Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Каримулаева Эльмира Магомедовна

Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.)
<
Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримулаева Эльмира Магомедовна. Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-13/1320

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-экономические и культурные предпосылки зарождения светского женского образования в Дагестане во второй половине XIX века 13

1. Влияние исторических и социально-педагогических факторов на становление и развитие светского женского образования в Дагестане 13

2. Особенности становления и развития светских женских учебных заведений в Дагестане 39

3. Содержание образования в светских женских учебных заведениях 63

Глава 2 «Коренные преобразования в области женского образования в 20-40-гг. XX в 108

1. Влияние социально-политической и педагогической парадигмы в образовании женщин-горянок 108

2. Ликвидация неграмотности среди женщин как, важнейшая государственная задача ...' 118

3. Строительство советской школы и обучение девушек 130

Заключение 158

Библиография 163

Введение к работе

Актуальность исследования. История Дагестана последней четверти XIX и первой половины XX вв.- один из достаточно хорошо изученных периодов прошлого края. Он был переломным во всех отношениях: в политическом, социально-экономическом и культурном для населяющих его народов.

В политическом плане была образована область с новыми, административными образованиями-округи. В социально-экономическом отношении в результате развития российского капитализма «вширь» Дагестан довольно активно вовлекался в русло экономического развития Российской империи в целом: под влиянием пореформенной России на смену средневековым отношениям вторгаются капиталистические, рыночные; кустарно-ремесленому производству, рассеянной мануфактуре —фабрично-заводская промышленность; продуктообмену— товарно-денежные отношения.

Позитивные сдвиги наблюдаются и в аграрном секторе: расслоение крестьянства приобретает необратимый характер, натуральное хозяйство постепенно становится мелкотоварным, перерастая в капиталистическое. Развитие последнего обусловлено земельной арендой, что оказывало все возрастающее влияние на углубление процесса расслоения крестьянства, создавая условия для применения наёмной рабочей силы.

Присоединение Дагестана к России способствовало развитию просвещения, так как экономика и культура России находились на более высоком уровне.

В общеобразовательных и специальных учебных заведениях начала формироваться национальная интелегенция, часть, которой находилась под влиянием прогрессивных идей русского просвещения. Возрастающие экономические, политические и культурные связи между народами все более укрепляли их совместную деятельность в области развития школы и педагогики.

Все эти перемены повлияли на культурную жизнь народов Дагестана: появляется сеть светских школ, формируется национальная интеллигенция, издаются первые газеты, зарождается женское светское образование и др. Во всех этих

сдвигах большую роль сыграло вхождение Дагестана в состав России. «Ни водной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»[123,с.297].Для Дагестана, где конфессиональная система образования была наиболее развита, зарождение светского образования - это и есть начало отрицания той системы, которая слагалась веками, это перелом, переход всего общества в новое качественное состояние, говоря современным языком, это была перестройка в соответствии с требованиями нового времени.

Географическое положение Дагестана, условия исторического развития его народов, необычная этноязыковая пестрота населения наложили отпечаток на социальный и духовный облик этого края. Ни самые суровые в прошлом условия жизни народов, ни неприступные «джунгли гор» с удручающим бездорожьем, ни вековечная бедность и нищета людей не смогли отсечь горцев от внешнего мира, отгородить их от других народов, загнать их в «каменный мешок».

В развитии культуры, литературы, истории края неоценимую роль сыграли как арабский язык и арабская графика, так и аджамское письмо для родных языков, построенное на арабской графике, приспособленное к фонетическим особенностям местных языков. Все, что создавалось в духовной культуре Дагестана до XVII-XVIII вв. на арабской письменности, имело прямое отношение к средневековому периоду и опиралось на религиозную идеологию.

Таким образом, вплоть до XIX века Дагестан находился в интенсивном культурно-историческом общении с арабским миром. Восток в средние века играл исторически важную роль в судьбах малых народов, в том числе и Дагестана.

В процессе исторического развития сложилось так, что в средневековье Дагестан оказался в сфере арабо-мусульманской цивилизации, а в Новое время его перетянуло к России. Очень наглядно это мы проследили в системе просвещения, где женщина обретает равное положение, и в этом немалую роль сыграло зарождение и развитие светского образования в Дагестане.

Мы знаем, что ислам для своего времени был не только религией, он был и системой права, и политической доктриной, моральным учением, и философией.

Естественно, он сыграл свою позитивную роль в духовной жизни народов. Самые важные участки жизни общества—просвещение и образование долгое время находились в руках мусульманского духовенства.

Становление светского образования связано с переходом системы просвещения в руки государства. Это явление совпало с процессом вхождения Дагестана в российское государство. В XIX-XX вв. образование обретает иное качественное состояние. Оно вплетается в государственную систему функционирования. Поэтому понятие «образование» со временем получило большой разброс, вызывая большие споры.

Образование является, прежде всего, процессом приобретения знаний, а затем есть результат этого процесса, т.е. совокупность систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений. Образование функционально направлено на формирование личности. Под образованием можно понимать весь процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на некоторые «идеальные образы», исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. С этой стороны образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.[110,с.293]

Важнейшим компонентом образования является передача и получение знаний. Все эти свойства образование начало приобретать с того времени, когда государство берёт на себя все моменты устройства образовательного процесса.

Данное исследование направлено на рассмотрение вопроса зарождения и развития женского светского образования в Дагестане в конце XIX в.- первой половине XX века.

В 90-е годы XIX столетия происходит усиленный рост крупной промышле-ности. Растет количество рабочих, а среди них сильно увеличивается число женщин-работниц. В наемный труд вне дома вовлечено огромное количество женщин.

Это обстоятельство сильно отразилось на социально-экономическом, культурно-бытовом положении женщин. В этих условиях возник женский вопрос- вопрос уравнивания женщин в правах с мужчинами. Большую остроту приобрела проблема образования женщин, её «духовного освобождения», улучшения положения женщин в обществе и семье.

XIX век в судьбах Российской империи сыграл качественно иную роль. В управлении страной Россия перешла от коллегий к министерствам. В числе восьми министерств было образовано и Министерство Народного Просвещения, узаконившими государственную систему образования в России, были утвержденные 24 января 1803 г. «Предварительные правила народного просвещения», которые устанавливали структуру и систему управления образования, определяли суть «учебной части» и источники финансирования.

Исключительно важными и для той поры смелыми, новаторскими были сформулированные в этом документе принципы организации бессословных учебных заведений: бесплатное обучение на низших его ступенях, преемственности учебных программ.

С этого времени Дагестан становится частью российского государства, однако вливаться в российскую систему образования он не торопится, потому что надолго увяз в народно-освободительной войне за независимость.

Изучение истории народного образования России и конкретно её региона Дагестана дает возможность исследователю проследить процесс духовного прогресса общества.

Исследовательский интерес приковывает к себе история светского образования женщин в Дагестане, как важный фактор их раскрепощения. Состояние женского образования - это показатель не только уровня духовного развития народа, это уровень зрелости общества, интенсивность его регуляций. Исследование данной проблемы выводит нас на нахождение закономерностей роста, смены форм, методов и содержания, как самого образования, так и в широком смысле прочности, упругости общества в целом.

Работа охватывает период последней четверти XIX века и первой половины XX века. Приблизительно столько времени потребовалось дагестанской женщине, горянке, чтобы светское образование стало внутренней потребностью и важней шей ценностью дагестанского общества.

Данный период в истории Дагестана очень насыщенный, важный, переводящий общество в новое качественное состояние. Формационный сдвиг - это всегда болезненный процесс в судьбе народа, связанный с преодолением вековых ценностей и становлением, обретением новых. Эта эпоха для Дагестана совпала не только с включением в российскую государственность, но и с обретением новой

светской системы образования, появлением светских женских учебных заведений. Благодаря им местная молодёжь получила возможность обучаться, приобщаться к прогрессивному, передовому.

Исследование истории женского светского образования дает возможность рассмотреть историю образования, его истоки, учесть исторический опыт, накоп- ленный за столетия, выявить историко-культурный потенциал системы Образова ния Дагестана. Оно послужит опорой при конструировании научно-обоснованной системы образования в регионе. Исследование малоизученных сторон истории становления и развития женского светского образования в Дагестане имеет особую научную ценность. Оно направлено на ликвидацию пробелов в изучении исторического развития женского светского образования в Дагестане.

Ценные факты по исследуемой проблеме отражены в работах Л.Загурского, Е.Козубского, П.Услара, С.Фарфоровского, Р.Фадеева, Е.Маркова, П.Надеждина, О.Маркграфа и в работах дагестанских авторов Э.Алкадари, Д.Бутаева, А.Омарова. В работах представлен определенный фактический материал, который характеризует состояние народного образования в целом и светской женской системы образования, в частности, тут можно найти данные о русских школах, и дана оценка роли конфессиональных школ в духовной жизни народов Дагестан.

В первой половине XX века появляются фундаментальные работы выдающихся востоковедов В.В.Бартольда, А.Н.Генко, И.Ю.Крачковского, посвященные исследованию исторического прошлого края. В их трудах содержатся ценные сведения по вопросам образования, в частности материалы о конфессиональной школе, но вопросы развития светского образования в них не получили достаточно полного отражения.

Исследование исторического прошлого народов Дагестана пошло ускорены-ми темпами после 1917 года. В 20-3Ох. гг. оно шло от ученых центральных академических центров. Но работы эти были посвящены в основном изучению материальной культуры, языков народностей Дагестана.

Изучению вопросов истории народного просвещения дореволюционного Дагестана посвящены исследования А.К.Селимханова [183], М.А.Абдулаева [1-2], Г.Ш.Каймаразова [70-76], в которых показан процесс становления государственной системы школьного образования, характеризуется роль и место конфессиональной школы в системе просвещения на различных этапах истории дореволю-ционого Дагестана.

Прорыв в исследовании истории народного образования происходит в послевоенные годы, когда идет широким фронтом подготовка местных научных кадров. Вместе с «Очерками истории Дагестана» (1-2 тт.) и «Истории Дагестана» (1- 4 тт.) в 50-70-х гг. было издано ряд трудов, посвященных важным вопросам истории народного образования в Дагестана в советский период. Среди них, прежде всего, отметим работы Ш.Д.Хасбулатова [219-220], Г.Ш.Каймаразова [70-76], С.М.Омарова[159-162], А.Р.Исмаилова [65-67], Х.Г.Магидова[112], А.А.Абилова[4-7], А.Гасановой [31-33]. Все эти работы внесли известный вклад в изучение истории образования Дагестана, в них на основе широкой источниковедческой базы рассматриваются различные аспекты истории образования и женского образования в частности. Этой же проблеме посвящена работа коллектива авторов «Школьное образование в Дагестане», вышедшая в 1968 году.

Примечательным является то, что женщина Дагестана именно в исследуемый период начала вовлекаться в рационально-светское образование, что в дальнейшем даёт ей возможность активно участвовать в экономической и культурной жизни Дагестана наравне с мужчиной. Этот период в истории Дагестана специфичен ещё и тем, что именно он оказался на стыке времен, эпох и двух цивилиза ций. Это было время «рождения, преодоления и становления» горянки в своих правах.

Наличие противоречия между потребностью исследования становления и развития женского светского образования в Дагестане, с одной стороны, отсутствие специальных научных исследований, с другой стороны, послужило основанием выбора данной темы и определило проблемную и сущностную характеристику " процесса развития женского светского образования.

Цель исследования - раскрыть и проанализировать процесс становления и развития женского светского образования в Дагестане, показать сущность, специфику, направленность этого процесса на разных этапах общественного развития. На основе конкретно-исторического анализа показать основные направления, формы и методы деятельности местных органов и государственных структур управления, общественных и частных инициатив в деле налаживания работы учебных заведений и привлечения женщин к учебе.

Объект исследования - светское женское образование в Дагестане (последняя четверть XIX - первая половина XX вв.).

Предмет исследования - процесс зарождения и развития светского женского образования в Дагестане (последняя четверть XIX-первая половина XX вв.).

Гипотезой исследования является предположение о том, что: о обобщение и систематизация исторического и педагогического материала по вопросам становления женской светской школы в Дагестане позволит выявить ценностные ориентиры современой системы образования; о введение в научный оборот ранее малоизвестных историко-педагогических ис-точников позволят с новых позиций оценить факторы и тенденции становления женского светского образования в Дагестане; о анализ историко-педагогических исследований позволит определить своеобразие развития женского светского образования в Дагестане и использовать ее позитивный опыт при совершенствовании национально-региональной системы образования.

Цель и рабочая гипотеза предопределили следующие задачи исследования: о раскрыть исторические предпосылки зарождения и становления светского женского образования; о дать характеристику тенденциям становления и развития светского женского образования; о показать специфику решения вопроса женского образования в полинациональных условиях Дагестана, знание которой обогатит современную историю образования.

Методологической основой исследования являются принцип научного историзма; единства исторического и логического в познании педагогических явлений и фактов; взаимообусловленность социальных, экономических, педагогических, национально-культурологических факторов в развитии женского светского образования.

В работе использованы следующие методы:

1.Описание, обьяснение, сравнительно-сопоставительный теоретический анализ и синтез, классификация историко-педагогического материала, обощение и систематизация результатов;

2.Ретроспективный анализ проблемы становления и развития женского светского образования.

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы ЦГА РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, труды педагогов, историков, писателей по вопросам культуры и образования в Дагестане (в том числе и в периодической печати). Кроме того, такие источники, как «Акты Кавказской археологической комиссии» (АКАК), «Кавказский календарь», «Кав казский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ).

Дисертационое исследование осуществлялось в следующие этапы:

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисковый, проводилась архивная эвристика,

разрабатывалась концептуальные основы исследования, проводился сбор и анализ материалов. Обоснование проблемы, анализ её научной разработанности, выявление и анализ новых и малоизученных источников, определение цели, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (2001-2004 гг.)- научно-исследовательский. Анализ и пополнение первоначального круга источников, систематизация собранного материала, критический пересмотр традиционных оценок дореволюционной практики светского образования в Дагестане.

Третий этап (2004 -2005 гг.)- теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в : , о раскрытии исторических предпосылок, истоков, тенденций и этапов зарождения и развития женского образования в Дагестане; о определении решающей роли общественного фактора в развитии системы женского светского образования в Дагестане; о описании типов светских учебных заведений, сущности, характера и особенностей организации, их финансирования и управления, а также роли в системе светского женского образования; о проведении анализа содержания образования, учебных планов и программ; о анализе методов и форм организации обучения в средних учебных заведениях. Практическая значимость исследования. Результаты и выводы, полученные в процессе исследования, послужат основой для новых работ по истории отечест-венной педагогики. Фактический материал и положения обобщенные в диссертации могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики. Материалы исследования могут быть использованы в исследователь ской и образовательной практике, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по развитию образования в Дагестане.

На защиту выносятся следующие положения: о целостность развития женского образования в Дагестане, связанное с историей женского образования России и одновременно обусловленные специфи-ческимие условиями, характерные для территории, оказавшие определенное влияние на становление и развитие женского светского образования в Дагестане; о тенденции развития женского светского образования в Дагестане, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, региональными и педагогическими условиями, состоянием учебной и материальной базы, уровнем квалификации педагогических кадров, определившие уровень развития женского светского образования в Дагестане; о теоретическая, историко-культурная и практическая значимость практики женского светского образования в Дагестане в последнюю четверть 19 и в первой половине 20 вв. для разработки современных проблем истории образования в Дагестане. Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям и задачам, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось в процессе работы над проблемой. Основное содержание диссертации было апробировано в педагогической деятельности автора, в опубликованных статьях и тезисах, в выступлениях на научных конференциях ДГПУ, ДГУ и ДНЦ РАН.

Влияние исторических и социально-педагогических факторов на становление и развитие светского женского образования в Дагестане

Вхождение Дагестана в российскую цивилизацию, которая, находилась ближе к Европе, общалась с ней больше, имела свой литературный язык и выработанную на нем культуру современного уровня, стройную систему образования, имела для Дагестана поистине большое значение.

Российский опыт оказался для народов Дагестана наиболее удобным, хотя процесс вхождения в Россию был чрезвычайно болезненным, сопряжен с войнами, многочисленными жертвами.

Ведь народы Дагестана тысячелетиями находились в сфере влияния двух других мировых цивилизаций: персидской и арабо-мусульманской. Сотни лет потребовалось Дагестану, чтобы ислам проник во все сферы древней местной цивилизации. На этой религии, вкупе с местными адатами и традициями, вырабатывался во многом новый дагестанский менталитет. Он впитывал восточное и укоренял устойчивые традиции своего бытия. По внешней форме он представлял собой набор определенных правил поведения, своего рода свод неписаных законов, адатов, обычаев, а также систему ценностных оценок всего: этических, эстетических, рациональных и т.д. С этой точки зрения менталитет - это как бы «морали-зованная идеология» народа, охватывающая все сферы его жизни, т.е. выражающаяся не только в его социальных отношениях, но и в отношении к окружающей среде.

Надо подчеркнуть и другую сторону менталитета - это не просто система ценностей, знаний и правил поведения, а еще биологический в своей основе феномен [222,с. 178]. Это не только обычаи и адаты, которым следовали по доброй воле, из уважения к прошлому, но и глубоко заложенные традиции в психике местного населения. Таким образом, ментальность общества - эта сумма стереотипов и убеждений его членов, рассматриваемая нами не как момент индивидуального приспособления частной психики, а как факт общественного бытия, содержание массовых убеждений и образ жизни.

Не вдаваясь в подробности, мы через короткое рабочее определение поймем, что механическое соединение двух менталитетов (российского и дагестанского) в 1813 году уже предполагало большие трения на долгие годы - принуждение - с одной стороны, не поддаваться и сопротивляться — с другой. Отсюда весь XIX век в отношении Дагестана и России прошел под знаком вхождения, как бы сопротивляясь.

Подтверждением этой мысли являются многочисленные восстания горцев. Например, восстание 1877 года охватило свыше 400 аулов [115,с 318]. В 60-80-е гг. XIX века основное население Дагестана составляли крестьяне, жившие на скудных клочках земли. Основные противоречия, противостояния происходили из-за земельных угодий. Аул с аулом, крестьяне с феодалами, беками, а власть имущие при спорах почти всегда оказывались на стороне богатых, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кавказская война, которая не затухала до 70-х годов XIX века, несла с собой большую разруху. Кроме того, управление, построенное в период имамата Шамиля начало расслаиваться. Мюридизм объявил все знания, не согласные с учением ислама, запретными. В государстве Шамиля не было места ни светской школе, ни светским наукам. Горцы, уличенные в стремлении к светскому, в отходе от религиозной морали, подвергались аресту и телесным наказаниям.

Во времена имамата наблюдается всесилие шейхов, муфтиев, мюридов, кадиев и мулл. Их духовная власть укрепляется и светское образование и воспитание опускается на уровень ниже, чем до этих пор [115,с. 285].

Несмотря на громадные усилия отстоять свою независимость, Дагестан был обречен, жить в составе России, влиться в российскую цивилизацию, найти то общее, что сближают менталитета двух разных цивилизаций. В новых историко-политических условиях формировался новый облик, новый менталитет горца, в первую очередь той части населения, которая раньше других прослоек приобщился к этим условиям.

Царизм и его политическая система имела, несомненно, колониальную основу. И все же вхождение Дагестана в состав России имело прогрессивное значение.

Россия после реформ 60-80-х гг. модернизировалась быстрыми темпами, пошла по пути капиталистического развития. Преобразования в Дагестане совпали с периодом принятия этих реформ, которые открыли простор для широкой модернизации в самой России.

Объективная необходимость диктовала приведение политической жизни Дагестана в соответствие с общероссийской. Так, 5 апреля 1860 года, было утверждено «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», а в апреле 1868 г. - «Положение о сельском управлении в Дагестане».

В Дагестане укоренялась военная администрация, территория была разделена сначала на четыре военных отдела, которые впоследствии были преобразо-ванны в окружную систему. Округа делились на наибства, а последние на сельские управления, во главе всего управления стоял начальник Дагестанской области на правах генерал-губернатора. Он же являлся главнокомандующим войсками в Дагестане. Эта система известна в истории как «военно-народное управление». В конце XIX века вместо военных отделов было создано девять округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтагский, Кюринской, Самурский, Темир-Хан-Шуринский.

Слагалась общедагестанская государственность, которая способствовала рационализации всей общественно-политической жизни края, преодолению феодальной и общинной раздробленности.

Все изменения и реформы этого времени являются предпосылками проникновения рационализма в дагестанское общество и зарождения светского образования в целом, а женского в частности, что и послужило основной возможностью раскрепощения дагестанской женщины.

У народов Европы рационализм зарождается внутри себя. Иначе слагалась судьба рационализма в дагестанском обществе. Сюда он приходит, как бы извне, стараниями российской политической и военной элиты. Колониальная экспансия требовала от колонизаторов не только военной силы, но и определенного комплекса знаний о тех странах, куда она проникала. Исконно передовых и исконно отсталых народов нет; все большие цивилизованные народы Востока и Запада имели в своей истории полосы и стремительного движения вперед, и движения замедленного, а то и вовсе приостанавливающегося, что приводило к временному отставанию.

Особенности становления и развития светских женских учебных заведений в Дагестане

В условиях XVIII - XX веков, когда слагается международная общность, когда жизнь каждого народа так или иначе связана с жизнью других народов, когда исторический процесс в целом направляется народами, вышедшими на передний край общественного развития и цивилизации, для всякого народа, отставшего на этом пути, но желающего сохранить свою самостоятельность, возможно лишь то или иное по степени и силе, по темпам или длительности подтягивание к уровню высшего развития степени цивилизации своего времени. Дагестан не пережил классически оформленные формации.

Дагестан в силу своих природных и социально-экономических условий подходил к капиталистическим формам уклада жизни, будучи встроенным, в российскую политическую и социально-экономическую структуру.

Характерная особенность этого периода в том, что Дагестан, уже будучи внутри Российского государства, вырабатывал и свою единую государственность, которая именовалась Дагестанской областью. Введение единого управления, единых законов, вхождение в процесс сложившихся капиталистических отношений -это было большим шагом по пути прогресса, импульс к которому был дан извне. Это еще одна из исторически сложившихся особенностей дагестанского общества в целом.

С вхождением в Россию, с реформацией на основе единых российских законов, дагестанская экономика втягивается в водоворот модернизационных процессов. Модернизация - общечеловеческая закономерность развития. К ней идут разные народы в разное время, а Дагестан в русле русского варианта развития с преобладанием крестьянского уклада, втягивается в модернизацию, оставаясь «по пуповину» в традиционном обществе.

Будучи в составе единого государства в Дагестане формируется особенность социально-экономического адаптирования к общероссийской экономике, через отходничество. Оно было порождено хозяйственными условиями Дагестана и развитием самой России [328,с.9-12].

Отходничество давало возможность дагестанскому крестьянину приобщаться к другим формам человеческого бытия, сближало его с российским рабочим, с иной культурой, ускоряло процесс воспитания грамотности в едином государстве. Отходничество оказывало большое положительное влияние и на женщин, ослабляло старую патриархальную семью, ставило «женщину в более самостоятельное положение, равноправное с мужчиной».

Главное место в семье всегда принадлежало женщине. От ее поддержки и настроенности зависело дело продвижения светского образования как в узко семейном плане, так и на уровне всего общества. Женское светское образование, как было сказано, зародилось в Дагестане в основном в среде служилого населения.

1 июля 1859 года в Темир-Хан-Шуре по инициативе В. Есиповой и А. Лосевой открылось первое учебное заведение для девушек, которое с июня 1864 года получило право содержания пансиона. Пансион А.Лосевой существовал до августа 1875 года. Когда открыли в Темир-Хан-Шуре женскую прогимназию, число учениц в пансионе Лосевой резко сократилось. [75,с.50].

В 1871 году С.Я. Петрова, супруга начальника 21 пехотной дивизии ходатайствовала о разрешении открыть в Дешлагаре женское училище, но ей было отказано ввиду материальной необеспеченности содержания училища/ Однако С.Я. Петрова при помощи знакомых устроила небольшую школу частного характера. С.Я. Петрова на свои средства и собираемые пожертвования не только снабжала учениц всеми учебными пособиями, но некоторых из них и одевала. В этой школе собирались до 50 девочек. Обучение было организовано по учебным дисциплинам приготовительного и 1-го классов женских прогимназий. Одновременно девочек обучали и рукоделию. В 1873 году 21 дивизия перешла в г. Порт- Петровск и школа была закрыта.[74,с.71]. В 1864 году супруга Дербентского градоначальника Е.Г. Джемарджидзе организовала начальное училище для 20 малолетних девочек мусульманского населения. Цель - обучение девочек домоводству, разумному ведению хозяйства, рукоделию, а также грамоте. Со временем предполагалось привлечь девочек к образованию детского общества из разных национальностей на хороших нравственных началах. Финансирование шло на средства, собранные благотворительностью. Дети 8-10 лет принимались на полное содержание.

Программа училища была рассчитана на 6 лет обучения. Во главе училища стояла русская надзирательница, которая обучала девочек русской грамоте, а ее помощница из мусульманок должна была обучать детей грамоте на азербайджанском языке. Это училище, официально открытое 7 апреля 1864 года, взяла под свое покровительство княгиня Ольга Федоровна с пожалованием школе по 200 рублей ежегодно. В июне 1873 года Дербентское начальное училище было преобразовано в бесплатную школу.[253,л.12]

В том же 1864 году, по инициативе и под попечительством княгини А. М. Меликовой, супруги начальника области, в Темир-Хан-Шуре было открыто училище для девочек из бедных семей всех сословий. 25 марта 1865 года наместником Кавказа его был утвержден устав этого училища. На полное содержание было принято в начале 9 человек от 8 до 12 лет. Жили они в пансионе, там же питались, получали одежду и учебные пособия. На содержание каждой из учениц отпускалось до 50 рублей в год. Школа имела право принимать учениц и на платной основе (своекоштные), которые должны были платить в год 60 рублей. Приходящие ученицы имели право на бесплатное обучение.[233,л. 12]

Курс обучения в училище был рассчитан на 3 года. В программу обучения входило: закон Божий, письмо и чтение, первые четыре действия арифметики, рукоделие (шитье, вязанье и др.) и домашнее хозяйство (приготовление пищи, выпечка хлеба, стирка белья и др.). [232, л.9].

Влияние социально-политической и педагогической парадигмы в образовании женщин-горянок

После Февральской революции реформированию подвергается вся система народного просвещения. Были изменены программы в школах всех степеней и, в частности, прекращено преподавание древнегреческого, латыни и немецкого языков. Школа была отделена от церкви. В университетах закрыли юридические факультеты и отменили ряд курсов лекций со всеми вытекающими отсюда последствиями для профессоров и преподавателей. Было уволено значительное количество промонархически настроенных профессоров.

На ответственных постах в министерстве просвещения появились новые люди, в том числе недавно вышедшие из тюрем и вернувшиеся из ссылки, поставленные на эти посты решениями партий кадетов, октябристов и эсеров.

Аппарат министерства, хоть и подвергся чистке от сторонников монархии, развил бурную деятельность по выпуску циркуляров: в отдельные месяцы их выходило до 1200 циркуляров. Так, 17 мая 1917 года опубликован Циркуляр №5456 о безотлагательной реформе русского правописания (исключены буквы ЯТЬ, і, ФИТА, ижица и многое другое) с начала будущего учебного года [86, с. 16].

Однако во всех местах бывшей империи эти циркуляры не исполнялись, поскольку де-факто начался ее распад. Вышли из повиновения Украина, Закавказье, Польша, Финляндия, где, в частности, были созданы свои министерства просвещения. Почти за пять лет гражданской войны на территории царской России сепаратистами различного толка было создано и существовало от нескольких месяцев до нескольких лет более ста суверенных государств, и почти все имели в структуре правительства министерство просвещение.

После Октября народным комиссаром просвещения стал А.В. Луначарский. Ближайшими помощниками к нему пришли Надежда Константиновна Крупская, Наталья Ивановна Серова, Злата Лилина и др.

Первым заместителем наркома был назначен марксист Покровский, вопросами реформирования школы ведал П. Лепешинский.

Задачи, поставленные советским правительством перед Наркомпросом, были гораздо шире, чем те, что решало бывшее министерство, и совмещали дела двух ведомств: образования и культуры.

К концу 1918 года новая власть выработала основные принципы единой, трудовой школы. Они сводились к следующему: 1 )бесплатность и обязательность общего и политехнического образования всех детей до 17 лет; 2) создать широкую сеть дошкольных учреждений для усиления общественного воспитания и раскрепощения женщин; 3) реализовать принципы трудовой школы с совместным обучением детей обоего пола на родном языке и без какого бы то ни было религиозного влияния, тесно связывая обучение с производительным трудом; 4) снабдить всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства; 5) оказать всестороннюю государственную помощь самообразованию крестьян: создать сеть библиотек, школ для взрослых, народных домов, курсов и т.п.; 6) осуществить широкое профессиональное образование для лиц старше 17 лет; 7) обеспечить широкий доступ в аудиторию высшей школы всем желающим учиться и в первую очередь рабочим; 8) сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства [101, с.9].

Конечно, осуществить эту грандиозную программу в стране с подорванной войнами и революциями экономикой не удалось в полной мере. Однако этим документом было положено начало широкомасштабному социально-педагогическому эксперименту в области образования с новой методологией и полным отказом от традиций русской дореволюционной школы.

Учителя оказались в очень сложном положении. Процесс обучения и воспитания должен был строиться на, совершенно, иных принципах. Предлагаемые программы обучения существенно отличались от программ начальных училищ дореволюционной России, а также программ высших начальных училищ. Наркомат это учитывал. За короткое время было проведено более 200 учительских съездов и съездов работников отделов народного образования. Однако время показало, что именно учительство и преподаватели вузов с их самоотверженностью и энтузиазмом сумели в основном сохранить необходимый для практической жизни и развития науки уровень знаний своих питомцев.

В августе 1918 года для обсуждения вопросов школьного строительства был созван Первый Дагестанский съезд учителей, в котором приняли участие 1021 делегата, представляющие городские и многие сельские школы Дагестана. Из учителей-дагестанцев на съезде присутствовали И.Абдуллаев, У. Абдуллаева, X. Гаджиев, А. Насыров, М. Темирханов и др. [74, с. 164].

По многим принципиальным вопросам школьного строительства съезд принял в целом правильные решения, одобрил декреты новой власти по вопросам народного просвещения, было решено напечатать декреты на русском и дагестанских языках и разослать их в городские и сельские школы области [262, л. 13].

Не до конца поняли делегаты съезда принципиальное значение отделения школы от церкви. В резолюции мусульманской секции съезда по этому вопросу говорилось:

«Секция туземной школы Дагестанского областного съезда учителей признает: 1) что новая школа должна быть единой, трудовой, всеобщей, обязательной и бесплатной на всех ступенях обучения; 2) что в начальной туземной школе необходимо вести преподавание всех предметов на родном языке учащихся». В то же время секция выразила пожелания: « а) о признании обязательности преподавания (для дагестанских детей) мусульманского вероучения на всех ступенях обучения; б) о недоступности совместного обучения детей мусульман обоего пола ни в одном из типов школ; в) об открытии в Дагестане мусульманской духовной семинарии» [262, л.41-42].

В работе съезда принимали участие более двадцати гостей. Тезис « о недопустимости совместного обучения мальчиков и девочек» содержит в себе уклад жизни, сложившийся сотни лет, в котором женщине отводится неравное положение в обществе. Это неравенство сопутствовало горскую женщину на каждом шагу. Как было отмечено выше, в 1915 году во всех светских школах обучалось 2260 девочек-учениц, а горянок среди них было всего 317 [155, с.57-59]. И притом все они были дочерьми состоятельных родителей. Теперь политическая власть поворачивается лицом к детям беднейших слоев населения, желая дать грамоту всем детям обоего пола.

Ликвидация неграмотности среди женщин как, важнейшая государственная задача

26 декабря 1919 г. Советское правительство издает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В этом документе говорится: «В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны, Совет Народных Комиссаров постановил: все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию» [54, с. 118]. С этого постановления началась массовая, организованная работа по ликвидации неграмотности населения России и в Дагестане, в частности. Для организации работы по ликвидации неграмотности в июле 1920 года создаются чрезвычайные комиссии.

В республике первые пункты и школы для обучения взрослых были созданы весной в 1920 году в городе Темир-Хан-Шуре [73, с.46]. Одновременно началась работа по ликвидации неграмотности среди женщин, но в силу укоренившихся привычек очень трудно было вовлечь горских женщин в эти пункты. Искались различные формы, соответствующие местным особенностям для того, чтобы горянки могли воспользоваться новыми возможностями — учиться наравне с мужчинами. Ведь светская учеба - это основное средство уравнения женщин с мужчинами. Повсеместно организовываются для женщин специальные женские лик-пункты, интернаты горянок, женские клубы и т.д.[31, с.75].

Как было отмечено ранее, самым заметным последствием положения женщин была их низкая грамотность. Согласно переписи населения 1897 года, число грамотных среди женщин царской России составляло 13,1%. Еще ниже была грамотность женщин национальных окраин. По той же переписи, число грамотных женщин на Кавказе составляло 6%, в Средней Азии - 2, 2%, в Дагестане — 2,5%, в том числе в сельской местности Дагестанской области - 1,74% [172, с.4].

К началу 20-х годов грамотные женщины в Дагестане составляли менее 2-х процентов, грамотных на русском языке и того меньше [74, с. 167]. Главная трудность в ликвидации этой почти сплошной неграмотности среди женщин упиралась в пережитки векового уклада жизни, и, чтобы скорее привлечь горянку к учебе, надо было найти организационные формы, соответствующие новому времени. В первые годы новой власти появились специальные женские ликпункты, которые начинали функционировать в первую очередь в городах. Первый лик-пункт был создан областной секцией по борьбе с безграмотностью (учрежденной в 1920 году) для коммунисток Порт - Петровска в январе 1921г.: занятия посещали 8-Ю человек. В этом же году был организован ликпункт для работниц железнодорожного транспорта на станции Петровск - Кавказский [266, л.53].

Таким образом, ликвидация неграмотности женского населения стала не только важнейшей задачей, но и условием общественного развития.

Как было отмечено, неграмотность среди женщин Дагестана была высокой и руководство республики с первых же дней победы новой власти на собраниях женщин, конференциях, съездах, ставило вопросы о просвещении горянки. Так 5 ноября 1922 года на районной конференции горянок в Дербенте был заслушан доклад на тему: «Просвещение и горянка». Женщины после конференции приняли постановление: «Просить дагестанский женотдел об открытии клуба и школы грамоты для женщин» [266, л.53].

5 июля 1925 года в ауле Кургул в сакле горянок состоялось собрание женщин, где также был заслушан доклад о просвещении. Вопрос горячо обсуждался горянками. В результате было единогласно принято постановление: ликвидировать неграмотность, для чего просить отдел народного Образования об открытии в ауле школы грамоты для женщин и девушек. Такие собрания устраивались повсеместно. Вопросы просвещения горянки обсуждались также на III и IV съездах женщин Дагестана (1924, 1925гг.).

Женщины- горянки имели большую тягу к учебе. В марте 1925 года в сельский Совет одного из селений Хасавюртовского округа явилось 18 горянок. Они просили секретаря окружкома партии и председателя окрисполкома открыть лик-пункт для женщин. Одна из женщин заявила: «Советская власть дала нам свободу, дайте нам и просвещение - мы хотим учиться». После этого был открыт лик-пункт и прислана учительница [20].

Молодежные организации создавали отдельные ликпункты, устанавливали отдельные часы занятий в общих ликпунктах. В городах Буйнакске и Дербенте в 1925 году были созданы интернаты, где воспитывалось по 100 девушек [31, с.76]. С организацией первых ликпунктов, интернатов для горянок начала проводиться напряженная работа по разъяснению Советских законов о правах женщин на образование.

Открытие интернатов последовало после того, как второй дагестанский съезд Советов (в декабре 1922 года) обсудил вопрос «О мерах поднятия народного просвещения в Дагестане». В постановлении этого съезда было записано: «организовать сеть горских интернатов для девочек — мусульманок...открыть ряд школ для женщин - мусульманок» [57].

Долгое время буйнакским интернатом заведовала Белеханум Магомаева. Работала воспитательницей детского дома и как лучшая воспитательница была выдвинута на должность заведующей интернатом горянок.

Завженотделом Дагестана Е. Дагаева охарактеризовала ее интернат: «Чистота, порядок, заботливая рука хозяйки и любящей матери - руководительницы чувствуется на каждом шагу. Живут горянки дружно, весело. Они уже говорят по-русски, посещают школу первой ступени, учатся пению и музыке. Заведующая интернатом аварка Магомаева отдает все силы на это святое дело» [267, л. 167].

В этих интернатах получили воспитание профессор-историк Сакинат Гад-жиева, министр культуры Зумруд Губаханова, директор женского педагогического института Хадижат Кабидова и многие другие.

В горах первая школа ликвидации неграмотности была организована в марте 1921 г. в селении Кумух [276, л.5], а в январе 1922 года в Буйнакске. Занятия проводились на родных языках - в Кумухе - на лакском, в Буйнакске - на аварском [266, л.1].

Похожие диссертации на Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.)