Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Малютин Игорь Павлович

Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан
<
Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малютин Игорь Павлович. Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2000 219 c. РГБ ОД, 61:00-13/1246-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Исторические пути становления и развития национальной школы 17

1.1. Национальная школа в педагогических взглядах дореволюционных и современных ученых 17

1.2. Ретроспективный анализ состояния национальной школы на разных этапах ее развития 38

1.2. Использование этнопедагогических идей в национальной школе 75

Выводы по первой главе 96

Глава II. Развитие национальной школы на современном этапе 98

2.1. Возрождение и развитие национальной школы 98

2.2. Модернизация национальной школы как фактор развития человека, этноса и общества 131

2.3. Закономерные и приїщипиальньіе положения развития национальной школы

Выводы по второй главе 159

Заключение 161

Литература 169

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с переменами, происходящими в социально-политической жизни нашего общества, начиная с 90-х годов, педагогическая наука и образовательная практика поднялись на новый качественный уровень своего развития. В стране создаются образовательные учреждения нового типа - гимназии, лицеи, негосударственные школы, колледжи. Разрабатываются новые образовательные программы, технологии и концепции, пересматриваются методологические приемы исследований, закладываются основы новой философии образования. В свете обновления системы образования ключевой задачей педагогической практики стало оперативное реагирование на глубокие качественные изменения, происходящие в политической, социально-гуманитарной и экономической сферах, а также духовной культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Гражданское самосознание народов формируется на основе общности культур, целей и интересов жителей каждого субъекта Федерации в составе единого российского государства. При этом одним из факторов сохранения и развития духовной культуры каждого народа должна стать общеобразовательная национальная школа, способствующая претворению в жизнь важной стратегической задачи - воспитанию человека и гражданина.

Социальная зрелость и национальное самочувствие общества во многом определяются уровнем развития национальных образовательных систем, воспитанием в духе самобытных культур, духовными и материальными достижениями, хорошим знанием родного, русского и иностранного языков, широким кругозором и информационной культурой.

Развитие регионально-национальных образовательных систем является важнейшей частью государственной образовательной политики, определяющей задачи модернизации системы образования и механизмы поддержки националь- ных образовательных учреждений, обеспечивающих этнокультурную самоидентификацию учащихся путем введения обучения на родном языке и изучения традиционной самобытной культуры. Поиск национально-культурных ориентиров, создание государственно-общественных механизмов развития народов обусловили возрождение национальной школы как важнейшего института укрепления национального согласия в обществе.

Для подъема национальной школы на более качественный уровень развития необходима ее модернизация в соответствии с новой федерально-региональной образовательной парадигмой. При определении ориентиров ее развития целесообразно обратиться к историко-педагогическому опыту, самобытным национальным традициям, имеющим этнопедагогическое значение. Вместе с тем поступательное и устойчивое развитие национальной школы неразрывно связано с общественной практикой народов и их этническими взаимодействиями. В свете этого национальная школа выступает важнейшим инструментом сохранения духовного, национального и педагогического опыта, обеспечения национального согласия и всестороннего развития народов России и Башкортостана.

Рассматривая сущность процесса модернизации национальной школы на примере Республики Башкортостан, следует отметить, что сложившаяся система образования выступает в качестве важнейшего фактора интеграции Башкортостана в российское и мировое интеллектуально-духовное пространство. Роль национальной школы в этих условиях состоит не только в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения, знающего свой родной язык, самобытные национальные традиции и обычаи, но и обладающего новой гражданско-правовой культурой, способного развиваться в открытом поликультурном и индустриально-информационном мире и реализующего себя в семейной, трудовой и общественной жизни. Для того, чтобы соответствовать требованиям времени, она должна стать инновационным учебным заведением, учитывающим достижения общества и актуальные потребности этноса.

Сохраняя этнокультурную направленность образования, отсеивая чуждые ей элементы технократической массовой псевдокультуры, национальная школа признает равноценность всех этнических культур и их великое общечеловеческое значение в образовательном процессе. Так, например, известный педагог Ю.В. Громыко результат этнонационального образования видит в том, что "... личность должна превращаться в живого участника поликультурного диалога с представителями других наций и народов, населяющих Россию" [48; 272].

Вовлечение народов Башкортостана в урбанизационные, индустриальные, технологические и другие глобально-региональные процессы предъявляет к системе национального образования особые требования, связанные с повышением качества образования. В проекте Концепции государственной Программы "Народы Башкортостана" определено, что "... в XXI столетии главнейшим условием прогресса, развития экономики, роста уровня жизни человека, гармонизации социальных отношений станет всеобщее повышение качества образования на основе накопления потенциальных знаний, широкого использования компьютерной техники и современных информационных систем" [91; 34].

Важное значение для развития национальных образовательных систем имеет совместный проект ЮНЕСКО и Министерства образования Российской Федерации "Развитие национальной школы", включающий в себя ряд программ: "Национальная школа в условиях модернизации общества: задачи и возможности", "Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира", "Русская школа" и другие. На основании перечисленных документов в Республике Башкортостан разработаны научно-методические рекомендации развития национальной школы.

Необходимость расширения национально-образовательного, полиязыкового пространства и углубления проблематики исследовательских работ по разви- тию национальной школы отражена в законах республики: "Об образовании", "О языках народов Республики Башкортостан"; нормативно правовых актах - Программе развития образования Республики Башкортостан на 1999-2003 гг., Концепции развития национальной школы в Республики Башкортостан, Концепции формирования гражданина нового Башкортостана.

В целом богатый историко-педагогический и национально-культурный опыт, многовековые самобытные этнические традиции являются неисчерпаемой сокровищницей для современной научной педагогики, развития педагогической теории. Вся история педагогики, опыт, накопленный национальной системой образования, являются не только уникальным достоянием прошлого, но и мощным потенциалом развития современной национальной школы в русле модернизации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения процессов становления и развития национальной школы, историко-педагогических предпосылок ее формирования, а также научно-педагогического обоснования потребности модернизации современной национальной школы в соответствии с внутренними закономерностями развития этноса и социальным заказом общества.

Степень разработанности проблемы традиционно определяется количеством и качеством опубликованных работ и защищенных диссертаций по этой проблеме. В России и Башкортостане истории образования и педагогики всегда уделялось достаточно серьезное внимание. Однако полностью разработанной эту область считать нельзя.

Необходимо отметить, что исследование проблем истории национального образования и процесса формирования педагогической мысли выходит на новый виток развития. Однако до сегодняшнего дня не стали объектом специальных исследований проблемы философии, эволюции национального образования и его модернизации. Вместе с тем имеются работы, в которых в той или иной мере освещаются отдельные вопросы истории народного образования и совершенствования национальной школы.

Аксиологический подход к осмыслению педагогической мысли прошлого мы находим в трудах известных ученых - В.П. Борисенкова [30], В.И. Додонова [54], С.Ф. Егорова [55], О.Е. Кошелевой [96], Н.Д. Никандрова [136], В.Г. Пря-никовой [159], З.И. Равкина [160], Л.А. Степашко [176] и других. Рассматривая историю педагогики в социально-педагогическом аспекте, они ориентируются прежде всего на личность педагога и учащихся, их духовно-нравственный мир. В основе их методологического подхода лежит хорошо прослеживаемая связь прошлого с настоящим. Они считают, что нравственные приоритеты, выдвинутые педагогической прошлого, могут быть применимы в совершенно иных общественно-исторических условиях и не только вступить во взаимодействие с ценностями нового времени, но и оказать на них весьма значительное влияние. Это позволяет отказаться от мысли о консервативности педагогических идей прошлого, указывает на чрезвычайную подвижность самого историко-педагогического процесса, позволяет увидеть перспективность в разумной преемственности педагогических идей прошлого и настоящего.

М.Н. Кузьмин [101], рассматривая проблему полиэтничности российского общества и определяя задачи системы образования как инструмента модернизации России, считает, что основным объектом внимания педагогов-исследователей должна выступить прежде всего национальная школа. Он считает, что иноэтничный контингент учащихся этой школы, по своему характеру двуязычной, бикультурной и биментальной представляет собой в миниатюре национальное многообразие нашего общества и дает богатый материал для серьезного научного исследования.

Исследования В.К. Шаповалова [209] показали, что при всем многообразии подходов к проблеме формирования национальной системы образования в многонациональном Российском государстве, история и характер поликультурности которого не имеют аналогов в мире, есть общее и типичное для национальной школы именно в России. Это общее положение сформулировано им как принцип этнокультурной направленности образования.

Наметившаяся в России устойчивая тенденция возрождения русской национальной школы востребовала серьезного философско-педагогического обоснования и научно-методического обеспечения. В настоящее время само содержание понятия «русская школа», ее образовательно-воспитательная направленность, роль и место в системе общего образования относятся к числу дискуссионных вопросов.

Т.А. Еремина [60], А.А. Сусоколов [164], Б.А. Филиппов [199] в своих исследованиях исходят из того русская школа должна являть собой не «этнографический музей», воспроизводящий некоторую абстрактную модель традиционной русской культуры, а учебное заведение исторически нового типа. Они считают, что «этнизация» русской школы есть не только реакция на развитие национальных систем образования других этносов, но и проявление внутренних закономерностей развития самого русского этноса, нового этапа в его истории, как и в истории всей российской цивилизации, переживающей в настоящее время переход от экстенсивной к интенсивной модели развития.

В целом изучение трудов ученых, занимающихся разработкой теории национального образования, показало, что до сих пор не определены единые подходы к определению понятия «русская школа», а это приводит к разным толкованиям сущности означенного термина и вытекающих из нее целей и задач. «Русская школа - не этнографический музей» (Т.А. Еремина, А.А. Сусоколов, Б.А. Филлипов,); ключевые идеи русской школы - соборность, народность, православие (Е.П. Белозерцев [26], И.Ф. Гончаров [45], В.В. Зеньковский [72], Вс. Троицкий [187]); русская школа - это прежде всего просто хорошее образование (СИ. Гессен [43]). Подобные разночтения, вариативность взглядов на русскую школу говорят о сложности данной педагогической проблемы, которую нужно решать с учетом всех мнений и позиций.

Начиная со второй половины XIX века усиливается интерес исследователей к истории, самобытной культуре, сфере образования народов Башкортостана. Среди них следует отметить работы М.В. Лоссиевского [105], Д.П. Никольского [138], В.М. Черемшанского [205]. В трудах этих ученых, большей частью антропологического характера, собран и проанализирован уникальный материал о мусульманских и русскоязычных учебных заведениях края.

Господство коммунистической идеологии над всей сферой общественных наук, включая и педагогику, направило по заданному руслу и труды ученых, исследовавших развитие народного образования Башкирии. Прежде всего это работы Ш.С. Абзанова [3], СР. Алибаева [5], Ф.Х. Мустафиной [127], А.К. Раши-това [163]. Опубликованные в 40-60-е годы, они раскрывают, в основном, развитие системы образования республики за годы Советской власти. В них можно найти основные характеристики системы образования - рост сети школ, расходы на их содержание, подготовку педагогических кадров и т.д. Особенностью этих работ было отрицательное отношение к богатому педагогическому опыту прошлых веков и абсолютизация достижений советской школы.

В послевоенные годы возрастает интерес к истории народного образования дореволюционного и начального советского периодов. Исследования в указанном направлении в этот чрезвычайно протяженный временной отрезок принадлежат А.А. Еникееву [58], Т.М. Мамлеевой [112], Н.А. Селезневу [168], Р.Д. Чижову [207]. И все же, несмотря на схематизм в изложении, фактологический подход без учета этнонациональной специфики республики, стремление рассмотреть дореволюционную образовательную систему через призму идеологических установок, работы этих ученых заняли достойное место в педагогической историографии Башкортостана.

Х.Х. Лукманова [108] исследовала проблему всеобщего начального обучения в Башкирии в 1917-1936 годы. Ею были изучены вопросы кадрового состояния национальных школ, определены пути его совершенствования, изучена материальная и методическая база, включая и обеспечение школ учебниками и пособиями на родных языках. Показаны положительные стороны и определены недостатки образования, главным образом национального, в первые два десятилетия строительства социалистического общества. Ею были проанализированы изменения в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ и педагогических техникумов БАССР, а также раскрыта деятельность партийно-государственных органов по управлению сферой народного образования.

Существенным дополнением к исследованию этой темы стали работы Л.Ш. Сулеймановой, посвященные развитию национальных учебных заведений в Башкирии 1917- 1941 гг. [178].

Наиболее полно педагогические взгляды национальных просветителей освещаются в работах Ф.Н. Баишева [22], А.Х. Вильданова [35], Г.С. Кунафина [103], Г.Н. Фатихова [196]. На большом фактическом материале учеными исследованы общественно-национальные, нравственно-этические и педагогические взгляды башкирских просветителей - М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретди-нова и других. Это позволяет им утверждать, что в среде башкир еще в прошлые века сформировались личности, осознававшие всю важность национального просвещения своего народа и через поэзию, литературу, науку доносившие до него необходимость получения образования.

Вопросы развития системы педагогического образования и этапы ее становления в дореволюционный период стали предметом исследований и публикаций Т.М. Аминова [10]. В них рассмотрен процесс формирования сети средних педагогических учебных заведений, готовивших учителей и учительниц для прогимназий, начальных и повышенных начальных школ. Показана его роль не только в развитии народного образования в целом, но и развитии культуры всех народов, проживающих в Башкортостане.

Этносоциальная природа джадидизма, его философские основы и роль в обновлении мусульманской образовательной системы были исследованы в трудах Я.Г. Абдуллина [1], Д.Ж. Валеева [31], P.M. Шариповой [211], З.Х. Шафико-вой [212], Б.Х. Юлдашбаева [215]. Ими было доказано, что джадидизм, возникший на рубеже XIX - XX вв., невозможно рассматривать в отрыве от национальной культуры башкир и татар и тем более в изоляции от образовательной сферы этих народов.

Весомый вклад в эту область внес историк М.Н. Фархшатов [194]. В 1994 году им была опубликована монография, посвященная проблеме развития народного образования в пореформенный период - 60-90-е годы XIX века. Работа ученого отличается от предыдущих исследований более полным представлением сведений о мусульманских конфессиональных школах - мектебах и медресе, русскоязычном и профессиональном образовании. Кроме того, в ней дан исторический комментарий образовательных процессов.

Актуальные вопросы национального образования рассматриваются в работах П.П. Козловой [86], исследующей проблему природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры. Изучая процесс развития общеобразовательных, прежде всего национальных школ республики в 20-30-е годы XX века, ученый приходит к выводу о том, что в сложившейся в те годы образовательной системе не был реализован принцип природосообразности в развитии личности ребенка.

Общеметодические подходы развития национальной школы выработаны К.К. Тагировым [180], который видит в совершенствовании национальном образовании важнейшее условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Им разработана классификация национальных систем образования, включающая в себя федерально-национальную, государственно-национальную, собственно-национальную и диаспоро-национальную модели.

Новой вехой в изучении историко-педагогических и современных образовательных процессов в Башкортостане явились этнопедагогические исследования. Проблемы этнопедагогики, школьного краеведения, теории и практики национального образования поднимаются в работах К.Ш. Ахиярова [15], В.И. Баймурзиной [23], Р.Т. Гарданова [40], Ф.С. Исхаковой [76], Л.М. Кашаповой [82], З.Ф. Мубиновой [124], P.P. Мунирова [126], С.А. Мухамедьянова [128], В.Т. Урусова [190] и других ученых.

Историографический анализ показывает, что изучение процесса становления и развития национальной школы в Башкортостане ведется по двум направлениям: историческому и историко-педагогическому. Если историки оценивают событийную сторону образовательного процесса, интерпретируя его в общеисторическом контексте, то педагоги, изучая исторические факты, анализируют систему образования на разных этапах и прослеживают ход педагогической мысли. Однако практически все имеющиеся исследования ограничены жесткими хронологическими рамками, что не позволяет во всей полноте проследить эволюцию педагогической мысли и изучить все изменения, происходившие в образовательной сфере в единстве.

Цель исследования - на основе изучения достижений отечественной и зарубежной педагогической науки, исследовательских работ в области философии и истории образования, этнопедагогики, теории национального образования раскрыть историко-педагогическии опыт, современное состояние и определить дальнейшие перспективы развития национальной школы в Республике Башкортостан.

Объект исследования - национальная школа в ее историческом развитии и современном состоянии в Республике Башкортостан.

Предмет исследования - социопедагогический процесс становления и развития национальной школы в Республике Башкортостан.

В соответствии с указанными целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть ключевые идеи и обобщить педагогический опыт национальной школы на разных этапах ее развития; определить общие тенденции и выделить особенности становления и развития национальной школы в регионе; осветить национальную образовательную политику в Российской Федерации на примере Республики Башкортостан; теоретически обосновать необходимость модернизации национальной школы в русле обновления всей образовательной системы республики и страны в целом; выявить и сформулировать закономерные и принципиальные положения развития национальной школы.

Методологической основой данного исследования явились философское учение о диалектике, достижения философско-социологической, психолого-педагогической мысли о развитии личности; системный подход и системный анализ, принцип единства исторического и логического в педагогическом познании; эволюционная теория применительно к развитию образования во взаимосвязи и взаимообусловленности с этнической историей и культурой данного региона. Методологической основой выступает также положение о необходимости процесса модернизации как основы качественного обновления национальной школы в соответствии с внутренними закономерностями развития этноса и актуальными требованиями общества.

В качестве основных методов исследования использовались: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической и историко-педагогической литературы), ретроспективный (изучение архивных материалов), мониторинг развития и картирование системы национального образования Рее- публики Башкортостан, общенаучные методы (синтез, обобщение), теоретическое моделирование и прогнозирование, а также факторный метод и методы математической статистики.

Источниковую базу исследования составили архивные фонды Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ); редкие фонды Научной библиотеки Уфимского научного центра РАН (НБ УНЦ РАН), Национальной библиотеки им. 3. Валиди, современная периодическая печать, обширная монографическая и учебная литература.

Важное значение для исследования темы имели годовые отчеты Министерства народного образования Республики Башкортостан. Они содержат важные сведения о деятельности органов управления образованием по реализации Законов РБ "Об образовании", "О языках народов Башкортостана" и других нормативно-правовых актов в области национального образования; определены приоритетные направления национально-образовательной политики; раскрыто состояние изучения родного и русского языков, преподавания предметов федерального и регионального компонентов; отражены изменения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ. Все материалы ежегодных отчетов подтверждаются статистическими данными.

Использованные в диссертации источники можно разделить на несколько групп: законодательные и нормативно-правовые акты в области образовательной и национально-культурной политики; научно-педагогическая и научно-методическая литература; локальные акты национальных школ, гимназий, лицеев; статистические источники; мемуары деятелей просвещения.

Научная значимость и теоретическая новизна исследования заключается в том, что: - проблема возрождения национальной школы рассмотрена всесторонне и в тесной связи с историко-педагогическим опытом, этнопедагогикой, национально-культурной и демографической ситуацией в республике; теоретически обоснована жизненность и непреходящее значение педагогического опыта, исторически сложившегося в народной среде и системе национального образования; произведен мониторинг развития национальных школ в Республике Башкортостан на основе ежегодных статистических данных; на основе анализа общероссийских и мировых тенденций обновления образования, современного уровня развития этноса обоснована объективная необходимость модернизации национальной школы; выявлены и сформулированы закономерные и принципиальные положения развития национальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: полученные результаты расширяют современные представления об исто-рико-педагогическом опыте Башкортостана и дают возможность использовать уникальное педагогическое наследие при построении новой модели национального образования в Республике Башкортостан. материалы исследования используются при чтении лекций на курсах повышения квалификации работников образования в Башкирском институте развития образования, Башкирском государственном педагогическом университете, проведении историко-педагогических семинаров и конференций, внедряются в практику работы образовательных учреждений. разработаны подходы к обновлению национальной школы и даны практические рекомендации по ее развитию в условиях национальных республик Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения: - характерные особенности историко-педагогического и современного опыта организации национального образования, позволившего сделать нацио нальную школу важнейшей принадлежностью каждого этноса, проживающего в Республике Башкортостан; -этнокультурная направленность национальной школы служит основой духовно-нравственного развития личности учащихся; модернизация национальной школы представляет собой находящийся в непрерывном развитии процесс обновления национального образования в соответствии с актуальными потребностями этноса, общества и государства; закономерные и принципиальные положения определяют особенную логику и пути развития национальной школы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в 24 публикациях, совокупным объемом 25 печатных листов - монографии, брошюры, статьи и тезисы конференций. Принято участие в 24 международных, российских и региональных научно-практических конференций, в том числе: «Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX веков" (Москва, 1997), "Образование: от опыта прошлого - к перспективам будущего" (Уфа, 1999), "Образование - будущее России", (Уфа, 1996), "Система непрерывного образования: педучилище - педвуз" (Уфа, 1997), "Система непрерывного образования: школа - педучилище - педвуз" (Уфа, 1998), "Инноватика образования в Республике Башкортостан" (Уфа, 1999, 2000) и других. Основные результаты диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры НОУШ Башкирского государственного педагогического института.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.

Национальная школа в педагогических взглядах дореволюционных и современных ученых

Изучение педагогического наследия Башкортостана, уникального по своей самобытности, требует выработки соответствующих методологических подходов, позволяющих объективно оценить образовательный опыт прошлых веков и рассмотреть его во взаимосвязи и взаимообусловленности с социальными, экономическими, политическими и культурными процессами, происходящими в стране на разных этапах ее развития.

Необходимость определения ближайших перспектив развития национальной школы требует усиленного внимания к истории и философии образования, глубокого анализа и обобщения накопленного опыта и достижений национальной педагогической мысли. Изучение истории становления и развития национальной школы России и Башкортостана, ее особенностей позволяет выявить то положительное, что при определенной модификации, поправке на современность может стать жизнеспособным в действующей образовательной практике.

Причина повышенного внимания к национально-педагогическому опыту дореволюционной школы заключается в том, что данная проблема остается до сих пор одной из наименее разработанных областей отечественной научной педагогики. В советский период она нашла отражение в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР конца XIX - начала XX века", учебниках и учебных пособиях по истории педагогики и школы под авторством Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой, С.Ф. Егорова, И.Н. Бороздина, В.З. Смирнова, Ш.И. Ганелина и других исследователей. Вышел целый ряд общероссийских учебников и монографий, однако существовавшие в то время идеологические установки ограничивали целостное педагогическое видение этой проблемы. Многие исследовательские подходы, считавшиеся длительное время незыблемыми, в наши дни подвергаются серьезному пересмотру, как односторонние, а потому не способные дать целостной объективной оценки истории образования и педагогики.

Предвзятое отношение к дореволюционному педагогическому опыту, неоправданно забытые духовно-религиозные взгляды К.Д. Ушинского, Н.И. Иль-минского, Л.Н. Толстого, В.М. Бехтерева, Н.И. Пирогова, И.И. Бецкого и многих других передовых ученых прошлого, игнорирование этнопедагогического, философско-религиозного, территориально-географического и других факторов развития образования, надолго ограничило понимание сущности, значения и задач истории педагогики как учебной дисциплины и науки. Основная роль в изучении процесса становления и развития национальной школы принадлежит истории педагогики, концентрирующей в себе обширные сведения, начиная с древнейших времен и заканчивая новейшей историей.

Национальная система образования формировалась на протяжении ряда общественно-исторических формаций. Для национального образования каждой эпохи были характерны свои цели и задачи, определявшиеся жизненно важными потребностями самого этноса. В соответствии с ними и шло поэтапное обновление образовательной системы, ее модернизация как одного из необходимых условий эволюции народов, развитию которых она служила.

Поэтому объективно рассматривать историю образования и процесс формирования национальной педагогической мысли можно лишь в общеисторическом контексте, привлекая для этого данные из области археологии, этнографии, этнологии, гражданской истории и других наук. Такое согласование по мнению В.И. Журавлева, объясняется принадлежностью истории педагогики к истории материальной и духовной культуры в общественном прогрессе [148; 24].

История педагогики и философия образования заслуживают пристального внимания по ряду причин. Во-первых, педагогический опыт прошлого способен обогатить современную школу лучшими своими достижениями - идеями, четко сформулированными понятиями, взглядами, принципами и т.п. Во-вторых, объективно развернуть ретроспективную картину образования и на современной почве создать органичную модель, в которой синтезируются достижения современной школы с исторически сложившейся педагогической классикой.

Педагогические взаимосвязи между историко-педагогическим опытом и современной практикой образования представляют собой уникальный процесс, в котором позитивное из педагогической мысли и практики прошлого становится достоянием школы нынешней, а негативное учит избегать прежних заблуждений и ошибок. Так, профессор Б. Митин считает, что "... принятием в 1992 г. "Закона об образовании" в Российской Федерации создан ряд необходимых условий для воссоздания социокультурной ситуации, характерной для конца XIX - начала XX вв. Более того, появились возможности для использования результатов всех предшествовавших реформ школы с целью ее дальнейшего развития" [119; 3].

Возвращение к дореволюционным образовательным традициям ныне выражается в создании инновационных образовательных учреждений. Благодаря разумной организации учебного процесса, введению новых дисциплин, правильной постановке воспитательной работы эти учреждения по уровню обучения имеют возможность стать на порядок выше традиционных. Кроме того, качественно новые условия, в которых существует и развивается современная образовательная система, требуют перехода от единообразной модели общеобразовательной школы - к полинациональной, от авторитарной - к гуманистически ориентированной парадигме национального образования.

Обращение к истории отечественной педагогики, ее традициям, опыту педагогов прошлых веков необходимо, прежде всего с целью воссоздания, а точнее - реконструкции с поправкой на современность, подходов к формированию нравственной личности, поскольку поиск духовного смысла воспитания и привитие учащимся традиционной системы ценностей составляет одну из главных задач современной педагогики.

Ретроспективный анализ состояния национальной школы на разных этапах ее развития

Башкирская и татарская национальные школы имеют многовековую историю, восходящую своими корнями к XII - XIII векам, когда башкирский и татарский народы под влиянием арабо-мусульманской культуры, принесенной бул-гарскими и арабскими миссионерами, приняли ислам, хотя еще долго у этих этносов бытовали пережитки древних родоплеменных языческих верований, нашедших отражение в народной педагогике.

Так, башкирскому народу, прошедшему этап этнокультурного саморазвития в кругу тюркского сообщества, предстояло утвердить свою значимость, а вместе с тем и свою государственность, а для этого ему требовалась основа философского характера, которая бы регламентировала нормы социокультурной жизни формировавшегося народа.

Язычество не подходило как идеологическая основа складывающегося государства. Что же касается ислама, то мощное этнокультурное окружение башкир в виде Волжской Булгарии диктовало свои мусульманские законы, с которыми нельзя было не считаться. Но вместе с тем последовательная исламизация сперва печенегов, потом части кипчаков-половцев, затем татар и башкир показывает, что речь идет не о личных желаниях ханов, не о происках миссионеров, но об органичном выборе. Мусульманство оказалось столь же жизненно необходимым для юго-восточной части Евразии, как византийский вариант христианства для северной и западной. Вот почему утверждение идеологического приоритета мусульманства стало настолько назревшим, что снискало исламскому вероучению так много приверженцев среди башкирского народа, что уже с самого начала XII века стали возникать коранические школы, ставшие впоследствии национальными, причем впервые за всю предшествующую историю этого народа.

Р. Фахретдинов считал, что история исламских школ на Южном Урале начинается с ХУІ века [21; 175]. По-видимому, он был прав в том, что оформление системы мусульманского образования началось именно в этот период. С этого времени и по 1919 год включительно национальная школа развивалась преимущественно как ветвь мусульманского образования.

Дети башкирской знати могли продолжить свое обучение на Востоке, получая там лучшее классическое образование мусульманского мира. Существует ряд письменных источников в виде генеалогических записей 30-х гг. XII в., упоминающих о башкирах, получавших образование в разных странах Востока.

У большинства башкирских и татарских просветителей, чьи имена дошли до нас, предки, родители, да и они сами в молодости занимались обычными ремеслами, что не помешало им в зрелом возрасте посвятить себя просветительской деятельности. Обычно самые известные в будущем муллы обучались в Средне-Азиатских или Константинопольских медресе.

Известно также и то, что природно-ландшафтная среда диктовала башкирам полукочевой, а в некоторых случаях и кочевой образ жизни. Кочевание было способом жизнедеятельности башкирского народа в пределах своих кочевий на Южном Урале, и соответственно духовная культура этого народа отличалась своеобразием и неповторимостью. Разумеется, и форма обучения была "передвижной". Эта традиция была достаточно устойчивой и сохранилась вплоть до конца ХУШ - начала XIX века.

Основной целью медресе и мектебов было религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения и подготовка учителей мусульманских школ. Учась в них, шакирды (ученики) овладевали основами мусульманской этики. Следует отметить, что почет и уважение родителей представляет собой одну из важнейших сторон исламского вероучения и этой стороне мусульманской этики уделялось особое внимание в процессе воспитания.

В традиционном медресе изучались Алифба (Азбука), Афтияк (Седьмая часть Корана), Коран (Священная книга мусульман), Илму-н-нахв (Книга, заключающая в себе склонение имени и синтаксис), Илму-с-сарф (Книга, заключающая в себе глаголы арабского языка), Илму-ль-мантыйк (Логика), Илму-ль-Калам (Богословие), Усулу-д-дин (Религоведение), Тафсир (Толкование Корана по Байдави, Кашшафи), Хадис Шариф (Правила Магомета), Илму-ль-ман (Риторика), Илму-ль-хитаба (Ораторское искусство), Илму-ль-бади (Стилистика), Ил-му-льхикма (Философия), Илму-ль-астралаб (Землемерие), Илму-ль-фикх (Мусульманское право), Таджвид (Книга о правилах чтения Корана).

Продолжительность ежедневных занятий в старометодных мусульманских школах не ограничивалась во времени. Были мектебы и медресе, в которых продолжительность дневных занятий не превышала трех часов, и встречались единичные случаи, когда продолжительность школьных занятий превышала десять часов в день. Подобная чрезмерная учебная нагрузка вряд ли могла не сказаться на здоровье шакирдов. Ежедневная норма уроков утверждалась либо лицом, учредившим мусульманскую школу, либо лицом (муллой), преподававшим в ней.

Возрождение и развитие национальной школы

Начавшиеся в стране в начале 90-х гг. демократические преобразования выявили серьезные проблемы в области национальных и межнациональных отношений. Общественность, в том числе педагогическая, с тревогой отмечала утрату молодым поколением стремления изучать родной язык, исчезновение самобытных форм национальной культуры многих народов России. С чрезвычайной остротой перед педагогической наукой и образовательной практикой была поставлена задача формирования новой системы национального образования, способствующей развитию национального самосознания, уважения к культуре и традициям других народов.

Система национального образования рассматривается как неотъемлемая органичная составляющая общей системы образования. Бе назначение в рамках этой стратегии ориентировано на повышение национально-культурного уровня учащихся, формирование в их сознании системы взглядов, принципов, норм поведения, умений и навыков, сообразных с укладом и образом жизни конкретного народа, понимания значения каждого народа в деле укрепления Российской Федерации.

Национальное образование выступает в качестве одного из важнейших индикаторов состояния наций и этнических культур. Оно отражает демографическую, образовательную, социокультурную, языковую ситуацию в национальных регионах и по Российской Федерации в целом. Национальная школа является одним из наиболее действенных средств, способствующих регулированию процесса возрождения и развития народов, укреплению межнационального согласия, формированию и воспроизводству интеллектуального и творческого потенциала каждого этноса.

Как свидетельствует опыт отечественного образования, развитие сети национальных образовательных учреждений служит эффективным механизмом обеспечения мирного и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в стране. Мобилизация ресурсов этничности в сфере образования непосредственно связана с реализацией конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на изучение родного языка, приобщение к национально-культурным ценностям и традициям. В нашей стране национальная школа выступает не только в качестве транслятора собственно этнической культуры, но и в качестве синтезирующего фактора национальной, российской и мировой культур.

Главной особенностью Российской Федерации как государства является ее сложный многонациональный характер. В состав России входят 89 субъектов, из них 21 национальная республика, 49 областей, 2 федеральных города, 6 краевых территорий, одна автономная область и 10 автономных округов. В них проживают свыше 120 народов, относящихся к нескольким этническим группам и языковым семьям. Находясь на разных уровнях культурно-исторического развития, обладая самобытной культурой, они тесно связаны многовековой общностью исторических судеб и вместе образуют единое государство.

Российская Федерация, предоставляя каждому народу право иметь собственную систему национального обучения и воспитания, является одним из самых прогрессивных в мире государств в области национального образования. Так, например, в ее субъектах, несмотря на множество социально-экономических изменений, осуществляется действенная реализация прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение их национально-культурных потребностей и запросов. В настоящее время число школ, ведущих обучение на родном (нерусском) языке, составляет 3614 с контингентом обучающихся 244,5 тыс. чел. Число школ, где родной язык изучается как предмет, достигло 9048 с числом обучающихся около 1660,9 тыс. чел. Количество изучаемых языков в настоящее время составляет 79 [173; 18] (для сравнения: в середине 80-х гг. обучение велось всего на 19 языках, причем преимущественно в начальной школе).

Республика Башкортостан по своей многонациональное и многоконфес-сиональности представляет собой один из уникальных регионов нашей страны, являясь как бы уменьшенным срезом многонациональной России.

Именно по этим причинам в республике в последние годы придается особое внимание решению проблемы усиления национально-культурного строительства, создания развитой системы национального обучения и воспитания, которая рассматривается как актуальная задача государства и общества.

За годы самостоятельного государственного социально-экономического и национально-культурного строительства Башкортостан достиг значительного прогресса в развитии национальных школ.

Если до конца 80-х годов в республике недостаточно была развита нормативно-правовая база в области национального образования, имелись существенные недостатки в подготовке педагогических кадров для национальных школ, обеспечении их учебной литературой, ощущалась слабая заинтересованность в изучении родного языка и культуры, то сегодня эти проблемы уходят в прошлое.

Так, Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан (1990 г.), Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан" (1994 г.) стали основой формирования принципиально новой национально-государственной образовательной политики, способствующей развитию родных языков, двуязычия и многоязычия в условиях общеобразовательной школы.

Модернизация национальной школы как фактор развития человека, этноса и общества

Каждый этап цивилизационного развития требует от человека выработки особых качеств: в доцивилизационный период доминировали естественные производительные силы и отношения, диктуемые полной зависимостью от природы, что выводило на передний план физическую силу и выносливость; в индустриальный век неоспоримым фактором выживания стали профессиональные знания и навыки; современная эпоха, как считает Л.А. Ширяев, предполагает культивирование таких качеств и свойств человека как творческий интеллект, коммуникабельность, ответственность, инициативность и другие, становящиеся важнейшим фактором прогресса общества [213; 12].

Дефиниция "модерн" (франц. moderne), означающее "современный" является одним из наиболее употребляемых в науке и имеет множество смысловых оттенков. В широком смысле слова модернизация есть движение от традиционного к современному. Термин "модернизация" в своем лексическом значении "делать современным, изменять соответственно требованиям современности" соотносился с технологическими процессами в производстве, его усовершенствованием, узко научными исследованиями или оригинальными направлениями в искусстве, архитектуре, литературе и оставался вне поля зрения педагогов.

В одних источниках дефиниция "модернизация" определяется как переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу, в других, определяющих его как теорию, - совокупность концепций развития, рассматривающих модернизацию как универсальное явление современной истории, сложный, целостный, глобальный процесс, протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности [182; 552].

Сегодня, когда при решении многих научных проблем используется междисциплинарный подход и глобальные научные проблемы решаются силами интердисциплинарных коллективов, термин "модернизация" стал активно использоваться в понятийном аппарате ученых, работающих в самых разнообразных сферах научной и образовательной деятельности. В частности, дефиниция "модернизация" сегодня встречается при характеристике развития этноса и адаптации национальной школы к современным общественным условиям.

Признавая модернизацию в качестве мирового исторически закономерного явления, мы можем практически применить это понятие к процессу обновления национального образования в России и ее регионах. Концепция модернизации национальной школы - это переход от традиционного национального образования, узко репродуцирующего этническую культуру и язык какого-либо народа, к современному технологически развитому национальному образовательному процессу, в котором учащиеся, обучаясь на родном языке и изучая родную культуру, были бы активно включены в новые ритмы развития Башкортостана и России.

В то же время модернизация национальной школы предполагает синтез традиционного и нового направлений в педагогической теории и образовательной практике, поиск путей и способов формирования новой устойчивой модели национальной школы с учетом тенденций мировой цивилизации, вступающей в XXI век.

Целью современной национальной школы является сохранение и развитие родного языка, передача опыта материальной и духовной культур народа от одного поколения к другому, и ее включение в социопедагогический процесс модернизации. Без решения этой стратегической задачи в современных условиях не может достойно существовать и развиваться ни одна национальная культура.

Известный отечественный ученый-этнолог Р.Г. Кузеев считает, что "...возрождение (культур - И.М.) должно быть устремлено в информационную эпоху III тысячелетия, в близкое и далекое будущее. С этой точки зрения любая этническая культура должна постоянно впитывать новые достижения науки, образования, технологии, словом, модернизироваться". Далее он отмечает, что ". поиск оптимальных пропорций традиционного и модернизационного - это самая трудная задача" [99; 104].

Необходимость развития национальной школы в русле идеи модернизации обозначена в позиции директора Российского проекта "Развитие национальной школы" под эгидой ЮНЕСКО СИ. Каспэ, считающего, что "Национальная школа должна прежде всего ориентироваться на воспитание личности с позитивной национальной самоиндентификацией и одновременно - интеграцией представителей коренных национальностей в общие процессы модернизации общества" [135; 70]. Далее он отмечает, что основные пути реализации этой цели - усиление заинтересованности в изучении родного языка и культуры, привитие молодежи основ этики, философии, нравственных ценностей самого народа и, в конечном итоге - воспитание человека в духе согласия, мира, терпимости.

Требованиям модернизации национальной школы отвечает также информационный подход, разработанный А.А. Сусоколовым [164; 120]. Он заключается в том, что основная функция этноса в современном обществе состоит в обеспечении информационной защиты и культурной адаптации членов этноса к новой и постоянно меняющейся социально-экономической и информационной ситуации. В этом значении национальная школа выступает в качестве одного из главных механизмов адаптации.

Результаты последних исследований этих ученых убеждают, что диалектика этноса непосредственно связана с развитием сферы национального образования. Ослабление роли национальной школы в жизни этноса может привести к социальной деградации и, в конечном счете, деэтнизации последнего.

Похожие диссертации на Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан