Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Парфенова Ольга Васильевна

Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв.
<
Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Парфенова Ольга Васильевна. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 1998 162 c. РГБ ОД, 61:98-13/951-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально - экономические и педагогические предпосылки становления дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX вв.

1. Особенности общественно-хозяйственного уклада Чувашии 14

2. Общая характеристика состояния образования и воспитания подрастающих поколений в Чувашии 28

Глава II. Основные направления развития системы дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX вв.

1. Сущность, содержание и средства воспитания дошкольников в чувашской семье 58

2. Общественно-педагогическая деятельность по организации дошкольного воспитания в дореволюционной Чувашии

3. Исторический опыт и современная система дошкольного воспитания в Чувашской Республике

Заключение 121

Литература 128

Приложения 145

Введение к работе

Коренные изменения в социально-экономической сфере современного общества вызвали необходимость серьезного реформирования системы образования, в том числе - ее первой ступени дошкольного воспитания, с учетом исторического прошлого, национально-культурного наследия, менталитета народа.

Дошкольный возраст - уникальный, самобытный период жизни, когда происходит интенсивное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности и базисное доверие к миру. Судьба человека, его характер, принципы, мировосприятие во многом зависят от того, какими были его детские годы, особенно дошкольный период.

Историко-педагогический анализ реального места детства в куль туре выявляет направления его трансформаций через автономизацию в социальной системе. Взгляд на ребенка как существо, наделенное особым менталитетом, оформился в Европе только в ХУ-ХУ1 веках* "Здесь ребенок становится ценен уже не как потенциальный взрослый, а сам по себе» (66,71).*

Б "Концепции дошкольного воспитания", подготовленной НИИ дошкольного воспитания АПН, отмечается, что "детство - это не подготовка ко взрослой жизни» а полноценная жизнь маленького человека" (57. 48).Эта мысль подтверждает определенную культурно-историческую самоценность института детства и развитие приоритетности воспитания детей на разных ступенях социально-экономического развития. * Здесь и далее первая цифра обозначает номер источника в списке литературы, вторая цифра - страницу.

Общественное дошкольное воспитание является чрезвычайно важной ступенью системы образования, служит существенным дополнением семейного воспитания, средством социализации формирующейся личности. Современные дошкольные учреждения Российской Федерации охватывают своей деятельностью около 70% всех детей дошкольного возраста, в Чувашии этот показатель несколько ниже и равняется 63,2% (115,64).

Экономические, политические деформации нашего общества в полной мере отразились на состоянии системы дошкольного воспитания. К началу второй половины 90-х годов XX столетия, по данным Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, функционировало " 76,7 тысяч дошкольных учреждений, в которых воспитьшалось 63 млн. детей" (109, 45). В последние годы в силу ряда обстоятельств наметилась тенденция к снижению числа дошкольных учреждений. По сравнению с началом 90-х годов нынешнего столетия в целом по России их стало меньше на 10 тысяч, в том числе в Чувашии - на Ї04.

Деятельность дошкольных учреждений в нашей стране в третьей четверти XX века складывалась и развивалась в условиях административно-командной системы руководства и единого программного обеспечения, что привело к игнорированию интересов детей, установлению излишне жесткой адресованности форм, методов и содержания образования, и, как следствие, унификации, обезличенности процесса воспитания. Однако, несмотря на это, педагоги-практики и ученые вели активный поиск путей обновления педагогической деятельности в свете идей гуманизации и демократизации образования. Это выразилось прежде всего в распространении разнообразных развивающих программ "Радуга" (рук. Т.Н. Доронова), "Развитие" (рук. Л.А. Венгер), "Золотой ключик" (рук. Г.Г. Кравцов)* "Детский сад - дом радости" ( рук. Н.М.

Крылова) и других, что создает условия для того, чтобы "мир детства оставался миром детства, а не превращался в общеобразовательную школу с уроками для 4-летних детей" (118,10).

Научными исследованиями и практикой доказана "высокая социокультурная роль образования - роль в хранении, генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного слоя нации, в формировании новой и сохранении \ традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособления их к новым условиям бытия" (31, 20). Поэтому конструктивный подход к реформированию системы дошкольного воспитания предполагает изучение, осмысление и использование опыта ! первоначального воспитания детей, накопленного в отечественной педа- ' гогике и практике в X1X - начале XX вв . * ,t Теоретическое обоснование и реализация "Концепции дошколь- i ного воспитания" (отказ от типовой программы воспитания и обучения ^ в дошкольном образовательном учреждении, поиск альтернативных си- i стем дошкольного воспитания, создание наиболее благоприятных усло- \ вий для свободного неидеологизированного развития личности ребенка) е обуславливают научный и практический интерес к решению проблем, і связанных с организацией воспитания дошкольников в России в XIX - начале XX веков. Именно в этот период под влиянием открытий в фи- | зиологии, детской и экспериментальной психологии государственные и ! общественно-педагогические деятели осознали важность и большие воз- ; можности правильно организованного дошкольного воспитания детей, 1 необходимость с первых дней жизни ребенка создавать благоприятные условия для его развития и воспитания. [ Во второй половине XIX - начале XX вв. проблема дошкольного воспитания была предметом пристального внимания многих отечествен- | ных ученых и педагогов. Так, организационно-теоретические основы дошкольного воспитания исследованы в работах известных педагогов ЕЛ. Водовозовой, ПФ. Каптерева (52), А.С. Симонович (107), Е.И. Ти-хеевой (84), Л.ЇС Шяегер и др. В них раскрываются принципы функционирования детских садов, задачи, средства и методы воспитания и образования детей дошкольного возраста.

В работах более позднего периода, прежде всего в исследованиях Е.И. Зуйковой (39), Л.И, Красногорской (62), А.А. Лебеденко, СВ. Лыкова (75), О.В. Морозовой (83), Р.В. Розенфельд, Е.К. Сухенко (116), И.В. Чувашева (Ї30) и др., анализируется состояние общественного дошкольного воспитания и проблем дошкольной педагогики в ее дореволюционный период.

Вопросы воспитания детей от рождения и до семи лет чувашского народа впервые рассматривались в этнографических работах известных просветителей, педагогов, историков XIX - начала XX веков СМ. Михайлова, И.Я. Яковлева, Н.М. Охотникова, Н.В. Никольского, отмечающих важность и необходимость сохранения национальных особенностей воспитания,

В последние годы значительно интенсифицирован процесс изучения истории дошкольного воспитания и образования народов, населяющих Россию, в том числе и чувашского, как необходимый фактор становления современной этнопедагогическои системы. Переосмысление педагогического опыта предшествующих поколений составляет стержень историографического подхода к парадигме национальной системы образования и связано с объективной потребностью сохранить и использовать все ценное, добытое педагогической наукой и практикой, все, что не утратило своей актуальности.

Специальные исследования различных сторон становления общественного дошкольного воспитания в странах и республиках России и ближнего зарубежья отражаются в работах Е,Г. Андреевой (4), Л.В. Бат- линой (7), ШХ Бегимкуловой (8), Е.И. Волковой (20), Л.М. Волобуевои (21), А.А. Кадымбековой, О.Д. Каримовой (54), М.С. Корнеевой (58), B.C. Крыловой (65), Л.Н. Литвина (74), ГЛ. Медведевой (81), Я.К. Ору-нова (88), М.Р. Рахимовой (99), Г.А. Савенковой (102), М.Н, Фахретди-новой(Ш).

Важное значение для понимания всего процесса эволюции дошкольного воспитания чувашского народа имеют фундаментальные исследования, имеющие мировое значение, видного представителя этнопе-дагогики академика Г.Н. Волкова, который раскрыл и обосновал достижения чувашской народной педагогики, ее сущность, содержание и средства.

Работы Н.Г. Краснова, целостно отражающие сложный период научно-педагогической деятельности Й.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы, обогатили науку новыми фактами общественного воспитания и образования детей чувашского народа.

Исторические корни воспитания детей чуваш в ХУ - ХУШ вв., его особенности и традиции раскрываются в работах Т.Н. Петровой.

Особый интерес для понимания ключевых аспектов развития дошкольного воспитания в Чувашии имеют историко-педагогические исследования (Г.Н. Волков (16; 19), А.Е. Земляков (38), СМ. Иванов (40), Н.Г. Краснов (61), B.C. Крылова (64), Т. Н. Петрова (92), АХ. Сафина (103), Э.И. Сокольникова (111), В.Т. Харитонов (125), М.О. Чехов (127), А.А. Штейнберг (133) и др.), отражающие социально-педагогическое наследие чувашского народа и особенности воспитания и обучения чувашских детей разных возрастов, в том числе и дошкольного, на разных исторических этапах.

Обзор историко-педагогической литературы дает основание утверждать, что проблема становления системы дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков до сих пор не была предметом исследований в отечественной педагогике и остается пока слабо разработанной. Этот исторический период интересен тем, что кардинальные социально-экономические изменения привели к переменам в области народного образования, в частности: к появлению первых дошкольных учреждений, развертыванию сети начальных школ, становлению национальной педагогической интеллигенции.

Анализ эволюции дошкольного воспитания, исследование социально-экономических и общепедагогических условий позволяет воссоздать историческую картину динамики дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков и определить возможности использования накопленного опыта в современных дошкольных учреждениях Чувашии.

Таким образом, имеет место противоречие между потребностью изучения социально-педагогической системы дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков с целью применения ее положительного опыта на современном этапе и недостаточной изученностью этого предмета. Это обусловило выбор темы нашего исследования и определило его проблему: каковы сущностные характеристики процесса развития дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков? Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объектом исследования является теория и практика воспитания подрастающих поколений в Чувашии в XIX - начале XX веков. .

Предмет исследования - процесс становления и развития дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков.

Поставленные проблема и цель исследования определили его задачи: '

1. Проанализировать фактический материал по истории развития дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков.

Охарактеризовать основные этапы развития и особенности функционирования разных типов социально-педагогических учреждений для дошкольников в Чувашии.

Определить возможности творческого использования в современных условиях конкретных идей и опыта дошкольного воспитания, накопленных в отечественной и чувашской национальной педагогике и практике в XIX - начале XX веков.

Методологической основой исследования являются принципы единства исторического и логического в педагогическом познании, научности и объективности; общего, особенного и единичного; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования, а также системный подход к исследованиям историко-педагогических явлений и фактов,

В исследовании использованы следующие источники: труды общественных деятелей, ученых и педагогов по проблемам истории образования, в том числе дошкольного воспитания; материалы центральной и местной периодической печати; мемуарная литература, описывающая воспитание детей чувашского народа; устное народное творчество; статистические материалы; - документы государственных архивов Чувашской Республики, Республики Татарстан и Ульяновской области.

Для решения поставленных задач был применен комплекс методов историко-педагогического исследования: анализ и систематизации педагогической литературы, историко-архивных документов и материалов периодической печати; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности в области дошкольного воспитания (его специфика в условиях Чувашии); системный анализ, учитывающий государственно - политические, социально-экономические, этнокультурные и другие факторы жизни чувашского народа; обобщение опыта работы дошкольных учреждений республики.

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

На первом этапе (1994-1995 гг.) были определены цель, предмет и объект исследования; изучалась история проблемы; составлялась программа исследования; собирались документальные и мемуарные материалы.

На втором этапе (1995-1997 гг.) осуществлялся глубокий системно-структурный анализ собранного материала и его оценка. Продолжалось изучение библиографических источников.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) проводилось обобщение и систематизация материалов, их обработка, апробация результатов и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа имеющейся литературы и документальных источников впервые изучен опыт дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков, раскрыты основные этапы развития и особенности функционирования различных учреждений по воспитанию дошкольников в Чувашии, выявлена роль общественности, меценатов, губернского и уездного самоуправления в создании учреждений по призрению и воспитанию детей дошкольного возраста, показана возможность внедрения опыта воспитания дошкольников в современную систему дошкольного образования, что является важным фактором приращения новых знаний, критического использования изученного опыта в современных условиях,

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют осуществить дальнейшее совершенствование совре- менной теории и практики дошкольного воспитания детей. Полученные в диссертации конкретно-научные результаты способствуют совершенствованию профессионального становления будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, углубляя их знания по педагогическим дисциплинам и совершенствуя их практическую подготовку.

Материалы исследования обогащают историко-педагогическую науку новыми именами, фактами и идеями. Содержание работы может служить материалом для спецкурса по истории дошкольного воспитания в Чувашии, использоваться в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений и в работе с родителями дошкольников.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, логики и методики, представительной источниковои базой, сочетанием теоретического и исторшсо-педагогического анализа.

Апробация. Результаты исследования докладывались и публиковались в материалах:

1, международных научно-практических конфренций: "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах" (Чебоксары, 1995 г.); "Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1996 г.);

2. ежегодных итоговых конференций профессорско- преподавательского состава и студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1995- 1998 гг.).

Обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Внедрение в практику результатов диссертационного исследования осуществлялось в процессе чтения спецкурса для студентов факуль- тета дошкольной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и лекций для воспитателей дошкольных учреждений в Чувашском республиканском институте образования.

На защиту выносятся следующие положения: состояние экономики, образовательная политика государства, национальные воспитательные традиции чувашского народа обусловили особенности процесса становления дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков; сложности и трудности практического воплощения идеи дошкольного воспитания в Чувашии в исследуемый период в определенной мере адекватны современным проблемам его развития (сложные финансовые и материальные условия, проблема межкультурного образования, недостаточное обеспечение высоко квалифицированными национальными педагогическими кадрами и др.); прогрессивная роль общественно-педагогического движения является одним из важнейших факторов становления и развития дошкольного воспитания в Чувашии как первого звена системы образования; критический анализ теории и практики дошкольного воспитания в Чувашии в XIX - начале XX веков имеет не только теоретическое, историко-культурное, но и практическое значение для разработки современных проблем дошкольной педагогики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, раскрываются научный аппарат исследования, методологические основы и методы исследования, охарактеризованы источники проблемы, обоснованы хронологические рамки, показаны научная новизна и практическая значимость результатов исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе на основе изучения большого числа исторических и историко-педагогических исследований выявлены предпосылки процесса становления дошкольного воспитания в Чувашии, показано их влияние на этот процесс.

Во второй главе раскрываются особенности воспитания детей дошкольного возраста в чувашской семье и государственно-общественных учреждениях, отличительные черты процесса развития дошкольного воспитания в Чувашии в дореволюционный период, а также возможности использования исторического опыта дошкольного воспитания на современном этапе.

В заключении диссертации сформулированы выводы по результатам исследования.

Приложения содержат таблицы, диаграммы и копии отдельных архивных документов, наглядно подтверждающие некоторые аспекты процесса развития дошкольного воспитания в Чувашии.

Особенности общественно-хозяйственного уклада Чувашии

Состояние экономики, общественно-хозяйственный уклад являются базисной основой для понимания процесса становления системы образования в целом, в том числе дошкольного воспитания, на разных исторических этапах развития общества.

Анализ документов и исследований по истории Чувашии XIX -начале XX веков показывает наличие существенных изменений в экономике края. По губернской реформе Петра 1 с 1708 года территория современной Чувашии вошла в состав Казанской губернии, в 1714 году часть ее отошла к Нижегородской губернии. После создания Симбирской губернии в 1780 году Чувашия оказалась в основном в составе Казанской (58,5%) и Симбирской (41,5%) губерний.

По данным переписи 1875 года чувашское население в Европейской России составляло около 562 тысяч человек. Из них "в Казанской губернии проживало около 64%, в Симбирской - 17, 5%. В семи смежных уездах этих губерний (Буинском, Тетгошском, Курмышском, Ядринском, Чебоксарском, Цивильском и Козьмодемьянеком) находилось около 401 тыс. чувашей, составляющих около 57% всего населения этих уездов и более 71% чувашского населения всей Европейской России" (51, 178). В указанных семи уездах чувашское население жило территориально и этнически компактно, лишь местами чередуясь с татарским, мордовским русским населением. 96,5% чувашского населения было сельским.

По мнению чиновников различных российских ведомств, посещавших чувашские уезды, население их заметно отличалось от крестьян других национальностей, выделяясь "беспечностью", выражавшейся в частом праздновании в самое хлопотное для земледельца летнее время, низким уровнем развития аграрного хозяйства, отсутствием промышленности, убожеством домашней обстановки, скудностью питания, сильной болезненностью населения, приверженностью старой вере,

В абсолютном большинстве селений положение крестьян в начале XIX века характеризуется как посредственное, для части селений -"худое". Лишь в тех селениях, где развиты побочные кустарные промыслы и пчеловодство, крестьяне были "зажитком достаточны".

Учеными-историками отмечается наличие аграрного перенаселения края. Так, в конце ХУШ века плотность населения в Чувашии на 1 кв. километр составляла "16,3, в 1859 году - 25 , в 1897 - 37, 4, то к 1911 году она выросла, до 46,8 человек" (134, 58). Предельной нормой плотности населения при господствовавшей тогда в крае трехпольной системе земледелия являлось 35 человек.

Чувашская деревня не отличалась правильностью и порядком застройки. "Улиц тут нет, да и быть не может. Есть только между дворами проезды, прихотливо извивающиеся и более или менее тесные. В них очень легко можно заблудиться, заехать во двор, принимая его за улицу, потом в другой, третий и т.д., пока не уткнешься носом либо в карду, либо в гуменный забор" (104, 18), Это объяснялось характером семейно-бытовых отношений когда взрослые сыновья выстраивали свои хозяйства вокруг отцовского дома.

Общая характеристика состояния образования и воспитания подрастающих поколений в Чувашии

Развитие дошкольного воспитания в Чувашии как составной части социально-образовательной политики Российского государства в XIX - начале XX веков обуславливалось воздействием разнообразных факторов - состоянием экономики, культуры и просвещения, этнопсихологическим климатом общества, национальными традициями, общероссийской политикой в области школьного образования и дошкольного воспитания. Процесс этот на различных исторических этапах был неоднороден по своей интенсивности и качеству.

В начале ХІХ века правительство России, стараясь сохранить крепостнический строй, проводит ряд реформ системы образования.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которое разработало принципы организации государственной системы школ. В соответствии с "Предварительными правилами народного просвещения" (1803 г.) и "Уставом учебных заведений, подведомственных университетам" (1804 г.) Россия была разделена на шесть учебных округов, во главе которых были поставлены университеты. Чувашия вошла в состав Казанского учебного округа, работу которого возглавил открытый в 1804 году Казанский университет.

Согласно уставу 1804 г. в системе образования действовали учебные заведения четырех типов: приходское и уездное училища, гимназия, университет. По образцу уставу Министерства народного просвещения был выработан устав духовных училищ, предусматривающий также училища четырех типов: приходское и уездное училища, семинария и академия. Из предложенных этими двумя ведомствами четырех типов школ чувашскому народу наиболее доступными были приходские училища.

Анализируя состояние просвещения среди чуваш в 40-х годах XIX века, первый чувашский просветитель СМ. Михайлов отмечал, что "чуваши грамотность считали за великую находку, совершенно недоступную их детям, так как между чувашами грамотеев почти никого не было..." (33,31).

Отсутствие успеха в просвещении инородцев потребовало от правительства новых действий. Издание новых указов "Об устройстве сельских приходских училищ в казенных селениях" (27 июня 1842 г.), "О мерах к приведению в благоустройство приходских училищ в казенных селениях " (23 ноября 1842 г.) активизировало процесс открытия училищ для детей крестьян, находившихся в. ведении Министерства государственных имуществ.

Перед вновь открытыми школами правительство ставило уже более широкие задачи, чем раньше: подготовка писарей, счетчиков, сообщение понятий о христианской вере, обучение чтению книг церковной и гражданской печати, катехизису и священной истории, первым четырем арифметическим действиям.

Сущность, содержание и средства воспитания дошкольников в чувашской семье

Семья, как показывает история развития общества, является его социально-бытовой основой, концентрируя в себе весь комплекс отношений, существующих в обществе, и представляет собой "срез" экономических, политических, социально-психологических процессов, происходящих в нем.

"Семья - древнейшая и естественная ячейка общества, воспитательная микросистема, охватывающая своим влиянием все подрастающие поколения" (112, 22). Неоспорима роль семьи в воспитании детей. Семейное воздействие на ребенка уникально по своей интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно долгие годы, охватывая все стороны личности, и основывается на устойчивости эмоционально -родственных отношений между детьми и родителями. "Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в эт-нопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и прежде всего идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетическое отношение к действительности -от отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническими взаимоотношениями" (Ш, 3). Опыт семейного воспитания составляет основу для формирования основных положений народной педагогики, которая в современной науке рассматривается именно как "область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания и обучения" (63, 105), Традиции народной педагогики выступали в качестве нормативной базы определения в семейном воспитании характера субъектно-объектных отношений между различными поколениями, объема знаний и умений, социально-ценностных установок и нравственных качеств, путей и средств воспитания, в выявлении связи между элементами воспитательной системы ребенка (семья, общество взрослых детское сообщество).

Поэтому основными источниками характеристики жизни, быта и воспитания детей в чувашской семье в XIX - начале XX веков служили произведения устного народного творчества, этнографический материал, воспоминания и биографии известных представителей чувашского народа.

Воспитание ребенка в чувашской семье в рассматриваемый период во многом опиралось на традиции, которые отражали устойчивые, повторяющиеся нормы поведения в отношениях со взрослыми и сверстниками, концентрировали богатый этический опыт народа и являлись важнейшим компонентом окружающей социально-педагогической среды Традиция - "разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиций характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой" (ПО, 355).

Похожие диссертации на Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии, XIX - начало XX вв.