Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Налетова Наталья Юрьевна

Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках
<
Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Налетова Наталья Юрьевна. Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Смоленск, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-13/710

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Духовное образование на территории Смоленской
епархии до второй половины XIX века

  1. Истоки духовного образования Смоленщины

  2. Секуляризация общественного сознания.

Духовное образование в XVIII веке. Духовные школы Смоленщины

при Преосвященном Гедеоне (1728-1761 гг.)

и Преосвященном Димитрии (1775-1805гг.)

1.3. Духовное образование в начале XIX века

91
Выводы по главе I

Глава П. Развитие духовного образования на территории Смо- 93
ленской епархии во второй половине XIX века

  1. Государственная политика в области духовного образования середины XIX века и ее влияние на духовные учебные заведения 93 Смоленщины

  2. Влияние реформ 1867-1868, 1884 гг. на развитие духовного 112 образования на Смоленщине

  3. Церковно-приходские школы. Просветительская деятельность духовенства по распространению народного образования в XIX ^

веке

172
Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная ситуация в российской педагогической науке во многом характеризуется свободой исследовательского поиска, направленность которого определяется потребностями в новых эффективных образовательных концепциях, призванных с одной стороны адекватно отвечать на вызов современности, с другой - соответствующим духовно-нравственным традициям и историко-культурным особенностям уклада русского народа.

Разработка искомых концепций предполагает обращение к кругу проблем, связанных с анализом уже состоявшихся образовательных систем.

В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью у общества наблюдается устойчивый интерес к ее образовательному наследию, значимость которого в развитии русского просвещения не вызывает сомнений.

Русская Православная Церковь до петровских времен оставалась, по сути, единственным очагом распространения грамотности. В последующее время ее деятельность на ниве просвещения не ослабла, а еще более возросла. Уже в начале XIX века в ведение Русской Православной Церкви входят образующие единую систему духовного образования 4 типа учебных заведений: академии, семинарии, уездные и приходские училища. Первые являлись высшей, вторые и третьи - средней, четвертые - начальной образовательными ступенями.

С середины XIX века в историко-педагогических исследованиях стали обращать особое внимание на культурно-исторические традиции той или иной региональной среды в местной общественной жизни и в сопряженном с ней образовательном процессе.

Историко-педагогический опыт региона позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития образования в четко выделенных географических и исторических рамках; раскрыть сильные и слабые стороны

образовательно-воспитательного процесса на местах; обогатить историко-педагогическую науку как фактически, так методологически.

В программе развития системы образования Смоленской области отмечено, что Смоленщина - это уникальная историко-культурная территория: «очаг зарождения своеобразной культуры и государственности...» (176, с. 4).

Смоленщина признается многими исследователями (В.Н. Топоров, Н.А. Андреев, Д.П. Маковский, А.Я. Трофимов, М.Е. Стеклов) средоточием исторических, религиозных, культурных традиций. Епархиальная система духовного образования, являющаяся частью историко-культурного наследия нашей земли, весь рассматриваемый период XVIII-XIX веков развивается в рамках православной образовательной традиции, имеющей истоками педагогический опыт древней Смоленщины.

Система духовного образования, являющаяся частью историко-культурного наследия нашей земли, весь рассматриваемый период XVIII-XfX веков, развиваются в рамках православной образовательной традиции, имеющей истоками педагогический опыт древней Смоленщины. Философия и педагогика, уходящая корнями в духовную культурную традицию, получила развитие в трудах наших земляков: митрополита Климента Смолятича и преподобного Авраамия Смоленского.

На сегодняшний день изученной областью образовательного пространства Смоленщины является история светских учебных заведений (гимназий, прогимназий, начальных училищ). Неисследованными остаются материалы по возникновению духовных учебных заведений Смоленской епархии. Между тем именно они играли немаловажную роль в распространении как народного просвещения, так и основ православной нравственности.

Существующий пробел в исследованиях истории образования на Смоленщине можно восполнить за счет комплексного анализа и обобщения данных, касающихся истории духовных учебных заведений нашей епархии.

В контексте современных напряженных споров о насущных целях и задачах российского образования возможно именно опыт Смоленского региона позволит российской гуманитарной науке вообще и педагогической в частности разработать новые образовательные концепции, которые должны вобрать в себя позитивный опыт и повести образование по пути прогресса и интеграции.

Огромную трудность для исследователя представляет обилие самого разнообразного исторического материала, относящегося к проблеме духовного образования.

Четкой границы между государственными и собственно церковными исследованиями и документами не прослеживается, так как Русская Православная Церковь представляет собой развитый социальный институт с разветвленной системой управления, причем не только на уровне центрального аппарата, но и в епархиях.

Проблема духовного образования рассматривалась как российскими, так и зарубежными исследователями: философами, историками, богословами, педагогами, культурологами.

Историко-культурные и педагогические работы, рассматривающие различные проблемы системы образования России, традиционно делятся на три группы в соответствии со временем проведения: дореволюционные исследования (до 1917 года); советские исследования (1917-1991); современные исследования (с 1991 года);

Первую группу составляют труды дореволюционных исследователей: М.Ф. Владимирского-Буданова, Е.Е. Голубинского, МИ. Демкова, П.В. Знаменского, П.Ф. Каптерева, А.В. Карташева, В.О. Ключевского, митрополита Евлогия (Георгиевского), митрополита Макария (Булгакова), С.Г. Рункевича, Н. Тальберга, Б.В. Титлинова и др. Исследования Н. Тальберга «История Рус-

ской Церкви», А.В. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви», С.Г. Рункевича «История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода» не содержат подробного анализа истории духовного образования, ограничиваются общими обзорами и исследованиями конкретных исторических событий и созданием портретов исторических деятелей.

Наиболее информативными трудами по указанной проблематике являются:

работа П.В. Знаменского «Духовные школы в России до реформ 1808 года», содержащая обширный материал о становлении и развитии духовно-учебных заведений России в дореформенный период, в которой представлено всестороннее теоретическое осмысление причинно-следственных связей в истории духовного просвещения, их зависимость от противоречивости и сложности историко-культурного процесса;

труд «История педагогики» М.И. Демкова, исследующий процесс образования и воспитания на Руси, начиная с X века и до второй половины XVIII века. В работе поднимается вопрос о духовно-учебных заведениях при Петре I и его преемниках, дается характеристика учебно-воспитательного дела в них;

работа П.Ф. Каптерева, имеющая аналогичное название, но исследовательские рамки ее шире: от древнерусского периода до начала XX века. Автор акцентирует внимание на церковно-приходских школах, представляет взгляды С.А. Рачинского на народное образование.

Вторую группу работ представляют труды, написанные в советский период Н.Н. Глубоковским, А.И. Клибановым, И.К. Смоличем, протоиереем Г. Флоровским, протоиереем В. Ципиным.

В исследованиях советского периода значительный интерес для нас представляют три фундаментальные работы по истории развития богословской науки в России: это фундаментальный труд И.К. Смолича «Geschichte der Russischen Kirche», первая часть которого была напечатана в 1964 году в Лейдене, является историческим описанием всего Синодального периода. Он

содержит специальную главу, посвященную духовному образованию. Разделяя главу на три части: «Духовное образование до школьной реформы 1808-1814 гг.», «Духовное образование от школьной реформы 1808-1814 гг. до 1867 г.» и «Духовное образование после школьной реформы 1867-1869 гг.», автор доводит описание до 1914 года, кратко характеризуя при этом все изменения, вносимые в Устав духовных школ. Данное исследование освещает не только развитие всех типов духовно-учебных заведений в Синодальный период, но и просветительскую деятельность церковно-приходских школ, также определяет положительную роль церковно-школьной системы в народном просвещении; это труд «Русская богословская наука» Н.Н. Глубоковского и «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского. Работа Глубоковского, опубликованная в Варшаве в 1928 году, оценивает роль отдельных богословских дисциплин в развитии русского богословского просвещения. Труд Г. Флоровского, увидевший свет в 1937 году, представляет попытку осмыслить весь путь развития русского духовного образования, оценить те процессы, которые сопровождали его становление. Хотя в двух последних сочинениях о реформе средних духовно-учебных заведений говорится скупо, тем не менее, они представляют для нас огромный интерес, поскольку передают настроения, царившие в духовных школах дореволюционного периода.

В коллективном труде «Русское православие: вехи истории» под редакцией профессора А.И. Клибанова освещаются проблемы, связанные с историей Русской Православной Церкви, рассматриваются вопросы развития духовного образования с конца XVIII века до начала XX века. Становление и развитие духовно-учебных заведений представляется в общих чертах.

Третья группа включает современные исследования Е.А. Андреевой, Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, П.А. Гагаева, Т.П. Довгий, иеромонаха Петра (Еремеева), ТА Красницкой, О.В. Лебедевой, В.Н. Липника, А.И. Осипова, Е.А. Плеханова, В.И. Смирнова, В.Н. Топорова, Э.А. Чурсиной, Н.Л. Шеховской, Н.П. Юдиной.

В работе В.Н. Топорова «Святость и святые в русской культуре» представлена ценная информация о духовном образовании древнерусского периода, а также дается историко-педагогическая интерпретация отечественной педагогической традиции на примере жизнеописания преподобных Авраамия Смоленского и Сергия Радонежского.

Работа Е.П. Белозерцева «Образование. Историко-культурный феномен» представляет историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития.

Проблема становления и развития епархиальных женских училищ в России достаточно подробно освещена в исследовании Е.А. Андреевой «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России» (2000). Исследование содержит основательную теоретическую разработку и фактический материал по указанной проблеме.

В исследовании Т.А. Красницкой «Начальное духовное образование в провинциальной России XIX - начала XX веков (на материалах Владимирской и Костромской губерний)», подробно освещается государственная политика в области духовного образования на примере отдельно взятых епархий.

Проблема просвещения на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках давно привлекала внимание известных историков-краеведов. Различные аспекты духовного образования на Смоленщине в дореволюционную эпоху разрабатывались в трудах П.В. Голубовского, Н.А. Мурзакевича, Ф.Ф. Шперка, И.П. Сперанского, Н.В. Трофимовского, П.В. Цезаревского, Д.И. Жбанкова, И.И. Орловского, Д.П. Маковского.

По своему содержанию дореволюционные исследования можно разделить на две подгруппы.

1. Исследования, рассматривающие деятельность всей сети учебных учреждений. По своему характеру они являются описательно-энциклопедическими. Так, труд Ф.Ф. Шперка «Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии» посвящается деятельности

всех типов учебных заведений в период с XVII по XIX век. Однако в работе недостаточно внимания уделено анализу условий и предпосылок возникновения духовных школ.

2. Работы, отражающие деятельность отдельных типов учебных заведений. Историю функционирования духовЕЮ-учебных заведений Смоленщины с момента их возникновения до реформы 1884 года описывали И.П. Сперанский, Н.В. Трофимовский, П.В. Цезаревский. В работе И.П. Сперанского «Очерк истории Смоленской духовной семинарии (1728-1863 гг.)» представлены архивные материалы Смоленской Консистории по истории духовной семинарии и епархиальных училищ, уделено особое внимание организационным аспектам, учебным программам, методам обучения и воспитания епархиальных школ. Н.В. Трофимовским в труде «История Смоленской епархии», приводятся отдельные сведения об устройстве, финансировании, содержании, учительском составе епархиальных школ. П.В. Цезаревским собраны архивные сведения о выпускниках Смоленской духовной семинарии, вышедших на поприще светского служения.

В трудах краеведов и педагогов Смоленщины дореволюционного периода мы находим в основном фактический материал и статистические данные, касающиеся отдельных типов учебных заведений. Авторы не давали оценку епархиальной системе образования в целом.

В советский период имели место работы, освещающие вопросы светского образования. Наиболее значимой является работа Т.Н. Куро «Начальное народное образование в Смоленской губернии в первой и второй половине XIX века». Вопросы духовного образования автором не затрагивались.

В последние годы появился интерес к изучению исторического и педагогического аспектов духовного образования на территории Смоленщины в XVIIi-ХІХ веках. Этой проблеме свои исследования посвятили А.Я. Трофимов, М.Е. Стеклов, Д.В. Валуев, Г.В. Зуев, Т.М. Леонтьева.

Работа Г, В. Зуева «Смоленская епархия и ее роль в просвещении жителей губернии на рубеже XIX-XX веков» анализирует роль епархии в обра-

зовании и укреплении нравственности населения Смоленской губернии, однако труд носит преимущественно описательный характер.

В трудах М.Е. Стеклова собран обширный краеведческий материал о деятельности на территории Смоленщины выдающихся педагогов С.А. Ра-чинского, В.П. Вахтерова, а также подчеркивается положительная роль цер-ковно-школьной системы в деле народного образования.

Становление и развитие системы образовательных учреждений всех типов на Смоленщине представлено в диссертационном исследовании Т.М. Леонтьевой «Развитие региональной системы образования Смоленской губернии» (2002) Однако, раскрывая вопросы становления регионального образования в целом, автор не затрагивает культурологических и педагогических аспектов развития епархиальных школ. Других аналогичных исследований, относящихся к Смоленскому региону, не проводилось.

Таким образом, несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных вопросам как истории российского духовного образования, так и регионального образования, процесс развития системы духовно-учебных заведений на Смоленщине недостаточно изучен.

С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования «Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в ХУ111-Х1Х веках».

Объект исследования - духовное образование дореволюционной России.

Предмет исследования - становление и развитие духовных учебных заведений Смоленской епархии.

Цель исследования - дать характеристику епархиальной системы духовного образования на протяжении XVIII-XIX веков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать древнерусскую образовательную традицию и её влияние на духовные учебные заведения Смоленской епархии.

  1. Изучить процесс становления и развития системы духовного образования Смоленщины в контексте общероссийских образовательных проектов.

  2. Рассмотреть особенности управления духовными учебными заведениями Смоленской епархии.

4. Охарактеризовать просветительскую деятельность Смоленской
епархии в духовно-нравственном развитии и просвещении жителей Смо
ленщины.

Методологической основой исследования являются философские и культурологические концепции в сфере образования (Е.П. Белозерцев, MB. Богуславский, Н.Д. Никандров, М.Е. Стеклов и др.), основывающиеся на принципах научности, историзма, целостности, которые обеспечивают общее направление исследовательского поиска.

Историко-культурный подход позволяет воссоздать целостную картину духовного образования и раскрывает закономерности его развития в конкретных исторических событиях. Средовой подход определяет «епархиальную специфику», которая обеспечивает комплексное исследование духовного образования российской провинции, где на первый план выступает типология, т.е. общее, а не особенное. При этом «местная уникальность» не сбрасывается со счетов.

В работе использован комплекс методов историко-педагогического исследования: классификация, сравнение, анализ и систематизация архивных материалов, периодики, исторической и педагогической литературы, систематизация; оценка существовавшей в тот период времени взаимосвязи между политикой государства в области образования и состоянием духовного образования на территории Смоленской епархии; обобщение полученных результатов и выводов.

Данные методы позволили рассмотреть смоленские духовные школы как элементы системы духовного образования; классифицировать разные типы школ; установить изменение положения духовных школ на протяже-

ний значительного отрезка времени; сравнить деятельность различных типов духовных учебных заведений Смоленщины во взаимосвязи с государственной политикой; оценить деятельность смоленского духовенства в распространении народного образования.

Источниковедческую базу исследования составили: агиографическая литература; историческая, философская, богословская, историко-педаго-гическая литература по вопросам политического, культурного развития России; мемуарная литература; исследования ведущих ученых, педагогов в области отечественного образования; законодательные и нормативные акты, помогающие нам составить представление о государственной и церковной политике тех лет в отношении духовной школы; архивные материалы и документы - фонды 1,45,47, 49,761 Государственного Архива Смоленской области (ГАСО); фонд 802 Российского Государственного Исторического Архива г. Санкт-Петербурга (РГИА); фонд 550 Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ); делопроизводственные материалы, периодическая печать, материалы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Наиболее значимыми для нашей работы являются материалы фондов Государственного Архива Смоленской области, содержащие предписания, циркуляры Смоленского епархиального училищного совета, дающие возможность поэтапно проследить решение различных проблем, судить о взаимоотношениях между центральными и местными органами управления; приходно-расходные книги, бухгалтерские журналы, сведения о добровольных пожертвованиях и другие документы о финансовом содержании духовных школ; ведомости, содержащие в полном объеме «количественные» сведения о церковно-школьном деле в епархии; списки учителей, содержащие сведения о прохождении службы; списки учеников с указанием их сословной принадлежности, их экзаменационные ведомости, аттестаты, свидетельства, позволяющие определить степень успешности в освоении курса школы; отчеты

ревизоров, свидетельствующие об уровне организации учебно-воспитательного процесса в отдельных школах Смоленской епархии.

В работе использованы материалы Российского Государственного Исторического Архива г. Санкт-Петербурга, в фондах которого хранятся документы Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В фонде 802 наше внимание привлекла хранящаяся в нем делопроизводственная документация духовных академий, а также частная переписка официального характера, состоящая из донесений и писем инспекторов, ректоров и епархиальных архиереев и содержащая интересующие нас сведения о текущих событиях в духовных школах.

В процессе работы были просмотрены и в разной степени использованы как местные дореволюционные и современные духовные периодические издания: «Смоленские епархиальные ведомости» (1865-1900 гг.), «Смоленский вестник», «Край Смоленский», так и общегосударственные издания «Церковный вестник», «Русское обозрение», «Путь православия», «Журнал Московской патриархии», «Вестник христианского движения».

Среди массовых изданий наиболее информативными оказались «Смоленские Епархиальные ведомости». Они размещали «разъяснения» и распоряжения по школам духовного ведомства, втом числе и местного епархиального начальства, учебные программы, отчеты и ведомости местных епархиальных училищных советов, исторические очерки о семинарии, духовных училищах и церков но-приходских школах, статистику о церковно-школьном деле в Смоленской губернии, заметки учебно-воспитательного характера, журналы съездов уездных наблюдателей.

Источником мемуарной литературы стали воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), опубликованные в книге «Путь моей жизни», впервые изданной в 40-х годах XX века издательством YMKA-PRESS. Митрополит Евлогий был свидетелем и очевидцем многих событий, относящихся как к истории духовной школы, так и в целом к истории Русской Православной

Церкви, что делает его воспоминания ценным и важным источником при изучении нашего вопроса.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна заключаются в комплексном анализе духовного образования на примере практической деятельности духовных школ Смоленской епархии в XVIU-XIX веках и выражаются в следующем:

на основе документальных источников и научной литературы впервые представлен целостный опыт организации и развития системы духовного образования на Смоленщине в дореволюционный период;

осуществлен комплексный анализ становления и развития среднего и низшего звеньев епархиальных учебных заведений, обращено внимание на типичности ситуации, но при этом выявлены и особенности;

выявлена и проанализирована взаимосвязь между общегосударственной политикой в области духовного образования и состоянием образования на территории епархии;

выделены 4 основных этапа реформирования духовных учебных заведений (1808-1814, 1839, 1867-1869, 1884-1886), характеризующиеся изменениями специфики управления, целей, задач, организации и содержания учебно-воспитательной работы;

охарактеризована деятельность духовенства Смоленской епархии как последовательного просветителя жителей губернии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что заключенные в нем выводы и обобщения процесса становления и развития духовного образования на территории Смоленской епархии в изучаемый период содействуют углублению и обогащению понимания теоретических основ цели, содержания, методов деятельности духовных учебных заведений, их места и значения в системе отечественного просвещения. Деятельность данных учебных заведений и православных подвижников-просветителей показана как сложный и подчас противоречивый поиск различных вариантов развития содержания российского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дают возможность более полно представить процесс становления и развития епархиальной системы духовного образования. Материалы диссертации могут применяться при составлении лекций по истории школы и педагогики. Содержащиеся в исследовании положения и выводы содействуют более эффективной разработке и дальнейшей практической реализации религиоведческого содержательного компонента в системе повышения квалификации педагогических кадров

Достоверность и научная обоснованность выводов исследования обеспечиваются методологическими подходами, опирающимися на принципы научности, историзма, целостности, а также совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; привлечением широкого спектра историко-педагогических материалов и архивных источников.

Понятийный аппарат исследования:

духовное образование - историко-культурный феномен, условие и результат развития культуры конкретного народа;

система духовного образования - исторически сложившаяся сеть различных по замыслу, типам и организационным формам образовательных учреждений, находящаяся в ведении Святейшего Синода и отражающая вероисповедную политику государства.

епархиальная система образования - исторически сложившаяся система духовного образования находящаяся на определенной территории, обладающей социально-экономическими, культурно-историческими и этнографическими особенностями.

духовные учебные заведения - учебные заведения для подготовки служителей религиозно культа и преподавателей богословских дисциплин.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Древнерусская образовательная традиция, как следование в педагогической деятельности образцам, идеям, нормам установкам православного

воспитания, определила характер и облик епархиальной системы духовного образования в дореволюционный период.

  1. В XVIII веке религиозно-нравственному образованию, сформировавшемуся в культуре Древней Руси и Московского государства, была задана государственная направленность развития, что привело к созданию разных типов духовных учебных заведений (семинарии, уездных, приходских училищ, церковно-приходских школ, школ грамоты), открываемых в соответствии с потребностями общества, Церкви и государства Российской империи.

  2. В управлении духовными учебными заведениями Смоленщины не обнаружены константные характеристики; содержание и характер управления изменялись на всех этапах реформирования (1808-1814, 1839, 1867-1869, 1884-1886) в зависимости от государственной образовательной политики.

  3. В противоречивом процессе реформирования духовного образования (XVIII-XIX вв.) духовенство Смоленской епархии выступило в качестве хранителя, носителя и транслятора духовно-нравственных ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных статьях, обсуждались и получили одобрение на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, семинарах, чтениях: на Всероссийской научно-практической конференции «Третьи Авраамиевские чтения» (Смоленск, 2005), на научно-практической конференции «Шаг в науку» (Смоленск, 2006), на Ш педагогических чтениях «Учитель и время», посвященных памяти А.Е. Кондратен-кова (Смоленск, 2006)

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003-2004) осуществлен анализ философской, агиографической, исторической и историко-педагогии ее кой литературы, периодической печати; изучен процесс становления российской системы духовного образования в XVIII-XIX веках; рассмотрены архивные материалы по проблеме исследования, находящиеся в фондах ГАСО, РГИА, ГАРФ; выяв-

лена основная проблематика исследования; опубликованы научные статьи по теме диссертации.

На втором этапе (2004-2005) на основе архивных материалов и изученной литературы выделены основные тенденции процесса развития Смоленских епархиальных школ; определена структура и логика изложения диссертации; продолжалась публикация материалов исследования; написан текст диссертационного исследования.

На заключительном этапе (2005-2006) сформулированы основные выводы исследования; отредактированы и оформлены результаты исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, поставлены проблема и цель, охарактеризованы объект, предмет, задачи, определена его методология, раскрыты научная новизна, теоретическое и практическое значение, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Духовное образование на территории Смоленской епархии до второй половины XIX века» исследуются традиции в отечественном образовании; дается историко-педагогический анализ духовного образования на Смоленщине в древнерусский период; создается целостный образ учителя в историко-культурном контексте путем персонифицирования понятия учительства в образ преподобного Авраамия Смоленского; рассматривается возникновение, развитие и реформирование епархиальной системы образования в XVIII- начале XIX века; классифицируются различные типы духовных школ; выявляются особенности организации обучения и воспитания, раскрывается специфика руководства епархиальными школами.

Во второй главе «Развитие духовного образования на территории Смоленской епархии во второй половине XIX века» рассматривается система духовного образования Смоленщины на фоне общероссийских проектов, тенденций, процессов; выделяются основные этапы реформирования систе-

мы духовного образования Смоленщины данного периода, отмеченные изменениями в управлении духовными учебными заведениями; анализируется просветительская деятельность духовенства епархии в образовании и религиозно-нравственном воспитании жителей Смоленщины.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

Список литературы включает 229 источников.

Похожие диссертации на Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в XVIII-XIX веках