Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Бармина Татьяна Владимировна

Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины
<
Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бармина Татьяна Владимировна. Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Комсомольск-на-Амуре, 2006 289 с. РГБ ОД, 61:06-19/255

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ «МАТЕРИНСТВА». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 14

1.1. Состояние проблемы материнства в психологии 14

1.2. Материнство как жизненная сфера женщины. место материнства в «я» - концепции современной женщины 34

1.3. Самоопределение в сфере материнства как детерминанта саморазвития женщины 53

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К МАТЕРИНСТВУ 84

2.1. Методология, организация и методы исследования 84

2.2. Материнская позиция как основание разделения женщин на группы 93

2.2.1. Выделение женщин с разной материнской позицией на основании кластерного анализа и сравнения средних значений 93

2.2.2. Разделение на группы по результатам исследования отношения женщин с разным уровнем сформированности материнской сферы к материнству 96

2.2.3. Разделение на группы по результатам исследования родительского отношения у женщин с разной направленностью на саморазвитие 99

2.3. Взаимосвязь характеристик материнства и особенностей направленности на развитие личностной сферы женщин 107

2.4. Взаимосвязь характеристик материнства и направленности

женщины на саморазвитие 112

2.5. Взаимосвязь сформированности материнской сферы и системы ценностных ориентации женщины 123

2.6. Особенности мироотношения женщин с разной материнской позицией 136

2.7. Результаты исследования «я»-представлений женщин с разной материнской позицией 146

2.8. Построение дискриминантной и классификационной функции с целью решения проблемы диагностики готовности женщины к усыновлению 153

Выводы 162

Заключение 164

Список использованной литературы 165

Приложения 178

Введение к работе

настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма "ребенок или карьера" все чаще решается женщинами в пользу карьеры. Достижения науки и техники, реально помогая отдельным людям - женщинам, мужчинам, семьям, в действительности отчуждают ценность материнства как уникальную, неповторимую возможность зачать, выносить и выпестовать ребенка. Отчуждение может происходить как в общественном самосознании, так и в самосознании самой матери. "Каждая женщина как уникальная личность сама может определять свое отношение к материнству. Но если у женщины специфически осложненные особенности, если она живет во времени, когда, благодаря новым достижениям науки, материнство вольно или невольно девальвируется, ей может быть чрезвычайно сложно обрести себя в материнстве» (В.С.Мухина, [80, с. 71]).

Материнство — культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой. Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века - актуальная социальная и психологическая проблема. Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины возрастает значимость семьи, а ребенок, зачастую, выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

Психология материнства - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей психологической практики, Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и

направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Немногочисленные работы позволяют говорить о необходимости рассматривать «материнство» как самостоятельную психологическую категорию, как феномен, отражающий специфику жизненной сферы женщины. В философии, культурологии идет спор о роли материнства в саморазвитии женщины. В настоящее время общество столкнулось с противоречием; с одной стороны депривированное детство, рост отказниц, с другой - инфантильные матери, не готовые к воспитанию детей. Активно формируется представление о том, что главное предназначение женщины в ее социальном саморазвитии.

Основы подхода к самоопределению как «поиску себя» в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей, как выходу из неопределенности, заложены представлениями С.Л. Рубинштейна (1959); К.А. Абульхановой-Славской (1977), Л.И. Анцыферовой (І988), [6]; Ф.Е, Ваеилкжа (1984); А.С, Чернышева (1997), А.С.Осницкого (1996). Рассмотрение самоопределения как выхода из проблемной ситуации связано с представлениями о детерминации ситуационными факторами поведения человека (М. Аргайл (1990); В.В. Новиков, (2003); Д. Майерс (1998)), Главной идеей представлений С,Л, Рубинштейна (1959) [97]; К. А. Абульхановой-Славской (1980) [2]; А. В. Брушлинского (2000) выступает роль самодетерминации, внутренних условий, собственной активности при самоопределении. Самоопределение обуславливается системой детерминант (причины, внешние факторы, внутренние факторы, общие и специальные предпосылки, опосредующие звенья), соотношение между которыми очень динамично и подвижно.

Мы считаем, что проблема роли и предназначения женщины может быть представлена как проблема свободы-детерминизма, Исторически первой версией детерминизма было представление о судьбе, роке, божественном предначертании. Эразм Роттердамский в трактате "О свободе

воли" [95, с.48] утверждал, что человек свободен в выборе пути греха либо пути спасения. Соответственно, общество не предполагало свободы выбора для жешцины и однозначно определяло ее подчиненное место в социуме с четко закрепленными функциями, где на первый план выступает материнская роль как определенная женщине свыше. Под влиянием европейской философии и науки Нового времени, в связи с успехами естественнонаучного изучения человека встала проблема детерминации человека его телесностью. Проблема предназначения женщины рассматривалась с позиции психофизиологической организации женщины. В XIX веке основополагающим для понимания поведения выступает его детерминация сознанием, объективными условиями существования, социальным и культурным окружением, "общественным бытием" (К, Маркс, [73, с, 109]) и "общественным бессознательным" (Э. Фромм [123, с.47], Ф. Ницше [81, с. 5]), ставится проблема самотрансценденции человека - преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного. Не случайно в этот период проблема материнства решается с позиции феминизма.

Проблема детерминации поведения непосредственно связана с проблемой воли. В настоящее время в психологии сформировались две позиции: одна рассматривает проблему воли как произвольное управление поведением на основе сознательных решений, другая — проблемы собственно свободы. Свобода и личностный выбор не одно и то же, хотя они тесно взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Можно выделить два аспекта свободы - внешний (отсутствие внешних ограничений, "свобода от") и внутренний (психологическая позиция, "свобода для"), В совместной работе Д.А.Леонтьева и Е.Р. Калитеевской [52] предложена интерпретация свободы как формы активности и ответственности как формы регуляции.

Свобода как определенная форма активности и ответственность как определенная форма регуляции, слившись, порождают феномен самодетерминации — свободной саморегулируемой активности зрелой личности. Д. А. Леонтьев [66] считает, что понятия "свобода" и

"самодетерминация" очень близки. Понятие свободы описывает феноменологически переживаемый контроль над своим поведением, используется для глобальной антропологической характеристики человека и его поведения, Понятие «самодетерминации» используется как объяснительное на собственно психологическом уровне рассмотрения "механизмов" свободы. При этом следует различать «самодетерминацию», с одной стороны, и «саморегуляцию» или «самоконтроль» - с другой. В последнем случае регуляторами могут выступать интроецированные нормы, конвенции, мнения и ценности авторитетных других, социальные или групповые мифы и т.п.; контролируя свое поведение, субъект не выступает его автором, как при подлинной «самодетерминации». Там, где они не сливаются, возникают феномены квазиответственности, лишенной свободы, и квазисвободы, лишенной ответственности. Принципиальным моментом, необходимым для того, чтобы они слились в единую саморегулируемую свободу зрелой личности, оказывается их опосредствование определенным ценностным, духовным, смысловым содержанием, Самодетерминация

г-

означает ощущение свободы по отношению, как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности (Е. Deci, R. Ryan [140]).

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий;

1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи
осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает
при этом осознание своих потребностей и чувств — матери 1 группы;

2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи
поведения с его результатом, однако источником поведения выступают
внешние требования — 2 группа;

3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не
> может быть достипгут целенаправленно и предсказуемо.

С. Мадди (Maddi S. [151] - [152]) показал, что в тех случаях, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек

воспринимает себя как воплощение социальных нужд и ролей и плывет «по течению», то есть строит жизнь адаптивным образом. Когда же на первое место выходят психологические потребности, тогда человек задается вопросом о смысле, строит образ будущего и у него возникает мощная опора для опосредствования своей жизни в виде жизненных целей, смыслов и т.д., что полностью перестраивает структуру регуляции его деятельности. У.Тейджсон (W. Tageson [159]) в своем синтетическом варианте гуманистической психологии, опираясь не столько на общеантропологические соображения, сколько на конкретные психологические данные, определяет свободу как переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием. "Психологическая свобода или сила самодетерминации неразрывно связана со степенью и масштабами самоосознания (self-awareness) и тем самым тесно коррелирует с психологическим здоровьем или аутентичностью" (W. Tageson, [159], с. 142). Она формируется в процессе индивидуального развития. Индивидуальной переменной является "зона личностной свободы", которая также варьирует в разных ситуациях. В. Тейджсон выделяет три параметра свободы:

  1. ее когнитивную основу - уровень когнитивного развития,

  2. объем внешних ограничений,

  3. подсознательные внутренние детерминанты и ограничения. Ключевым процессом в обретении и расширении свободы является рефлексивное осознание детерминант и ограничений собственной активности. Дж. Ричлак (J. Rychlak [157]) также выдвигает на первый план проблему самодетерминации, Он видит основание свободы в способности самого субъекта, исходя из своих желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей, детерминировать собственные действия, включаться в систему детерминации своей активности и ее переструктурировать, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой, Основой того, что обычно называют "свобода воли", является, по Ричлаку, диалектическая способность саморефлексии и трансценденции (духовности), позволяющая субъекту

ставить под вопрос и изменять те предпосылки, на которых строится его поведение. По мнению Д.А.Леонтьева [67] личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. Д.А.Леонтьев [68] теорию субъектности ставит как проблему детерминации самоопределения, как самодетерминацию, когда человек не просто преобразует условия и обстоятельства жизни в соответствии со своим внутреннем миром, соотнося активность собственную и окружающих, но и конструирует свою жизненную ситуацию, отвечающую наличному образу мира. В связи с этим следует помнить о некоторой условности и учитывать, что «конкретная структура системной детерминации, зависит от конкретных обстоятельств» (Б. Ф. Ломов [70, с. 36]), по-разному преобразуемых субъектом самоопределения.

Все сказанное позволяет сформулировать следующую гипотезу: материнская позиция современной (российской) женщины выступает основанием для исследования особенностей феномена самодетерминации личности. Детерминация самоопределения как самодетерминация преобразует условия и обстоятельства жизни женщины в соответствии с ее образом мира и отражает уровень ее личностной зрелости.

Объект исследования: детерминация самоопределения женщин с разным уровнем сформированное материнской сферы.

Предмет исследования: материнская позиция как фактор самоопределения женщины,

Цель исследования: выявление связи между материнской позицией и детерминацией самоопределения женщины.

Задачи исследования:

  1. Исследовать разработанность проблемы материнства в психологии.

  2. Раскрыть психологическое содержание понятий саморазвитие, детерминация, самодетерминация личности с философских и психологических позиций.

  3. Выявить особенности ценностно-смысловой сферы женщин с разной материнской позицией.

  4. Раскрыть системную связь самодетерминации как детерминации самоопределения женщины с уровнем сформированности ее материнской позиции.

  5. Определить диагностические критерии для определения уровня сформированности материнской сферы.

Методологической и теоретической основой исследования послужили положения общей психологии (А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1959 и др.) и созданные на их основе концепции: теория самодетерминации (К.А. Абульханова-Славская, 1977; Э. Деси и Р. Райан, 1986; Д.А. Леонтьев, 2002; Е.Р. Калитеевская, 1997; А.В.Брушлинский, 2000 и др.); концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева (1977), психосемантический подход к исследованию сознания как многослойной уровневой системы, обладающей культурно-исторической природой (Ч, Осгуд, 1952; Дж, Келли, 1955; В.Ф. Петренко, 1988; А.Г. Шмелев, 2002); концептуальная модель материнства как системное явление, принадлежащее матери (мать как субъект материнства) и реализующееся в системе материнско-детского взаимодействия (B.C. Мухина, 1991; СЮ. Мещярекова, 2000; Г.Г. Филиппова, 2002; М.Ю. Чибисова, 2002 и др.).

В исследовании были применены методы опроса, бесед, проективный
метод, статистической обработки данных.
В соответствии с целью, гипотезой
н и задачами исследования был подобран и использован следующий

инструментарий:

для исследования отношения к материнству использовались: методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Сто лин, методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет);

для исследования характерологических особенностей личности использовался тест-опросник Кеттелла (16 PF), опросник личностных ориентации Э. Шострома (Personal Orientation Inventory - POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину - самоактуализационный тест (CAT);

для выявления особенностей ценностной структуры - методика «Исследование ценностных ориентации» (адаптированный Д.А. Леонтьевым вариант методики М. Рокича);

для исследования образа мира как системы отношений человека к миру использовались методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева, 25- шкальный семантический дифференциал Е.Ю. Артемьевой.

Для статистической обработки данных использовался аппарат вариативной статистики и многомерных исследовательских методов, Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с использованием программы SPSS 11.6.

Эмпирическая база исследования: исследования проводилось на базе СШ № 3 г. Советская Гавань, ДОУ N 135 г, Хабаровска, ДОУ с, им, П, Осипенко, родильного отделения больницы № 7 г. Хабаровска, СШ пос. Бычиха Хабаровского р-на, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет», краевого центра психолого-медико-социального сопровождения детей в течение 2002-2005 гг. Всего в исследовании было задействовано 110 женщин репродуктивного возраста.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью положений, адекватностью методов исследования целям, задачам, предмету исследования и логике проведенной эмпирической работы, соответствующей статистической обработкой полученных данных.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:

Выделены и описаны уровни сформированное материнской сферы.

Исследованы особенности самоопределения женщин с разным уровнем сформированности материнской сферы.

Показано, что ценностно-смысловая сфера личности женщин с разной материнской позицией реализуется как специфическое мироотношение, детерминирующее индивидуальный образ мира.

Выделены диагностические критерии, позволяющие выявить женщин с отрицательным отношением к материнству.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Изучена связь материнской позиции с феноменом самодетерминации женщины.

Выявлено, что самодетерминация женщины коррелирует со зрелой материнской позицией.

Исследованы и описаны особенности ценностно-смысловой сферы женщин с разной материнской позицией: с приоритетной ориентацией на саморазвитие; с приоритетной ориентацией на семью; с асоциальной направленностью.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в работе специальных служб при решении вопросов оценки сформированности материнской сферы женщины при усыновлении детей. Данные исследования могут способствовать выработке средств, методов и стратегий образовательной деятельности в разработке программ, методических пособий по подготовке к материнству. Положения, выносимые на защиту.

1. Материнская позиция - это особым образом организованная ценностно-смысловая сфера личности женщины, определяющая поведение в отношении ребенка.

  1. Материнская позиция соответствует уровню личностной зрелости женщины и выступает детерминантой саморазвития.

  2. Для женщины со зрелой материнской позицией и направленностью на самоактуализацию характерна детерминация самоопределения как самодетерминация.

  3. Особенности ценностно-смысловой сферы могут выступать критериями сформированности материнской позиции:

для женщин первой группы источником материнской позиции выступает развитое самосознание, ориентация на свои жизненные цели и смыслы;

для женщин второй группы источником материнской позиции выступают ориентация на семью и внешние требования;

у женщин третьей группы источником материнской позиции выступают внутренние, зачастую бессознательные требования, на первое место выходят биологические, индивидуалистические потребности и стремление строить жизнь адаптивным образом, отвержение перспективы самореализации в качестве матери.

Апробация работы. Материалы и полученные в диссертационном исследовании результаты опубликованы в материалах IV Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием (Москва, 2003), сборниках международных, региональных, краевых научно-практических конференций (Комсомольск-на-Амуре 2003-2004, Хабаровск 2005). Докладывалось: 1. «Проблемное материнство как фактор сиротства» - (IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием, Москва, 2003 г.); «Проблемы профилактики нарушений в развитии ребенка, раннего выявления детей с отклонениями в развитии и пути их решения в Хабаровском крае» (краевая научно-практическая конференция «Профилактика нарушений в развитии ребенка. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии и оказание им

специальной помощи», Комсомольск-на-Амуре, 2003), «Девиантное
материнство как причина ассоциации детей и подростков» (международная
научно-практическая конференция «Проблемы обеспечения

психологического, социального и соматического благополучия детей и подростков», Комсомольск-на-Амуре, 2004); «Материнство как феномен духовности» (межрегиональная научно-профилактическая конференция «Ребенок с особыми образовательными потребностями - субъект педагогической компетенции», Хабаровск, ХГЛУ, 2005),

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 162 источника, и 5 приложений. Содержание изложено на 177 страницах. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками,

Состояние проблемы материнства в психологии

Материнство как феномен человеческой истории и культуры имеет давнюю историю, тогда как изучение его как научной проблемы началось сравнительно недавно. В психологии отмечалось, что интерес к детству и материнству возникает на достаточно поздних этапах развития общества. Многие исследователи неоднократно постулировали важность исследований материнства. Так, Б. Берне (Birns В.) в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны в жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, - важная область исследований» [144, с. 2].

Теория архетипов К,Г, Юнга [138] привела его к гипотезе, что влияние, оказываемое матерью на ребёнка, не обязательно будет исходить от самой матери и её реальных черт характера. Здесь надо ещё учитывать и качества, которыми, казалось бы, мать обладает, но которые на самом деле обусловливаются присущей «матери» архетипической структурой, спроецированной на мать ребёнком.

Великой матерью называется универсальный образ, существующий в коллективном культурном опыте. В этом образе обнаруживаются архетипичеекие свойства, как позитивные, так и негативные, Маленький ребёнок склонен организовывать свои переживания, связанные с эмоциональными травмами и зависимостью от матери, вокруг положительного и отрицательного полюсов. Позитивный полюс концеїггрирует вокруг себя следующие качества: «Материнство, или попросту говоря, магический авторитет эюенственности, мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка, милосердие, забота, поддержка, помощь вроете и развитии, место магических метаморфоз и возрождения, помогающий инстинкт или влечение» [138, с. 90]. Короче говоря, добрая мать. А негативный полюс указывает на злую мать: «Тайное, скрытое, мрачное, пучина, царство мёртвых, соблазняющее, проглатывающее, отравляющее, провоцирующее тревогу и неизбежное» [138, с, 92].

А в результате мы имеем в имаго матери расщепление. К.Юнг в работе «Психологические типы» обращает наше внимание на то, что такие противоположности широко распространены в любом культурном языке образов людей. Так что всё человечество находит расщепление образа матери не таким уж невыносимым. Но перед маленьким ребёнком стоит задача адаптироваться к своей матери, соединяя воедино противоречивые представления, связанные о ней, чтобы обращаться с матерью как с единой личностью.

К противоположностям индивидуальное-архетипическое и добрый-злой мы вынуждены добавить ещё одну, а именно: природная-духовная. Здесь Великая Мать проявляется как в своём хтоническом (земном) образе, так и в божественной, эфирной, священной форме. Это тоже находит своё отражение в образах матери, формируемых маленьким ребёнком.

Только не следует забывать, что такое понятие, как Великая мать, необходимо понимать метафорически, а не дословно. Ведь маленький ребёнок хорошо знает, что его мать отнюдь не является богиней плодородия или деструктивной «королевой ночи». И, тем не менее, он может вести себя так по отношению к матери, словно бы она была одой из таких фигур.

К. Юнг считал, что образ Великой Матери у мужчин формируется иначе, чем у женщин. Так как всё женственное чуждо мужчинам, то он, скорее всего, будет пребывать в бессознательном, а из-за своей скрытности этот образ будет оказывать особенно большое воздействие. Женщина же, наоборот, ведёт ту же самую сознательную жизнь, что и её мать. Поэтому для неё образ матери не является столь ужасным и столь притягательным, как для мужчин. Возможно, что здесь К. Юнг идеализирует отношения матери с дочерью, не замечая конкуренции. Да и мировоззрение той эпохи наложило отпечаток на идеи Юнга.

Основополагающая природа отношений ребёнка с матерью привела к тому, что образ Великой Матери в качестве культурологического и исторического феномена определила много интересных аспектов научно-исследовательских работ.

Методология, организация и методы исследования

В первой главе нами было показано, что построение целостной модели материнской сферы возможно лишь на основе синтеза научных теорий. Особую значимость в этой связи приобретает вопрос выбора адекватной методологии исследования. Такой методологией, на наш взгляд, является системный подход, зарекомендовавший себя в различных областях научного знания. В основе указанного подхода лежит принцип исследования объектов как систем, Термин «система» трактуется представителями различных наук по-разному: как «комплекс взаимосвязанных компонентов»; как «не просто совокупность единиц, а совокупность отношений между этими единицами»; как «множество связанных, действующих элементов»; как «множество объектов вместе с отношениями между объектами и между атрибутами» и т.д. Философский энциклопедический словарь содержит определение системы как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, которая образует определенную целостность,

единство. Несмотря на огромное разнообразие формулировок, все определения построены на одном и том же лейтмотиве - взаимодействии компонентов. Именно взаимодействие компонентов системы является главным критерием системной организации. А. Г. Асмолов [11] выделил ряд общих характеристик системы: целостность - несводимость любой системы к простой сумме образующих её частей и невыводимость из какой - либо части системы её свойств как целого. Структурность - связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом, Взаимосвязь системы со средой, которая может носить «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер. Иерархичность -каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы и сам включать себя в другие системы. Теоретическое осмысление материнства показывает,

что данное психологическое образование обладает всеми перечисленными характеристиками. Материнство как система не сводима к простой сумме составляющих ее характеристик: «обобщенный образ предметного мира», «ценностно-смысловая сфера», «мировосприятие», «духовность», «креативность», «активность» - выделенные нами составляющие,

В ответе на вопрос, какую именно личностную характеристику изучать, у нас не было сомнений: субъективный образ мира, систему личных смыслов женщины. Это интегративное образование включает в себя прошлый жизненный опыт человека, образы, схемы, представления о мире, о себе, о материнстве, которые постепенно приобретают относительную устойчивость и определяют для женщины то, как она смотрит на мир, что воспринимает от него и как затем взаимодействует с ним, каким образом организована смысловая сфера личности женщины, Образ мира определяет особенности восприятия женщины, регулирует ее деятельность и поведение.

Совокупность признаков, использующихся женщиной для оценки различных предметов и явлений, других людей и себя, образует в ее сознании уникальную психосемантическую структуру бинарных оппозиций, определяющую восприятие окружающей действительности. Женщина смотрит на мир сквозь призму сознательно или бессознательно усвоенных и переработанных категорий, с которыми она «встречалась» в деятельности и в общении, Чем сложнее и разнообразнее система категорий, сложившаяся в индивидуальном сознании, чем насыщеннее и прочнее взаимосвязи между ними, тем ярче и адекватнее женщина будет воспринимать окружающий мир, тем лучше она сумеет понять других людей и саму себя, тем богаче и осмысленнее станет ее деятельность. Особенности содержания и структуры образа мира женщины и определяют уникальность ее личности, в том числе и материнства как части ее личностной сферы. Сам же феномен материнства как части личностной сферы женщины в данном контексте можно рассматривать в качестве способности субъекта создавать осмысленный текст своего бытия.

Материнская позиция как основание разделения женщин на группы

Чтобы подтвердить или отвергнуть взятое нами основание выделения групп, был применен иерархический кластерный анализ по всем вышеуказанным диагностическим методикам с использованием программы SPSS 11,6, при котором произошло постепенное объединение в группы, исходя из евклидова расстояния между выборами.

В результате кластерного анализа значений факторов всех методик опрошенные женщины были разбиты на три группы по схожим и различающим их показателям: первая группа респондентов (женщины, проявившие себя как успешные матери - позитивное материнство) разделилась на две гомогенные группы; вторая группа респондентов (женщины с отрицательным отношением к материнству - отказницы, лишенные родительских прав - девиантное материнство) - выделилась в третью группу. Только две женщины из третьей группы попали в 1 группу, при дальнейшем анализе они были исключены из базы. Однако следует отметить, что анкетные данные показали - одна из этих женщин - отказниц отказалась от ребенка не по собственному побуждению, а под давлением извне. Другая женщина страдала алкоголизмом и в момент заполнения анкет и тестирования находилась в нетрезвом состоянии (обычное для нее состояние). Тот факт, что эти два случая выделились из общей группы, подтверждает диагностическую валидность использованных нами методов исследования и подтверждает гипотезу о том, что при помощи набора данных психодиагностических методик можно с высокой степенью достоверности определить особенности сформированности материнской сферы у женщины.

Данное разбиение на три группы женщин соответствует теоретическим предпосылкам о том, что существуют три основные личностные ориентации матерей в соответствии с доминирующим механизмом регуляции их действий:

1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств - матери 1 группы;

2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования, социум - 2 группа;

3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Проблема детерминации самоопределения, как самодетерминация, поставленная Д. А. Леонтьевым [68], когда человек не просто преобразует условия и обстоятельства жизни в соответствии со своим внутренним миром, соотнося активность собственную и окружающих, но и конструирует свою жизненную ситуацию, отвечающую наличному образу мира, позволила в проведенном нами исследовании разделить женщин на три группы. При этом именно материнская позиция выступила системообразующим фактором смысловой и поведенческой сферы женщины. Так для женщин выделенной нами первой группы характерна самодетерминация. Материнское поведение женщин второй и третьей групп детерминировано, но по-разному. У одних выступает на первый план социальная детерминация, у вторых -эгоцентрическая.

С учетом кластерного анализа, по результатам анализа анкетных дашшх и на основе экспертной оценки отношения женщины к ребенку и материнству (в качестве экспертов выступали их сослуживцы, педагоги, родственники, общественное мнение) создана переменная, принимающая значения номеров групп, которые условно обозначены:

1 группа - женщины с высоким уровнем сформированности материнской сферы (позитивное материнство);

2 группа - женщины со средним уровнем сформированности материнской сферы (позитивное материнство);

3 группа - женщины - отказницы и лишенные родительских прав, с низким уровнем сформированности материнской сферы (незрелое или девиантное материнство).

Похожие диссертации на Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины