Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Матис Владимир Иванович

Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе
<
Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Матис Владимир Иванович. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Барнаул, 1999 353 c. РГБ ОД, 71:99-13/173-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Национальная школа как этно-социокультурный феномен 25

1.2. Историко-педагогический анализ развития национальной школы в России 44

1.3. Социально-педагогические модели национальной школы в системе российского образования 71

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ

2.1. Особенности развития национальной школы в Западной Сибири 86

2.2. Институты образования в поселенческой структуре региона 103

2.3. Динамика образовательного уровня этносов на Алтае 120

2.4. Этнокультурные предпосылки формирования ценностных ориентации молодежи 137

Выводы по второй главе 166

ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

3.1. Концепция современной модели национальной школы в поликультурном обществе 169

3.2. Современная парадигма поликультурного национального образования 190

3.3. Основные тенденции функционирования и развития национальной школы 215

Выводы по третьей главе 232

ГЛАВА 4 ЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ

4.1. Этнопедагогическиеи этнопсихологические особенности обучения в национальной школе 234

4.2. Интеграционные процессы в сфере образования как фактор реализации поликультурной модели национальной школы 261

4.3. Профессиональный аспект формирования творческой активности учителя национальной школы 277

Выводы по четвертой главе 304

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 307

БИБЛИОГРАФИЯ 315

ПРИЛОЖЕНИЯ 342

Введение к работе

Актуальность теоретического осмысления проблемы развития национальной школы в многонациональном обществе определяется рядом социально-педагогических факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе и обусловленными изменением его социально-экономических ориентации и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент; процессами, происходящими в самом образовании и обнаруживающими ситуацию, когда школа становится основным центром культуры на селе, осуществляется переход к национальным и возвращение к малокомплектным школам.

Все человечество совершает в конце XX в. длительный, сложный и полный противоречий переход в постиндустриальную стадию развития. Он сопровождается радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни. Эти изменения несут людям не только блага, но и негативные, деструктивные явления. Среди последних особенно тревожно выглядит тенденция к усилению напряженности между народами на национальной, этнической, религиозной почве. Одной из "горячих" точек национально-этнических и религиозных конфликтов является Россия с ее многонациональным составом населения. Национальное и религиозное противостояние, сепаратистские тенденции представляют серьезную угрозу стабильности российского общества. В связи с этим проблема подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на межкультурную компетентность, взаимосотрудничество является весьма актуальной и должна занимать приоритетное положение среди проблем современного образования.

Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия проблема подготовки людей к жизни в условиях растущей интернационализации мира и усиливающейся много национальности и поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования. Накоплен определенный практический опыт такого воспитания благодаря усилиям учителей - энтузиастов ряда стран, объединенных Международной ассоциацией исследователей воспитания в духе мира.

Однако разработка современных моделей национального образования, учитывающих этнопедагогические и этнопсихологические особенности формирования общечеловеческих и национальных ценностей, фактически только начинается. Отсутствие четкого понимания места и роли национальных институтов образования в происходящих в России современных социокультурных процессах, необходимость теоретического осмысления предлагаемых моделей образования, оценка их практической значимости в социальной адаптации и межкультурной интеграции выдвигают в число актуальных исследовательских проблем современного социального знания научный анализ национальной школы и ее соответствия требованиям поликультурного общества.

В настоящее время в мире сложилось несколько основных типов национальной школы: ассимилирующая, компенсирующая и поликультурная. Несмотря на имеющиеся различия в трактовке термина "национальная школа", исследователи и практики образования единодушны в том, что необходимо дальнейшее комплексное изучение именно поликультурной модели национальной школы как наиболее перспективной и отвечающей интересам многонационального населения нашей страны и регионов.

Поликультурная модель оптимальнее других осуществляет связь школы с различными социальными институтами и процессами. В работах ученых подчеркивается, что наряду с особенностями, которые обусловлены различными факторами (своеобразием целей, этнопсихологическими и этнопедагогическими особенностями, национальными традициями обучения, воспитания и т.д.), существуют некоторые общие методологические принципы анализа теоретических положений, общие философские основания и подходы к формированию современной концепции национальной школы и подготовке будущих учителей для поликультурной модели национального образования.

С середины 90-х гг. на территории России разрабатываются модели региональных образовательных структур, учитывающие глобальные, региональные и национальные особенности этносов, что и предусматривает поликультурная модель национальной школы.

Следует признать, что только отдельные элементы концепции поликультурной модели национальной школы нашли место в образовательной практике, а целостной системы национального образования пока не создано. Проблема внедрения инновационных моделей часто отождествляется с распространением передового педагогического опыта. Этому факту даются разные объяснения. Например, многие исследователи обращают внимание на то, что для успешного внедрения педагогических новшеств необходимо создать специальные условия. Среди них в качестве значимых выделяют формирование у педагогов-практиков потребности в освоении новых знаний, развитие их творческой инициативы, научно-методическое обеспечение учебного процесса, помощь методических служб, финансовая поддержка и др. Важна ориентация ученых на вариативность инновационных моделей, учитывающих местные условия.

В настоящее время наиболее разработанными оказались те области и сферы национального образования, которые связаны с изучением языка, истории самой национальной школы, с формами и методами обучения, а также с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров. Историками достаточно подробно исследованы эти вопросы с точки зрения конкретно-исторических форм и хронологических рамок или же отдельных дидактических проблем освоения родных языков в национальной школе.

Значительно скромнее в науке представлены философский, социологический и общепедагогический анализы моделей национальной школы, включающие: общие основания, методологические принципы формирования этого социального института, влияние национальной принадлежности на выбор молодежью жизненного пути, изучение национальной школы как инструмента социализации личности, взаимосвязь школы с другими социальными институтами. Эти проблемы требуют специального и системного исследования.

Вторая половина 90-х гг. в стране в целом и Западно-Сибирском регионе, в частности, характеризуется многочисленными научными и научно-практическими форумами, обсуждающими проблемы поликультурного общества и современной школы. Прошедшие конференции различного уровня посвящались вопросам формирования новых концепций образования. Так, в 1995 г. по программе ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" в Барнауле состоялась международная конференция "Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России". В 1996 г. в Барнауле прошло несколько научных форумов; конференция "Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов в системе непрерывного образования. Педагогические новации, технологии обучения и модели управления'1, вторая международная конференция "Иностранные языки в аспекте взаимодействия культур" и международная конференция "Культура и текст". Материалы названных и других аналогичных научных форумов внушают надежду на существенный прорыв в системе образования в условиях поликультурного общества.

Национальная школа как этно-социокультурный феномен

Познавательную проблему "национальная школа в поликультурном обществе" необходимо, на наш взгляд, отнести к исследованиям, стоящим по степени сложности на одном из первых мест среди философских, социологических и педагогических наук.

Дело в том, что в период коренных общественных преобразований проблемы образования и воспитания приобретают особую актуальность и остроту. Не умаляя важности экономических, научно-технических и социокультурных инноваций в условиях революционных изменений общественного бытия и общественного сознания, их нельзя принимать обособленно от субъекта всех перемен - человека, являющегося гарантом реальных успехов любых прогнозов и планов. Не раз Россия оказывалась в сложном экономическом и социально-политическом положении, и всегда выйти из кризисной ситуации помогала образованность русского народа.

Так случилось после первой мировой войны, когда подняться с колен и вывести страну на рубежи мирового уровня помогли культурная революция и ликвидация неграмотности нашего народа. После второй мировой войны образование помогло восстановить разрушенное хозяйство, овладеть современными научными технологиями. В период холодной войны после широкого прорыва в космос наша система образования и воспитания обратила на себя внимание всего мирового сообщества, показав высокий уровень подготовки кадров. В постсоветский период мы являемся свидетелями разрушения традиционных систем в экономической, политической и духовной сферах. В результате невостребованности специалисты уезжают за границу, уходят в коммерческие и другие структуры, что обедняет интеллектуальный потенциал страны.

Современные трудности могут быть решены на новом витке развития системы образования и повышения общего культурного и образовательного уровня народа, а также в результате изменения отношения к школе со стороны общества. Для этого нужны новые образовательные доктрины и программы.

В последнее десятилетие появился еще не осознанный всеми, но довольно действенный "двигатель" многих политических процессов, в том числе и процессов духовного обновления России - этнический фактор. Рост национального самосознания в большинстве многонациональных государств, а именно он и привел к "взрыву" этничности в конце XX в,, обусловленный, на наш взгляд, целым рядом причин, и вынуждает по-новому смотреть на проблемы национального образования.

Возрождение и всплеск этнического феномена в образовании коренится в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей. В этом состоят этнокультурная мотивация возрождения национального образования. Народы сопротивляются "перемешиванию" людских масс и унификации образа жизни в урбанизированном обществе, стиранию различий не только в одежде или пище, но и в культурных, и в поведенческих стереотипах [262, с.6]. Однако, если для многих народов, представляющих "нетитульные" нации, сохранения этнокультурного своеобразия вполне достаточно для поддержания этнической самоидентификации, то у других притязания носят политический характер, Этнополитическая мотивация проявляется в стремлении к государственному оформлению своей национальной идентичности, в повышении политического статуса своего народа. Это в первую очередь относится к карабахским армянам, абхазам, гагаузам, немцам, якутам, алтайцам, тувинцам и др. Для этих народов национальная школа служит не только институтом социализации молодежи, но и инструментом сохранения национальной культуры, традиций, языка и этноса как такового. Очень часто в образовательных задачах этих народов прослеживаются и чисто политические цели.

Эффективный подход применительно к анализу проблем национального образования, выработке современных концепций национальной школы может быть обеспечен только истинным изложением фактов, критическим усвоением результатов всего предшествующего развития общественной мысли. Прежде всего необходимо выработать методологические принципы, с помощью которых возможен сложный анализ проблем национального образования в поликультурном обществе.

Особенности развития национальной школы в Западной Сибири

Развитие просвещения в Сибири обычно связывают с послереволюционным временем, когда правительство вело борьбу с неграмотностью по всей стране. Однако еще в начале XIX в. предпринимались попытки организации школьного дела и в этом регионе. Это в полной мере касается национального образования. В 1830 г. была создана и отправлена на Алтай Духовная миссия, которая ставила своей целью не просто утверждение христианства и православия на территории Сибири, усиление здесь своего влияния, но и организацию обучения коренного населения.

Первым руководителем Духовной миссии на Алтае был монах Макарий Глухарев, довольно образованный по тем временам человек. М. Глухарев много сделал для изменения жизни алтайского народа и в частности для обучения алтайцев грамоте. В начале 30-х гг. XIX в. он составил алфавит на основе русской графики, занимался переводами богослужебной литературы на алтайский язык, используя родной разговорный язык алтайцев как средство пропаганды христианства. В 1830 г. Макарий открыл первую школу для мальчиков и параллельно для девочек, обучение в которых велось бесплатно. В 1838 г. была открыта миссионерская школа в Горном Алтае (Улале), и почти в течение 50 лет она оставалась единственной на этой обширной территории [329, с. 227].

Преемник М. Глухарева Стефан Ланды шев открыл несколько миссионерских школ: в 1850 г. Мьютинскую, в 1855 г. Макарьевскую, в 1858 г. Черно-Ануйскую, в 1859 г. Кузедеевскую, в 1860 г. Урсульскую, в 1863 г. Чемальскую и др. Вся учеба в них, кроме обучения чтению, письму и счету, сводилась к заучиванию закона божьего. Из учеников миссионерских школ готовили законопослушных граждан разных национальностей, верных слуг царя и церкви. Образованность помогала людям в налаживании торговых отношений с соседними регионами, способствовала формированию и укреплению национального самосознания.

Начавшееся к середине XIX в. экономическое освоение края, развитие торгово-денежных отношений настойчиво ставили в повестку дня вопрос об обязательном минимальном образовательном уровне для населения, а, следовательно, и о начальных школах, имевших более широкие возможности, нежели миссионерские.

Первая такая школа открылась в лютеранских колониях Сибири, в с. Рыжково Омского края. Преподавание в ней велось на эстонском, латышском и финском языках. Учителем был пастор Пундани - один из "крестных отцов" первой лютеранской колонии в Сибири. В 1890-х гг. в колонии существовали уже две школы - латышская и эстонская, которые находились на государственном обеспечении [156]. На Алтае получили также распространение сельско-волостные школы, а с 1887 г. - церковно-приходские и школы грамоты. Организацией различных школ было положено начало светскому образованию в Сибири. Несмотря на то, что открывались такие учебные заведения в основном для инородцев, лучшими школами считались те, в которых преподавание велось на русском языке. В 1883 г. было открыто Бийское катехизаторское училище для русских и алтайцев, а в конце 80-х гг. XIX в. в Улале - миссионерское училище, учитывающее этнические особенности алтайцев и готовившее учителей, переводчиков и церковных служителей.

Заметный вклад в развитие школьного дела и изучение этнических особенностей Алтая внес В.И. Вербицкий. С 1853 г. до конца своей жизни он трудился в Алтайской духовной миссии, занимавшейся русификацией коренного населения. Научные изыскания В.И. Вербицкого вылились в широко известные труды, которые вошли в золотой фонд тюркологической науки. К этим работам можно отнести "Грамматику алтайского языка", которую он подготовил в соавторстве с М. Глухаревым и одним из основателей национального образования в России Н.И. Ильминским. Позже В.И. Вербицкий выпустил "АлтаЙско-русский словарь", "Словарь алтайского и аладаганского наречий". Помимо лингвистических им написаны работа "Алтайские инородцы" и множество статей по этнографии, в которых он исследует различные стороны быта, одежды, материальной и духовной культуры, нравов и обычаев алтайцев.

Концепция современной модели национальной школы в поликультурном обществе

Задаче возрождения русской цивилизации посвящается сегодня немало работ, в которых главной фигурой выступает человек. Настоящее и особенно будущее России во многом будет зависеть именно от человека, от его образованности, его духовного богатства, нравственной чистоты. Эти качества может дать или не дать система образования, сфера общественной практики. Судьба России сегодня решается не только на политическом Олимпе или в экономических реформах. Она, по меткому замечанию русского философа И.А. Ильина, "лежит в руках русского учителя - преподавателя школы, а также профессора, который есть учитель учителей" [101, с. 5]. Возрождение, сохранение и развитие национальной культуры невозможно без активного участия школы в этом процессе. Для решения непростых задач необходимы и соответствующие изменения в самой системе образования.

Реальные оценки состояния национальной школы, появившиеся лишь в конце 80-х - начале 90-х гг., привели в движение широкие слои российской общественности и обратили на себя внимание государственных органов управления. Результаты не замедлили сказаться. Коллегией Министерства образования РФ в 1990 г. утверждена концепция национальной школы, разработанная созданным при Министерстве Федеральным советом по проблемам развития национальной системы образования.

Современная образовательная политика России предусматривает целевую, научную, методическую и организационную поддержку малочисленным и репрессированным народам, которые не в состоянии предложить и реализовать собственную модель обучения. Благодаря такой поддержке в различных регионах страны стали возрождаться и развиваться национальные школы, способствующие сохранению и развитию языков, культур, формированию национального самосознания различных этносов. Учет этнонациональных и социокультурных особенностей позволяет системе образования играть в политической жизни России роль стабилизатора межэтнических отношений, повышать культуру межнационального общения.

Интеграция людей в глобальную целостность, в поликультурное сообщество - главная тенденция современности, хотя следует признать, что существуют и противоположные, разрушительные тенденции. Примером последних являются назревающие глобальные проблемы и необходимость их совместного и комплексного разрешения.

В таких сложных условиях взаимосвязей и взаимозависимостей человек должен быть подготовлен к жизни в поликультурном обществе с помощью адекватной ему системы воспитания и образования - поликультурной модели школы,

Первые шаги в овладении духовной культурой человечества делаются в дошкольный период, когда ребенок соприкасается с миром народных и национальных песен и сказок, пословиц и поговорок, игр и загадок. Затем уже в школе в его жизнь уже входят художественная литература и театр, игровые фильмы и музеи. Именно на школьной скамье происходит активное восприятие и овладение ценностями культуры. В стенах школы открываются источники формирования многих явлений так называемой молодежной субкультуры, контркультуры. Здесь же человек впервые осознанно и регулярно знакомится с национальными корнями, осмысливает обнаруженные этнические различия, постигает глубины национальной культуры и ее наследие. Именно поэтому модель поликультурного национального образования предусматривает в первую очередь овладение историей, культурой и родным языком.

Этнопедагогическиеи этнопсихологические особенности обучения в национальной школе

Система образования в России включая этнический компонент является национальной по содержанию, прежде всего в гуманитарных дисциплинах, и по целям - сохраняя и транслируя родную культуру и воспроизводя определенный тип личности - носителя этнической ментальности. Поэтому в понятие этнично-сти включается триада - история, культура, язык. Эти понятия определяют "лицо" этноса, и рассматривается в контексте региональной, общероссийской и мировой культур. Это делает необходимым разработку этнического компонента национального образования в опоре на принципы полилингвального и поликультурного образования. Новое поколение этносов России, не замыкаясь в лингвокультурной традиции своего народа, приобретает опыт освоения истории, культуры и языков народов России, исторической родины, мировой культуры.

Этнический компонент образования представляет собой специфическую образовательную область, очерчивающую целый комплекс знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочного опыта, подлежащих целенаправленному формированию. Он находит свое выражение как в принципах отбора и структурирования содержания образовательных программ в целом, так и наборе учебных дисциплин, а также в содержании отдельной учебной дисциплины, наборе видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Интересный опыт национального образования, учитывающий этнопсихологические и этнопедагогические особенности обучения, содержался в программах общеобразовательных школ в начале становления советской власти в стране. Учебные планы того периода рекомендовали изучать быт, язык, природные явления и ресурсы, труд местного населения. Курс природоведения знакомил школьников со всеми видами хозяйства и промыслов, особенностями быта [210, с. 46]. В курс обществоведения включались темы: "Занятия родителей учащихся и их помощь в хозяйстве" или "Домашнее производство крестьянской семьи: прядение, ткачество" и т.д. На уроках географии предполагалось изучать жизнь крестьян окрестных деревень и деятельность мастеров народных промыслов [228, с. 303]. Даже математические знания рекомендовалось закреплять путем знакомства с традиционными для данной местности сферами занятости, домашним бытом и производством, что нашло свое отражение в программах тех лет [228; 229].

В 1926-1927 учебном году вновь были внесены изменения в учебные программы, которые приобрели более выраженный краеведческий характер.

В последующие годы советская школа ориентируется на Запад, что находит отражение не только в содержании учебников, но и в методах преподавания. В стране формируется некая "усредненно-общая методика" с явным креном в сторону европейского опыта. "Европоцентризм", положенный в фундамент нашей российской школы, не мог учесть особенности всех проживающих на территории страны этносов, так как не основывался на психологических и педагогических особенностях коренных народов, не учитывал накопленный народный опыт обучения и воспитания, а ориентировался лишь на признанные в Европе установки.

В современных условиях все жители России живут и действуют в границах нескольких культур, включая основную и разнообразные этнические. Главная цель поликультурного образования, выводимая из определения роли этнического фактора в российском обществе, состоит в том, чтобы помочь подрастающим поколениям развить их межкультурную компетентность.

Когда мы говорим, не об абстрактном человеке, а о формировании социальной зрелости личности и целого поколения, необходимо учитывать, кто именно пребывает в такой-то точке исторического и географического пространства, мы должны понимать, что человек любой национальности не является от рождения носителем какого-то этнического начала в чистом виде. Сегодня абсолютное большинство населения на территории России живет не там, где их отцы и деды. И если мы, например, возьмем русских, живущих в Московской области, на Волге, в Сибири и на Дальнем Востоке, то, изучив их психологические особенности, традиции, обычаи, речь и тем более манеру говорить, будем вынуждены признать, что это разные русские и менталитет у них тоже различается. Для обитающих на берегу Тихого океана жителей России характерно знание культуры Китая, Японии, Кореи, и она им ближе, чем культура Москвы или Поволжья.

Похожие диссертации на Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе