Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Маликов Рустам Шайдуллович

Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья
<
Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маликов Рустам Шайдуллович. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2000 414 c. РГБ ОД, 71:00-13/230-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Историко-теоретические основы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья 40

1. Основополагающие первоисточники изучения тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли IX-XVI вв. 40

2. Социально-педагогические предпосылки становления и развития средневековой тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли 61

3. Влияние Востока и мусульманской религии на формирование тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья 76

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 105

ГЛАВА II. Становление гуманистической педагогической мысли в период ранне-тюркского средневековья (IX-XI вв.) 114

1. Общественно-исторические условия становления гуманистической педагогической мысли у тюрков в раннем средневековье 117

2. Становление социально-утопических мыслей у древних тюрков в IX-XI вв 133

3. Раннетюркская педагогическая мысль о гуманистических качествах личности 148

4. Эстетика прекрасного и отрицание человеческих пороков как составляющие гуманистической педагогической мысли 179

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 196

ГЛАВА III. Развитие гуманистической педагогической мысли в классическом средневековье - периоде развитого феодализма 201

1. Общественно-исторические условия развития гуманистической педагогической мысли в Волжской Булгарии 202

2. Особенности развития социально-утопических мыслей в конце XII - начале XV в 222

3. Развитие у булгар гуманистических мыслей о семейном воспитании 245

4. Развитие идеи эстетического воспитания через художественно-прекрасного и критика человеческих пороков 268

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 286

ГЛАВА IV. Развитие гуманистической педагогической мысли в позднем средневековье - периоде разложения феодализма 294

IVЛ. Казанское ханство и развитие социально-утопических мыслей в конце XV - начале XVI в 297

IV.2 Развитие в позднем средневековье мысли о нравственности гуманной личности 317

IV.3. Развитие гуманистических традиций в освещении качеств средневековой идеальной личности 330

IV.4. Мысли о гуманистическом воспитании в семье с опорой на народную педагогику 353

Выводы по iv главе 363

Заключение 368

Библиография 382

Введение к работе

В современном обществе заметно вырос интерес к национальным и региональным компонентам образования, к истории развития общественной мысли в разные эпохи становления государственности. Содержание образования должно обеспечивать наряду с другими требованиями и «интеграцию личности в системе мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (Об изменениях, 1997, 4). Такой интеграции невозможно добиться, если человек не знает своего прошлого.

Рост национального самосознания и стремление возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания в новых исторических условиях обусловили повышение интереса и к педагогическому прошлому. Демократические перемены, происходящие в нашем обществе, позволили реабилитировать и восстановить то, что ранее было незаслуженно отвергнуто, забыто и до сих пор недооценено. Необычайно возрос интерес к неисследованным древнейшим национальным культурным ценностям. По справедливому замечанию многих педагогов, «в последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности» (Сластенин, 1997, 101).

Процесс обновления духовной культуры народов современности непосредственно связан с новым взглядом на теорию и историю педагогики в целом и с переосмыслением истории тюрко-татарской педагогической мысли в частности. Необходимость переоценки истории тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли и просвещения обусловливается многими историческими и общественно-идеологическими факторами, влиявшими и продолжающими оказывать влияние в наше время на исследование данной проблемы.

Сегодня в условиях демократизации общества расширяются пространственно-временные диапазоны представлений о наследии прошлого, берутся на вооружение лучшие элементы классического наследия народа. В этой связи вновь открываются незаслуженно забытые памятники педагогической культуры тюрко-татарского народа, звучащие поразительно актуально в наше время.

Тюрко-татарский народ имеет богатое педагогическое наследие, но исследовано оно крайне мало. Именно поэтому в истории педагогики народов мира, написанных не только европейскими, но и восточными учеными, не упоминается о педагогическом наследии тюрко-татарского народа и его выдающихся представителях. Это наследие растворяется и исчезает в общем потоке истории общетюркской педагогической мысли и арабо-мусульманской просветительской прак- тики. Однако педагогическое наследие тюрко-татарского народа имеет богатую многовековую историю. Как показывают исследования, оно берет начало еще с X-XI веков. Средневековье рождало своих талантливых педагогов-мыслителей, которые были широко известны во всем тюркском мире и мусульманском Востоке. Тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль выполняла генерирующую миссию для многих тюркских и нетюркских народов России. Тюрко-татарский народ за все время своего существования стремился сохранить свое духовное наследие, передавая его от поколения в поколение в виде рукописных книг, которые были написаны на арабском шрифте и до сих пор лежат мертвым грузом на полках частных и общественных библиотек Казани, Санкт-Петербурга, городов Востока, Европы и Америки.

Педагогическое наследие древних тюрков и татар (как одного из потомков древних тюрков) - богатейший пласт культуры, практически еще не освоенный современной наукой. Ценные мысли о воспитании и образовании молодого поколения тюрко-татарского народа веками оказывали и продолжают оказывать свое влияние на миллионы людей. Это ценнейшее наследие пока еще остается закрытым для широкого круга читателей.

Отсутствие исследований по педагогическому наследию, накопленному вековой мудростью тюрко-татарского народа, является серьезным препятствием к созданию подлинно научной концепции единого всемирно-исторического педагогического процесса. Поскольку в истории педагогики до сих пор бытует и преобладают отжившие свой век несба- лансированные представления о роли и месте тюркского народа во всемирно-историческом процессе, мы в своем исследовании старались раскрыть истоки тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья.

В изучении истории гуманистической педагогической мысли народов большое значение имеет многовековой духовный опыт прошлых поколений. Многое из этого опыта зафиксировано в рукописях, литературных памятниках. Самое лучшее из этого наследия может быть использовано и в настоящее время для воспитания и педагогического воздействия на формирование мировоззрения, мышления и поведения молодого поколения.

Возрождение национальной культуры, традиций, любовь к родному языку - все это может стать лишь красивой фразой, декларацией, если не создать условий для приобщения людей с молодых лет к этому богатству, имеющую общечеловеческую ценность гуманистического, эмоционально-эстетического содержания.

Изучение тюрко-татарских поэтических произведений средневековья, в которых отражены общефилософские, гуманистические педагогические идеи, представляет широкие возможности для интеллектуального творчества учащихся, студентов и учителей, их познавательного развития. В процессе работы над текстом формируются творческое воображение, фантазия, эстетические вкусы, нравственные качества. В художественной литературе средних веков вместилась историческая память народа и она является его духовным конденсатором. Не случайно художественное слово во все времена являлось великим Учителем каждого человека в от- дельности, нравственной опорой всех народов, наций и этнической общности. С помощью книги человек удовлетворял свои духовные запросы и потребности. Книга обеспечивала нравственное и эстетическое развитие личности. Произведения художественной литературы отражают многогранную человеческую жизнь, исторические события, духовные и нравственные идеалы сочинителя. Главной и глубочайшей задачей литературы является научить читателя быть гуманным по отношении к другим, раскрыть суть и правду исторического прошлого, именно поэтому художественная литература и является объектом исследования ряда наук, в том числе и педагогики. Она объединяет поколения, устанавливает и укрепляет взаимосвязи между прошлым и настоящим, намечает планы на будущее и, самое главное, способствует духовному объединению различных народов. Воспитательные и познавательные функции художественной литературы приобретают особую актуальность в условиях обновления, демократизации общества, в период бурного роста личностного и национального самосознания.

С сожалением приходится констатировать, что педагогические особенности и своеобразие древнетюркской и татарской литературы, которые сильно повлияли на развитие просветительской мысли и отражают историю развития гуманистической педагогической мысли многих тюркских народов, до сих пор остаются неизученными и невостребованными педагогической наукой. А ведь каждая из эпох «раскрывает в произведении те ценности, которые были ему потенциально и вместе с тем объективно свойственны. Каждое истинное произведение искусства потенциально много- лико, способно играть различными гранями в различном освещении эпох» (Лихачев, 1973, 93).

Отечественная историко-педагогическая наука, вооруженная теорией и методологией научного познания, добилась определенных успехов в изучении и пропаганде педагогического наследия русского народа и других народов СНГ, а также народов мира, внесла существенный вклад в прояснение тенденций развития педагогической мысли в различные эпохи развития стран и государств. Показателем достижений истории отечественной педагогики является тюркская и татарская гуманистическая педагогическая мысль, о чем свидетельствуют труды татарских ученых-педагогов по истории и теории татарской педагогической мысли (к сожалению, не столь многочисленные); монографии об отдельных педагогах; учебники и учебные пособия для студентов и учителей; некоторые научные издания произведений классиков педагогики.

В изучении истории становления и развития тюрко-та-тарской гуманистической педагогической мысли средневековья по художественно-дидактическим произведениям имеются серьезные проблемы. «Многие рукописные и даже напечатанные ранее арабо-письменные памятники прошлого недоступны современным читателям. Они ждут своих текстологов, редакторов, нового прочтения. Жизнь и творческая деятельность значительной части татарских писателей вообще не изучены. Вне поля зрения исследователей остается наследие татарских писателей, оказавшихся по различным причинам за рубежом. Нет у нас пока четкого представления о татарских газетах, журналах, книгах, которые изда- вались в Китае, Японии, Германии, Турции, Финляндии и в ряде других стран. Слабо изучены идейно-художественный мир, поэтика, философские основы, преемственность, взаимосвязи и взаимодействия, типологическая общность татарской литературы дотукаевского периода со словесным искусством других народов. Есть и серьезные проблемы, связанные с пересмотром, уточнением и дополнением имеющегося литературоведческого «багажа»» (Миннегулов, 1993, 8-9).

Текстологическая обработка, находки старинных рукописей, перевод их на современные тюркские языки (татарский, турецкий, узбекский и др.) в настоящее время дали возможность ввести в научный оборот множество средневековых произведений, что позволяет с новых позиций раскрыть закономерности и тенденции развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли, ее роль и место в истории педагогики других народов, выяснить общие и национальные специфические особенности тюрко-татарской педагогической мысли как составной части развития философии и истории образования народов всего мира. Существует предположение, что имеющиеся в научном обороте тексты средневековой письменности - лишь малая часть огромной глыбы, основная часть которой все еще считается ненайденной. В пользу этого предположения свидетельствуют все более новые находки и открытия филологов и текстологов в данной области научного познания.

Каковы же объективные и субъективные факторы, которые препятствовали историкам педагогики изучать и систематизировать педагогическое наследие тюрко-татарского народа, особенно средневекового периода? Какие существо- вали искусственные и естественные барьеры, в результате которых педагогическая мысль этого периода оставалась неизученной вообще или же изученной в незначительной степени?

Свою роль здесь сыграли как объективные, так и субъ ективные факторы. Как и у всех народов, средневековая тюрко-татарская художественно-педагогическая литература была пронизана религиозным мировоззрением. Октябрьская революция 1917 года объявила войну всем религиям, в том числе и мусульманской, в результате чего было отвергнуто все ценное, что было накоплено духовной культурой. Проти востояние материализма и атеизма заставило надолго захо ронить религиозно-художественные произведения тюрко- татарских мыслителей в архивы как чуждые советскому обществу. Усилия советских ученых, в том числе и педаго гов, были направлены на пропаганду атеистического, мате риалистического мировоззрения, на доказательство реакци онности и не научности сочинений, проникнутых религиоз ной моралью. При этом игнорировались значимые для исто рии педагогики философско-педагогические идеи, которые выражались в религиозной форме особенно в средневековый период. В результате всего этого в истории педагогики от сутствуют монографические исследования, посвященные становлению и развитию тюрко-татарской педагогической мысли средневековья, хотя делались попытки изучить исто рию педагогики татарского народа в более поздний период развития общества такими учеными, как Дж.Валиди, Я.И.Ханбиков, Я.Г.Абдуллин, С.М.Михайлова,

М.А.Усманов, З.Г.Нигматов, А.Н.ХузиаХметов,

З.Т.Шарафутдинов, Г.Д.Даутова. Несмотря на неразработанность методологии исследования тюрко-татарской педагогической мысли, история развития ряда направлений средневековой культуры притягивала к себе внимание многих ученых различных специальностей: философов, историков, языковедов и литературоведов. В диссертации мы широко опираемся на эти труды, надеясь, что они могут дополнить, а в некоторых случаях и послужить направляющим маяком. Наше исследование поможет в некоторой мере заполнить тот вакуум, который имеется в науке, именуемой «Философия и история образования».

Тюрко-татарские мыслители средневековья писали свои труды на древнетюркском, старотатарском, арабском, персидском языках на основе арабского, уйгурского письма и даже на основе китайских иероглифов. Это обстоятельство затрудняло и затрудняет чтение первоисточников, поэтому большинство из них не введено в научный оборот, не переведено на русский и современный татарский языки и остается недоступным для большинства ученых, не владеющих языком оригинала.

В настоящее время открываются все новые и новые возможности для изучения ранее скрытого и искусственно изъятого из научного оборота художественно-педагогического наследия тюрко-татарского народа. Демократические преобразования, происходящие в России, создали условия для развития национальных культур и их интеграции между собой на интернационалистических принципах, на базе лучших достижений мировой культуры, общечеловеческих ценностей и самобытных традиций народов.

80-ые годы XX столетия создали благоприятные условия для исследования наследия духовной культуры тюрко-татарского народа. Открылись возможности для исследования истории становления и развития гуманистической педагогической мысли татарского народа. Одной из актуальных и наиважнейших задач, стоящих сегодня перед историками педагогики Татарстана является исследование истории педагогики тюрко-татарского народа, определение этапов, тенденций и направлений ее развития. В этой связи для философии и истории образования определенный интерес представляет изучение истории становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья, охватывающий XI-XVI века, исследование наследия таких наиболее крупных представителей этого периода, как Юсуф Ба-ласагуни (XI в.), Кул Гали (конец XII - начало XIII вв.), Мухаммедьяр (конец XV - начало XVI вв.). Их творения составляют основу тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли, им по праву принадлежит в ней ведущая роль.

К письменному наследию тюрко-татарского народа, как уже было отмечено, обращались специалисты многих смежных наук. Такое явление объясняется тем, что большинство тюрко-татарских мыслителей XI-XVI веков проявили себя как ученые-энциклопедисты, которые всесторонне освещали явления общественной жизни, культуры и науки. Именно этим объясняется интерес отдельных ученых к биографии и творчеству тюрко-татарских мыслителей средневековья.

В центре нашего исследования - история становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогики средневековья. Хронологические рамки этого периода обусловлены спецификой и характером объекта исследования. В самой работе и в ее заглавии есть основополагающие термины, обозначения, требующие специального разъяснения. Это - тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль, средневековье и другие.

Термин «гуманизм» происходит от латинского слова «humans», означающего человечность. Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Первоначально идеи гуманизма вырабатывались народными массами стихийно в борьбе с эксплуатацией и нравственными пороками. Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения -Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Рабле, Монтень, Копериник, Шекспир, Ф.Бэкон - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения, но они были далеки от народа.

Почти с самого начала внутри гуманизма выделилось течение, представители которого Мор, Кампанелла, Мюнцер, а позднее сторонники утопического социализма выражали интересы трудящихся масс. Они видели антигуманистический характер общества, критиковали его пороки, требовали имущественного равенства, но не могли вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого общества (Философский словарь, 1972, 94).

Что касается понятия «тюрко-татарский», то оно означает, что исследованием охвачен не только период Казанского ханства, основным этносом которого являются татары, являющиеся одной из ветвью тюркского народа, но и ранний общетюркский период развития общества, в том числе и булгарский.

При сравнительном изучении истории развития педагогической мысли различных народов средневековья мы наталкиваемся на серьезные проблемы. Такие трудности связаны с разновременностью утверждения феодального способа производства у различных народов. В связи с этим определенные сложности возникают и при обосновании хронологических рамок исследования, при внутренней периодизации избранного периода в целом и рассмотрении влияния исторических факторов на развитие педагогической мысли в этом регионе. Некоторые историки считают, например, что на Востоке эпоха феодализма охватывает четырнадцать столетий. Первый период — И-VIII вв. — время становления феодального способа производства; второй — IX-XIII вв. — период укрепления и расцвета феодализма; a XIV-XVII вв. считаются поздним средневековьем (История средних веков, 1986).

По другим источникам, история средних веков делится на три основных периода: раннее средневековье — период генезиса и раннего феодализма (конец V-X вв.), классическое средневековье — период развитого феодализма (XI-XV вв.), позднее средневековье — период разложения феодализ- ма (XVI-XVII вв.). Этой периодизации должен придерживаться и историк педагогики. В различные стадии развития феодального общества на первый план выступали те или иные факторы, которые определяли характер и специфику педагогических идей. Например, для первого этапа характерно, что в условиях становления феодального способа производства широкое распространение получила религия, в частности ислам в тюркском мире. Ислам в тюркском мире явился надежным оружием для идеологической обработки масс и распространения культуры, письменности, просвещения. «В характеристике состояния и развития педагогической мысли средневекового периода историк педагогики должен, очевидно, акцентировать свое внимание именно на данном историческом факторе, то есть на месте и влиянии религии на педагогическую мысль,- пишет К.И.Салимова.-Не случайно именно в этот период приобретают особое звучание проблемы этики. Представления, проникнутые верой в человека и его силы, стремление к разумному наслаждению земными благами сменяются проповедью религиозной морали о греховности человека, его неспособности проникнуть в тайны природы, о небесном воздаянии» (Очерки, 1988, 7).

Следующий период (развитого феодализма) - период существенных изменений в общественной жизни. Происходит частичное отделение ремесел от земледелия и заметное развитие городского хозяйства, превращение городов в важные торговые и культурные центры. В них открывались школы, библиотеки, съезжались ученые, поэты, музыканты. Мечети, храмы, монастыри, вокруг которых в прежние вре- мена собиралась интеллигенция, стали терять эту свою функцию. Культурная элита сосредоточивается в городах. Для историка педагогики крайне важен этот период в том смысле, что именно в это время по мере развития материального производства, политической борьбы и роста культуры общества развивается образование, возникают идеи гуманизма, в центре внимания этики вновь становится человек с его земными радостями и скорбями.

Эпоха позднего средневековья отмечена событиями, приведшими к разложению феодального строя. Разорение крестьянства, лишение их собственных средств производства и другие факторы привели к крестьянским войнам, сотрясавшим восточные империи. Участившиеся нашествия кочевников регулярно опустошали густонаселенные области, разрушая сложившиеся ирригационные системы, города. Оседлое население уводилось в плен. В сфере умственной культуры это был период господства религиозной схоластики, распространения суеверий и появлений ересей (Очерки, 1988, 8).

Исходя из принципа общественно-экономического фор- мационного подхода к истории, при выделении периодов развития просветительских идей в педагогике применяют историко-педагогические термины-сочетания как «педагогическая мысль средних веков» (Пряникова, 1995, 34), «воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе» (Константинов, 1982, 19).

Следует уточнить хронологические рамки средневековой педагогической мысли как определенного типа общественного явления, прежде всего исходя из ее характера и специфики. Как явствует из анализа первоисточников, нижней чертой средневековой гуманистической педагогической мысли следует считать ранние общетюркские памятники письменной культуры. В частности, это поэма «Кутадгу би-лиг» Ю.Баласагуни, которая типологически близка по своей проблематике, идейно-художественному содержанию многим сочинениям средневековой арабской, персидско-таджикской литературы. Поэтому тюркскую педагогическую мысль до-баласагунекого периода, подобно классификации художественной литературы, уместнее называть древней. Средневековая булгаро-татарская гуманистическая педагогическая мысль начинается с поэмы «Кыссаи Йусуф» Кул Гали, то есть с первой половины XIII века. Затем она развивается в Золотоордынский период, а представителем периода Казанского ханства стал Мухаммедьяр, который в своих поэмах «Тухфаи мардан», «Нуры содур» и в стихотворении «Насихат» отразил идеи гуманистической педагогики.

История становления и развития гуманистической педагогической мысли тюрко-татарского народа тесно связана с мусульманским Востоком. Основанные на единстве религии, обусловленные торговыми, политическими, идеологическими факторами, эти многовековые контакты наложили отпечаток на многие сферы общественной жизни татар, особенно - духовную. У тюрков, а позднее у татар, как правило, знание языка Корана - арабского, а также языка поэзии - фарси считалось необходимым условием образованности и культуры. Произведения восточных авторов широко распространялись в Поволжье и Приуралье, читались на языках оригинала, переводились, адаптировались - в общем и целом принимали активное участие в удовлетворении духовных запросов и потребностей татарских читателей.

По общему признанию исследователей тюрко-татарской средневековой литературы, многие произведения созданы на основе письменных и фольклорных традиций Востока. Персидско-таджикская, арабская средневековая классика служила своеобразной школой мастерства для многих тюрко-язычных, в том числе и татарских авторов, она обогатила сочинения новыми идеями, темами, мотивами, сюжетами, жанрами, поэтическими средствами и приемами. Поэтика, особенно стихосложение в средневековой тюркской литературе, формировалась и развивалась под влиянием восточной классики. Учащиеся с малых лет приобщались к великим творениям Фирдоуси, Аль-Маари, Низами, Аттара, Руми, Саади, Навои и других корифеев средневековья. Это показывает значительность интеллектуального уровня тюрко-татарского читателя, способность национальной литературы к освоению высших достижений мировой цивилизации.

Известно, что «ни один народ, ни одна цивилизация, ни одна культура мира не развивалась вне воздействия других народов, цивилизаций и культур. Попытка отгородиться «китайской стеной» от взаимовлияния и взаимодействия культур никогда не приводила к желаемым результатам. Исторический прогресс каждого народа - большого или малого - всегда определяется степенью его приобщения к лучшим достижениям всеобщей человеческой культуры» (Ганиева, 1988, 23). Поэтому при изучении истории становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья мы обращаемся не только к первоисточникам самобытного духовного наследия татар, уходящим в многовековую толщу истории древних тюрков, но и их многогранным историко-педагогическим связям с педагогической мыслью других народов и наций этого периода.

Вообще, история педагогической мысли любого народа, как некой относительно самостоятельной и своеобразной целостности, находится в многосторонних связях с окружающей общественно-исторической действительностью, в связи с этим, развивается параллельно с педагогической мыслью других народов мира, подчиняется логике педагогического процесса, взятого в целом. Из сказанного следует, что закономерности развития педагогической мысли того или иного народа не могут быть поняты вне ее взаимодействия с другими и наиболее развитыми цивилизациями. Это положение особенно актуально для тюрко-татарской педагогической мысли. По нашему мнению, ее по-настоящему нельзя понять и оценить без учета «восточных» факторов, вне контекста с восточной классической педагогической мыслью, так как эти связи составляют один из важнейших аспектов в системе межкультурных отношений тюрко-татарского народа. «О взаимопроникновении и интеграции восточных культур свидетельствует то, что многие представители тюркского Ренессанса создавали научные, художественные произведения на арабском и персидском языках, выполнявших в эпоху средневековья функцию международных языков в огромном мусульманском мире. Тюрки были не только воспитанниками, но и активными и равноправными участниками Восточного Ренессанса, внесшими огромный вклад в его создание» (Ганиева, 1988, 42). Яркий пример тому -деятельность таких талантливых представителей восточной ренессансной науки и поэзии тюркского происхождения, как Абу Наср аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Каш-гари, Низами Гянджеви, Амир Хосров Дехлеви, Кул Гали, Алишер Навои, Мухаммед Физули и др. Научные и художественные открытия их явились достижением не только ара-бо- и персоязычной культуры, но и многих тюркских народов Передней и Средней Азии, Закавказья, Казахстана и Поволжья.

Изучение истории становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья по литературным первоисточникам будет способствовать более полному освещению ее идейных истоков, отношения к реальной действительности, фольклору, языку, древ-нетюркским традициям, внесет определенный вклад в теорию сравнительной педагогики, историю развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли в частности и мирового процесса исторического развития образования и педагогической мысли в целом.

Исследование средневековых источников шло по не скольким тесно связанным между собой направлениям. Ар хеографическими работами занимались М.Усманов, А.Фатхи, М.Ахметзянов; опубликовали и ввели в научный оборот материалы о недостаточно известных или вновь най денных памятниках Э.Наджип, Х.Усманов, Ш. Аби лов, Дж.Алмаз, З.Максудова, М.Усманов, Ф.Фасеев,

М.Гайнутдинов, А.Шарипов, Я.Ахметгалиева, Н.Ис маги лов, Г.Зайнуллин. Р.Ганиевой, Г.Тагирджановым, Б.Яфаровым,

Ш.Абиловым, К.Давлетшиным, Х.Миннегуловым,

А.Шариповым, Н.Хисамовым, Р.Амирхановым были выполнены диссертационные исследования, посвященные изучению жизни и творчества Ю.Баласагуни, Кутба, Махмуда Булгари, Мавля Кулыя, Саифа Сараи, Утыз Имяни, Кул Гали, Мухаммедьяра и др.

Определенный вклад в исследование проблем тюрко- татарских первоисточников средневековья внесли русские, советские и зарубежные ученые В.Радлов, Е.Бертельс, В.Бартольд, Х.Вамбери, Х.Короглы, С.Иванов, Э. Фази лов, Ф.Кюпрюлюзаде, А.Баттал-Таймас, А.Зайнчковский,

А.Валитова, И.Бролина, О.Караев, С.Кляшторный, А.Кононов, С.Малов, В.Махпиров, И.Стеблева, Б.Султанов, К.Талипов, М.Фомкин, Р.Арат, С.Башер, А.Дильачар и др.

Все это создает надежную источниковую базу для обобщающих научных исследований, посвященных не только социальной, духовной и историко-философской сферы, но и истории развития педагогической мысли. В настоящее время знания в области истории тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли весьма скудны. Неудовлетворительна источниковая и научная база для систематизации этих знаний. До сих пор нет ни одного диссертационного исследования или монографий, посвященных специальному анализу истории становления и развития гуманистической педагогической мысли тюрко-татарского народа по произведениям художественной литературы XI-XVI вв., хотя немало трудов историко-филологического (Р.К.Ганиева, Х.Ю.Миннегулов), социально-философского (А.Н.Юзеев, Р.М.Амирханов) направления, затрагивающих проблемы героя, общественного идеала, гуманизма, морально-этического содержания и т.д.

Следует отметить, что А.Г.Мухаметшиным было написано диссертационное исследование, где им затронута проблема становления и развития педагогической мысли в Волжской Булгарии в VIII-XIV вв. и дается высокая оценка художественной литературе этого периода как средству воспитания положительных качеств в детях.

Мы остановились на педагогической проблематике произведений средневековья по следующим причинам. Во-первых, по общему признанию исследователей, несмотря на огромную историко-культурную ценность этих произведений, остается неизученной гуманистическая педагогическая мысль, отраженная в них. Во-вторых, без ясного понимания мировоззренческого потенциала произведений - монументальных общетюркских памятников духовной культуры -трудно воссоздать историю национальных культур с древними традициями книжной письменности, восходящими к общетюркским корням. Это полностью относится и к области педагогики и образования татарского народа, представители которого, создав в эпоху раннего средневековья мусульманское государство в Волго-Камском регионе, неизбежно сталкивались в процессе его формирования и функционирования с теми экономическими, социальными, политическими, правовыми, духовными проблемами, энциклопедией которых является, к примеру, поэма «Кутадгу би лиг» Ю.Баласагуни. Общественная роль художественной литературы прослеживается и в последующих произведениях тюрко-татарской литературы XI-XVI вв.: «Кыссаи Йусуф» Кул Гали, «Тухфаи мардан», «Нуры содур» и «Насихат» Мухаммедья- pa. Они тоже были нацелены на решение общественных проблем своего времени.

Следует отметить преемственность и философско-педагогической концепции этих произведений. Они отражают активную жизненную позицию авторов. Их волновали общественные проблемы, они занимали определенные позиции в общественном движении, их произведения адресовались людям, живущим проблемами своего времени, своей страны, пытавшимся влиять на них, исходя из своих социальных и профессиональных интересов. Объединяющий общественный пафос этих сочинений заключается в том, что они учили своего читателя и слушателя как лучше организовать, устроить земную жизнь во имя всеобщего блага и блага личного, как лучше воспитывать людей и быть воспитанным самому (Амирханов, I, 1993, 98).

Общество, жизнь, развитие педагогической науки на современном этапе выдвигают новые задачи, проблемы, требующие неотложных решений. Таковыми являются белые пятна в истории становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья. Обзор имеющейся научной литературы показывает, что данная проблема в более широком историческом плане, в тесной связи с историей самого народа специально не исследована. Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, невозможность исследования проблемы без ученых-педагогов, имеющих специальную филологическую подготовку и владеющих несколькими восточными языками (рядом тюркских, арабским, турецким); во-вторых, отсутствие первоисточников в нашей стране и позднее введение их в научный оборот; в-третьих, отсутствие интереса к проблеме со стороны советских ученых; в-четвертых, невостребованность материала советской системой образования; в-пятых, игнорирование учебными программами, будь это школьная или вузовская программа, региональных компонентов стандарта образования. Существуют ряд других проблем, требующих внимания педагогической науки. Такая ситуация в общественно-педагогической жизни и определила выбор темы данного исследования.

Представленная работа является первым специальным исследованием монографического характера, посвященным изучению истории становления и развития тюрко-татарской педагогической мысли средневековья. Она не претендует на решение всех вопросов, выдвинутых в научно-теоретических исследованиях в данной области. Нами рассмотрены следующие взаимосвязанные между собой вопросы: исторические корни, основные факторы и предпосылки, этапы, закономерности становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья; особенности и основные идеи воспитания и обучения, отраженные в художественных произведениях этого периода. В связи с этим обращается внимание на некоторые аспекты жизни и творчества тюрко-татарских мыслителей средневековья, в частности Юсуфа Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяра.

В процессе изучения истории развития тюрко-татарской педагогической мысли средневековья автором использованы историко-сравнительный, сравнительно-сопоставительный методы исследования, достижения татарской, русской, советской и зарубежной педагогической науки.

История развития тюрко-татарской педагогической мысли средневековья непосредственно связана с вопросами развития государственности, политическими и экономическими проблемами рассматриваемого периода. К сожалению, эти вопросы разработаны пока недостаточно, а если и разработаны, то имеются разночтения в рассмотрении одного и того же вопроса, что не дает возможности прийти ученым к единому мнению в решении частных вопросов.

Предмет нашего исследования довольно сложный, многоплановый; выделение отдельных аспектов рассматриваемых первоисточников в известной степени носит условный характер, но в целом они, дополняя друг друга, на наш взгляд, должны способствовать созданию более или менее полной картины особенностей истории развития тюрко-татарской педагогической мысли средневековья.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью восполнения белых пятен в истории становления и развития тюрко-татарской педагогической мысли средневековья, недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между: требованиями общества, предъявляемыми к педагогической науке, школьному воспитанию и обучению в настоящее время и традиционной, устоявшейся системой школьного воспитания и вузовской системой подготовки кадров; развитием педагогической науки в целом, истории педагогики в частности, и неразработанностью проблемы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневекового периода; - потребностью современной отечественной школы и вуза в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса образования и отсутствием необходимых материалов по рассматриваемой проблематике.

Указанные противоречия на теоретико- методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы тенденции становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли и специфика ее отражения в произведениях утопистов средневековья.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья».

Объектом исследования явилось педагогическое наследие тюрко-татарских гуманистов средневековья.

Предмет исследования: процесс становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья.

Цель исследования: на основе анализа художественно-педагогического наследия тюрко-татарских гуманистов средневековья выявить особенности становления и развития гуманистических педагогических мыслей для устранения белых пятен, имеющихся в истории педагогики не только тюркского, но и народов мира.

Основная гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях: художественно-дидактические первоисточники средневековья содержат не подвергавшиеся до сих пор специальному исследованию гуманистические педагогические мысли о воспитании и образовании; объективное исследование истории становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья внесет существенный вклад в педагогическую науку, философию и историю образования в частности; тюрко-татарская педагогическая мысль средневековья, отраженная в художественно-дидактических первоисточниках, проходила определенные последовательные этапы в своем становлении и развитии; становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли проходило во взаимосвязи с педагогическими идеями других народов своего времени и предыдущих цивилизаций.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать первоисточники, историко- теоретические предпосылки, социально-педагогические ус ловия становления и развития тюрко-татарской гуманисти ческой педагогической мысли средневековья.

2. Исследовать сущность становления и развития, а также выявить основные направления и содержание тюрко- татарской гуманистической педагогической мысли средневе кового периода.

Обобщить исторический опыт становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья и дать теоретическое обоснование социально-утопическим гуманистическим взглядам прогрессивных мыслителей рассматриваемого периода как системообразующей и основополагающей в данной проблеме.

Раскрыть и обосновать теоретико-методологические основы концепции становления и развития средневековой тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли.

Определить основные историко-культурные факторы, влиявшие на становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья.

Стержневую методологическую основу нашего исследования составляет аксиологический подход, который рассматривает ценности как специфически социальные явления, как некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания.

Конкретную методологию исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение прежде всего интегративных инвариантных системаобразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что -главным или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельно-стный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; полисубъектный (диалогический), подход, основанный на вере в позитив- ный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, который в единстве с личностным и деятельностным подходом составляют сущность методологии гуманистической педагогики; культ^р.ол.огический^.ііодход, который задает социально-гуманистическую программу деятельности; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания.

Исходные методологические позиции позволили пред ставить предварительную концепцию исследования как еди ный, определяющий замысел работы, как совокупность ве дущих идей, раскрывающих сущность исследуемого педаго гического явления. Фундаментом этой концепции стали тео рии личностно-деятельностного подхода к воспитанию (О.С.Богданова, З.И.Васильева, В.А.Сластенин,

Н.М.Таланчук, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова), воспитатель ных систем (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова, Т.В.Цырлина и др.), дидактические кон цепции формирования личности (М.И.Махмутов, Д.В.Вилькеев, М.А.Данилов, А.А.Кирсанов,

Н.А.Половникова, М.Н.Скаткин и др.), формирования гума нистического мировоззрения (Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева, Э.И.Моносзон, Т.В.Шуртакова и др.).

Разработке концепции становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогики средневековья спо- собствовали философские, социологические и психологиче ские научные концепции теории формирования личности в социально изменяющихся условиях (Л.П.Буева,

Г.Л.Смирнов, Г.Н.Филонов, И.Т.Фролов), социальной психологии управления (Р.Х.Шакуров), психологии личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев), теории отношений (В. П. Тугаринов, И.Д.Багаева), теории ценностных ориентации (Р.Г.Гурова, А.В.Кирьякова, Т.Н.Малтковская, В.А.Ядов), теории персонификации межличностных отношений (А.В.Петровский, К.К.Платонов), теория ролей, ролевых отношений и сотрудничества (В.П.Зинченко, И.С.Кон), теории социализации личности (К.А.Абдульханова, В.М.Шепель).

В освещении проблемы использовались также концеп туальные идеи историко-педагогических (Г.Н.Волков, Г.Б.Корнетов, Я.И.Ханбиков, З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева, Е.Г.Осовский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин,

А.Н.Джуринский, В.Г.Пряникова, Д.И.Латышина,

К.И.Салимова), философских (А.Н.Юзеев, Р.М.Амирханов), историко-филологических (Р.К.Ганиева, Х.Ю.Миннегуллов) исследований.

Основной идеей концепции исследования является идея о том, что становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья протекало при специфических общественно-политических, экономических, общественно-педагогических условиях и явилось частью социально-утопических взглядов других мыслителей исследуемого периода. Несмотря на утопический характер содержания, гуманистическая педагогическая мысль была прогрессивной и оптимистичной для своего времени, вдохновляла читателей на отстаивание своих личностных прав и свобод, оказывала воздействие на поведение, сознание, нравственные и эстетические взгляды многих поколений.

Ведущие идеи концепции исследования нашли отражение в структуре и содержании диссертации, в которой дается историко-педагогический анализ фундаментальной проблемы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли в средневековый период развития общества.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический метод, который позволил проследить генезис становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогики средневековья; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучена литература: труды классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности, общие и специальные работы по философии и истории педагогики, историко-педагогические работы и документы, художественная литература и т.д.

Источниковедческой базой исследования послужили, прежде всего, сочинения тюрко-татарских мыслителей средневековья, дошедшие до нас в виде рукописей на основе арабской, латинской графики на общетюркском, старотатарском, узбекском, турецком языках, а также в переводе на русский язык; отечественная и зарубежная художественно-дидактическая, педагогическая, философская, историческая литература по исследуемой проблеме. В процессе исследования привлекались также материалы периодической печати.

В процессе работы над исследованием нами изучено и проанализировано большинство концепций социально-утопической гуманистической педагогики средневековых Востока, Китая, Индии и Европы; наследие древнегреческих, арабских, иранских философов и мыслителей, оказавших влияние на становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья. Для полноты и достоверности выводов о содержании и характере тюрко-татарской гуманистической педагогики нами изучено множество сочинений средневековых мыслителей. Однако мы остановились на подробном изучении и анализе гуманистических утопических концепций Юсуфа Баласагуни, Кул Гали и Мухаммедьяра, что объясняется рядом причин.

Во-первых, эти мыслители являются наиболее видными и крупными представителями соответственно раннего, среднего и позднего тюрко-татарского средневековья. Именно они задавали тон в становлении и развитии утопической гуманистической педагогики. Во-вторых, они представляют разные периоды государственных образований в развитии тюрко-татарского общественного строя (Ю.Баласагуни - общетюркского, Кул Гали - булгарского, Мухаммедьяр - татарского), что позволяет выявить специфику становления и развития гуманистической педагогики в различных условиях. В-третьих, произведения этих мыслителей ранее вообще не подвергались педагогическому анализу по выявлению специфики развития гуманистических педагогических идей, содержащихся в них, и не используются в учебно-воспитательном процессе современной школы и вуза. В-четвертых, в трудах этих мыслителей наиболее ярко и убе- дительно отразились проблемы средневекового гуманистического воспитания идеальной всесторонне развитой личности. В-пятых, именно они оказали наиболее сильное влияние на последующее развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли. Все это позволяет утверждать, что всесторонний и целостный анализ гуманистических педагогических концепций названных мыслителей может стать основанием для достоверных выводов об особенностях становления и развития гуманистической педагогической мысли средневековья.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в следующем:

Впервые в историко-педагогической науке изучена история становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья.

Осуществлено историко-педагогическое обобщение гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарских утопистов исследуемого периода.

Определены основные направления гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарского средневековья, главными из которых являются развитие разума и сознания, приобретение разностороннего комплекса знаний, совершенствование нравственности, понимание эстетики прекрасного, гуманность взаимоотношений в семье, использование в воспитании средств народной педагогики.

Раскрыты теоретико-методологические основы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли, важнейшими среди которых являются гуманистические тенденции древнегреческой философии и педагогики, исламский гуманизм, опирающийся на Коран и хадисы пророка Мухаммеда, арабо-иранская эстетика художественного, а также собственно тюрко-татарский этикет, мораль, нравственность, составляющие основу народной педагогики.

Выявлен утопический характер содержания тюрко-татарской средневековой гуманистической педагогической мысли, что заключается в динамике суждений мыслителей, которая направлена на воспитание, во-первых, гуманных членов общества, а также отдельно взятой личности, во-вторых, на воспитание в правителе государством гуманистических качеств и свойств, в-третьих, на утверждение идеи справедливого правления страной с тем, чтобы прийти к справедливому, гуманному и экономически развитому обществу; идею, которую можно было бы представить условно в виде следующей схемы: воспитание в личности гуманных качеств — гуманная личность = гуманный правитель — гуманное общество.

Выявлены основные этапы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневекового периода.

Разработан научный прогноз возможностей использования гуманистических педагогических идей тюрко-татарских средневековых мыслителей в педагогической практике современных образовательных учреждений: гуманизация и демократизация содержания образования и межличностных взаимоотношений, основанные на гласности и открытости системы образования; отказ от авторитаризма в межличностном общении; комплексное воспитание в лично- сти гуманных качеств, совершенствование ее нравственности; воспитание в молодежи уважительного отношения и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям; активное внедрение средств народной педагогики, прогрессивных гуманистических идей исламской религии в учебно-воспитательный процесс; повышение роли семьи и родителей в гуманистическом воспитании подрастающего поколения, а также ответственного отношения детей к своим родителям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: качественно обогащено содержание курса педагогики «Философия и история образования» в общем, истории образования и педагогической мысли татарского народа в частности; разработано содержание нового спецкурса для студентов вузов, изучающих курс психолого-педагогического цикла, а также учителей, повышающих квалификацию на курсах ИПКРО; определены основные идейно-теоретические направления гуманистической педагогической мысли средневековья не только татарского, но и других тюркских народов, что поможет учителям литературы и истории общеобразовательной школы правильно ориентироваться в нравственно-эстетических ценностях художественно-дидактических сочинений мыслителей исследуемого периода; создана возможность для разработки методических рекомендаций учителям, воспитателям школ, гимназий, лицеев и высших учебных заведений с целью организации вое- питания подрастающего поколения на основе гуманистических традиций; — намечены основные направления научно-исследовательских работ студентов и аспирантов по изучению гуманистических педагогических идей тюрко-татарских мыслителей средневековья, а также последующих периодов развития общества.

На защиту выносятся:

Идея обусловленности становления и развития тюр-ко-татарской гуманистической педагогической мысли исследуемого периода общественно-историческими условиями своего времени.

Характеристика становления и развития парадигмы гуманистической педагогической мысли тюрко-татарских утопистов-гуманистов IX-XVI вв.

Анализ содержания и специфики тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья, основу которой составляют демократизм и гуманизм, действенная любовь к людям, невзирая на их социальное происхождение, воспевание справедливости, этического и эстетического начала, положительных человеческих качеств.

Этапы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли, основными среди которых являются раннетюркское (IX-XI вв.), классическое (XII-XV вв.) и позднее (XV-XVI вв.) средневековье.

Исторические аналогии исследуемой проблемы, которые имели влияние на становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья, в числе которых исламская культура и Коран, педа- гогические идеи древнегреческих философов, арабо-персидская художественно-дидактическая литература, тюр-ко-татарская народная педагогика, система средневекового образования.

6. Социально-утопический характер (гармонизация физического и духовного, земного и божественного начала в личности, мечтания о демократическом переустройстве общества путем просвещения, устранение социальных противоречий и человеческих пороков) прогрессивных гуманистических педагогических идей средневековых тюрко-татарских мыслителей.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями, использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности, синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии и социологии, научной апробацией основных идей и полученных результатов на практике школьного и вузовского преподавания, использованием их в научных трудах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений по исследуемой теме, пропаганде разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализе и обсуждении результатов исследования.

Результаты исследования получили отражение в учебных пособиях и школьных учебниках, фонохрестоматиях, методических рекомендациях, монографиях, научных статьях, докладах и их тезисах. Всего по теме опубликовано более 70-ти работ общим объемом около 90 п.л.

Основные положения исследования изложены в монографиях «Тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль средневековья» (1999), «Детская литература и воспитание» (1996), «Педагогическая мысль Ю.Баласагуни» (1999), «Педагогические идеи булгарского поэта Кул Гали» (1999), «Гуманистическая педагогика Мухаммедьяра» (1999), которые получили положительную оценку педагогической общественности, что нашло отражение в периодической печати.

Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских и региональных конференциях, семинарах, совещаниях. Содержание исследования нашло отражение в спецкурсах, прочитанных по линии ИПКРО Татарстана, Мордовии, Кировской области, организованных в Саранске, Вятских Полянах, Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Арске, Зеленодольске (1997-1999 гг.); используется на лекциях по курсу «Философия и история образования» преподавателями кафедры педагогики Казанского госпедуниверситета и других педвузов.

Основополагающие первоисточники изучения тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли IX-XVI вв.

Тюрко-татарская литература имеет богатую, многовековую историю. Ее зарождение относится к общетюркскому периоду (IX-X вв.). Она связана с проникновением и распространением среди тюрков арабской письменности, вместе с ней и ислама, переходом тюркских племен-кочевников к оседлой жизни, укреплением государства и постройкой городов, а также разделением труда в обществе и появлением частной собственности.

В то время не было книгопечатания и художественные произведения переписывались от руки. Такое положение ограничивало количество экземпляров и географию распространения. Частые воины, пожары и другие природные бедствия препятствовали долголетию рукописных книг. По этой причине редкие из них дошли до наших дней.

Начиная с поэмы «Кутадгу билиг» Ю.Баласагуни и на протяжении всего средневековья наблюдается желание писателей служить широким слоям населения, отражать их интересы, глубокое уважительное отношение к ним и стремление облегчить их учесть. Тем не менее поэты и писатели являются жертвами своего времени. Некоторые из них, будучи дворцовыми, были вынуждены писать по заказу, воспевать и прославлять жизнь царей и ханов. Но даже в этих условиях они давали волю своим мыслям. «Они призывали дать руку упавшему, помочь нуждающимся, жить с надеждой на будущее, возвеличивали простого человека-труженика, самые человечные качества, нравственную чистоту видели в этих простых людях» (История, 1985, 22). Средневековые поэты воспевали и такие нравственные качества людей, как трудолюбие, искренность, отзывчивость и готовность помочь другим, чувства коллективизма и интернационализма.

Прогрессивная литература во все времена служила широким слоям населения. Воодушевляла людей на свободную, равноправную и хорошую жизнь в достатке. Этому зачастую способствовали фантастические картины нереальной жизни и образы идеальных героев. Такое изображение жизни свойственно и поэме «Кыссаи Йусуф» Кул Гали, и центральный ее герой Йусуф является идеальным, справедливым правителем, владеющим различными науками и профессиями, а также просвещенным, знающим многие языки человеком. Образ положительного героя Йусуфа по духу близок героям многих литератур мира, оказал влияние и на последующую татарскую литературу. Образы идеального правителя присущи и таким произведениям XIV века, как «Хосров и Ширин» Кутба, «Джумджума султан» Хисама Кятиба, «Гульстан бит-тюрки» Саифа Сараи. В своих произведениях с центральным героем справедливого правителя поэты мечтали об идеальном государстве и призывали правителей измениться в положительную сторону и отказаться от злодеяний. От многих отличается образ идеального правителя и его идеальное государство со справедливыми взаимоотношениями в произведениях Мухаммедьяра - поэта периода Казанского ханства. Его шаг был смелым, он изобразил равноправие и свободу всех людей, живущих в достатке и справедливом демократическом обществе. Как и у всех народов, в средневековый период зародилась татарская гуманистическая литература, где центральным героем стал Человек с большой буквы. Эта литература возвеличивала человека, способного строить свое счастье и изменить жизнь, пронизана любовью к человеку.

Средневековая татарская литература представлена в рукописных произведениях. Большинство из них хранится в научных центрах и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Ташкента, Душанбе, Еревана, Ашхабада, Алма-Аты, а также за рубежом. Научные и учебно-просветительские учреждения занимаются сбором этих рукописей давно, с этой целью организуются специальные экспедиции. С XVIII века это считается делом государства и с XIX века - обязанностью научных учреждений.

Еще в 1722 году Петр I во время посещения Древних Булгар обратил внимание на надгробные камни, велел их собрать и перевести. Издал специальный приказ об их охране. В этих камнях он видел драгоценный материал для изучения истории.

В 1759 году директор первой Казанской гимназии, действительный член Российской академии наук М.И.Веревкин поднимал вопрос о подготовке национальных кадров, знающих и понимающих свою историю и культуру, чтобы в последующем они смогли служить своему народу.

Общественно-исторические условия становления гуманистической педагогической мысли у тюрков в раннем средневековье

В центре Азии находится земля, на которой встретились в древности несколько великих культур Востока: византийская, арабская, персидская, индийская и китайская. Много лет назад эту землю начали осваивать многочисленные кочевые племена тюрков. Здесь они развивали свои собственные традиции и осваивали лучшие достижения других великих цивилизаций. Земля эта называлась Туранскои («страна тюрков», синоним более позднего названия «Туркестан»). Позднее ее стали именовать Туркестаном, а затем Средней Азией.

Раскинувшиеся на обширной территории могущественные, но недолговечные тюркские империи VI - IX вв. - За-паднотюркский и Восточнотюркский каганаты - в результате внутренних неурядиц и нашествий внешних врагов распались, оставив для истории в первом случае только название, а во втором - знаменитые тюркские рунические памятники - бесценный историко-педагогический источник для изучения истории становления и развития гуманистической педагогической мысли тюркских народов.

В IX веке в Туркестане, где до того господствовала иранская династия Саманидов, возникло новое тюркское государство - империя Караханидов (840-1212), которая просуществовала до начала XIII века. Династию Караханидов основали ханы, принадлежавшие к тюркскому племени кар-луков. Карлуки и стали господствующим племенем в Караханидской державе, которая в период своего наибольшего могущества включала в себя Мавераннахр, Фергану, Семиречье, Кашгарию, т.е. огромную территорию от Хотана (Синьцзян) до берегов Амударьи.

В империи было два центра: на востоке - город Кашгар, на западе - город Баласагун. Кашгар сами тюрки называли Ордукентом («ставка», «столица»), а Баласагун - Ку-зорду. Подчеркивая особую роль городов в Караханидском обществе, А.Н.Кононов пишет: «Кашгар - один из культурных центров Восточного Туркестана - вместе с Баласагуном, который уже в середине X века рассматривался как мусульманский город, являлись в XI в. форпостами мусульманской учености» (Кононов, 1983, 500). В X веке караханидские тюрки первыми среди тюркских племен приняли ислам, который постепенно распространялся и среди кочевников. В XI веке властитель Караханидекой державы, владевший многими городами Средней и Центральной Азии, среди которых были такие жемчужины Востока, как Самарканд и Бухара, уже носит запечатленный на монетах громкий титул: «Малик аль-машрик ва-с-син»-«Властитель Востока и Китая». Упоминание о владычестве над Китаем имело чисто символическое значение: такие титулы применялись для указания на то, что данный правитель господствовал на территории, граничащей с указанным в титуле государством. Империя Караханидов состояла из трех основных уделов: Мавераннахра, Семиречья и Восточного Туркестана, однако в результате бесконечных междоусобных столкновений, борьбы за власть, за лучшие уделы и пастбища происходило дальнейшее дробление страны, что подтачивало устойчивость и мощь государства и привело в итоге к его распаду и гибели: в ИЗО году Караханидское государство было завоевано хорезмшахами, а в 1212 году в Самарканде хорезм-шахом Мухаммедом был казнен последний представитель западнокараханидской династии. Но к этому времени Средняя Азия, Семиречье, Кашгария обрели новое этническое лицо, новую социальную и экономическую структуру, новый тип духовной культуры. Лишь потрясения периода монгольских завоеваний прервали естественный процесс наметившегося развития.

Тем не менее период господства Караханидов ознаменовался для всех частей их обширной империи значительными экономическими, социальными и культурными сдвигами, причем - в положительную сторону. При караханидском завоевании Средней Азии не было массовых разрушений и опустошений (Кляшторный, 1970, 82-86). Города не разрушались, а возделанные земли не превращались в пастбища. Сохранялось население - и городское, и земледельческое. Города Мавереннахра и Семиречья, которые в это время переживали бурный рост за счет расцвета рабадов - торгово-ремесленных кварталов, были настоящими центрами цивилизации: в них шумели восточные базары, кипела работа бесчисленных ремесленников, изготовлявших глиняную посуду, медную утварь, стекло, удивительные художественные изделия; в них работали замечательные строители, творения которых и по сей день стоят на земле, а в тихих худжра -кельях на многих языках Востока писались сочинения, которым суждено было пережить века (Бартольд, 1963, 246-247).

Общественно-исторические условия развития гуманистической педагогической мысли в Волжской Булгарии

В деревнях и городах Булгарии широко распространяется сеть начальных и высших мусульманских учебных заведений. В них учатся не только местные жители, но и выходцы из других стран. Приглашаются в Булгарию научные силы из Ширвана, Дагестана, Хорезма, Хорасана. Посещают ее ученые, путешественники, проповедники ислама и люди других свободных профессий. С Волжской Булгарией была тесно связана деятельность ученого-хорасанца Дамаска -Араб-шаха. Арабский ученый из далекой Андалузии абу-Хамид аль-Гарнати неоднократно встречался с булгарским историком Якубом ибн-Нугман аль-Булгари, читал его известный труд «История Булгарии». Благодаря ему отрывки из этой книги дошли до наших дней. Абу-Хамид аль-Гарнати привез в Волжскую Булгарию своего сына на учебу, что тоже свидетельствует о высоком уровне просвещения, наук, интеллектуальной жизни булгар.

На первых порах в качестве преподавателей булгар-ских медресе работают ученые из арабских стран; преимущественно поддерживаются тесные контакты с Багдадом и Дамаском, главными культурными и научными центрами халифата. О багдадцах, живших в начале X века в городе Булгаре, сообщает секретарь багдадского посольства Ибн Фадлан. Путешествия булгар в Багдад описываются в исторических сочинениях и других восточных авторов. Оживленные экономические, политические, культурные связи тюрков, в том числе булгар, обусловили составление в Багдаде словаря Махмуда Кашгари «Диване лугатут-тюрк».

Возрождение затрагивало широкие круги населения Волжской Булгарии. Медресе действовали не только в городах, но и в деревнях. Грамотность была доступна различным слоям булгарского общества.

Представителям булгарской интеллигенции был свойственен ренессансный энциклопедизм. Они были знатоками и создателями различных наук: математики, астрономии, химии, медицины, географии, истории, философии, филологии, мусульманской юриспруденции (Давлетшин, 1985, 16-30). В различных песнях, байтах Булгар возвеличивается как «великая страна» школ, медресе, преподавателей, литераторов, переписчиков книг, каллиграфистов, ученых, знаменитых людей.

По описаниям в устном народном творчестве, булгары были частыми гостями в далеком Кашмире и Индии. Из Поволжья в Индию экспортировались и булгарские кони. Бул-гаро-индийские торговые связи были не односторонними. Навещали Индию не только булгарские купцы. По сообщениям Ибн Фадлана, еще в начале X века в Булгаре жили индусы. О существовании торговых и культурных отношений с Индией рассказывают обнаруженные в развалинах Булгара золотые динары, тонкие и изящные предметы украшения индийского происхождения. Не прерываются эти связи и в золотоордынский период. На торговлю лошадьми, вывозившими из Кипчака, обратил свое внимание и другой арабский путешественник Ибн Батута (1304-1377 гг.).

Арабские, персидские, индийские и европейские путешественники, историки сообщают о булгарах, обучавшихся и работавших в странах Арабского Востока, поддерживавших контакты с учеными Ирана, Ирака, Египта, Средней Азии, Азербайджана, Армении. Целый раздел книги Ш.Марджани «Мустафад ал ахбар...» посвящен описанию деятельности булгарских ученых, известных во многих странах Востока. Например, ученый из Поволжья Хасан ибн Омар аль-Булгари был тесно связан с городами Гянджа и Бухара, а живя в них - и с Волжской Булгарией. Другой ученый, Ахмед Булгари, был известен не только у себя на родине, но и во многих странах Среднего Востока как выдающийся знаток мусульманской юриспруденции и других наук. Он был учителем сельджукского султана Махмуда Газневи. Его трудами пользовались многие среднеазиатские ученые. Замечено, что «Ахмед Булгари был ученым, познавшим тайны наук». Он был признан достойным руководить другими учеными.

Казанское ханство и развитие социально-утопических мыслей в конце XV - начале XVI в

В рукописном варианте поэмы Мухаммедьяра были широко распространены среди народа и размножались многими переписчиками. Они использовались как учебники для овладения грамотой. Тем не менее имя Мухаммедьяра получило широкую известность лишь в середине XIX века. Впервые о них заговорил профессор Казанского и Петербургского университетов ученый-тюрколог И.Н.Березин. Он обнаружил их в отделе Восточных рукописей Азиатского музея Санкт-Петербурга и оценил как достойные изучения высокохудожественные произведения.

Поэмы Мухаммедьяра «Тухфаи мардан», «Нуры содур» и стихотворение «Насихат» дошли до наших дней в рукописном варианте. Древние рукописные произведения очень высоко оценивались состоятельными людьми и любителями чтения. За них платили золотом, поэтому являлись показателем состоятельности людей. Прежде всего они отражали стремление народа к духовному богатству и отвечали их эстетическим запросам. Рукописи являлись культурным достоянием народа, именно поэтому их и переписывали вручную писцы разных времен и поколений. Таким образом произведения Мухаммедьяра сохранились и дошли до нас.

Поэма «Тухфаи мардан» состоит из многочисленных рассказов о природе, состоянии души поэта, нравственно-педагогических и философских размышлений. Поэма воспевает такие положительные человеческие качества, как честность, уважительное отношение к людям, умение чувствовать благодарность, а также осуждает такие отрицательные качества как злонамеренность, стремление нанести человеку обиду. В поэме Мухаммедьяр поднимает проблемы культуры речи, поведения, взаимоотношений людей, этикета и старается решить их с гуманистической точки зрения, на уровне принятых общечеловеческих норм и правил поведения.

Подлинный язык Мухаммедьяра не понятен современному читателю. Наряду с древнетюркскими элементами там очень много заимствований из арабского и персидского языков. Естественно, никаких трудностей не представляют поэмы для подготовленных читателей - филологов-тюркологов. Имеются места, понятные и для простого неподготовленного читателя. К сожалению, для русского читателя поэмы до сих пор остаются недоступными из-за отсутствия переводов.

В период творчества Мухаммедьяра Казанское ханство переживает трудные и противоречивые дни. Ханы и его приближенные были далеки от интересов народа. Народ платил большие налоги. Производительные силы в своем развитии встречали большие трудности, экономика шла на убыль.

Основными занятиями сельского населения Среднего Поволжья были земледелие и стойловое скотоводство, городского - ремесло и торговля. Образование Казанского ханства играло прогрессивную роль в восстановлении булгарских традиций волжской торговли, нарушенных на время монгольскими завоеваниями. Налаживались торговые связи с Русью, Средней Азией, Кавказом, Ираном, Турцией.

В социальном отношении в Казанском ханстве эксплуатировали население - крестьян и ремесленников - оседлые светские феодалы и духовенство.

Развитие экономики, рост городов способствовали развитию строительного дела и зодчества. В XVI веке в Казани был построен ряд зданий и сооружений, некоторые из них сохранились до наших дней и являются памятниками архитектуры, свидетельствующими о мастерстве и таланте народа.

Письменность на основе арабской графики продолжала служить Казанскому государству и его населению. Здесь открывались медресе, в которых преподавали ученые имамы, развивалась сеть библиотек. Известное медресе Кул Шари-фа, возможно, давало высшее образование по средневековым меркам. Ислам, принятый булгарами еще в начале X века, получил в Казанском ханстве более широкое распространение. Грамотность была необходима в первую очередь представителям администрации и духовенства, но и среди населения она имела достаточное распространение. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма.

В Казани и на казанской земле была широко известна восточная поэзия. Зачитывались великолепными творениями Рудаки и Фирдоуси, Омара Хайяма и Маади, Низами и Саади. Читали тюркских поэтов Юсуфа Баласагуни и Кул Гали, Кутба и Саифа Сараи, Хорезми и Рабгузи. Наряду с Мухаммедьяром творили и другие казанские поэты: Мухаммед Амин (он же хан, конец XV - начало XVI вв.), Умми Камал, Гарифбек, Максуди, Кул Шариф. В Казани было много других придворных и народных поэтов.

Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением связаны именно с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Ханеке-Солтан байте» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».

Похожие диссертации на Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья