Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Корнева Елена Николаевна

Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
<
Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корнева Елена Николаевна. Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 2005 150 с. РГБ ОД, 61:06-19/290

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общительность как свойство личности и различные аспекты ее изучения 10

1.1. Различные подходы к изучению общительности 10

1.2. Психологические особенности детского самодеятельного театра 19

1.3. Системный подход в изучении общительности и методика исследования 50

Глава II. Психологическая характеристика общительности различных групп школьников 57

2.1. Статистическая оценка различий между компонентами общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 57

2.2. Сравнительный анализ качественных различий общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 62

2.3. Основные трудности в реализации общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 82

2.4. Психологическая характеристика общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 87

Глава III. Различия в психологической структуре общительности у различных групп учащихся 94

3.1. Соотношение содержательно-смысловых и инструментальных характеристик общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 94

3.2. Сравнительный анализ психологической структуры общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 111

3.3. Специфика факторной структуры общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе 119

Заключение 126

Литература 132

Приложение 147

Введение к работе

Проблема использования театрального искусства в процессе развития личности активно разрабатывалась исследователями в различных сферах научного знания. В их числе и представители отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, С.Г.Шацкий и др.), и деятели театра (Н.Н.Сац, М.О.Кнебель, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, М.А. Чехов и др.). Эта проблема имеет и свой психологический аспект (Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей рассматривалась Т.И.Артемьевой, А.А.Мелик-Пашаевым; изучением вопросов развития актерских способностей занимались Н.В.Рождественская, Ю.И.Рубина, П.М.Якобсон и др. Ряд исследователей рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема изучения влияния театральной деятельности на развитие свойств личности остается далекой от своего окончательного завершения и представляет широкие перспективы для дальнейших исследований. Задачами развития личности средствами театра могут быть: самосовершенствование путем целеполагающей деятельности, а также повышение адаптационных возможностей в социуме на основе накопления опыта сценического (или игрового) общения.

В предпринятом исследовании, рассматривая психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, мы исходим из того, что общительность, как свойство личности, являясь и условием межличностного взаимодействия, и результатом этого взаимодействия, способствует решению задач развития личности. А особенности театрального коллектива как развивающей среды повышают эффективность этого процесса. На основе сравнительного анализа структуры общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном кол-

лективе, раскрывается специфика общительности и определяется зависимость социальной среды и данного свойства.

Объект исследования: общительность как системное качество личности.

Предмет исследования: психологические особенности и структура общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Цель исследования: анализ психологических особенностей общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Гипотеза исследования: особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, проявляются не только в степени выраженности различных компонентов, но и в психологической структуре общительности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать основные научные подходы к изучению общительности как свойства личности;

  2. осуществить анализ особенностей самодеятельного театрального коллектива как развивающей среды;

  3. определить общие и специфические моменты в психологических проявлениях общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе;

  4. выявить связи и отношения между компонентами содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности школьников, имеющих театральный опыт;

  5. изучить основные трудности в реализации общительности у школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе;

  6. установить различия в структурной организации общительности у исследуемых групп учащихся.

Теоретической основой исследования общительности явилась концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И.Крупнов), а также положение отечественной психологии о сие-

темном характере качеств личности (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А.Деркач, Б.Ф. Ломов и др.).

Методы исследования. Для измерения общительности была использована методика А.И.Крупнова («Бланковый тест»), методы статистической обработки данных: погрупповои анализ показателей общительности (U-критерий Манна-Уитни), корреляционный и факторный анализ.

Экспериментальной базой исследования являлись детские самодеятельные театральные коллективы, а также общеобразовательные школы г. Оренбурга, г. Москвы и Московской области. В исследовании участвовало 134 школьника 9-10 классов, из них 67 школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, и 67 школьников, не имеющих театрального опыта.

Обоснованность и достоверность выводов обеспечивается исходной теоретической концепцией системного анализа свойств личности, репрезентативностью выборки, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выявлены специфические связи внутри содержательно-смыслового (целевых и продуктивных переменных) и инструментально-стилевого аспектов (динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых и рефлексивно-оценочных переменных) общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Общительность этих школьников отличается, прежде всего, высоким уровнем общественных целей и продуктивностью в субъектно-личностной сфере, стеничностью, социоцентричностью и осмысленностью;

изучен характер специфических связей различных компонентов общительности, раскрыта ее психологическая структура у школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Целевой компонент коррелирует с самоактуализацией, саморазвитием и самосовершенствованием личности. Активный тип саморегуляции у них непосредственно связан с сохране-

ниєм старых привязанностей, продолжением дружбы с детских лет. При этом, чем шире круг общения школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, тем более зависимыми от внешних обстоятельств они становятся. Стремление быть полезным для друзей и знакомых, иметь хороших и верных друзей реализуется как в узком круге общения, среди старых друзей, так и в новых компаниях на различных встречах и вечеринках. При этом школьники надеются в основном на свои силы, считают себя ответственными за складывающиеся взаимоотношения с другими людьми. Что касается личностных целей в проявлении общительности (стремление проявить свои способности, стать авторитетным и уважаемым человеком и т.д.), то они связаны с аэнергичностью (узкий круг друзей, сохранение старых привязанностей и т.д.) и операциональными трудностями, что, в свою очередь, связано с экстерналь-ным типом саморегуляции;

- дана целостная психологическая характеристика общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, раскрывающая специфику ее количественных и качественных проявлений. Школьники, занимающиеся в самодеятельном театральном коллективе, большее внимание обращают на развитие своего внутреннего мира. Они достаточно избирательны в общении, которое становится более целеустремленным и осмысленным, способствующим установлению оптимальных межличностных отношений, и определению их жизненной позиции. У школьников, не занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, более выражена контактность, в то время как у школьников, имеющих театральный опыт, эти значения ниже. Обычные школьники более непосредственны в общении, они в меньшей степени регулируют свои порывы и устремления. В то время как школьники, занимающиеся в театре, более сдержаны, способны управлять своим поведением, хотя при этом часто надеются на везение, стечение случайных обстоятельств. Общительность обычных школьников носит более предметный характер, чем у школьников, занимающихся в любительском театре, которые больше добиваются самовыражения своего внутреннего "Я";

- выявлены специфические трудности в реализации общительности у
учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном кол
лективе. Для школьников-"артистов" обнаружены достаточно высокие показа
тели личностных и операциональных трудностей. Это означает, что они не все
гда идут на близкие отношения с людьми, иногда процесс общения с другими у
них сопровождается отрицательными эмоциями. Высокие показатели опера
циональных трудностей у школьников-"артистов", в основном, объясняются
повышенной требовательностью к себе в отношении общественных правил и
норм. Школьникам, не имеющим театрального опыта, мешает излишняя не
уверенность в себе, застенчивость, стеснительность в выражении мыслей и
чувств, что сдерживает их проявление общительности

- на основе факторного анализа показателей общительности установ
лены общие моменты и отличия в структурной организации общительности в
различных группах школьников. У учащихся, не имеющих театрального опыта,
структура общительности более слитная. У школьников, занимающихся в са
модеятельном театральном коллективе, психологическая структура общитель
ности принимает более четкий принцип организации данного свойства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при диагностике общительности; для подготовки научно-методических материалов, направленных на развитие общительности школьников средствами театра; в психоконсультационной и психокоррекционной работе практических психологов, а таюке в лекционных курсах по психологии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были использованы в практической деятельности психологов по развитию общительности школьников в детском оздоровительном лагере «Ромашка» г. Оренбурга, а также при проведении занятий на факультете социальной работы и информационных систем Московского гуманитарного университета по дисциплине «Психология». Результаты исследования докладывались на X и XI психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов и студентов

Московской гуманитарно-социальной академии (г. Москва, 2000 - 2002 гг.), на VI психологических чтениях студентов Международного независимого эколо-го-политологического университета (г.Москва, 2001 г.), на IV Дружининских чтениях (г. Сочи, 2005 г.).

Положения, выносимые на защиту:

Обнаружены значимые различия в степени выраженности отдельных компонентов общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Психологические особенности общительности школьников, имеющих театральный опыт, наиболее ярко проявляются в содержательно-смысловых характеристиках общительности.

Различия психологических проявлений общительности у школьников в различных средовых условиях выражаются также в своеобразии качественного состава различных переменных общительности, в иерархическом распределении признаков внутри каждой из ее составляющих и в степени предпочтения тех или иных признаков в реализации общительности.

