Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Рыбакина Ольга Федоровна

Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности
<
Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбакина Ольга Федоровна. Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Брянск, 2004 245 c. РГБ ОД, 61:04-13/2797

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14

1.1. Культурологический подход к определению сущности толерантности 14

1.2. Феномен толерантности в системе психологического знания .34

1.3. Возрастные предпосылки становления толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности 57

Выводы по первой главе 81

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 84

2.1. Потенциал художественно-эстетической деятельности в контексте толерантности личности 84

2.2. Влияние художественно-эстетической деятельности на становление толерантности у младших школьников в образовательном процессе 106

2.3. Реализация экспериментальной программы «Через искусство - к толерантности» 128

2.4. Педагогические условия и средства успешного становления толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности 151

Выводы по второй главе 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 190

ПРИЛОЖЕНИЯ 206

Введение к работе

В последнее время тема толерантности стала одной из наиболее актуальных проблем современности, что объясняется объективными интеграционными процессами в освоении информационных, технологических, психологических, экономических и других пространств. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последнее десятилетие понятие «толерантность» в проблематике мира стало международным термином и осмысливается в социокультурном пространстве как практическое условие выживания, как неотъемлемый элемент свободы, культуры мира и ненасилия. Семантика термина «толерантность» состоит в признании ценности «инаких», допущении вариативности их проявления [Асмолов,2001] и рассматривается не как отказ от своих мыслей в пользу другого, а как устойчивость человека к существованию других взглядов, мнений и суждений. Толерантность характеризует свободу и открытость мышления, предполагает сохранение индивидуальности и зависит от генетически определенных свойств индивидуума. Таким образом, толерантность воплощает в себе тесное единство биологических, психологических и социальных аспектов.

Перечисленные обстоятельства подчеркивают роль толерантности в развитии личности, где толерантность выступает как условие и степень развития культуры индивида, как показатель его духовности, как личностная его характеристика. Имея в своей основе социальные и моральные истоки, толерантность проявляется в умении воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения отдельной личности или группы, этнические, ментальные, культурные проявления при сохранении собственной уникальности и движении к взаимопониманию и сотрудничеству.

Толерантность соотносится с такими чертами личности, как гуманизм, гибкость, ответственность, доброта, проявляется в межличностном диалоге как плюрализм мнений и развивается на основе уважения чужой точки зре- ния, компетентности, аргументации и ценности личного достоинства на фоне благоприятного психологического климата.

Между тем, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом построения взаимоотношений в обществе. Для современного российского общества проблема толерантности имеет особое значение, поскольку без ее решения невозможно общенациональное согласие, налаживание цивилизованных взаимоотношений между национальными и социальными группами.

Исследованию сущности толерантности и ее проявления в социальных и психологических сферах посвящены труды современных отечественных и зарубежных ученых А.Г.Асмолова, С.К.Бондыревой, Г.С.Витковской, М.Н.Губогло, Д.В.Колесова, В.Лекторского, А.А.Погоднной, В.В.Савельева, Г.У.СолдатовоЙ, В.С.Степина, В.А.Тишкова, М.Б.Хомякова, Л.А.Шайгеро-вой, О.Д. Шаровой, Э.Бетти, М.Уолцер др. Важность воспитания терпимого отношения к окружающим людям и миру отражена в работах Ш.А.Амонаш-вили, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.

Проблема формирования толерантного сознания и реализация соответствующего поведенческого рисунка нашла отражение в работах И.Б.Грин-шпун, М.Н.Губогло, А.П.Садохина и других ученых.

Актуальность проблемы формирования толерантности в современных условиях нетерпимости и проявления агрессии в своих публикациях подчеркивают Е.А.Аджиева, Н.А Асташова, С.В.Астраханцева, Т.В.Бурковская, Г.С.Витковская, О.В.Гуленко, О.Д.Комарова, Н.Ф.Маслова, С.И.Панарина, В.А.Ситаров и др.

Рассмотрение сущности толерантности стимулирует внимание к проблеме педагогического влияния на становление терпимости как личностной характеристики у подрастающего поколения. Инструментовка педагогического воздействия на учащихся в образовательной среде при формировании толерантности отражаются в работах Е.А. Аджиевой, Н. А. Асташовой, Г.Х.Ахбаровой, О.А.Грива, Р.Г.Гавриловой, Е.Н.Дворниковой, Т.П.Дудоро- вой, Л.Ю.Лупоядовой, А.Н.Прядехо, М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко, В.А.Си-тарова, И.Г.Якимович, Р.Смид, К.Фоппель и др.

Несмотря на предпринятые попытки изучения проблемы толерантности в гносеологическом, социокультурном, этническом и других отношениях, эта категория, на наш взгляд, не нашла еще достаточно полного научного отражения. Так, среди диссертационных исследований, опубликованных за последнее время, нами обнаружено небольшое количество работ, освещающих проблему формирования толерантности в различных социокультурных пространствах. И.Б. Шебураков исследует проблему формирования толерантности государственных служащих к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды. Влияние визуального ряда вещания основных федеральных телеканалов на формирование толерантного сознания зрителей отражено в работе А.И.Дутова. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования исследовали Н.Ю.Кудзиева и П.Ф.Комогоров, Существуют интересные и обоснованные подходы к формированию толерантности у старших школьников в учебном процессе, в основном в русле изучения предметов гуманитарного цикла. Этому посвятили свои исследования Л.М.Иванова и ИЗ.Крутова. Проблему формирования толерантности у подростков-мигрантов затрагивает в своем исследовании Т.В.Бурковская.

В настоящее время получили широкое освещение публикации Г.С.Голо-шумовой, Н.Г.Свининой по вопросам формирования этнотолеранности у младших школьников. Существуют и некоторые программы воспитания толерантности у представителей разных возрастных групп, но достаточного научного обоснования проблема становления толерантности у детей младшего школьного возраста не получила.

Общее мнение педагогов и психологов, занимающихся проблемой формирования толерантности, состоит в том, что, по их мнению, основы этой личностной характеристики необходимо формировать с раннего возраста. Особенно значимо становление толерантности в младшем школьном возрас- те, поскольку «чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности» [В.А.Сухомлинский, 1982]. Поэтому возраст младшего школьника видится нам как наиболее сензитивный в воспитании потребности восприятия прекрасного, стимулирующего проявление доброты и уважения, но и, что важнее, потребности создания вокруг себя красоты взаимоотношений и признания ценности других.

Характеризуя современных российских младших школьников, следует отметить, что это дети, которые выросли в достаточно сложный исторический период развития России. Время их социального становления наполнено разного рода проблемами, трагедиями, жестокостью. Восприятие ими противоречий социокультурной среды стимулирует убеждение, что насилие - это норма жизни. Дети этого возраста легко и прочно усваивают образцы агрессивного поведения, конфликтных отношений. Так, проведенные исследования среди московских школьников показывают, что 47% из них принимают за норму разрешения конфликтов силовой способ [Асмолов, 2003]. Наше исследование показывает, что до 35% младших школьников Брянской области выбирают насильственные формы поведения. С другой стороны, существует мнение, что возможно, бессердечность, равнодушие и черствость, присущие нынешним младшим школьникам, - это их защитная реакция от лавины агрессии и насилия, демонстрируемой по каналам телевидения и преподносимой реалиями повседневного быта.

Толерантность педагогов и родителей в отношении детей, на наш взгляд, должна содержать понимание и принятие возрастных ошибок, а также признание ценности индивидуальных проявлений каждого ребенка, стремление найти наиболее действенные и продуманные пути воздействия на ребенка, чтобы «раскачать» его застывшую душу, пробудить в ребенке эмоциональную отзывчивость и сочувствие.

Неоценимую помощь в достижении этих целей может оказать художественно-эстетическая деятельность младших школьников. Она, как частное проявление учебной деятельности этих учащихся, представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.

