Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Кононенко Татьяна Викторовна

Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов
<
Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кононенко Татьяна Викторовна. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2004 171 c. РГБ ОД, 61:04-13/2072

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственная устойчивость в молодежной среде как педаго гическая проблема - 17

1.1. Сущность и особенности нравственной устойчивости современных студентов 17

1.2. Нравственная устойчивость в целостной структуре личности . 28

1.3 Характеристика нравственной устойчивости студентов 40

Глава 2. Основные направления формирования нравственной устойчивости студентов педвуза 56

2.1 Общетеоретические установки на целостный процесс формирования нравственной устойчивости студентов - 56

2.2. Воспитание нравственной устойчивости в процессе изучения естественных наук 92

2.3 Методики коррекции нравственной устойчивости студента 104

Заключение 131

Список литературы 135

Приложение 147

Введение к работе

Все это обусловливает актуальность темы исследования «Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов». Этот подход совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога способствует формированию у студентов нравственной устойчивости с ориентацией на профессиональные ценности. Решение этой проблемы происходит в сложных социально-этических условиях, в противоречивой студенческой субкультуре с учетом специфики образовательной среды вуза и личностной необходимости преодоления жизненных соблазнов, противодействия отрицательным явлениям. Эти обстоятельства определили концепцию совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога, обеспечивающую формирование у студентов нравственной устойчивости с ориентацией на ее ценностные основания.

Педагогическая деятельность должна быть эталоном нравственности, ведущим условием и важным средством нравственного воспитания (К. И. Бузаров, В. Е. Гурин В. А. Можар, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, В. К. Розов, Д. И. Фельдштейн и др). Задача педагогов вуза состоит в том, чтобы направить процесс формирования личности на повышение социальной зрелости и нравственной сознательности студентов. Уникальность и универсальность педагогической профессии, многоаспектность этических проблем педагогической деятельности обусловливает интерес к проблемам нравственности специалистов со стороны философов, психологов, педагогов. В силу этого проблема нравственной устойчивости выступает как важная методологическая, общефилософская проблема социального прогресса (Е. М. Бабосов, О. С. Газман, М. В. Богуславский, Н. М. Сажина).

В силу этого проблема нравственной устойчивости, таким образом, выступает как важная методологическая, общефилософская проблема социального прогресса (Е. М. Бабосов, О. С. Газман, М. В. Богуславский, Н. М. Сажина).

Фундаментом, на котором строится профессиональное самоопределение человека, является его внутреннее культурное пространство, которое осуществляется на основе выбора ценностей, целей, смысла жизни, развития духовных потребностей в познании, самопознании, рефлексии.

В основе нравственной Я-концепции лежат категории психологии морали, являющиеся, по сути, душой народа. Она впитывает в себя единство образа жизни и образа мыслей, накопленных многими поколениями соотечественников и закрепленных в культуре, языке людей, их традициях, нравах и обычаях. Источниками нравственности являются религиозные воззрения, история народа, родительское воспитание, первичная социализация и самовоспитание в духе национальных идеалов, образцов человеческого поведения. Культурное поле этой категории функционирует как постоянный обмен между двумя полюсами «можно» - «нельзя». Подражание лучшему всегда сопряжено с умением отличать истинное от ложного, сомнительное от необходимого, положительное от отрицательного. Причем признаки нравственного и безнравственного перечислены всюду: в этике общения поколений, в религиозных заповедях, в народном эпосе: преданиях, пословицах, поговорках и пр. Народная мудрость гласит: «Хорошему надо учиться три года, а плохому три дня». Этнопедагогика, классическая педагогика на протяжении веков подчеркивают важность воспитания Я, сопротивления дурному примеру. тании проблема морального здоровья подрастающего поколения становится центральной: общественность тревожит рост наркомании, алкоголизма, детской преступности, число самоубийств в подростковой и юношеской среде. Молодое поколение оказалось на перекрестке столкновения капиталистической и социалистической морали, стремления к успешной карьере и приоритетом клановых родственных связей, массовой безработицы; между своими возможностями и реальными условиями жизненного самоопределения.

В этой ситуации образование оказалось не подготовленным к решению всех этих сложных задач и сосредоточило свои усилия на регламентировании образа жизни и образа мыслей молодого поколения. При этом возникают, как пишет В. В. Кумарин, «объединения мафиозного типа» (78; с. 147), в которых, по его мнению неизбежно проявляется кумовство и круговая порука, беспринципность и «взаимное прощение» грехов и безнравственных действий. «Они, как червь, подтачивают демократию и превращают в труху нравственную стойкость народов» (78; с. 148). На вопрос «Кто является носителем нравственных начал в обществе?» в 1999 г. 72,6% из числа студентов Гуманитарного вуза им. К, В. Российского в Краснодаре, АГПИ в Армавире и Славянском государственном педагогическом институте ответили: учитель, педагоги в вузе -22,1%; лучшие специалисты, киногерои, актеры и т. д. — 25,3%; частично родители -17,6%.

В целом в Российском обществе конца 20 века социально-культурная атмосфера была размыта, стали господствовать эгоистические нравственные ценности. Центральным звеном в сохранении и развитии нравственных начал в обществе становится интеллигенция, и в первую очередь - педагогическая общественность. Прогресс есть преодоление косности, консерватизма, отсталости, заблуждений и связанных с ними устаревших нравов, быта, традиций. Устойчивость и изменчивость составляют природу социально го и индивидуального развития. Это всецело относится к нравственности [149, с. 19].

Отдельный человек и человеческое общество в целом обладают качествами, присущими живой материи. Воззрения, объясняющие сущность нравственного здоровья, добра и зла обнаруживаются уже в рассуждениях античных мыслителей (Аристотель, Л. Кар), продолжаются затем в трудах немецких философов (Г. В. Гегель, И. Кант), французских материалистов и натурфилософов (Ж. Б. Ламарк, В. И. Шеллинг), в исследованиях отечественных педагогов и психологов А. Ф. Лазурского, Л. И. Божович, А. В. Петровского, Ю. А. Кустова, Ю. А. Самарина,

П. Г. Щедровицкого и др. Биологическая устойчивость организма заложена генетически (способность организма регулировать температурный режим, обмен веществ, защитные реакции организма и т. д.) /И. В. Пригожий, С. Л. Франк, Г. П. Щедровицкий/. Моральная же устойчивость человеком приобретается по мере его взросления и развития (Д. М. Гришин, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский).

Традиционно педагог смотрит на молодого человека с точки зрения его эффективного включения (не включения) в типовую учебную и воспитательную программу. В зависимости от этого принято говорить об успешности формирования Я-концепции молодого поколения. Это мнение подтверждается и различными определениями Я-концепции [22,23,127].

Современный взгляд на педагогический процесс в целом и, в частности, на воспитание заключается в обязательном учете нужд, возможностей, перспектив развития конкретной личности. Но важнее не подгонять студента под учебный стандарт, а реализовать этот стандарт, отталкиваясь от индивидуальности конкурентоспособной личности (О. С. Газман, И. Б. Котова, В. Д. Шадриков).

Намеченная в качестве приоритетной парадигмы система субъектно-объектных отношений и психолого-педагогические концепции развития молодежи, интенсивно разрабатываемые в науке, должны получать неограниченную реализацию. На основе традиционных парадигм достигнуть планируемого результата нельзя, поскольку они выступают как частные, локальные модели, не дающие ясности, каким образом будет «достраиваться» сознание молодого человека до уровня образованной личности (В. В. Белоус, Е. В. Бондаревская, В. И. Горовая, В. Е. Гурин, В. И. Журавлев, А. В. Захарова, А. И. Кочетов и др). Нравственное содержание образования становится воспитывающим, если обеспечена активная Я-позиция студента в его профессиональной подготовке.

Формирование адекватной нравственной Я-концепции - одно из важнейших условий воспитания профессионализма и культуры будущего педагога.

Нами была проведена предварительная диагностика и установлены следующие факты.

Во-первых, все виды идентификации студента на 50—60% связаны с нравственными человеческими отношениями (исследования И. П. Подласова, А. И. Карпенко, Н. А. Масюкова).

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки, хотя в целом адекватность самооценок с возрастом повышается (А. В. Захарова, В. П. Симонов, А. Г. Спиркин).

Во-вторых, идентификация профессиональной деятельности студентов с их личностным ростом наиболее конфликтна и противоречива (Н. Р. Битянова). Это нашло отражение в данном исследовании. Но именно разрешение противоречий способствует развитию нравственной устойчивости.

Все это обусловило выбор темы исследования: «Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов».

Цель нашего исследования: определение педагогических основ формирования нравственной устойчивости студенческой молодежи.

Объект исследования — нравственная устойчивость будущего педагога как системообразующий фактор педагогической деятельности.

Предмет исследования - процесс формирования нравственной устойчивости в образовательном процессе педвуза.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что нравственная устойчивость, как нам представляется, является органической частью нравственной воспитанности при наличии позитивных ценностных оснований:

- педагогическая поддержка преподавателей в случае принятия студентами верных решений;

- преподаватель вуза реализует в своей деятельности гражданские позиции, этическую составляющую педагогичного труда и применяет свои педагогические способности;

- преподаватель способен помочь студентам адаптироваться в ситуациях нравственного выбора на основе нравственной этики, в которой реализуется сочетание личных и общественных интересов;

- формирование личностного роста обеспечивает формирование нравственной устойчивости;

- ведущим критерием моральной зрелости будущего педагога становится активная Я-позиция в преодолении безнравственности в себе и других;

- ведущим условием формирования нравственной устойчивости, вероятно, выступает формирование профессиональной направленности студентов, взаимосвязь

воспитания и самовоспитания в личностном росте студентов, оптимистическая и доброжелательная атмосфера в вузе, деловые отношения в студенческой среде. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру нравственной устойчивости учащейся молодежи.

2. Дать характеристику нравственной устойчивости в студенческой среде.

3. Определить факторы нравственной воспитанности, от которых зависит формирование нравственной устойчивости.

4. Предложить оптимальные направления при воспитании нравственной устойчивости в практике вузов гуманитарного профиля.

Методологию и теоретическую основу исследования составили диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, теория личностного роста К. А. Абульхановой, Л. И. Анцифировой и Н. Р. Би-тяновой, философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; теории самореализации человека в процессе труда и общения; концепции нового мышления о многофакторном развитии личности, а также общие положения логики и педагогической прогностики. У человека складывается иерархическая система регуляции поведения, на вершине которой находятся направленность личности, ценностные установки, личностные ориентации. Гибкий стиль нравственного поведения корректируется жизненным опытом, актуальными потребностями, индивидуальными позициями, но они не нарушают устойчивости и целостности генеральных диспозиций. Нравственная устойчивость при этом формируется оп тимально, обеспечивая личностный рост и профессиональную Я-позицию будущего специалиста в целом.

Таким образом, говоря об устойчивости личности, мы имеем в виду не просто способность оказывать сопротивление неблагоприятным воздействиям, а определенный, достаточно высокий уровень духовного развития нравственной сознательности личности, самоорганизацию ее в педагогической деятельности и повседневном поведении.

Методы исследования. Для проверки гипотетических положений и решения поставленных в исследовании задач нами были использованы общенаучные и психолого-педагогические методы исследования, взаимопроверяющие и дополняющие друг друга. Так, на теоретическом уровне исследования применялись:

1. Методы теоретического анализа: сравнительно- сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, оп- росно-диагностический.

2. Экспериментально-ориентировочные методы: анкетирование, беседы, тестирование.

3. Экспериментально-преобразующие методы: констатирующий, формирующий и корректирующий.

Полученные количественные данные подвергались статистической обработке.

Этапы исследования:

Первый этап — изучение литературы по проблеме, обобщение опыта работы преподавателей, проведение анкетирования среди студентов с. целью определения у них показателей нравственной устойчивости и ее структуры (1998 — 2000 гг.).

Второй этап - проведение экспериментальной работы среди студентов СГ11Й и гуманитарного вуза им. К. В. Российского в г. Краснодаре (2000 - 2003 гг.).

Третий этап — написание диссертации и апробация ее положений на конференциях в г. Пензе (2002 г.), в г. Краснодаре (2002, 2003 гг.), Славянске-на-Кубани 2003 г.

База исследования: Славянский государственный педагогический институт, Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Российского в г. Краснодаре.

Личный вклад соискателя заключается в создании авторской программы воспитания нравственной устойчивости для студентов педвуза, диагностических методик, рекомендаций по воспитанию нравственной устойчивости преподавательскому составу «Естествознание и этика», методических комплексов по реализации авторской программы (работа кураторов по воспитанию нравственной устойчивости).

Апробация результатов исследования: автор участвовал в коллективной институтской работе по определению достоверности фактических данных во внутривузовском педагогическом исследовании, выступал по проблеме нравственной устойчивости на внут-ривузовских и республиканских конференциях и методических семинарах.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении структуры нравственной устойчивости, ее сущности (ориентации на нравственные жизненные ценности), этапов развития:

1. Связь жизненного нравственного опыта с профессией.

2. Определение ядра нравственной устойчивости Я-позиции.

3. Формирование личностных качеств, обеспечивающих достойное нравственное поведение: принципиальность, ответственность, справедливость, объективность и т. д.

Проведен анализ основных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению личностью такого этапа развития, когда человек становится «творцом обстоятельств» и своего собственного поведения.

Научная новизна исследований заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «нравственной устойчивости»: нравственную устойчивость личности можно охарактеризовать как такой этап ее развития, когда обеспечивается относительная независимость человека от неблагоприятых внешних факторов и он, действуя в сложившихся обстоятельствах руководствуется принципами, нормами и правилами морального поведения, становится способным не только оказать сопротивление негативному влиянию, но активно воздействовать на обстоятельства, преобразовывая как свой внутренний мир, так и внешний. Это способность человека осуществлять выбор поведения в соответствии с позитивными общечеловеческими и профессиональными ценностями.

2. Выявлены основные черты нравственной устойчивости в зависимости от Я-позиции в молодежном коллективе и нравственной воспитанности студента в целом:

- возрастание влияния нравственной устойчивости на личностный рост будущего специалиста;

- зависимость нравственной устойчивости от ценностных ориентации и социальных мотиваций поведения;

- стремление к высшим нравственным потребностям: любви к людям, гуманности к окружающим, предельной необходимости поступать честно;

- активная позиция в борьбе со своими недостатками и одновременно возрастающие моральные требования к себе и другим;

- замена приспособленчества сознательной самооценкой своего поведения и действий.

3. Изучены факторы, условия и ведущие направления формирования нравственной устойчивости, роль и функции учебной работы, предложены внеаудиторная и индивидуальная модели работы со студентами и учащимися, ориентированные на развитие их нравственного самовоспитания: самоисследование, самоориентация, самопроектирование, программа личностного роста.

4. Установлена связь между нравственными ценностями и опытом профессионального поведения, предложены методики воспитания у студентов этических норм и правил поведения в четырех видах педагогических отношений: педагог — воспитанник, педагог - коллеги, педагог - родители, студент - самоуправление.

5. Установлено, что активность в среде нравственного воспитания определяется не только заказом социальных институтов, но также желанием родителей и самих субъектов образования обеспечить профессионально-этический рост студентов: реализация этой цели предполагает единство сознания и поведения, взаимосвязь самовоспитания и саморегуляции.

Практическая значимость исследования:

1. Структурные компоненты нравственной устойчивости определены как критерии, а их проявление как показатели нравственной устойчивости. Они использованы в диагностических методиках.

2. Выработаны методические рекомендации для преподавателей и активного освоения студентами этических норм поведения.

3. Апробированы различные виды опросников («Ваши жизненные ценности», «Мои силы, возможности и слабости»), тесты («Диагностика нравственной устойчивости»), карты нравственной воспитанности студента, карты самооценки нравственной устойчивости («Твоя визитная карточка»), разработки кураторских часов и студенческих собраний по тематике исследования. Предложена программа воспитания нравственной устойчивости студентов. Положения, выносимые на защиту:

1. Структурная модель нравственной устойчивости студента — будущего педагога включает в себя следующие элементы:

а) нравственная Я-позицию (я как ценность; я как гражданин; я как профессионал; я как создатель и хранитель культуры);

б) устойчивость к мотивационным влияниям, побуждающим к выходу за нравственные позиции:

— сопротивление асоциальным явлениям (псевдокультуре, национализму);

— невосприимчивость к отрицательным явлениям (алкоголизм, наркотики, курение);

— неподатливость соблазнам легкой жизни (авантюры, мошенничество, взяточничество);

— противодействие аморальности и злу (клевета, зависть, распущенность, насилие и т.д.).

2. Факторами, формирующими нравственную устойчивость у студентов педагогических вузов являются: профессиональная направленность, жизненный опыт, нравственная Я - позиция в молодежной среде и сформированность интегративных нравственных качеств: честность, трудолюбие, гуманность, коллективизм и пр.

3. Оптимальными условиями формирования нравственной устойчивости студентов, являются: социальная адаптивность, гражданственность, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, сформированность таких личностных качеств, как объективность, принципиальность, справедливость, критичность и самокритичность, т. е. все те качества, которые регулируют нравственные отношения индивида с коллективом и обществом.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается исходными методологическими установками, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования, дополняющих друг друга и подтверждающих полученные фактические данные; широкой репрезентативной выборкой в процессе эксперимента, положительной динамикой изучаемого личностного качества -нравственной устойчивости.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В диссертации содержится 12 таблиц и 17 схем.

Сущность и особенности нравственной устойчивости современных студентов

Каждая эпоха рождала свою концепцию образования и воспитания подрастающего поколения. Античность учила мыслить, творить добро и служить обществу. По Аристотелю, воспитание есть прямое служение обществу и главная задача всего старшего поколения. Эту позицию подтвердил в 1913 г. П. Барт: «Воспитание всегда зависит от целей и идей того общества, к которому принадлежат воспитатели и воспитанники» [94; с.4]. Марксизм четко определил основной постулат: каково общество, таково и воспитание.

В той или иной мере в педагогике подчеркивалась направленность воспитания на будущее. О. Вильмах считал, что педагогика должна быть пронизана духом традиционности, современности, но при этом суть воспитания - это «социальное жизнеобнов-ление» [94; с. 5]. К. Шлеймахер смысл воспитания видит в отношении воспитуемых к общественной жизни. Д. Юм утверждал, что все люди смутно чувствуют и через воспитание осознают истинный фундамент жизни, его включенность в общественно-моральный кодекс человеческих отношений, относящихся к естественному и гражданскому миропорядку. Г.В.Гегель равнозначно рассматривает понятия «государство», «гражданское общество» и моральное здоровье, формируемое через общественное воспитание [94, с. 56]. В. Вунд избрал девиз: «Служить обществу, к которому ты принадлежишь». И хотя естественное стремление человека к личному благополучию им не отрицается, культурно-воспитательный аспект в истолковании понятия счастье является доминирующим: «Счастье — не самоцель, а лишь следствие нравственного развития и духовного богатства» [94; с. 10].

Общество создает не мудрость правителей, а нравственное здоровье народа. Эта мысль присутствует у многих мыслителей в разные времена (Платон, Руссо, Радищев и др.). В той или иной мере все общественные системы считали нравственное воспитание системообразующим фактором обучения и социализации подрастающего поколения [14, с. 58].

Античность сформулировала некоторые истины для всех времен. Знание истин — корень нравственности. Платон говорил: «Кто знает добро, тот творит его, кто творит зло, тот не знает добра», «Добродетель - есть знание» [94, с. 42].

Протагор развил эту мысль: «Порок есть не что иное, как заблуждение или незнание. Все может быть добром и злом. Просто во всем нужна мера» [18; с.27]. А мера- это понимание соотношения задуманного и сделанного, поэтому оценочное знание лежит в основе нравственности. Осознанное знание и есть самоосознание»

Возрождение на первый план выдвигает культуру человеческих отношений. Эразм Роттердамский писал: «Из ребенка получится Бог или зверь - это зависит от воспитания» [94, с. 102]. Ф. Шиллер сформулировал три символа веры: Бог, свобода и добродетель. Французские просветители признавали врожденные свойства детей, но оговаривались: «Еще сильнее хорошее обучение» [94, с. 403].

Для Просвещения были характерны разноречивые позиции. Вольфганг Ратхе — первый универсальный дидактик - утверждал: «Все по методу природы!» А Лейбниц провозгласил: «Воспитание побеждает все!». Э.Кант придерживался той же позиции: «Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» [94, с. 308].

Итак, воспитание - основной путь формирования человека, его духовности, таланта, нравственности. Цель воспитания - служение обществу, идеалам добра, пользы, красоты.

Нравственность является высшим выражением культуры человека. Первоначально нравственная устойчивость осознавалась как верность религии, приверженность традициям народа и выполнение их точных регламентации (Э. Кей, Л. Таксиль, А. Тоф-лер, Э. Фрезер). Нравственные принципы были закреплены в религии в виде Божьих заповедей, запретов и библейских предписаний. Внешняя регламентация нравственного поведения являлась определяющей, человеку оставалось только следовать устоявшимся канонам, не нарушая их. Благородство заключалось в том, чтобы оставаться нравственным, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

Виднейшие философы мира указывали, что сила духа человека рождает добро, слабость — зло. Добро - высшее благо. Марк Аврелий в сочинении «Наедине с собой» утверждает, что предел выражения духовность находит в вере, верование - основное средство развития духа. Августин Блаженный (354—430 г. н. э.) в книге «О граде божьем» развивает ту же идею, считая главным при этом усвоение божественной благости и силу духа связывая с любовью. Его знаменитое выражение «Люби и делай, что хочешь» определило второй источник духовного начала в нравственности - всеобъемлющее чувство любви к окружающему миру, добру, людям, истине и т. д. [103; с. 34].

Нравственная устойчивость в целостной структуре личности

В истории философии и педагогики постепенно складывались методологические позиции по исследуемой проблеме.

Между чувствами и сознанием должна быть мера, она создает гармонию в целостной структуре личности в виде ценностей и установок. Но тогда нравственная устойчивость - это мера между должным и желанным, между мыслями и чувствами, между «хочу» и «надо». Нравственная устойчивость есть мера нравственной гар монии во всех сферах жизни человека - социальной, профессиональной, личной (10, 53, 57, 68).

Психология делала упор на необходимость постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие, нравственное самосознание.

По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста (Н. Р. Битянова).

Что же понимают под, личностным ростом психологи? К. Юнг считал, что личностный рост - это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности о своем Я через взаимодействие с обществом.

Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от сконцентрированности на самом себе к единению с окружающим миром и социально полезному развитию.

Один из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по Маслоу, — это значит не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой [90; 184].

Психолог-гуманист К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении развивать в себе компетентность и способности настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».

В. Франки, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выделял стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.

Таким образом, личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности. Отсюда все показатели личностного роста выходят на социальность и профессионализм. А

это основные факторы нравственности индивида. Все это находит отражение в схеме, где социальные, природные и личностные начала взаимосвязаны (рис.2).

Эта схема отражает социальные начала нравственности: общественные эталоны и идеалы, которые определяют нравственное сознание, чувства и опыт поведения.

То, что социально оправдано и личностно принято, составляет регулятор нравственности: социальная зрелость, эталоны нравственности и идеалы морального порядка. Между ними неизбежны противоречия, рождающие нравственные ценности, нравственную Я-позицию и в конечном счете нравственное поведение.

Нравственный облик личности - это реализуемый ею имидж моральной зрелости в процессе деятельности и общения, он проявляется в нравственной позиции и нравственном поведении индивида. Все это формулируется в виде идеалов, нравственных ценностей, моральных установок и определяет сформированность нравственного сознания и самосознания. При этом нравственное самосознание - это сознание, выходящее на свое Я, свои идеалы, ценности и самооценку (нижняя часть рис. 2).

Общетеоретические установки на целостный процесс формирования нравственной устойчивости студентов

Современная система образования России, как известно, ориентирована на развитие личности, которая свободно, самостоятельно и ответственно определяет свое место в жизни общества, культуре. Ведущая тенденция педагогики сегодня - ее обращение к гуманистическим традициям, возвращение к личности, чьи способности развертываются в сфере межсубъектных взаимоотношений, в отношениях «человек - человек», «человек - окружающий мир». В обществе идет процесс признания ценности социокультурного многообразия, множественности сосуществующих друг с другом культурноценностных миров. Практическая острота проблемы поиска новой формы взаимоотношений «Я — Мы - Мир» связана с тем, что в последние годы философские, социально-психологические, педагогические исследования в нашей стране фиксируют феномен понижения «качества» человека, снижения его нравственной зрелости, способностей к выживаемости, творчеству и культурному обустройству жизни (В. Т. Ащепков, Е. В. Бондаревская, Д. С. Мерешковский, А. И. Шутенко и др.).

Духовно-нравственная личность, по мнению современных ученых, может быть охарактеризована как совестливая, честная, ответственная, милосердная, с развитым чувством достоинства, личной ответственности и долга, морально устойчивая (В. И. Андреев, И. А. Ильин, И. С. Кон, В. Янушкявичюс).

Воспитание духовной личности требует педагогического стимулирования, создания условий, при которых у воспитанников могли бы культивироваться все высшие нравственные качества, в том числе чувство справедливости, совести, внутренней свободы, моральной стойкости. «Система ценностных ориентации есть по своему существу система генеральных моделей или программ личностного поведения» [125, с. 247]

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза-ция — это реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть как все» или «Оставаться самим собой».

В исследованиях И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. В. Москаленко, А. Г. Харчева социальная адаптация рассматривается в единстве с автономизацией личности. Основные компоненты социализации строятся на развитии социальной активности личности.

При всём разнообразии подходов к социальной адаптации большинство исследователей считают, что главная её функция — это принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллективы, в которые он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работы) [1; с. 45]. Для этого необходимо локализовать область воспитательного влияния, определить адекватный вид деятельности и выбрать соответствующие способы педагогического влияния на личность обучаемого [10, 12]. Эти постулаты положены в основу теоретических позиций нашего исследования. Их реализация осуществляется в следующих направлениях:

1. Воспитательная работа осуществляется в разных аспектах, она служит следующим задачам: - сохранить целостность учебно-воспитательного процесса, ведущей целью которого является воспитание молодого человека как личности, способной принимать решения в ситуациях мораль ного выбора и нести ответственность за эти решения; - главное в воспитании молодежи - создать условия для само развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, осуществлять переход воспитания в самовос питание.

2. В рамках воспитательной системы в нашем исследовании уделялось внимание формированию культуры межличностного общения в студенческой среде (Этика взаимоотношений в студенческой среде, приложение 8 ).

3. В педагогической практике широко обсуждалась проблема адаптации первокурсников к системе высшего образования, и не случайно: от успешности этого процесса во многом зависят профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

4. Важное направление образования - формирование нравственного самосознания и самовоспитание. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятель ность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем (В. В. Белоус, Р. Берне, И. С. Кон и др.) «Этика самоотношения» (приложение 7).

Воспитание нравственной устойчивости в процессе изучения естественных наук

Воспитание духовной личности требует педагогического стимулирования, создания особых условий, в которых у студентов могли бы культивироваться все высшие нравственные качества, в том числе чувство справедливости, совести, внутренней свободы, моральной стойкости.

Для этого необходимо локализировать область воспитательного влияния, определить адекватный вид деятельности и выбрать соответствующие способы педагогического влияния на личность, дать обоснование моральных норм с позиции законов природы.

Три направления формируют нравственную устойчивость личности: нравственный потенциал науки, освоение общественной морали через изучение современности и индивидуально направленное формирование нравственных ценностей личности, на основе которого развивается нравственное самосознание.

Воспитательная работа кураторов служит следующим задачам: - обеспечить взаимосвязь элементов учебно-воспитательного процесса, учитывая, что воспитание и обучение - два важнейших взаимодействующих момента этого процесса; - в качестве ведущей цели воспитания молодого поколения определить идеал личности, способной принимать со знанием дела решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, учащимися, своей страной и человечеством в целом; - создать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Важным яв ляется создание в вузе гуманистической воспитательной системы, включающей и учебную деятельность; - воспитать сознательное отношение к учебе и общественно-полезным делам, бережное отношение к общественной собственности, мобилизовать учащихся на успешное изучение всех учебных предметов; - формировать активную жизненную позицию, совершенствовать чувство собственного достоинства, социальной и личной собственности.

Нами создана экспериментальная научная разработка, включающая программу «Воспитание нравственной устойчивости студентов в процессе изучения естественных наук» (Приложение 4).

Мы исходили из того, что каждый преподаватель вуза может в реальной жизни использовать содержание своего предмета для глубинного освоения нравственности человека. Эта проблема решается за счет реализации программы «Естествознание: этика», предложенной В. С. Жульевым, которая была применена в процессе нашей работы в практике создания воспитательной модели для студентов вузов гуманитарного профиля.

Были выделены этические основания существования человека: Тема 1. Добро как движущая сила развития э/сизни Тема 2. Общество как фактор формирования нравственности Тема 3. Контакт и единство мира как стиль взаимоотношений Тема 4. Контакт и контактность как взаимодействие Тема 5. Ограниченность и единство Тема 6. Совершенство как высший этап развития Тема 7. Добро и зло, жизнь и смерть: борьба противоположностей как движущая сила прогресса Тема 8. Назначение человека Тема 9. Честность— источник здоровья

Тема 10. Сознание и самосознание

На самом деле, в живой и неживой материи существуют единые законы и принципы существования: самоорганизации, саморегуляции, саморазвития, отталкивания, энергетического потенциала. Эти всеобщие законы дополняются новыми научными открытиями, которые говорят, что любая система имеет структуру, направленность изменения, систему информирования и самоинформирования и систему контроля и самоконтроля. В этой работе важно только делать акценты. Своего рода реплики: «В нравственности это означает...», «В нравственном мире человека это проявляется в следующем виде...» и т. д. Однако все сущее имеет свои причины и истоки, что требует специального нравственного воспитания. С этой целью был проанализирован ряд авторских программ воспитания школьников и студентов, выведены узловые проблемы нравственной жизни современной молодежи и скомпонована экспериментальная программа: «Воспитание нравственной устойчивости в процессе изучения естественных наук».

Нами разработан тематический план этического воспитания студентов для кураторов и студенческого актива.

Похожие диссертации на Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов