Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Джашеева Фарида Норчуковна

Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев
<
Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джашеева Фарида Норчуковна. Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 178 c. РГБ ОД, 61:05-13/4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 14

1.1. Общие вопросы воспитания детей средствами народной педагогики 14

1.2. Задачи воспитания детей в народной педагогике Карачая 23

1.3. Идеал, цель, средства и методы воспитания детей в карачаевской народной педагогике 59

Выводы по первой главе 87

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОИ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВЦЕВ 89

2.1. Педагогические ценности свадебно-обрядовой культуры карачаевцев 89

2.2. Свадебные обряды карачаевцев и проблемы социализации 99

2.3. Искусственное родство и его воспитательное значение 146

2.4. Место свадебно-обрядовой культуры в процессе воспитания молодежи в современных условиях 151

Выводы по второй главе 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

Введение к работе

Одна из важнейших проблем социокультурной жизни российского общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. В первую очередь, она призвана передать молодому поколению бесценное богатство, накопленное многими поколениями; нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. Современному обществу необходима свободная, самостоятельная и творческая личность. А это требует обновления теоретических взглядов и практических действий в образовании и воспитании подрастающего поколения с учетом этнических особенностей народов многонациональной России.

В настоящее время, в связи с переосмыслением содержания воспитательной работы, одним из насущных вопросов остается глубокое изучение и оценка всех сторон образовательно-воспитательного процесса. Анализ современного воспитательного процесса, а также результаты исследования в этой области свидетельствуют, что не всегда учитываются богатые возможности народной педагогики, ее многовековой опыт. Именно поэтому особо акцентировал внимание на повышении качества воспитательной работы на последнем совещании ректоров вузов Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Озабоченность руководства России состоянием дел в области обучения и воспитания подрастающего поколения неслучайна. Она продиктована снижением общей культуры населения страны, пренебрежением к национальным парадигмам воспитания, обесцениванием в сознании современной молодежи идей патриотизма и гражданственности.

Современной России необходимы граждане, способные воспринимать, чувствовать и адекватно оценивать реальную жизнь, уметь совмещать в себе достижения новой и традиционной культуры. В реализации целей и задач воспитания в национальной школе и семье большую помощь могут оказать

традиции свадебно-обрядовой культуры, являющиеся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления и обогащения воспитательного и образовательного арсенала современной педагогики.

Создание семьи у всех народов сопровождается свадьбой, которая является основным из обрядов жизненного цикла. В этнографической науке ее называют обрядом перехода. Это наиболее значимое празднество человека в его жизни, сопутствующее вступлению в брак. У каждого народа свадьбы сопровождаются обрядами, которые призваны решать возникающие трудности, как в социальной, так и экономической сферах вступления молодых в самостоятельную жизнь.

Многовековая практика использования единых правил организации свадебных празднеств выпестовала свод обрядов, которые стали традиционными. Изменения социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни, безусловно, отражаются на свадебных обрядах, привнося различные новшества, заставляя отказаться от некоторых элементов, потерявших свою значимость. У многих народов Северного Кавказа свадебные обряды во многом схожи, но вместе с тем в них заложена неповторимая национальная особенность.

Со временем может несколько видоизмениться форма обряда, некоторые элементы его содержания, но общая суть, тот нравственный стержень, которые закладывались изначально, остались неизменными, а потому они традиционны и интересны для нас и сегодня. В этом отношении свадебная обрядность - один из памятников прошлого, в котором историческая этнография черпает сведения о прежней экономической и общественной жизни, брачно-семейных порядках, религиозных верованиях и т.д., а педагогическая наука - методы и приемы воспитательного воздействия.

До возникновения письменности народные идеи воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания и в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются своеобразными памятниками народной педагогики. В одном ряду с ними стоят обряды и традиции народа. Они содержат огромный воспитательный потенциал.

В истории общественно-педагогической мысли России есть немало примеров освещения различных аспектов национального воспитания и обучения с учетом этнических особенностей (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и другие).

Эти идеи нашли отражение в работах таких русских просветителей, как В.Г. Белинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, А.А.Мусин-Пушкин, Н.И. Пирогов, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я.Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Разрабатываются они и современными учеными Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.Я. Кобылянским, В.Ю. Троицким, ВТ. Шаталовым и другими, в работах которых утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.

За последние годы проведены исследования, посвященные изучению региональных особенностей образования, возрождению национальных систем воспитания (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Л.Л. Супрунова, Е Троицкий, СБ. Узденова, И.А. Шоров). В них подчеркивается важность происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития самобытных образовательных и этнокультурных традиций, но вместе с тем отмечаются кризис духовности, потеря некогда представляющих национальную гордость идеалов, утрата связи

6 поколений. Исследователи И.А.Арабов, Л.Ф. Греханкина, А.В. Салихов, Н.Х. Сопоева, В.В. Судаков и др. охарактеризовали сущность национально-регионального компонента как структуру государственных образовательных стандартов. В нем они видят огромный потенциал воспитательных возможностей для формирования разносторонней, высоко интеллектуальной личности.

Как правило, полноценное образование и воспитание невозможно без учета национальных особенностей. Предпринятый нами анализ фольклорных произведений, научной литературы, сопоставленный с опытом народной педагогики, позволяет заключить, что воспитательный потенциал, содержащийся в свадебно- обрядовой культуре карачаевского народа, практически не исследован. И это подтверждает актуальность данного исследования.

Современный образовательный процесс особо нуждается в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность воспитания детей с учетом народного опыта, особенно на региональном и национальном уровне. Острота проблемы обуславливается противоречиями между:

новым качеством жизни и действующей системой образования и воспитания;

потребностью общества в создании этнокультурно-ориентированных образовательных систем и гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности;

социальной востребованностью развития этнокультурно-ориентированных систем образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в современных исследованиях, посвященных национальным особенностям воспитания;

- необходимостью формирования целостной личности и конкретными
целями, задачами формирования личности в семье и школе с учетом ее
индивидуальности и уникальности.

На основе указанных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические возможности традиционной системы воспитания карачаевского народа, сохранившиеся в свадебно-обрядовой культуре.

Решение данной проблемы является целью исследования. Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевцев как продукт социального опыта народа.

Предмет исследования; свадебно-обрядовая культура как средство воспитания детей в карачаевской народной педагогике. Задачи исследования:

раскрыть воспитательный потенциал и значимость свадебно-обрядовой культуры в карачаевской народной педагогике;

определить идеал, цель, средства и методы воспитания детей в народной педагогике карачаевцев;

выявить элементы свадебного обряда, способствующие социализации детей и молодежи;

- исследовать педагогические возможности сочетания нового и
традиционного в свадебно-обрядовой культуре карачаевского народа;

- показать основные пути использования воспитательного потенциала
свадебно-обрядовой культуры карачаевцев в современной национальной школе
и семье.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности

и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

В исследовании применялся системный подход как ориентир в раскрытии целостности проблемы и выявлении сущностных отношений, устойчивых внутренних связей традиционной педагогической культуры народа.

Методы исследования: исторический метод, теоретический анализ научно-педагогической литературы, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа, научная оценка, определение характера и научного статуса народной педагогики.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность и различные аспекты гуманизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и другие);

историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Н. Джуринский, А.Э. Измайлов, В.В, Макаев, Л.Л. Супрунова и другие);

- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М.
Батчаева, К.Б. Семенов, И.А. Шоров и другие).

При изучении вопросов психологии свадебно-обрядовой культуры автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, A.M. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.Д. Столяренко и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

%-

- установлено, что свадебно-обрядовая культура карачаевского народа
** - отражает национальную специфику воспитания детей и имеет гуманистическую

направленность;

систематизирована и обобщена педагогическая мысль карачаевского народа и народный опыт использования свадебно-обрядовой культуры в процессе воспитания;

определены цели, средства и методы традиционного воспитания, реализуемые в свадебных обрядах;

выявлена специфика средств и методов педагогического воздействия, содержащихся в свадебно-обрядовой культуре карачаевцев (игра, труд, досуговая деятельность, исполнение песен, танцы, спортивные состязания);

раскрыты педагогические возможности социализации личности через свадебно-обрядовую культуру карачаевского народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- сформулирован категориально-терминологический аппарат, отра
жающий содержание феномена «свадебно-обрядовая культура»;

- выявлена взаимосвязь педагогических, исторических, этнокультурных и
социальных факторов, определяющих особенности элементов свадебно-
обрядовой культуры карачаевского народа;

- раскрыты исторически обусловленные социально-культурные и
педагогические характеристики свадебных обрядов;

- уточнены концептуальные основы осмысления свадебных обрядов как
социального и этнокультурного феномена.

Практическая значимость исследования:

- обоснована система дидактических средств, в основу которых по
ложены элементы свадебно-обрядовых норм с культурологическим со
держанием;

определены педагогические основы свадебно-обрядовой культуры, позволяющие выстраивать стратегию отбора воспитательных технологий, адаптированных к воспитанию детей в современных социально-педагогических условиях;

разработанные теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа);

положения и выводы диссертационного исследования могут быть включены в учебные курсы теории и истории педагогики, использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений, в работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей и работников образования.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документальная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования:

Первый этап (2001-2002 гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме. Накопление материала по свадебно-обрядовой культуре карачаевцев, подготовка публикаций по проблеме.

Второй этап (2002-2003 гг.) - изучение и анализ материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, их осмысление и внедрение в воспитательный процесс, расширение круга исследуемых источников, их анализ.

Третий этап (2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечены теоретико-методологической базой исходных теоретических позиций и подходов решения проблемы, широкой базой источников; соответствием методов исследования целям и задачам работы, объемом выборки эмпирического материала. Исследование построено на достоверных и проверенных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

теоретическое обоснование философских, культурно-исторических, социальных, этнографических, психо лого-педагогических предпосылок может послужить основой для осмысления свадебных обрядов как социокультурного, этнокультурного и этнопедагогического феномена;

культурологический анализ свадебных обрядов должен входить в структуру педагогической деятельности учителя современной национальной школы, служить важным инструментом решения многочисленных задач воспитания, развития детей и существенно обогащать профессионально-педагогические (воспитательную, организационную, информационную, коммуникативную) функции;

успешная реализация цели воспитания детей посредством свадебных обрядов, отвечающая специфическим национальным особенностям и современным тенденциям брачно-семейных отношений в республике, возможна при условии создания целостной педагогической системы, направленной на обеспечение консолидации воспитывающих сил: семьи, школы, общественности, опирающейся на положительное наследие прошлого, без гипертрофии некогда популярных, но сегодня изживших себя норм национальной педагогики;

- сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции широкого использования свадебных обрядов в качестве средств воспитания и социализации детей могут быть успешно использованы в современной национальной школе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедр педагогики Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, Адыгейского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Ростов-на-Дону).

Опубликованные материалы использовались кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, изложена его методологическая и теоретическая основы, указаны методы исследования и его источниковедческая база, описаны организация и основные этапы проведенного исследования, сформулированы и раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, констатируется их обоснованность и достоверность, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретике-методологические основы воспитания детей в карачаевской народной педагогике» раскрыты общие вопросы воспитания в карачаевской народной педагогике. Охарактеризованы идеал, цель, средства и методы воспитания детей. Описаны задачи воспитания. Дано осмысление педагогической ценности исторического прошлого, национальных традиций, достижений народной педагогики, а также актуальность использования их в современном воспитательном процессе.

Во второй главе «Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев» выявлена роль свадебно-обрядовой культуры в традиционном воспитании карачаевцев, раскрыты обряды, способствующие социализации детей и показаны возможные пути использования результатов исследования в современном процессе воспитания молодежи.

Общие вопросы воспитания детей средствами народной педагогики

Человечество накопило большой воспитательный опыт, из которого современники черпают много полезного и актуального даже сегодня. Общечеловеческое педагогическое наследие подпитывается опытом отдельных народов.

Социальные потребности того или иного народа в воспитании личности, отвечающей требованиям времени и условиям его проживания, породили систему методов и средств, которую мы сегодня называем народной педагогикой.

Народная педагогика преследовала цель формирования умственно развитого, нравственно чистого, физически здорового члена общества. Накопленный многими веками опыт воспитательной работы карачаевцев передавался из поколения в поколение в устной форме, ввиду отсутствия письменности. И как это традиционно сложилось, проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие методы воспитания детей оформлялись в виде обычаев, традиций, норм поведения, а также рассказов, сказок, легенд, но больше всего на их основе рождалось пословиц и поговорок. И по сей день ни одно педагогическое воспитательное воздействие на ребенка не обходится без применения поговорок, пословиц, если это проводится в духе народной педагогики.

В настоящее время, благодаря научным сотрудникам институтов гуманитарных исследований КЧР и КБР, собраны и изданы поговорки, многочисленные пословицы, в которых находит свое отражение вся мудрость народа. В нашем исследовании мы не раз будем на них опираться. Самым значимым явлением в жизни человека с самого рождения и до его смерти считалась свадьба. Именно поэтому свадебно-обрядовым ритуалам карачаевцы уделяли огромное внимание. К этому важнейшему событию в жизни родители готовили своих детей с самого рождения.

В течение многих веков в народе складывалось представление об идеальном человеке, который должен был обладать следующими положительными качествами: честностью, добротой, вежливостью, трудолюбием и т.д. Все эти составные части формирования личности взаимообусловлены и взаимосвязаны. В легендах, сказках, сказаниях мы встречаемся с героями, которые обладали положительными качествами, свойственными идеальному человеку. Проецируя на юношу те положительные качества, которыми должен был обладать идеальный человек, получали образ прекрасного жениха, на девушку, соответственно, - образ невесты.

В народе понимали, что эти качества в человеке не врожденные, и их нужно формировать в людях, прикладывая определенные педагогические усилия. Эту воспитательную работу нужно было проводить с раннего детства. Поэтому в народе большое распространение получила поговорка «Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмез» («Сгибай лозу, пока она молодая, вырастет - не согнешь»).

Содержание этой пословицы перекликается с мыслями Я.А. Коменского: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если оно выросло, это невозможно сделать. Так, если кто желает согнуть из дерева лук, ему нужно взять дерево зеленое и молодое, нельзя согнуть старое, сухое, суковатое дерево. Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку... В ком мы желаем гармонически развивать изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте. Кому нужно сделать большие успехи в изучении философии, тому нужно раскрыть чувства ко всему в первые годы жизни, пока он может загореться воодушевлением, пока ум быстр, а память крепка» [67, с. 159].

Формируя в детях те или иные положительные качества, народ применял определенные педагогические приемы, методы, средства. Анализ показывает, что в процессе воспитания детей учитывались их возрастные, половые особенности, а также их психологические различия. В зависимости от возраста детей родители подбирали приемы и методы воздействия на них. Больше всего на детей оказывали воспитательное воздействие народные сказки, легенды, сказания, именно через богатый фольклор карачаевцы прививали детям понятия добра и зла. Эти произведения устного народного творчества развивали у детей умственные способности, их воображение, а также чувственно-эмоциональное восприятие.

Педагогические ценности свадебно-обрядовой культуры карачаевцев

В народной педагогике карачаевцев все методы, средства и приемы воспитания нацелены, в первую очередь, на формирование личности, способной к самостоятельной жизни в обществе. Процесс формирования этих качеств происходил, прежде всего, в семье. Особенностью семейного воспитания являлось приобщение ребенка к народным традициям, обычаям, к законам общества, в котором ему предстоит жить, через трудовую деятельность, физическое и духовное развитие, привитие общечеловеческих ценностей.

Началом самостоятельной жизни считалось создание семьи. Подготовкой к этому моменту является вся предшествующая жизнь молодых людей. Переход из одного социального статуса (жизнь с родителями) в другой (самостоятельная жизнь, создание собственной семьи) сопровождается одним из самых древних ритуалов - свадебным обрядом.

Карачаевская свадеб но-обрядовая культура по своему содержанию многоаспектна, она богата прогрессивными идеями и опытом народной педагогики, может служить одним из эффективных средств воспитания подрастающего поколения.

В рамках данного исследования мы сочли необходимым активизировать внимание именно на воспитательной значимости свадебно-обрядовой культуры. В ней мы выделяем те аспекты, которые, по нашему мнению, направлены на воспитание у человека нравственных, эстетических качеств, его физическое развитие, формирование умений и навыков трудовой деятельности.

Мы полагаем, что свадебно-обрядовая культура может влиять на воспитание детей в духе гуманных отношений и взаимного уважения, прививать им доброжелательность, вежливость, тактичность, формировать нравственные принципы личности, определяющие нормы ее поведения в обществе, сознательную дисциплину, культуру поведения, речи, внешности.

Свадебно-обрядовая культура карачаевцев строилась на строгом соблюдении многих социально-нравственных норм.

Соблюдение этических норм и правил поведения в обществе было возможным только на основе целенаправленной воспитательной работы с молодежью. Старшее поколение - носители нравственно-культурных ценностей - должно было передать молодому поколению все духовные ценности народа и привить моральные качества созидателей, продолжателей рода. Воспитательная работа проводилась методами поощрения, наказания, запрета, убеждения и др. Все перечисленные методы являются составляющими свадебно-обрядовой культуры.

В карачаевской семье, в силу устоявшихся нравственных норм, строго соблюдалась очередность женитьбы братьев и замужества сестер. Вначале женился старший брат, затем младший, т.е. по старшинству. Эти этические нормы распространялись на однополых детей в семье. Так, например, имея старшего брата, девушка могла выйти замуж, и наоборот, младший брат, имея старшую сестру, мог жениться. Нарушение этих норм строго осуждалось карачаевцами. Как показал анализ данного явления, строгое соблюдение этих нравственных норм имело большое воспитательное значение и было продиктовано социально-экономическими условиями жизни. Воспитательное значение заключалось в том, что детей с раннего возраста воспитывали в духе уважения к старшим вообще, братьям и сестрам, в частности.

Нарушение младшими данных нравственных установок в народе воспринималось, как проявление невоспитанности, неуважения не только к своему старшему, но и к традициям, обычаям. Здесь нужно отметить, что иногда бывали случаи, когда с позволения самого старшего или же родителей можно было нарушить вышеприведенную норму. Но эти исключения, как правило, носили чисто физиологический характер, т.е. по причине какой-либо болезни или инвалидности. Во всех других случаях нарушение этой традиции младшими могло привести людей к мысли, что их старшие страдают каким-то недугом. Осознание молодыми людьми значения данных обрядов накладывало на них большую ответственность перед родителями и обществом.

Социально-экономическая причина соблюдения очередности создания семьи заключалось в следующем: когда женили старшего, как правило, родители, родственники прикладывали максимум усилий для того, чтобы организовать пышную свадьбу, что требовало немалых затрат. На роскошность проведения свадьбы также толкало то, что родители, по поверью, с этим связывали дальнейшее благополучие своей семьи и молодоженов.

Родители должны были проявить предельную щедрость и придать широкий размах свадьбе, потому что, по поверью, именно при таком подходе Всевышним воздается и молодоженам, и родителям вдвойне относительно их затрат. Очень широкое распространение в связи с этим имеют поговорки: «Бергенге, Аллах береди» (Дающему Бог дает), «Джашыргъанынгы тас этгенге сана» (смысловой перевод данной поговорки примерно такой: «Если что-то припрятал или же проявил жадность, скупость в чем-то, то считай, что это ты потерял»).

Свадебные обряды карачаевцев и проблемы социализации

Многовековое существование обрядов придало им характер традиционности. Каждый ритуал выполнял определенные функции. Удачные действия людей, направленные на решение общественно значимых проблем, воспринимались и запоминались людьми для последующего их применения в подобных ситуациях. Именно так зарождались ритуалы. Неоднократные повторения, продиктованные жизненной необходимостью, оттачивание и избавление от несущественных и незначительных элементов, превращали их в традиционные.

Устойчивость народных традиций зависит от социально-экономических возможностей народа. Анализируя траекторию развития общества, доступные нам источники, а также рассказы и беседы представителей старших поколений, мы изучали историю зарождения и существования различных традиций. Условно мы их разделили на три группы, соответствующие конкретным этапам развития истории народа, которые отражали бы влияние социально экономических условий на свадебные ритуалы. Этапы вбирали в себя следующие временные отрезки: дореволюционный период - до 1917 года, советский период — до 1990 годов и постсоветское время с 1991 г. и далее.

Дореволюционный период

Характерной особенностью дореволюционной жизни карачаевцев является размеренный ритм. Однообразие хозяйственной деятельности, в основном занятие скотоводством, выдвигало свои ценностные ориентиры в воспитании молодого поколения, соответствующего образу жизни народа. Основная трудовая деятельность была направлена у мужчин на содержание скота, у женщин на переработку молочных продуктов (масло, сыр, творог, айран, сметана и т.д.) и шерстяных изделий (носки, пуховые платки, войлоки -«кийиз», войлочные шапки - «кийиз бёркле», башлыки и т.д.).

Вся дореволюционная педагогическая деятельность была направлена на воспитание такой личности, которая обладала бы способностью перенять положительный опыт у старших и, в свою очередь, передать его следующему поколению. Такая преемственность предполагала рождение новых семей, и потому воспитательная работа была направлена на формирование таких качеств личности, которые помогали бы ведению самостоятельной жизни.

Все свадебные обряды несли в себе определенные воспитательные функции. Ритуалы у карачаевцев возникали не спонтанно, они были продиктованы жизнью. Общество выдвигало требования к формированию таких человеческих качеств, которые отвечали бы его интересам. Лучшие примеры фиксировались, а негативные факты анализировались, обсуждались, изучались причины их появления для последующего устранения.

Итак, основная воспитательная работа проводилась в семье и была направлена на формирование личности, способной к самостоятельной жизни, являющейся носителем культурных ценностей народа.

Если дореволюционная жизнь карачаевцев в течение не одного столетия была однообразной, формы хозяйствования были привычные и устойчивые, то после революции меняется вся система народного хозяйства, меняется идеология, вместе с ними меняются и ценностные ориентиры людей. Такое явление мы называем сменой общественной формации. Новая система предъявляла новые требования к общественным и межличностным отношениям. На заре зарождения советского государства появлялись национальные автономии, в процессе которых карачаевцы тоже получили свою государственность. В это время создается широкая сеть школ. Как и по всей стране ведется большая работа по ликвидации безграмотности населения, создается письменность народа, появляются отдельные личности среди карачаевцев, которых с полным правом можно отнести к зарождающейся интеллигенции. Вместе с этим прогрессивным ходом развития общества начинается отход от некоторых традиционных обрядов и ритуалов. Новое общество, не имевшее аналогов в мире, имело свою идеологию, которая отрицала устоявшиеся народные традиции, как пережитки прошлого. Требования, порожденные новой идеологией, не могли искоренить или же изменить традиции карачаевцев, унаследованные не от одного поколения предшественников. Несмотря на явные запреты, люди тайком пытались использовать всю цепочку свадебного цикла и других ритуалов.

Похожие диссертации на Воспитание детей средствами свадебно-обрядовой культуры карачаевцев