В процессе предварительного изучения особенностей становления толерантности младших школьников в современных условиях нами были выделены следующие противоречия: между объективным возрастанием роли толерантности в обществе и недостаточной личностной осознанностью культуры ненасилия и развития толерантного сознания; между стремлением личности к цивилизованному взаимодействию и отсутствием инструментальной педагогической системы его целенаправленного становления; между необходимостью целенаправленного воздействия на личность ребенка с целью становления толерантности и отсутствием научно обоснованного содержания и технологий этого процесса; между традиционно используемыми методами и формами созерцательного характера и ожиданием проявления нравственно-активной позиции,

С учетом выделенных противоречий нами была определена проблема исследования: влияние художественно-эстетической деятельности на процесс становления толерантности у младших школьников.

Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость-реализации названной проблемы и разрешения выделенных противоречий определили выбор темы исследования: «Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности».

Объект исследования - толерантность как социально-психологический и культурно-педагогический феномен.

Предмет исследования — процесс художественно-эстетической деятель- ности, обеспечивающая становление толерантности у младших школьников.

Цель исследования - выявление структуры, содержания и динамики становления толерантности у младших школьников при организации художественно-эстетической деятельности в образовательной системе.

Гипотеза исследования: становление толерантности у младшего школьника в условиях художественно-эстетической деятельности будет проходить наиболее эффективно, если этот процесс: базируется на осмыслении сущностной характеристики толерантности как духовно-нравственного феномена, выделении механизмов развития толерантного поведения и подчинен логике личностного развития младшего школьника; строится на основе личностно-ориентированного, деятельностного подходов, эмоционального стимулирования, вариативности и творческого решения образовательных проблем; представляет возможность младшему школьнику проявить себя в многообразных видах эмоционально-обогащенной деятельности с элементами импровизации и самовыражения; ориентируется на потенциал художественно-эстетической деятельности младшего школьника; предполагает включение разнообразных форм и методов системы художественного воспитания, потенциально имеющих механизмы толерантного развития личности.

Задачи исследования: рассмотреть психолого-педагогическую структуру толерантности личности в контексте культурологического подхода; выявить психолого-педагогические основы организации художественно-эстетической деятельности в начальной школе как фактор становления толерантности личности; апробировать модель становления толерантности личности младшего школьника в условиях реализации программы «Через искусство - к толе- рантности»;

4) разработать рекомендации для учителей начальной школы, родителей по развитию толерантности у младших школьников через художественно-эстетическую деятельность.

Методологическую основу исследования составили: положения диалектико-материалистической философии о развитии личности, ее целостности, об активной сущности человеческой деятельности (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Д.С.Лихачев и др.); идеи о ведущей роли воспитания в процессе развития личности, о социально-исторической роли учителя в системе общественных отношений (Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский и др.); - аксиологический подход к изучению и развитию личности (Н.А.Асташова, Е.В.Бондаревская, В.Г.Воронцова, М.Н.Казакина, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин и др.); культурологические концепции формирования толерантности (А.Г.Асмо-лов, С.К.Бондырева, Г.С.Витковская, Д.В.Колесов, В.Лекторский, А.А.Погодина, В.А.Тишков и др.); психолого-педагогические идеи онтогенетического развития личности в процессах деятельности, познания, общения (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн и др.); гуманистическая парадигма образования ( Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский); системный подход в психолого-педагогическом анализе образовательной среды и субъект-субъектных отношений (А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, В.А.Ситаров, В.Г.Маралов и др.); личностно-деятельностный подход в реализации учебно-воспитательного процесса; теории оптимизации обучения и развития личности ( Ю.К.Бабанс-кий, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, Д.Б.Эльконин и др.); - концепции эстетического воспитания (ГШ.Блонский, Ю.Б.Борев, Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая и др).

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы; анализа учебных программ и методической литературы по проблеме исследования; общенаучных методов (системный анализ объекта исследования, моделирование); методов эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, опрос, беседа, анкетирование, ранжирование); опытно-экспериментальной работы (констатирующий и формирующий эксперимент); методов статистической обработки материалов исследования, праксиметрических методов (анализ продуктов деятельности школьников).

Опытно-эксперементальная база исследования. Экспериментальная работа по теме исследования проводилась в школах №№ 9, 24, 56, гимназии №2 г. Брянска и в средних школах №№ 1 и 3 г.Жуковки Брянской области. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе начальных классов Жуковской средней школы № 3.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа:

Первый этап (1994-2000г.г.) - проблемно-эмпирический. В ходе непосредственной педагогической практики автора осуществлено накопление и осмысление эмпирического материала по становлению и утверждению норм толерантных отношений среди младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

Второй этап (2000-2001 г.г.)- поисково-теоретический. В этот период был проведен анализ философской, культурологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методы, понятийный аппарат. В данный период исследования разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, анализировались и осмысливались полученные эмпирические данные. На основе полученных результатов были уточнены и обобщены методы и приемы становления толерантности, разработана программа воспитания толерантности «Через искусство - к толерантности», составлялась программа проведения формирующего эксперимента.

Третий этап (2001-2004г.г.) — опытно-экспериментальный, В ходе него был скорректирован учебно-методический план художественно-эстетической деятельности в рамках начальной школы; выверена программа формирующего эксперимента; отработаны методы организации и осуществления совместной художественно-эстетической деятельности младших школьников; уточнены методы, приемы и формы работы, обеспечивающие успешность реализации экспериментальной программы. В ходе экспериментально-опытной работы проверялась гипотеза исследования. С этой целью использовались различные методы исследования: наблюдение, беседы, анализ творческих работ, тестирование, анкетирование учащихся и их родителей; разрабатывалась модель становления толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности.

Четвертый этап (2004 г.) - обобщающий. На этом этапе были систематизированы, обработаны, проанализированы и обобщены результаты эксперимента, сформулированы основные выводы и рекомендации к их внедрению в педагогическую практику, проведено обсуждение полученных результатов, осуществлено текстовое изложение материалов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в уточнении понятия «толерантность» и определении психолого-педагогических основ формирования толерантности у младшего школьника. Доказано положение о целостном характере проявления толерантности при условии развития когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем. Определена возрастная динамика становления толерантности у младшего школьника. Разработаны теоретические и методические основы воспитания толеран- тности в художественно-эстетической деятельности. На основе системного подхода выявлены педагогические условия становления толерантности у младших школьников. Установлены критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития толерантности у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в создании системы психолого-педагогического сопровождения становления толерантности у младших школьников; в определении регламентирующих норм для оптимальной организации деятельности педагога по утверждению гуманных отношений среди детей; в разработке механизмов становления толерантности в условиях художественно-эстетической деятельности; в возможности использования программы «Через искусство - к толерантности» и методической инструментовки диагностирования состояния и уровня развитости толерантности у младшего школьника, а также способов и приемов ее успешного становления; в выработке рекомендаций для учителей начальных классов по стимулированию гуманных отношений среди детей.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялось на протяжении многолетней педагогической деятельности автора, а также в течение всего периода исследования путем личного участия исследователя в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы в начальных классах Жуковской средней школы №3. Результаты исследования обсуждались на заседаниях районного и школьного методических объединений учителей начальных классов, на районных и общешкольных научно-методических конференциях и семинарах. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики БГУ, на Всероссийской научно-практической конференции «Толерантность в условиях социального и экологического кризиса» (Брянск, 2002г.).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Уточнена психолого-педагогическая характеристика сущности толерантности как признание ценности другого человека и допущение границ вариативности его проявления, не выходящего за рамки нравственно-правовых норм. Выявлен ценностно-развивающий потенциал становления толерантности у младших школьников в художественно-эстетической деятельности.

Толерантность как структурный компонент направленности личности детерминирует систему отношений младшего школьника, выступает как качественная характеристика его личности, определяет и закрепляет через художественно-эстетическую деятельность модель толерантного поведения ребенка.

Разработанная автором модель становления толерантности у младших школьников включает совокупность компонентов, влияющих на признание ценности личности и допущение границ вариативного проявления объекта как основу построения системы отношений ребенка к окружающему миру.

Психолого-педагогический механизм становления толерантности включает организацию художественно-творческой деятельности на основе интеграции средств эстетического воздействия на личность, предполагающую многоканальное предъявление стимулирующих модусов и использование их личностью в качестве регулятора поведения.

Развивающая программа «Через искусство - к толерантности», реализующая идею интериоризации толерантности у младших школьников через потенциал художественно-эстетической деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, вытекающих из современных достижений философии, психолого-педагогической науки и практики; адекватностью методов исследования его целям и задачам; логикой проведения констатирующего и формирующего экспериментов, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования; сочетанием количественного и качественного анализа; внедрением результатов исследования в практику.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В работе содержится 24 таблицы, 5 рисунков, 5 диаграмм.

Культурологический подход к определению сущности толерантности

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Это связано со всепроникающим процессом глобализации. Объединение человечества сопровождается усилением миграции, возникновением новых коммуникативных систем, возрастающей экономической и культурной взаимозависимости обществ. В таких условиях толерантность приобретает особое значение, способствует сохранению культур от насильственного навязывания иных, пусть и универсальных ценностей. «Толерантность охраняет разнообразие в эпоху глобализации и мультикультурности» [7, 50]. В связи с этим возрастает роль толерантности в развитии личности, в умении человека выстраивать свои отношения с окружающим миром, в позитивном социальном устройстве общества и рассматривается как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнения, отличающиеся от собственного. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

Наш анализ работ отечественных исследователей ( Гехтляр С. Я., Солда-това Г.У, Тишков В.В., Хомяков М.Б. ), посвященных выявлению этимологии и сущности термина «толерантность» показал, что этимологические корни термина «толерантность», по общему мнению отечественных ученых, исходят из латинского языка. Существует мнение, что слово «толерантность» произошло от латинского глагола tolero — «нести», «держать», «терпеть». «Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть» [165, 22 ].

Результаты аналогичного исследования, проведенного Хомяковым М.Б. демонстрируют, что в латинском языке было два глагола со значением «терпеть»: pati и tolerare. Первый означает смирение и терпение; второй, первоначально был достаточно близок к pati, но имел гораздо больше трудноуловимых смыслов. Затем, начиная уже с Исидора Севильского (VII в.), эти термины приобрели некоторое смысловое различие. В своих работах Исидор Севильский замечает, что «терпимость (tolerantia) относится к душе, терпение (patentia) - к телу» [165, 34]. Постепенно tolerare приобретает специальное социальное значение допущения существования другого, внутренне чуждого. Под этим «другим» в виду может иметься все, что угодно: человек, религия, культура, цивилизация.

В новых европейских языках особый смысл tolerantia окончательно оформляется в XVI-XVII вв., во время религиозных войн, поставивших христианскую цивилизацию Запада перед необходимостью признать неизбежность существования культурных и религиозных различий. Этот процесс связан с именами философов П.Бейля и Дж.Локка. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости»(1763) он не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах» [152, 5]. Важнейшим результатом деятельности средневековых философов явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и социальными группами.

Впоследствии латинский глагол tolerantia получил широкое распространение в европейских и других языках, из-за чего понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Свое широкое распространение термин «толерантность» получил в английской интерпретации — tolerance^ —где, наряду с терпимостью, он означает также «допускать», где выражается идея меры, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление.

Так, в английском языке «толерантность» означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкая гамма чувств и отношений выражается в арабском языке, где «толерантность» может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям», а в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником» [140, 6].

Буквальный перевод термина «толерантность» на русский язык означает «терпимость» - способность к смирению, терпению, страданию. Это обстоятельство обусловило некоторое смешение понятий слов со сходными значениями: «толерантность», «терпимость», «терпение». При этом следует иметь в виду, что понимание толерантности как терпимости, равнодушия, снисхождения не отвечает современной социокультурной ситуации, а его прямой перевод как «терпимость» не полностью отражает современный объем данного понятия. Вольная замена данных понятий допускается в русском языке, но строго научный подход требует внесения точности в их различии.

«Терпение» происходит от латинского глагола pati и чаще всего выражает действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. Более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [140, 7].

«Терпимость - это очень христианское и очень русское слово, но оно не схватывает самой сути феномена открытости» [165, 39].

Понятие же «толерантность» (от tolerare) несет в себе специальное социальное значение допущения существования другого, заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Толерантность- это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная, общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Таким образом, нами выявлено, что понятие «терпимость», так часто выступающее эквивалентом понятия «толерантность», вряд ли в должной мере охватывает всю глубину смысла термина «толерантность», отчего последний, несмотря на свое иноязычное происхождение, обрел свое место в русском языке и по своему содержанию «объединяет в себе идеи культуры мира, ненасилия и терпимости» [58, 22].

Возрастные предпосылки становления толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности

Толерантность как качественное образование личности формируется в процессе воспитания, жизнедеятельности человека, его социализации. На протяжении всей жизни человек открыт для формирования этого качества. Возрастной период младшего школьника, характеризующийся началом становлением самосознания личности, предоставляет лишь возможности для утверждения основ толерантного сознания и культуры толерантных отношений у младших школьников и признается нами сензитивным в становлении у них толерантности.

В начальной школе наряду с приобщением к началам мировой и отечественной культуры закладываются основы функциональной грамотности учащихся, приобретаются учащимися основные навыки общения и деятельности. Деятельность выступает важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. С поступлением ребенка в школу учебная деятельность, в процессе которой «происходит формирование основных психических процессов и свойств личности» [121, 188] становится ведущей деятельностью ребенка.

В художественно-эстетической деятельности, рассматриваемой нами как частное проявление учебной деятельности, находят свое органичное развитие восприятие, внимание, память и мышление ребенка, укрепляется его самоконтроль и произвольность поведения, возникает рефлексия и вырабатывается внутренний план действий. Художественно-эстетическая деятельность младшего школьника в контексте толерантности представляется нам как совокупность действий младшего школьника, объединенных целью освоения доступных произведений искусства и художественного творчества и выполняющих функции приобретения образцов и навыков построения толерантных отношений, развития самовыражения и признания в качестве высшей ценности человека и продукты его труда.

Руководствуясь принципом культуросообразности в воспитании, разработанным С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским и др., мы придерживаемся мнения В.А.Сластенина о том, что «чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой» [132,327]. Для младшего школьника художественно-эстетическая деятельность имеет особую значимость, поскольку в ней реально возможна реализация основных потребностей ребенка этого возраста, а именно:

художественно-эстетическая деятельность, основой которой служит общение с искусством, представляет собой уникальный инструментарий для формирования гуманистической направленности личности младшего школьника;

художественно-эстетическая деятельность предоставляет ребенку возможность принятия на себя различных социальных ролей, вследствие чего развиваются произвольность его поведения, чувства эмпатии и сопереживания;

художественно-эстетическая деятельность младшего школьника носит характер социально значимой деятельности в силу ее востребованности со стороны ближайшего социума;

художественно-эстетическая деятельность позволяет ребенку более широко и полно реализовать и развивать потенциальные художественные способности, что оказывает существенное влияние на развитие адекватной самооценки и укрепляет уверенность в приобретении нового социального статуса ученика;

художественно-эстетическая деятельность способствует увеличению круга общения ребенка со сверстниками и ближайшими взрослыми и положительно влияет на становление и развитие его коммуникативных умений и навыков;

художественно-эстетическая деятельность носит регламентирующий характер в выборе ценностных ориентиров поведения младших школьников.

В целом, художественно-эстетическая деятельность, содержащая богатый потенциал реализации потребностей младшего школьника, обнаруживает большие возможности становления у них толерантности. Реализующиеся в художественно-эстетической деятельности потребности младшего школьника и его психолого-педагогические возможности в становлении толерантности образуют сложное взаимообуславливающее и взаимопроникающее единство, которое обеспечивает целостное влияние художественно-эстетической деятельности на развитие личности младшего школьника. Особенности становления и развития толерантности младшего школьника в условиях художественно-эстетической деятельности определены общими возрастными особенностями развития его личности и сводятся к их выявлению внутри отдельных структурных компонентов.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.И.Айдорова, А.К.ДуСавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянов, В.В.Репкин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукер-ман и др. По их общему мнению, психологическое развитие младшего школьника сопряжено с возрастными особенностями его анатомо-физиоло-гического развития.

Потенциал художественно-эстетической деятельности в контексте толерантности личности

Обогащение духовного мира человека является тем реальным базисом, на котором могут быть выработаны приоритеты толерантного отношения к мнениям и вкусам других людей и народов, где могут стимулироваться и реализоваться творческие возможности и задатки личности. Обеспечение общения ребенка с искусством и реализация его творческих сил реализуется в начальной школе в рамках художественно-эстетического воспитания.

Искусство, представляющее собой, концентрированное отражение человеческих отношений и переживаний, призвано возвысить, облагородить чувства человека, развить его способности, вселить в него стремление к лучшему, дать ему средства к самовоспитанию, а также показать разнообразие окружающего мира и богатство его отображения. Поэтому искусство воспринимается нами не только фактором, сдерживающим выхолащивание душ и опустошение ума подрастающего поколения, но и инструментом формирования толерантности как качества духовно богатой личности.

К сожалению, наши наблюдения показывают, что в настоящее время работа по художественно-эстетическому воспитанию в школе не только не активизируется, но, наоборот, утрачивает свои позиции. Частично это объясняется ухудшением материальной базы школы, но в большей мере усилением акцента в образовательном процессе на достижение чисто дидактических целей. Предупреждая об этом, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Прежде чем научить ум, надо научить сердце ребенка чуткости и состраданию, пробудить «чувства добрые» [145, 136].

Особая роль в этом отводится художественно-эстетическому воспитанию, в процессе которого формируется способность чувствовать, понимать и отображать духовный мир другого человека. Искусство помогает ребенку создавать целостную картину мира в единстве мысли и чувства. «Искусство образно отражает действительность, мобилизует интуицию и воображение, затрагивает чувственную ступень познания (созерцание), в нем в предельно напряженной форме ставятся нравственно-философские, гуманистические проблемы жизни и смерти, добра и зла, свободы человека» [28,370].

Толерантность (как допущение других взглядов и форм проявления) просматривается уже в самой природе искусства. Различное по воплощению отображение реального мира служит тому подтверждением. Так, композитор отражает свое видение и отношение через звук, мелодию; художник посредством цвета, линии, формы; писатель - словом. Допущение вариативности отражения конкретного явления, события не обедняет, а обогащает и усиливает отражение и понимание изображаемого, дает возможность увидеть, понять, рассмотреть его с различных позиций.

Обращение к миру искусства в учебно-воспитательном процессе содержит в себе неисчерпаемый потенциал формирования толерантности личности. Художественно-эстетическое воспитание содержит в себе целенаправленное воздействие различных видов искусства, влияющее на развитие эстетических чувств и вкуса, на понимание языка искусства, на развитие способности оценивать его, наслаждаться им и пробовать себя в творческой деятельности.

Специфическое эмоционально-чувственное воздействие искусства благотворно сочетается с впечатлительностью, доверчивостью и подражательностью, присущими младшему школьнику. Благодаря такому совпадению искусство в рамках художественно-эстетической деятельности оказывает мощное влияние на становление и развитие толерантности в личности ребенка. Первоначально воздействуя на эмоциональную сферу, оно включает в работу духовные силы, затем подвергается осмыслению, сравнению, сопоставлению и в дальнейшем оказывает свое влияние на выбор стиля поведения.

Особую значимость при становлении толерантности приобретает выработка эстетической оценки, которая «через личное отношение раскрывает общечеловеческую ценность предмета, его объективную значимость для человечества. Отсюда — инвариантность и множественность художественного смысла произведения: одно и то же художественное содержание преломляется в разных головах по-разному»[137, 242].

Похожие диссертации на Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности