Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Трусов Владимир Павлович

Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности
<
Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трусов Владимир Павлович. Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.01 Новосибирск, 2006 222 с. РГБ ОД, 61:07-19/464

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая сущность творческой активности личности 14

1.1 История изучения творческой активности личности в психологии 14

1.2 Типология творческой активности личности 45

1.3 Факторы, влияющие на творческую активность личности 54

Выводы 70

Глава 2. Фактор перцептивной лабильности и его взаимосвязь с творческой активностью личности 72

2.1. Психологическая природа перцептивной лабильности 72

2.2. Методы изучения творческой активности личности и перцептивной лабильности 93

2.3. Изучение взаимосвязи творческой активности личности и перцептивной лабильности 109

Выводы 131

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния перцептивной лабильности на творческую активность личности 133

3.1. Организация и методы экспериментальной работы 133

3.2. Экспериментальное исследование влияния перцептивной лабильности на регуляцию творческой активности личности при краткосрочном воздействии 143

3.3. Экспериментальное исследование комплексного влияния перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации на регуляцию творческой активности личности при долгосрочном воздействии 153

Выводы 167

Заключение 169

Список литературы 173

Приложения 193

Введение к работе

Актуальность исследования

Творческая активность человека в современной науке является объектом системных междисциплинарных исследований. Данная тенденция обусловлена интересом различных научных областей (психологии, социологии, психофизиологии, культурологии, философии) к проблемам регуляции и развития творческой сферы личности. Необходимость психологических исследований творчества связана с методологическим разнообразием ответов на вопрос о происхождении и природе творческой активности личности, механизмах ее регуляции. Недостаточно полно изучены взаимосвязи творческой активности с познавательными психическими процессами, личностными свойствами, процессами социализации и развития личности человека.

В психологии творчества всегда значимое место занимали исследования воображения как психического процесса, регулирующего творческую деятельность (Л.С.Выготский, 1982, 1997, 1998; С.Л.Рубинштейн, 1989; С.В.Фатеев, 1996), исследования творческого мышления как одного из средств творческой деятельности (М.Вертгеймер, 1987; В.Н.Пушкин, 1967; А.В.Брушлинский, 1967, 1997; Я.Л.Пономарев, 1976; Г.Линдсей., К.С.Халл, Р.Ф.Томпсон, 1998; Н.М.Гнатко, 1994; Э.де Боно, 1997; Т.А.Барышева, 2002). Хорошо разработанной частью психологии творчества является психология творческой личности (З.Фрейд, 1991, 1995, 1996, 1998; А.Адлер, 1997; К.Г.Юнг, 1991, 1996; К.Роджерс, 1994; А.Маслоу, 1997, 1999; Р.Мэй, 2001, Дж.Морено, 1993). Начиная с середины XX века, наибольшее внимание уделялось исследованию творческих способностей (креативности), понимаемых как условие творческой деятельности (Guilford J., 1956, 1967; Torrance Е., 1962, 1974; Mednick S., 1962; В.Н.Дружинин, 2000; Р.Стернберг, 1997, 1998). Сравнительно небольшое внимание при этом уделялось исследованию механизмов творческой деятельности (И.П.Калошина, 1983).

Творческая активность личности стала самостоятельным объектом психологического исследования относительно недавно, и до сих пор она занимает незначительное место в современных эмпирических исследованиях. Работа в этом направлении ведется с семидесятых годов XX века преимущественно в рамках отечественной психологии и психофизиологии. Результаты изучения творческой активности отражены в трудах М.Н.Морозова (1976), Б.М.Рунина (1972, 1980), П.В.Симонова (1980, 1993), А.Н.Лука (1977, 1978), Д.Б.Богоявленской (1983, 1997, 2002), В.С.Ротенберга и В.В.Аршавского (1984), Л.Б. Ермолаевой -Томиной (1990), Р.Милгрема и Е.Гонг (1997), Д.В.Ушакова (1997), А.А.Данилкова (1998), Л.Ф.Алексеевой (1998), В.Н.Дружинина (2000). Согласно современным психологическим представлениям (Г.С.Батищев, 1997; В.Н.Дружинин, 2000 и др.) творческая активность занимает особое место в общей структуре активности человека, как специфический вид отношения к окружающей действительности и к себе, основанный на потребности в преобразовании. Данный подход дифференцирует понятия творческой активности и деятельности, при этом активность рассматривается как общая категория, а деятельность является лишь ее осознанной и целенаправленной разновидностью, к которой не сводится все многообразие проявлений творчества.

Однако по-прежнему изучение творческой активности сдерживается недостаточной теоретической разработанностью этого понятия и отсутствием аутентичных методик ее исследования. Исследователи вынуждены разрабатывать теорию творческой активности в контексте изучения творческого мышления, творческой инициативы, творческой деятельности, творческих способностей или интеллектуальной активности. При этом связь творческой активности личности с базовыми познавательными психическими процессами (в первую очередь, восприятием) практически не попадает в их поле зрения.

При этом перцептивные процессы изучались с самого начала возникновения психологии как экспериментальной науки. Большинство психологических школ представляло собственные воззрения на природу восприятия (ассоциа-низм, структурализм, функционализм, феноменологический подход, гештальт-

теория, теория деятельности и т.д.). Часто расхождения в воззрениях на природу перцептивных процессов становилось основой научных революций в психологии (как это было в случае противостояния ассоцианистского и гештальт подходов). Наибольшую известность получили работы М.Вертгеймера, К.Коффки (1999), С.Л.Рубинштейна (1989), Л.С.Выготского (1982), Б.Г.Ананьева (1961, 2005), Ж.Пиаже (1978), П.Фресса (1978), А.В.Запорожца (1999), Дж.Брунера (1977), Дж.Гибсона (1988, 1999) и других зарубежных и отечественных психологов.

Исследования вышеперечисленных ученых касались таких вопросов как определение восприятия, описание его функций и свойств, определение места восприятия в познавательной активности человека, его соотношения с элементарными перцептивными процессами, формирование и развитие восприятия в онтогенезе, взаимосвязь восприятия с другими аспектами психики.

Для нашего исследования особую значимость имеют работы, посвященные трансформационным аспектам восприятия. Трансформационные аспекты процесса восприятия отвечают за решение задачи гибкой и вариативной адаптации личности к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Они тесно связаны с таким свойством восприятия как перцептивная лабильность. Под перцептивной лабильностью мы понимаем динамический аспект процесса восприятия, характеризующий способность, скорость и готовность к перестройке существующих перцептивных схем личности, приводящей к появлению новых способов категоризации перцептивного стимула. Данное представление опирается на работы К. Готтшальдта (1999), Л.С.Выготского (1982), Р.Арнхейма (1971, 1973, 1974), Дж.Гибсона (1988, 1999), У.Найссера (1981), Х.Уоллаха (1999), Е.В.Левченко (1984), С.Д.Бирюкова (1988).

Исследование перцептивной лабильности как фактора регуляции творческой активности личности актуально в силу тенденций, определяющих современный рынок труда. Практикой сегодня востребованы специалисты обладающие способностью проявить свой творческий потенциал, способные принимать

решения в условиях повышенной неопределенности, вариативности перцептивного поля, специалисты, гибко адаптирующиеся к быстроменяющимся условиям среды. При этом в психологии остается нереализованной возможность рассмотрения соответствующих характеристик восприятия как фактора регуляции творческой активности личности. В связи с чем, возникает необходимость проведения теоретического анализа, направленного на выявление сущности феномена перцептивной лабильности и организации эмпирических исследований, выявляющих степень участия данного фактора в регуляции творческой активности личности. Данными положениями обусловлена цель нашей работы.

Целью исследования является выявление степени участия фактора перцептивной лабильности в регуляции творческой активности личности. Объект исследования: творческая активность личности. Предмет исследования: перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности. Гипотеза исследования:

Активация перцептивной лабильности приводит к усилению творческой активности личности и является значимым фактором ее регуляции. Допущение 1

В большей степени перцептивная лабильность влияет на невербальные компоненты творческой активности. В меньшей степени перцептивная лабильность влияет на вербальные компоненты творческой активности. Допущение 2

Фактором, усиливающим влияние перцептивной лабильности на творческую активность личности, является бытийная личностная мотивация.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психологическую сущность творческой активности личности, ее виды и влияющие на нее факторы.

  1. Выявить специфику перцептивных процессов, как значимого фактора регуляции творческой активности личности.

  1. Определить понятие перцептивной лабильности, описать его феноменологическое содержание.

  2. Исследовать влияние фактора перцептивной лабильности на творческую активность личности.

Методологическую основу исследования составляют общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), психологические теории творчества и творческой активности (Дж.Гилфорд, Э.Торренс, С.Медник, А.Маслоу, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин), теории восприятия (К.Коффка, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Ж.Пиаже, А.В. Запорожец, Дж.Брунер, Дж.Гибсон), гуманистический подход к анализу мотивационных аспектов личности (А.Маслоу, В.Г.Леонтьев), синергетический подход к анализу психических явлений (Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, А.А.Кобляков, Н.В.Дмитриева).

Методы исследования. В ходе исследования был проведен теоретический анализ философской и психологической литературы посвященной проблеме исследования, применялись эмпирические методы исследования, включающие наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, квазиэксперимент; математические методы обработки и анализа данных, такие как ранговая корреляция по Спирмену и Кендалу, факторный анализ, критерии различий в уровне признака U Манна - Уитни, Н Крускала - Уоллеса, S Джон-кира, критерий сдвига значений Т Вилкоксона, у? Фридмана, критерий выявле-ния различий в распределении признака % Пирсона; интерпретационно-описательные методы (количественный и качественный анализ полученных данных).

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 1998 - 2005 гг. и включало в себя четыре этапа. На первом этапе (1998 -1999 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись тема, объект и

предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, также был составлен план эмпирического исследования. На втором этапе (2000 - 2001 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, было организовано и проведено корреляционное исследование по изучению взаимосвязи творческой активности личности, перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации. На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) была уточнена программа экспериментального исследования, разработана и внедрена программа по регуляции творческой активности личности, проведено экспериментальное исследование в краткосрочной и лонгитюдной формах. На четвертом этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлялась обработка экспериментальных данных, их статистический анализ, были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. В этот период происходило обсуждение результатов, определение перспективных направлений дальнейшего изучения проблемы диссертационного исследования

База диссертационного исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт (г. Новосибирск), Центр психологии «Перспектива» (г. Новосибирск), Сибирский институт НЛП и практической психологии (г. Кемерово), Омский тренинговый центр. Участниками исследования стали студенты ИФМИП НГПУ (120 человек), студенты факультета психологии СНИ (30 человек), участники практических семинаров, организованных ЦП «Перспектива», Омским тренинговым центром и «Сибирским институтом НЛП и практической психологии» в период 2003 - 2004 гг. (65 человек), участники психотерапевтических декадников и фестивалей, организованных ППЛ России в период 2001 - 2004 гг. (35 человек). Общее число испытуемых составило 250 человек.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена выбором методологии и методов, адекватных цели и научным задачам диссертации, эмпирической и факторной валидностью методик исследования, репрезентативностью выборки, обеспеченной надежными стратегиями ее формирования, процедурой планирования экспериментального исследования, использова-

ниєм методов статистической обработки данных с помощью пакета статистических программ SPSS и Excel.

Научная новизна исследования.

  1. Дано определение понятию перцептивная лабильность.

  2. Выявлено пять основных характеристик перцептивной лабильности, позволяющих рассматривать ее как фактор регуляции творческой активности личности:

высокая степень дифференцированности восприятия;

высокая скорость переключения на альтернативные способы структурирования стимульной среды;

многообразие способов изучения и установления взаимосвязей между элементами перцептивного поля, приводящих к распознаванию образа;

готовность к переструктурированию перцептивной схемы при наличии уже опознанного (категоризированного) образа;

толерантность к перцептивной неопределенности.

  1. Экспериментально установлено участие описанного фактора в регуляции вербального и невербального уровней творческой активности личности.

  2. В ходе экспериментального исследования была выявлена важная особенность взаимосвязи творческой активности и перцептивной лабильности: данная связь усиливается при преобладании бытийного типа мотивации.

Теоретическая значимость исследования

Проведенное исследование позволяет нам определить творческую активность личности как преобразующее проявление общей активности психики, реализующееся в созидательном взаимодействии субъекта с внешним и внутренним миром. Нами были выделены и детально охарактеризованы две основ-

ные формы творческой активности личности, основу которых составляет преобладающий тип мотивации: бытийный или дефицитарный.

Перцептивная лабильность рассмотрена нами как фактор регуляции творческой активности личности. Эмпирическое исследование подтвердило данное теоретическое положение, при этом было обнаружено, что в большей степени перцептивная лабильность влияет на невербальные компоненты творческой активности. Указание на значимость в регуляции творческой активности базовых познавательных процессов, к которым относится и восприятие, существенно обогащает содержание понятия творческая активность личности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Разработанная и апробированная в эксперименте программа развития творческой активности личности может быть использована в практической работе, направленной на повышение творческой продуктивности представителей творческих профессий (дизайнеры, художники, копирай-теры, музыканты), программах личностного развития, психокоррекцио-ной и психотерапевтической работе. Отдельным направлением применения данной технологии может стать тренинг представителей профессий, требующих способности быстро принимать решения в неоднозначной ситуации (бизнесмены, спасатели, авиадиспетчеры и т.п.).

  2. Разработанный и апробированный пакет исследовательских методик, позволяющих оценить степень развития перцептивной лабильности, может быть использован с целью диагностики уровня развития трансформационных характеристик восприятия, изучения познавательных процессов, быть использованным в профотборе и найме персонала.

  3. Предложенные нами идеи регуляции творческой активности могут быть использованы для улучшения качества вузовского и послевузовского образования при подготовке и переподготовке специалистов гуманитарного профиля.

Апробация результатов исследования.

Полученные в результате исследования данные легли в основу программы серии практических семинаров, направленных на развитие творческой активности личности. По результатам исследования разработан и внедрен спецкурс «Психология творчества» для студентов гуманитарных специальностей ИФ-МИП НГПУ, разработано учебное пособие «Экспериментальная психология творчества».

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования ИФМИП Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования обсуждались на всероссийской конференции «Правовые и психологические проблемы современной школы» (г. Новосибирск, 2000 г.), конференции «Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении» (НГПУ, 2002 г.), конференции Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (г. Москва, 2004), пятой всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» (НГПУ, 2005 г.), VII конференции Европейской трансперсональной ассоциации (EUROTAS) «Человек и ценности во взаимосвязанном мире: трансперсональный подход» (г. Москва, 2005 г.).

Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей СНИ и НГПУ, в обучающих тренингах и индивидуальной психокор-рекционной работе специалистов Центра психологии «Перспектива», Сибирского института НЛП и практической психологии, Омского тренингового центра.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в девяти публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Перцептивная лабильность является фактором регуляции творческой активности личности в силу своей способности организовывать по-

знавательные процессы в направлении трансформации субъективного образа реальности.

  1. Преобладание бытийной или дефицитарной мотивации определяет специфический вид творческой активности личности.

  2. Взаимосвязь творческой активности личности и перцептивной лабильности имеет отчетливо обнаруживаемую специфику: влиянию фактора перцептивной лабильности в большей степени подвержены невербальные компоненты творческой активности, в меньшей степени - вербальные компоненты.

  3. Преобладающий тип мотивации определяет степень связи перцептивной лабильности и творческой активности личности. Доминирование бытийной мотивации приводит к интеграции этих психических явлений, доминирование дефицитарной мотивации приводит к обособлению этих явлений друг от друга.

  4. Комплексное взаимодействие перцептивной лабильности и развития бытийной мотивации личности приводит к появлению устойчивых эффектов усиления творческой активности личности.

История изучения творческой активности личности в психологии

Анализируя понятие творческой активности, мы сталкиваемся с большим разнообразием несовместимых точек зрения на это явление. Творчество является одним из наиболее сложных и интегральных феноменов психической жизни человека. И в отечественной и в зарубежной литературе неоднократно указывалось, что понимание сущности творческой активности возможно лишь при по-лиаспектном подходе.

В основу нашего анализа психологических теорий творчества был положен историко-методологический подход. Мы разделили существующие точки зрения на пять групп на основе критериев времени их создания и методологических принципов, лежащих в их основе. В первую группу включены психоаналитические теории творческой активности (теории З.Фрейда, О.Ранка, К.Г.Юнга, А.Гюггенбюль-Крейга, Э.Фромма). Они были созданы и наиболее активно развивались в 10-40 гг. XX века. Во второй группе представлены гуманистические теории творчества (теории К.Роджерса, А.Маслоу, Р.Мэя, Дж.Морено, С.Криппнера) - 1930-60е гг. Третья группа - отечественные теории творчества в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов (теории С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Пономарева) -1920-1980е гг. Четвертую группу составляют когнитивные теории творческой активности (теории Дж.Гилфорда, Э.Торренса, С.Медник, М.Воллаха и Н.Когана, Г.Айзенка, Э.де Боно, Р.Стернберга, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина) - 1950-90е гг. Пятая группа образована трансперсональными теориями творчества, к которым тесно примыкает синергетический подход (теории С.Грофа, А. и Э.Минделл, Ч.Тарта, К.Уилбера, К.К.Коблякова, И.А. Евина, В.Г.Буданова, В.В.Майкова) - 1960-2000е гг.

Описывая каждую из теорий, мы опираемся на допущение, что идеальная теория творчества должна включать в себя следующие компоненты:

описание типологически близких психических явлений и феноменов,

указание на источник творческого процесса,

описание имманентной цели творчества,

описание функций творческой активности,

описание механизма творчества, или творческого процесса,

указание места и роли личности в творческой активности,

описание характеристик творческого продукта,

описание критериев творческой личности и творческого процесса,

описание технологии развития творчества.

Данные компоненты описывают природу творчества в каждом отдельно взятом случае и задают, таким образом, его определение. Так как ни одна из существующих теорий не может претендовать на всю полноту знания о творчестве, обязательным элементом анализа стало указание на ограничения каждой теоретической модели.

Психоаналитический подход. Методология психоаналитической теории и практики базируется на ньютоно-картезианской парадигме научного мышления. Методологическими предпосылками психоанализа являются динамический и экономический принципы, заключающиеся в распространении закона сохранения энергии на душевную жизнь человека. Деятельность человеческого организма как физического тела осуществляется под воздействием инстинктивных сил. Эти силы имеют определенный энергетический заряд (катексис) распределенный по различным психическим уровням. Основной задачей психики становится его направление на реализацию принципа удовольствия. Топографический принцип реализуется в приписывании непространственным психическим измерениям (сознание, предсознание, подсознание) характеристик евкли дова пространства: протяженности и определенной локализации. Психическая деятельность мыслится как строго детерминированная, подчиненная линейным причинно-следственным связям, позволяющим при знании исходных условий системы определить ее состояние во все последующие и предыдущие отрезки времени. Сама процедура психоанализа заключается в попытке восстановить знание об исходном состоянии психики по внешним поведенческим проявлениям (Гроф, 1995).

Творчество также подчиняется этим управляющим принципам. Оно описывается как артефакт динамики бессознательных процессов, его источник можно локализовать в определенной области психики. Творческий процесс включен в общий круговорот психической энергии в организме. Следствием этого стало использование для его изучения тех же методов, с помощью которых анализировались все бессознательные процессы.

Словарь психоаналитических понятий (Фрейд, 1995, с. 383) определяет творчество как «способность создавать нечто новое и оригинальное». Источником творчества психоанализ считает сублимацию либидо, поскольку «Эрос отвечает за производство жизни, а значит, нового, тогда как Танатос ориентирован на повторение и разложение» (Лапланш, Понталис, 1996).

Психоанализ рассматривает творческую активность в узком диапазоне. Изучение творчества ограничено сферой искусства (преимущественно словесного, то есть литературы). В соответствии с научными тенденциями эпохи рассматривалось творчество лишь выдающихся в своей области людей, то есть творчество гениев: Ибсен, Микеланджело, да Винчи, Достоевский (Фрейд, 19956, 1995в, 1996, 1998). С точки зрения психоаналитической концепции это творчество по природе своей бессознательно, спонтанно и невротично. Психоанализ не замечает научное и техническое, осознанное и целенаправленное творчество здоровых и полноценных личностей.

Психологическая природа перцептивной лабильности

Исследования восприятия лежали у истоков психологической мысли. А.Н. Леонтьев отмечает, что проблема восприятия является центральной для психологии. «От того или иного ее принципиального решения зависит понимание самой природы психического. Вместе с тем проблема эта неявно выступает в любом психологическом исследовании...» (Леонтьев А.Н., 1978, с. 5).

Долгая история изучения восприятия связана с борьбой противоположных точек зрения. Одна из них восходит к психологии ассоцианизма и утверждает вторичность восприятия по отношению к ощущению, которое определяется как первичный процесс. Вторая точка зрения берет свое начало в трудах представителей гештальттеории и утверждает первичность восприятия по отношению к ощущению. Эту линию исследований продолжили представители когнитивной психологии, особенно важную роль в становлении данного подхода сыграл Дж. Гибсон с теорией экологического восприятия (1988, 1999). В контексте нашего исследования это различие значимо в связи с тем, что вопрос о первичности восприятия как познавательного процесса по-разному высвечивает проблему психической активности в целом и творческой активности в частности.

Ассоциативная психология определяет восприятие как «ассоциированную совокупность ощущений» (Выготский, 1982, с. 363). Механизм связности восприятия аналогичен механизму создания целостной картины человеческого опыта в памяти. Физиологическим коррелятом целостного восприятия является картина отдельных сенсорных образов, поступающих из рецепторов для обработки в центральную нервную систему и создающая комплекс возбуждений.

Развитие восприятия в онтогенезе происходит на основе механизма ассоциации по смежности. Новорожденный младенец накапливает сенсорный мате риал, подлежащий ассоциированию, который изначально невелик по объему. В этой точке зрения отражается влияние концепции «tabula rasa» одного из основателей ассоцианистской философии Дж. Локка. «Ребенок от восприятия отдельных ощущений переходит к восприятию связанных между собой групп ощущений, отсюда - к восприятию связанных между собой отдельных предметов и, наконец, целой ситуации» (Выготский, 1982, с. 366).

Гештальтпсихология возникла как теория, оппонирующая теории ассоциа-низма именно в области исследования восприятия. В данном подходе восприятие целого предшествует восприятию отдельных частей и не является суммой ощущений. Восприятие представляет собой врожденный феномен. Базовые особенности и свойства восприятия присущи человеческой психике изначально. Гештальтпсихология рассматривает восприятие как активность организма, включающую в себя работу, как физиологических систем, так и влияние установок или состояний организма: потребностей, мотивов и эмоций. Теория приписывает большую активность субъекту в процессе создания образа окружающей реальности по сравнению с представлениями ассоциативной психологии.

В гештальттеории были описаны факторы, организующие восприятие: объективные стимульные переменные (близость, сходство, продолжение, замкнутость) и центральные факторы (смысл, отношение). В работе «Теории восприятия и понятие структуры» Ф.Х. Олпорт (1999) описывает шесть основных классов феноменов восприятия: сенсорные качества и их количественное измерение, конфигуративные аспекты восприятия, константность восприятия, наличие системы отсчета в восприятии свойств, предметный характер восприятия и эффект доминирующей установки или состояния.

Феномен константности позволяет нам идентифицировать объекты, обеспечивая постоянство свойств воспринимаемого. При этом постоянство признаков воспринимаемых объектов связано с прошлым опытом человека. Наличие системы отсчета в восприятии свойств проявляется в «условиях задачи абсолютной оценки стимулов упорядоченного ряда» (Олпорт, 1999, с. 73). Одно из фундаментальных свойств восприятия - его предметный характер.

Мы воспринимаем объекты и процессы, составляющие феноменальный мир не как набор отдельных друг от друга ощущений, а как целостные предметы. Эту возможность нам дает мышление, основанное на приписывании значения воспринимаемому. «Мир представляется нам упорядоченным благодаря связи между восприятием и значением» (Осгуд, 1999а, с. 116). Феномен предметности играет настолько важную роль в организации мира, что мы склонны приписывать значение даже тем перцептивным полям и стимулам, которые лишены собственного значения, что четко продемонстрировали опыты Г. Роршаха. Кроме того, на восприятие влияют индивидуальные особенности человека и специфика его актуального состояния. Данный феномен известен как эффект доминирующей установки. Особую роль он играет по отношению к неопределенным ситуациям, которые требуют осмысления.

Наиболее разработана часть гештальттеории, посвященная конфигуратив-ным аспектам восприятия. Данный класс феноменов включает в себя различного рода иллюзии восприятия, которые можно представить как особого рода перцептивное творчество, возникающее вследствие большей активности человеческой психики по сравнению со стимуляцией внешней среды. Главная категория, методологически организующая представление о конфигурационных феноменах - понятие целостности. «В восприятии имеет место взаимодействие внутри целостностей: каждая часть оказывает некоторое влияние на другие. Ничто никогда не изолированно. «Целостный» характер формируется ансамблем, он не может быть обнаружен в частях при раздельном восприятии» (Ол-порт, 1999, с. 72).

Организация и методы экспериментальной работы

Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого состояла в выявлении специфики влияния перцептивной лабильности на регуляцию творческой активности личности, а также в изучении специфики творческого процесса в зависимости от влияния доминирующего типа мотивации.

Исследование состояло из двух независимых друг от друга экспериментов. Первый из них имел целью выяснение степени влияния перцептивной лабильности на регуляцию творческой активности личности в условиях ее кратковременной актуализации. Второй эксперимент направлен на выявление комплексного влияния факторов перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации на регуляцию творческой активности личности в условиях лонгитюд-ного эксперимента.

В первом эксперименте принимали участие пятьдесят испытуемых. Выборка была составлена методом рандомизации с выделением страт из 180 человек. В группу рандомизации вошли студенты специальностей «русский язык и литература», «педагог - психолог с дополнительной специальностью русский язык» Института филологии массовой информации и психологии Новосибирского Государственного Педагогического Университета, принимавшие участие в спецкурсе «Психология творчества», проводившемся на протяжении 2002 -2005 годов в ИФМИП НГПУ, а также студенты факультета психологии СНИ -направление «психология» (120 человек в возрасте от 19 до 22 лет, средний возраст 20,5 лет, 18 мужчин, и 102 женщины). Кроме студентов в исходную группу попали участники авторских семинаров по развитию творческого потенциала, проводившихся в Новосибирске, Омске, Томске, Кемерово на протяжении 2003-2005 годов (60 человек в возрасте от 15 до 64 лет, средний возраст 31 год, 23 мужчины и 37 женщин).

Рандомизированная группа состояла из людей обоих полов в возрасте от 18 до 42 лет (средний возраст испытуемых - 26 лет). В нее вошло 25 мужчин и 25 женщин (стратификация случайного выбора была основана на признаке пола).

Скобки при X в первой группе указывают на то, что данной группе предъявляется экспериментальное воздействие, но его результаты не используются при анализе (Кэмпбелл, 1996). Выбор данного квазиэкспериментального плана был обусловлен тем, что условия проведения семинаров не позволяли контролировать предъявление экспериментального воздействия, но позволяли контролировать, когда и на ком проводить тестирование.

В результате многоуровневой рандомизации были образованы экспериментальная и контрольная группы, эквивалентные по половому и возрастному составу, выровненные по социальному статусу, профессиональной принадлежности. Результаты контрольной группы принимаются за уровень выраженности признака до воздействия, результаты экспериментальной группы - уровень выраженности признака после воздействия.

Перед началом занятий у всех участников эксперимента (и в экспериментальной, и в контрольной группах) с помощью опросника самоактуализации были определены общий уровень самоактуализации (Сам) и уровень личностной креативности (ЛКр).

«Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению».

Далее испытуемым предъявлялся бланк опросника, помещенный в Приложении 4. В результате были выявлены значения индексов самоактуализации (Сам) и креативности (ЛКр).

У контрольной группы определялся уровень актуальной творческой активности с помощью тестов «Использование предметов» Гилфорда (СГ), «Незавершенные рисунки» Торренса (КН) и теста вербальных ассоциаций С.Медник (KB). Данные тесты были выбраны нами как наиболее надежные и валидные для решения задачи оценки уровня творческой активности. Тесты Дж.Гилфорда, Э.Торренса и С.Медник предъявлялись в соответствии с принципами, описанными во второй главе.

В экспериментальной группе данные тесты перед экспериментальным воздействием не предъявлялись, для того чтобы избежать влияния эффекта тестирования, нарушающего внутреннюю валидность эксперимента.

Инструкция к тесту «Использование предмета» Дж. Гилфорда: «Придумайте и назовите максимальное количество вариантов использования канцелярской скрепки».

В результате обработки теста выявлялся индекс семантической гибкости (СГ). Обработка результатов проводилась на основе индексов, помещенных в Приложении 1.

Инструкция к тесту «Незавершенные рисунки» Э. Торренса: «Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Затем испытуемому предъявлялся стимульный материал, приведенный в Приложении 2. В результате обработки теста выявлялся индекс невербальной креативности (КН).

Похожие диссертации на Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности