Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание исторического самосознания младших школьников Павлютина Нелли Григорьевна

Воспитание исторического самосознания младших школьников
<
Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников Воспитание исторического самосознания младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Павлютина Нелли Григорьевна. Воспитание исторического самосознания младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Славянск-на-Кубани, 1998 118 c. РГБ ОД, 61:99-13/779-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Педагогические основы воспитания исторического самосознания младших школьников .

1.1. Историческое самосознание личности как предмет научного исследования . 16

1.2. Историческое самосознание в структуре Я - концепции младшего школьника. 29

1.3. Характеристика исторического самосознания младших школьников . 39

Глава II. Пути и условия формирования исторического самосознания младших школьников .

2.1. Формирование исторического самосознания младших школьников в процессе обучения . 55

2.2. Формирование исторического самосознания младших школьников во внеклассной работе. 80

2.3. Индивидуальная работа с семьей по формированию исторического самосознания младших школьников . 89

Заключение. 98

Библиография. 102

Приложения. 115

Введение к работе

Актуальность. В условиях глобального кризиса и стратегической нестабильности российского общества изменяется историческая ситуация взаимодействия социума и жизнедеятельности людей. Она приобрела резко противоречивые особенности.

Прежде всего возникли новые тенденции в социальных и мировоззренческих основаниях и ориентациях людей. В общественном и индивидуальном сознании произошел резкий поворот к ценностям западной цивилизации и культуре (Н.Н. Моисеев, А.И. Арнольдов, Н.В. Карлов ). Воспринимаются западные эталоны жизни, выдаваемые за общечеловеческие, и отвергаются собственные исторические.

Далее разрушение исторической памяти людей подрывает духовное здоровье нации, базирующееся на ее внутреннем самоуважении, осознании своей сопричастности к историческому процессу и позитивном ценностном отношении к своей истории, "которая в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая, скрижаль откровений и правил: завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего" (72, с.ЗО).

Кроме того, российские реформаторы вместе с экономикой разрушают и культурное достоинство страны. Это приводит к тому, что законы истории, обеспечивающие культурологическую смену поколений, не могут больше гарантировать ни прошлого, ни будущего целых народов. Эта опасность четко отражена в теории кризисного общества А.В.Брушлинского ( 36 ). Она построена на доказательстве закономерностей эпохи, которая требует от государственной политики переориентации с социально-личностного аспекта на метаиндивидуальный мир.

Возрастает роль человечества в истории, особенно в ее переломные моменты. Принципами организации кризисного общества выступают: многомерность, полидетерминальность, релятивность и деидеоло-гичность. На этом основании происходит переход от личностного мира к

метаиндивидуальному, при котором идеология + Я человека, Мы + Я заменяются Я + Я, Я + Мир. Эгоцентризм такого порядка - не просто социальная переориентация на капиталистические ценности, а прежде всего противопоставление индивидуальности социальности, отрыв человека от корней его нравственного и духовного развития, дисгармония общественного и индивидуального сознания и самосознания. Еще в свое время В.О.Ключевский подчеркивал:"...без знания истории, мы должны признать себя случайностями, не знающими, зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться..." (75, с.362).

Остро встает проблема соотношения истории и развития современной культуры. В этой ситуации требуется коррекция социальной политики таким образом, чтобы каждый народ и отдельный человек осознанно адаптировались к новой эпохе по-своему, сохранив свои исторические достижения и ценности и соучаствуя таким образом в совместном но-осферном творчестве.

Во всем постсоветском пространстве наметилось тревожное противостояние культурных традиций по национально-конфессиональному признаку. Это порождает специфический "внутренний расизм" того или иного государства (А.С.Панарин). Он проявляется в двух аспектах: уничтожении русской культуры, абсолютизации нации за счет искажения исторических событий и фактов.

Наконец, сама школа не имеет четкой позиции в аспектах воспитания исторического самосознания школьников. В науке и в массовой печати, в образовательных программах излагаются спорные концеп-ции.Так, положение о национальной школе Казахстана утверждает: "Подлинно национальная школа - это такая школа, которая функционирует на исторической территории государствообразующей нации, реализует на своей территории свою суверенную образовательную политику, свободно формирует у учащихся национальный характер и духовный мир своего народа на основе родного языка" (69, с. 4 ).

Такая ситуация наблюдается и в других странах СНГ. Вместе с тем, отторжение национальной культуры от русской есть не что иное, как отвержение от мировой культуры, частью которой является русская. Самоизоляция национальной культуры приводит к ее деградации, а история становится предметом манипуляции политиков. При этом искажается национальное и историческое самосознание, формируется национализм.

"Национальное самосознание и национализм - явления противоположные, антиподы" (143, с. 196). Национализм исключает общенациональные интересы, преследует корыстные цели, представляя нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму социальной общности (143,с.196).Это означает, что национализм исключает историзм и предполагает манипулирование историей, а не ее объективную оценку. Национализм обрекает нацию на застой и деградацию в политической и духовной жизни.

Экстраполируя историю на современность, носитель национализма трактует прошлое в свете современных событий, деформирует социальную национальную историю и культуру. Национализм прежде всего действует на людей со слабым историческим самосознанием.

В современных условиях все это становится основанием межнациональных конфликтов.

Усиливается технизация культуры, что меняет, по мнению ученых, сущность исторического самосознания. Оно становится проявлением традиционализма, противостоящим современности (ВА.Кутырев). Нередко поэтому его относят к пережиткам общественного сознания, имеющим отрицательное значение.

В. А. Кутырев считает, что техницизм не соответствует психологии, этике и культуре постиндустриальной революции, которая требует единого мирового сознания. Без него цивилизация погибнет; проблемы экологической катастрофы, перенаселения, духовного обнищания человека за счет массовой культуры и многое другое не разрешить, если каждый на-

«

род по-прежнему будет думать только о себе. Глобальная технизация, по М.М.Бахтину, - это "безответственно страшная и разрушительная сила" (18, с.87). Такую точку зрения высказывает В.Б.Шкловский, утверждая, что "вещи переродили человека, машины особенно" (190,с.187), Продолжая эту мысль, В. А. Кутырев формулирует главное кредо опасности для человека XX І века: "Искусственный мир становится бытием, которое не просто за нами, оно "впереди нас" (92, с.20). Человеческое сознание, формировавшееся в течение всей истории в процессе общения с природой, все больше зависит от искусственной природы, созданной самими людьми. К ней относится информационно-компьютерная наука, которая заменяет память человека, его мышление, опыт, а следовательно, отнимет у них фундамент их сознания. С.ЕЛец заметил: "Наука и техника так совершенствуются, что человек сможет обойтись без самого себя" (92, с.21).

Так возникает противоречие: природа человеческого сознания формировалась в истории, в общении с реальным миром, в то время как сейчас сознание людей все более формируется искусственной природой, ноосферой ( по В.И.Вернадскому). В этих условиях историческое самосознание человека теряет почву в культуре и образе жизни людей. Такова социальная обусловленность необходимости исследования проблемы.

Опорные позиции исследования. Исследование истории всегда являлось важным элементом духовной жизни любого общества. Научными философско - историческими работами, начиная с времен Древней Греции, определились следующие методологические позиции во взглядах на прошлое:

  1. связь чувства истории с социальной памятью, прнемственностыо исторической информации ( Лев Диакон ). Воплощением этой потребности общества являются музеи, традиции, предания, легенды и мифы;

  2. зависимость исторического знания от мировоззренческого климата современности ( К.В.Хвостова ). Факты переосмысления исторического прошлого поисходили во всей истории цивилизации, включали элементы

не столько анализа и сравнения с реальностью, сколько отрицание, очернение, что имеет место и сегодня;

  1. интерес человека к прошлому реализуется в малой степени из - за недостаточной общей исторической образованности и неполной исторической информации ( К.В.Хвостова);

  2. философское видение личности во многом определяет отношение к истории. Развитие истории в наше время связано с согласованием философии постмодернизма и посткапитализма ( Г.С. Кнабе );

  3. восприятие истории осуществляется на двух уровнях - теоретическом и прагматическом. Теоретический связан с общими развитием сознания человечества, с культурой цивилизации в целом, практический - с конкретной ситуацией, с событиями в жизни общества и человека. Поэтому история как наука и явление не существуют сами по себе, они органически вливаются в культуру общества и в культуру личности

( Л.В.Пригожин). Современная историческая наука, таким образом, выступает как фактор формирования исторического самосознания народа. История России имеет такой богатый в педагогическом отношении материал, который позволяет на высоком уровне формировать историческое самосознание личности, начиная с раннего школьного возраста (Н.В.Карлов ).

6) По мысли В.Н.Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение
природы и общества, это торжество разума и гуманизма, слитые воедино
наука, культура, общественное развитие, государственная политика и
образ жизни людей. Однако, история XX века подтвердила реальную
угрозу существования природы в качестве самостоятельной целостности.
Культура синтезируется и технизируется, порождая искусственную реаль
ность. В этих условиях историческое самосознание теряет почву и вынуж
дено защищаться, уходить в себя, самоизолироваться от современности.

7. Созревают предпосылки для эпохи творческой личности, времени, когда творчество будет составлять суть любой деятельности (Н.А.Бердяев,

М.Хайдеггер). Творчество есть реальное воплощение связи свободы человека с его самосознанием, самовыражением в новом. В этих условиях историческое самосознание претерпевает существенные изменения. Оно вынуждено осваивать ценности современной науки и техники, сохранив при этом национальную основу существования культуры народа (92, с. 185).

8. Общенациональный кризис происходит на фоне глобального мирового кризиса (К.В .Хвостова). Это вызвано тем, что время национальных, этнических государств прошло и историческое будущее связано с интегративными процессами. Провозглашены гуманистические приоритеты во всех государствах. Они связаны с возрождением, сохранением и развитием гуманитарных ценностей, которые выступают основным фактором общественного и индивидуального исторического сознания и самосознания. Стратегическая задача состоит в том, чтобы искать социальные, экономические, технические, психологические решения этих проблем (И.Т.Фролов).

Анализ научной литературы показал, что в комплексе возникающих проблем центральным становится целенаправленное формирование исторического сознания и самосознания. Оно выступает предметом исследования для многих наук, но прежде всего является объектом философского исследования. Это неоднократно подчеркивалось философами, социологами.

В книге "Философия воспитания" Б.Т.Лихачев обосновывает необходимость осознанного отношения к истории и воспитания этого отношения во всей системе работы с детьми. Он подчеркивает важность "возвращения к историческим духовно нравственным истокам", "...возрождения в личности ее духовного самостояния" (102, с.3-4). Б.Т Лихачев считает третьей, высшей стадией духовно-нравственного становления личности формирование ее самосознания как сопричастности к прошлому и настоящему своих предков, истории своего

отечества (102, с.28).

Петербургская научная школа ряд лет рассматривает социальные проблемы педагогики, отмечая при этом два вида социализации: погружение в прошлое и в современную действительность. Причем погружение в прошлое есть своего рода тренировка, предисловие к социальной адаптации в целом. Прошлое не столь явственно сопротивляется, оно не требует быстрой и точной реакции, оно может быть продолжено, к нему можно неоднократно возвращаться.

Ю.П.Азаров целый раздел посвятил народности и культуре в воспитании детей. Он утверждает, что воспитатель - это личность, сформированная всей совокупностью культуры, прошлой и настоящей. Педагог -фигура культурно-историческая, и только в таком состоянии он может воспитывать личность. Народность в понимании Ю.П.Азарова - это символ педагогической веры, источник подлинного педагогического творчества: "Народность - это то великое природно- нравственное начало, которое делает народ единым с богом, с Космосом, с Просвещением, с культурой" (4, с. 135). Поэтому ориентация на историю является важным фактором реализации в практике принципа народности в воспитании.

В истории педагогической мысли наблюдаются несколько течений. КД.Ушинский, его последователи считали, что народность в воспитании - это приобщение к истории и культуре народа, его духу, национальному характеру, традициям и жизненному опыт}7. Официальная педагогика того времени делала упор на единство православия, самодержавия и народности. Вот почему народность и православие имели общую позицию: исторические ценности духовной жизни имеют важное значение для религиозного или светского самосознания.

В этом плане интересна позиция В.В.Зеньковского, который считал, что изучение жития святых есть основной путь формирования человека, предпосылка нравственного совершенствования.

С позиции социологии историческое самосознание имеет три специфические характеристики: осознание человеком своего социального происхождения, связей со средой; анализ собственного социального положения; осознание путей своего дальнейшего социального продвижения (169, с.204). Указанные характеристики могут служить основанием для представления о структуре исторического самосознания конкретного индивида.

Таким образом, ученые приблизились к теоретическому завершению концепции исторического самосознания как философской, политической и исторической категории. Что касается психологин и педагогики, то здесь этого не наблюдается. В данных науках проблема исторического самосознания личности разного возрастного уровня не исследовалась. Отсюда нет и сколько-нибудь очевидных практических решений по формированию исторического самосознания как структурного компонента целостной личности.

В целом проблема воспитания человека как представителя исторического процесса, как социально-ответственной личности в новых условиях не имеет своего целостного решения ни в науке, ни в педагогической практике. Педагоги-практики не вооружены современными методами работы в этом направлении.

Практическое решение проблемы вызывает у учительства серьезные трудности: столкновение общественных и личных интересов в связи с социальным кризисом; перестройка ценностей и ориентации в социальном окружении школьника. Переход из мира семьи в социосферу без системной подготовки школьников к новым социальным условиям требует исследовательского подхода и научных рекомендаций в сфере воспитания исторического самосознания.

Теоретическая и практическая неразработанность указанной проблемы, социальная потребность в ее педагогическом решении определили тему настоящего исследования: "Воспитание исторического самосознания

11 младших школьников".

Объект исследования; младший школьник как объект и субъект исторического познания. Выбор объекта исследования обусловлен также повышенной восприимчивостью данного возрастного периода к социальным явлениям. Именно в этом возрасте происходит новый виток социализации личности. При переходе из мира семьи в мир общества у школьника возникает потребность в знании норм морали, правил приобщения к отношениям в микросоциуме, создается благоприятная обстановка для сознательного принятия духовных ценностей и моральных норм. Возникает интерес к различиям между поколениями, это позволяет искать объяснения современности в прошлом.

Предмет исследования: воспитание исторического самосознания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Цель исследования: научное обоснование модели единства взаимосвязи исторического самосознания и формирования Я-концепции младшего школьника в целостном педагогическом процессе.

Гипотеза исследования. Поскольку в младшем школьном возрасте ориентация на мир определяется взаимодействием с окружающими людьми, то, вероятно, представление о них как субъектах истории выступает главным источником исторического самосознания. А так как эмоциональная восприимчивость в этот период обеспечивается адекватной реакцией на добро и зло в отношении реальных людей и сказочных персонажей, то в содержательном и технологическом аспектах воспитание исторического самосознания будет связано с изучением и анализом проявлений добра и зла в исторических сказках, легендах, мифах. Они, по-видимому, выступают практическим основанием изучаемого процесса. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Выявление сущности, структуры и особенностей исторического самосознания в младшем школьном возрасте.

  2. Осуществление диагностики изучаемого свойства личности.

  3. Определение содержания педагогического процесса и координация взаимодействия между его субъектами, формирующими историческое самосознание.

  4. Создание и апробация учебно-методических комплексов по воспитанию исторического самосознания младших школьников.

  5. Обоснование путей и условий эффективности этого процесса.

Методология исследования. Мы исходили из общего понятия исторического самосознания как составной части мировоззрения личности, в котором отношения к миру и себе тесно взаимосвязаны. Поэтому исследование ориентировано на две глобальные концепции: » самосознания как относительно устойчивой системы представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими людьми, с обществом или деятельностью. И одновременно это усвоение человеком исторических ценностей микро- и макросоциума и формирование на этой основе отношения к себе как участнику исторического процесса; Я-концепцию, которая предполагает активно-действенную осознанную позицию по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Методика исследования имеет комплексный характер: в ее основе находится ретроспективный и актуальный анализ личного опыта работы автора в школе, обобщение педагогического опыта, эксперимент в младших классах школы N12. Были использованы социометрические методики, анализ творческих работ по исторической тематике, наблюдение, интервью, анкетирование.

Личный вклад соискателя заключается в том, что была уточнена и переработана в аспекте исследования программа по мифологии для учителей, созданы технологические комплексы по ее реализации, апробирована диагностика воспитанности исторического самосознания, выпущены методические рекомендации по теме исследования. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап (1993 - 1994 гг.) - анализ философской, социологической, психолого-педагогическон литературы, определение исходных теоретических позиций исследования, анализ научной терминологии, установление объекта, предмета, цели, задач работы, формулировка гипотезы, анализ педагогической практики воспитания мировоззрения младших школьников, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1994 - 1996 гт.) - период формирующего эксперимента, в процессе которого осуществлялось воспитание исторического самосознания младших школьников на уроках и во внеклассной работе, выявлялись оптимальные условия эффективности этого процесса, проводилась коррекционная работа в связи с его организацией и полученными результатами.

На третьем этапе ( 1997 - 1998 гт.) анализировались результаты исследования, оформилась научная концепция и методические рекомендации по воспитанию изучаемого свойства личности.

Научная новизна: изучены возрастные возможности младших школьников в усвоении исторического материала разной сложности и назначения; разработаны 9 типов уроков по изучению мифологических сюжетов; определено содержание информации по мифологии; выделены типы ознакомления младших школьников с семейными традициями; описана динамика развития исторического самосознания; дана возрастная характеристика исследуемого качества; предложены новые формы внеклассной работы в аспекте исследования.

Теоретическая значимость исследования: определена структура исторического самосознания; дана характеристика отдельных его компонентов; создана модель исторического самосознания младшего школьника в структуре личности; разработана концепция исторически ориентированного нравственного воспитания в процессе преподавания курса мифологии; выявлен мировоззренческий и воспитательный потенциал мифологии; определены пути и условия, формы и методы воспитательного про-

цесса в аспекте исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностики исторического самосознания младшего школьника, методики ее проведения; содержания и технологии уроков мифологии; определены виды педагогической коррекции семейного влияния; обозначены функции субъектов педагогического процесса в организации и осуществлении воспитания исторического самосознания.

Достоверность исследования обеспечивается методологическим подходом в педаогике, объединяющим теоретическое познание и практику, подтверждается экспериментальными данными, использованием комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования.

Апробация исследования осуществлялась путем выступлений с докладами на научно-практических конференциях (гг. Славянск-на-Кубани, Ростов-на-Дону, Карачаевск, Сочи), на научно-методических семинарах учителей города Славянска-на-Кубани, путем публикации работ по теме исследования.

Положения выносимые на защиту .

1. Сущность формирования исторического самосознания младших
школьников составляет взаимосвязь трех процессов: самопознания и по
знания истории, познания жизни. В начальной школе эта взаимосвязь
обеспечивается на уроках мифологии, во внеклассной работе, системе се
мейного воспитания. Структура исторического самосознания включает
следующие элементы: интерес к историческим событиям, героическому
прошлому, понимание добра и зла, осознание сопричастности к истории
народа, отечества. Системообразующим элементом являются пониманике
добра и зла во всех проявлениях, как в истории, так и в современной
жизни людей. Это и определяет содержание педагогической деятельности.

2. Логика воспитания исторического самосознания младшего
школьника определяется эмоциональным, когнитивным, праксеоло-
гическим, коммуникативным компонентами, связанными между собой

такими личностными качествами как коллективистичность, гума-нистнчноеть, ответственность. Когнитивный компонент является ведущим, если опирается одновременно на эмоциональный и праксеологический компоненты. Коммуникативный выступает в качестве связующего звена между всеми элементами исторического самосознания. Это определяет программу, стратегию и тактику воспитания исторического самосознания.

3. Факторами образования исторического самосознания являются :
нравственные установки, нравственный опыт поведения, Я-концепция
школьника. Эти факторы определяют критерии воспитанности исто
рического самосознания школьников: устойчивый и активный интерес к
прошлому; понимание сущности исторических событий; понимание сущ
ности исторического развития; осмысление характера исторического со
бытия, исторического факта; интерес к истории как социально -
личностного явления; стремление связать исторические события с совре
менностью.

  1. Условиями воспитания исторического самосознания являются: связь жизни детей с жизнью взрослых на основе их исторической преемственности; ценностное отношение к прошлому; формирование уважения к делам и поступкам предков; связь интеллектуального и эстетического восприятия исторического материала..

  2. Система учебно-методических комплексов включет в себя : цель, мотивацию учебной деятельности, содержательный , методический, диагностический блоки, нацеленные на развитие интереса к историческому материалу, формирование потребности в историческом знании, воспитание у младших школьников уважительного отношения к старшим поколениям на основе преемственности поколений, осознании себя частью природы и окружающего мира.

Историческое самосознание личности как предмет научного исследования

В свете современного научного знания и новой парадигмы культуры категория самосознания самая динамичная. С ней связаны все общенаучные (методологические), частные и локальные достижения. В настоящее время они претерпевают значительные сущностные изменения. Это касается прежде всего понятий "человек", "личность", сущность которых просматривается в науке с позиций нового подхода - системно-исторического.

Это связано с широким познанием человека как природного и социального явления во всех сферах его бытия - науки, техники, нравственности, идеологии, религии, искусстве - и на всех уровнях: природном, социальном, культурном. По мнению У.Уивера, эти сферы и уровни представляют собой "организованную сложность", систему. Она означает целостную организацию (А.Н.Аверьянов).

Идея системности, организованности и целостности бытия и духовности индивида во второй половине XX века стала определяющей, потому что "были востребованы исторически складывающейся необходимостью системные целостности в их сложной организованности, в их функционировании и развитии, и эффективно управлять ими на основе получаемого знания" (68,с.41).

Человек представляет собой такую систему, которая сама состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем - организма и психики. Целостность первой определена исторически передаваемой индивидуально-генетической программой, целостность второй - программой социального наследования. Она воплощена в информации, об щественно построенной и обеспечивающей накопление, хранение, передачу исторического опыта взаимодействия поколений (В.ГАфанасьев). Эта программа обеспечивает целостность такой системы как личность и проявляется в ее социальных свойствах.

Однако, помимо социальной предопределенности, есть и субъективный механизм целостности человека: присущее ему сознание и самосознание (М.К.Петров). Последнее в широком смысле означает психофизический аспект существования человека, который раскрывает возможность быть субъектом собственной жизни, определять ее смысл, строить контакты с окружающим миром и проектировать будущее. Это возможно только при "идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей" (В.А.Петровский). Она происходит на основе восприятия, осознания, соотношения исторических циклов, обусловливающих динамику развития общества.

По мнению философов, самосознание всегда исторично. Эта идея отражена в концепции А.Г.Спиркина об активности сознания и самосо знания. Согласно ей, первоначально самосознание связано с осознанием человеком предметного мира и историей его возникновения, затем других людей и историческим характером их взаимодействия, далее - самого себя. С этого момента любой акт сознания существует только вместе с историческим пониманием человеком своего Я.

По мере развития самосознания ведущее место в нем начинает занимать осознание требований общества к личности и в связи с этим своего места в нем. При более высоком уровне развития самосознания человек поднимается до понимания своих общих с социумом интересов и ценностей, оно выражается в активном отношении человека к внешнему миру, заключающемся в моральном и материальном его обеспечении, совершенствовании и преобразовании. Так вырабатывается самоотношение. В связи с этим развитие самосознания проявляется как изменение определений собственной личности -Я - в прошлом, Я- в настоящем, Я - в будущем.

Этот взгляд на себя делает человека субъектом собственной жизни. Он непременно осуществляет самопознание (самоисследование), оценивая свои возможности, контролируя свою позицию в данный момент, регулирует свои взаимоотношения с окружающим миром и строит свои витальные контакты с ним. Это планирование направлено на оценку прошлого в своей жизни, которую философы определяют как "диалог со своим опытом" (А.Г.Спиркин) и выбор будущего. По мнению Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, Ю.М.Шилкова, познание прошлого и будущего остается единственной возможностью сознательного планирования жизни.

История становится важной формой общественного и индивидуального сознания и самосознания, обеспечивающей полноту7 настоящего и предвидение будущего. Благодаря этому, индивид осуществляет целостную оценку самого себя как творца истории и человека культуры. Последнее подтверждение позволяет рассмотреть историческое самосознание в аспекте культурологической концепции человека. Методолгнчески она восходит к трем источникам: синтез культурного опыта человечества в прошлом и настоящем и его проекция в будущее; общественное сознание в его исторической и всеобщей категории; непрерывно изменяющиеся формы общения национальных культур в настоящем, результаты которого останутся в прошлом, но будут определять перспективы развития мировой культуры в будущем. Отсюда можно считать, что человек культуры - это индивид, отражающий в сознании и самосознании целостный процесс исторического созидания, накопления, сохранения и передачи многообразных природных и духовных смыслов бытия, которые всегда культурологически ценностны.

Характеристика исторического самосознания младших школьников

Методологическое представление о явлении или процессе - это их сущностная характеристика, выражающая в обобщенном варианте их целостность, структурность, системность и динамичность. Целостность -наиболее важный объект рассмотрения, так как подчеркивает специфичность внутренних элементов явления или процесса, их единство, относительную независимость от других и одновременно подчиненность потребностям времени, постоянно меняющимся в ходе истории.

Явление или процесс целостны и тогда, когда отстают в своем развитии от этих потребностей или опережают их ( 100, с. 14 ). В связи с этим целостность всегда рассматривается с точки зрения сущего и должного. Их взаимосвязь обеспечивает динамичность явления или процесса со свойственным только им специфическими закономерностями функционирования, внешней и внутренней детерминацией. Именно поэтому в науке с термином "характеристика" связывают "незавершенную, текучую индивидуальность, определяемую ее непрерывным взаимодействием с исторически коренными обстоятельствами ( 34, с. 194). Отсюда понятие характеристики включает ряд признаков: сущностное раскрытие явления или процесса, выраженное в главном их содержании, без которого они существовать не могут; статическая и динамическая значимость; раскрытие ведущих зависимостей в структуре явления или процесса; зависимость их изменения во времени от входящих в него внешних сигналов.

Историческое самосознание выступает интегративным свойством личности, которое позволяет ей проявлять активность ( внутренний фактор ) как основы формирования ею самой " концепции своего будущего" на основе исторического прошлого ( внешний фактор ) ( В.Г Асеев, Г.С.Тарасов ). Поэтому с позиций психологии характеристика предполагает также взаимодействие внутренних и приобретенных внешних факторов, то есть учет возрастного и индивидуального развития данного явлення. Это взаимодействие также осуществляется на должном уровне целостности, а именно, отвечает современным условиям общества. Их личностная и индивидуальная направленность имеет первостепенное практическое значение. Это обусловленно тем, что по отношению к формирующейся личности взаимосвязь социальных условий, потребностей общества и человека, соотнесение их с образовательными целями осуществляет педагог. Он проектирует с учетом этого способы построения учебно-воспитательного процесса на требуемом уровне целостности как самого, так и формирующейся личности и ее структурных компонентов. С этих позиций характеристика того или иного явления - это описание границ изменений объекта исследования под воздействием обучения и воспитания (Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев и др.).

Указанные теоретические положения и определенные нами критерии сформированности исторического самосознания позволили дать возрастную характеристику исследуемого личностного качества.

С этой целью мы провели обследование 223 учащихся школ № 2, 12, 17 г. Славянска - на - Кубани. Были использованы следующие методы: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдение, анализ поведения школьников на уроках, в процессе проведения внеурочных мероприятий, интервью, индивидуальные опросные листы с перечнем уточняющих позицию ребенка вопросов.

В качестве экспериментальных классов выступали 1а, 2а нш. № 12, в качестве контрольных - 16, 26.

Диагностическая процедура . Для получения данных, характеризующих историческое самосознание младших школьников, была проделана следующая работа: в соответствии с таблицей 1 показатели исторического самосознания были изменены и оформлены в виде вопросов для учащихся и родителей. Так, показатель "интерес к истории" был оформлен в виде вопросов к детям: "Любите ли вы читать книги по истории? Если да, то какие книги прочитаны вами?", "Перескажите основное содержание ггрочитанных книг?", " Какие исторические события вам известны?", " Из каких источников вы знаете о тех или иных событиях?", " Как часто и с кем вы обсуждаете вопросы, связанные с историей?", " Знаете ли вы, что такое историческое событие?" и родителям: " Какие передачи исторического содержания любят смотреть по ТВ ваши дети?", " О каких исторических событиях вы рассказывали, читали своим детям?" и др.

Это дало возможность обеспечить взаимопроверяемость суждений родителей и детей по отношению к прошлому, к истории, к источникам исторических сведений.

Младшим школьникам были предложены различные игры исторического характера - " Историческое лото ", " Сказочные герои ", " Назови героя, который..." . Дети участвовали в конкурсе рисунков и рассказов об истории семьи, семейных традициях, легендах, Полученные данные уточнялись в беседе с родителями. Они рассказывали о том, что любят читать дети, о чем они их распрашивают, какие традиции семьи усвоили, какие обычаи им нравятся, кого из старших уважают в большей мере, за что именно. Затем учитель представлял характеристику сформированное исторического самосознания, просил уточнить имеющуюся информацию, сделать к ней необходимые дополнения. Таким образом, показатели сформированное исторического самосознания проверялись несколькими методиками.

Формирование исторического самосознания младших школьников в процессе обучения

Младший школьный возраст характеризуется активным развитием головного мозга, возрастанием функциональных характеристик, обеспечивающих целенаправленное поведение, произвольное внимание, высокую саморегуляцию психики во многих отношениях ( Л.И.Божович, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, ЯЛ.Коломинский, Н.В.Репкина и др).

Высокая подвижность нервных процессов, установление гармонии между возбуждением и торможением в обычных условиях, с преобладанием возбуждения в сложных ситуациях, приводит к повышению эмоциональной возбудимости, что делает младших школьников восприимчивыми ко всему яркому, красочному, необычному И НОВОМ}-.

В результате этого, младшие школьники активно и эмоционально положительно включаются в организованную познавательную деятельность, а так как период обучения выдвигает в центр сознания ребенка мышление

( Л.С.Выготский ), то становится возможным синтез восприимчивости и аналитичности ( В.В.Давыдов ). По концепции Д.Б,Эльконина и В.В.Давыдова, создаются благоприятные предпосылки развития у младших школьников теоретических форм мышления. Одновременно изменяются особенности проявления потребности в игровой деятельности. На первый план выступают ролевые игры, игры - импровизации сюжетного типа. Эти благоприятные предпосылки определяют способ организации учебной деятельности в аспекте всех предметов, особенно истории. В программе " Введение в историю" (3 класс ) предусматривается ознакомление школьника с историей через вещественно-материальную среду, показывается динамика жизни человечества с различных сторон: лингвистической, естественно-научной, художественно-эстетической. Формируется установка, что история - ключ к культуре любых эпох и цивилизаций (147, с.98). Однако, в этом курсе нет установки на воспитание исторического самосознания личности. Поэтому возникает необходимость углубления личностно ориентированного подхода к образованию младших школьников.

Вместе с тем появляется возможность активного соединения способности мыслить самостоятельно, эмоциональной восприимчивости, фантазии, то есть всего того, что лежит в основе детского творчества. Однако, как отмечают М.К.Акимова, И.В.Дубровина, у младших школьников наблюдается значительное снижение интереса к процессу обучения уже после первого года пребьшання в школе. В связи с этим необходимы новые формы работы и даже новое содержание обучения для повышения мотивации учения. Новым оригинальным содержанием, в отличие от традиционных учебных дисциплин, обладает такой предмет как мифология. В нем соединяются сказочно-исторический и сказочно-гуманитарный аспекты, вводящие младших школьников в мир эстетики, религии, миропонимания человека, что является предпосылкой формирования гуманного отношения к окружающему миру.

Мифология обладает следующими преимуществами:

- новой мотивацией учения, соответствующей возрастным особенностям младших школьников;

- стимулами для развития мышления за счет познания реального мира на основе естествознания и фантазии за счет восприятия, осмысления ненаучного представления о мире;

- образованием новой области знания, при усвоении которой эмоциональная восприимчивость тесно коррелирует с мышлением, фантазия - с логикой школьника, что положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии детей;

- возможностью формировать идеалы, образцы и примеры из жизни мифических героев, необходимые для самопознания и самооценки, для сравнения себя с другими (А.В.Захарова, Н.П.Репкина и др.), возможностью для проблемного обучения на мифологическом материале.

Мифы дают одновременно представления о прошлом, будущем и делают настоящее яснее и полнее (В.П. Ярышкин).

Применительно к младшему школьному возрасту этот потенциал конкретизируется следующим образом:

а) мифы в гиперболизированной форме раскрывают человеческие деяния, их причины и следствия и поэтому используют образы богов;

б) дают представление о наиболее серьезных и сложных аспектах жизни, связанных с проблемой добра и зла;

в) знакомят с героями, подражание жизни которым возвеличивает человека;

г) возвышает определенные исторические истины, а это ограничивает негативизм людей;

д) дают представление о вечном в человеке, о его природе и духе, пороках и добродетелях;

е) приобщают к истокам народного творчества;

ж) позволяют осознать величие духовной жизни далеких предков;

з) позволяют погрузиться в духовный мир людей разных эпох и тем самым понять историю разных стран и проникнуться уважением к их культуре.

Индивидуальная работа с семьей по формированию исторического самосознания младших школьников

Именно с этим типом семьи связана вторая группа трудностей: невозможность полноценного воспитания при наличии одного их родителей; отсутствие реальных дальних, а иногда и ближних родственных связен; не всегда благоприятная нравственная атмосфера в семье; односторонность полового воспитания; острая проблема поиска средств существования, которая отодвигает на последний план все воспитательные задачи.

С целью изучения воспитательных возможностей современной семьи в формировании исторического самосознания мы провели анкетирование родителей. Опрошено было 300 человек. В анкету были включены вопросы, позволяющие выявить отношение самих родителей к истории отечества, к историческим ценностям, достижениям народа и отдельных людей, стремление приобщить своего ребенка к этим ценностям, семейным традициям, ориентация ребенка на определенный идеал, отношение к понятиям добра и зла, участие родителей в анализе ребенком происшедших жизненных ситуаций.

Получены следующие данные. Родители не имеют представления о том, что такое самосознание, историческое самосознание младшего школьника и какова его связь с семейным воспитанием. Относительно этих понятий не получено ни одного положительного ответа.

Родители знают свою родословную до шестого колена (13,1 %), до пятого (20,5 %), четвертого ( 20 %), третьего (33,7 %), остальные на вопрос этого порядка не дали ответа. Что касается детей, то по данным родителей, они знают родословную только до третьего поколения, причем познакомили их взрослые с ближайшими родственниками в самые различные возрастные периоды - от двух до восьми лет. Это говорит о том, что интерес к истории семьи не только не формируется целенаправленно, но и , если это делается некоторыми родителями, без учета сензитивности возраста детей.

Семейные традиции ограничены празднованием семейных торжеств, на что указало 40% родителей. Некоторые из них не знают, что такое традиция и к ней относят разведение и высаживание рассады, причем без специального ритуала, а как жизненная необходимость (17,4%) и уважение к старшим (39,5 %).

Давних традиций, переданных родителям их предками, большинство опрошенных не помнят (53 %). На поставленный вопрос не ответило 35% . 33% утверждают, что в соблюдении семейных традиций активно участвуют их дети, 47% признаются, что никогда не задумывались, поскольку, по их словам, никогда их не принуждают к этому.

Семейные рассказы, легенды касаются, в основном, военного периода жизни прадедушек, прабабушек. Это отметило 66% опрошенных, не ответило 20%. И только 5% действительно раскрывают молодому поколению особенности исторического периода жизни дальних родственников, которые были либо гусарами, либо казаками, либо лучшими кузнецами в деревне.

53% школьников проявляют активный интерес к взаимоотношению поколений и задают вопросы о том, страшно ли было воевать, какие подвиги совершил тот или иной родственник, кем был, кто такой кузнец, почему дедушка был лучшим кузнецом, кто его учил, как родилась фамилия, какое детство было у дедушки и бабушки, как дедушка учился. Вопросы направлены на выявление прошлого своего родственника и времени, в котором он жил. Однако, в численном выражении таких детей немного ( 11,3 % ). Это говорит о том, что беседы родителей об истории семьи и социальном прошлом города, села случайны, эпизодически.

60 % родителей признались, что семейных трудовых династий нет и их никто не создает. Отсюда можно заключить, что наблюдается слабая связь между поколениями, которая характеризуется пробелами в знаниях детей об истории семьи и жизни своих предков. Это определило содержание экспериментальной работы в аспекте содружества с семьей.

С целью выработки единого подхода к учащимся в процессе формирования исторического самосознания осуществлялась психологическая подготовка родителей к работе школы в экспериментальных условиях.

В индивидуальной работе с родителями мы опирались на программу воспитательной работы Н.Н.Верцинской, А.И.Кочетова. В аспекте нашего исследования для родителей были проведены ряд лекций. Среди них "Возможности развития младших школьников в современной семье", где упор делался на воспитание в духе семейных традиций, "Семейная родословная и ее значение в воспитании ребенка", "Семейные династии, их социальная и личностная значимость для ребенка", "Способы организации совместной творческой деятельности в семье", "Возрастные характеристики Я - концепции младшего школьника", "Приобщение ребенка к истории семейного рода". Регулярно проводились педагогические практикумы для родителей.

Для родителей раскрывалось:

а) сущность нравственно-эмоциональной восприимчивости ребенка данного возраста, пути его развития в семье, формы адекватного проявления на пример суждений и оценки добра и зла в жизни;

б) понятие чувства компетентности ребенка в области развития семейной родословной, его потребность в осознании своей сопричастности к ней и их связь с осознанием себя как представителем не только народа, но и нации;

в) формы проявления интереса ребенка к истории народа, края, города и своего развития, пути его поддержки;

Похожие диссертации на Воспитание исторического самосознания младших школьников