Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Горев Вадим Вячеславович

Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности
<
Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горев Вадим Вячеславович. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Астрахань, 2003 235 c. РГБ ОД, 61:03-19/399-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Психолого-философская концепция исследования

1. Особенности применения герменевтического метода в психологии 12

2. Символ как объект изучения в философии и психоанализе 19

3. Теоретическая основа интерпретации принципов организации пространственно-временного

континуума в изображении 38

ГЛАВА II. Художественная деятельность

1. Художественная деятельность как фактор личностного развития 53

2. Методологические принципы арт-терапии 71

3. Сравнительный анализ методики психогеометрического моделирования (ПГМ) и практики кубизмаи геометрической абстракции 85

4. Понятие «картина мира» в исследовании визуального и образного мышления как видов художественной деятельности 91

ГЛАВА III. Экспериментальная часть

1. Формирование личностно-смысловой сферы студентов на основе методики психогеометрического моделирования (ПГМ) 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 162

Введение к работе

Актуальность исследования. В исследовании психологических условий и механизмов социализации субъекта-индивида, где духовно-творческое развитие составляет самостоятельную линию его личностного становления, вопрос о роли художественной деятельности как фактора активизации духовно-творческих сил человека, влияющего на личностно-смысловую сферу, практически не разработан. Доля работ, обращенных к конкретным видам художественного творчества - деятельности, имеющей фундаментальное значение в развитии культуры, все еще невелика. Психосоциальный вклад художественной деятельности в пространстве-времени личностного роста индивида является малоисследованным. В настоящее время решение психолого-педагогических задач, стоящих перед системой образования, невозможно без создания адекватных современным условиям методик и технологий, направленных на развитие креативности и творческого самопознания. Для реализации этого процесса необходимо включить механизмы самопознания с целью обретения личностью самодетерминации и высокоорганизованной рефлексии. Актуальным в данном случае представляется поиск способов и методов включения этих механизмов. Но особенно актуальной представляется проблема внутривузовской подготовки педагогов, обладающих навыками самопонимания и рефлексии, владеющих методиками развития креативности и самопознания, способных передать эти знания своим ученикам. В современной системе образования ощущается острая нехватка систем, методов и приемов развития абстрактного и визуального мышления и креативности. На наш взгляд, развитие этих качеств средствами изобразительного искусства в сочетании с аналитическим подходом к субъективной картине мира приводит индивидуальное сознание к гуманизации через механизм творческой интроспекции.

Кроме того, расширяющееся применение графических методов и процедур не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования. Представля-

ется необходимой разработка способов интерпретации символов и первообразов с позиции целостного подхода. Предлагаемая методика является разновидностью арт-педагогики, построенной на базе теоретического наследия отечественной школы геометрической абстракции и аналитического кубизма К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова, но не идентична ей. Мы считаем необходимым задей-ствовование того потенциала, который содержит в себе геометрическая абстракция как способ познания мира и самого себя.

Объект исследования - индивидуальная картина мира студентов в процессе занятия художественной деятельностью.

Предмет исследования - процесс самопознания и развития на основе художественной деятельности по конструированию индивидуальной картины мира, отражающей основные человеческие ценности. Художественно-графический материал и его интерпретация респондентами.

Цель исследования - разработать на основе художественной деятельности, арт-терапевтических (педагогических) методов научно-обоснованную методику, направленную на изучение и формирование индивидуальной картины мира и трансформацию личностно-смысловой сферы, способствующую процессу творческого самопознания и позитивному личностному развитию студентов.

Гипотеза исследования

  1. Введение в образовательный процесс специально разработанного курса занятий по моделированию индивидуальной картины мира на основе художественной деятельности позволяет добиться позитивных изменений личностно-смысловой сферы студентов.

  2. Организация эффективной работы по формированию индивидуальной картины мира личности студентов и активизация на этой основе процессов самопознания и развития возможна лишь при соблюдении ряда психологических условий: гуманистический, индивидуальный подход, наличие достаточного количества времени для проведения соответствующей работы, мотивация и интерес респон-

дентов к комплексу психологических воздействий, направленных на совершенствование индивидуальной картины мира их личности, специальная подготовка преподавателя.

3. Формирующий аспект методики ПГМ построен на методологической базе арт-педагогики и теории художественной деятельности. В результате тематической проработки основных человеческих ценностей происходит процесс целостной трансляции индивидуальной картины мира и внутренней кристаллизации духовного опыта. На этом основании считаем возможным предположить, что структурирование индивидуальной картины мира на базе методики ПГМ приводит к изменениям личностно-смысловой сферы и трансформации когнитивных процессов. Динамика происходящих изменений у респондентов в процессе арт-педагогической работы могла бы быть охарактеризована как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости - к силе, от фрагментарности - к единству, от неуверенности в себе - к самодостаточности.

Исходя из указанной цели и сформулированной гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Провести методологический анализ подходов к теории художественной деятельности, положений современной арт-педагогики и арт-терапии для определения направления собственного исследования, направленного на изучение процесса формирования личностно-смысловой сферы средствами искусства.

  2. Проанализировать современные подходы к пониманию понятий «картина мира», «образ мира» с целью выявления влияния данных категорий на формирование личностно-смысловой сферы.

  3. Разработать методику, создающую психологические условия для творческого самопознания и позитивного личностного развития студентов на основе художественной деятельности.

4. Разработать анкету комплексного изучения изменений личностно-
смысловой сферы студентов, определяющую факторы самопознания и развития.

  1. Дать научно-теоретическое обоснование эффективности применения геометрического метода моделирования и связанного с ним многомодального, комплексного ассоциирования для раскрытия индивидуальной картины мира.

  2. Обобщить имеющиеся и предложить собственную систему интерпретаций психогеометрических и других символов и образов с позиции целостного и культурологического подходов.

  3. Экспериментально апробировать возможности разработанной методики для изучения феномена «картины мира».

Методологическая основа исследования. Учитывая тот факт, что современная арт-педагогика, арт-терапия и теория художественной деятельности муль-тиконцептуальны (А.И. Копытин, 2000; СП. Иванов, 2002), исследования в этой области имеют межпредметный характер, используя теоретическую базу таких дисциплин, как искусствоведение, семиотика, семантическая философия, антропология, психоанализ, глубинная психология, герменевтика и др. В ситуации данного исследования применена концептуальная основа целостного подхода в русле применения герменевтического метода в психологии. Зона применения герменевтики в психологическом исследовании очерчивается следующим образом: адекватным объектом ее является творчество (психологический анализ уникальных продуктов творческой деятельности), уникальная психологическая индивидуальность человека и его неповторимый и невоспроизводимый жизненный путь (М.С. Роговин, Г.В. Залевский, 1988; В.Н. Дружинин, 2000).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов, включающий в себя теоретический анализ научной литературы по теме исследования, психогеометрический тест С. Деллингер, А.А. Алексеева, Л.А. Громовой, авторскую методику «Психогеометрическое моделирование» (ПГМ), наблюдение, видеосъемку и анализ проводимых занятий,

беседу, графические методы в психодиагностике Дж. Бука, Р. Бернса, К. Коха, модифицированный опросник К. Ринга «Список перемен в жизни», выявляющий критерии изменения личностно-смысловой сферы, статистический метод «хи-квадрат».

Базу исследования составили студенты Астраханского государственного педагогического университета (234 человека, III-V курсы).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных и теоретических положений, использованием комплекса методов и методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, статистической обработкой данных.

На защиту выносятся следующие положения

  1. Исследование индивидуальной картины мира представляется возможным при осознании респондентами тотальных смыслов бытия. Эти смыслы (универсальные человеческие ценности) лежат в основе культуры и являются базовыми темами искусства и культуры.

  2. Работа по авторской методике ПГМ со студентами, сочетающая в себе принципы художественной деятельности, арт-педагогики и гуманистической психологии, направленная на структурирование многомодальной, индивидуальной картины мира на основе трехмерного абстрактно-геометрического моделирования приводит к позитивной личностной трансформации.

  3. Критериями, характеризующими процесс самопознания и развития на основе художественной деятельности, являются изменения личностно-смысловой сферы по следующим компонентам: I. Мотивация достижения. II. Процесс самопознания. III. Процессы подсознания. IV. Чувственно-эмоциональная сфера. V. Креативность. VI. Сопутствующие процессам креативности. VII. Отношение к искусству и творчеству. VIII. Духовная сфера. IX. Событийно-прогностическая сфе-

pa. X. Отношения к другим. XI. Экологическое сознание, что подтверждено в данной работе экспериментально.

Научная новизна исследования. В работе впервые предложена абстрактно-геометрическая, многомодальная концепция индивидуальной картины мира, которая позволила наполнить эту категорию конкретным психологическим содержанием, открыв тем самым новые пути изучения этой психологической реальности. В исследовании рассматривается в качестве рабочего определения такая категория, как «Окно реальности», являющееся многомодальной перцептивной системой, направленной на восприятие событий и явлений внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира, которая выполняет когнитивную функцию организации сознания. «Окно реальности» обладает системными качествами: открытость, иерархичность, структурность, динамичность и выполняет интегрирующую роль в согласовании процессов сознания и подсознания. Это позволяет определить особую область психологического исследования, которую можно определить как «когнитивную геометрию», направленную на изучение процессов сознания на основе художественной деятельности по многомодальному геометрическому и топологическому моделированию психологической реальности.

Предложена интерпретация образов и символов в психологическом консультировании на основании целостного подхода (бинарных пар противоположных значений). Дана интерпретация основных геометрических символов в китайской системе «И-Цзин», западноевропейской традиции, соционике и собственно в психогеометрии, что представляет значительный интерес для современной аналитической психологии.

Раскрыты креативные, развивающие возможности психогеометрического метода, который традиционно считается диагностическим.

Теоретическая значимость работы. В данной работе предложен и апробирован один из вариантов герменевтического метода изучения личности на основе художественной деятельности, который является пока недостаточно разработан в

отечественной психологии. Предложенный в настоящем исследовании вариант описания структуры, функций и механизма функционирования индивидуальной картины мира «окно реальности» прошел экспериментальную проверку и подтвердил свою адекватность изучаемой психологической реальности. В связи с этим представленная модель (абстрактно-геометрического, многомодального описания картины мира) может успешно играть роль отправной точки для дальнейших теоретико-прикладных исследований в области когнитивной психологии, психологии творчества, психосемантики. Проведенное исследование показывает, что абстрактно-геометрическая, многомодальная концепция картины мира способна выполнять функцию организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, а категория «окно реальности» может рассматриваться в качестве одной из категорий современной психологии.

Практическая значимость исследования

  1. Материалы данной диссертации позволяют расширить знания о характере и закономерностях становления и развития личности как неповторимой индивидуальности и могут быть использованы в процессе преподавания общей, возрастной и педагогической психологии.

  2. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности введения в практику подготовки студентов специального курса на основе художественной деятельности, направленного на развитие индивидуальной картины мира. Указанный курс может быть адаптирован для учащихся школ, техникумов, студентов высших учебных заведений непедагогического профиля, преподавательского состава гуманитарных вузов по специальности философия, антропология, культурология, искусствоведение, социология, руководителей предприятий и учреждений, а также использован в процессе подготовки и переподготовки практических психологов, работающих в образовательных учреждениях и органах социальной защиты населения.

  1. Данные, полученные в ходе исследования, имеют практическое значение для целенаправленного воспитания и самовоспитания студентов, целостного развития их индивидуальности и совершенствования процесса профессиональной адаптации будущих специалистов.

  2. В данном исследовании предпринята попытка создания «мультисистем-ной», т.е. максимально совместимой с другими областями научных знаний исследовательской технологии процессов сознания. «Мультисистемность» методики ПГМ заключается в следующих пунктах, отражающих ее многофункциональность, указывающих на то, что она может быть применима в качестве: 1) способа развития образного, визуального мышления; 2) средства самопознания на основе конструктивной топологической интроспекции; 3) метода индивидуальной и групповой психотерапии и др.

Внедрение в практику результатов исследования осуществляется через проведение со студентами естественного, физико-математического, социально-экономического, филологического факультетов Астраханского государственного педагогического университета цикла практических занятий по методике психогеометрического моделирования (в рамках курсов «Психолого-педагогический практикум», «Развитие интересов и способностей»).

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и семинарах аспирантов Астраханского государственного педагогического университета (1996— 2000 гг.). Результаты исследования докладывались либо были представлены в виде тезисов и статей на 4 международных и 7 внутривузовских конференциях (1993-2002 гг.). Материалы исследования нашли отражение в 20 опубликованных работах и использовались в лекционных и практических занятиях с психологами и учителями средних школ г. Астрахани (1997-2001 гг.), со студентами психолого-педагогического факультета АГПУ в рамках курса «Развитие интересов и способностей», докладывались на заседаниях Астраханского филиала Российского фило-

11 софского общества (РФО) в 2002 г., применялись в работе психологической службы с наркозависящими пациентами и трудными подростками (2000-2002 гг.). Занятия по методике ПГМ проводятся выпускниками АГПУ в различных вузах и школах г. Астрахани.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (230 наименований, из них 27 на иностранных языках) и приложения, включающего 38 таблиц и 82 рисунка. Общий объем работы 235 страниц.

Особенности применения герменевтического метода в психологии

В данном исследовании представляется целесообразным применение герменевтического метода. Классическими вариантами герменевтического метода являются графологический и физиогномический методы, психоаналитическая интерпретация, совокупность проективных методов (на фазе интерпретации, поскольку на этапе проведения это - измерительная процедура). К числу герменевтических методов относится и такой традиционный для психологии метод, как анализ продуктов деятельности. К ним следует отнести биографический метод, а также психологическую интерпретацию (психологическое сведение), применяемые в гуманитарных науках, социологии, экономике и даже в математике. Такие авторы, как М.С. Роговин и Г.В. Залевский трактуют герменевтику, включая в нее и метод моделирования, что представляется особо ценным в рамках данного исследования (М.С. Роговин, Г.В. Залевский, 1988) [63, с. 275]. Герменевтический метод с момента возникновения являлся собственно психологическим методом. Его основная особенность - непосредственное познание психической реальности другого (моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого). Область применения герменевтического метода - уникальные, целостные, обладающие «разумом» объекты (В.Н. Дружинин, 2000) [63, с. 277].

Предлагаемая методика психогеометрического моделирования (ПГМ), имеет проективный характер и направлена на креативный процесс выявления и структурирования индивидуальной, субъективной картины мира на основе трехмерного, цветового моделирования универсальных человеческих ценностей, онтологических координат человека. По своей направленности и структуре данная методика полностью соответствует герменевтическому методу в психологии. Формирующий аспект методики ПГМ основан на базе арт-терапии, методологические осно вания которой практически конгруэнтны герменевтике, а в особенности глубинной герменевтике (психоаналитической герменевтике Х.Ю. Хабермаса и рефлексивно-семантической теории П. Риккерта). Ценность герменевтического метода для искусствоведения, а также индивидуального эстетического опыта отмечают такие его представители, как Х.Г. Гадамер, Э. Штайгер. В современном словоупотреблении герменевтика - термин греческого происхождения (разъясняю, истолковываю) употребляется в трех основных значениях: 1) теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной философии; 3) как методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание - постижение смысла. Феномен понимания и правильного истолкования понятого не является только специальной методологической проблемой гуманитарных наук («наук о духе»), оно относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. В последние полтора десятилетия на Западе, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, одной из центральных проблем философии стала проблема понимания, или, как ее называют, герменевтики. Ее рассмотрению посвящено много работ. «Герменевтика -это основная проблема современности» - так начинает свою книгу «Основные вопросы герменевтики» Эмерих Корет (Е. Coreth, 1969). Одни авторы связывают с герменевтикой вопросы методологические, видят в ней методологию гуманитарных наук; другие склонны усматривать в ней универсальный метод науки в целом, включая и естественные науки, выдвигая тезис: «Герменевтика - путь современной науки». Хотелось бы сразу отметить изначальный психологизм герменевтики, так как проблема понимания - это, прежде всего, психологическая проблема. В психологической герменевтике объектом изучения является творчество (психологический анализ уникальных продуктов творческой деятельности), уникальная психическая индивидуальность человека и его неповторимый и не воспроизводимый жизненный путь.

Художественная деятельность как фактор личностного развития

Художественная деятельность как историко-культурный специализированный вид человеческой деятельности - вид особого в своих характеристиках духовного творчества, субъективной интерпретации и одновременно трансляции предметного содержания культуры в чувственно-практической модальности смысло-жизненного отношения человека к системе «человек-мир» - является необходимым условием развертывания духовно-творческого потенциала деятельного субъекта, личности в системе и процессе отношений взаимодействия субъект-субъектного типа. В этом качестве художественная деятельность сохраняет свое определяющее культурное значение в социализации-индивидуализации личности на всех уровнях онтогенеза.

Духовно-практическое производство и культурная организация смысло-жизненного содержания человеческой деятельности (общественной практики), которые наиболее рельефно раскрываются в формах опыта (субъектного по типу), действия и взаимодействия, выступают в роли определяющего историко-культурного основания личностного становления человека - активно действующего субъекта социокультурного пространства. В связи с этим личностный аспект освоения деятельным субъектом социального содержания и культурной организации человеческой деятельности в духовной форме активного субъективного отношения, развивающегося в пространстве духовно-творческой составляющей деятельности, приобретает особый смысл и должен стать предметом специально направленных психологических исследований. Продуктивные воплощения духовно-творческой активности личности, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - символической, семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно творческую активность и играют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры.

В духовно-творческой сфере человеческого бытия в наибольшей степени определяется субъектная активность развивающейся личности, и, наоборот, личностный уровень развития субъекта-деятеля определяет духовные характеристики его субъектного бытия. В диалектике их взаимодействия формируется и развертывается потенциал духовно-творческой активности личности. В этой связи художественная деятельность как творческая компонента человеческой деятельности играет преобразующую роль в уровневом развитии индивида, участвуя как постоянно действующий духовно-творческий фактор социализации и индивидуализации в формировании тех психосоциальных новообразований, которые несут смыслооб-разующую нагрузку всеобщего и универсального характера. Особый план интен-ционального действия в жизнедеятельности человека, в его личностном становлении в системе деятельности демонстрирует духовная сфера культуры, так как она в наибольшей степени аккумулирует эмоционально-аксиологический аспект реализации действительно значительных для общества целей развития. Освоение этой специфичной историко-культурной сферы через художественную деятельность имеет в личностном развитии особую смысло-жизненную значимость, поскольку ее социальное содержание направлено на оптимальное преобразующее развитие наиболее интимных, наиболее личностных сторон субъективного существования человека. В этом смысле понятие «духовное развитие» может быть поставлено в соответствие понятию «личностное становление субъекта» или личностное развитие.

В системе деятельности ее конкретные различные виды в разной мере определяют психологическую интенсивность самопостижения человеком своего субъектного существования в постоянно меняющемся мире. В связи с этим особое значение приобретает задача научного изучения специфики чувственно-практического освоения субъектом деятельности психологических, ментальных, духовных и других аспектов жизненного пространства-времени, выраженного в художественной форме. Острый научный интерес к личностному становлению субъекта в сфере художественной деятельности определяется так же и тем, что длительное время этот феномен остается во многих своих аспектах предметом познания и одновременно научной проблемой, открытой для методологического диалога.

Формирование личностно-смысловой сферы студентов на основе методики психогеометрического моделирования (ПГМ)

Предлагаемая методика психогеометрического моделирования (ПГМ) является специфической областью арт-терапии (в данном случае арт-педагогики), глубинного психоанализа и герменевтики. Методика ПГМ имеет комплексный характер, так как является одновременно психодиагностическим и развивающим средством. Она может использоваться как арт-педагогическое, психодиагностическое и психотерапевтическое средство как для индивидуальной работы с клиентом, так и для работы в группах.

Данная методика носит проективный характер и вовлекает человека в творческую деятельность по символическому самовыражению. Она направлена на развитие образного, визуального мышления (термин введен Р. Арнхеймом) путем расширения степени свободы перцептивного образа, формирующего картину мира и когнитивные процессы человека, через творческую деятельность по моделированию знаково-символических систем, иллюстрирующих основные человеческие ценности «экзистенциалы» (термин введен М. Хайдеггером). Что необходимо понимать под степенью свободы перцептивного образа? Базовым моментом здесь становятся достижения в области психологии понимания, психологической герменевтики, психологии образа (В.П. Зинченко, 1988; С.Д. Смирнов, 1985; И.С. Якиманская, 1980; Е.Ю. Артемьева, 1980; Р. Арнхейм, 1974).

Человеческая психика обладает рядом свободных систем, таких, как зрительная, слуховая, тактильная, а также память, речь, мышление. Каждая из таких систем оперирует собственным языком. К числу таких языков относятся языки движений, жестов операциональных и предметных значений, знаков, символов, схем памяти, вербальных языков, глубинных семантических структур [68, с. 15-31].

Закупоренность, успокоенность свободных систем, лежащих в основе картины мира, приводит к ограничению степеней свободы перцептивного образа, который является интегративным образованием по отношению к ним. Таким образом, у человека существует перцептивная множественность картины мира (визуальная, аудиальная, кинестетическая, когнитивная), которые образуют единый гештальт. Будучи специфичным для каждого, он образует индивидуальный паттерн знаково-символических содержаний. Из этого следует, что «закупоренность», успокоенность свободных систем есть следствие необходимой и достаточной адаптации, усвоения навыков в процессе жизни и обучения.

В данном исследовании предполагается, что все свободные системы человеческого организма не могут быть полностью успокоены или, по крайней мере, находятся на разных уровнях открытости в зависимости от структуры индивидуального перцептивного паттерна. Механизмом, выявляющим наиболее сензитивный уровень в структуре индивидуального паттерна, является процесс комплексного тематического ассоциирования. Процесс ассоциативного восприятия легко запустить, предложив испытуемым представить тему моделирования в той модальности, которая наиболее близка им самим. Так, например, тема «Любовь» может быть первоначально услышана, прочувствована кинестетически, а затем переведена в визуальную форму и нарисована. Для полноты картины испытуемым предлагается ассоциировать все три перцептивных компонента: визуальный, аудиальный, кинестетический. Так как в данной методике акцент делается на развитии визуального мышления, ассоциативные моменты образного плана являются основными, а ауди-альные и кинестетические ассоциации выполняют вспомогательную роль.

Похожие диссертации на Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности