Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Рыжова Нелли Юрьевна

Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности
<
Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыжова Нелли Юрьевна. Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 2006 221 с. РГБ ОД, 61:07-19/131

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Семантическое пространство понятий «любовь» и «брак» в культурно-историческом контексте.

1.1. Эволюция взглядов на любовь и брак в философии, культуре, психологии.

1.2. Психологические исследования любви и брака.

Глава вторая Типологический подход в исследованиях любви и брака.

2.1. Типологические модели любви и брака в философии, культуре, психологии .

2.2. Исследования любви и брака в рамках Системы психологических типов Н.Л.Нагибиной.

Глава третья Особенности субъективной семантики понятий «любовь» и «брак» у представителей различных психологических типов личности

3.2. Исследование субъективной семантики понятий «любовь» и «брак» методом самоотчета и связь особенностей представлений о любви и браке с психологическим типом.

3.2.1. Создание опросного листа для исследования установок в любви .

3.2.2. Создание опросного листа для исследования установок в браке.

3.2.3. Эмпирическое исследование основных статистических показателей для установок в любви.

3.2.3.1. Кривые распределения для каждого утверждения

3.2.3.2. Особенности изменения кривых распределения по сравнению с периодом первой большой любви.

3.2.3.3. Особенности представлений о любви и их связь с психологическим типом личности.

3.2.4. Эмпирическое исследование основных статистических показателей для представлений о браке.

3.2.5. Особенности представлений о браке и их связь с психологическим типом личности.

3.3. Исследование особенностей отношения к любви, сексу и семье проективной техникой, основанной на интерпретации символов (Тест апперцепции символов - Нагибина-Афанасьева) и их связи с психологическим типом.

3.3.1. Процедура и методы.

3.3.2. Особенности обработки и интерпретации протокола ТАС

3.3.3. Психологический тип и особенности выполнения ТАС.

3.3.4 Особенности отношения к любви у различных психологических типов.

3.5. Обсуждение результатов.

Выводы.

Библиография.

Приложения.

Введение к работе

Любовь и брак были и остаются актуальными предметами исследования человеческой индивидуальности для представителей разных областей гуманитарного знания: философов, лингвистов, социологов, педагогов, врачей, психологов (А.ИЗацепин, Б.Н.Миронов, В.Н.Дружинин, С.И.Голод, В.С.Агеев, Ю.Е.Алешина, Н.Н. Обозов, Ю.Н.Олейник, В.А.Сысенко, Е.М.Черняк, Н.Смелзер, Д.Попеное, Р.Зидер, М.Джеймс. С этими понятиями связана жизненно важная сфера человека - то, что обыденное сознание воспринимает как личную жизнь.

Актуальность исследования связана также с возросшим интересом к дифференцированному подходу во всех областях знания о человеке, в том числе, в изучении любви и брака. «Система психологических типов» Н.Л.Нагибиной, в рамках которой проводилось диссертационное исследование, позволила по-новому подойти к решению этих проблем. Центральное понятие данной типологии - «доминирующая установка» указывает на то, что «каждый человек представляет собой не комбинаторно-случайный набор психологических черт и особенностей, а достаточно фиксированные и заданные "целостности", "зерна", "смысловые узлы", содержащие в себе все свойства конкретного психологического типа. Понятие "установки" трактуется нами широко и смыкается с понятием "мировоззрение" и "картина мира", в которую входят не только знания, но и переживания. Установки не существуют сами по себе. Они порождены отношением человека к миру и реализуют основной тезис С.Л.Рубинштейна "внешнее через внутреннее" (Н.Л.Нагибина, 2002). Основание, на котором строится Система Н.Л.Нагибиной (соотношение рационального и иррационального в структуре индивидуальности и отношение к миру и себе) дополняем особенности гендерных различий в субъективной семантике понятий «любовь и брак». Существуют типы мужчин и женщин, у которых доминирует рациональный подход и взгляды на любовь и брак,

5 иррациональный подход и доминирование рационально-чувственного начала в

системе личностных смыслов, связанных с этими понятиями. Поведенческие

тендерные стереотипы поведения являются общим фоном, на котором

отдельные группы людей (типы) обладают только им свойственными

характеристиками и особенностями вне зависимости от пола. Особенности

субъективной семантики понятий «любовь и брак» проявляются у разных

психологических типов в соответствии с их характеристиками. Изучение

субъективной семантики понятий «любовь и брак» во взаимосвязи с

психологическим типом позволяет расширить сферу научного и бытийного

знания о когнитивных и ценностных особенностях личности, влияющих на

характер жизненно-важной сферы семейно-брачных отношений.

Современное состояние психологической науки характеризуется активным интересом к проблеме индивидуальности. Однако решить ее без учета общего и типологического в составе психики невозможно. Отсюда встает проблема вычленения общего, типологического и индивидуального в психике вообще и в ее конкретных проявлениях в частности.

Разработка общепсихологических представлений о проблеме общего, типологического и индивидуального имеет глубокие философские корни и традиции. В психологии эта тема развивалась в контексте методологии науки (К. Юнг, Э. Гуссерль, К. Поппер, В.А. Ганзен, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.). Сложность методического решения проблемы заключается в поиске адекватных средств для высвечивания возможных вариантов личностных смыслов человека, которые с очевидностью содержали бы в себе общечеловеческие, типологические и индивидуальные контексты. В психологии на протяжении уже более столетия идет кризис, который показывает сложность и неоднозначность предмета исследования - психики человека, а также и методов. В связи с этим, мы считали уместным использование методов, позволяющих раскрыть и репрезентировать личностные смыслы и значение понятий «любовь» и «брак». В своих работах мы опирались на семантические и психолингвистические исследования (Е..Ю.Артемьева, А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Л.Б.Ительсон, А.А.Залевская,

Т.Н.Ушакова, А.А.Брудный, В.Ф.Петренко. А.Г.Шмелев, Н.Л.Нагибина, Т.Н.Грекова и др.)

Объект исследования: представления о любви и браке.

Предмет исследования: взаимосвязь отношения к любви и браку с психологическим типом личности.

Цель работы: состоит в изучении взаимосвязи между отношением к любви и браку и психологическими типами личности (в рамках типологии Н.Л. Нагибиной.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-теоретические концепции любви и брака в культуре, философии, психологии.

  2. Разработать методику для определения личностных смыслов понятий «любовь» и «брак».

  3. Описать типичные варианты, связанные с субъективной семантикой понятий «любовь» и «брак».

  4. Описать изменения установок к любви и браку с возрастом и опытом.

  5. Провести анализ взаимосвязи особенностей субъективной семантики понятий «любовь и брак» и психологических типов личности в рамках Системы Н.Л.Нагибиной.

Основные гипотезы исследования:

  1. Существует связь между особенностями субъективной семантики понятий «любовь и брак» и психологическим типом личности.

  2. Содержание субъективной семантики понятий «любовь» и «брак» изменяется с возрастом и опытом.

  3. Представления о любви и браке включают в себя когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Теоретическо-методологическими основаниями стали положения типологического подхода (К.Г. Юнг, Н.Л. Нагибина,) принципы и методология тендерного подхода (Агеев B.C., Ананьев Б.Г., Бендас Т.В, Бодалев А.А., Варламова Е.П., Вейнингер О., Геодакян В.А., Горошко Е.И.

7 Журавлев А.Л., Залевская А.А., Ильин Е.П., В.П. Поздняков, Ушаков Д.В. и

др.), системного подхода (Ломов Б.Ф., Барабанщиков В.А., Базылевич Т.Ф.

ДР-)-

Методы исследования. В теоретической части работы использован метод

анализа научной литературы, классификация позиций различных авторов. В

эмпирической части исследования использовался комплекс методов:

наблюдение, беседа, методика определения психологического типа личности

«Тело и душа» (Нагибина Н.Л., 2002); методы статистического анализа

данных: контент-анализ, метод Т-критерий Стьюдента; в работе

использовалась методика ТАС (Нагибина-Афанасьева, 2002), оригинальный

опросник.

Этапы исследования.

На первом этапе анализировалось современное состояние проблемы, ставились цели и задачи исследования, анализировались концепции любви и брака, уточнялся понятийный аппарат.

На втором этапе создавался опросник «Любовь и брак».

На третьем этапе проводились эмпирические исследования с помощью методики «Тело и душа» (Нагибина Н.Л., 2002) и методики ТАС Все испытуемые были продиагностированы с целью определения психологического типа по Системе Н.Л.Нагибиной.

На четвертом этапе проводился анализ полученных результатов и сопоставление вариантов отношения к любви и браку с психологическим типом личности.

Достоверность.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной психологии, тщательностью и обширностью анализа полученных результатов (таблицы, гистограммы, диаграммы), применением адекватных методов математической обработки.

8 Научная новизна исследования:

описаны типичные варианты отношения к любви и браку;

были дополнены и расширены представления о психологических типах личности новыми данными, что внесло значительный вклад в теорию психологических типов личности (Н.Л. Нагибина);

предложена методика изучения отношения к любви и браку, позволяющая определять психологический тип личности и выявлять внутриличностные конфликты;

дополнены и конкретизированы представления о любви и браке, включающие в себя когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий аспекты;

описана трансформация значений и личностных смыслов понятий «любовь» и «брак» с возрастом и опытом:

продемонстрированы типологические особенности этих изменений.

Теоретическая значимость состоит в описании общего и типологического семантического пространства для понятий «любовь» и «брак». Продемонстрированы возможности анализа существующих философских и психологических концепций о любви и браке с позиций системного анализа в контексте общего, типологического и индивидуального. Расширены представления о психологических типах личности, основанием которых является рациональность/иррациональность и отношение к миру и себе.

Предложенные в работе методики открывают новые возможности в изучении внутреннего мира человека с учетом типологических особенностей субъективного пространства и представлений о любви и браке.

Практическая значимость. Предложенные в диссертации методы исследования, опросник «Отношение к любви и браку» могут быть использованы в качестве диагностического аппарата для определения

9 психологического типа личности, а таюке в психотерапевтических целях в

психологическом консультировании для построения индивидуальной модели

выявлены доминирующие установки по отношению к любви и браку.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существует связь между вариантами отношения к любви и браку и психологическим типом личности: особенности личностно-смысловых установок, связанных с понятиями «любовь» и «брак», отражают характеристики когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сферы психологического типа.

  2. Отношение к любви - сложная реальность, включающая объективные и субъективно-личностные смыслы понятия «любовь» и «брак» и обусловленная биологическими факторами (возраст, пол, физиологическое состояние и т.д.), социокультурными (культура, образование, социальная принадлежность, социальный статус и т.д.) и психологическими составляющими (особенности когнитивного стиля, отношение к миру и себе, ценностно-мотивационные, эмоциональные, поведенческие).

  3. Отношение к браку имеет более узкое семантическое пространство, ограниченное конкретным содержанием.

  4. Отношение к любви и браку изменяется с возрастом и опытом в зависимости от особенностей психологического типа. Любовь становится более спокойной, ориентированной на познание и творчество, брак становится более разумным, способствует развитию и познанию людей, приобретает форму нападения и защиты собственного Я («особая война»).

  5. Отношение к любви у представителей типов с рациональной функцией, направленной на мир, отличается большей категоричностью и полярностью оценок, чем у представителей типов с рациональной функцией, направленной на Я.

Апробация.

10 Результаты исследования представлялись на психологических

конференциях и научных сессиях МосГУ (2005 г.), на заседании кафедры

«Общей психологии и истории психологии», психологической

конференции МГУ ("Ломоносовские чтения", 2004 г.), проводились

экспериментальные исследования в Военной воздушной инженерной

академии им. Н.Е. Жуковского (2006), проводились экспериментальные

исследования в психологическом центре «Мир вашего Я»(2004 - 2006).

Эволюция взглядов на любовь и брак в философии, культуре, психологии

Любовь является универсальной ценностью и базовой потребностью человека. Согласно словарному определению, любовь - интимное чувство, направленное на другого человека, на общность, на идею. В нашей работе любовь рассматривается как интимное чувство между мужчиной и женщиной, основанное на индивидуальной половой любви. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной; особый общественный институт, особая форма общественного устройства; традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней. Понятия «любовь» и «брак» имеют широкий семантический спектр, включая в себя специфическое содержание объективной и субъективной семантики этих терминов. Объективная семантика связана со значением понятия, которое может быть рассмотрено через значение, как идеальная форма общественного опыта. Человек видит явления, прежде всего, через призму усвоенных категорий. В значении отражаются объективные свойства и связи объектов, совокупный социально-исторический опыт. Посредством системы значений, сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Субъективная семантика понятия связана с личностным смыслом, который признается индивидуально-специфической, личностно-пристрастной характеристикой и отражает индивидуальные особенности человека, его мотивы, потребности и ценности.

Предмет нашего исследования - отношение к любви и браку -формулируется нами как доминирующая установка мировоззренческого плана, включающая в себя систему значений и личностных смыслов на понятия «любовь» и «брак» во взаимосвязи с когнитивными, ценностно-смысловыми и поведенческими особенностями психологического типа личности. В связи с темой нашего исследования отношение к этим понятиям рассмотрено через призму общего, типологического и индивидуального. Под категорией общего представлен анализ эволюционного формирования взглядов и особенности отношения к любви и браку в разные временные культурно-исторические эпохи, начиная с доисторического этапа развития общества и заканчивая современными научными дискурсами.

Доисторический этап.

Идея любви берет начало в мифах, где любовь трактуется как мистическое таинство, космическая сила, подобная силе тяготения. В традиционных символах любви (роза, цветок лотоса, крест, инь-ян) женское и мужское соединяются в скрытом, не существующем в пространстве Центре. Любовь -это состояние, которое достигается путем преодоления двойственности, разъединенности через соединение этих двух начал. Объединение мужчины и женщины - тот же самый космический брак между Небом и Землей во время грозы (тучи считаются яйцеклетками земли, а дождь - оплодотворяющая сперма неба) - (Энциклопедия символов М.2003) . Во многих древних религиях Луну, Землю и воду воспринимали как женское начало, а Солнце, огонь и тепло - как мужское. Мужское выражает волю, активность, символизирует энергетическое начало, форму; женское - пассивность, послушание, материю; мужское - дающее, женское - принимающее. Исключение составляет трактовка любви в тантризме, где главная роль принадлежит богине времени Кали, которая открывается и показывает себя через каждую женщину - носительницу божественной энергии. Мужчина может наполнить себя только посредством женщины. Каждый акт любви -это тень космического процесса, и чем этот акт ярче, полнее исполнен, тем больше человек приближается к прообразу Бога. Сам Космос - это поток энергии, а порядок, структуру ему придает тело как система. Тантризм указывает, что космический разум и разум человека, так же как и космическое тело и тело человека, в своей сущности не отличаются. Человеку необходимо психосоматическое усилие (медитация, йога), чтобы развивая возможности своего тела, приблизить его к образцу космического тела. К концу этого процесса человек начинает походить на изначальное двуполое божество. Мифологической версии любви еще неизвестно современное понимание любви как интимного чувства, переживания. Все авторы, обратившиеся к изучению первобытной истории человечества (Бахофен, 1861; Мак-Леннан, 1865; Морган, 1877; Леббок, 1882), указывают на отсутствие индивидуальной любви и брачной моногамии у древних людей. На ранней ступени варварства господствовали неограниченные половые связи, на высшей ступени варварства они развились до группового брака и его разновидностей:

1. Кровнородственная семья - брак между целыми группами мужчин и женщин в пределах своего рода, при этом допускалась половая связь между родителями и детьми, братьями и сестрами. Господствовало материнское право, и женщины, как достоверные родители молодого поколения, пользовались высоким авторитетом, почетом и уважением.

2. Пуналуальная семья - «пуналуа» близкий товарищ, компаньон. (Морган, 1877) Шагом вперед было запрещение половых связей между близкими родственниками, но оставалась взаимная общность мужей и жен внутри семейного круга. Исследователями доказано, что эта форма существовала почти у всех варварских и культурных народов.

3. Парная семья зародилась в условиях группового брака и пришла на смену пуналуальной семье. В парной семье мужчина имел главную жену среди многих других жен и он был для нее главным мужем среди других мужей. Такое соединение все более укреплялось по мере развития рода и перед наступлением периода цивилизации мужчина живет с одной женщиной, но при этом у него остается право на многоженство. От женщины же уже на этом этапе развития требовалась строжайшая верность в течении всего времени сожительства и за прелюбодеяние она подвергалась жестокому наказанию. И если на низшей ступени варварства женщина пользовалась половой свободой и при этом занимала почетное положение, то на высшей ступени варварства она теряет эту свободу и свой приоритет. Бахофен, исследуя переход от материнского права к отцовскому, доказал, что с развитием экономических условий жизни первобытных народов именно женщинами был осуществлен переход к парному браку и от него - к дальнейшему единобрачию. Промежуточная форма брака между варварством и цивилизацией патриархальная семья, В ней все было подчинено отцовской власти, в состав семьи входили свободные и рабы, процветало многоженство, в том числе и с рабынями. Впоследствии эта традиция закрепилась на Востоке и стала привилегией богатых и знатных, которые были в состоянии держать многочисленные гаремы. Этап древней цивилизации Любовь как интимное переживание, как интимное чувство к конкретному человеку, начинает формироваться в древнегреческой культуре, но эту любовь нельзя было назвать субъективным чувством. С наступлением цивилизации в Греции и Риме утверждается единобрачие в форме моногамной семьи. Основное назначение брака - рождение детей от определенного отца и передача собственности детям и прав на наследство. При большей прочности брачных уз, у мужчины остается право на супружескую неверность и расторжение брака. Женщина по-прежнему выполняла репродуктивную функцию и являлась для мужчины только матерью наследников, домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями. Она была исключена из общественной жизни и культуры. Наряду с покупкой рабынь в качестве наложниц, существовала проституция, находившаяся под покровительством государства. «Жрицы любви» - известные афинские гетеры, были свободными женщинами, стоящими вне общества. Их исключительность, незаурядность, образованность позволяла им быть приятными собеседницами для мужчин, посещавших их культурные салоны. Представление о любви и браке диктуется экономическими и нравственными законами, принятыми в обществе и культуре.

Типологические модели любви и брака в философии, культуре, психологии

Типологизация - один из основных приемов, применяемый психологами для описания различий между людьми. Типологизация (греч. tipos -отпечаток, форма) может быть проведена по любому признаку, что порождает множественность оснований для выделения типа, приводящую к возникновению различных типологий.

Типологии любви.

Современные исследователи любви и до настоящего времени опираются в своих классификациях на древнегреческую типологию любви: Филиа эретика - любовь-дружба. Эунойя - отдавание.

Агапэ - бескорыстное, жертвенное чувство. Харрис - благодарность, уважение. Потос - любовное желание. Мания - необузданная страсть. Эрос -желание.

Стендаль в «Трактате о любви» рассматривает четыре типа любви:

1. Любоеъ-страстъ: любовь португальской монахини , любовь Элоизы к Абеляру, любовь капитана Везеля, любовь жандарма в Ченто. / Стендаль имеет в виду "Письма португальской монахини" - собрание пылких любовных писем монахини Марианны Алькафорадо, изданное в 1669 г./

2. Любовь-влечение, которое царило в Париже в 1760 г. и которое можно найти в мемуарах и романах этого времени - у Кребильона, Лозена, Дюкло, Мармонтеля, Шамфора, г-жи д Эпине. Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребит и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви; в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она часто бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красиваяминиатюра по сравнению с картиной одного из Каррачи, и в то время как любовь-страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь-влечение всегда умеет приноравливаться к ним. Правда, если отнять у этой бедной любви тщеславие, от нее почти ничего не останется; лишенная тщеславия, она становится выздоравливающим, который до того ослабел, что едва может ходить.

3. Физическая любовь. Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека, в шестнадцать лет он начинает с этого.

4. Любовь-тщеславие. Огромное большинство мужчин, особенно во Франции, желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга. Иной раз, но далеко не всегда, тут есть физическая любовь; часто нет даже физического удовольствия. "В глазах буржуа герцогине никогда не бывает больше тридцати лет", - говорила герцогиня де Шон, а люди, близкие ко двору короля Людовика Голландского, этого справедливого человека, до сих пор еще улыбаются, вспоминая об одной хорошенькой женщине из Гааги, не решавшейся не найти очаровательным мужчину, если он был герцог или принц. Но, соблюдая верность монархическому принципу, она, едва лишь при дворе появлялся принц, тотчас давала отставку герцогу... Стендаль вводит понятие «кристаллизация чувств»: «Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите: В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами».

Формы патологии любви по Э.Фромму.

1. Любовь невротическая - центрация на родителях и перенос на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям.

2. Любовь - поклонение - человек теряет себя в любимом, унижается.

3. Любовь сентиментальная - чувство переживается в воображении, а не в реальных отношениях. «Заместительное « любовное удовлетворение через чтение любовных романов, просмотр фильмов, слушание песен. Здесь же может быть временная абберация - партнеры вспоминают прежние чувства или мечтают о будущей любви.

4. Любовь, центрированная на недостатках партнера, которые постоянно разоблачаются и обличаются.

5. Любовь, проецирующая смысл на детей. Использует детей в компенсаторных целях.

Формы социальной модели патологии любви как 2 формы псевдо-любви по Э.Фромм:.

1. Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение.

2. Любовь как слаженная работа и убежище от одиночества. Трехкомпонентная теория любви Стернберга.

Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга (Sternberg, 1986) демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные. Стернберг полагает, что любовь имеет 3 составляющих.

Первая — это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько различных проявлений. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически, общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, наподобие супружеских, отношения. Страсть — вторая составляющая любви в теории Стернберга. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Половые потребности здесь важны, но не являются единственным видом наличествующих мотивационных потребностей. Например, потребность в самоуважении, потребность принадлежать кому-то или потребность получить поддержку в трудную минуту могут также играть свою роль. Иногда близость вызывает страсть; в других случаях страсть предшествует близости. Бывают и такие ситуации, когда страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью (например, в отношениях сиблингов).

Последняя вершина треугольника любви Стернберга — решение/ обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект — обязательство сохранять эту любовь.

Классификация видов любви по Стернбергу:

1. Симпатия

2. Страстная любовь

3. Придуманная любовь

4. Романтическая любовь

5. Любовь-товарищество

6. Слепая любовь

7. Совершенная любовь

Куттер П. расширяет трехкомпонентную теорию любви Стернберга, рассматривая двойные комбинации трех основных характеристик: — связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную; характер. Любовные отношения строятся как форма удовлетворения эмоционально-сексуальных потребностей партнеров. Супружеская

совместимость - такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношений, ощущением единства, целостности пары ( в ощущении сходства, подобия, одинаковости). (Н.Н.Обозов, 1990)

Типологии брака. Эрик Берн выделял восемь типов отношений между супругами, аллегорически обозначая их буквами латинского алфавита: AHIOSVXY. Он писал: «В случае «А» брак начинается как вынужденный, как средство для чего-то. Партнеры далеки друг от друга, но вскоре находят определенную общую связь, например родившегося ребенка. Это представлено горизонтальной чертой буквы «А». С течением времени они становятся все ближе и наконец сходятся, и заботы их становятся общими. Это представлено вершиной буквы «А».

Брак «Н» начинается подобным же образом, но партнеры так и не становятся ближе друг другу, и брак поддерживается единственной связью. Во всем остальном партнеры движутся так, как они двигались до брака. Брак «I» от начала до конца проходит в условиях, когда пара слита в нечто единое.

Брак «О» вертится и вертится по кругу, никогда ни к чему не приходя, повторяя те же шаблоны, пока не прекращается из-за смерти или из-за развода.

Брак «S» блуждает кругом в поисках счастья и наконец приходит к точке несколько выше и правее той, где он начинался, но никогда не идет дальше этого. Это вызывает у партнеров разочарование и раздражение, делая их хорошими кандидатами для психотерапии, поскольку в этом браке есть много такого, из-за чего они не хотят развода.

Брак «V» начинается с близости партнеров, но они сразу же начинают расходиться, может быть, после медового месяца или даже после первой ночи. характер. Любовные отношения строятся как форма удовлетворения эмоционально-сексуальных потребностей партнеров. Супружеская совместимость - такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношений, ощущением единства, целостности пары ( в ощущении сходства, подобия, одинаковости). (Н.Н.Обозов, 1990)

Создание опросного листа для исследования установок в любви

"Человеческая психика очевидно более сложна и менее доступна для изучения, нежели человеческое тело. Она, скажем так, начинает существовать в тот момент, когда мы осознаем ее. Поэтому она составляет проблему не только индивидуального, но и общечеловеческого порядка, и психиатру приходится иметь дело со всем многообразием мира" (с. 138), -писал К. Юнг в книге "Воспоминания, сновидения, размышления" подытоживая свой жизненный и психотерапевтический опыт.

Мир символов завораживает психологов-исследователей своей глубиной и многоликостью. В использовании пациентами символов, как в зеркале отражены конкретные проблемы человека, но отражение их напоминает ребус, который может быть разгадан только при определенной практике и тренировке. От психотерапевта в ситуации интерпретации продукта творческого воображения требуется великолепная интуиция, широкий кругозор, а также знакомство с личной судьбой каждого из своих пациентов и стремление вместе с ними доходить до истоков конфликта.

Цель исследования: проследить и описать трактовки символов в контексте общего (архетипического), типологического, частного (индивидуального).

Общее (архетипическое) в трактовке символа совпадает с трактовками, данными в словарях символов.

Типологическое в трактовках символов отражает мнение определенной группы людей, несет печать когнитивного стиля и ценностей, определяемых психологическим типом.

Частное (индивидуальное) в интерпретации символов отличается уникальностью, связано с текущей ситуацией или прошлым опытом человека. З.З.Шроцедура и методы

Методика "Тест апперцепции символов" (Нагибина, Афанасьева, 2002) использовалась для получения трактовок символов.

Стимульный материал методики "ТАС" в виде карточек-символов является адекватным и оперативным средством диагностики, позволяющим актуализировать ценностно-смысловую сферу личности. Он определяет направленность методики в целом, формирует содержательно-диагностический и поведенческий блок, учитывает возраст и индивидуальные особенности человека. Кроме того, стимульный материал обладает композиционной целостностью и эмоционально-чувственной формой, обеспечивает свободное реагирование, вызывает множество ассоциаций и определяет поисковую направленность личности. Методика "ТАС" предполагает комфортность условий проведения тестирования. В ней присутствует игровой элемент, проведение тестирования не регламентировано, процедура не задана жестко, что позволяет испытуемому максимально раскрываться. Методика предполагает два этапа. Первый этап. Испытуемому предлагается набор карточек из 24 символов и дается следующая инструкция: "Вам даны карточки - символы. Это символы из сказок и мифов. Попытайтесь их классифицировать, выбрав удобное для Вас основание". После классификации карточек, экспериментатор дает еще одну инструкцию: "Предположите, что у вас есть еще одна пустая карточка. Нарисуйте мысленно на ней недостающий, по Вашему мнению, символ и положите в какую-либо из групп". Затем, испытуемый рассказывает экспериментатору принцип выкладывания, название групп и трактовку символа.

На втором этапе испытуемый работает с этими же карточками, но с другой инструкцией: "Попробуйте разложить эти же карточки на четыре группы: "Любовь", "Игра", "Власть", "Познание".

Психологический тип испытуемых определяется с помощью методики "Тело и душа" (Нагибина, Миронычева, 2002) и направленной беседы с экспериментатором. Использовалась типология, предложенная Н.Л. Нагибиной (1999).

Испытуемые 145 испытуемых (106 женщины и 39 мужчин) в возрасте от 17 до 65 лет разного социального положения.

Условия проведения

Тестирование (методика ТАС) проводилось индивидуально (вся процедура записывалась на диктофон) и в групповом варианте (испытуемые фиксировали интерпретации символов самостоятельно).

Тест "Тело и душа" проводился индивидуально. Каждый протокол анализировался вместе с испытуемым.

Беседа по уточнению психологического типа проводилась индивидуально. В ней принимали участие подготовленные эксперты (д.психол.н. Н.Л. Нагибина, к.психол.н. Т.Н. Грекова, к.психол.н. А.П. Афанасьева, к.психол.н. Н.Г. Артемцева, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Миронычева).

Четыре группы. Самая большая группа: Сказочные образы. Яблоко, лира, пещера, зеркало, снадобья, замок, сундук, павлин и роза. Это общность. Во всех сказках и мифах есть яблоко. Это некий универсальный символ, означающий и доброе и злое. Доброе, как правило, с яблоком почему-то всегда связано предвидение. Злое - «яблоко раздора», райское яблоко. Пещера, в которой сидит мудрец - отшельник, созерцает. К нему все приходят за мудрым советом. В пещере еще богатства могут лежать (у Али-Бабы, например). С богатством связан сундук. Ну, еще можно запереть головы отрубленные. Лира. Очень часть встречается в мифах. Фивы были построены под звуки лиры. Камни сами ложились в стены, семь ворот по числу струн. Бог света - Аполлон играл на лире. Это образ только положительный. Зеркало имеет две стороны: предвидение (в сказках) и разбитое зеркало - к несчастью. Снадобья как правило хранятся в каких-нибудь неприятных местах, у колдуний. Но часто помогают (живая вода). Я подумала про яд, но его во что-то кладут. Это, как правило, связано с каким-то вторым предметом. В «Белоснежке» его кладут в яблоко. Опять яблоко с негативной окраской. Замок. В замке принцесса. Может там быть и людоед. Мой дом - моя крепость. Э. Это твой лозунг?

И. Да. У меня это больной вопрос. Собственность - это святое. Собственность и частная жизнь. Павлин. Я не знала, куда его положить. Он у меня как яблоко. У меня личное к нему неприязненное отношение. Птица красивая, но у него ужасный голос. К тому же, она из отряда куриных. Куриные мозги. Глупая птица. Только хвост красивый. Э. Никаких ассоциаций с людьми?

И. Почему-то ассоциация с восточными сказками. С богатством. Роза -всегда во всех сказках много роз. Аленький цветочек, однако, я как розу не представляю. Роза - помпезный цветок. Я не очень люблю розы, я больше лилии люблю. Не люблю розу без шипов. Это уже не роза. Лысая какая-то. Весь статус теряется.

Группа Вред. Карты - это вред. Я не люблю играть в карты. Это примитивная игра. Ассоциации с пьяницами, шулерами. Азартными игроками. Неприятный символ. Вызывает отторжение. Я и гадать-то на картах не люблю. Знания тратятся впустую, на разработку комбинаций в карточной игре. Меч - это война. С древних времен пошло: «Кто с мечом на меня пойдет, тот от меча и погибнет». Решение вопросов методом силы. Э. Для тебя неприятно?

И. Я вообще считаю, что все вопросы нужно решать дипломатично. Другое дело, что это не действует. Это в идеале. Иногда приходится применять силу, но не доводить до каких-то побоищ. Змея - холодное, противное животное. Если не ядовитое, то кусается все равно. Маленьких змей вообще не люблю. Они, как правило, ядовитые или просто мерзкие по виду. Змея приносит, как правило, вред. Орел. Не знаю, почему его в эту группу отнесла. Он вместе с короной и мечом образует подгруппу Власть. Орел у меня ассоциируется с человеком в шапке и с мечом. Символ монархической власти. Двуглавый орел. На гербе США - белоголовый орлан. Подавление с применением силы.

Третья группа - Дом. Типично домашние предметы. Письмо - это адрес. Оно конкретно по адресу приходит в дом. Молоток - благоустройство дома. Ключ от дома. Колодец во дворе. Камин в доме. Камин - это еще и уют. Расческа почему-то с домом ассоциируется. Причесанность, ухоженность. Это- веник. Милый чистый, причесанный дом, подметенный.

Похожие диссертации на Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности