Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Маргиева, Манана Шотаевна

Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г.
<
Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маргиева, Манана Шотаевна. Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Владикавказ, 2005. - 168 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление и развитие начальной школы на северном Кавказе (вторая половина XVIII в. - 1861 г.) 15

1.1. Об опыте идей народного воспитания горцев Северного Кавказа как основы школьного воспитания 15

1.2. Русско-северокавказские отношения и появление первых очагов просвещения и школ на Северном Кавказе 27

1.3. Просветительская политика России в области начального образования на Кавказе в рассматриваемый период 35

1.4. Возникновение первых правительственных начальных училищ на Северном Кавказе 41

Выводы 57

ГЛАВА П. Развитие начального образования на северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв 59

2.1. Новые тенденции в школьной политике правительства и состояние школ Северного Кавказа в рассматриваемый период 59

2.2. Насильственное насаждение начальной церковноприходской школы и школьные контрреформы 70-90-х годов XIX века 82

2.3. Критика видными педагогами и просветителями Северного Кавказа школьной политики правительства на Кавказе 97

Выводы 107

ГЛАВА III. Просветительско-педагогическая мысль на северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX веков и проблемы школьного образования 109

3.1. Основные течения и формы просветительско-педагогического движения на Северном Кавказе и их влияние на развитие школы .109

3.2. Обсуждение в периодической печати Северного Кавказа вопросов воспитания, образования и просвещения горцев 123

3.3. Основные дидактические положения видных просветителей прогрессивной педагогической мысли Северного Кавказа XIX - начала XX вв. о рациональной постановке обучения в школе 129

3.4. Ученые-кавказоведы и видные горские педагоги о рациональной постановке обучения и проблеме подготовки педагога 138

Выводы 148

Заключение.. 151

Список литературы 157

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Социокультурная ситуация, сложившаяся в России и на Северном Кавказе в 90-е годы и начале XXI века, характеризуется качественными изменениями, сменой приоритета ценностей в общественно-нравственном сознании людей. Это всецело относится и к исто-рико-педагогической науке, и к сфере образования. Сказанное обуславливает необходимость обращения автора к истокам педагогической мысли и школы Северного Кавказа с целью рассмотрения характера их развития и определения вклада в этот процесс ученых-кавказоведов и деятелей культуры этого региона.

Как известно, успехи наших образовательных учреждений всегда обусловливались достижениями прогрессивной и педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики народов нашей страны, в том числе северокавказских. Вместе с тем, развитие педагогической науки и практики обучения невозможно без творческого освоения педагогического наследия прошлого работниками вузов и школ.

Осуществление данной задачи позволит значительно расширить наши представления о просветительской мысли России в целом и прогрессивной педагогической мысли и школе Северного Кавказа, в частности. Оно диктуется научно-практической необходимостью использования в школьной и вузовской практике обучения наиболее прогрессивных и рациональных элементов педагогического наследия наших народов.

Следует иметь в виду и тот факт, что в большинстве исследований, выполненных до и в начале перестроечного периода, опасной оставалась тенденция к усилению политизации истории, которой как методологическим приемом пользовались некоторые авторы историко-педагогических работ. Сама же история отечественного образования с ее проблемами и творческой деятельностью учителя часто оставалась нераскрытой. При этом учеными часто не брались во внимание общечеловеческие гуманные ценности, умалчивалась духовно-

воспитательная значимость разработанных горскими просветителями таких положений воспитания, как положения о гуманизации, гуманитаризации педагогических процессов, общечеловеческом воспитании, развивающем обучении и

др.

На фоне усиления идеологизации воспитательных процессов не признавалась ведущая тенденция педагогической мысли - тенденция движения к гуманной педагогике.

В свете сказанного актуальным становится новое прочтение педагогических трудов и очерков ученых-кавказоведов и видных горских педагогов-просветителей, особенно по вопросам образования и воспитания, использованию возможностей родного и русского языков, а также проблеме педагога.

Важной задачей ученых-историков является объективно-правдивое освещение педагогических процессов в условиях демократического обновления общества. Такой методологический подход станет важным источником педагогических знаний студентов, учителей и других работников народного образования.

В оценке педагогического наследия и школы прошлого он должен служить преодолению сложившихся классово-идеологических стереотипов в отношении духовных ценностей общества.

Познание подлинной истории народов невозможно без непрерывной её связи с настоящим и прошлым. Вместе с тем, современность определяет те проблемы исторического развития, которые наиболее актуальны в наши дни. Только такой подход поможет определить наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, определить способы укрепления связи школы и педагогики с жизнью.

Степень же изученности проблемы исследования представляется следующим образом.

Для воссоздания целостной картины развития школы и педагогической мысли на Северном Кавказе определенное значение имеют исторические, этно-

графические, лингвистические и историко-педагогические труды Н.Данилевского, Н.Ф.Дубровина, Ф.И.Леонтовича, П.П.Надеждина, представлявшие первую тенденцию дворянско-буржуазных ученых-историков в официальной русской историографии конца XVIII и всего XIX века, в которых их авторы подчас отзывались о горцах нелестно, а по незнанию дела иногда изображали их дикарями, «склонными ко всякому злу», «массово-неграмотными», «хищными грабителями».

Вторую тенденцию представляли великие деятели русской культуры: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Модзалевский, Д.Д.Семенов, Л.Н.Толстой, Я.М.Неверов, П.К.Услар, П.К.Яновский и другие, которые, руководствуясь гуманными устремлениями, предпринимали практические шаги по развитию их этнической культуры, школы и просвещения.

Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа внесли В.Ф.Миллер (1848-1913) и М.М.Ковалевский (1815-1916), выдающиеся деятели русской науки и кавказоведы. Вместе с М.М.Ковалевским и без него В.Миллер совершил пять научных экспедиций на Северный Кавказ, проявив особый интерес к осетинам и кабардинцам. В результате этих экспедиций он издал «Осетинские этюды» в 3-х томах, в которые вошли материалы, посвященные истории, языку, религиозным верованиям и сказкам осетин. Значение же научных изысканий, в частности капитального труда М.М.Ковалевского «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» заключается в том, что в них проанализирована традиционная культура воспитания горцев.

Ценные сведения о появлении первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и Северном Кавказе имеются в работах М.В.Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913). В них показана деятельность первых миссионерско-просветительских организаций России на Кавказе, радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства в этом регионе.

На рубеже XIX - XX веков и после Октябрьской революции проведено много интересных по содержанию исследований русских и местных ученых, посвященных лингвистическим, историко-этнографическим проблемам жизни кавказских народов, их фольклору, культуре и просвещению (М.Абаев, Ч.Ахриев, А.Гассиев, Г.Дзасохов, М.Косвен, Х.Уруймагов, К.Хетагуров и др.).

Научно-педагогические основы исследований о школе и педагогической мысли народов России заложены Ш.И.Ганелиным, В.З.Захаровым, Ф.Ф.Королевым, Н.А.Константинозым, Е.Н.Медынским, А.И.Пискуновым, З.И.Равкиным, М.Ф.Шабаевой и др.

В СССР и на постсоветском пространстве широкое распространение получили этнопедагогические труды Б.А.Афанасьева, А.Ш.Гашимова, Г.Н.Волкова, А.П.Орловой, И.Я.Хантибидзе и др. Пути эффективного взаимодействия народной и научной педагогики по различным вопросам воспитания детей северокавказских народов мы находим в исследованиях Р.Т.Битиевой (Чечня), Т.З.Бесаевой (Осетия), М.Б.Гуртуевой (Балкария), З.А.Мадаевой (Чечня), Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева (Осетия), И.А.Шорова (Адыгея) и др.

Проблемам истории просвещения и общественно-просветительской мысли народов Северного Кавказа до и послеоктябрьского периодов посвящены работы Г.С.Багдасарова, Т.А.Бекоевой, Н.О.Блейх, Л.В.Дзанаговой, З.А.Кайтуковой, И.П.Копачева, В.К.Кочисова, Л.Б.Кусовой, В.Д.Магометовой, М.С.Саблирова, А.Ю.Слановой, Е.Т.Сиукаевой, М.У.Умарова, С.Б.Узденовой, М.С.Тотоева, Е.Е.Хатаева, И.Е.Хатаева, Р.А.Хатаевой, А.О.Хоретлова, Ф.Н.Цораевой, С.Р.Чеджемова и др.

Ряд ученых из Кабарды (Т.Х.Кумыков, Р.И.Туганова, Р.Х.Хашхожева) исследовали проблемы просветительского движения этого региона.

Между тем, до настоящего времени нет исследований по проблемам истории начального образования ни регионального, ни северокавказского общерегионального характера.

Определенные трудности имеются в изучении научно-просветительской и педагогической деятельности дореволюционных писателей, этнографов, публицистов и видных педагогов северокавказских народов, а также научно-педагогической деятельности прогрессивной русской интеллигенции.

Таким образом, несмотря на наличие ряда исследований, посвященных разным аспектам истории народного образования большей части советского времени, развитие начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа дореволюционного периода фактически не подвергнуто научному анализу и обобщению. Вне поля зрения исследователей остаются многие важные вопросы отечественного начального образования: противоречивый характер просветительской политики правительства в области начального образования, общие и специфические тенденции в развитии этого образования, деятельность представителей передовой русской науки на Кавказе по развитию школы, особенности школьной региональной политики и др.

Перестроечные процессы выявили многие негативные стороны нашей воспитательной системы. В сознании многих молодых людей происходит своеобразная инфляция духовных ценностей. Они потеряли интерес к школе и помышляют жить и творить без помощи образования.

Еще тревожнее стало то обстоятельство, что появились целые поколения, которые не знают своей национальной культуры и игнорируют свои национальные традиции.

В стране на каждые два с половиной миллиона молодых людей, вступающих в брак, приходится больше миллиона разводов. Участились межнациональные конфликты. В этих условиях проблема, избранная диссертантом, еще более актуализируется. Возникает необходимость пересмотра нашей воспитательной системы, возрождения традиционной культуры воспитания.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития начальной школы и просветитель-

ско-педагогической мысли народов Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является просветительская политика царского правительства в области начального образования в Северокавказском регионе во второй половине XVIII до 1917 года.

Предметом исследования является развитие общеобразовательной начальной школы и педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период.

Задачи исследования:

раскрыть особенности просветительской политики правительства и показать позитивные и негативные стороны её влияния на развитие начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период;

выявить общие тенденции развития начальной школы и педагогической мысли Северокавказского региона и рассмотреть их проявления в отдельных его этнических районах на различных исторических этапах;

проанализировать основные дидактические положения видных представителей прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период;

на основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса показать воспитательно-образовательное влияние школы, семьи и общественных учреждений на подрастающие поколения.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных материалов;

- сопоставительный анализ историко-педагогических, этнографических,
публицистических и фольклорных источников;

- изучение и теоретический анализ трудов представителей отечественной
науки и современных авторов по проблемам школы и педагогической мысли
России и Кавказа.

Источииковую базу диссертации составляют документы Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания, центральных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Нальчика, Краснодара, а также фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований; труды дореволюционных и современных авторов об истории, этнографии, культуре, школе и просветительско-педагогической мысли северокавказских народов.

Организация исследования. Исследование проводилось в период 1998-2005 гг. и включает три логически связанных этапа:

  1. 2000-2001 гг. - Ознакомление с проблемой становления и развития начального образования и педагогической мысли народов Северного Кавказа и выявление роли в этом историческом процессе видных ученых-кавказоведов и горских педагогов, определение основных направлений научного поиска.

  2. 2002-2004 гг. - Историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы. Сбор научной информации. Определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата. Подготовка статей к изданию.

  3. 2004-2005 гг. - Систематизация и обобщение материалов. Литературное оформление диссертации. Публикация статей, тезисов докладов в научных сборниках по результатам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

- решающую роль в появлении на Северном Кавказе очагов просвещения,
развитии школ и просветительской мысли сыграли присоединение Кавказа к
России, вовлечение его народов в орбиту капиталистических отношений и при
общение их к русской культуре. Эти факторы объективно способствовали более

или менее быстрому развитию школ и просвещения среди этих народов, зарождению их прогрессивной просветительско-педагогическои мысли и научной интеллигенции, испытавшей на себе влияние демократической русской культуры и ставшей инициатором создания в крае светских школ;

несмотря на мизерные расходы, производимые правительством в начале рассматриваемого периода для начальных школ Северного Кавказа и ограничительные меры к сдерживанию народных и средних школ, развитие школьной сети, в особенности в пореформенный период, шло более быстрыми темпами, а к началу XX века оно стало более разветвленной, представленной большим разнообразием школ;

решающим фактором прогрессивных изменений в школьном образовании народов Северного Кавказа стало развернувшееся в стране и на Кавказе в 60-х годах и конце XIX века общественно-педагогическое движение, вызвавшее к жизни общественно-политическую активность народных масс, общественную и частную инициативу в школьных делах;

противоречивость школьной политики, проводимой правительством на Кавказе, заключалась в том, что, ограничивая развитие народных школ и доступ детям неимущих горцев в средние звенья образования, общественную и частную инициативу в области школьного строительства и стремясь создать особые образовательные привилегии для княжеско-феодальных сословий, оно тем самым сохраняло сословно-крепостнические пережитки в системе школьного образования, что не в полной мере отвечало социально-экономическим переменам, происходящим в Северокавказском регионе;

ускорение развития системы правительственных, и особенно церковноприходских школ на Северном Кавказе во второй половине XIX века, вызывалось потребностями развивающейся капиталистической экономики и все усиливающимся влиянием на горцев идей панисламизма, способствовавшего росту антирусских настроений. Открывая в регионе эти школы, правительство рас-

сматривало их как важнейшее идеологическое средство для борьбы с этим религиозно-политическим течением ислама;

- педагогическая мысль северокавказских народов питалась не только пе
редовой русской культурой, но и имело собственную национальную почву. Она
не была точной копией педагогических школ других народов, а отражала как
общеинтернациональные, так и национально-особенные тенденции обществен
но-педагогического движения.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов исследования поставленным целям, позволяющих выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития школы и педагогической мысли.

Научная новизна исследования:

решена одна из важных научных проблем историко-педагогического ре-гионоведения - воссоздание в целостном виде генезиса становления и развития начальной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа со второй половины XVIII века до 1917 года;

показана противоречивость школьной политики правительства на Северном Кавказе, сдерживающая развитие здесь народных и средних школ;

раскрыто содержание процесса взаимодействия школы и педагогической мысли на различных исторических этапах этого процесса;

выявлены факторы, влияющие на этот процесс;

обоснованы идеи развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутые учеными-кавказоведами и северокавказскими просветителями;

определен их вклад в развитие школы и педагогической мысли Северного Кавказа;

в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена специфика этнопеда-гогической культуры народов Северного Кавказа;

введены в научный оборот новые малоизвестные материалы.

Теоретическая значимость исследования. В диссертационной работе дан анализ научно-педагогического подхода к решению школьных вопросов на Кавказе представителями прогрессивной русской научной интеллигенции и горскими просветителями-педагогами;

показана их роль в становлении и развитии педагогической мысли горских народов;

определены другие факторы, под воздействием которых формировалась просветительско-педагогическая мысль;

проанализированы высказывания горских просветителей об идеях и опыте народного воспитания горцев Северного Кавказа;

теоретически значимы выявленные общие и специфические тенденции развития школы и педагогической мысли народов Северокавказского региона и их проявления в отдельных его этнических районах на различных исторических этапах;

раскрыто значение культурных связей и обмена духовными ценностями между народами Северного Кавказа и Россией для развития школы и просвещения Северокавказского региона.

Достоверность полученных результатов обусловлена широкой источни-ковой базой, соответствием методов исследования поставленной цели и задачам, позволившим выявить закономерный характер изучаемых процессов.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, в системе подготовки и переподготовке учительских кадров. Ими могут пользоваться студенты при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а преподаватели - при чтении спецкурсов по этнопедаго-гике и этнопсихологии Северного Кавказа.

Апробация и внедрение в практику осуществлялись по мере завершения отдельных частей исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в шести научных статьях и докладах автора.

Результаты исследования периодически докладывались, обсуждались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях СОГУ, Нальчике и на IV Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» 21-24 сентября 2004 года в г. Пятигорске.

Они внедряются в учебный процесс в условиях факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета при чтении спецкурса «Просветители народов Северного Кавказа».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Об опыте идей народного воспитания горцев Северного Кавказа как основы школьного воспитания

В течении многих тысячелетий народ создавал материальные и духовные ценности, передавая их подрастающим поколениям. Он обрабатывал землю, выращивал скот, строил жилища и, не обрекая себя на застой, воспитывал детей, готовя их к жизни. Подчеркивая эту созидательную миссию народа, А.М.Горький назвал ее неиссякаемым источником создания материальных и духовных ценностей, первым по времени и гениальности философом и поэтом, «создавшим историю всемирной культуры» [19. 20]. Именно из народного творчества черпают сегодня свое вдохновение и писатель, и художник, и композитор, и педагог. Язык, созданный народом, К.Д.Ушинский назвал «величайшим народным наставником», учившим его и тогда, когда еще не было ни книг, ни школ» [145. 228].

Язык является воспитательно-образовательной основой деятельности нашей школы. Благодаря ему народ всегда накапливал знания из области истории, агрономии, языка, астрономии, биологии, медицины, математики, ставшие впоследствии основой для формирования современных специальных наук [53. 277-279, 335].

Огромны заслуги людей в накоплении опыта и идей народного воспитания. Памятники фольклора горских народов (поговорки, легенды, каждая страница и эпизод из эпоса «Нарты») заполнены сюжетом воспитательного смысла. В них мы прослеживаем важные педагогические советы, рекомендации и факторы развития и формирования личности [166. 61-70].

Еще до появления книг и школ у горцев Северного Кавказа были свои представления о сущности, предназначении и роли воспитания в жизни людей. Возникнув вместе с появлением человеческого общества и на базе накопленного за многовековую историю воспитательного опыта и идей, народная педагогика как совокупность эмпирических знаний и опыта народа в области воспитания и обучения подрастающих поколений стала заниматься осмыслением этого опыта в целях совершенствования трудового и воспитательного опыта людей, обогащаясь новыми идеями. «У людей, - пишет академик Г.Н.Волков, -есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения, при этом не исключается наличие и элемента бессознательности и удовлетворения этой потребности». Он отмечает, что в течение многих веков развитие народной и научной педагогики шло параллельно в сплошном взаимодействии. Но при этом «народная педагогика сохранила свои позиции и по сей день: бессмертны ее средства - песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки; бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения» [12. 3-7, 341].

Это говорит также и о том, что народная педагогика, обогащаясь народным опытом и новыми идеями, стала источником научной педагогики. Отсюда то внимание, которое уделяли ей великие классики педагогической науки, так, обосновывая многие положения своей педагогики, Я.А.Коменский пропагандировал идеи народного воспитания. Все его учение согрето заботой о детях простого народа, пронизано духом народности. В основе выдвинутой им идеи «материнской школы» также лежит народный воспитательный опыт.

Педагогическая деятельность основателя швейцарской народной школы И.Г.Песталоцци была направлена на то, чтобы привлечь внимание передовой швейцарской общественности к делу воспитания крестьянских детей. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Лингард и Гертруда» он пропагандирует педагогические идеи народа и опыт воспитания крестьянских детей в семье.

Особенно горячо поддерживал идею народных школ К.Д.Ушинский, которого по праву называют создателем этих школ в России. Он ввел в педагогическую литературу термин «народная педагогика», под которой подразумевал воспитательный опыт народа.

В статье «О нравственном элементе в русском воспитании», обосновывая необходимость народной школы для России, К.Д.Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим» [144. 54].

Но, несмотря на это, в течении длительного времени народная педагогика не признавалась многими учеными нашей страны самостоятельной областью педагогического наследия. Более того, они подвергали сомнению даже самый факт ее существования. «За всю историю русского народа до революции о действительном воспитании широких народных масс говорить не приходится», -писал Г.Г.Шахвердов [165. 57]. Теперь же в этом вопросе взгляды разных авторов изменились коренным образом. В наше время народная педагогика приобрела право на функционирование и восстановлена в правах. Вышли из печати труды Г.Н.Волкова, А.Ф.Хантибидзе, Я.И. Ханбикова, И.Оршибекова, А.Ш.Гашимова, Е.И.Сявавко, К.Пирлиева, Д.Денева, посвященные народной педагогике азербайджанцев, адыгейцев, осетин, туркменов и других народов.

Изданы или защищены диссертации о народной педагогике адыгейцев (И.А.Шоров), балкарцев и карачаевцев (М.Б.Гуртуева), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев), чеченцев (С.Битиева), народов Северного Кавказа (Е.Е.Хатаев) и других [166. 18-19].

Академик Г.Н.Волков провел четкое разграничение понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», «являющейся специальной областью педагогической науки, основным объектом которой становится опыт и идеи народного воспитания, а предметом - теоретическая разработка ее проблем» [159. 158-166]. Идеи народности в воспитании всегда вызывали интерес у прогрессивных горских педагогов и их просветителей, страстно пропагандирующих её в печати. Популяризаторами этой идеи были просветители северокавказских народов Ш.Ногмов, С.Хан-Гирей, К.Атажукин, П.Тамбиев, осетинские писатели и педагоги И.Кануков, С.Гадиев, К.Хетагуров, чеченский этнограф У.Лаудаев, ингушский публицист и этнограф Ч.Ахриев и другие. Собирая и обобщая памятники фольклора, пропагандируя идеи и опыт народного воспитания, они стремились сделать их достоянием своих и других народов, школьной и семейной практики воспитания.

Новые тенденции в школьной политике правительства и состояние школ Северного Кавказа в рассматриваемый период

Вторая половина XIX и, особенно начало XX веков, на Северном Кавказе отмечены более заметными сдвигами в сторону увеличения количества начальных школ и их контингентов. Наблюдался рост числа средних, женских, педагогических, профессиональных, церковно-приходских и частных учебных заведений, однако путь развития школы был сложным и противоречивым. Противоречивой была и сама школьная политика правительства, которая заключалась в том, что, ограничивая детям неимущих горцев доступ в средние звенья образования, общественную и частную инициативу по вопросам открытия школ и стремясь создавать особые привилегии для детей княжеско-феодальных сословий и торгово-промышленной буржуазии, оно тем самым сохраняло сословно-крепостнические пережитки в системе школьного образования, что не в полной мере отвечало социально-экономическим переменам, происходящим в России и на Кавказе.

Для усиления своих стратегических позиций на Кавказе правительство проводило здесь целенаправленную просветительскую политику среди населения. В определении задач этого просветительского курса по-прежнему решающую роль играли социально-политические и экономические факторы.

С проникновением капиталистических отношений на Кавказ для России Северо-Кавказский регион приобрел особо важное значение. Геополитически он связывал Россию с Закавказьем и со странами Ближнего Востока.

В плане экономическом Кавказ привлекал правительство своими богатыми природными ресурсами и как рынок сбыта. Кроме того, правительство России беспокоили антирусские выступления чеченцев и дагестанцев, умело направляемых реакционным мусульманским духовенством и Турцией с целью отторжения Северного Кавказа от России. Вот почему правительству после победоносного завершения Кавказской войны и пленения Шамиля в 1859 году надо было покончить на Кавказе с антирусскими настроениями народов и умиротворить их.

С целью недопущения новых выступлений горцев правительство вынашивало планы водворения здесь русской гражданственности с помощью русского образования. Для решения этих вопросов в начале 60-х годов XIX века сам наместник Кавказа, брат Александра II Михаил Николаевич Романов не нашел более верного пути, чем духовно-нравственное воздействие на горцев через образование и принятие ими российской гражданственности. Школа должна была учитывать социально-политические интересы России и нарождающейся капиталистической экономики Кавказа [ 174].

В этих условиях она призвана была выполнять политическую задачу -воспитывать подрастающие поколения края в духе верности престолу и любви к православию. Что касается цели начальной школы, то она сводилась к «утверждению в народе религиозных и нравственных понятий и распространению в нем первоначальных полезных сведений» [87. 13].

Делая ставку на школу, правительство допускало ее развитие в тех формах и пределах, которые не противоречили бы его интересам. Поэтому еще в 30-50-х годах XIX века оно дало директиву военно-гражданской администрации и учебно-духовному ведомству на Кавказе об учреждении здесь соответствующих учебных заведений. Такими учебными заведениями края были Владикавказское духовное училище и школы военных воспитанников при русских военных гарнизонах.

Первые гарнизонные школы появились в 30-50-е годы XIX века в станицах Червленной, Каргалинской, Наурской, Екатериноградской при Гребенском, На-вагинском и Тенгинском полках на Северном Кавказе. По замыслу правитель ства планировалось охватить ими более 300 детей бедных и знатных родителей, а также военных членов. Воспитанники получали соответствующую военно физическую и общеобразовательную подготовку, после чего поступали либо на военную или гражданскую службу на Кавказе, либо продолжали курс обучения в военных учебных заведениях России. т Школами военного ведомства были горские училища, учрежденные прави тельством на Кавказе с октября 1859 года для распространения здесь русской гражданственности и русского образования среди покорившихся мирных горцев. Они предназначались для детей русских и местных офицеров и чиновников [71. 84-85, 91-94]. Школы подразделялись на окружные и начальные горские школы. При этом окружные школы по курсу приравнивались уездным училищам, а начальные горские школы - начальным училищам. Последние имели по одному классу с тремя отделениями и их выпускники без экзамена могли поступать во вторые классы уездных училищ или гимназий.

Особенностью горских школ было то, что в них наряду с Законом Божьим преподавалось и магометанское вероучение. Преподавание в школах велось на русском языке. Кроме того, учащимися изучались русский язык, всеобщая и отечественная география, административное устройство Российского государства и другие дисциплины [125].

История создания горских школ такова. В 1861 году стали функциониро-вать окружные горские школы в Майкопе и Лабинске для адыгейцев. В 60-х годах окрылись Грозненская горская школа для чеченцев и Назрановская - для ингушей. В 1866 году было открыто годичное училище в Туапсе, готовившее горцев-переводчиков. В Ставропольской, Екатеринодарской и других гимназиях стали выделяться вакансии для учащихся-горцев [93. 503].

В 1871 году была открыта Сухум-Калинская горская школа для абхазцев [91. 266-268]. При этом во всех горских школах создавались пансионаты, в кода торых, как правило, чаще других проживали дети имущих граждан за высокую плату.

Со временем все горские школы были переданы в ведение Дирекций народных училищ Северокавказских губерний и областей.

Некоторые горские школы (как Грозненская и Назрановская) просуществовали вплоть до 1917 года, другие же или закрывались, или реорганизовывались в различные типы учебных заведений. Так, Нальчикская школа была закрыта в 1909 году, а Владикавказская - реорганизована в 1868 году в реальную прогимназию, и, наконец - во Владикавказское реальное училище [71.9-10].

И, тем не менее, в 60-х годах XIX века проблема народной школы для широких слоев населения оставалась нерешенной. Ни правительство, ни Министерство народного просвещения, учрежденное в 1802 году, ни учебный округ на Кавказе проблемами народного образования основной массы населения и народной школы до конца 60-х годов XIX века, то есть до периода так называемых школьных контрреформ, серьезно не занимались.

Критика видными педагогами и просветителями Северного Кавказа школьной политики правительства на Кавказе

Ратуя за народную школу и демократическую систему образования, видные педагоги Северного Кавказа и ученые-кавказоведы выявляли причины, мешавшие становлению этой системы образования. При этом одним из важнейших факторов убогого, периодами тяжелого положения школ и народных учителей, они считали противоречивую школьную политику правительства и чиновников учебного духовного ведомства и царской администрации на Кавказе, насильственно насаждавших здесь церковную школу.

Просветители критиковали этот просветительский курс правительства, особенно его консервативных кругов, игнорирующих национальные особенности горских народов. Просветители осуждали порочные стороны дореволюционных школ, в особенности церковных: догматику, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушное бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к качеству обучения и воспитания. В целях всестороннего развития горских детей они настаивали на разумном использовании в школе возможностей как русского, так и родных языков.

Своей разносторонней деятельностью просветители способствовали развитию в регионе народных школ, женского и педагогического образования, чему препятствовали сторонники церковного образования.

Просветительско-педагогическая мысль горских народов вбирала в себя демократические элементы из передовой русской культуры и опиралась на прогрессивные традиции своих народов, не допуская тем самым национальной обезличенности. Борьбу за народное просвещение народные просветители считали важной составной частью общих социально-культурных преобразований, которые когда-либо могли произойти в обществе. Они хорошо понимали, что такие меры идеологического воздействия, как увеличение численности церковноприходских школ, христианизация, которыми пользовалось царское правительство на Кавказе, преследуя большей частью свои интересы, надолго затормозят и социально-экономическое, и духовное развитие народов Северного Кавказа. Поэтому, выступая за развитие школьного образования горцев, они требовали для них школ, отвечающих их национальным особенностям.

В 70-х годах XIX века в своих выступлениях один из наиболее известных горских просветителей А.А.Гассиев изобличал тех прислужников царизма, которые предвзято подходили к инородцам Кавказа, принижая их умственно-познавательные способности [14]. А.Гассиев выступал против сословных пережитков в системе школьного образования и настаивал на введении повсеместно бессословной системы образования.

Просветитель-педагог хотел, чтобы в школах улучшали постановку обучения и готовили детей горцев к продолжению образования. Но осуществление этой задачи требовало, разумеется, устранения сословных, национальных и других перегородок в тогдашней системе образования. Сама же постановка этих вопросов А.Гассиевым говорит о том, насколько неотложной была проблема создания для горцев национальной народной школы, чему так упорно препятствовало на Кавказе правительство. А.Гассиев, И.Кануков, Г.Цаголов, Х.Уруймагов, Г.Дзасохов, К.Атажукин и другие видные горские педагоги-просветители решительно выступали против схоластики и догматизма в обучении, стремясь сделать его активно познавательным процессом развития детей [191].

Что касается рационально-разумной организации обучения школ на Северном Кавказе, просветители считали, что существующие школы не отвечали их духовным запросам. А.А.Гассиев особенно возмущался тем, что устроители школ для инородцев на Кавказе игнорировали роль материнского языка детей в обучении, в силу чего здесь не было истинно народных и национальных, а были школы русские для инородцев на русском языке, и от этого во многом страдало развитие детей [16. 241-279].

Вслед за А.А.Гассиевым школьную политику правительства на Кавказе, за убогое, а временами неудовлетворительное состояние школ в этом регионе критиковали другие педагоги. Так, писатель-педагог Г.М.Цаголов, критикуя эту политику, вскрывает пороки современной ему системы образования, требуя для народа общедоступной демократической школы.

В своих статьях и очерках писатель говорит о стремлении северокавказских народов к знанию и отсутствии для удовлетворения этой насущной потребности нормальных условий. Писатель указывает, что из-за острой нехватки школ две трети горских детей остаются неграмотными. Это вынуждает население искать другие формы восполнения знаний: открывать на свои средства школы, приглашать домашних учителей, развивать частную инициативу в школьных делах.

Между тем, отмечает Г.М.Цаголов, что эти полезные начинания населения не только не встречали поддержки у правительства, но часто подавлялись им [163]. В частных школах была относительно лучшая постановка обучения, проводилось большое разнообразие внеклассных мероприятий (литературные вечера, чтения), которые, по словам писателя, «усердно посещались взрослыми».

Домашние педагоги использовали в своей работе гуманные методы воспитания, имели лучший контакт с родительской общественностью. Над их деятельностью осуществлялся строгий контроль со стороны населения.

Сказанное свидетельствует о том, что многие частные школы, именуемые писателем «вольными», по роду своей деятельности не только не отвечали просветительскому курсу правительства на Кавказе, но и противоречили ему, поэтому они преследовались.

Обсуждение в периодической печати Северного Кавказа вопросов воспитания, образования и просвещения горцев

Периодическая печать Северного Кавказа в рассматриваемый период была представлена такими радикально-прогрессивными изданиями, как «Терские», «Кубанские» и «Ставропольские губернские ведомости», «Казбек», «Северный Кавказ», «Терек», «Прикубанские степи» и др. Некоторые из них иногда закрывались [8. 52-168].

В общей сложности в дореволюционные годы на Северном Кавказе выходило более 140 периодических изданий [157. 5-49], сыгравшие важную просветительскую роль среди населения. Печать сплачивала массы русской демократии и определяла путь создания общедоступной народной школы.

Многие публикации демократических изданий посвящались вопросам воспитания, образования и просвещения трудящихся, анализу тяжелого положения начальной школы и учителя. Примечательны в этом отношении многие статьи Г.М.Цаголова и А.А.Гассиева и других о школах северокавказских народов, печатавшихся в газетах «Терек», «Казбек» и других изданиях.

Значительный интерес вызывают публикации народных учителей Г.И.Дзасохова («К осетинскому народу», «Дневник педагога», «О просвещении инородцев», «Школа и жизнь», «О художественном таланте А.П.Чехова» и др.), Х.А.Уруймагова («Женские школы в Осетии», «Начальная школа в Осетии» и др.) и писателя К.Л.Хетагурова («Владикавказские письма», «Неурядицы на Северном Кавказе» и др.).

Влиятельным и популярным изданием на Северном Кавказе был «Терек» -газета радикально-демократического направления, издававшаяся во Владикавказе В.А.Левандовским и С.А.Казаровым с 22 февраля 1906 года по март 1918 года вместо запрещенной властями газеты «Казбек» [157. 18-50]. Она писала об острых социально-политических и духовных проблемах Кавказа. За антиправительственные выступления сотрудников «Терека» С.М.Кирова, А.Солодова и Г.М.Цаголова выход его номеров иногда приостанавливался.

Кроме кировских статей в ней напечатаны статьи Г.И.Дзасохова: «Педагоги и экзамены» (1909, сентябрь), «О просвещении мусульманского населения» (1911, 15 февраля), А.А.Гассиева, М.К.Гарданова и др.

Обращают на себя внимание своим обличительным характером статьи: «Методы воспитания в школах духовного ведомства», «О горцах в Государственной Думе» (Терек. 1906. 22 июня) А. Баева и др. [4]

В № 92 газеты «Терек» от 17 июня 1906 года напечатано выступление Т.Эльдерханова, депутата Государственной Думы, о тяжелом экономическом положении чеченцев и ингушей, отсутствии у них школ и о правительственных репрессиях на Северном Кавказе [120].

Вопросы школьной жизни широко освещались на страницах других северокавказских изданий. Так, в статье Л.Викторова («Голос Кавказа», 1906, 22 июня) речь шла об истории создания и тяжелом материальном положении Владикавказского грузинского училища, фактически оказавшегося под угрозой закрытия, в связи с чем автор ставил вопрос перед городской администрацией о его спасении [11].

Анализу состояния духовного образования в Чечне, Ингушетии и северокавказских туркмен посвящены статьи С.Фарфаровского [147], В.Джабаги [20], И.Саракаева [112], в которых рассматриваются проблемы издания книг на горских языках и распространения грамотности среди них. При этом В.Джабаги и другие приверженцы ислама предлагали решать эти проблемы на основе арабской письменности. Передовая же народная интеллигенция в лице Г.Дзасохова, А.Гассиева, Х.Уруймагова, Л.Лопатинского и других отстаивали обучение горцев на родном и русском языках [112]. Однако школ светского направления среди мусульманского населения, особенно в Кубанской области, было мало. По данным Кавказского учебного округа за 1908 год численность горских детей, подлежащих обучению в правительственных школах, составляла лишь 2.6 %, что привлекло внимание местной прессы [33].

Много публикаций из газеты «Новая Русь» и журнала «Кубанская школа» посвящены неудовлетворительной постановке обучения горцев в этих школах, недооценке учебным ведомством Кавказа роли горских языков в обучении, проблеме подготовки национальных учительских кадров [44]. В них же говорится о важности расширения в крае сети ремесленных и высших начальных городских училищ [107].

Особенно острый полемический характер носили в печати выступления представителей социал-демократических организаций Северокавказского региона. Первым по времени социал-демократическим изданием, обратившимся к проблемам просвещения, была газета «Искра», орган объединенного Терско-Дагестанского комитета РСДРП. Её редактором и издателем был видный педагог-публицист Г.И.Дзасохов. «Искра» освещала ход революционных событий в России и на Кавказе, разъясняла смысл борьбы трудящихся за подлинно демократическую школу. Первый и единственный номер газеты вышел 18 декабря 1905 года во Владикавказе и тогда же был изъят полицией, а Г.И.Дзасохов арестован [158. 32-33]. Знакомство с его содержанием свидетельствует о приверженности газеты программным положениям РСДРП. В её передовице говорилось о ближайших требованиях пролетариата в буржуазно-демократической революции: о свободе слова, печати, собраний, союзов, стачек и о неприкосновенности личности. Здесь же выдвигались требования о введении восьмичасового рабочего дня, всеобщего начального образования за государственный счет.

Осуществление же всех этих задач предполагалось только силами самого пролетариата без опоры на ближайшее крестьянство, что видно из её программных установок: «Революционный пролетариат знает, что в великой борьбе, затеянной им, ему нечего рассчитывать на союзников. Он знает, что освобождение рабочих есть дело самих рабочих» [39].

Похожие диссертации на Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе : Вторая половина XVIII в. - 1917 г.