Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Пуфаль-Струзик Ирена

Структурно-иерархическая модель творческой активности личности
<
Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности Структурно-иерархическая модель творческой активности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пуфаль-Струзик Ирена. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2003 357 c. РГБ ОД, 71:03-19/27-X

Содержание к диссертации

Введение

Часть первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 17

Глава 1. Психологический анализ основных парадигм и принципов исследования творческой личности. 17

Глава 2. Человек, как активный и творческий субъект - автор событий. Основной понятийный аппарат. 45

Глава 3. Личностная обусловленность творческой активности личности.

3.1. Характерные черты творчески активных личностей. 56

3.2. Мотивация творческой активности. 63

3.3. Стереотипы пола и возможности творческих достижений у женщин и мужчин. 72

3.4. Творческие возможности личностей разного возраста. 82

3.5. Творчество как ценность. 101

Глава 4. Общественная обусловленность творческой активности. 107

4.1. Социальный климат а творчество. 107

4.2. Оптимальные общественные условия и творческое развитие способностей в онтогенезе. 113

Глава 5. Структурно - иерархическая модель творческой активности личности. 126

Часть вторая. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. 134

Глава 6. Методическая программа и этапы исследований. 134

6.1. Исследование условий семейного воспитания творчески одаренных детей и молодежи. Первый этап . 136

6.2. Исследование психологических и общественных условий творческой активности в науке. Второй этап. 141

6.3. Исследование психологических, общественных и организационных условий технического творчества.

Третий этап. 153

6.4. Исследование личностных и общественных условий художественного творчества. Четвертый этап. 163

Глава 7. Алализ социального контекста творческой активности. 171

7.1. Различия в сфере опыта прошлого между успешными и неуспешными в творческом плане личностями. 172

7.2. Актуальный опыт исследуемых личностей, непосредственно и опосредственно связанный с творчеством. 179

7.3. Предположения успешных и неуспешных в творческом плане личностей относительно своего будущего. 184

7. 4. Подведение итогов исследований. 187

Глава 8. Эмпирическое исследование свойств темперамента и характера успешных и неуспешных в творческом плане личностей. 190

8.1. Анализ личностных факторов I степени. 190

8.2. Анализ личностных факторов II степени. 198

8.2.1. Творческая активность и уровень беспокойства 200

8.2.2. Творческая активность и уровень экстраверсии -интроверсии. 201

8.2.3. Творческая активность и интеграция личности. 204

8.3. Подведение итогов исследований. 206

Глава 9. Творческая направленность личности как динамическая сила творческой активности. 209

9.1. Система психических потребностей у творчески активных личностей. 210

9.2. Специфические и неспецифические мотивы творческой активности. 217

9.3. Общие измерения мотивации творческой активности.

Результаты факторного анализа. 227

9.4. Подведение итогов исследований. 230

Глава 10. Место творчества в системе личных ценностей. 234

10.1. Различия в выборе ведущей ценности между исспытуемыми. 247

10.2. Творчество, как жизненно-важная деятельность личности. 253

10.3. Подведение итогов иссдедований. 264

Часть третья. ОБРАЗОВАНИЕ «ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА». 267

Глава 11. Цели и задачи образования «для творчества» . 267

Выводы 282

Библиография 286

Приложения 321

Введение к работе

Актуальность исследования

Анализ трудов многих исследователей, работающих в области психологии творчества (Д.Н.Абрамян, 1995; Л.Н.Алексеева, 1988; Г.С.Альтшулер, 1994; Д.Б.Богоявленская, 1973, 1983, 1999; А.В.Брушлинский, 1969; Т.В.Виноградова, В.В.Семенов, 1993; А.Г.Виноградов, 1990; Н.Б.Вишнякова, 1996; А.В.Гуружапов, 2002; Л.Б.Ермолаева-Томина, 1977; Н.С.Лейтес, 1984, 1994, 1996; А.Н.Лук, 1976; А.М.Матюшкин, 1972, 1991; А.А.Мелик-Пашаев, 1981, 1994, 1998; Л.В.Попова, 1996; В.Н.Пушкин, 1986; К.В.Тарасова, 1981; К.А.Торшина, 1998; В.Э.Чудновский, 1986; Е.Л.Яковлева, 1994, 1996; М.Г.Ярошевский, 1985, а также T.M.Amabile 1983, 1990; F.Barron, 1969; W.Dobrolowicz, 1991, 1992, 1993, 1994; D.W.MacKinnon, 1962, 1978; A.Matejko, 1965; R.M.Milgram, 1990; A.Nalaskowski, 1989; E.Necka, 1987, 1995, 2001; S.Popek, 1987, 1988; M.A.Runco, R.S.Albert, 1990; A.Strzalecki, 1969, 1989; A.Tokarz, 1985; P.S.Weisberg, K.J.Springer, 1961), показывает, что объектом исследований чаще всего являются отдельные характеристики творческой личности и ее деятельности: ее способности (талант) и обусловливающие ее развитие личностные черты, характер, темперамент, мотивационные качества; сам творческий процесс; продукт творческой деятельности (произведения). Редкостью являются исследования, в которых авторы пробуют одновременно охватить многие факторы (личностные и общественные), детерминирующие творческую активность человека (Я.А.Пономарев, 1976, 1983; S.Popek, 2001; M.I.Stein, 1986; K.Urban, 1990).

Исследуя детерминанты творческой активности, психологи чаще всего акцентируют внимание исключительно на интеллектуальных качествах (образованность, творческие способности, талант) или исключительно на личностных качествах, реже - на общественных условиях творческой деятельности (T.M.Amabile, 1983; M.Csikszentmihalyi, 1996; Я.А.Пономарев, 1994; A.Rothenberg, B.Greenberg, 1976; D.K.Simonton, 1988;

R.J.Sternberg, T.I.Lubart, 1991). В нашем исследовании мы стремимся показать творческую активность как многомерное пространство, содержание которого определяется комплексом взаимосвязанных и взаимополагающих психологических (личностных) и общественных факторов.

Анализ большого научно-эмпирического материала, связанного с изучением проблемы творчества, показывает, что исследователи используют самые разные термины и огромное количество методов для определения и изучения творческого процесса, творческих личностей и творческих произведений. Указанное многообразие, к сожалению, не способствует синтезу знаний о творческом процессе.

Наиболее сложной проблемой исследований творчества является отсутствие достаточно четкой их связи с общей концепцией личности в психологии. Данное положение требует поиска концепции человека, учитывающей взаимосвязь между активным субъектом и активной средой, концепции, способной объяснить психические процессы личности с точки зрения выхода субъекта за рамки ситуации, за рамки имеющегося у него опыта в результате собственной творческой деятельности.

О способности субъекта «выходить за пределы» писали: С.Л. Рубинштейн («человек в собственной деятельности способен выходить за пределы непосредственной жизни», «два жизненных стиля: "внешней" и "внутренней" жизни»; 1986), Я.А.Пономарев (выход за пределы задания как компонент творчества; 1990), В.Э.Чудновский (выход за пределы собственной личности; 1981, 1986), В.А.Петровский в концепции «надситуативной активности» (выход за пределы ситуации; 1975, 1976), Д.Б.Богоявленская в концепции интеллектуальной активности (выход за пределы заданного, пределы требований; 1999), Л.М.Митина в концепции «профессионалного развития личности» (выход за пределы непосредственной профессиональной деятельности; 1998). Ю.Козелецкий в своей трансгрессивной концепции личности сделал способность к трансгрессивным действиям, которые требуют выхода за пределы актуальных собственных возможностей, полученной информации и знаний, основной обобщающей идеей, принципом психологической концепции личности, позволяющей рассматривать человека не как совокупность «деталей», а как систему (1987, 2001).

Благодаря способности «выходить за пределы» субъект осуществляет творческие изменения как в среде, так и в себе самом: «в творчестве созидается и сам творец» (С.Л.Рубинштейн, 1986), «человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком» (С.Л.Рубинштейн, 1989), «человек создает сам себя»

(Л.И.Божович, 1968), «человек в творчестве становится больше самого себя», «позвышается над собой» (А.А.Мелик-Пашаев, 1999), «вкладывая себя в определенную деятельность, человек изменяется и совершенствуется» (В.Э.Чудновский, 1990).

Концептуальная схема анализа творческой активности, разработанная нами, основана на принципах теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), принципе субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская, T.Tomaszewski), а также принципе «личность и продукт ее труда» (С.Л.Рубинштейн). Теоретической основой наших исследований являются также ключевые положения и идеи, содержащиеся в концепции Л.С.Выготского (общая концепция о взаимосвязи обучения и развития - зона ближайшего развития, 1982), Б.М.Теплова («способности развиваться в процессе конкретной деятельности», 1952), Я.А.Пономарева (общая концепция творческой активности - идея исследования творчества как комплексной проблемы, 1972, 1976), А.А.Мелик-Пашаева (концепция «эстетической позиции», 1994), В.В.Рубцова (новые технологии обучения, 1987).

Общественная значимость исследования объясняется все большей потребностью умножения знаний психологов, педагогов, учителей, студентов, а также специалистов, которые занимаются стимулированием творческой активности других лиц путем формирования социальных условий, способствующих творчеству в различных областях деятельности: в искусстве, в науке и технике.

Объект исследования: творческая активность личности.

Предмет исследования: структура личности и социальный контекст творческой активности субъекта.

Основная гипотеза исследования: Дальнейшее углубление научных представлений о творческой активности человека возможно лишь на основе личностного подхода к изучению данного феномена: творческая активность не сводится к взаимодействию отдельных психических свойств и качеств человека. Она есть результат функционирования целостной личности.

Общая гипотеза конкретизирована в нескольких частных.

Частные гипотезы: 1. Творческая активность есть результат соотношения и взаимодействия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллектуальные способности и умения), эмоционального переживания процесса творчества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру.

  1. Тем пераментально-характерологическую основу творческой активности составляет сильное Я субъекта и склонность к рефлексии.

  2. Динамической силой творческой активности является творческая направленность личности, основу которой составляет потребность в творчестве (стремление к выполнению трудных задач, к открытиям, инновациям).

  3. Наиболее специфической для успешной творческой активности субъекта является мотивация, источник которой находится внутри самой творческой личности.

  4. Социальная действительность, в которой находится творческая личность, является не просто внешним контекстом творческой активности: социальные факторы, вступая во взаимодействие с индивидуальными качествами субъекта, создают комплекс «внешне-внутренних» факторов, побуждающих или тормозящих проявления его творческой активности.

  5. Результатом творческой активности является не только создание оригинальных произведений и открытий, но и внутренние изменения, происходящие в самой личности: раскрытие способностей, совершенствование творческих умений и навыков, появление нового отношения к окружающему миру и самому себе.

Цель работы: в ходе комплексного теоретико-эмпирического анализа создать структурно-иерархическую модель творческой активности личности и определить личностные и социальные факторы, благоприятствующие творческой деятельности.

Основные исследовательские задачи:

1. Определить соответствующий методологический подход к исследованию
условий творческой активности субъекта, а также выяснить содержание используемого в
работе понятийного аппарата.

  1. Представить творческую личность как активного субъекта, чья деятельность обусловлена многими факторами, в рамках трансгрессивной концепции человека Ю.Козелецкого, а также в свете научных воззрений С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Л.М.Митиной, Я.А.Пономарева, В.А.Петровского и В.Э.Чудновского.

  2. Разработать структурно-иерархическую модель творческой активности личности, а также определить основные объекты и отношения между ними в системе личности творчески действующего субъекта.

4. Создать методическую программу, позволяющую диагностировать
психологические и социальные условия творческой активности личности.

5. Для того, чтобы определить степень значимости эго-рефлексивных и
мотивационно-инструменталъных детерминант творческой активности личности, провести
сравнительные исследования групп успешных и неуспешных в творческом плане
личностей, в частности:

путем сравнения характеристик успешных и неуспешных в творческом плане испытуемых определить доминирующие свойства темперамента и характера творческой личности;

описать характер мотивационных механизмов, специфических для успешной творческой активности личности, а также определить, какой вид мотивации в наибольшей степени способствует творческой деятельности;

- раскрыть роль успешной творческой активности личности как источника
внутриличностных изменений индивида.

6. Учитывая временное измерение (ситуации из прошлого, настоящего и
предвосхищающего будущего), изучить основные факторы социального контекста,
способствующие творческой деятельности субъекта.

7. На основании разработанной модели и анализа результатов исследований
сформулировать ряд практических рекомендаций, которые касаются создания
психологических условий, благоприятных для развития творческой личности ребенка,
воспитания в духе творчества, а также создания творческой среды, способствующей
раскрытию творческого потенциала индивида.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что творческая активность рассмотрена как функция целостной личности с позиции новой в польской психологии трансгрессивной теории личности Ю.Козелецкого. Идею трактовки творчества как системного явления мы позаимствовали у Я.А.Пономарева (1990).

В рамках целостно-личностного подхода к исследованию творческой активности мы представляем творческую личность как субъекта, способного к преодолению собственных физических и умственных ограничений, то есть способного к трансгрессиям. Трансгрессии мы понимаем как намеренные, сознательные, продуктивные и нестереотипные действия и мыслительные процессы творческого и экспансивного характера, выходящие за рамки существующих до сих пор материальных, символических и социальных возможностей и достижений личности, благодаря которым индивид преобразует действительность. Трансгрессии мы считаем понятием более широким, чем творчество, посколько они охватывают две категории действий: экспансивные

(расширение своей территории, имеющейся власти, границ личной свободы, возрастание потребления благ, усиление контроля над природой и людьми и др.), а также творческие и инновационные (создание оригинальных произведений в области искусства, открытия в науке и технике).

Творческую активность мы считаем необходимым условием творческих и инновационных трансгрессий, расширяющих существующие до сих пор границы познания в индивидуальном или историческом смысле. В экспансивных трансгрессиях роль творческой активности не является необходимой.

Мы анализируем, перерабатываем подходы к исследованям творчества, представленные в отдельных психологических концепциях: Л.М.Митаной, В.А.Петровского, Я.А.Пономарева и Ю.Козелецкого, - и соединяем их в концепции творческой активности как функции целостной личности субъекта, который в творческих трансгрессиях «выходит за свои пределы» (за рамки актуальных собственных способностей, умений, достижений и возможностей) и становится источником новых общественно полезных ценностей.

На основе личностного подхода к анализу творческой активности и полученного эмпирического материала мы разработали концептуальную модель творческой активности личности, которая объединяет интеллектуальный подход (предполагающий рассмотрение творчества только с позиций интеллектуальных возможностей личности) и подход, рассматривающий творческую активность человека только из стороны отдельных качеств личности.

Нами выделены основные личностные качества: познавательные (интеллектуальные способности, умения, профессиональные знания), эмоциональные (эмоциональная и эстетическая восприимчивость), мотивационные (творческая направленность личности) и темпераментально-характерологические (сильное Я, склонность к рефлексии), неповторимое сочетание которых создает индивидуальность творческого субъекта.

Кроме того, мы выделили средовые факторы, которые во взаимодействии с индивидуальными качествами составляют комплекс «внешне-внутренних» факторов развития творческой активности субъекта. Среди этих факторов невозможно вьщелить какой-либо один в качестве «ведущего» или «генерального».

Внешние результаты эффективной творческой активности проявляются в том, какие изменения произошли в среде, а внутренние - в изменениях, произошедших в самой

личности: в появлении нового отношения к себе, развитии своих способностей, повышении собственной компетентности, профессионализма, чувства собственного достоинства, значимости, эмоциональной и эстетической восприимчивости, а также в формировании нового отношения к миру - поиске призвания, цели, обнаружении все новых материальных или символических границ, за которые можно выйти.

Мы показываем, как достигающий творческого успеха субъект не только развивается и создает новые и социально значимые ценности, но и самореализуется в творчестве.

Внесено уточнение в такие понятия, как «трансгрессивные действия», «трансгрессии экспансивные» и «трансгрессии творческие», «граница» (предел), «творческая активность», «субъект творчества», «самосозидание», «творческая направленность», «ситуация», «творческий климат», «потребности губристические» («hubris» - означает по-гречески стремление возвыситься; в настоящее время это понятие утратило свое первостепенное значение и стало описывать стремление к самоутверждению), «мотивация гетеростатическая», «мотивация гомеостатическая».

Полученные нами эмпирические результаты позволили экспериментально проверить некоторые гипотезы «трансгрессивной теории личности» и дополнить ее новым содержанием, а именно:

мы ввели и конкретизировали понятие «творческая направленность» как основной мотивационный механизм творческой активности субъекта;

используя многомерный факторный анализ, мы ввели и точно охарактеризовали новые виды мотивации творческой активности, такие как независимая личная мотивация, охватывающая и познавательную мотивацию, и стремление к совершенству, инструментальная, охватывающая материальные мотивы и стремление к достижению превосходства над другими людьми, к соперничеству, защитная мотивация и общественная мотивация. Мы выделили два вида стремления к самоутверждению: первый - это стремление к совершенству (росту профессионализма, компетентности, достижению все новых высот творчества), а второй - это стремление к достижению превосходства над другими людьми (желание доказать свою большую значимость по сравнению с окружающими, ориентация прежде всего на признание окружающих, жажда славы, - все, что мешает сосредоточиться на процессе творчества); второй вид мотивации может порождать стремление к риску.

Практическое значение исследований

Результаты 20-летнего исследования творческой активности личности в научном, техническом и художественном видах деятельности, а также разработанная на их основе концептуальная модель были многократно использованы автором настоящей работы в ходе исполнения обязанностей консультанта и председателя Воеводской Комиссии по аттестации для педагогов и психологов при Воеводском Методическом Центре в г. Кельце (Польша) с 1990 г. по настоящее время. Для учителей, педагогов и психологов разработаны серии рекомендаций, способствующих успешному развитию творческой активности детей и молодежи.

Выводы и предложения, сформулированные на основе авторских исследований, являются базовыми для ряда программ обучения, включенных в планы высшего образования в нескольких высших учебных заведениях Польши (Свентокшиской Академии и Свентокшиском народном университете г.Кельце).

Результаты исследования по определению условий научного творчества были использованы в программе, осуществляемой под руководством диссертанта, для молодых научных кадров педагогического экстерната Свентокшиского народного университета г.Кельце. Исследования, проведенные в сфере технического творчества (в рамках мероприятий Ведомства по проблемам базовых исследований Ведомственной программы основных исследований /RPBP. III. 29/. Генеральный спонсор - Министерство Народного Образования, координатор - Институт Психологии Краковского Ягеллонского Университета), были использованы в ряде практических предложений по осуществлению задачи охраны труда инженерно-технических кадров (с учетом факторов, блокирующих творческую активность работников), и направлены руководителям научно-исследовательских отделов двух крупных промышленных концернов Келецкого воеводства. Кроме того, результаты исследований проблемы оптимального стиля управления подчиненными по развитию их технического творчества используются диссертантом, исполняющим обязанности консультанта в Конкурсной Комиссии на должности директоров промышленных предприятий, которая работает при Учреждении Воеводской Администрации в г. Кельце. Результаты последних исследований, связанных с проблемой обусловленности художественного творчества, реализованы в рамках многолетнего проекта исследований 73/В в Свентокшиской Академии г.Кельце и послужили основой для научных публикаций автора.

Апробированный методический инструментарий может быть использован для диагностики внешних и внутренних условий творческой активности личности в различных видах деятельности.

Предложенная концептуальная модель и результаты многолетних исследований легли в основу адресованных родителям и учителям рекомендаций, касающихся формирования творческого стиля обучения и воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту;

1 .Творческую активность как явление комплексного характера, связанное практически со всеми свойствами личности, а также с социальной средой, следует анализировать в рамках такой теории личности, которая позволяет системно и целостно объединить все внутренние и внешние факторы, способствующие творческой активности личности. Таким условиям в польской психологии отвечает трансгрессивная концепция личности Ю.Козелецкого.

  1. Феномен творческой активности может быть исследован лишь на основе целостно-личностного подхода, рассматривающего действующего субъекта в системе соотношения познавательных, эмоциональных, темпераментально-характерологических факторов, которые составляют ее (творческой активности) внутренние условия, а не отдельных, хотя и сложных психологических качеств (например, интеллектуальных способностей).

  2. Эффективную реализацию индивидуальных познавательно-интеллектуальных возможностей личности в творческой деятельности и формировании творческой мотивации обусловливают сложные темпераментально-характерологические качества в структуре личности:

- сильное Я, понимаемое нами как сложная личностная характеристика,
возникающая в контактах с людьми и в деятельности, описывающая эмоционально зрелую
личность, устойчивую к действию фрустрации, доверяющую себе и независимую в
суждениях и поведении. Перечисленные качества способствуют сохранению
направленности личности на творчество;

- склонность к рефлексии (к размышлениям, к самостоятельному анализу ситуаций
и проблем), позволяющая быть открытым по отношению к источникам информации,
потенциально пригодным для реализации поставленной цели или для решения трудных
проблем;

- эмоциональная и эстетическая восприимчивость, являющаяся условием неповторимого способа переживания творчества, самого себя, восприятия мира, эстетического отношения к действительности и ощущения творческой связи с другим человеком.

4. Основным мотивационным механизмом творческой активности является творческая направленность личности. Она не только отвечает за активизацию действия, но и влияет на расход энергии, формирует также направленность субъекта на эффективное использование индивидуального потенциала и отвечает за регулирование поведения согласно принятому намерению (выбору цели, иерархии ценностей). Творческая направленность личности и ярко проявляющиеся творческие способности взаимосвязаны, они «как бы ведут за собой личность» (выражение В.Э.Чудновского), то есть определяют формирование творческой направленности:

- главными движущими силами (побудителями, двигателями согласно
Л.И.Божович) творческой активности являются потребности (мотивы): потребность
творчества, а также познавательная потребность и потребность в самоутверждении;

- дополняющие друг друга, взаимозависимые потребности (мотивы) выстраиваются
в определенную систему, иерархию и определяют ведущую мотивацию («руководящую
идею личности» - Б.М.Теплов, или «занятую личностью позицию» - С.Л.Рубинштейн),
которая придает деятельности субъективный личностный смысл;

- наиболее специфической и способствующей творческой активности является
мотивация самопобуждающего характера, источник которой находится в самой
творческой личности. В основе этой мотивации лежат три потребности: потребность в
творчестве (как ведущая, доминирующая), познавательная и потребность в
самоутверждении (как главные). Эта мотивация обеспечивает поддержку на пути к цели,
она способствует реализации ценностей, позволяет быть независимым от неблагоприятных
внешних условий, а также получать удовлетворение от самого творческого процесса, а не
только от его результатов. Кроме того, она поддерживает или увеличивает стремление к
дальнейшему осуществлению творческих действий («чем больше сделано, тем больше
хочется сделать»).

5. Творческая активность и ее внешние результаты приводят к внутриличностным изменениям: повышению чувства собственной значимости как неповторимой личности, как индивидуальности (рост собственной значимости), постоянному развитию (рост собственной компетентности), самосовершенствованию и самореализации в творчестве.

6. Между социальным контекстом (составляющим внешние условия творческой
активности) и творческой активностью личности возникают двусторонние связи.
Творчески действующий субъект изменяет окружающую среду и остается под ее
положительным или отрицательным влиянием (развивается, вырастает, перерастает себя
самого или борется с помехами и трудностями, блокирующими творчество).

7. В воспитательной и образовательной деятельности необходим личностный
подход, который характеризует направленность на формирование Я-концепции ребенка,
отношение к ребенку как к личности, субъекту собственного развития и субъекту
воспитательного воздействия.

Методы исследования

К анализу условий творческой активности мы подошли с позиций целостной личности, приняв в качестве теоретико-методологической основы исследования личностно-деятельностный подход (человек использует свои способности в деятельности, они также формируются и развиваются в ней), разработанный А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном и Б.Г.Ананьевым, и принципы: самостоятельной творческой деятельности личности как основной детерминанты развития личности (С.Л.Рубинштейн и Л.С.Выготский), надситуативной активности (В.А.Петровский), трансгрессивного поведения (Ю.Козелецкий).

Экспериментальное исследование включало четыре этапа (1980 - 2001 годы), охватывающие разные области творчества: на I этапе изучались семейные детерминанты развития творческих способностей детей и молодежи. Следующие два этапа касались профессионального творчества: на II этапе изучались личностные и социальные условия научного творчества; на III этапе - организационные и психо-социальные условия технического творчества. Полученные результаты показали, что в творческой активности субъекта в разных областях участвует целая личность, поэтому целостный (личностный) подход к ее анализу обязателен. Они стали также основой для определения главных факторов в концептуальной модели. На IV этапе изучались лица, занимающиеся художественным творчеством. Результаты этого исследования, подробно представленные в диссертации, позволили дополнить модель факторами, способствующими проявлению творческой активности в указанных областях. Полная верификация модели, учитывающая специфику творческой активности в других областях творчества, требует дальнейших исследований, которые должны быть проведены с помощью тех же психологических

методик, которые мы применили в нашей работе, и на соответствующим образом подобранных активных в плане творчества людях.

Нами создана методическая программа, которая состоит из тестов, опросников, шкалы ценностей, анкет, а также оригинальных авторских методик, специально разработанных для целей IV этапа исследования:

«Анкета-интервью с творческими личностями», представляющая собой анализ опыта, детерминирующего начало творческой активности, ее развитие и личностную значимость;

«Шкала мотивов творчества», предназначенная для измерения 22 видов мотивов (потребностей) творчества (по пятибалльной шкале).

В исследовании были адаптированы и использованы следующие тесты:

16-факторный Личностный Опросник Р.Б.Кеттелла;

«Автопортрет» (M.I.Stein) (в польской версии «Потребности и стремления») - с целью выявления силы 25 видов потребностей;

«Тест выбора моральных ценностей» (Cz.Matusewicz) - для описания иерархии ценностей у испытуемых личностей.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты статистическому анализу и представлены в многочисленных таблицах и графиках.

Апробация

Основные положения и результаты исследований представлены на 45 международных и общепольских конгрессах и симпозиумах: Чехия (1994, 1995, 1997), Украина (Севастополь, Винница) (1996, 1997), Беларусь (Минск) (1997), Польша (Варшава, Краков, Познань, Вроцлав, Лодзь, Гданьск и др.); на съездах польского Психологического Общества; на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности (Психологического института РАО, Москва); в Институте психологии Ягеллонского университета (Польша: Краков), и в Свентокшиской Академии (Польша: Кельце).

Общее количество публикаций по теме данного исследования - 60 (общей численностью 945 страниц), из них две монографии, разделы в сборниках (в том числе в США) и статьи в зарубежных периодических изданиях (США, Великобритания, Германия, Чехия, Россия, Украина, Беларусь).

Часть первая.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

МОДЕЛИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Психологический анализ основных парадигм и принципов исследования творческой личности

Комплексные исследования условий творческой активности нуждаются в определенном адекватном подходе. Некоторые замечания, в связи с изучением данной проблемы, высказал М.Г.Ярошевский (1985). По мнению данного автора, термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Потому как. продолжает автор, возникает основная коллизия психологии творчества (художественного, технического, научного): как соотнести изучение творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры? Наука является одним из компонентов культуры как целостного образования. Поэтому она требует исследования в системе этого целого, выяснения ее взаимоотношений с другими компонентами.

С одной стороны действительно, что «к чему бы ни прикоснулась рука человека, на всем остаются отпечатки его душевной жизни». Однако с другой стороны, если бы психология могла объяснить результаты человеческой мысли в культуре, то она утратила бы свою специфику. Указанный автор обращает внимание: «И художественный стиль, и научная парадигма в равной степени детерминированы факторами культуры. Каким образом эти факторы ввели в действие интимные психологические механизмы, породившие творческий продукт, по облику последнего судить невозможно, как бы проницательно в него ни вглядываться. Ведь этот продукт воспроизводит (в форме художественного образа или научного понятия) независимую от субъекта действительность, а не предметно-преобразующую ее духовную активность конкретного субъекта, постичь которую призвана психология творчества» (Ярошевский, 1985, с. 17).

Уровень исследования познавательных механизмов и процессов творчества зависит от общеизвестных схем и программ, доминирующих в данном научно-историческом контексте. В психологии господствовали два подхода: детерминистский и недетерминистский. В настоящее время исследователями представлена новая модель человеческого организма, как некой эластичной структуры, способной к эффективной и творческой адаптации в изменяющейся среде. Подобная постановка проблемы во многом меняет перспективу поиска механизмов и факторов, влияющих на психические действия субъектов.

Прежде, в эпоху господства ассоцианизма, эти факторы локализовались в пределах сознания (души) как замкнутой системы, недра которой излучают творческие импульсы. Теперь же не сознание, а адаптивное поведение приняло на себя роль субстрата этих импульсов. Построение организмом новых психических действий объяснялось в русле бихевиоризма отбором, случайно оказавшегося успешным (метод проб и ошибок). Другим влиятельным направлением стал гештальтизм, утвердивший принцип самоорганизации психических (ментальных) структур (гештальтов). Возникновение нового трактовалось как акт их мгновенной перестройки (инсайта). Влияние мотивационного фактора на поведение человека, задало основной вектор разработки Фрейдом его исследовательской программы, где указанному фактору был придан облик всепоглащающего сексуального влечения, одним из способов избавления от которого (катарсиса) служит творчество.

Во всех этих концепциях (при их различии) имелась общая ориентация на определенный способ детерминистского объяснения процессов возникновения психических продуктов, которых не было в прежнем опыте индивида. На этот способ указывали понятия о пробах и ошибках, инсайте, катарсисе, которые стали широко применяться с целью объяснения психологической ипостаси творчества. Но детерминизим детерминизму рознь. Концепции бихевиоризма, гештальтизма, фрейдизма не выводили психологическую мысль за пределы принципа гомеостатической регуляции (психические акты служат достижению равновесия между организмом и средой), открытие которое имело революционное значение для биологии, но не проливало свет на культурно-историческую детерминацию сознания, тем более творческого (Ярошевский 1985, с. 19, ср. Петровский 1975).

Вместе с тем научной мыслью были представлены другие аналогии. Например, предполагается, что рождение новой идеи напоминает генетическую мутацию или непредсказуемый скачек электрона с одной орбиты на другую. Однако в отличии от генетики и квантовой физики эти представления не придали какой-либо степени научности объяснениям творческого процесса. Психология сознания в попытках представить динамику процессов, скрытых за предметом культуры (произведениями искусства, достижениями науки, техники и др.), не признавала за ним самим никакого детерминационного влияния на саму динамику. Но и психология поведения была не в лучшем положении: культурно-историческая ценность, создаваемая реальными индивидами, ни в каком смысле не выполняла роль самостоятельной детерминанты по отношению к их действиям. Эта ценность могла быть только объясняемой (наибольшую активность в плане истолкования продуктов культуры действием подспудных психических сил развил фрейдизм), но она никогда не вводилась в механизм творчества в качестве регулятора, изнутри перестраивающего психическую организацию субъекта.

Исследование условий семейного воспитания творчески одаренных детей и молодежи. Первый этап

В течение нескольких лет были проведены исследования детей 10 - 14 летнего возраста. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе проводились предварительные исследования, целью которых был отбор творчески одаренных детей. Исходным предположением представлялась сложность выяснения последовательного и правдоподобного мнения учителей по интересующей нас проблеме, так как они не всегда умеют отличать творческого ученика от ученика способного (который может быть творческой личностью, но не всегда ею является). С этой целью нами была разработана «Шкала оценок для учителей». Мы значительно ограничили этот путь оперирования различного рода частными критериями оценки. Вопросы были сформулированны таким образом, чтобы можно было утверждать, что дети сами для себя выдвигают творческие задачи и самостоятельно их реализуют, достигая определенного идеального состояния, которое они для себя определили, руководствуясь познавательной мотивацией или стараются реализовать те цели, которые ставит перед ними окружение, руководствуясь мотивами типа: обязанности или желание общественного признания.

Выявленные на предварительном этапе исследования дети с творческими способностями (из группы 1090 учащихся от 4 до 7 класса было отобрано 80 учеников) были исследованы при помощи разработанного нами „Теста Творческих Способностей", напоминающего, по сути предложенных тестовых заданий способностей дивергентного мышления, разработки известного исследователя интеллигентности (образованности) J.P.Guilforda(1978).

В тесте представлено 9 заданий (с временным ограничением на выполнение каждого - 3 минуты), измеряющих следующие способности характерные для творческого мышления: равномерность слова (тест с преложенными окончаниями), асоциативность (тест дополнений и сравнений), выразительность (тест построения предложений), генерирование идей (тест полезности), гибкость (тест альтернативных использований), оригинальность (два теста последовательности и тест коротких историй) и восприимчивость к проблемам (тест разрешения проблем). По мнению учителей творчески одаренными оказались дети (N=60), показавшие высокие результаты в тесте творческих способностей, позволяющие определить их логическое, гибкое, и оригинальное мышление, h способствующее большей открытости (восприимчивости) на новые проблемы. Следующей пробой было определение атмосферы родительского дома (эмоционального климата) и условий воспитания творчески одаренных детей при помощи специально сконструированного нами биографического интервью. Вопросы, входящие в интервью, имели в большинстве своем открытый характер и представляли собой следующие тематические блоки: I блок (15 вопросов): формальные данные о ребенке и о его семье; II блок (19 вопросов): касающийся структуры семьи; III блок (9 вопросов): отношения с ровестниками; IV блок (19 вопросов): система требований и ограничений, уровень признаваемой свободы, характер контроля поведения; V блок (8 вопросов): система поощрений и наказаний, их частота и характер; VI блок (9 вопросов): система ценностей родителей; VII блок (23 вопроса): отношения родители - ребенок: эмоциональные отношения с обоими родителями, помощь в трудных ситуациях, дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций; блок VIII (18 вопросов): интересы и активность в свободное время: задатки активности родителей по отношению к интересам детей, помощь в их реализации, заинтересование эффектами, увлечение началом активной » творческой деятельности, творческого использования свободного времени, контакты с искусством. 138 Характер родительских подходов мы определили с помощью «Опросника по исследованию родительских отношений» М.Земской. Опросник включает 50 утверждений, касающихся поведения родителей по отношению к детям и их точки зрения на тему воспитания (по 12 в четырех шкалах), по отношению к которым испытуемые выражали свое мнение по четырехбалльной шкале: «полностью согласен» (4 балла), «скорее не согласен» (3 балла), «скорее не согласен, чем согласен» (2 балла), «совершенно не согласен» (1 балл). С помощью опросника можно определить следующие воспитательные позиции: доминирование над ребенком, безпомощность по отношению к ребенку, излишнее эмоциональное внимание, излишняя дистанция по отношению к ребенку. На основе результатов сравнительного анализа условий воспитания в семье у детей, проявляющих и не проявляющих творческие способности, были сделаны следующие выводы: - дети из семей с единственным ребенком, получили более высокие результаты по тесту творческих способностей в разделе гибкость мышления, что может являться показателем более частых и плодотворных вербальных контактов, нежели в семьях с К большим количеством детей; - творческие дети получили более высокие показатели в науке по сравнению с детьми нетворческими, хотя это и не означает то, что они являются лучшими учениками в классе, не были также до этого принуждаемы родителями; - наибольшее участие в воспитании детей в обоих типах семей принимали матери. Они, несмотря на то, что заняты профессиональным трудом и домашними обязанностями, уделяют детям необходимое им тепло, интересуются их делами и тайнами. Матери творческих детей не давят их инициативы, а наоборот, помагают им в достижении успехов. Они не были сверх заботливыми, ни одна из них не представляла собой личность автократическую, сверхтребователъную по отношению к детям. В воспитании творческих детей проявлялись (чаще, чем в иных случаях) элементы допустимой свободы (автономии). Эмоциональное непонимание проявлялось в семьях детей с ниским уровнем творческого мышления и не наблюдалось в семьях творчески одаренных детей.

Цели и задачи образования «для творчества»

Достаточно обширная научная литература по теме воспитания, формирующего творческие способности личностей различого возраста, включает в себя ряд предложений последовательных тренингов способностей и личностных предрасположенностей. В научной литературе среди других авторов можно указать таких как: Н.Б.Вишнякова (1996), Е.И.Исаев (1997), Н.С.Лейтес (1960, 1971, 1984, 1996), А.М.Матюшкин (1972, 1991), А.А.Мелик-Пашаев (1995, 1998), Л.М.Митина (1994, 1995, 1996, 1998, 1999), В.А.Моляко (1983,1990), З.Н.Новлянская (1995), Л.Ф.Обухова (1995), С.А.Пиявскнй (1998), Ю.А.Полуянов (1998), Ю.М.Попова (1987), В.Э.Чудновский (1986, 1990), Е.Л.Яковлева (1994) и др.

Из польских ценно выделить работы следующих авторов: I.Borzym (1969); W.Dobrotowicz (1993); T.Lewowicki (1980); W.Limont (1994); A.Nalaskowski (1998); E.N?cka (1992); W.Panek (1997); S.Popek (1987); M.S.Szymariski (1987); I.Wojnar (1984) и др. В западной научной литературе существуют авторские разработки по развитию творческих предрасположенностей взрослых и детей в работах: E.DeBono (1985), J.Freeman (1991, 1996), R.Gloton (1985), A.Maslow (1967), W.N.Patterson (1986), D.J.Pepler, N.S.Ross (1981), M.F.Shaughnessy (1994), P.Torrance (1993), A.Ziv (1983) и др.

В настоящее времия перед образованием ставятся новые и особо важные задачи, поскольку в мире непрерывного всеобьемлющего новаторства необходимы творческие люди, преодолевающие пределы средних возможностей, активные и творческо предпринимательски профессиональные. Одной из наших задач является воспитание и обучение, способствующее многостороннему развитию личности, творческих позиций и поведения людей в различном окружении.

Начинать следует с периода детства. Первыми моделями творческого поведения для детей являются родители, с условием, что они располагают знаниями о творческом процессе, о специфике поведения творческих детей, о способах побуждения творчества у детей, но лучше всего, чтобы сами родители были бы, пусть не вьщающимися, но творческими личностями. Отсюда вытекает постулат о необходимости усиления внимания в подготовке всех специалистов, занимающихся формированием и обучением других (взрослых и детей), вооружая их знаниями из области психологии творчества. Поэтому мы постарались включить в наши авторские программы элементы знаний из области общей психологии, социальной, воспитательной, психологии принятия решений и ведения творческих переговоров, психологии управления и общественных отношений на высших курсах, на педагогических и менеджерских факультетах, в нескольких высших школах г. Кельце. В целом, это курс психологии в большей степени приближен к практике („менее научная» психология), опирающийся на наши многолетние исследования и ориентированный на передачу необходимых знаний, обучения слушателей творческим основам, их восприимчивости творческих и эстетических ценностей. Обычне взгляды в традиционной системе воспитания напоминают всяческие изменения разумного и пассивного человека, мало склонного к типу работника новаторского совершенства.

В современном воспитании детей - по нашему мнению - необходим личностный подход, предполагающий последовательное отношение к воспитаннику как к личности. Как пишет В.Э.Чудновский: «На способности надо воздействовать через личность» (1986, с. 80). Важным является направление на формирование Я-концепции ребенка, готовности к творческому совершенству в себе в каждом возрастном периоде, готовности к совершенству творческих изменений своего окружения (развития мира). Так понимаемое воспитание, названное нами воспитанием ,.для творчества" (расчитанным на будущее) основнывается на предпосылке, что наиболее эффективным средством развития способностей ребенка является формирование у него определенной структуры личности. Воспитание ,для творчества" должно реализовать следующие цели: воспитание с целью создания новых ценностей культуры, воспитание с целью совершенства общественных инноваций, воспитание с целью изменения себя (саморазвитие, самореализация, автосозидание).

Похожие диссертации на Структурно-иерархическая модель творческой активности личности