества образования» (Кемер, Турция, 2006); «Научные исследования и их практическое применение» (Одесса, 2006); «Наука: теория и практика-2006», (Днепропетровск); «Языковые и культурные контакты народов» (Пенза, 2006); «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2006, 2005, 2004, 2003); «Наука и образование- 2005» (Мурманск); «Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании» (Одесса, 2005); «Гуманизация и гуманитаризация образования XXI в.» (Ульяновск, 2004); «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2004); «Динамика научных достижений-2004» (Днепропетровск); «Информация, коммуникация, общество» (Санкт-Петербург, 2003); всероссийских научно- практических конференциях: «Человек и мир человека» (Рубцовск, 2007, 2006, 2005, 2004); «Российское образование в XXI в.: проблемы и перспективы», «Молодежь в социокультурной среде регионов России: проблемы адаптации и психолого-педагогической поддержки» (Пенза, 2006); «Актуальные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства» (Новосибирск, 2006); «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2006, 2005); «Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути совершенствования» (Волгоград, 2005); «Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования» (Санкт-Петербург, 2005); «Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе» (Набережные Челны, 2005); «Языковые и культурные контакты различных народов», «Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе» (Пенза, 2003); «Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании», «Интеграция вузов России в международное научно-образовательное пространство» (Тамбов, 2003); межвузовских научно-практических конференциях: «Современное гуманитарное образование: аспекты, стратегия, технология» (Волгоград, 2007); «Проблемы современного этапа реформ в России: федеральный и региональный аспекты» (Волгоград, 2005); «Человек, культура, общество» (Волгоград, 2005); «Россия на рубеже веков: проблемы социально- экономического, государственно-правового и духовного развития», «Язык и социум: современные проблемы» (Волгоград, 2004); «Проблемы социально- гуманитарного знания» (Волгоград, 2003); «Лингвокультурология и педагогика в профессиональной деятельности» (Волгоград, 2002); электронных интернет-конференциях'. «Преемственность и новаторство в образовании» (Архангельск, 2006); «Современные проблемы науки и образования», «Ценностные ориентации российской молодежи и современная культура», «Проблемы качества образования», «Фундаментальные исследования: педагогические науки» (Москва, 2006); «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования» (Москва, 2006, 2005).

      Апробация основных результатов осуществлялась также через публикацию материалов исследования в различных научных, научно- теоретических, научно-практических и научно-методических журналах; в курсе лекций по зарубежной и сравнительной педагогике, спецкурсе «Школьное образование в США и Европе» для аспирантов и магистрантов кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ); на кафедре педагогики ВГПУ; спецкурсе «Актуальные проблемы зарубежной педагогики» для студентов, обучающихся по специальности «Психология» факультета государственного и муниципального управления Волгоградской академии государственной службы (ВАГС); спецкурсе «Поликультурное образование в США: цели и задачи» (на английском языке) для слушателей курсов «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» ВАГС; на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации

      ВАГС; на кафедрах иностранных языков ВГПУ, Волгоградской академии МВД РФ и Волжского гуманитарного института (филиала Волгоградского государственного университета).

      Внедрение результатов исследования. Разработанные в исследовании теоретические положения используются в методических разработках, магистерских и кандидатских диссертациях; представлены в учебных пособиях, учебно-методических комплексах, рабочих программах, составленных соискателем. Рекомендации по включению информации поликультурного характера в содержание учебных материалов внедрены в работу кафедр иностранных языков ВГПУ и Волжского гуманитарного института, кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, кафедры психологии, лингвистического центра ВАГС, средней общеобразовательной школы «Поколение» (до 2008 г. входившей в состав ВАГС). Выводы исследования используются в курсах лекций по педагогике в Волгоградской академии государственной службы и Волгоградском государственном педагогическом университете.

      Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

      На первом этапе (2000-2004 гг.) изучалась и критически анализировалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая, методологическая, нормативно-правовая литература по исследуемой проблеме, периодические издания России и США по вопросам образования. На данном этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определены его методологические и теоретические основы, понятийный аппарат.

      Второй этап (2004-2007 гг.) был посвящен уточнению исследовательских позиций автора, детальному критическому анализу различных теоретических подходов и практической реализации поликультурного образования в США, конкретизации его сущностных характеристик. Параллельно анализировались взгляды российских ученых по вопросам поликультурного образования с целью проведения сравнительно-сопоставительного анализа опыта двух стран. На данном этапе была завершена работа над монографией по теме диссертации, осуществлялась апробация результатов исследования.

      Третий этап (2007-2009 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, их дальнейшей апробации и оформлению текста диссертации.

      Объем и струетура диссертации. Диссертация (492 с.) состоит из введения (26 е.), четырех глав (157 е., 108 е., 76 е., 54 е.), заключения (9 е.), библиографии (997 источников, в том числе 846 на английском языке).

      Поликультурное образование как философская и психолого-педагогическая проблема

      В начале главы уточним значение основных понятий, которыми будем оперировать в данной работе. О термине «поликультурное образование»: встречающиеся в исследованиях отечественных авторов понятия «поликультурный», «мультикультурный» и «многокультурный» являются синонимами. Однако, как подчеркивает Г. Д. Дмитриев, следует различать «поликультурное образование» и «полиэтническое образование», поскольку последнее не отражает всего многообразия культуры человечества и, как свидетельствует исторический опыт, не способствовало исчезновению конфликтов в обществе, причины которых лежат не только в этнических, но и в других культурных отличиях (Дмитриев 1999а: 8-9). В этой связи мы различаем принцип полиэтнизма и принцип поликультурализма. В первом случае акцентируются только этнические различия между представителями этнически разных групп. Главная идея принципа поликультурализма состоит в признании важности различий (социальных, политических, религиозных, языковых, физических, тендерных, возрастных, профессиональных) между членами этнически гомогенной группы.

      Так же в предлагаемой работе следует различать понятия «поликульту- рализм» и «поликультурность». Вслед за К. В. Султановым условимся понимать «поликультурализм» как «комплекс философско-культурологических идей, предлагающих образовательные стратегии решения актуальных социально-политических проблем современности на пути движения к гармоничному миру», а «поликультурность», в свою очередь, расценивать как «ситуацию в странах, объединяющих множество этносов и национальностей, обладающих богатым культурно-историческим опытом их сосуществования» (Султанов 2004:6-7).

      Следует отметить, что термины «поликультурное образование» и «по- ликультурализм» часто используются в качестве синонимов, хотя по утверждению некоторых специалистов, поликультурное образование как движение и процесс больше сфокусировано на общеобразовательных государственных школах, а поликультурализм, в свою очередь, имеет дело с интеллектуальным конфликтом в университетах и является ядром конфликта о евро-американском доминировании, о преобразовании политических отношений, переработке учебных планов и трансформации установленной системы символов. Термин «поликультурализм» содержит множество противоречивых значений, по мнению американского историка Дж. Хайэма. Так, в 1980-90-е гг. поликультурализм стал политической проблемой в американских колледжах, университетах и школах, не предложив при этом видения того типа общества, которое ему хотелось бы построить (Краснов 2004:32е33ф.яние культуры и социума определяют структурно- содержательные особенности системы образования. Иными словами - каждая нация имеет ту образовательную систему, которая соответствует состоянию ее культуры и социума, потребностям ее самосохранения и развития (Султанов 2004:8-9). Следовательно, важно обратиться к социальным и политическим условиям, оказавшим влияние на становление и развитие поликультурного образования в США

      Историческое развитие поликультурного образования в США может быть условно представлено следующими периодами: - изменение этнокультурного состава населения страны; - активизация социально-политических движений за права и свободу человека в стране; - пересмотр ценностного и содержательного компонентов американского образования. В первой половине XX в. (1920-50-е гг.) расширение этнического и культурного состава США явилось главным фактором, актуализировавшим проблему взаимодействия и взаимопонимания между расами и этносами. Целью зарождающегося движения на пути к этому служило стремление сделать доминирующее большинство населения толерантным и открытым по отношению к различным поколениям иммигрантов для поддержания национального единства и социального контроля (Манжосова 2004:29). История развития США характеризуется постоянным притоком иммигрантов, что значительно повлияло на формирование американской нации. Следует особо подчеркнуть, что США раньше всех других стран столкнулись с проблемой совместного существования представителей разных наций, вероисповеданий и культур. Безусловно, во все времена в разные страны приезжали люди в поисках лучшей доли, но такой постоянной и массовой иммиграции как в США, не отмечено ни в одной стране мира. Если до конца XIX в. иммигранты прибывали в основном из стран Западной и Северной Европы, то характерной чертой иммиграции второй половины XX в. явилось изменение ее этнического состава за счет цветного населения, численность которого в ряде городов превышала численность белого. Следует подчеркнуть, что в этот период разнообразие этнического и культурного состава населения расценивались как угроза создания «единой нации». Следовательно, каждый прибывший иммигрант был обязан стремиться стать «стопроцентным американцем» согласно теории «плавильного котла», призванной «расплавлять в себе все приходящее, производя взамен нового типового представителя американского общества» (Зингер 2003:48). Однако ко второй половине XX в. подобная идеология утратила актуальность. Прибывающие в страну выходцы из Латинской Америки и Азии стремились сохранить языковую, религиозную и культурную идентичность, развивая при этом свое историческое наследие и независимость от иных культурных групп. По словам Дж. Аллена, члена комиссии по проблемам образования, каждая попытка представителя этнического меньшинства сохранить своеобразие родной культуры стала полноправной в социальном, экономическом и политическом контексте американской культуры (Там же:48). Заслуживает внимания и изменившийся характер иммигрантов второй половины XX в. Если ранее представители этой группы были малообразованными и соглашались на любую низкооплачиваемую работу, то среди современных иммигрантов было немало квалифицированных специалистов, приезжающих на работу по приглашению отдельных фирм или правительства США. Данную категорию людей стали относить к временным иммигрантам, которые не считали необходимым отказываться от своих культурных традиций, что не могло не отразиться на разнородном составе американского общества, представлявшего собой так называемую «мозаику» из разных наций, культур, вероисповеданий и социоэкономических статусов.

      Поликультурная среда и ее роль в системе образования США

      Обращаясь к проблеме обучения, антирасисты расширяют границы школы, подчеркивая, что не только учитель и его воспитанники являются участниками образовательного процесса, но и ближайшее окружение ребенка, и общество в целом.

      Отметим, что труды педагогов антирасистов содержат ценные рекомендации для поликультурного образования, которые незаменимы в ситуации, когда воспитатель и воспитанник принадлежат к разным этническим группам. Литература содержит немало примеров конфликтных ситуаций, в которых белый учитель расценивается цветными учащимися как представитель доминирующей и враждебной им культуры (Davidman & Davidman 1994, Green 1982, Macedo & Bartolome 1999, Okihiro 2001, Scheurich 2002, Segrest 1994).

      Педагоги антирасисты уделяют большое внимание проблеме «белого господства» (white dominance), т.е. исторически сложившемуся в стране преобладающему влиянию одной этнической группы (в данном случае белых американцев) над другой (представителями цветного населения).

      По их мнению, мультикультуралисты ошибочно отодвигают данную проблему, пропагандируя «идею всеобщего равенства», сосредотачиваясь, таким образом, на лечении симптомов болезни, а не на поиске ее главной причины (Stanley 1998).

      Данный вопрос слишком серьезен, поскольку «потребность современных белых студентов в доминировании над своими цветными сверстниками имеет глубокие исторические корни и не следует уповать, что попытка учителя переключить акцент на другие ценности поможет проблеме разрешиться» (Daniels 1997:46). Наоборот, такой подход, как считают антирасисты, только «еще глубже спрячет главную причину болезни, которая может проявить себя с новой силой в любой момент» (Stanley 1998:48).

      Антирасистское образование не допускает ситуаций, в которых одни учащиеся могут оказаться в менее благоприятных условиях по сравнению с другими: необходимо тщательно пересмотреть как политику школы, так и отношение к учащимся учителей и администраторов, чтобы определить, не препятствуют ли данные факторы учебному климату в классе, имеют ли все дети равные возможности для самореализации» (Nieto 1999:54).

      В ходе преподавания истории необходимо обращаться как к положительным, героическим моментам, так и к ошибкам, последствия которых оказали влияние на ход исторических событий. Проблему расизма многие учителя предпочитают обходить вниманием, так же как и обсуждение «ошибок истории» (Harris 1997, Loewen 1995, 2000, Willis 1998).

      Мишель Файн в этой связи вводит понятие «fear of naming» (боязнь называть вещи своими именами), указывая, что такова позиция большинства учителей, твердо убежденных в деморализующем влиянии подобных дискуссий на студентов (Fine 1991).

      Дж. Козол в своей статье «Великие люди: избранное для школьников» называет составителей учебной литературы «мастерами портняжного дела», так как они выбирают известных личностей и «заново выкраивают их биографии и персональные качества, приспосабливая тем самым материал для изучения в школе», аргументируя свои действия тем, что «бунтарский дух многих известных лидеров, призывавших к решительным действиям и переворотам, слишком опасен для чувствительной детской натуры» (Kozol 1975).

      К примеру, до 1970-х гг. американские учебники по истории изображали Мартина Лютера Кинга мечтательным, миролюбивым священником. Единственное, что дети узнавали о нем из школьного курса истории являлось то, что «у молодого чернокожего пастора баптистской церкви М. Л. Кинга всегда была мечта о светлом дне справедливости», так как на протяжении всех лет изучения истории Америки в учебниках приводилась только его речь под названием «Есть у меня мечта» («I have a Dream»), и ни разу не упоминалось о его отношении к проблеме расовой дискриминации, войне во Вьетнаме, о его активной борьбе за права темнокожих американцев, о том, что он создал и возглавил «Южную конфедерацию христианского руководства», призывавшую черных и белых объединиться для воплощения в жизнь христианских идеалов братства и справедливости. Будучи человеком миролюбивым, М. Л. Кинг, тем не менее, сознательно создавал кризисные ситуации, вынуждавшие власти предоставить афроамериканцам «безотлагательную свободу». Он добился решения Верховного Суда о незаконности сегрегации в транспорте, организовывал массовые демонстрации и марши по штатам Юга, выступал с речами, распространял листовки (Kozol 1975).

      Еще один яркий пример того, как составители учебной литературы «адаптируют личности известных лидеров к школьной программе» приведен в статье Г. Кола под названием «Миф об уставшей Розе Парке» (Kohl 1993). В действительности афроамериканка Р. Парке являлась активной участницей движения за гражданские права темнокожих американцев. В учебниках истории ее имя упоминается лишь в связи с тем, что она была прихожанкой баптистской церкви, где служил молодой М. JI. Кинг. Также описывается случай о том, как Р. Парке села в автобус в г. Монтгомери (ш. Алабама), забыв по причине своей усталости о том, что места предназначены только для белых. На самом деле ее поступок был сознательным, и произошло это 5 декабря 1955 г., в день, который принято считать началом бойкотирования афроаме- риканцами городского транспорта. Как подчеркивает автор статьи, учащимся вряд ли было известно, что «миролюбивый священник М. JI. Кинг призвал алабамских цветных ударить белых американцев по самому больному месту - кошельку». Афроамериканцы более года бойкотировали городской транспорт. Бойкот прекратился, только когда в автобусах сняли таблички «Только для белых» (Там же:8).

      Таким образом, можно сделать вывод, что представленные в учебниках национальные герои являются либо «порядочными белыми гражданами великой страны», либо «безопасными» героями, ставшие таковыми после тщательных усилий «мастеров портняжного дела», к которым сторонники поликультурного образования относят авторов учебной литературы.

      Антирасистское образование также предусматривает необходимость вооружения учащихся умениями не допустить дискриминации или противостоять расизму в конкретной жизненной ситуации ненасильственным путем. Оно требует немедленных действий со стороны учителя, если ребенок подвергся одной из форм дискриминации в школе или стал свидетелем подобной ситуации. Учащийся должен быть уверен, что он имеет полное право рассказать учителю о своих оскорбленных чувствах и переживаниях, не боясь быть за это наказанным или осмеянным.

      Анализ современных подходов к профессиональной подготовке педагогов к работе в условиях поликультурной образовательной среды

      Геноцид (в переводе с лат. «уничтожение рода, племени») определяется в справочной литературе как «истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам». Геноцид охарактеризован как тягчайшее преступление против человечества (Словарь иностранных слов 1988:118). Геноцид органически связан с «фашизмом», который трактуется как «антидемократическая психология, идеология, политическое движение, стремящееся к созданию великого государства, народа и общества за счет подавления других государств, народов и обществ. Зародился в Италии в 1919 г. Питательная почва фашизма — разрушение страны, национальная униженность, обнищание народа» (Соколов 2001:311).

      При контакте представители одной национальности воспринимают людей другой национальности через призму своих взглядов и убеждений относительно этой нации. Как правило, представление о партнере по межкультурной коммуникации создается еще до непосредственного контакта с ним на основе индивидуальных умозаключений человека, которые являются результатом предшествующего опыта или полученной информации. Основу этих умозаключений человека составляют стереотипы.

      Поликультурное образование затрагивает проблему стереотипов, так как ее игнорирование может привести к неверному восприятию представителей тех или иных этнических и культурных групп.

      Стереотип в рамках поликультурного образования определяется как «устоявшееся в сознании индивида обобщение об одном человеке, о группе людей, о профессии, о географическом месте и т.д.» (Дмитриев 1999а:37).

      Впервые понятие «стереотип» было использовано У. Липпманом в 1922 г., который считал, что это «упорядоченные, схематические, детерминированные культурой картины мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира». Стереотип трактуется и как «схематический образ или представление о социальном явлении или объекте»; «устойчивое культурно-национальное представление о предмете или ситуации, обладающее некоторой вербальной оболочкой». Стереотипы, как правило, эмоционально окрашены и обладают устойчивостью, выражая привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта (Головаш 2005:44).

      Стереотипы могу быть верными и неверными, положительными и отрицательными (Г. Д. Дмитриев). Выделяют различные виды стереотипов: социальные, ментальные, культурные, этнические, языковые, тендерные, профессиональные, политические, поведенческие и др. Примерами культурных стереотипов (представления о целом народе) могут служить немецкая аккуратность, китайские церемонии, медлительность эстонцев, английская галантность и др. (Л. Б. Головаш).

      Существует мнение, что стереотипы не могут быть хорошими или плохими, а являются естественными и закономерными элементами самосознания. Но в то же время оценочный компонент стереотипа неизбежно присутствует в самой его сути. Так, Г. У. Солдатова считает, что при изучении стереотипов выделяется множество их параметров, но чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются три их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности (Солдатова 1998).

      Оценочность исследователи причисляют к основополагающим свойствам стереотипа. К примеру, основу этнических стереотипов составляют оценочные мнения о моральных, умственных, физических качествах, которыми обладают представители различных этнических сообществ (Канн, Лыткина, Турдиева 2000:104-105). Интересно отметить, что «основа этнических отношений лежит за пределами сферы сознания — она в эмоциях: симпатиях — антипатиях, любви - ненависти» (Степанов 2001:131). Оценка базируется на сравнении представителей другой культуры со своей собственной, которая в данной ситуации представляет собой так называемую «идеализированную модель мира» (Н. Д. Арутюнова). Данная модель включает «и то, что уже (или еще) есть, и то, к чему человек стремится, и то, что он воспринимает, и то, что он потребляет, и то, что он создает, и то, как он действует и поступает, наконец, в нее входит целиком и полностью сам человек» (Арутюнова 1999:181-182).

      Важная роль в формировании оценок принадлежит человеческому опыту, который, накапливаясь «через эмоционально-чувственное восприятие», присутствует «в виде знаний о приятном и неприятном», «интересном, увлекательном, глубоком и неинтересном». Помимо этого, «опыт имеет рационалистическую окраску, так как жизнь человека связана с практическими делами, нацеленными на удовлетворение насущных потребностей» (Писано- ва 1997:23).

      Специальным предметом современных поликультурных исследований являются содержательные, смысловые и эмоциональные особенности стереотипов. Так, в работе Н. Л. Ивановой рассматривается способ отнесения человеком самого себя к широким социальным группам, таким как профессиональные, региональные, государственные, мировые. Автор ставит своей задачей определить, что помогает или мешает человеку расширить образ социального Я, преодолеть изоляционистские барьеры, которые сформировались в самосознании под влиянием идеологических и политических процессов, а также изменить ценностное отношение к самому себе, другим людям, обществу, миру. Поэтому обращение к содержанию и эмоциональной значимости стереотипов, по мнению ученого, связано с поиском психологических оснований для определения «своих» и «чужих» (Иванова 2004:54-63).

      В исследованиях американских ученых рассматривается проблема влияния социальных стереотипов относительно этнических и тендерных групп на процесс развития идентичности индивидов (Gougis 1998, Landrine & Klonoff 1999). К. М. Стил и Дж. Аронсон вводят понятие - «угроза стереотипа» («stereotype threat»), под которым подразумевают «результат пагубного влияния негативного стереотипа о группе, к которой принадлежит индивид на его представления о самом себе, своих знаниях, способностях и опыте» (Steele & Aronson 1999:799). Данной «угрозе», по словам авторов, в основном подвержены учащиеся, отличающиеся особым прилежанием в учебе. Но стереотипные представления большинства об интеллектуальной несостоятельности этнической группы, членом которой является данный учащийся, создают для него дополнительные моральные трудности, препятствующие его академическим успехам (Steele 1997).

      Основополагающие законодательные акты в области поликультурного образования в США и России

      Педагогикой равенства Дж.Бэнкс называет создание учителем благодаря своему педагогическому мастерству равных условий для повышения академической успеваемости всех учащихся независимо от их этнической, культурной, тендерной, религиозной и социальной принадлежности.

      Если учитель стремится помочь своим учащимся добиться более высоких результатов, ему необходимо знать «социальный и культурный контекст обучения» (Banks 2001с). Несмотря на то, что все ученики не могут в равной степени являться «продуктом исключительно своей культуры» и было бы неправильным распространять культурные стереотипы на всех ее представителей, существуют некоторые общие особенности поведения для той или иной этнической группы (Gay 2000).

      Иными словами, речь идет об умении учителя использовать свои знания о типичных моделях поведения тех этнических и культурных групп, представители которых имеются в классе и с максимальной пользой сочетать их с индивидуальными особенностями своих учащихся (темперамент, характер, способности, мотивы и интересы), которые в значительной степени влияют на поведение ребенка в различных ситуациях, его отношение к одноклассникам, учителю и школе в целом.

      Несмотря на различные рекомендации исследователей по изменению методики преподавания, работы в рамках данного аспекта поликультурного образования имеют общую черту: ученые едины во мнении, что учителю необходимо стремиться к тому, чтобы культурные особенности ребенка способствовали, а не препятствовали его успехам в учебе (Goldberger, Tarule, Clinchy, & Belenky 1996, Irvine 2001).

      Ретроспективный анализ литературы показал, что в связи с началом движения за гражданские права в 1960-е гг. внимание большинства ученых было приковано к проблеме бедности в США. Книга Майкла Хэррингтона «Другая Америка», опубликованная в 1962 г. (Harrington 1962), которая обобщала результаты многолетних наблюдений автора и других педагогов США за реальным положением детей из бедных семей, взволновала педагогическую общественность. Уровень знаний учащихся был поразительно низким, многие дети после окончания начальной школы не умели читать.

      Образовательные теории и концепции этого периода связаны в основном с поиском путей повышения академической успеваемости учащихся из бедных семей. В социологии появляется так называемая концепция «культура бедности» (culture of poverty), интерпретирующая бедность с позиций культурных особенностей самих представителей этого класса (Lewis 1965).

      В педагогике эта концепция получает название «культурной деприва- ции» (cultural deprivation) или «дети, лишенные благоприятных условий» (disadvantaged children) и становится ведущей парадигмой, лежащей в основе программ этого периода, предназначенных для обучения детей из малообеспеченных семей (Bereiter & Engelmann 1966, Bloom, Davis & Hess 1965, Crow, Murray & Smythe 1966, Riessman 1962).

      Сторонники концепции «культурной депривации» в отличие от генетиков полагали, что ребенок из бедной семьи способен достичь высоких показателей в учебе, но «традиционный механизм социализации препятствуют ему в этом» (Herrnstein 1971, Jensen 1969). Иными словами, нормы, взгляды, характерные для семьи, друзей и другого ближайшего окружения ребенка, не соответствуют принятым в обществе, т.е. у представителей среднего класса.

      Таким образом, главный акцент образовательной реформы должен быть направлен на «устранение недостатков ранней социализации ребенка» (Davis 1962:78, Reissman 1962), т.е. школа полностью снимала с себя ответственность за низкие результаты, которые демонстрировали учащиеся из категории «лишенных культуры» («culturally deprived children»), и, по мнению исследователей, должна была помочь ребенку восполнить дефицит знаний и умений, не полученных им в период дошкольного семейного воспитания.

      В июне 1964 г. в Чикагском университете состоялась научная конференция, посвященная проблеме культурной депривации (Research Conference on Cultural Deprivation), в которой приняли участие известные ученые своего времени - педагоги, психологи и социологи: Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), Мартин Дойч (Martin Deutsch), Эдмунд У.Гордон (Edmund W. Gordon), Роберт Дж.Хэвигхерст (Robert J. Havighurst), Томас Петтигрю (Thomas Pettigrew), Бэйзил Бернштейн (Basil Bernstein), Эрик Эриксон (Erik Erik- son) и др. Конференцию возглавлял Эллисон Дэйвис (Allison Davis), которого считают пионером данной области исследования. Результаты работы конференции были им обобщены и опубликованы в 1965 г. в коллективной монографии под названием «Компенсаторное обучение для детей в условиях культурной депривации», которая пользовалась большой популярностью среди педагогической общественности в 1960-е гг. и оказала влияние на образовательные программы американских школ (Bloom, Davis, & Hess 1965).

      Похожие диссертации на Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США