Особенности психологической структуры общительности у исследуемых групп определяются зоной распределения основных корреляционных плеяд. У школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, они концентрируются как внутри содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности, так и между этими аспектами. У школьников же, не имеющих театрального опыта - в инструментально-стилевом аспекте общительности.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

Различные подходы к изучению общительности

Коммуникативные процессы многочисленны и разнообразны, они составляют важную сторону жизнедеятельности людей. При рассмотрении коммуникативного аспекта деятельности человека большинство исследователей преимущественное внимание уделяют общению, т.е. непосредственному процессу межличностного взаимодействия. Этот аспект, безусловно, актуальный, имеет достаточно широкий круг проблем, который успешно решается в целом ряде работ (Г.М. Андреева, 1988; А.А. Бодалев, 1983; Л.П. Буева, 1978; В.А. Кольцова, 1989; Б.Ф. Ломов, 1984; М.И. Лисина, 1986 и др.).

В теоретических работах последних лет общение рассматривается как самостоятельная деятельность, спецификой которой в отличии от других видов деятельности, является многообразие субъект - субъектных отношений (Б.Ф. Ломов, 1984). Кроме того, в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, 1981; Г.М. Андреевой, 1981; Т.В. Ахутиной, 1984; А.А. Бодалева, 1972, 1982, 1983, 1986; Л.С. Выготского, 1982; И.А. Джидарьян, 1981; М.С. Кагана, 1988; В.А. Кан-Калика, 1995; А.Н. Леонтьева, 1974, 1975, 1979; Б.Ф. Ломова, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984; B.C. Мерлина, 1982; Я.А. Пономарева, 1981; Е.В. Цукановой, 1981 и других, показано, что в коммуникативной деятельности происходит обмен информацией, передача опыта, удовлетворение духовных потребностей и становление личности в целом. Общение рассматривается как необходимое условие реализации позитивных задатков, стремлений, потребностей, как фактор формирования личности, ее кругозора, интеллекта, перцептивных, мнемиче-ских, мыслительных характеристик, эмоционально-волевой сферы и свойств характера.

В данной работе основной акцент делается на изучение общительности как свойства личности. Как известно, общительность - это относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта (мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических), которая проявляется в различных видах деятельности человека и обуславливает их. Иными словами, общительность является не только условием межличностного взаимодействия, но и его результатом. Она развивается и формируется в конкретной коммуникативной деятельности человека.

Анализ научной литературы показал, что необходимо разграничивать понятия "общение" и "общительность". Понятие "общение", как известно, подразумевает, прежде всего, социально-психологические, содержательные аспекты коммуникативной деятельности в межличностных взаимоотношениях, а "общительность" - индивидуально-психологическую характеристику человека. Однако, общение (как деятельность) и общительность (как свойство личности) не следует разрывать или противопоставлять, так же как смешивать или отождествлять. Как показывает обзор литературных данных, общительность часто изучается с какой-либо одной стороны (мотивационной, динамической или эмоциональной), т.е. доминирует одноаспектный, аналитический подход, который часто приводит к атомарному, упрощенному ее толкованию. С этих же позиций решаются и другие дифференциально-психологические проблемы общительности различных групп людей. Совершенно очевидно, что анализ психологических особенностей по какой-либо одной переменной значительно ограничивает возможности целостного осмысления общительности как системного качества человека. Кроме того, в отдельных обобщающих обзорах по изучению общения, общительность как личностный фактор субъект - субъектного взаимодействия вообще исчезает из поля зрения.

Справедливости ради следует отметить, что в последнее время появился цикл работ, особенностью которых является комплексное рассмотрение дифференциально-психологических проблем общительности в зависимости от возраста (Волк М.И., 1996), пола (Тырнова О., 1996) и национально-этнических факторов (Т.А. Баумштейн, 1995). Вторая особенность состоит в том, что в этих сравнительных исследованиях делается акцент на изучение психологической структуры общительности, а не на степень выраженности ее различных компонентов у людей, различающихся по полу, возрасту и национально-этническому признаку. Это дает возможность для более широкого качественного анализа общительности как многомерного, системного образования.

Статистическая оценка различий между компонентами общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе

Проанализируем различия между компонентами общительности школьников по показателям интенсивности и вариативности (табл. 1). Показатели интенсивности свидетельствуют о частотности, степени устойчивости и постоянстве стремлений к общению. Показатели вариативности указывают на широту, разнообразие приемов и способов реализации конкретных переменных данного качества. Статистическая оценка различий между компонентами общительности осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Из таблицы 1 видно, что с количественной стороны наибольшие различия по показателю интенсивности обнаруживаются по переменным общественных целей (р 0,01), стеничности (р 0,01), социоцентричности (р 0,01), субъектно-сти (р 0,01), личностных целей (р 0,05), аэнергичности (р 0,05), эгоцентричное (р 0,05) и осмысленности (р 0,05). По показателю вариативности высоко значимые (р 0,001) различия обнаружены по переменным общественных целей, аэнергичности и обеим переменным рефлексивно-оценочного компонента; значимые различия (р 0,01) - по переменным личностных целей, астенич-ности, экстернальности, а также стеничности, эгоцентричности, и осмысленности (р 0,05).

С качественной стороны различия по переменным целевого компонента указывают на то, что общительность школьников-"артистов" характеризуется, как стремлением быть полезным для окружающих, сохранять семейные и другие традиции, так и стремлением проявить свои способности, заниматься самосовершенствованием и т.д. Различия по показателю вариативности говорят о широте, разнообразии в выборе цели общения. О специфике динамических проявлений общительности у школьников-"артистов" говорят более выраженные показатели по переменной аэнергично-сти. Причем значимые различия по данной переменной получены по обоим показателям: интенсивности (р 0,05) и вариативности (р 0,001). Эти факты свидетельствуют о слабой интенсивности и неустойчивости общительности артистов по сравнению с контрольной группой. Однако школьники-"артисты" эффективнее используют разнообразие и широту приемов и средств общения, в то время как школьники контрольной группы предпочитают стереотипные действия в общении. Согласно полученным данным школьники-"артисты" более сдержаны, в большей степени регулируют свои порывы и устремления, не стараются расширить круг своего общения, не стремятся контактировать с другими людьми.

Все это несколько противоречит распространенному мнению о развитии непосредственности, непроизвольности общительности в самодеятельном театре. Возможно, данное противоречие объясняется тем, что в процессе занятий (особенно на ранних этапах существования театрального коллектива) в сознании школьников происходит преувеличение чувства «Мы» по отношению к «Они», что может привести даже к полному противопоставлению самодеятельного коллектива окружающей жизни. В результате чего школьники-"артисты" не желают вступать в общение без необходимости, предпочитают участвовать сугубо в делах театрального коллектива в ущерб другим мероприятиям, избирательны в общении, которое становится более целеустремленным и осмысленным, способствующим установлению оптимальных межличностных отношений, поддерживают отношения со старыми друзьями, не стремясь обзавестись новыми.

Но, несмотря на подобные результаты по переменной аэнергичности, общительность школьников-"артистов" значимо отличается по обоим показателям переменной стеничности. Т.е. в процессе общения школьники-"артисты" переживают радостные эмоции и творческое отношение к рассматриваемому процессу. Для них характерно чувство удовлетворения, стремление оказаться в центре внимания и удовольствие от этого, оптимизм в общении, положительные эмоции, когда удается понять друг друга, что соотносится с высокими значениями в субъектно-личностной сфере. Школьникам-"артистам" в меньшей степени присуще чувство неловкости, смущения, неудовлетворенности собой, страха быть отвергнутым и т.д. Высокие значения показателя вариативности по переменной астеничности у школьников-артистов (р 0,01) могут объясняться определенной тревожностью, характерной для данного возраста, высокой ответственностью, связанной с деятельностью самодеятельного театра, возрастающим самолюбием, стремлением к саморегуляции, рефлексии.

Характеризуя регуляторно-волевой аспект общительности, следует отметить, что значимых различий по переменной интернальности не обнаружено, т.е. школьники экспериментальной и контрольной групп демонстрируют некоторую идентичность. Значимые различия получены лишь по показателю вариативности переменной экстернальности (р 0,01).

Мотивационно-смысловой аспект общительности представлен единством мотивационных, когнитивных и продуктивно-селективных характеристик. Он обеспечивает селекцию и приоритет тех или иных побуждений (социоцентри-ческих или эгоцентрических), глубину и точность смысловых значений (осмысленность - осведомленность) и продуктивность, т.е. сферу приложения качества (предметные виды деятельности или субъектно-личностная сфера). В целом можно отметить, что основные различия между группами проявились в когнитивном и мотивационном компонентах общительности.

В частности, для школьников-"артистов" характерны высокие показатели по переменным социоцентричности (р 0,01) и эгоцентричности (р 0,05). Это означает, что общение школьников-артистов зачастую побуждается чувством долга, необходимостью выполнения порученных дел, намерением помогать окружающим. А, кроме того, контакт с другими людьми помогает школьникам-"артистам" познать себя, лучше понимать окружающих, поделиться своими мыслями и переживаниями.

Соотношение содержательно-смысловых и инструментальных характеристик общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе

Психологическая структура общительности школьников выявлялась с помощью корреляционного и факторного анализа. Сравнительный анализ связей различных компонентов позволяет выявить общее и особенное в психологической структуре общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа инструментальных характеристик общительности школьников, не имеющих театрального опыта, и школьников-"артистов". Они представлены в таблицах 13 и 14. Каждая переменная представлена двумя показателями: интенсивностью и вариативностью. При этом, интенсивность - есть частота, постоянство и степень выраженности различных признаков общительности, а вариативность - это разнообразие и широта приемов и способов ее реализации. Исходя из того, что показатели интенсивности и вариативности внутри каждого компонента общительности достаточно высоко коррелируют между собой, то в ряде случаев при ее характеристике мы будем использовать только показатель интенсивности при оценке различных переменных общительности.

Как видно из таблиц, оба показателя энергичности (интенсивность и вариативность) статистически значимо коррелируют между собой в обеих группах школьников. Аналогичные корреляции обнаружены и по переменной аэнергичности. С качественной стороны это означает, что сила стремления к общению, легкость в общении, широта контактов сочетается с многообразием приемов и способов общения. И наоборот, меньшая потребность в общении, стремление сохранить старые привязанности коррелируют с небольшим набором приемов и навыков общения.

Значимые связи между переменными энергичности и аэнергичности у школьников из нетеатральной среды не обнаружены. Это говорит о самостоятельности, независимости двух переменных динамического компонента общительности. Можно предположить, что у школьников, не имеющих театрального опыта, энергичность и аэнергичность не могут проявляться сразу, одновременно. Эти школьники или стремятся к общению, инициативны в завязывании знакомств и т.д., или наоборот стремятся побыть в одиночестве, заняться своими делами и т.д.

В среде же школьников-"артистов" переменные энергичности и аэнергичности коррелируют между собой достаточно высоко, причем с положительным знаком. Обнаруженные связи свидетельствуют о том, что, несмотря на активность в общении, инициативность в завязывании знакомств, широту контактов, привязанность к одному и тому же человеку не ослабевает, а встречи со старыми знакомыми не прекращаются. Кроме того, желание контактировать с другими людьми не препятствует стремлению побыть одному. Это объясняется необходимостью получения нового опыта юными "артистами", а также анализа этого опыта, что требуется для успешной сценической деятельности. К тому же данные корреляции демонстрируют взаимосвязь интенсивности проявления общительности с разнообразием приемов и навыков в реализации данного качества и наоборот.

Рассмотрим корреляции внутри эмоционального компонента общительности школьников (табл. 13, 14). Они обнаруживаются между показателями интенсивности и вариативности как в стенических, так и в астенических переживаниях в обеих группах школьников. Это значит, что для школьников в процессе общения эмоции любой модальности выражаются через многообразие переживаний. Из таблицы 13 также видно, что между переменными стенично-сти и астеничности в не театральной группе обнаружены достаточно значимые положительные связи. Это говорит о том, что даже при ярко выраженных положительных эмоциях у школьников не снижается чувство настороженности в незнакомой обстановке, неуверенности, неудовлетворенности собой в общении. Данный факт противоречит более ранним исследованиям, и может объясняться повышением тревожности у школьников, недостаточным владением приемами и навыками общения.

У школьников-"артистов" же связи между переменной стеничности и показателем интенсивности переменной астеничности не обнаружены. Показатель вариативности положительно связан с различными показателями стеничности.

Что касается регуляторного компонента общительности, то оба показателя интернальности (интенсивность и вариативность) у школьников обеих групп положительно коррелируют между собой. Подобные результаты наблюдаются и между показателями экстернальности. Однако в группе обычных школьников (табл. 13) связи между показателями интенсивности и вариативности переменной экстернальности и показателем интенсивности переменной интернальности не обнаружены. Это говорит о том, что испытуемым присущи как активный, так и пассивный тип саморегуляции. Но оба показателя экстернальности положительно связаны с вариативностью интернальности, т.е. школьники не театральной группы добиваются расположения к себе с помощью различных приемов и способов, независимо от типа саморегуляции.

Похожие диссертации на Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе