Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. Мухаметшин Азат Габдулхакович

Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.
<
Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметшин Азат Габдулхакович. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Мухаметшин Азат Габдулхакович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 403 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-13/65

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Предпосылки становления педагогической мысли булгар в VIII-X в 38

1.1. Социально-исторические предпосылки возникновения педагогической мысли булгар 38-56

1.2. Проявления педагогической мысли булгар в устном народном творчестве 56-70

1.3. Становление рунической, арабской, уйгурской письменностей в период Булгарского государства 70-81

1.4. Язычество и ислам как предпосылки становления и развития педагогической мысли в Волжской Булгарии 82-102

ГЛАВА II. Развитие педагогической мысли в эпоху расцвета булгарского государства X-XIV в 103

2.1. Профессиональные знания булгар, формы и условия их использования в обучении подрастающего поколения 103-120

2.2. Педагогические идеи в литературных произведениях булгар и их роль в воспитании детей 120-132

2.3. Воспитание и получение образования в булгарском обществе 132-157

ГЛАВА III. Идейно-политические влияния на развитие педагогической мысли в эпоху казанского ханства XV - XVI в 158

3.1. Государственный строй и его влияние на развитие педагогической мысли XV-XVI в 158-171

3.2. Идеи духовного, интеллектуального, гуманистического воспитания в литературных произведениях известного просветителя эпохи Казанского ханства Махмуда Хаджи оглы Мухамедьяра 171-183

3.3. Содержание, формы и методы обучения и воспитания детей в Казанском ханстве 183-200

3.4. Развитие педагогической мысли в период присоединения Казанского ханства в состав русского государства во второй половине XVI - XVII в 200-216

ГЛАВА IV. Педагогическая мысль и образование татарского народа в составе русского государства XVIII - XIX в 217

4.1. Социально-экономические и политические условия развития педагогической мысли татар в Казанском крае XVIII - XIX в 217-235

4.2. Татарские просветители, их критика реакционного мусульманского богословия и просветительства 235-247

4.3. Педагогика кадимизма, джадидизма и дальнейшее развитие педагогической мысли и образования в крае 247-257

4.4. Создание Казанской татарской учительской школы (1876 г.) и её роль в развитии педагогической мысли татарского народа

в пореформенные годы 257-279

ГЛАВА V. Роль и значение татарских педагогов-просветителей конца XIX и начала XX в. в совершенствовании и дальнейшем развитии педагогической мысли татарского народа 280

5.1. Концептуальные и просветительские идеи

Утыз-Имэни (1756-1836 гг.) 280-293

5.2. Деятельность Хусаина Файзханова (1828 — 1866 гг.) в реформировании национального образования в Казанском крае 293-308

5.3. Просветительская и педагогическая деятельность Галимджана Баруди (Галиев Галимджан) (1857-1921 гг.) 308-324

5.4. Роль и значение просветительских идей Закира Хади (1863-1933 гг.) в развитии педагогической мысли в крае 324-337

Заключение 338-352

Литература 353-384

Введение к работе

Актуальность исследования. В эпоху радикальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного за тысячелетия. Возросший интерес к прошлому ставит перед историей педагогики задачи более глубокого изучения и обобщения педагогического наследия каждого народа, отражающего его многовековые нравы, традиции, обычаи воспитания.

Изучение истории становления педагогической мысли и развития народного образования позволяет раскрыть основу социально-культурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет неизменной гордости. Весьма актуальным в этой связи является изучение истории развития педагогической мысли, просвещения и образования в Казанском крае VIII - начала XX в.

Педагогическая мысль булгарского периода имеет свои особенности, изучение ее способствует расширению представлений о педагогической культуре. К сожалению, немало источников и вещественного материала было уничтожено монголо-татарским нашествием (1241 г.) и в огне пожарищ сгорели многие письменные источники. Дело усугубило завоевание Казани Иваном Грозным (1552 г.), когда также во время пожаров были уничтожены бесценные сокровища древнейшей культуры. Уцелели некоторые письменные памятники периода Волжской Булгарии IX-XW в., Казанского ханства XV-XVI в., труды арабских учёных ІХ-Х в. (в частности, Ибн Фадлана, работа которого известна под названием «Путешествие на Волгу», Ибн Русте, Аль Гарнати и других учёных Среднего и Ближнего Востока и Средней Азии), которые требуют глубокого всестороннего изучения. Не меньший интерес представляют и труды отечественных учёных: Ш. Марджани, Каюма Насыйри, А. Баязитова, Дж. Валили, Г. Баруди, В. В. Бартольда, В. П. Татищева, А. П. Ковалевского, Карла Фукса и др.

В ГХ-Х в. в условиях экономического, политического, культурного роста Волжской Булгарии как монолитного государства с устойчивой территорией и социально-политическим строем складываются условия формирования единой булгарской народности. Во многом этому способствовали общая территория, обширные экономические связи внутри государства, культура, наличие общего языка т.п.

В начальный период формирования Волжской Булгарии как государства определяется ее территория, которая одновременно приобретает форму государственного владения. Государственный строй феодального типа в Волжской Булгарии зарождается на рубеже ІХ-Х в. Волжская Булгария являлась центром транзитной торговли между странами Азии (Индия, Китай, Иран) и Европы (Византия, Киевская Русь, Скандинавские страны), что наложило соответствующий отпечаток на развитие культуры. В столице государства, находились слобода русских купцов, армянская торговая колония и т.д. Развитие торговли способствовало сближению и взаимному обогащению

культур различных народов, передаче научных и экономических знаний.

В VI11-X в. возникают своеобразные педагогические и просветительские идеи, нашедшие свое отражение в древних легендах и мифах, сказаниях и былинах: «Жизнь Алыпа и строительство города Булгар», «Город Булгар», «Сражение Булгар с Константинией», «Камари и его сыновья», «Удивительные небесные явления», «Змеи», «Алпамша», «Алтынчеч» и др. В 922 г. в жизни народа произошли глубокие изменения: булгарский князь Алмуш принял одну из крупнейших религий мира - ислам.

Принятие ислама Волжской Булгарией означало новую эпоху в жизни страны. Булгары были приобщены к передовой культуре арабского Востока. Появляется единая письменность, через которую булгары знакомятся с наукой и культурой мусульманского мира.

В это время арабский халифат переживал период культурного расцвета, здесь находился центр мировой культуры. С принятием ислама в городах Бул-гарии возводятся мечети, а при них возникают учебные заведения (мектебе и медресе), строятся крупные библиотеки, изучаются произведения античных авторов, труды мусульманских учёных.

Именно в это время создаются первые учебные пособия «Бэдэвам» («Всегда»), «Насыхат эссалихин» («Наставление на добрые дела») и др. Появляются свои учёные по медицине, астрономии, истории, богословию и т.д., что свидетельствует о довольно высоком уровне постановки учебно-образовательного дела. История сохранила имена булгарских учёных-историков Якуба Ибн Ногмана, который жил в XII в. в городе Биляр, Бурхан-эд-дин Ибрагима Ибн Юсуф Булгари, жившего в городе Булгаре. Они были первыми создателями оригинальной учебной литературы.

Педагогическая мысль и просветительское движение у татар развивалось и в период разложения феодального строя, развития новых капиталистических отношений (XVII - начало XX в.), что стало возможным благодаря благотворному влиянию передовой европейской, русской культуры и педагогической мысли.

Важным этапом в эволюции педагогической мысли и просветительства является становление в Казанском крае книгопечатания, благодаря которому появился первый печатный татарский шрифт (XVIII в.). В начале XIX в. (в 1800 г.) создается Азиатская типография в Казани, а в 1801 г. в Казани выпускается первая печатная книга на татарском языке «Хэфтияк» - учебное пособие для начальных школ (мектебе). Особую роль в развитии педагогической и просветительской мысли татарского народа в Казанском крае играет Казанский университет, открытый в 1804 г.

Значимость изучения истории развития педагогической мысли, просвещения и образования в Казанском крае VIII - начала XX в. актуализируется сегодня ещё и потому, что в прошлые годы многие нравственные ценности были искажены. Всё это обусловливает необходимость тщательного научного анализа педагогического, эстетического, духовно-нравственного наследия

народа.

Отсутствие концептуальных трудов, отражающих процесс развития педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. с точки зрения современной парадигмы исторического знания актуализировало избранную проблематику, обусловленную обострением главного противоречия между необходимостью введения в современный научный оборот концептуальных и прогрессивных идей педагогической мысли Казанского края VIII - начала XX в. и их недостаточной методологической и теоретической разработанностью. Выявление этого основного противоречия предопределило ряд следующих локальных противоречий между:

научными и практическими результатами предыдущих исследований в данной области и насущной потребностью изучения, уточнения и обобщения их на уровне современной науки для формирования системных знаний о развитии педагогической мысли в крае;

необходимостью научно обоснованной оценки истории развития педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. и отсутствием специиализированных исследований данной проблемы;

потребностями современного образования в системном применении прогрессивных традиций педагогической школы Казанского края и необходимостью научно-методического обеспечения и совершенствования этого процесса.

Состояние изученности проблемы. Данное исследование направлено на изучение генезиса педагогической мысли в Казанском крае и обобщение опыта в области воспитания и образования подрастающего поколения в VIII -начале XX в., что может быть использовано в практике современной системы образования.

Первые попытки осмысления состояния и развития образования в Казанском крае были предприняты еще в конце XVIII - начале XIX в. татарскими просветителями. Важно отметить, что дореволюционным исследованиям Г. Утыз-Имяни (1756-1836), А. Курсави (1776-1812), Ш. Марджани (1818-1889), X. Файзханова (1828-1866), К. Насыйри (1825-1902) принадлежит заслуга наиболее полного освещения отдельных сторон религиозно-просветительской и педагогической деятельности в Казанском крае.

Весьма ценный материал содержит фундаментальный труд Джамалет-дина Валиди (1887-1933) «Очерки истории образованности и литературы среди татар» (1923), в котором автор обстоятельно раскрыл основные периоды развития татарской общественной мысли и становления нового течения в школьном деле, именуемого джадидизмом.

Ряд дореволюционных просветителей свои исследования посвятили истории становления и развития образования татарского народа в XIX-XX вв., среди которых Г. Баязитов (1847-1911), Мурад Рамзи (1855-1934), Ш. Куль-тяси (1856-1930), Г. Баруди (1857-1921), 3. Хади (1863-1933), Хади Атласи (187-1937). Следует учесть, что недооценка роли и значения их работ, опуб-

ликованных в дореволюционный период, привели к деформации наших представлений о развитии образования в Казанском крае в XVIII - начале XX в.

В советский период наибольший интерес к истории развития образования в Казанском крае наблюдается во второй половине XX в. Наиболее значимым является труд Я.И. Ханбикова «Из истории педагогической мысли татарского народа» (1967). Автор изучает устное народное творчество, анализирует научно-педагогическое наследие татарских учёных, просветителей, труды которых имели эволюционизирующее значение для педагогической мысли и национальной системы образования.

Существенный вклад в изучение истории национального образования и педагогической мысли внесли такие учёные, как Р.А. Галеев, Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов, Р.В. Шакиров, З.Т. Шарафутдинов и др.

Вопросы истории образования и педагогической мысли в Поволжье рассматриваются в монографиях, статьях, диссертациях многих авторов, среди которых В.М. Беркутов, М.И. Богомолова, Н.Г. Краснов, М.М. Махмутова, Т.Н. Петрова, Ф.Г. Ялалов и др.

Несмотря на то, что проблема становления и развития национального образования изучалась достаточно широко в отечественной истории педагогики, до сих пор нет целостного и объективного историко-педагогического исследования, посвященного проблеме развития педагогической мысли в Казанском крае в VIII - начале XX в.

Для выявления объективной картины развития педагогической мысли края, помимо простого изложения историко-педагогических фактов, крайне необходимо анализировать и синтезировать социально-экономические, общественно-политические и культурно-исторические условия генезиса педагогической мысли.

Анализ состояния изученности и выявленные противоречия обозначили существенные пробелы в изучении истории развития педагогической мысли Казанского края, подтвердили необходимость решения актуальной научной проблемы: каковы предпосылки становления и тенденции развития педагогической мысли; содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения в Казанском крае VIII - начала XX в.?

В соответствии с проблемой была сформулирована тема исследования: «Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.».

Цель исследования: раскрыть целостный процесс становления и развития педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в., объективно обобщить накопленный богатый прогрессивный опыт воспитания и обучения, воззрения видных мыслителей на проблемы народного образования.

Объектом исследования является система образования и педагогическая мысль Казанского края.

Предмет исследования - предпосылки, условия, тенденции, особенности, принципы развития и содержание педагогической мысли Казанского

края VIII - начала XX в.

Научная гипотеза состоит из положенных в основу исследования следующих предположений, сформулированных после изучения значительного объема источников (археологических, археографических, этнографических, архивных материалов) и литературы:

становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. представляет собой многоаспектный, объёмный и противоречивый процесс, проходивший в сложных экономических, политических, социальных и поликультурных условиях;

специфика и своеобразие генезиса педагогической мысли в VIII -начала XX в. обусловлены особенностями исторического пути развития образовательного и воспитательного дела народа в рассматриваемый период;

педагогическая мысль в Казанском крае в своем развитии проходила последовательные периоды: эпоха Булгарского государства (VIII - XIII вв.); Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI в.); в составе русского государства (вторая половина XVI - начало XX в.);

становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае проходило в условиях тесной взаимосвязи с просветительской мыслью народов России, Азии, Ближнего Востока и Европы;

объективное исследование тенденций и закономерностей развития прогрессивных педагогических идей просветителей Казанского края рассматриваемого периода позволяет получить новые знания, которые могут быть эффективно использованы в педагогической теории, учебно-воспитательном процессе на всех этапах системы образования.

Выявленные противоречия, состояние изученности проблемы, цель, объект и предмет позволили сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Выявить историко-теоретические предпосылки становления педагогической мысли Казанского края VIII - начала XX в.

  2. Раскрыть тенденции развития педагогических идей и просветительских течений края на различных этапах развития.

  3. Определить концептуальные основы содержания, образования и принципы организации учебно-воспитательной работы в Казанском крае VIII - начала XX в.

  4. Раскрыть теоретико-практическую значимость принципов педагогики кадимизма, джадидизма и образования Казанской татарской учительской школы в развитии педагогической мысли в крае.

  5. Выявить систему развития педагогической мысли просветителей в Казанском крае.

Методологическая основа исследования. Общая методология исследования сформировалась на базе системного, исторического подходов; гуманистических идей и принципов о единстве и взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей; принципа взаимосвязи логического, историче-

ского и культурологического в педагогическом познании. Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, социально-педагогические и историко-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектный процесс общественно-исторического, социокультурного развития; общенаучные принципы комплексного подхода, обеспечивающий целостное представление о динамике развития отечественного образования.

Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались соответствующие, взаимодополняющие методы исследования:

теоретический анализ и синтез научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источников;

историко-логический анализ и синтез архивных материалов и рукописей VIII - начала XX в., произведений устного народного творчества Казанского края;

сравнительно-исторический метод в анализе традиционного опыта воспитания, обучения и развития педагогической мысли края в русле аналогичных тенденций, происходивших в истории других народов в этого периода;

включение описания реального опыта в области воспитания и обучения, полученного в экспедиционно-полевых условиях, теоретическая и методическая интерпретация и обобщение материалов исследования;

синкретическое представление изученного ретроспективного материала и педагогических памятников VIII - начала XX в.; историческая реконструкция методов, приемов прошлого на основе аналогий и косвенных доказательств.

Источниковедческая база исследования:

Материалы, добытые археологическими экспедициями (в Казанском государственном университете, в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана), экспедиционно-полевые материалы лаборатории этнопедагогических исследований народов Поволжья и При-уралья Набережночелнинского государственного педагогического института.

Комплекс научно-исследовательских работ в области:

философии и теории образования (Аль Фараби, Ибн-Сины, Аль Джувай-ни, Н.А. Бердяев, СИ. Гессен, B.C. Гершунский, Б.Т. Лихачев, В.В. Розанов и др.);

методологии и истории развития образования и педагогической мысли (Н.А. Константинов, Г.Б. Корнетов, Е.Н. Медынский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, М.Ф. Шабаева).

В исследовании использованы:

законодательные и нормативные акты сферы образования рассматриваемого периода;

документальные фонды Национального архива Республики Татарстан и архивы Казанского государственного университета, Татарского государст-

венного гуманитарно-педагогического университета, Центрального государственного исторического архива РФ;

исторические записки путешественников (Ибн Фадлан, Аль Гарнати, Аль Андалуси и др.), правила, инструкции, отчёты о деятельности мектебе, медресе (Н.И. Ильминский, А. Анастасьев и др.) в VH1 - XX в.;

периодическая печать исследуемого периода и современные публикации в средствах массовой коммуникации.

Концептуальные идеи диссертационного исследования.

Диссертационная работа посвящена историко-теоретическому осмыслению и обобщению основ и содержания педагогического наследия Казанского края VIII - начала XX в., которое представлено как самодостаточный феномен истории педагогики.

Конкретные идейно-политические, экономические, культурные условия предопределили особенности развития педагогической мысли Казанского края в каждом периоде её развития.

Объективное раскрытие первоисточников и предпосылок возникновения, сущности, основных тенденций и закономерностей становления педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.; синтетическое представление пробелов, деформаций, противоречий в её развитии, а также путей их преодоления позволяют определить социально-педагогические условия, принципы и перспективы, средства и футурологические функции дальнейшего развития педагогической мысли как части целостного педагогического процесса.

Ведущая идея концепции исследования состоит в том, что прогрессивное развитие образования опирается на результаты исторического опыта педагогики и просвещения, которые определяют последующее поступательное движение науки, теории и практики образовательного процесса.

Основные концептуальные идеи исследования определили его структуру и содержание, где последовательно изложен анализ генезиса педагогической мысли Казанского края VIII - начала XX в.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1998-2001 гг.) - поисковый: выбор проблемы научной работы, определение основных направлений научного поиска, ознакомление с архивными, археологическими, археографическими и историческими источниками, фольклорным материалом, философской, историко-педагогической литературой и периодическими изданиями исследуемого периода, разработка категориального аппарата, изучение педагогической документации.

С этой целью использовались следующие методы: сбор материала по истории развития педагогической мысли Казанского края, теоретический анализ архивных материалов и исторической литературы по проблеме.

Второй этап (2002-2004 гг.) - аналитический: разработка методологического аспекта исследования, постановка цели и задач, отбор и систематизация материала по данной проблеме, сведение и группировка результатов.

Основные методы данного этапа: анализ и теоретическое обобщение полученных материалов.

Третий этап (2005-2007 гг.) историко-педагогический: исследование историко-педагогического наследия и традиций в области образования и воспитания подрастающего поколения Казанского края и тенденций развития педагогической мысли в VIII - начале XX в. Методы: сравнительно-исторический и историко-системный анализ, контент-анализ.

Четвертый этап (2008-2009 гг.) - теоретико-методологический: выдвижение научной гипотезы исследования, теоретическое осмысление, систематизация и анализ результатов работы, апробация их в публикациях, оформление результатов исследования в виде диссертации. Основные методы: комплексный, ретроспективно-проективный, структурирование исторических данных, анализ и синтез теоретических положений, формулирование обобщающих выводов, прогнозирование футурологических функций.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены предпосылки, обусловившие развитие педагогической
мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.:

экономические - установление торговых, экономических связей Булгарского государства с Ближним Востоком, Азией и Русью; усложнение административно-управленческой структуры государства в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства; увеличение потребностей в развитии образовательных структур;

политические - готовность государств (Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское ханство) создать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе, школ ученичества;

социальные — наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-просветители, имамы, муллы, остабике, ремесленники) и ученического контингента (дети, подростки, взрослое население);

институциональные - диверсификация системы образования (домашнее обучение, мектебе, медресе, ремесленные школы, обучение за границей).

2. Выявлены условия и основные тенденции развития образования в
Казанском крае VIII - начале XX в.:

Основными тенденциями I периода развития педагогической мысли в Казанском крае VIII - XIII в. (эпоха Булгарского государства) являются преобладание народной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения, становление и развитие организованных форм обучения (мектебе и медресе). Названные тенденции складываются из следующих составляющих: осуществление воспитания детей, главным образом, в семье и обществе на основе фольклорного материала, народных игр, инициации; появление письменности (руническая, арабская, уйгурская); проникновение научной, учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление учительско-преподавательских кадров.

Основной тенденцией II периода развития педагогической мысли в Казанском крае XIV - первой половины XVI в. выступает развитие научного содержания, форм и методологии, приёмов обучения и воспитания детей в Казанском ханстве. Данная тенденция конкретизируется в следующих положениях: появление целого ряда учебников и пособий по образованию и эстетическому воспитанию учащихся-шакирдов светского и духовного характера, научной литературы (медицина, астрономия, история, математика); улучшение кадрового обеспечения уроков (дэрес) в мектебе и медресе.

Основной тенденцией III периода развития педагогической мысли в Казанском крае второй половины XVI - начала XX в. выступает зарождение новых течений в педагогике - суфизма и джадидизма. Выделенная тенденция включает следующие умозаключения: средневековая педагогическая мысль XVI - XVII вв. явилась одним из феноменов формирования педагогики суфизма в новых условиях; с середины XVI в. до третьей четверти XVIII в. ислам и арабо-мусульманская педагогическая мысль выполняли поддерживающую функцию, позволяя сохранить татарский этнос и его духовную культуру; конец XVIII - начало XIX в. - период цивилизационного влияния русской, западно-европейской педагогической мысли, время начала секуляризации татарского общества, появления татар-первопроходцев, связанных с европейским образованием, и личностей из среды мусульман, осознавших необходимость реформы не только в религии, но и в образовании; эпоха нового времени для татарской педагогической мысли приходится на вторую половину XIX в. и включает в себя начало XX в. - период появления прогрессивного движения в педагогике джадидизма.

3. Проведена периодизация становления и развития педагогической
мысли в Казанском крае:

/ период - становление и развитие педагогической мысли в эпоху расцвета Булгарского государства (VIII - XIII вв.);

  1. период - кардинальные перемены в сфере образования в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI в.);

  2. период - ограничения и строгая регламентация в организации и характере обучения, воспитания в Казанском крае (вторая половина XVI - начало XX в.).

Этот процесс периодизации прослеживается в контексте социокультурного, исторического развития общества рассматриваемых этапов.

4. В научный оборот введены ранее неизвестные, малоизвестные исто-
риико-педагогические материалы, архивные документы, касающиеся станов
ления и развития педагогической мысли в Казанском крае исследуемого пе
риода (рукописи «Абджад», «Бабде бажвин»; отчёты в Министерство прсве-
щения А. Анастасьева «О магометанских духовных школах (мектебе, медре
се)» 1893- 1894 гг.; письма Хусаина Файзханова Шигабутдину Марджани от
25 декабря 1859 г., 18 декабря 1862 г., 1863 г.; письмо Хусаина Файзханова
П.И. Ильминскому от 9 января 1862 г.; заметки о татарах Карла Фукса (Рама
зан // Казанские известия, 1814, № 38; Поездка из Казани к мордве Казанской

губ. в 1839 г.; Чистопольский и Спасский уезды // Журнал Министерства внутренних дел, 1839 г., XXXIV, № 10); материалы об истории образованности татар из рукописей Джамалетдина Валиди 1887-1932 гг., данные о численности татар в Волго-Уральском регионе в XVII - XIX вв., дополнительный список наиболее известных медресе и мектебе в Казанском крае с XV - XIX вв. и т.д.).

5. Раскрыты социально-педагогические функции народных форм и ме
тодов трудового, нравственного, умственного, физического воспитания детей
и подростков в Казанском крае в VIII - начале XX в.:

а) воспитывающие - заключаются в формировании системы ценност
ных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения подрастаю
щего поколения;

б) обучающие - реализуются через передачу знаний, умений и навыков,
системы культурных ценностей народа;

в) развивающие - представляют собой развитие и формирование позна
вательных психических процессов и свойств личности, логического и творче
ского мышления; познавательной активности, интересов, способностей воспи-
туемого;

г) социализирующие - проявляются в приобретении опыта совместной
деятельности, овладении системой общественных отношений и социально
приемлемого поведения воспитуемого в социуме.

6. Определена структура получения образования в Булгарском государ
стве, состоящая из воспитания в семье, духовного и светского обучения в на
чальных мектебе, медресе:

а) духовное обучение включало в себя подготовку религиозных деяте
лей - имамов, мул, муадзинов, суфиев, кадиев;

б) светское обучение включало в себя подготовку послов, астрологов,
лекарей, фармацевтов, языковедов, купцов.

Духовное и светское образование давали возможность продолжать обучение за границей в странах Ближнего Востока и Азии (Багдад, Мерве, Газни и т.д.), обучение ремеслу (гончарное, кожевенное, кузнечное, строительное дела).

7. Выделены основное содержание образования и принципы организа
ции учебно-воспитательного дела в Казанском крае VIII - начала XX в.:

а) содержание образования включало:

обобщённые идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира (религиозная философия, историческая наука, естествоведческие научные знания);

основы всех наук, определяющие современную естественнонаучную и социальную картину того времени (совокупность фундаментальных понятий законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой средневековой и капиталистической формации);

основные области применения, приложения теоретического знания;

методологические знания, обеспечивающие сознательность усвоения и развитие мышления;

сведения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека;

нерешенные, но важные научные и социальные проблемы;

обобщённые идеи и положения, определяющие понятие о единстве и развитии мира;

б) принципы организации учебно-воспитательного процесса:

учёта единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана мектебе, медресе, ремесленных, кадимистских и джадидистских школ;

соответствие содержания образования уровню средневековой науки (феодальной) и науки новой формации (капиталистической), производства и основным требованиям развивающегося общества;

структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования с учётом личностного развития.

8. Раскрыты научно-педагогическое наследие, опыт организации обучения и воспитания подрастающего поколения в Казанском крае, педагогическая мысль татарских просветителей VIII - начала XX в.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении крупной научной проблемы развития образования и педагогической мысли в Казанском крае, что выражено в:

построении научно обоснованной периодизации, базирующейся на результатах ретроспективного, историко-педагогического анализа каждого этапа развития педагогической мысли в Казанском крае;

выявлении исторических, политических, социально-экономических предпосылок и условий развития педагогической мысли в рассматриваемых временных рамках;

раскрытии концептуальных основ системы образования, педагогической мысли, деятельности просветителей Казанского края VIII - начала XX в.

Его результаты могут служить научной базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы сохранения и развития педагогических традиций народа, изучения истории образования и педагогической мысли.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования педагогического наследия Казанского края в учебных программах и курсах вузов, в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

Использование результатов исследования правомерно не только в преподавании теоретических и введении новых курсов по выбору, но также в процессе прохождения студентами педагогической практики, написания курсовых и выпускных квалификационных работ по различным вопросам исто-

рий развития образовательно-воспитательного дела в Казанском крае.

Реализация результатов исследования рекомендуется в следующих формах:

включение материалов исследования в общепедагогические курсы «История педагогики и образования», «Педагогическое мастерство», «Педагогика», «Этнопсихология», «Этнопедагогика»;

введение спецкурса курса «Становление и развитие педагогической мысли и образования народов Казанского края»;

применение результатов исследований в качестве материала для организации круглых столов, диспутов по педагогическому наследию Казанского края в просветительских целях.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются, в первую очередь, наличием прочного методологического фундамента, использованием системы методов исследования, а также соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно-типологического анализа конкретных проблем на всех этапах исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; широтой охвата и распространенностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы; глубоким теоретическим анализом проблематики диссертации; использованием новых источников не только на татарском, русском, башкирском, удмуртском, чувашском, но и на арабском, турецком, английском и немецком языках, специально переведенных на русский язык в связи с осуществлением данного исследования; комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы; апробацией основных идей, получением результатов и выводов, сформулированных в опубликованных и изданных работах автора.

На защиту выносятся:

  1. Совокупность основных теоретически обоснованных исторических предпосылок; социально-экономических, политических условий и тенденций, составляющих основу развития педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.

  2. Теоретическое обоснование периодизации этапов становления и развития педагогической мысли, образовательно-воспитательной практики в Казанском крае.

  3. Особенности развития содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного дела в Казанском крае.

  4. Теоретическое обоснование роли педагогики кадимизма, джадидиз-ма и Казанской учительской школы для дальнейшего развития педагогической мысли в крае.

  5. Аналитическое представление педагогического наследия выдающихся народных просветителей и педагогических деятелей VIII - начала XX в.

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялись

при чтении разработанных автором спецкурсов «Становление и развитие педагогической мысли и образования народов Казанского края», «История педагогики татарского народа», востребованных стандартом образования, на географическом, филологическом, математическом и др. факультетах Набереж-ночелнигіского государственного педагогического института и Камского института искусств и дизайна.

Актуальные идеи и выводы исследования представлены научной аудитории на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, на научных конференциях молодых учёных и специалистов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института, Казанского государственного университета, Удмуртского государственного университета, Башкирского государственного университета, а также в выступлениях на международных конференциях и симпозиумах, проведенных в различных городах в 1998-2009 гг.; опубликованы в монографиях, учебно-методических пособиях, разработках и рекомендациях и статьях.

Наряду с этим, часть результатов исследования и рекомендаций апробировались на семинарах, коллоквиумах, встречах-беседах, «круглых столах» региона, проведенных для работников системы образования и культуры, в процессе выступлений перед учащимися классов педагогического и этнопеда-гогического профиля.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (433 источника), иллюстративного материала, таблиц, схем, списка сокращений, картрисунков. Объем диссертации составляет 403 страницы.

Во введении обосновывается наличие противоречий, актуализирующих проблему и тему, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, раскрываются методологическая основа и научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Предпосылки становления педагогической мысли булгар в VIII -X вв.» выявлены предпосылки и факторы становления педагогической мысли в раннем средневековье - в период становления Булгарского государства.

Вторая глава «Развитие педагогической мысли в эпоху расцвета Булгарского государства в Х- XIV вв.» посвящена изучению профессиональных знаний булгар, форм и условий их использования в обучении подрастающего поколения; выявлению педагогических идей в литературных произведениях булгар и их роли в воспитании детей; представлению примерной структуры получения образования.

В третьей главе «Идейно-политические влияния на развитие педагогической мысли в эпоху Казанского ханства в XV - XVI вв.» исследовано влияние государственного строя на развитие педагогической мысли; раскрыты и изучены идеи духовного, интеллектуального, гуманистического воспита-

ния в литературных произведениях известного просветителя эпохи Казанского ханства Махмуда Хаджи оглы Мухамедьяра, а также содержание, формы, методы обучения и воспитания детей в Казанском ханстве; выявлены и изучены особенности развития педагогической мысли в период присоединения Казанского ханства в состав русского государства во второй половине XVI -XVII вв.

В четвертой главе «Педагогическая мысль и образование татарского народа в составе русского государства в XVIII — XIX вв.» исследуются социально-экономические и политические условия развития педагогической мысли в Казанском крае, критика прогрессивными татарскими просветителями реакционного мусульманского богословия и просветительства, раскрыта и изучена роль педагогики кадимизма, джадидизма, а также Казанской учительской школы в развитии педагогической мысли и образования в крае.

Пятая глава «Роль и значение татарских педагогов-просветителей конца XIX и начета XX в. в совершенствовании и дальнейшем развитии педагогической мысли татарского народа» посвящена изучению значений концептуальных просветительских идей и деятельности Г. Утыз-Имэни (1756— 1836), Галимджана Баруди (Галиев Галимджан) (1857-1921) и Закира Хади (1863-1933) в развитии педагогической мысли в Казанском крае.

В заключении изложен материал, характеризирующий специфику педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики в крае; подводятся итоги, сделаны обобщающие выводы.

В приложении представлены список сокращений, таблицы, схемы, иллюстративный материал.

Становление рунической, арабской, уйгурской письменностей в период Булгарского государства

Следует отметить, что в исследованиях учёных советского периода ярко прослеживается качественно новый подход к анализу источников, рассмотрение духовной культуры булгар в тесной связи с материальной культурой. Однако большинство авторов освещают вопросы культуры булгар, особенно духовной, уделяя внимание лишь определённому её компоненту.

При написании данной работы использовались письменные, археологические, этнографические, фольклорные, языковые и др. источники. Письменные источники представлены в основном сочинениями арабско-персидских авторов (Ибн Русте, Ибн Фадлан, аль-Балхи, аль-Истахри, аль-Максуди, аль-Мукаддаси, аль-Гарнати и др.), русскими летописями (Лаврентьевская, Ипатьевская и др.), сочинениями европейских путешественников (Юлиан, П. Карпини, Г. Резбук). Однако все указанные источники весьма фрагментарны, содержат ограниченную информацию по интересующей нас теме и зачастую весьма противоречивы.

Более надежным источником служат археологические материалы, которые позволяют не только уточнить сведения, зафиксированные в письменных источниках, но иногда и по-новому раскрыть те или иные явления. Через посредство археологических источников мы как бы непосредственно прикасаемся к духовному миру волжских булгар.

Использование археологических материалов в качестве источника основано на понимании культуры как результата материальной и духовной деятельности людей, диалектического их единства. Следовательно, потенциальным источником может быть всё то, что является результатом деятельности народа.

Археологические материалы конкретно анализируются во времени и в пространстве. В них отражается культурная (археологическая) и этническая принадлежность. Поэтому при датировке, при определении этнической или культурной принадлежности мы опирались во многом на результаты исследований специалистов-археологов.

В качестве одного из важных источников в нашем исследовании использованы данные этнографии. Они показывают, что благодаря народной памяти сохраняются в том или ином виде пережитки предшествующих эпох. Имеющиеся в нашем распоряжении этнографические материалы татарского и других тюркоязычных, а также финно-угорских народов региона, входивших в одни и те же государственные образования - Волжскую Булгарию, Золотую Орду, Казанское ханство или же находившихся под сильным этнокультурным влиянием последних, свидетельствуют о сохранении удивительных параллелей этнографического свойства. Внимательное изучение этих параллельных явлений дает возможность сомкнуть зафиксированные в исторической этнографии факты с данными булгарской археологии и письменных источников.

В данной работе рассматривается ретроспективное направление изучения проблем воспитания и обучения в Казанском крае. На основании археологических данных, письменных источников и имеющегося этнографического материала реконструируются проявления педагогической мысли.

Своеобразным и весьма интересным источником для нашего исследования является фольклор. М. Горький справедливо подчеркнул: «От глубокой древности фольклор неотступно сопутствует истории». В нём отражаются быт и культура, социально-экономическая, педагогическая мысль, политические воззрения создавших его народов.

На протяжении своей истории татарский народ создал богатейшую устную поэзию: разнообразные сказки, легенды, предания, былины, исторические песни, песни лирические, частушки, пословицы, поговорки, загадки и другие виды словесно-художественных произведений. Эти произведения создавались коллективно, передавались от одного поколения к другому, они впоследствии переходили не через рукописи или печатную книгу, а по памяти. «В фольклоре, - заметил М. Горький, - эстетика -учение о красоте - всегда тесно связана с этикой - учением о добре» [61, 67].

Устное народное творчество имеет большое историко-познавательное значение, так как на его материале можно изучать «народную психологию», «педагогические взгляды народа», «чаяния и ожидания народные». Для этого необходим строго критический, научный подход, учитывающий всё своеобразие народной поэзии. Известно, что фольклор имеет важное воспитательное значение. Сказки, песни, пословицы и т.п. окружают нас, и воздействует на нас с детства в семье, школе, в общественном быту. Проблема использования фольклора в качестве исторического источника ныне уже не является спорной. Такие крупнейшие отечественные фольклористы, как В. М. Жирмунский, А. Н. Кононов, В. Я. Прот, К. В. Чистов, Д. С. Мерщ и др., указывали на важность использования фольклора как источника.

Использование фольклорных данных в исторических исследованиях на материале Волжско-Уральского региона впервые на научную основу поставлено известным этнографом Д. Г. Кузеевым. Привлечение преданий, легенд и т.д. в решении проблем этнокультурных процессов оказалось весьма плодотворным [143].

Таким образом, необходимые нам материалы рассеяны в письменных и археологических источниках, фольклоре, мифах, художественном творчестве булгар-татар. Произведения искусства, особенно народное художественное творчество, оказывают на человека самое сильное этническое воздействие, поэтому занимают важное место в воспитании детей. Л. С. Выготский писал, что «...искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека, сферу его чувств» [48, 80].

Педагогические идеи в литературных произведениях булгар и их роль в воспитании детей

В Булгарском государстве получила развитие и историческая наука. Ярким представителем её был булгарин Якуб ибн Ногман, написавший «Историю Булгарии». Его произведение отличается оригинальностью взглядов и логическим изложением событий. Эта книга была хорошим учебным пособием для тех, кто изучал гуманитарные науки. Арабский путешественник,- ученый Абу Хамид аль Гарнати высоко оценил этот труд и в своих произведениях из него приводил некоторые отрывки, в частности, об истории принятия ислама.

В своих трудах историки булгар1 освещали не только историю и события булгарского государства, но и жизнь некоторых соседних народов.

Однако, следует иметь в виду, что при описании давно минувших событий булгарские историки использовали в качестве источники народные предания, которые, как известно, имеют тенденцию к преувеличению, «украшению» событий. Поэтому, к такого рода источникам надо подходить с некоторой долей осторожности.

В Булгаре широкое распространение получила и географические знания, что было связано, как отмечалось выше, активно развивающимися торговыми связями с соседними народами. Эти связи обогащали географические представления булгар. Волжская Булгария была центром транзитной торговли- поэтому многие географические сведения- здесь получили от приезжих, купцов и от паломников с Востока: В Булгарах были хорошо І известны . труды- таких известных: мусульманских географов, как аль-Блохщ Ибн Халдун аль-Максуди, аль-Марвази; аль-Идриси и других.

Географические знания1 иногда причудливым1 образом переплетались с: мифическими; представлениями: Е. М:. Давлетіпин утверждает, что, булгары были знакомы с. геодезией; и умели определять координаты географических точек,.азимуты и т.д.

В исследуемый период в Волжской Булгарии, самыми распространёнными сочинениями были богословские трактаты и комментарии к Корану, Хадисы.

Известно, что в центрах мусульманского мира шли- ожесточённые споры о верном понимании и толковании Корана. Возникли различные течения, а также ереси. Об этом было известно в Булгарищ т.к. приходили письменные извещения,шбулгары,испытывали немалые затруднения. Как заметил Ибн Фадлан, булгары придерживались, в исламе; мазнаба сунитского; ханифитского толка, а дляг решения; некоторых, вопросов ездили к богословам Средней Азии= [288, 67].

Изучение теологических, материалов свидетельствует о том, что: булгарское богословие развивалось по следующим направлениям: сочинения1 теологического и религиозно-дидактического характера; трактаты, направ-ленные против язычества и ереси; богословие, служившее религиозной просвещенности, обучению в начальных школах Ходжа Ахмеда аль-Булгари. Его известные труды назывались: «Фавид аль-Джавахир» («Полезные сущности»), «Джамиг» («Всеобъемлющий»), «Тарикат» («Путь, метод»). Труды Бурхан ад-дина аль-Булгари были известны под названием «Китаб шарх», «Адабе ас-са-хыйф», «Рисале», «Риторика» [160].

Надо отметить, что многие труды булгарских богословов пользовались большим уважением на Востоке. Сведения о них дошли до нас, в основном, благодаря сочинениям авторов того времени. Кроме теологии булгарские философы занимались и светской философией, стремясь философски осмыслить мир. Известны, например, работы Мишайхе Ибрагим ибн Йосыф аль-Болгари, в частности, его сочинение «Росул ан Кысафи фи чыйльмил-жадал» («Достижения ан Касафи в диалектике»). Оно было близко к материалистическому пониманию мира. Для булгарских теологов и философов было характерно стремление в своих религиозно-дидактических произведениях поставить и морально-нравствен-ные проблемы общества.

Булгарские философы часто выступали в качестве авторов учебников, по которым учились дипломаты и купцы. До нас дошла книга Аш-шайхе Борханетдина Ибрагим ибн Хазар аль Булгари аль-Ханафи, которая называлась «Ысулул-хосами» («Способы ведения спора»). По своему содержание, как отмечают исследователи, она сравнима с трудами Аристотеля и других философов античности.

Успехами в области философских знаний в какой-то мере можно объяснить развитие других наук - естественно-математических, гуманитарных. Именно это способствовало приближению теологической философии и материалистическому объяснению мира. По этому поводу В. В. Бартольд справедливо заметил: «Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и усвоения достижения других народов».

В Булгарском государстве определённого уровня достигло и правовое знание. Здесь были свои юристы, кади, т.е. судьи. Источники зафиксировали имя учёного-юриста Хамида ибн-Идриса, (XII в.), который пользовался большим почитанием. О существовании кади - судий упоминают в своих трудах и арабские путешественники. Но, к сожалению, до нас не дошли судебные статьи, и судебное законодательство

Идеи духовного, интеллектуального, гуманистического воспитания в литературных произведениях известного просветителя эпохи Казанского ханства Махмуда Хаджи оглы Мухамедьяра

Обучение ремеслу основывалось в свою очередь на национальных традициях населения края. Обучающиеся получали первоначальные знания по естествознанию, математике, материаловедению, геометрии.

Продукты ремесленного производства и сельского хозяйства в основном реализовывались через внутренние и внешние рынки. Крупнейшим рынком, торговым центром не только ханства, но, пожалуй, и всего Поволжья и Приуралья была Казань. По сообщению Ш. Марджани, после разрушения Ага-Базара в Казань была переведена главная торговая ярмарка, что являлось особенностью преемственности материальной жизни булгаро-татар. На ярмарку приезжали одновременно купцы из России, Армении, Персии, Ногайского княжества и из Туркестана, и таким образом, значение ярмарки сводилось к колоссальному международному товарообмену и знаний в различных областях человеческой деятельности. Наряду с сельско-хозяйственными и ремесленными товарами в Казанское ханство в большом объёме ввозилась и писчая бумага, что доказывает о развитости книгописания и о широкой распространённости письменного дела в ханстве. Так, например: в 1549 г. князь Юсуф просил русское правительство прислать ему писчей бумаги, а в 1577 году мурза Схан Урусов также обращается с такой же просьбой [154].

Что касается промышленности Казанского ханства, то в ней явно преобладало добывающее над обрабатывающей. Важнейшими отраслями добывающей промышленности являлись охота за пушными зверями и рыболовство.

Из ремёсел были развиты, несомненно, плотничное и столярное дело, гончарное ремесло, слесарное и кузнечное дело. Высшей ступени развития достигли те ремёсла, которые были связаны с культурными потребностями населения и с повышенным уровнем требований: ювелирное дело, искусство резьбы по камню и переписка книг. Однако, последнее является более редким явлением сохранившимся от Казанского ханства. Значительное количество переписных книг погибло во время войны за независимость и в дальнейших восстаниях, но сохранившиеся рукописи конца XVI и начала XVIII веков могут всё же составить довольно правильное представление о достижении казанских каллиграфов и переписчиков в эпоху самостоятельности.

Вышеперечисленные ремёсла, конечно же, требовали конкретных знаний в различных областях, что, несомненно, дало толчок к развитию научных знаний в Казанском ханстве, а последнее невозможно было без развития образовательной деятельности, без школы ученичества и специальных преподавателей.

Основным занятием жителей Казанского ханства являлось земледелие. Лучшим изображением земледельческого быта страны является описание кн. А. М. Курбским Арской земли - северной окраины Казанского ханства: «В земле той поля великие и зело преизобильные и гобзующие на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны» [88].

В процессе производительного труда у местного народа накапливались полезные научные знания и трудовой опыт, которые передавались молодёжи, что также в последующем способствовало росту производительности труда в сельском хозяйстве и в ремесленном производстве. В этом, несомненно, большую роль . сыграло устное народное творчество. Народ все свои знания о природе и обществе вкладывал в устную поэзию, которая являлась источником возникновения и развития литературы, зачатком и основой формирования научных знаний, педагогической мысли.

Содержание народного обучения составляли сведения о природе, родной земле и её богатствах, о животном мире, обучение счёту и измерениям, родному слову, передача познаний астрономических, исторических, медицинских.

К примеру, передавая детям агрономические знания, в народе говорят: «Если хочешь получить богатый урожай, постарайся больше знать», «Хлеб ест тот, кто умеет сеять» и др. [239].

Полезные советы и мудрые обобщения содержат многие татарские пословицы и поговорки о сельскохозяйственных работах: «Озимые сей на золу, яровые - на сырую землю», «Не поработаешь весной - погорюешь осенью» [239].

В содержание народного- обучения входили народные наблюдения над характерами, привычками и жизнью животных, птиц, рыб и насекомых; сведения о полезных и вредных животных для человека, об уходе за домашними животными, и лечении их и о способам борьбы с вредными насекомыми, грызунами и хищниками.

Признаки, позволяющие предсказать ясную погоду: когда запалит солнце, небо краснеет; днем ветер, ночью тихо и т.д.

Признаки наступающей дождливой погоды: когда заходит солнце, небо становится красным. Лес шумит. Птицы летают низко над землей и т.д.

Все вышеперечисленные знания учитывались в хозяйственной деятельности, что приводило росту производительности труда, и, несомненно, способствовали развитию і экономической мощи Казанского ханства, развитию научных знаний; педагогической мысли народа.

Татарские просветители, их критика реакционного мусульманского богословия и просветительства

Учрежденная в 1555г. Казанская епархия стала основным центром политики христианизации, которая имела целью, прежде всего, идеологическое подчинение местного населения, своеобразную унификацию. Однако на первых порах правительство Ивана IV прибегало к достаточно спокойным и мирным мерам по крещению. Новокрещенным татарам были обещаны определённые льготы, и, конечно же, значительные обещания и налоговые послабления предполагались для представителей господству-ющего служилого сословия - это и право владения русскими крепостными крестьянами, и право совершения» земельных сделок с землевладельцами - христианами. Казанский и Свияжский архиепископы получили предписание: «...А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему христинскому закону, а как новокрещеных из-под научения ведут и архиепископу их звати и себе асти почасту» [4, 259]. «...А1 который татарин до вины дойдет и убежит к нему (архиепископу) от опалы и похочет креститесь, того воеводам назад никак не отдати, и крестити его, и покоити у себя, и посоветовати о том с наместниками и воеводами: и будет его приговорят держати в Казани, на старой его и ясаку, а нельзя его будет держати в Казани, чая от него впредь измены, ино его, крестив, отослати к государю и великому князю» [4, 260]. «...татар к себе приучати и приводити их любовию на крещение, а страхом их по крещению никак не приводити, и жестокостью с ними не говорити» [107, 54].

Но при первых своих шагах христианизации правительство всё же не до конца представляло, что в среднем Поволжье в идеологической сфере ему противостоит сила достаточно мощная - ислам, имевший серьезный авторитет в народе. Поэтому и успех христианизации у татар был минимальный: в 1593 г. митрополит Гермоген писал, что «новокрещены (христианского) учения не принимают, и от татарских обычаев не отставают, а в православной вере не утвердились».

По мере закрепления на новых территориях царизм ужесточал свою политику христианизации, что мы конкретно видим из предписания царя Фёдора Иоанновича «новокрещенов всех в христианскую веру привести крепко и утвердить, а от татарския б веры отлучити и стращати». Здесь же содержалось требование к новокрещённым помещикам, чтобы они приложили усилия для обращения в христианство «служащих» у них татар, марийцев, чувашей, а тех, кто креститься не пожелает, они б их поотпускали или распродали». А русским людям запрещалось «житии и служити добровольно и в деньгах» у татар [101].

Первые мирные шаги в области христианизации покорённого населения были в основном связаны, прежде всего, с нежеланием ещё более возбуждать недовольство местного населения, достаточно долгое время сопротивлявшегося завоевателям. Результатом политики христианизации первых десятилетий после присоединения было то, что среди татарского населения появилась прослойка крещёных татар своей своеобразной культурой и педагогической мыслью, которую ещё предстоит изучать педагогической наукой в дальнейшем.

С середины XVI в. развитие педагогической мысли татарского народа протекает в условиях государственной общности с русским народом, в составе единого централизованного Российского государства.

Земли бывшего Казанского ханства, присоединённого к русскому государству, интенсивно осваиваются, заселяются русскими, которые приносят в этот край свою культуру, педагогические традиции, развивавшиеся до сих пор в лоне христианской православной церкви, игравшей по отношению к русской педагогической мысли такую же роль «общего синтеза и верховной санкции», какую выполняла мусульманская религия и духовенство в отношении булгарской, татарской средневековой педагогической мысли.

В данный период на педагогическую мысль татарского народа, как и прежде, значительное влияние оказывало педагогика Ближнего и Среднего Востока, особенно прогрессивные педагогические идеи Ибн Сины, Абу Наср Мухаммад Фараби, Ражиб Исфегани, Ибн Мискевей, Абу Хамид Газали. Идеологическую основу педагогической мысли татар, как и в эпоху независимости, составляла религия - ислам. Он после 1552 г. перестал существовать как государственная религия, но, несмотря на гонения, роль религии по сравнению с предыдущим этапом возросла, так как ислам культивировался в форме индивидуальной практики. В этот период ислам выполняет «охранительную функцию» для татарского народа и его педагогической мысли. С помощью ислама народу удаётся сохранить себя как этнос и не раствориться в массе христианского русского народа.

Ислам (ислам суфисткого толка) как и письменная литература, фольклор, в средневековье был важным компонентом духовной и материальной культуры татар и сыграл значительную роль в развитии татарской педагогической мысли в XVI — XVII в.

Однако с присоединением Казанского ханства в состав русского государства свою автономию потеряли учебные заведения, и все усилия возродить образовательное дело в Казанском крае сурово подавлялись со стороны царского правительства.

Казанские татары, как писал профессор В. М.Горохов, в конце XVI в. попытались вновь строить мечети. Но последовал погромный указ царя Фёдора Иоанновича от 18 июля 1593 г. в котором он распорядился «мечети татарские все помитати», чтобы впредь эти попытки пресекались самым беспощадным образом [107, 14].

Похожие диссертации на Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.