Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представление женщины о себе как о матери до и после родов Леус Татьяна Викторовна

Представление женщины о себе как о матери до и после родов
<
Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов Представление женщины о себе как о матери до и после родов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Леус Татьяна Викторовна. Представление женщины о себе как о матери до и после родов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2001 203 c. РГБ ОД, 61:01-19/398-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Я-концепция: история и современное состояние проблемы 8

1.1. История разработки проблемы Я-концепции 8

1.2. Образ Я как система представлений о себе 13

1.3. Отношение к себе: общая и частная самооценки 24

1.4. Стабильность - пластичность Образа Я 31

1.5. Идентификация как механизм развития Образа Я 39

ГЛАВА 2. Формирование представления женщины о себе как о матери 48

2.1. Формирование Образа себя как матери-на догенитальных стадиях развития

2.2. Образ себя как матери на генитальных стадиях развития и в период беременности 56

2.3. Период беременности и родов 66

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представления о себе женщины в период беременности и после родов 74

3.1. Программа эмпирического исследования 74

3.1.1. Цель, задачи, объект и выборка исследования 74

3.1.2. Методы и процедура исследования 76

3.2. Анализ результатов и их обсуждение 88

3.2.1. Анализ результатов экспериментальной группы (беременные женщины) 88

3.2.2. Анализ результатов экспериментальной группы (после родов) 119

3.2.3. Обсуждение результатов анализа данных контрольной группы испытуемых 131

3.3. Общие результаты эмпирического исследования 148

БИБЛИОГРАФИЯ 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 166

Введение к работе

Актуальность темы. В последнее время внимание исследователей всё сильнее привлекает проблема изучения материнства и психологических особенностей беременной женщины. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства и факторам индивидуального развития его у женщины [117, 123, 132, 133 и др.] В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией [9, 18, 19, 20, 56, 69, 75], психологией материнства [9, 12, 18, 36, 56, 76, 77]. Помимо этого, появились работы, исследующие психологические особенности беременной женщины с патологически протекающей беременностью [7, 24, 43, 67]. Одним из направлений таких исследований являются работы по проблемам невынашивания беременности [2, 17, 92], исследование навязчивых состояний у беременных [62]. Есть немногочисленные работы, посвященные изучению психологии материнства [9, 10, 12, 76], психологии женщин с нежелательной беременностью [18]. Однако полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и формирования материнского Образа. Нет подробного анализа стадий индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, что особенно важно с точки зрения предупреждения нарушений отношений мать- дитя, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка в его психическом развитии, а также послеродовых депрессивных состояний у женщины. Беременность и рождение первого ребёнка время стресса для женщины, когда актуализируются внутренние конфликты, принадлежващие прошедшим стадиям развития, связанные с Образом своей матери, идентификацией с ней на разных этапах формирования девочки. В период беременности женщине предстоит адаптироваться не только к новым объектным отношениям, где есть ребёнок, но и к своему внутреннему миру, в который ей предстоит включить свой новый Образ - Образ себя как матери. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве в структуре своего Я.

Понятие представление в работе определяется как воспроизведение Образов, воспринимаемых человеком. В отличие от Я-концепции, которая достаточно устойчива и стабильна, представление человека о себе, о каждом из своих Образов является пластичным и динамичным.

Цель исследования: выявить особенности включения материнского Образа в структуру Я-концепции женщины, находящейся на 3-ем триместре беременности и в послеродовый период.

Гипотезы.

1. Включение Образа себя как матери в систему актуальных для беременной женщины Образов определяет её эмоциональное отношение к себе.

2. В период беременности включённость Образа себя как матери в Образ Я на когнитивном уровне определяется идентификацией женщины со своей матерью.

3. После родов происходит включение Образа Я- мать в структуру Я женщины не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне.

Для проверки гипотез необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать Образ Я и самооценку женщины, находящейся на 3-ем триместре беременности;

2. Исследовать Образ Я и самооценку женщины непосредственно после рождения первого ребёнка;

3. Сопоставить результаты исследования Образа Я и самооценки женщины до и непосредственно после родов;

4. Сопоставить результаты исследования экспериментальной и контрольной групп.

В качестве предмета исследования выступили Образ Я и самооценка. Объектом исследования были женщины, находящиеся на 3-ем триместре беременности и эти же женщины, непосредственно после рождения ребёнка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование материнского Образа в структуре я- концепции женщины происходит в те периоды жизни женщины, которые связаны с возрастными и личностными кризисными этапами, одним из которых является период ожидания рождения первого ребёнка.

2. Идентификация женщины как будущей матери со своей матерью в период ожидания ею первого ребёнка необходима для наличия у неё в этот период уверенности в себе, высокой самооценки и отсутствия внутренних конфликтов, связанных с предстоящим материнством.

3. Включённость материнского Образа в структуру я- концепции происходит либо на поздних сроках беременности, либо после рождения ребёнка, в зависимости от идентификации женщины себя как матери со своей матерью. 4. После родов Образ себя как матери включается в структуру Я женщины не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне.

Научная новизна. В настоящей работе поставлена проблема включения в структуру Я- концепции женщины Образа себя как матери, а также включение Образа своего ребёнка в систему актуальных представлений о себе. Выявлена связь между включением Образа себя как матери в структуру своего Я и идентификацией со своей матерью в период беременности.

Практическая значимость. Результаты работы можно использовать для более глубокого понимания внутреннего мира женщины и особенностей формирования у неё представлений о себе как о матери. Данные, полученные в работе полезны для построения оптимальной тактики и стратегии психологической работы с женщиной в процессе консультирования и психотерапии как в период беременности, так и в дальнейшем.

На основе данных, полученных в результате исследования нами был разработан и внедрён тренинг с беременными женщинами, целью которого является снятие внутренней напряжённости, конфликтности, разрешение амбивалентных отношений со своей матерью на этом этапе, принятие себя в новом Образе - Образе матери.

История разработки проблемы Я-концепции

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни её универсального определения, ни единства в терминологии. У. Джемс (1991), которому, как одному из первых, принадлежат теоретические разработки в этой области, определил Я- концепцию как «поток сознания» или чувство собственной преемственности и неповторимости и выделил в нём два элемента -Я-сознающее и Я-как-объект. Однако не следует забывать об условности такого различения, поскольку в реальной психической жизни они настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я- как- объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может осознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления возможно только в понятийном аспекте, в психологическом они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различию, поскольку в психологическом аспекте они неразрывно взаимосвязаны. В своей теории У. Джемс фактически принимает точку зрения Канта, который предлагает выделить две подструктуры личности: чистое или познающее Я (I) и эмпирическое Я (Me). Обсуждая вопрос самовосприятия и самосознания, Кант писал, что человеческое Я кажется двояким: 1) Я как субъект мышления, которое обозначает чистую апперцепцию; 2) Я как объект восприятие, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт.

Дальнейшее своё развитие теория Я-концепции получила в работах американской социально- психологической школы. Основной вклад в его осмысление внесли Ч. Кули и Дж. Мид [26]-представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Ч. Кули [26] предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я- концепцию. В соответствии с концепцией «зеркального Я» Дж. Мид отметил, что большое значение при формировании Я- концепции играет самоопределение человека как носителя той или иной роли. Он утверждал, что в процессе развития путём осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека происходит постепенная интериоризация социальных требований, норм, моделей поведения.

Простейшей моделью этого процесса может служить, по Миду, как отмечает в своём исследовании И.С. Кон, психология детской игры. Сначала ребёнок просто подражает поведению окружающих его людей, выступая в разных ролях, но эти сменяющиеся роли ещё не интериоризированы в определённую систему. В отношениях с людьми ребёнок идентифицируется с ними, усваивая при этом и его отношение к себе, либо столь же однозначно приписывая другому свои собственные мотивы [40].

В концепции Мида «Я» предстаёт как производное от группового «Мы», которое оно косвенно включает в себя, причём содержание «Я» обусловлено уже не мнениями других людей, а реальными взаимоотношениями с ними, их совместной деятельностью. Кроме индивидуальных «значимых других» появляется обобщённый, «генерализованный другой», которым может быть не только семья или игровая группа, но и общество в целом. «Индивидуальное Я не просто включает в себя отдельные социальные компоненты, но всё оно в целом «есть по самой сути своей социальная структура, вырастающая из социального опыта» [38].

Формирование Образа себя как матери-на догенитальных стадиях развития

Представление женщины о себе как о матери складывается постепенно в течение всей её жизни. В литературе отмечается полидетерминированность этого процесса. В частности отмечаются такие факторы как генетические, отношения родителей, роль отца, роль матери и др. В своей работе мы выделим наиболее важный с нашей точки зрения фактор - взаимодействие со своей матерью.

Образ себя как матери начинает формироваться уже на догенитальных стадиях развития девочки, причём существенным фактором этого развития становится идентификация девочки со своей матерью. Г.Г. Филиппова в работе «Материнство: ставнительно- психологический подход» (1999) даёт характеристику материнской сферы и этапов её развития. Она отмечает 6 стадий развития у девочки материнской сферы:

1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе, когда происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско- детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы.

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками, когда в процессе сюжетно- ролевой игры с куклами в дочки- матери, в семью происходит становление основных компонентов материнской сферы.

3. Этап няньчания (с 5-6 лет до начала полового созревания), включает опыт собственного взаимодействия с объектом носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребёнком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской сфер поведения. Этот этап связан с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно- культурными моделями полового и материнского поведения.

5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребёнком. Он включает в себя беременность, роды, послеродовый период, младенческий возраст ребёнка.

6. Завершающий этап развития материнской сферы характеризуется состоянием эмоциональной привязанности к ребёнку, личностным принятием и личностным интересом к внутреннему субъективному миру ребёнка, к его развитию и изменению.

Однако, если первые четыре периода развития материнства мы обнаруживаем в литературе различной психологической направленности, то психология женщины в период беременности и родов, как этап ее развития наиболее проработана только в психоаналитической литературе, поэтому остановимся на главных жизненных этапах развития женщины, прежде чем она станет матерью в рамках этого подхода.

Действительно, желание маленькой девочки идентифицировать себя со своей матерью можно наблюдать в её играх и фантазиях задолго до появления физической возможности иметь ребенка [100, 106]. Чувство принадлежности к своему полу устанавливается в раннем детстве; сексуальная идентификация во многом выясняется к началу юности. Здесь, как и на каждой переходной фазе жизненного цикла, телесные изменения (изменения в нарциссизме, в объектных отношениях, в определяемых культурой образцах полоролевого поведения и в способах выражения своей сексуальности) непременно влияют на Образ Собственного Я и изменяют его.

Идеальные объектные представления формируются из ранних детских впечатлений от родителей, вбирают в себя фантазии об исполнении желаний, а так же опыт отношений [121]. Эти ранние образы являются весьма стойкими и становяться стандартами, с которыми субъект может соотносить себя, будущие объекты. Образ идеального Я частично происходит из идеальных объектных представлений. Качество интроектов определяется качеством ранних отношений между матерью и ребёнком и реакциями ребёнка на ограничения и фрустрацию. Формирование идеалов идёт одновременно с формированием интроектов. Ранние образы желаемого идеального состояния основаны на реальном или воображаемом преживании безопасности, удовольствия и аффективного единства внутри диады мать-дитя. Такое идеальное состояние образует идеальное представление о своём Я.

Методы и процедура исследования

Д. Браун и Дж. Педдер (1998) в «Введении в психотерапию. Принципы и практика психодинамики» отмечают, что метод РР используется ориентированными на исследование психоаналитиками и психотерапевтами (Feldman, 1975, Ryle, 1990) в целях изучения переноса, идентификации, чувства идентичности и близости представлений о чём-либо.

В отечественной психологии в работах А.Г. Шмелёва (1983, 1988, 1994) и В.Ф. Петренко (1985, 1988) теоретически и экспериментально показано, что технику РР можно рассматривать как более общий метод субъективного шкалирования, который применим к изучению личности через изучение индивидуального сознания. Исследователи обосновали, что техники РР, а также и другие психосемантические методы представляют возможность разрешения дилемы между «стандартизацией» и «индивидуациеи» при исследовании личности. Эта возможность была уже заложена Дж. Келли, который ориентировал свою теорию личностных контруктов на клинико-психологические цели, рассматривая данные ТРР как основу для последующей рационально- терапевтической работы. Сам Дж Келли рассматривал ТРР как инструмент «диалоговой диагностики», ориентированной на развитие диалога между клиентом и психотерапевтом.

Этот метод позволяет воссоздать характер отношений испытуемого к значимым объектам и людям, оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего её человека, выявить наиболее значимые параметры, лежащие в основе конкретных отношений и оценок, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека (своеобразную индивидуальную семантическую карту).

В нашем случае анализ репертуарных решёток, заполненных одним и тем же испытуемым в разные моменты времени (до и после родов), позволит проследить за динамикой конструктов, оценок и состояния человека в системе его собственных субъективных шкал. Этот метод, снабжённый сложной математической модальностью обработки данных, даёт богатейшую информацию о личности при анализе формального и содержательного аспекта результатов. Данный метод позволяет исследовать смысловые конструкты личности, которые относятся к глубинным схемам образа мира и используются человеком для структурирования субъективного опыта (Ю.А. Карпова, Е.П. Пуртова, 1997). А также позволяет оценить степень сходства между объектами оценивания.

В нашем исследовании тестирование проводилось в индивидуальной работе, матрица заполнялась экспериментатором в процессе беседы и процедура состояла из последовательных шагов.

1) Выбор объектов оценивания. Испытуемому предлагались заданные экспериментатором следующие объекты: Я сама; Мой будущий ребёнок (до родов) или Мой ребёнок (после родов); Я-мать; Я-дочь; Моя мать; Реальная типичная беременная женщина нашей культуры; Реальная типичная мать нашей культуры; Реальный типичный ребёнок нашей культуры. При этом не давалась инструкция, чтобы испытуемый представил какого-то определённого человека, которого он считал типичным, наоборот, акцентировалось внимание, что необходим не конкретный человек, а беременная женщина, типичная мать, типичный ребёнок вообще. Выбор объектов оценивания объясняется значимостью этих объектов для беременной женщины, находящейся на 3-ем триместре беременности или женщины-роженицы (Приложение 1).

2) Выявление конструктов. Под конструктами в данном исследовании понимается особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное на опыте, с помощью которых человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, «понимает» других людей, реконструирует систему взаимоотношений между объектами оценивания, выявляет ролевое поведение и строит Образ Я. Заданные объекты предъявлялись испытуемому тройками по заданному списку (Приложение 1). При составлении триад использовался последовательный метод то есть испытуемому предъявляется три элемента, где триады выбираются с определённой системой: каждый раз в триаде один из элементов заменяется новым. При предъявлении триад испытуемому давалась следующая инструкция: Выберите из трёх Образов один, который больше отличен от двух других.

Похожие диссертации на Представление женщины о себе как о матери до и после родов