Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Баканова Анастасия Александровна

Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях
<
Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баканова Анастасия Александровна. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : СПб., 2000 203 c. РГБ ОД, 61:01-19/163-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Экзистенциально-психологический подход к проблеме жизни и смерти .11

1.1. Проблемы жизни и смерти в философии .11

1.2. Понятия жизни и смерти в психологической науке и их историческое развитие 34

1.2.1. Представление о жизни и смерти в психоаналитической концепции 38

1.2.2. Понимание жизни и смерти в экзистенциально-гуманистической парадигме 43

1.3. Критическая ситуация как столкновение со смертью в отечественной и зарубежной психологии 46

1.3.1. Кризис в понимании зарубежных психологов 47

1.3.1. Критические ситуации и их значение для становления личности в отечественной психологии .56

1.4. Влияние на личность опыта столкновения со смертью 62

Глава II. Методы и организация исследования .76

2.1. Этапы исследования 76

2.2. Характеристика обследованной выборки .77

2.3. Организация, методы и методики изучения отношения личности к жизни и смерти в критических ситуациях 84

Глава III. Результаты исследования оношения к жизни и смерти личности в условиях критической ситуации .97

3.1. Особенности отношения к жизни и смерти в ситуации лишения свободы 97

3.1.1. Понимание жизни и смерти заключенными .97

3.1.2. Взаимосвязь концепций жизни и смерти у заключенных по результатам корреляционного анализа .108

3.1.3. Влияние критической ситуации лишения свободы на отношение заключенных к жизни и смерти по результатам факторного анализа .116

3.2. Особенности отношения военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, к жизни и смерти 122

3.2.1. Понимание жизни и смерти участниками боевых действий 122

3.2.2. Взаимосвязь представлений о жизни и смерти у военнослужащих, прошедших "горячие точки", по результатам корреляционного анализа 131

3.2.3. Особенности критической ситуации участия в боевых действиях по результатам факторного анализа 140

3.3. Особенности отношения к жизни и смерти женщинами с онкологическим заболеванием .145

3.3.1. Понимание жизни и смерти онкологическими больными женщинами .145

3.3.2. Взаимосвязь отношения к жизни и смерти по результатам корреляционного анализа .152

3.3.3. Особенности переживания критической ситуации онкологическими больными женщинами по результатам факторного анализа .162

3.4. Сравнительный анализ общих и специфических особенностей отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях. 167

Заключение .177

Выводы 182

Библиография .184

Приложения

Введение к работе

Человеческая мысль всегда пыталась проникнуть во все неизвестное и таинственное, но, по-видимому, самым неизведанным была и остается для человека смерть, которая пугает неопределенностью опыта и одновременно точностью знания о своей неизбежности. По мнению некоторых ученых (Ф. Ариес, М. Вовель, О. Тибо, Л.-В. Тома, П. Шаню), смерть -один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти может служить даже индикатором уровня развития цивилизации. Поэтому изучение установок в отношении смерти, которые заслуживают внимания и сами по себе, может пролить свет и на установки людей в от АЛ

ношении к своей жизни и к основным ее ценностям.

Отношение людей к смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества, что можно увидеть, обратившись к работам великих философов разных эпох. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как

t двух различных сущностей, их взаимоотрицания.

Проблема смерти в настоящее время исследуется не только философами, но и медиками, биологами, этнографами, археологами, историками литературы и даже физиками. Исследование проблемы жизни и смерти приобретает новый виток в связи с изменением духовной ситуации не только у нас в стране, но и во всем мире.

В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к

решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже XX и XXI века.

V В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различны кри тических ситуаций, которые, по словам Э. Иоманс "можно обозначить кйк этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему" [63, с. 116].

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально - гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости пси W ъ хологическои помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.

Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно - не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используе мых понятии с академическими психологическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций, не изучена психология личности в критических ситуациях. Все выше сказанное позволяет говорить об актуальности данного диссертационного исследования, которое призвано восполнить некоторые пробелы в теоретическом и эмпирическом изучении проблемы отношения к жизни и смерти личности в критических ситуациях.

\jr

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической

жизненной ситуации или переживающих посттравматическии стресс. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также какие личностные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с критическими ситуациями.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическом}7 консультированию, психологической помощи и коррекции, в виде спецкурса для магистрантов по психологии личности и индивидуальности, а также в психологическом тренинге для студентов-психологов.

Цель нашего исследования - выяснить отношение личности к жизни и смерти и их взаимосвязь в различных критических ситуациях.

t

Гипотеза заключается в предположении о том, что отношение личности к жизни и смерти включает в себя рациональные и эмоциональные

компоненты, по-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними.

Частные гипотезы:

1. Рациональные и эмоциональные компоненты отношения к жизни и смерти имеют различную степень выраженности в критических ситуациях.

2. Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях имеет как общие, так и специфические особенности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по предмету исследования.

2. Подобрать и разработать диагностические методики, адекватные цели и гипотезе исследования.

3. Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти в критических ситуациях.

4. Изучить взаимосвязи между отношением к жизни и смерти в различных критических ситуациях - заключении в места лишения свободы, участия в боевых действиях и при онкологическом заболевании.

5. Определить общие и специфичные особенности отношения к жизни и смерти.

Объект исследования: мужчины 20 - 45 лет, заключенные в места лишения свободы (35 человек); женщины 35 - 60 лет с онкологическим заболеванием (36 человек); мужчины 18-25 лет, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" и получившие ранения (35 человек). Всего в исследовании принимало участие 106 человек.

Предметом исследования являются эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти, их взаимосвязь и влияние на жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении эмпирической типологии жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями. Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность, стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к се-бе, другим, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают: ведущие методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь - смерть, свобода - ответственность, одиночество - общение, смысл - бессмысленность жизни (Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм); личность как субъект жизненного пути и система субъектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев С.Л. Ру

бинштейн); совладание личности с критическими жизненными ситуациями; конструктивные и неконструктивные стратегии такого совладания (Л.И. Анцыферова, Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А. Мас-лоу, К. Роджерс, Н.В. Тарабрина, В. Франкл, Э. Фромм, Дж. Якобсон).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основ % ными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

2. Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненньк стратегий совладания с ними: "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни", "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм".

3. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности

личности интегрировать психотравмирующии опыт, связанный с крити UP v ческой ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

4. В совладании с критической ситуацией можно выделить два основных направления, связанных с отношением личности к этой ситуации -"Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

Диссертационное исследование выполнялось в течение 1995 - 2000 г.г. в следственном изоляторе № 6 Главного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (пос. Горелово Ломоносовского района Ленинградской области), в Военно-Медицинской Академии им. СМ. Кирова и в организа

ции социально - психологической поддержки онкологических больных Ассоциации "Надежда".

Апробация результатов исследования: основные теоретические по-ложения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, в С НО Института биологии и психологии человека, а также через публикации и выступления на научно - практических, научно - методических и межвузовских конференциях (Царскосельские чтения -1999; Ананьевские чтения - 1999, Психология и экология человека). Содержание диссертации использовалось в лекционных курсах по психологическому консультированию и в спецкурсе по психологии индивидуальности для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследования были представлены на семинарах Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и консультирования "Гармония", на их основе была разработана программа психологического тренинга "В поисках себя: дар принимать ИЗМЄНЄНИЇГ", а также в индивидуальном психологическом консультировании. По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключение библиографии, приложений. В первой главе изложено философское и психологическое понимание проблем жизни и смерти, а также психологическая теория кризиса и критических ситуаций; вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования; в третьей представлены результаты исследования и их анализ. Приложения содержат экспериментальные материалы, авторскую методику "Принятие" и Анкету на выявление отношения к жизни и смерти.

Понятия жизни и смерти в психологической науке и их историческое развитие

Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии человека в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже XX и XXI века. С начала 90-ых г.г. даже в традиционных психологических школах растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Появилась даже психология духовного измерения, основателем которой стал Т. Йоманс - психолог, работающий в русле психосинтеза. Это подход к развитию человека, корни которого лежат как в древних духовных традициях (шаманизм, буддизм, йога), так и в новейших идеях, появившихся в психологии (современная теория психоанализа, аналитическая психология, гуманистическая, экзистенциальная и трансперсональная психология) и сопряженных с ней областях (теория систем, клиническая и экспериментальная психиатрия, антропология, танатология, сравнительная религия и мифология) [103]. Многие психологи и психотерапевты применяют в настоящее время знания об этом уровне человеческого опыта в своей практической работе. Психологические исследования по проблеме смерти стали появляться относительно недавно. И, поскольку эта тема далеко не полностью изучена, исследователям представилась возможность охватить огромный круг психологических проблем, связанных со смертью. Если произвольно разделить все психологические исследования по примерным направлениям, то из них можно выделить следующие четыре: 1. Изучение психологии смертельно больных (неоперабельные онкологические больные, смертельно раненные, умирающие) и путей психологической помощи им (А.В. Гнездилов, К. и С. Гроф, И. Кюблер-Росс, С. Левин, К. и С. Саймонтоны, Дж. Хэлифакс и др.). 2. Исследования причин суицидов и суицидального поведения, состояний, предшествующих им, а также возможных направлений профилактики суицидов (А.Г. Амбрумова, А.В. Боенако, А.В. Маров, Ю.М. Лях, В.А. Тихоненко и др.). 3. Исследования отношения и восприятия смерти и их изменения в разные возрастные периоды (Ф. Дольто, А.И. Захаров, Д.А. Исаев, И.С. Кон и др.). 4. Исследования воспоминаний людей, получивших опыт умирания в результате клинической смерти (Б. Грейсон, А.П. Лаврин, Р. Моуди, А. Форд, Б. Харрис и др.). Рассмотрим коротко эти основные направления исследований. Отношение к смерти у смертельно больных людей С. Гроф подразделяет на несколько стадий [42]. Их отношение и восприятие зависят от стадии заболевания, на которой находится больной и меняется при переходе болезни из одной фазы в другую. Смерть становится для больного человека либо врагом, с которым он борется или от которого пытается убежать, либо долгожданным избавителем от болей и страданий.

Второе направление занимается исследованием причин суицидов и, в связи с этим, отношением к жизни и смерти людей, входящих в группу риска суицидального поведения. Отношение к смерти у таких людей отличается от общепринятого по нескольким пунктам: собственная смерть кажется им наиболее приемлемым способом решения всех проблем; часто она носит привлекательный характер; уровень ценности жизни для них ниже, чем у других людей.

Третье направление рассматривает отношение человека к смерти в качестве сложного, многослойного и многопланового образования, отражающего в общих чертах основные возрастные, социальные, религиозные различия, региональные и национальные особенности. Четвертое направление изучает то, что чувствует человек в момент смерти и в первые минуты после нее. Б. Грейсон и Б. Харрис отмечают, что благодаря достижениям медицинской реанимационной техники число людей, испытывающих предсмертные переживания, постоянно растет. Этот опыт, по их словам, "часто закладывает семена, которые немедленно или постепенно прорастают и приводят к мощному духовному подъему" [39, с. 210]. Однако очень часто человек, испытавший предсмертное переживание, начинает сомневаться в своем психическом здоровье, что влечет за собой ряд эмоциональных и социальных проблем. Психологи, работающие в этом направлении, заняты изучением не только содержания подобных переживаний, но и того, как можно помочь людям приспособиться к своим переживаниям и их последствиям, ведь часто такое приспособление требует пересмотра всех ценностей, интересов и отношений. А.П. Лаврин, например, проанализировав большое количество литературы, посвященной пережившим клиническую смерть, пришел к заключению о том, что в результате такого опыта люди перестают бояться смерти, производят переоценку основных ценностей и меняют образ жизни [78, с. 88]. Таким образом, это направление представляет интерес с феноменологической точки зрения, поскольку занимается изучением того, что очень трудно поддается человеческому пониманию и объяснению.

Однако такое заинтересованное и заботливое отношение к проблемам человеческого бытия и глубинным переживаниям личности преобладало в психологии не всегда. Отношение к двум величайшим основам существования - жизни и смерти - изменялось в психологической науке в соответствии с ее собственным ростом и развитием.

Критические ситуации и их значение для становления личности в отечественной психологии

Критические ситуации и связанные с ними личностные изменения рассматривались в отечественной психологии в структуре жизненного пути личности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). В этой связи С.Л. Рубинштейн, например, писал о "жизненном событии" [116], а Б.Г. Ананьев - об "обстоятельствах, вызывающих поступки и действия человека, превращающиеся в новые обстоятельства" [5]. К.А. Абульханова - Славская, развивая концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложенную С.Л. Рубинштейном, говорит о том, что под влиянием "критических", "поворотных" событий в жизни человека происходят изменения личности [2]. Причем, эти изменения весьма болезненно переживаются личностью, что связано с особенностями перехода, перестройки образа "Я" после процесса "утраты себя" и наступающего вновь "обретения себя". С.Л. Рубинштейн, представляя два способа существования человека, связывает переход от первого - "существующего" способа ко второму - "нравственному" с мощным притоком рефлексии. С ее помощью человек как бы прерывает жизненный путь и выходит мысленно за его пределы. С этого момента, по словам С.Л. Рубинштейна, "начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению, или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе" [116, с. 352].

В 80-ых годах нарастает гуманистическая тенденция в подходе к личности, что, в частности, проявляется в интересе к преодолению либо внутренних противоречий и трудностей, либо жизненных кризисов. Этими исследованиями занимались Л.И. Анцыферова, В.Ф. Василюк, Т.Б. Карцева, Н.В. Тарабрина.

Обобщая исследования, проведенные В.Г. Асеевым, Е.С. Калмыковой, Е.Д. Тумановым, И.И Чесноковой, Л.И. Анцыферова делает вывод о необходимости подготовки человека к трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями. Эти обобщения подвели Л.И. Анцыферову к обсуждению не только теоретических проблем жизненного пути, но и трудных жизненных ситуаций, которые составили психологическую проблему "совладания" личности с этими ситуациями, выявления конструктивных и неконструктивных стратегий такого совладания. Она дает классификацию таких стратегий совладания, связанную с психологическими особенностями сознания и поведения личности, обобщая опыт мировой психологии в разработке теоретико-практической проблемы. Типологический подход к личности позволил сформулировать Л.И. Анцыферой положение о неоднозначном влиянии на личность трудных жизненных ситуаций, что в конечном итоге выступает как новое звучание тезиса С.Л. Рубинштейна о личности как совокупности внутренних условий, о личностном опосредствовании процесса взаимодействия человека с миром [116].

По словам Е.Ю. Коржовой, адекватность стратегий поведения в критических ситуациях обуславливается адаптивными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ею значимой для нее ситуации [73]. Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации, которая понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой. Необходимо подчеркнуть, что проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья - болезни. Этот континуум, как пишет Е.Ю. Коржова, "неотъемлем от жизненного пути личности" [73, с. 85], поэтому одним из типов поведения в критических ситуациях будет соматическое (телесное) реагирование.

В настоящее время среди отечественных авторов проблему кризисных ситуаций наиболее детально разрабатывает Ф.Е. Василюк, рассматривая кризис в структуре критической ситуации (см. рис. 1) [30], понимаемой им как ситуации, "в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивы, стремления, ценности и пр.)" [29, с.39]. Под внутренней необходимостью жизни личности он понимает реализацию своего пути, своего жизненного замысла.

Ф.Е. Василюк описывает понятие "кризис" так: "Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не только в данный изолированный момент, а в перспективе), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис" [29, с.56].

Взаимосвязь концепций жизни и смерти у заключенных по результатам корреляционного анализа

Итак, говоря об отношении к жизни и смерти в критической ситуации лишения свободы, на основании количественного анализа можно сделать следующие выводы: 1. В смысложизненных ориентациях заключенных преобладает направленность на настоящее с тенденцией к получению как можно большего количества ощущений и впечатлений. 2. Понимание жизни заключенными базируется на чувстве онтологической защищенности, идентификации с мужской ролью и опоре на высшие ценности (в том числе осмысленность жизни и ответственность). Это может являться также и потенциальными ресурсами для преодоления критической ситуации заключения. 3. Смерть понимается как некий процесс, способный не только контролировать жизнь, но и наполнять ее. Рациональный элемент в понимании смерти заключается в идеях перехода на другой уровень развития или в абсолютной конечности, что является сравнительно устойчивым компонентом в картине смерти. Эмоциональный же компонент является достаточно динамичным и с возрастом изменяется: от страха по отношению к смерти до принятия её неизбежности или, в другом варианте, избегания чувств, связанных с осознанием смертности. 4. Критическая ситуация лишения свободы создает конфликт между пониманием ведущей роли ответственности за собственную жизнь в преодолении сложной жизненной ситуации и невозможностью (или неумением) взять ее на себя.

Для корреляционного анализа на выборке заключенных было использовано следующих 74 показателя. 1- цели в жизни, 2- процесс жизни, 3- результативность жизни, 4 -Локус-Я, 5- Локус-Жизнь, 6- осмысленность жизни; 7- реализованность, 8- психологический возраст, 9- предполагаемая длительность жизни; 10- принятие Я, 11- жизни, 12 - тела, 13- болезней, 14- старости, 16- мужественности, 17- женственности, 18- смерти, 19- отца, 20- матери, 21- детства, 22- страхов, 23- беспомощности, 24- добра, 25- страданий, 26- ответственности, 27- одиночества, 28- смысла, 29- зла, 30- духовного роста, 31- любви, 32- изменчивости жизни; 33- общая интернальность, 34- интернальность в области достижений, 35- неудач, 36- семьи, 37- производства, 38- межличностных отношений, 39- здоровья; 40- возраст, 41- семейное положение, 42-образование, 43-судимость, 44- срок отбытого наказания в заключении; 45- возраст первого воспоминания о смерти; 46- событие, связанное с этим воспоминанием, детская концепция смерти: 47 - как перехода, 48- как конечности, 49- отсутствие концепции; чувства по отношению к смерти в детстве: 50- страх, 51- позитивные, 52- вытеснение; концепция смерти в настоящее время: 53- как перехода, 54- как конечности, 55- отсутствие концепции; чувства по отношению к смерти сейчас: 56- принятия, 57- избегание, 58- отрицательные; 59- наличие представления о собственной смерти, 60- осмысленное отношение к смерти; смысл жизни: 61- насыщенность, 62- забота, 63- рост, 64- нет; смысл смерти: 65- завершение, 66-сама жизнь, 67- переход, 68- рост, 69- нет; 70- опыт измененных состояний сознания; концепция жизни: 71- процесс, 72 - ценность, 73- рост, 74- нет.

Корреляционный анализ показал большое количество связей между признаками, поэтому при интерпретации данных мы будем опираться на фрагменты корреляционных плеяд, наиболее точно соответствующих целям исследования и наиболее ярко отражающим полученные результаты.

Итак, рассмотрим сначала взаимосвязь концепций смерти и отношения к жизни. Как мы видим на рис.6, в данном фрагменте корреляционной плеяды, имеется несколько системообразующих показателей.

Первым из них является концепция смерти, заключающаяся в представлении о том, что смерть - это абсолютный конец жизни, после которого нет никакого продолжения, кроме физического разложения тела (далее "конечность"). Этот признак на 1% уровне значимости имеет прямую связь с отсутствием какой-либо концепции смерти в детстве (r=0,58) и обратную связь с представлением о том, что смерть - это лишь переход на другой уровень жизни, часто более лучший (далее "переход") (r=-0,55). На 5% уровне этот показатель имеет обратно пропорциональные связи с принятием изменчивости жизни (r=-0,49), матери (r=-0,41) и смысла (r=-0,48), а также с детским представлением о смерти как о "переходе" (r=-0,39) и с количеством отбытого срока в местах лишения свободы (r=-0,39). Помимо этого, есть положительная связь с отрицанием смысла смерти (r=0,47). Детская концепция смерти как "перехода" связана, в свою очередь, на 5% уровне прямыми связями с локусом - Я (r=0,37), принятием отца (r=0,49) и наличием в настоящем личного мифа, связанного с умиранием (r=0,4) и обратной связью с возрастом первого воспоминания, связанного со смертью (r=-0,41).

Особенности критической ситуации участия в боевых действиях по результатам факторного анализа

Как мы видим, убийство противника тесно связано с мужской идентификацией. Об этом мы уже упоминали выше, когда говорили о количественном анализе. Здесь эта связь видна более ярко. Ситуация непосредственного убийства другого человека (даже противника) усиливает идентификацию с мужской ролью, с образом Воина. Однако такой опыт ослабляет представления о собственной жизни как о возможности роста и усиливает представления о ней как о "потоке ощущений"; смысл смерти при этом полностью теряется. По-видимому, физическое разрушение чужой жизни деформирует представления военнослужащих о направленности собственной жизни. Она лишается своего развития, будущего; "застывает" на месте психотравмирующего опыта. Этим может объясняться тот факт, что некоторые солдаты, прошедшие "горячие точки", стремятся вернуться в них, так как это становится единственным местом, где они чувствуют смысл. 2. "Жизнь как высшая ценность" на 5% уровне имеет обратные связи с принятием смерти (r=0,51), любви (r=0,51) и смысла (r=0,51). "Смысл смерти в переходе" имеет на 1% уровне обратную связь с принятием тела (r=0,51), на 5% уровне - с принятием жизни (r=0,51) и "смысл жизни - в ее насыщенности" (r=0,51). Непринятие себя и своей жизни ведет к потери смысла и веры в любовь, что приводит к попытке абсолютизации ценности жизни. Такое самоотрицание создает внутренний конфликт ("жизнь - это ценность, а я - нет"). Непринятие своей жизни и телесного компонента приводит личность к идее смерти как перехода. Здесь возможно присутствие идеи "жертвенности" - отрицание себя в земной жизни для лучшей жизни после смерти. однако в данном случае эта идея не структурирует концепцию жизни, а, наоборот, приводит к ее разрушению. Поэтому видение смысла смерти в переходе на другой уровень можно рассматривать в этом случае как оправдание непринятию себя.

"Смысл смерти в росте" на 5% уровне имеет прямую связь с наличием представлений о собственной смерти (r=0,41) и обратную связь с избеганием чувств по отношению к ней (r= -0,38). "Смысл смерти - завершение" на 1% уровне связан с отсутствием смысла в смерти (r= -0,56), а на 5% с принятием чувств по отношению к смерти (r=0,49) и их меньшим избеганием (r= -0,37).

Как мы видим из этих взаимосвязей, наличие смысла смерти в росте или в завершении жизни приводит к большему принятию чувств по отношению к умиранию, а также в более осознанном к нему отношении, что выражается в наличии представлений об окончании собственной жизни. Интересно, что на формирование личного мифа о смерти влияет также более поздний опыт столкновения со смертью. 4. Отсутствие смысла жизни (по результатам Анкеты) на 5% уровне имеет положительные связи с такими шкалами СЖО, как "цели" (r=0,41), "результат" (r=0,43), "локус-Я" (r=0,38) "общая осмысленность жизни" (r=0,38) и с детской концепцией смерти как перехода (r=0,37), а также отрицательные связи с "изменением отношения к смерти" (r= -0,37) и "участием в боевых действиях" (r= -0,38).

Здесь мы видим противоречие - отсутствие осознания смысла жизни по Анкете связано с высокой осмысленностью по методике СЖО. Это можно объяснить через конфликт между стремлением к смыслу и реальным его наличием в жизни. Таким образом, одной из особенностей этой выборки является сильное стремление наполнить свою жизнь смыслом (выдаваемое за действительное его наличие) при реальном его отсутствии на глубинном уровне.

Интересно, что при наличии концепции смерти как перехода, несмотря на осознанное и принимающее отношение к смерти, концепция жизни (в том числе ее смысла) у испытуемых остается непонятой. Этому же способствует и редкое участие в боевых действиях. Однако эти поиски могут привести к пониманию жизни как постоянного роста и развития.

По-видимому, критическая ситуация участия в войне, не имевшая своего разрешения в реальных боевых действиях, способствует потери на какое-то время смысла жизни, в то время как активная реализация роли Воина, наоборот, помогает его найти. Но при этом происходит следующее: если в первом случае военнослужащие склонны искать смысл жизни в развитии и собственном росте, то во втором, наоборот, - в как можно большей эмоциональной и чувственной насыщенности при отрицании стремления к развитию.

Обобщая результаты, полученные с помощью корреляционного анализа и данных таблицы, показывающей взаимосвязь концепций жизни и смерти в ситуации участия в боевых действиях (см. табл.3), можно сделать следующие выводы.

Активное участие в боевых действиях (связанное с убийством противника) формирует отношение к смерти как к абсолютному концу. При этом концепция жизни меняется в сторону более потребительского к ней отношения, а смысл жизни - в сторону удовлетворения потребности в насыщенности жизни впечатлениями и переживаниями. Пассивное участие в войне (не связанное с убийством противника и частыми боевыми действиями) приводит к формированию концепции смерти как перехода с более осознанным к ней отношением и принятием. Отношение к жизни в этом случае меняется, концепция жизни становится неясной, однако присутствует сильное стремление наполнить свою жизнь смыслом с тенденцией к личностному росту. Перейдем к рассмотрению результатов факторного анализа.

Похожие диссертации на Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях