Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Разумовская Полина Евгеньевна

Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением
<
Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разумовская Полина Евгеньевна. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Разумовская Полина Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/220

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫС-ЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Смысл жизни как личностный феномен 13

1.2 Смысложизненные и ценностные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни 42

1.3 Специфика формирования смысложизненных и ценностных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением в рамках психологических особенностей данной категории подростков 63

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С АНТИСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

2.1 Организация исследования ценностных и смысложизненных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 84

2.2 Смысложизненные ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 86

2.3 Характер, мотивы и цели агрессии несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 91

2.4 Ценностные ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением и их структурно-иерархическое строение 102

2.5 Особенности взаимосвязи ценностных ориентации и характера агрессии у несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 122

2.6 Жизненные приоритеты, цели и смысл жизни несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 129

2.7 Представления о «теле» и «душе» как мировоззренческий базис несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением 148

2.8 Психологическая поддержка и коррекция несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением в контексте формирования у них позитивного смысла жизни 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

ВЫВОДЫ 175

ЛИТЕРАТУРА 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема смысла жизни на протяжении всей истории человечества является актуальной и традиционной, так как относится к «вечным» экзистенциальным проблемам человечества, и при этом, как любая экзистенциальная проблема, она еще далека от своего разрешения. Несмотря на то, что в настоящее время не только философия, этика и культурология, но и психологическая наука уже накопила достаточно теоретического и эмпирического материала, касающегося вопроса смысла жизни, данный феномен в его личностном аспекте все еще является методологически непроработан-ным.

В современном мире происходит парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда к человеку и его жизненному пути предъявляются все более высокие требования, и в то же время ускорение темпов общественной жизни объективно не позволяет человеку заняться поиском и осознанием смысла жизни, лишая его основных психологических регуляторов и онтологических ориентиров на жизненном пути, вызывая появление экзистенциальных кризисов и но-огенных неврозов.

В этой связи актуальным предметом изучения психологической науки в настоящее время становятся процессы смысложизнеобретения, смысложизнео-сознания и понимания личностью смысла своего бытия, приобретающие наибольшее свое значение в период несовершеннолетия индивида. Важность подросткового периода и юности для формирования смысложизненных ориентации, приобретения и осознания смысла жизни отмечается многими учеными (А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карпова, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.), однако существует категория несовершеннолетних, незаслуженно обойденная пристальным вниманием исследователей - девочки с антисоциальным поведением. Проблема исследования смысла жизни девочек с антисоциальным поведением до сих пор остается недостаточно изученной, а между тем она чрезвычайно важна и актуальна. Антисоциальность поведения заключается в действиях и поступках, противоречащих социальным нормам, либо признан-

ным стандартам поведения. Наиболее опасная форма антисоциального поведения выражается в преступности. Антисоциальное поведение проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения личности.

Девочки, относящиеся к категории подростков, характеризующихся антисоциальным поведением, являются будущими матерями, передающими общественные значимые ценности последующим поколениям и влияющими, таким образом, на судьбу своих детей, поэтому понимание процесса формирования и функционирования смысложизненных и ценностных ориентации указанной группы девочек способно внести существенный вклад в изучение психологических особенностей личности несовершеннолетних, склонных к антисоциальному поведению и причинности такого поведения, что позволит строить прогноз относительно будущего таких подростков и разрабатывать, с учетом полученных данных, программы как общей, так и индивидуальной системы профилактики антисоциального поведения.

Объект исследования - девочки-подростки с антисоциальным поведением.

Предмет исследования — смысложизненные и ценностные ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением.

Цель исследования - выявление особенностей смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков, характеризующихся антисоциальным поведением.

Гипотезы исследования:

первая гипотеза — существует взаимосвязь смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков и антисоциального поведения;

вторая гипотеза — структурно-иерархическая организация смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением и девочек, не совершавших антисоциальных поступков, качественно различна;

третья гипотеза — психологическими детерминантами антисоциального поведения девочек-подростков выступают особенности ценностно-смысловой и дефекты эмоционально-волевой сферы.

Задачи исследования:

  1. Выявление сущности и структурно-иерархической организации базовых ценностных и смысложизненных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением.

  2. Установление взаимосвязи смысложизненных ориентации девочек-подростков с их антисоциальным поведением.

  3. Проведение сравнительного исследования ценностных и смысложизненных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением и школьниц, не характеризующихся антисоциальным поведением.

  4. Установление взаимосвязи между структурно-иерархической организацией ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением и характером агрессивных реакций.

  5. Подбор и разработка диагностических методик, адекватных цели и гипотезам исследования.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают методологические принципы единства сознания и деятельности, развития, психологического детерминизма (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); системного подхода к процессу получения эмпирического знания о предмете (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.М. Бехтерев, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.А. Ган-зен, А.Л. Журавлев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, B.C. Мерлин, Б.М. Теплов и др.); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как смысл жизни, смерть, ответственность (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.); субъектная парадигма в психологии и акмеологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.Ф. Петренко, А.В.

Петровский, В.А. Петровский, В.Э. Чудновский и др.); концепции ценностей, ценностных и смысложизненных ориентации личности (В.Г. Асеев, А.А. Бода-лев, Е.А. Борковская, Г.А. Вайзер, В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, Ю.М. Жуков, А.Л. Журавлев, Н.А. Журавлева, Е.И. Исаев, Н.Л. Карпова, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, М. Рокич, Л.А. Ручка, В.И. Слободчиков, В.В. Сусленко, Д.П. Узнадзе, В.Э. Чудновский, В.А. Ядов и др.); знания, полученные в области психологии половых различий (Ю.М. Антонян, И.В. Грошев, М.И. Еникеев, О.Г. Лопухова, И.С. Кон и др.) и психологии отклоняющегося поведения (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, А.Д. Глоточкин, М.Г. Де-больский, Ю.Н. Кудряков, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Ф.С. Сафуанов и др.)

В работе использовался следующий комплекс методик: методика, направленная на исследование ценностных ориентации («The value survey» М. Рокича, тест для исследования смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева), авторская анкета, призванная уточнить ценностные и смысло-жизненные ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением и школьниц, выявив их приоритеты в жизни, планы на будущее и определив их субъективное отношение к выбранным ценностям, опросник для исследования особенностей агрессивного поведения Т.П. Смирновой, методика Н.Л. Нагибиной «Тело и Душа» и адаптированная для несовершеннолетних пра-вонарушительниц методика «Тело и Душа во время совершения противоправного деяния», предназначенная для выяснения особенностей эмоционально-волевой сферы подростков.

Методы обработки и интерпретации данных: непараметрический U-критерий Манна-Уитни; t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (Statistica 6.0); психологическая интерпретация полученных данных.

В эмпирическом исследовании приняло участие 165 человек, из них 90 - девочки-подростки, характеризующиеся крайней степенью антисоциального поведения, находящиеся в Федеральном государственном учреждении Новоос-кольской воспитательной колонии УФСИН Минюста РФ по Белгородской области, ранее совершавшие аморальные поступки и административные право-

нарушения и 75 школьниц 8-11 классов общеобразовательной школы № 53 г. Москвы, не совершавшие антисоциальных деяний.

Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые проведен анализ взаимосвязи смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением. Выделены и рассмотрены базовые составляющие смысла жизни как личностного феномена, которыми являются: временной континуум, ограничение жизни смертью, протекание жизни в рамках дихотомии «свобода» — «ответственность», взаимосвязь и взаимозависимость индивидуального смысла жизни и смысла жизни человечества, наличие жизненных планов, реализующихся в жизненной стратегии, совесть как психологическая составляющая концепта «смысл жизни», наполненность, адекватность, динамичность и иерархичность смысла жизни. Уточнено определение ценностных ориентации как обобщенной структурно-иерархической и динамической системы ценностных представлений, являющейся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированной и закрепленной жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей, оказывающей

влияние на становление смысложизненных ориентации и формирование «смысложизненной» направленности личности. Выявлены особенности смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением, их сущность и структурно-иерархическая организация. Смысло-жизненная концепция девочек-подростков с антисоциальным поведением характеризуется, в отличие от школьниц с социально-нормативным поведением, низким уровнем сформированности смысложизненных ориентации, наличием прожектерских планов, слабостью структурно-иерархического строения ценностных ориентации. Определено и проанализировано наличие взаимосвязи характера агрессивных реакций девочек-подростков с антисоциальным поведением и структурно-иерархической организацией их ценностных ориентации. Для девочек, склонных к спонтанным антисоциальным действиям и агрессив-

ным актам, характерна более слабая, по сравнению с девочками, планирующими антисоциальный акт, структурная иерархия ценностей.

Выявлены особенности эмоционально-волевой сферы девочек-подростков с антисоциальным поведением, которые заключаются в том, что данная категория подростков характеризуется сниженным уровнем волевого контроля, легко поддается провокациям, а их физическая агрессия сочетается со смещенной агрессией.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализирован исторический генезис концепта «смысл жизни», выделены и рассмотрены компоненты смысла жизни, что позволяет восполнить существующий пробел в определении его как личностного феномена. Уточнено определение ценностных ориентации, выявлены специфические особенности смысложизненных ориентации и иерархического строения ценностных ориентации у девочек-подростков с антисоциальным поведением, что расширяет понимание специфики функционирования смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением, вносит вклад в уяснение их поведенческих характеристик и способствует выработке адекватной стратегии их ресоциализации, формировании у них позитивных жизненных ценностей.

Практическая значимость исследования. В исследовании показаны основные направления психокоррекционной деятельности с учетом особенностей ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сферы девочек-подростков с антисоциальным поведением в контексте обретения ими адекватного смысла жизни и осознания значимости социальных ценностей и норм.

Разработана авторская анкета, направленная на выявление базовых жизненных приоритетов, ценностей, целей и планов в жизни и выяснение оценочного компонента смысложизненных и ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением.

Дополненная методика Н.Л. Нагибиной «Тело и Душа» позволяет вычленить неосознаваемый компонент осмысления подростками жизни, уточнить

особенности их ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сферы во время совершения антисоциальных деяний.

Данные исследования могут быть успешно использованы практическими психологами социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, открытых и закрытых спецшкол для несовершеннолетних и других социальных учреждений, работающих с подростками, характеризующимися антисоциальным поведением.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существуют базовые компоненты концепта «смысл жизни», позволяющие определить его как личностный феномен: временной континуум, ограничение жизни смертью, протекание жизни в рамках дихотомии «свобода» - «ответственность», взаимосвязь и взаимозависимость индивидуального смысла жизни и смысла жизни человечества, наличие жизненных планов, реализующихся в жизненной стратегии, совесть как психологическая составляющая концепта «смысл жизни», наполненность, адекватность, динамичность и иерархичность смысла жизни.

  2. Девочки-подростки с антисоциальным поведением характеризуются слабой сформированностью смысложизненных ориентации и прожектерством, отсутствием реальной основы планов на будущее, которые не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Об этом свидетельствуют сниженный общий показатель осмысленности жизни и низкие баллы по субшкалам Процесс жизни, Результат жизни, Локус контроля-Я, Локус контроля-жизнь при наличии более высоких показателей по субшкале Цели жизни и абсолютной уверенности указанной категории подростков в том, что их антисоциальное поведение не может служить препятствием в достижении своих целей.

  3. Ценностные ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением адекватны, соответствуют общезначимым социальным ценностям, но отличаются от ценностных ориентации школьниц, предпочитающих ценности

11 достижения социального успеха, направленностью на обеспечение физической и социальной стабильности (здоровье, семья, друзья).

  1. Специфика системы ценностных ориентации и ее структурно-иерархическое строение у девочек-подростков с антисоциальным поведением в значительной мере зависит от целей, мотивов и предпочитаемого характера агрессивных реакций.

  2. Наличие различий в структурно-иерархической организации системы ценностных ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением и школьниц с идентичным характером агрессии в значительной мере обусловлено негативным социализирующим влиянием семьи на девочек, совершивших антисоциальные деяния, проявляющимся как в «функциональном» (аморальное поведение членов семьи, алкоголизм), так и «структурном» (неполная семья), либо комбинированных типах семейного неблагополучия.

  3. Психологическими детерминантами антисоциального поведения девочек-подростков выступают не только особенности ценностно-смысловой, но и дефекты эмоционально-волевой сферы, так как у девочек-подростков с антисоциальным поведением выявлен сниженный самоконтроль, для них характерны аффективно окрашенные формы реагирования и повышенная агрессивность, сопряженная с получением эмоционального удовлетворения.

Достоверность и надежность полученных результатов обосновывались методологическими положениями, выступившими основой исследования; теоретическим анализом поставленной проблемы, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, обеспечением репрезентативных выборок исследования сочетанием количественного и качественного анализа результатов; корректным использованием методов статистического анализа полученных данных.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

Во введении представлена актуальность и основные методологические характеристики исследования.

В первой главе дается теоретический анализ проблемы генеза концепта «смысл жизни» как личностного феномена и выделены его базовые характеристики, по наличию и степени сформированности которых можно судить об осмысленности жизни индивида. Обозначены и проанализированы основные субъективные составляющие смысла жизни: ценностные и смысложизненные ориентации личности. Представлена специфика смысложизненных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением в свете их личностных психологических особенностей.

Во второй главе показана программа эмпирического исследования смысложизненных и ценностных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением и представлены результаты эмпирического исследования, а именно, особенности смысложизненных и ценностных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением, взаимосвязь и взаимозависимость характера агрессивных реакций несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением и структурно-иерархической организации их ценностных ориентации, уточнены базовые приоритеты и цели в жизни и' проанализировано субъективное отношение к ним указанной категории, изучены глубинные неосознаваемые проявления отношения к жизни и особенности ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сферы у несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением, обозначены основные направления психокорре-ционной деятельности в отношении несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением.

В заключении изложены основные результаты исследования, подведены общие итоги работы.

В приложении представлены бланки используемых методик, протоколы
испытуемых, графики, таблицы данных эксперимента.

Смысл жизни как личностный феномен

Изучение особенностей смысложизненных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением как субъективной составляющей «смысла жизни» невозможно без понимания сути этого феномена в целом, для чего следует, в первую очередь, определиться с тем, что мы имеем в виду, используя концепт «смысл жизни». Как отмечает В.И. Меренков, за одним и тем же термином «смысл жизни» скрываются три совершенно различных понятия. Это, прежде всего, философский смысл жизни, синонимом которого является термин «предназначение» и его аналоги (предназначение человека, предназначение человечества). Второе понятие - смысл жизни постфактум, смысл, который определяется, когда человек прожил свою жизнь или завершенный период ее. Наконец, третье понятие, обозначаемое термином «смысл жизни», - это психологический смысл жизни отдельного человека вкупе с его регуляторнои функцией (мотивационной и ориентирующей). В данном исследовании используется термин «смысл жизни» именно в рамках психологического толкования данного феномена [115]. Следует также уточнить, что выражение «смысл жизни» может употребляться в двух разных значениях: можно говорить о том, зачем моя жизнь другим, — и про это рассуждать очень легко, а можно задаться вопросом, зачем моя жизнь мне самому, — и вот это-то и есть настоящий вопрос о смысле жизни.

Каждый человек в своей жизни хоть раз задается вопросом: а вообще имеет ли жизнь смысл или жизнь просто бессмыслица, а если есть смысл, то в чем тогда он заключается, для чего человек живет, каково его предназначение? Эти вопросы вечны, они во все времена волновали, волнуют и будут волновать человечество до тех пор, пока существует планета Земля.

Стремление осознать свое назначение, понять, как жить, как строить свои планы на будущее, какой цели следовать, вообще изначально присуще человеку. Эта проблема имеет огромное значение, а для большинства людей она вообще осознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема.

Смысл жизни - один из самых ранних философско-этических вопросов, он сохраняет постоянную значимость для человека, изменяясь лишь в зависимости от особенностей индивида, который старается найти решение этого вопроса для себя в конкретный исторический период времени и понимания места индивида, место концепта «личность» в рамках той или иной философской концепции[49].

Еще в древнегреческой философии, в частности, во взглядах стоиков, возникал вопрос о смысле жизни, однако связывался он исключительно с проблемой смерти. Стоики, рассматривая смерть и акцентируя свое внимание на конечности человеческой жизни, призывали ценить и максимально использовать возможности, предоставляемые людям жизнью. Сенека, воспевая «внутреннюю свободу человека и освобождение его от страстей», призывал к мужественному преодолению страха смерти, возвышая храбрость ее принятия [167]. Такое стоическое принятие смерти впоследствии будет звучать в трудах многих философов, пытавшихся ответить на вопрос, поставленный Сенекой: «Если человек желает жить, то знает ли он, как следует жить» [120]?

В эпикурействе, представленном Эпикуром и его последователями, главным в жизни считалось удовольствие, выражавшееся, в частности, в отсутствии каких-либо страданий, спокойствие души. Эпикуру принадлежит высказывание, в котором он утверждает, что «самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют» [52;71].

Платон, в свою очередь, полагал, что высший смысл духовной жизни человека представляет собой созерцание бессмертной истины, поскольку это приближает к бессмертию в человеческой жизни, дает божественный покой и неомрачимую радость. Смысл жизни телесной, по Платону, - подчинение порядку путем смирения страстей [142; 12]. То есть перспектива посмертного воздаяния должна побуждать человека стремиться к высшему идеальному благу, а для этого нужно отречься от земных благ, в связи с чем Платон призывал к очищению, или катарсису, то есть избавлению человека от страстей и пороков.

Согласно взглядам Аристотеля смысл жизни - блаженство, под которым подразумевалось достижение того, что является предметом желания не ради чего-нибудь другого, а ради самого себя.

У мистически настроенных философов мы встречаем такое отношение к смыслу жизни, при котором основным предназначением человека, вершиной его достижений и жизни является подчинение, в конечном итоге, человеческого божескому, то есть индивидуальное в человеке растворяется в надындивидуальном. Например, философ и теолог Н. Кузанский видел главное содержание человеческой жизни в возвышении конечного духа к бесконечному. То же самое мы видим у Дж. Бруно, Б. Спинозы, хотя у них понимание конечного и бесконечного исключает спиритуалистическое истолкование, и они стремятся также в этих вопросах оставаться материалистами. Некоторую «золотую середину» мы находим у Гете, для которого человек не растворяется в бесконечной природе (субстанции) и за ним сохраняется известная самостоятельность [168; 296].

Смысложизненные и ценностные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни

Вектором, задающим направление, по которому идет развитие «Я» в сторону обретения и понимания «смысла жизни» как вершины человеческого бытия, является такое интегративное, структурное, иерархическое, динамическое образование как смысложизненные ориентации, ведущая роль в формировании которых принадлежит ценностным ориентациям, включающим в себя как ценности общества в определенном культурно-историческом континууме, так и интериоризированные человеком указанные ценности, ставшие личностными и влияющие на поведение индивида, принятие им определенных решений в системе ценностных координат.

Из сказанного следует, что в целях раскрытия сущности понятий «ценностные ориентации» и «смысложизненные» ориентации необходимо, прежде всего, уяснить значение концепта «ценность» и отграничить его от других категорий. Несмотря на то, что категория ценности имеет маргинальный статус и традиционно изучалась в рамках философии, социологии, этики и лишь в последнее время она получает признание в рамках психологии, на психологический характер данной категории указывал еще Л.С. Выготский, когда писал, что «природа сознательной жизни организована таким образом, что я отвечаю радостью на все, что я переживаю как имеющее известную ценность и чем моя воля побуждается к соответствующим стремлениям» [154; 5].

По мнению С.Л. Рубинштейна, «ценность - это значимость для человека чего-то» [159; 365]. В своей незавершенной работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн отмечал связь системы деятельности и системы ценностей (значимостей), указывая на роль ценностей в регуляции поведения и внутренние условия этой регулятивной роли как предпосылок построения теории мотивации [117; 370]. «Значимостный, эмоционально-ценностный момент, - пишет В.Г. Асеев, -представляется первичным в детерминации поведения и основным исходным моментом структуры мотивации» [17; 81]. Согласно М. Рокич, «ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений» [26].

Как справедливо отмечает А.Р. Ратинов, онтогенетический анализ ценностей, выявление их регулятивных воздействий на личность и ее поведение на различных стадиях социализации, в различных жизненных ситуациях и социальных средах входит в число задач психологической науки [154; 5].

Выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразо-вания, ценности как бы «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, и, по выражению Д.А. Леонтьева, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» [26].

В связи с этим представляется справедливой мысль, высказанная А.Р. Ра-тиновым, согласно которой «иерархизированная система потребностей человека как общественного существа имеет своей вершиной потребность врастания в социальные ценности (приобщения к ним) и связанную с этим потребность в самоценности своей личности, в которых интегрируется множество других социальных потребностей (общения, признания, статуса, достижения, самоутверждения, успеха и т.п.). Именно указанные высшие потребности и определяют смысл жизни человека. Каков же этот смысл - зависит от характера ценностей, удовлетворяющих ведущие потребности [154; 9].

Б.С.Братусь отмечает, что в целях реализации своей родовой сущности, человек должен быть направлен не на самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать некоторые общечеловеческие ценности [34].

Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. В разработанной А.Н. Леонтьевым теории значения и смысла, в которой он впервые указал на необходимость различать объективные значения вещей, предметов, явлений и их личностные смыслы-значения для субъекта, мы находим, что система ценностей - главное содержание личности [99].

В этой связи нельзя не упомянуть и концепцию Н.И. Непомнящей, которая, говоря об основаниях «психического склада» личности, вводит понятие «ценностности», понимая данное психическое образование как включающее, с одной стороны наиболее ценное значимое для субъекта содержание, а с другой — особенности его представления о себе, в качестве одной из конструктирую-щих основ личности [133; 28]. Таким образом, ценность становится объектом собственно психологического изучения при преломлении данного концепта через личность, для чего личности необходимо интериоризировать ценности общества.

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные представляет собой сложное явление и осуществляется, как правило, через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества». С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп. С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития или, по крайней мере, социальной адаптации, - например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса [26].

Организация исследования ценностных и смысложизненных ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением

Поставленные цели, задачи и выдвинутые гипотезы исследования обусловили выбор объекта исследования, которым являются несовершеннолетние девочки с антисоциальным поведением.

В эмпирическом исследовании приняло участие 165 человек, из них 90 - девочки-подростки, характеризующиеся крайней степенью антисоциального поведения, находящиеся в Федеральном государственном учреждении Новоос-кольской воспитательной колонии УФСИН Минюста РФ по Белгородской области, ранее совершавшие аморальные поступки и административные правонарушения и 75 школьниц 8-11 классов общеобразовательной школы № 53 г. Москвы, не совершавшие антисоциальных деяний.

Предметом данного исследования выступают смысложизненные и ценностные ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением.

Исходя из поставленных целей и задач настоящего исследования и необходимости проверки выдвинутых гипотез, а также с учетом того факта, что исследования ценностных и смысложизненных ориентации всегда связаны с определенными трудностями, обсуловленными, в том числе, невозможностью пронаблюдать или выявить в результате эксперимента особенности данных ориентации, их структуру, иерархию, мы разработали специальный методический комплекс, состоящий из методики, направленной на исследование ценностных ориентации («The value survey» М. Рокича), смысложизненных ориентации (тест СЖО Д.А. Леонтьева), авторской анкеты, призванной уточнить ценностные и смысложизненные ориентации несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением и школьниц, выявив их базовые приоритеты в жизни, планы на будущее и т.д., авторского опросника для исследования особенностей агрессивного поведения Т.П. Смирновой, авторской методики Н.Л. Нагибиной «Тело и Душа» и адаптированной для несовершеннолетних девочек с антисоциальным поведением методики «Тело и Душа во время совершения антисоциального деяния» предназначенои для выяснения неосознаваемого компонента понимания смысла жизни а также выявления общей психологической «модели» и степени развития личности.

Похожие диссертации на Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением