Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Дворецкая Марианна Ярославовна

Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья
<
Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дворецкая Марианна Ярославовна. Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 Москва, 2006 439 с. РГБ ОД, 71:07-19/17

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ, ОКАЗАВШИХ ВЛИЯНИЕ НА С ГАНОВЛЕНИЕ ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 24

1.1 Элементы психологических представлений о человеке в древнегреческих (религиозных и философских) антропологических учениях 24

1.1.1. Психологические аспекты представлений о человеке в мифологии и натурфилософии древних греков 26

1.1.2. Психологические идеи в орфизме и их влияние на развитие психологического учения о человеке в аттической философии 33

1.1.3. Особенности психологических воззрений в учениях софисюв, Сократа, Платона и Аристотеля 35

1.1.4. Элементы психологических представлений в учениях эпикурейцев, сгоиков, скептиков и неоплатонизме 52

1.2. Психологическое учение о человеке в иудаизме 70

1.2.1. Общая характеристика учения о человеке в иудаизме 70

1.2.2. Психологическое учение Филона Александрийского 79

Выводы к главе 1 83

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В ТРУДАХ ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 86

2.1. Святоотеческая психология в культурно-историческом контексте эпохи раннего Средневековья 86

2.1.1. Восточно-христианское психологическое учение в период «древнехристианской письменности» (I в. - начало IV в.). Апостольское время 90

2.2. Становление и развитие восточно-христианской психологии в IV веке. «Золотой век» боїословской и аскетической образованности. 104

2.2.1. Особенности психологической концепции человека в антропологии св. Григория Нисского 121

2.3. Психологическое учение святых отцов в эпоху христианскою эллинизма (V-VIII век). Византийские отцы 135

2.3.1. Синтез богословия и психологии в учении о двух волях преп. Максима Исповедника 145

2.4. Мистическое и психологическое учение о Богопознании 159

2.4.1 Психолоіическое учение о чувствах в трудах писателей аскетов, преподобною Иоанна Лествичника и преподобного Исаака Сирина 159

2.4.2 Психологический синтез святоотеческого учения о человеке в наследии св. Гриї ория Паламы 167

Выводы к главе 2 176

ГЛАВА 3. «ВЕТХОЗАВЕТНАЯ» И «НОВОЗАВЕТНАЯ» МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 180

3.1. Герменевтический метод построения концепции человека в святоотеческой психологии 180

3.2. Текстологический анализ Библии (по результатам кластерного и факторного анализа) 185

3.2.1. Онтологические и психологические характеристики категорий «Дух Бога» и «дух человека» по результатам кластерного и факторного анализа библейских текстов 185

3.2.2. Психологические характеристики души человека в категориях «разум», «чувства» «воля» по результатам класіерного и факторного анализа библейских текстов 206

3.2.3 . Содержательный анализ библейских категорий «плоть» и «тело» по результатам кластерного и факторного анализа 239

Выводы к главе 3 259

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ТРАДИЦИИ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 271

4.1. История развития отечественной психологической мысли опирающейся на учение святых отцов 271

4.2. Онтологические и гносеологические основания психологического учения о человеке 296

4.3. Святооїеческая психологическая концепция «целостного человека», его жизненного пути в контексте самоопределения 308

4.4. Жизненное самоопределение как психологическая проблема 313

4.4.1 Психологические механизмы самоопределения 314

4.4.2 Целеполагание в структуре личности 317

4.4.3 Смыслообразующая функция целеполагания 321

4.4.4 Конфликт смыслов и конфликт целей 324

4.4.5 Типология внутриличносгных конфликтов 325

4.4.6. Эмоционально-волевая регуляция как психофизиологическая основа процесса целеполагания 327

4.4.7 Ценностная составляющая процесса целеполагания 329

4.5. Самоопределение как социально-психологическая проблема 332

4.6. Жизненное самоопределение и мировоззрение личности как основа психолої ического и профессионального здоровья 336

4.7. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у представителей разных социальных групп 346

4.7.1 Авторский опросник «Эталон жизнедеятельности» («ЭЖ») 348

4.7.2 Эмпирическое исследование субъектных и духовно-нравственных аспектов психологического здоровья в контексте жизненного и профессионального самоопределения разных социальных группах 352

Выводы к главе 4 362

Общие выводы 368

Заключение 373

Список литературы 379

Приложения 1-14 419

Введение к работе

Всякая наука имеет историю своего развития, тем более это имеет отношение к психологии, так как, по мнению Б.М. Теплова (1960) и С.Л. Рубинштейна (1989), психология - и очень древняя область знаний, и совсем еще молодая наука, имеющая тысячелетнее прошлое, но устремленная в будущее. Годам эксперимешального исследования предшествовали столетия философских исканий и тысячелетия практического познания психологии человека. История психологии призвана исследовать, сохранять и воссоздавать все позитивное и ценное, что накоплено в процессе развития психологического знания, и способствовать формированию объективной оценки прошлою. История науки позволяет дать правильную оценку различных идей, реконструировать первоначальные смыслы понятий, увидеть последовательность их трансформации с учетом социальных и исторических условий (Теилов Б.М., 1960). И чем глубже историческая рефлексия рассматриваемой проблемной области, тем более фундаментальным является научный результат, так как глубина исторического исследования выступает одним из важнейших условий, определяющих научную ценность работы. Так, рассмотрение историко-психологических предпосылок формирования отечественной психологии является важнейшим условием анализа ее сегодняшних проблем и прогнозирования тенденций ее последующего развития, поскольку современные исследования в психологии явно или неявно продолжают сложившиеся традиции.

В развитии отечественной психологии можно выделить несколько периодов:

- первый период (XI - XVIII вв.) - практический, характеризующийся включением психологического знания в рамках христианского вероучения в аскетическую практику. Этот период изучался М.В. Соколовым (1957, 1963, 1961); Т. Раиновым (1940); М.П. Пелехом (1952); А.И. Клибановым (1957); Э.Л. Беркевичем (1940); Б.А. Романовым (1947); Г.С. Костюком (1959); В.А.

Роменцом (1983); Д.С. Лихачевым (1985); А.И. Болдыревым (1986); Н.К. Гаврюшиным (1988, 1997); Г.В. Артемьевым (1996); Л.Ф. Шеховцовой (2000); В.А Елисеевым (2001); В.В. Большаковой (2001); А.А. Госгевым, В.А.Елисеевым, В.А. Сосниным (2002); Ю.Н. Олейником (2002); В.Н. Коржевским (2002, 2004); Ю.М. Зенько (2004) и др.;

- второй период - теоретический (конец XVIII - первая пол. XIX в.) -начало которому было положено преподаванием психологии в духовных учебных заведениях, Киево-Могилянской и Славяно-Греко-Латинской академиях. В 1796 году появляется первый учебник по психологии И. Михайлова (И.М. Кандорского). В дальнейшем богословский контекст психологических воззрений был дополнен философским. Этот период представлен в трудах А.С. Белкина (1895); Н.О. Лосского (1903); Н.Н. Ланге (1892); А. Никольского (1907); II. Виноградова (1910); Э.Н. Радлова (1921); В.В. Зеньковского (1926, 1948-1950); Г.В. Флоровского (1937); Н.А. Рыбникова (1946); А. М. Золотарева (1943); Х.С. Коштоянца (1945); Г.В. Косьмы (1945); Г.С. Костюка (1945, 1955); Б.Г. Ананьева (1947); В.М. Коганова (1948); Д.Г. Элькина (1948); Е.А. Будиловой (1954, 1960); Л.Г. Марисовой (1954); М.В. Соколова (1955); П.И. Садчикова (1955), К.Е. Хоменко (1956); З.П. Исаева (1952); В.Н. Мясищева (1956); В.А. Просецкого (1957); Д. Толлингеровой (1961); М.Г. Ярошевского (1961, 1968); А.В. Петровского (1950, 1967); Т.Д. Марцинковской (1994); Б.Н. Тугайбаевой (2001); А.Н. Ждан (2002); Н.С.Полевой (2002); О.Е. Серовой (2002); ЕЛО. Коржовой (2003) и многими др.;

- третий период - эмпирический (вторая пол. XIX в. - XXI в.) -психология приобретает сіатус естественнонаучной дисциплины и опирается в большей мере не на теоретические построения, а на данные эксперимента. Этот период получил раскрытие в научных публикациях и монографических исследованиях Б.Г. Ананьева (1941, 1945, 1947, 1969); В.А. Артемова (1942); А.Н. Леонтьева (1959); Л.С. Выготского (1960); М.В. Соколова (1960); С.Л. Рубинштейна (1959, 1976); Б.М. Теплова (1960); Е.А. Будиловой (1960, 1961, 1972, 1983); Я.А. Гуревича (1969, 1972); Г.С. Костюка (1974); А.А. Смирнова (1967, 1987); А.А. Никольской (1969, 1974); А.И. Ткаченко (1973, 1974); М.Г. Ярошевского (1974, 1999); А.С. Гучаса (1974); А.Н. Ждан (1980, 1982, 1994, 1999, 2000); К.А. Абульхановой-Славской (1982, 1989, 1997); А.В. Петровского (1984); В.А. Якунина (1980, 1982); А.И. Брушлинского (1989, 1997); В.А. Роменца (1989); О.Г. Носковой (1986, 1997); В.В. Умрихина (1987, 1988); Н.А. Логиновой (1989); Л.И. Божович (1995); В.А. Кольцовой (1990, 1997, 2003, 2004); Е А Климова (1992, 2001); И.Б. Котовой (1994); М.Д. Нягловой (1994); С.А. Изюмовой (1995); Л.И. Анцыферовой (1997); В.В. Рубцова (1997); О.В. Гордеевой (1997); В.П. Зинченко (1999, 2003); В.И. Панова (2001); Т.Д. Марцинковской (2000, 2001, 2003); Б.С. Братуся (2000); Г.А. Мазилова (2001); Е.В. Левченко (2003); М.С. Гусельцевой (2003) и многих других.

Но, несмотря на обилие историко-психологических исследований, фактически не рассматривались исторические истоки становления представлений о духовной сфере человека, традиционно в отечественной психологии понимавшейся как главная составляющая человеческой природы, тем более что длительное время эта тема по идеологическим причинам была табуирована. Упразднение идеологических препятствий и позиция многих современных психологов, в частности А.А. Никольской (1989), заключается в том, что необходимо преодолевать упрощенный подход к истории психологической науки, выражающийся в разделении идеалистического и материалистического мировоззрений, что позволило бы восполнить существенные пробелы в истории психологии.

В течение длительного периода предметом психологии была душа, деятельность которой, с позиций святоотеческого учения, детерминирована духом, поэтому духовная природа, в контексте рассматриваемых нами представлений, является более значимой для функционирования души, чем тело. Понятия «духовность», «дух», своим содержанием раскрывающие основы нравственной жизни человека, до сего дня наполняются различными противоречивыми смыслами, зачастую искажающими первоначальное представление о духовности, традиционно принятое в отечественной психологии, и понимаемое как творческая сила в человеке, позволяющая осуществлять стремление к Абсолютному и Бесконечному. По мнению В.А. Снегирева (1893), дух можно мыслить только как чистую энергию, деятельность которой и жизнь есть сознание и только сознание. Дух - сердцевина личности, источник ее саморазвития. «Начало духовности в человеке не есть отдельная сфера, не есть некая особая и обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехийно пронизывающая собой всю жизнь человека (и души, и тела) и определяющая новое "качество" жизни. Начало духовности есть поэтому начало цельности и органической иерархичности в человеке», - писал В.В.Зеньковский (1996, с. 46). В свою очередь, И.А. Ильин рассматривал дух как силу, «которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни» (1993, с. 95). Духовность всегда рассматривалась в русской религиозной философии как метафизическое ядро человека (Корольков А.А., 2001, 2002). Утрата представлений о традиционной отечественной культуре, основывающейся на православном мировоззрении, которое (кроме последних восьмидесяти лет) было господствующим, на котором базировался социальный и бытовой уклад жизни, делает практически недоступными для понимания отечественные психологические идеи, раскрывающие проблему духовности, духовно-религиозного опыта с позиций святоотеческой традиции (Гостев А.А., 2001, 2002). Более того, отделяя историю классических исследований психолоіических проблем от истории развития психологических знаний, получаемых другими путями, по мнению Б.М. Теплова, мы в целом обедняем содержание психологии, так как оно «почерпнуто из обоих источников» (1960, с. 10-11).

Сегодня наметилась тенденция к расширению сферы научного исследования в области истории психологии. По мнению В.А. Кольцовой (2004), в нее включаются, наряду с научным знанием, результаты познания психической реальности в русле житейской практики человека в искусстве, мифологии, религии. С этим связаны задачи переосмысления предмета и методов истории психологии, поиска способов ассимиляции и грактовки разных источников психологического знания. Тем более, что новыми реалиями, характерными для современной науки в целом и психологии в частности, являются кризис позитивистской методологии и усиление тенденций гуманитаризации, рассмотрение научной мысли в контексте социально-культурных процессов, возрастание роли субъектной составляющей познавательной деятельности как основания для интеїрации разных обласіей знания в целостном изучении человека. М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова (1974) справедливо указывают, что особый интерес к истории психологии появляется в переломные периоды, характеризующиеся важными идейно-теоретическими сдвигами. Сегодняшняя эпоха - эпоха кризиса, перестройки не только научного, но и индивидуального мировоззрения. Как считает В.А. Кольцова (2002, 2004), этот кризис может быть преодолен путем обращения к психологическому источниковедению, которое является важнейшим разделом истории психологии как научной дисциплины, интегрирующей источниковедение, историю психологии и психологию в целом с науковедением и культурологией. Эга область истории психологии позволяет при обращении к продуктам деятельности человека на новом методологическом уровне более полно изучить первоисточники психологического знания и ввести их в круг историко-психологической проблематики, используя не только для теоретических исследований, но и в практической деятельности, например, в сфере образования с учетом социально-психологического заказа на образовательные услуги в XXI веке. Требования современной эпохи, особенно в сфере образовательных услуг, ставят перед необходимостью восполнить существенный пробел в истории психологической мысли, связанный с периодом, чаще всего характеризуемым как «темные века христианства». Исследователь истории психологии В.А. Роменец писал: «Средние века в истории человеческой культуры оценивались по-разному: то, как период глубокого упадка цивилизации, то, как период великих достижений. Гуманисты, которые развивали классическую культуру, с презрением относились к эюму периоду, охватывающему десять столетий ... и квалифицировались эпохой варварства и темноты» (1983, с. 328). Особенно криіично к этому периоду в жизни человечества были настроены: У. фон Гуттен, Вольтер, Г.-Ф. Гегель. Другую оценку этой эпохи можно найти у Н.А. Бердяева: «Средние века - самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая. ... Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклевеїанньїх веков. Напряженное чувство личности, личного спасения (у монашества) и личной чести (у рыцарства) утверждалось в эпоху, которую принято считать временем полного порабощения личности» (Бердяев Н.А., 1989, с. 161-162).

В связи с новыми тенденциями и задачами историко-психологического исследования, объективно обусловленными социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современном российском обществе, существенными изменениями в ею идеологии и научном мировоззрении, возрастанием гуманитаризации научного знания, интеграцией отечественной психолоіии с мировой психологической мыслью пришло время восполнить существенный пробел в историко-психологическом наследии. Обращение к историческим источникам психологических идей восточно-христианской церкви эпохи раннего и позднего Средневековья, предвосхитившего многие отечественные психологические представления, позволяет обогатить современный научный арсенал идей, по-новому осмыслить проблемы психологии, используя эти знания для создания духовно ориентированной психологии человека.

Объект исследования: психологическое учение о человеке восточно-христианской церкви эпохи Средневековья.

Предмет исследования: развитие и становление психологического учения о человеке восточно-христианского Средневековья, (в том числе психологические воззрения древнегреческих философов, дореформенного иудаизма и Филона Александрийского, оказавшие влияние на святоотеческую психологию).

Целью исследования является историко-психологический анализ развития и становления іеоретических и методологических оснований психологического учения о человеке восточно-христианских мыслителей эпохи Средневековья, с последующей систематизацией многочисленных представлений в целостную концепцию человека, а гакже осмысление значения их исгорико-психологического наследия для формирования и развития оіечественной психологической мысли.

Гипотезы исследования:

1. Психологические идеи восточно-христианских мыслителей эпохи Средневековья, использующих и творчески переосмысливающих психологические представления древнегреческих философов, дореформенного иудаизма и Филона Александрийского, представляют собой целостное психологическое учение, характеризующееся наличием собственных принципов, предмета и метода.

2. Психологическая концепция целостного человека в учении восточно-христианских мыслителей складывалась путем интеграции частных учений святых отцов на протяжении четырнадцати веков благодаря наличию единого догматического основания и обращения к текстам Библии.

3. Библия является одним из основных источников психолоіических идей для восточно-христианских мыслшелей, что можно доказать с помощью современных методов анализа текстов.

4. Библия (Св. Писание) содержит в себе три модели психологической организации человека - «ветхого», «обновляющегося» и «нового», по-разному представленные в Новом и Ветхом Завете, имеющих различное онтологическое, этическое и психологическое содержание, интегрированное святыми отцами в целостное психологическое учение о человеке.

5. Использование психологический идей святых отцов позволяет целостно описать такие феномены как: жизненный пугь, психологическое и профессиональное здоровье, профессиональное и жизненное самоопределение.

Основные задачи исследования:

1. Провести источниковедческий анализ психологических представлений в религиозно-философских учениях древности, оказавших влияние на становление и развитие восточно-христианской психологии:

а) учений древнегреческих философов;

б) учения дореформенного иудаизма;

в) учения Филона Александрийского.

2. Проанализировать становление психологического учения в трудах святых отцов восточно-хрисгианской церкви:

а) в культурно-историческом контексте эпохи раннего и позднего Средневековья;

б) в наследии основоположников святоотеческой психологии: св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника, св. Исаака Сирина, преп. Григория Паламы.

3. Разработать метод источниковедческого анализа, позволяющий выявить основные содержательные категории, раскрывающие целостное

психологическое учение о человеке восточно-христианских мыслителей и содержащиеся в текстах Библии.

4. Осуществить психологическую реконструкцию трех моделей психологической организации человека, по-разному представленных в Новом и Ветхом Завете на основе анализа библейских источников.

5. Использоваїь психологические идеи свяюотеческого учения в анализе:

а) влияния восточно-христианской психологии на становление и развитие психологических идей в отечественной психологической мысли;

б) онтологических и гносеологических оснований психологических идей в различных религиозно-философских учениях и их последующей систематизации;

в) результатов источниковедческого анализа, позволяющих разработать концепцию взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения и здоровья, в том числе профессионального;

г) взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения. Теоретическую и методологическую основу диссертации сосіавляют:

- общенаучные принципы объективности, научности и историзма в теоретическом анализе развития психологии и ее объекта исследования в России (Г.И. Челпанов, Н.А. Рыбников, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, М.В. Соколов, Г.С. Костюк, В.А. Кольцова, А.Н. Ждан, Т.М. Марцинковская, И.Б. Котова, А.А. Никольская, О.Е. Кошелева, К. Скворцев, Н. Тальберг, И.П. Реверсов);

- источниковедческий метод изучения психологических идей в исторических источниках (В.А. Кольцова, О.М. Медушевская, М.Н. Тихомиров, Е.С. Кузьмин, В.А. Якунин) междисциплинарный и интегративный подходы, давшие возможность расширить привычные рамки психологической теории философскими и богословскими категориями (В.А. Снегирев, В.И. Несмелое, В.В. Зеньковский, В.Н. Лосский, архим. Киприан Керн, Г. Флоровский, И. Мейендорф, А.В. Карташев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков);

- истрико-психологические труды (М.Г. Ярошевский, Е.А. Будилова, А.Н. Ждан, В.А. Якунин, И.Б. Котова, В.А. Роменец, Д. Шульц, С. Шульц, Т. Лихи, А.И. Сидоров, С.С. Хоружий, С.А. Аверинцев, Д.С. Лихачев, Н.К. Гаврюшин);

- творения апостолов, апологетов, учителей и святых отцов восточно-христианской церкви, оказавших значительное влияние на становление и развитие психологического учения о человеке (св. Иустин, Татиан, Афинагор, св. Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Гршорий Нисский, св. Афанасий Великий, св. Кирилл Александрийский, св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, св. Исаак Сирин, преп. Антоний Великий, преп. Пахомий Великий, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Иоанн Лествичник, преп. Симеон Новый Богослов, св. Григорий Палама); антропологические труды древнегреческих мыслителей и религиозное учение о человеке в иудаизме, оказавшие существенное влияние на становление и развитие восточно-христианской психологии (Гомер, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Парменид, Анаксагор, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Пиррон, Плотин, Филон Александрийский);

- произведения русских религиозно-философских мыслителей, последовательно развивавших идеи святоотеческой психологии (В.А. Снегирев, В.И. Несмелое, К.Н. Сильченков, М.М. Тареев, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский);

- работы современных исследователей по психологии человека (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, Л.А.

Анцыферова, В.И. Слободчиков, В.А. Пономаренко, А.А. Корольков, Е.Ю. Коржова, В.Н. Панферов);

- работы современных психологов, посвященные тематике христианской психологии (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк, А.А. Гостев, В.Х. Манеров, Е.К. Веселова, Е.Ю. Коржова, Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько, С.А. Черняева, Б. Нечипоров, И.М. Богдановская, В.А. Соснин, В.А. Елисеев);

- субъектный подход к психологической организации человека (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Л.А. Головей, А.К. Осницкий, В.Н. Панферов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

- религиозно-нравственное учение восточно-христианской церкви (И.П. Ильин, И.О. Лосский, архим. Платон Игумнов).

Методы исследования:

-теоретический анализ и обобщение сведений по избранной теме;

- источниковедческий, историко-генетический, историко- функциональный, сравнительно-исторический, биографический методы.

Нами был разработан метод источниковедческого анализа, позволяющий выявить основные содержательные категории, раскрывающие целостное психологическое учение о человеке восточно-христианских мыслителей и содержащиеся в текстах Библии. Это дало возможность реконструировать психологическую организацию человека в текстологическом исследовании Ветхого и Нового Заветов методами контент-анализа, кластерного и факторного анализа.

Достоверность результатов обусловливается применением специально разработанного метода источниковедческого анализа, позволяющего реконструировать психолої ическую организацию человека в текстологическом исследовании Ветхого и Нового Заветов методами контент-анализа, кластерного и факторного анализа; всесторонним анализом различных исторических источников психологических идей: творений святых отцов восточно-христианской церкви, религиозно философских учений древнегреческих философов, религиошо-философскоіо учения иудаизма, произведений отечественных философов и богословов, современных психологических исследований в области экзистенциальной и духовной психологии; а также благодаря использованию «Полной симфонии на канонические книги Священного Писания», как инструмента ориентировки в текстах Библии, герменевтического анализа с применением современных математико-сгатистических методов анализа текстов.

Основные источники исследования: Библия, труды святых отцов восточно-христианской церкви (Ориген; Климент Александрийский; Тертуллиан; св. Григорий Нисский; св. Григорий Богослов; св. Василий Великий; преп. Максим Исповедник; св. Исаак Сирин; преп. Григорий Палама и др.), работы отечественных религиозных философов, психологов и историков, на которых оказало влияние религиозно-философское учение восточно-христианской церкви (В.А. Снегирев; В.И. Несмелов; С.Н. Трубецкой; С.Л. Франк; В.Н. Лосский; К.Н. Сильченков; В.В. Зеньковский, С.С. Хоружий, С.А. Аверинцев, Д.С. Лихачев, Н.К. Гаврюшин, А.И Сидоров и др.).

Основные этапы исследования: на первом этапе (1993-1994гг.) проводился сбор и анализ материалов, разрабатывались теоретические и методологические основы исследования. Были изучены первоисточники, раскрывающие основное содержание святоотеческого учения о человеке, проведена первичная систематизация психологических идей восточно-христианских мыслителей. На втором этапе (1995-2003 гг.) собранный теоретический материал получил свое отражение в учебных курсах и соответствующих учебных пособиях: «Святоотеческая психология» (1999, 2000), «Интегративная антропология» (2003), «Антропология: история и теория» (2003) и программах учебных курсов: «Основы духовной психологии», «История психологии», «Психология мировоззрения», «Общая психология», «Психология человека», «Возрастная и педагогическая психология», «Философия религии», «Психология развития человека в образовании», «Теоретические и практические аспекты работы психолога в образовании». На третьем этапе (2003-2005 гг.) было проведено источниковедческое исследование, позволившеє реконструировать концепцию психологической органи?ации человека из текстов Библии, послуживших основанием для создания целостного психологического святоотеческого учения о человеке. В результате анализа первоисточников на предыдущих этапах исследования было выявлено, что все свяіьіе отцы для понимания психологии человека использовали и интерпретировали тексты Священного Писания. В связи с этим было принято решение обратиться к текстологическому анализу Библии с целью выявления моделей психологической организации человека, лежащих в основании психологическою учения о человеке восточных хрисшан Средневековья. Полученные результаты были оформлены в текст монографии «Концепция человека в религиозно-философском учении восточно-христианской церкви эпохи средневековья: психологический аспект» (2004) и диссертации, представленной к защите. Эмпирическое психодиагностическое исследование проводилось в 2002 -2003 г. Научная новизна исследования и теоретическая значимость:

- Впервые предпринята попытка историко-теоретического анализа психологических идей в рамках религиозно-философского учения вое і очных христиан эпохи раннего и позднего Средневековья.

- Впервые осуществлена систематизация психологических воззрений восточно-христианских мыслителей в форме целостного учения.

- Выявлено первоначальное смысловое содержание категории «дух» в Ветхом и Новом Заветах, позволяющее восстановить традиционные ориентиры духовно-нравственного воспитания и развития человека.

- Проведен текстологический анализ библейских текстов с использованием современных методов математической статистики, позволивший реконструировать модели психологической организации человека в Ветхом и Новом Завете.

- Рассмотрено влияние психологических святоотеческих идей на представление о человеке в рамках религиозно-философских подходов русских мыслителей и отечественных психологов.

- Рассмотрен культурно-исторический контекст формирования святоотеческого психолоіического учения и показана преемственное і ь психологических идей в трудах видных представителей данного направления отечественной психологии.

- Был разработан текстологический метод источниковедческого анализа, позволяющий исследовать различные содержательные категории путем их вычленения из текстов первоисточников с последующим применением математико-статистических методов, который может быть использован при анализе различных текстов.

В данном исследовании представлено новое направление отечественной психологии - духовная психология человека.

Раскрытие психологического содержания духовно-нравственною развития личности позволяет использовать резулыагы диссертационного исследования в воспитательном процессе для формирования гражданской и патриотической позиции молодежи. Результаты данного исследования могут быть также использованы при разработке современных психологических концепций человека, учитывающих интеграцию и взаимосвязь онтологических, этических и психологических характеристик, с последующим выходом на новую - духовную - психологию человека, и новых методов ее исследования. Разработана психодиагностическая методика «Эталон жизнедеятельности», позволяющая раскрыть направленность жизненного пути личности в соответствии с содержанием его идеала. Личность может реализовать себя на одном из трех уровней жизненного самоопределения, соответствующего разным стадиям личностной зрелости, - витальном, социальном, экзистенциальном. С

«нормой» личности и личностным здоровьем соотносится экзистенциальная стадия.

Практическая значимость.

В диссертационном исследовании получила обоснование необходимость возвращения к приоритету духовных ценное і ей в жизни современного общества. Результаты исследования позволяют целенаправленно реализовывать духовно-нравственное воспитание молодежи. В диссертации заложено новое направление отечественной психологии - духовной психологии человека, в которой духовная сфера является доминирующей.

Данные диссертационного исследования предполагают их использование в различных областях психологической практики, прежде всего в психологической диагностике и консультировании. Полученные результаты также могут использоваться в процессе вузовского и дополнительного образования, в курсах «Психология человека», «Антропология», «История психологии» и «Духовная психология», «Психология мировоззрения» и других. Данный подход и разработанные авторские методы были использованы в выпускных квалификационных работах, дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях.

Учебно-методические программы и учебные пособия автора широко используются для преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания в ряде вузов и учебных заведений системы дополнительною образования: СПбГУ, РГПУ, ЛГУ им. Пушкина, СПбАПОП, Минская АПОП и МАПО, Рязанском государственном университете, Новокузнецком и Кемеровском институтах повышения квалификации учителей, СПбДАиС, Самарской духовной семинарии, СПб Епархиальных курсах катехизаторов и повышения педагогического мастерства, а также в цикле передач на радио Санкт-Петербурга.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическое учение восточно-христианских мыслителей

эпохи Средневековья, опирающееся на психологические представления древнефеческих философов, дореформенного иудаизма и Филона Александрийского, формировалось на протяжении четырнадцати веков и проходит четыре периода в своем развитии:

- первый период «древнехристианской письменное і и» (І-ІІ в.в. н.э.) -это время осмысления психологических идей древности, в контексте новозаветных откровений. Дихотомическая природа человека в учениях древности «тело-душа» и «душа-тело» дополняется духовной природой и начинает формироваться трихотомическое учение (дух - душа - тело) о «новом» человеке восточных христиан.

- второй период - «золотой век» богословской и аскетической образованности (III-IV вв. н.э.), характеризующийся разработкой догматического учения воеючно-христианской церкви, определяющего онтологические и этические предпосылки психологическою учения о человеке. В этот период в трудах восточно-христианских мыслителей присутствует и дихотомическое и трихотомическое описание состава человеческой природы в зависимости от ориентации на «нового», «ветхого» или «обновляющегося» человека;

- третий период «расцвета православной кулыуры» (V—VIII вв. н. э.) -эпоха христианского эллинизма - отличается системным построением христианской культуры, что нашло свое выражение в формировании предпосылок для интефации психологического учения о человеке. Догматическое учение восточно-христианской церкви в христологическом догмате дает обоснование целостности человеческой природы, позволяя подойти к идее объединения трех образов психологической организации человека («ветхий», «обновляющийся» и «новый»), присущих одновременно каждому человеку, но проявляющих свое доминирование в зависимости от направленности на духовность или телесность, в целостную психологическую концепцию человека;

- четвертый период «полемического богословия» (IX-XIV вв. н.э.) -эпоха христианского византизма, характеризующаяся кризисом противостояния восточно-христианской культуры исламскому Востоку и рационализирующему Западу, обострившим стремление восточных христиан к «полноте и цельности умозрения», что естественным образом проявилось в окончательном синтезе святоотеческого психологического учения, вбирающего в себя целостно все модели психологической организации человека, присущие как древним дохристианским учениям, так и восточно-христианской психологии.

Психологическое учение восточных христиан сущностно определяется наличием психологических представлений о личности и образе Бога, как идеале, запечатленном в духовной природе человека и определяющим направленность духовно-нравственного развития. Это учение базируется на принципах: целостности и многоуровневое™ охвата психологического материала, онтологичносги, телеологичности, сотериологичности и эсхатологичности, нравственного совершенствования, что определяет наличие основных психолоіических категорий в содержании восточно-христианской психологии - «дух», «душа», «тело», «плоть», «чувства», «воля», «разум». Предмет святоотеческой психологии - постижение природы человека в целостном единстве духа, души и тела с приматом духовной природы, осознающейся в процессе уподобления образу Бога. Основной метод - духовно-нравственное совершенствование личности человека, осуществляемый посредством метода самопознания (интроспекции) при постоянной ориентации на іекстьі Библии с помощью экзегетического метода, позволяющего психологически интерпретировать символы и аллегории.

2. Догматическое учение восточно-христианской церкви (Троичный догмат, догмат о Св. Духе, Христологический догмат и догмат о воле Богочеловека Христа) и Библия содержат основные ориентиры для создания целостного психологического учения о человеке. В учении святых

отцов восточно-христианской церкви эпохи Средневековья содержание психологической организации человека характеризуется единством духа, души и тела. Нормативный тип организации человека характеризуется доминированием духа, детерминирующего душу, которая управляет телом. Душа является целостным образованием, включающим в себя чувства, волю и разум. Телесный состав человека является необходимым условием развития психологических функций. Святоотеческому учению присуще рассмотрение и целостное многоуровневое описание человека в единстве этических, онтологических и психологических характеристик.

3. Библия является каноническим текстом, раскрывающим представления о Боге, мире и человеке, имеющим строгие правила экзегетического толкования, которые неукоснительно соблюдались всеми восточно-христианскими мыслителями. Разработанный метод источниковедческого анализа согласуется с герменевтическими правилами святых отцов и позволяет выявить основные содержательные категории, раскрывающие целостное психологическое учение о человеке восточно-христианских мыслителей и содержащиеся в текстах Библии, что дало возможность реконструировать психологическую организацию человека в текстолої ическом исследовании Ветхого и Нового Заветов методами контент-анализа, кластерного и факторного анализа.

4. В Библии представлено три модели психологической организации человека, по-разному характеризующие уровень духовного развития человека - «ветхий», «обновляющийся», и «новый». «Ветхий» человек двухсоставен - «тело - душа», у «обновляющегося» человека состав определяется дихотомией «душа - тело», а дух в данной модели рассматривается как высшая способность души, редуцирующаяся или утрачивающаяся при неисполнении моральных предписаний. «Новый» человек трехсоставен - «дух-душа-тело», - его дух, являясь самостоятельной природой, главенствует над душой, а та, в свою очередь, руководит телом. Онтологическое различие трех моделей психологической организации, «ветхого», «обновляющегося» и «нового» человека, установленное в процессе текстологического анализа Ветхого и Нового Завета, заключаеіся в содержании смысла жизни, принимаемого и реализуемого человеком. Онтология «ветхою» человека, редуцируемая до уровня витальности, направляет все силы человека к достижению самой значимой для него цели - получению удовольствия. Ветхозаветная онтология подменяется этикой, провозглашающей истинным смыслом жизни человека достижение им праведности, что возможно только при условии неукоснительного исполнения закона. Новозаветная онтология смысл жизни человека из плоскости земного бытия переносит в вечность, определяя его содержание обожением и воскресением.

5. Жизненный путь личности, профессиональное и жизненное самоопределение и здоровье с позиций святоотеческого психологического учения рассматриваются как целостное явление, интегрированное стремлением к достижению духовно-нравственного совершенства.

Апробация работы и внедрение ее основных положений в практику осуществлялись в процессе преподавания специальных курсов в Новокузнецком институте повышения квалификации педагогов, в Российском государственном педаї огическом университете им. А.И. Герцена, в разработке программ учебных курсов «Духовная психология», «Антропология», «Психология мировоззрения» и учебных пособиях «Святоотеческая психология», «Антропология: история и теория», в курсе лекций по истории психологии. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета (2002 - 2003), на заседаниях кафедры практической психологии психолого-педагогического факультета Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (2004 -2005), а также на научных и научно-практических конференциях «Ананьевские чіения» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2001, 2002, 2004, 2005); «Рождественские чтения» (Москва, 1998, 2000, 2003, 2004, 2005, 2006), «Богословские чтения» (Москва, МГУ, Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005), «Покровские чтения» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005), «Покровские чтения» (Рязань, РГПУ им. С.А. Есенина, 2004, 2005), на Всесоюзной научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность», 2005, на 2-х Международных Свято-Пантелеимонских образовагельных чтениях (Минск, 2006).

Материалы диссертации отражены в 35 публикациях (в том числе монография), общим объемом 109,64 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы (547 наименований, из них 20 на иностранных языках) и приложений. Общий объем работы 436 страниц. Основной материал изложен на 418 страницах. Работа иллюстрирована 39 таблицами и 5 рисунками. Приложение размещается на 18 с границах.

Элементы психологических представлений о человеке в древнегреческих (религиозных и философских) антропологических учениях

Период Средневековья историческая наука определяет границами с V по XV в.в. н.э., но в связи с тем, что нет четко обозначенной грани между завершением развития античной философии и зарождением восточно-христианской религиозной философии, «некоторые исследователи западной философии отодвигают начало этого этапа к Г—II в.в. н.э., связывая его со временем появления христианства» (Философия, 2001, с. 78).

Известный исследователь истории психологии В.А. Роменец писал: «Средние века в истории человеческой культуры оценивались по-разному: то, как период глубокого упадка цивилизации, то, как период великих достижений. Гуманисты, которые развивали классическую культуру, с презрением относились к этому периоду, охватывающему десять столетий. Время с V по XV столетие квалифицировалось эпохой варварства и темноты» (Роменец В.А., 1983, с. 328). Особенно критично к этому периоду в жизни человечества были настроены: У. фон Гупен, Вольтер, Г.-Ф. Гегель. Другую оценку этой эпохи можно найти у Н.А. Бердяева: «Средние века -самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая.... Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков. Напряженное чувство личности, личного спасения (у монашества) и личной чести (у рыцарства) утверждалось в эпоху, которую принято считать временем полного порабощения личности» (Бердяев Н.А., 1989, с.161-162).

Христианство вышло на историческую арену во второй половине I в. н.э. и в IV в. н.э. стало государственной религией огромной Римской империи. Чтобы понять причины столь быстрою распространения христианства и его вклад в развитие европейской культуры и психологии, необходимо проанализировать содержание психологических воззрений в древнегреческой философии и иудаизме, как основных мировоззренческих систем Римской империи, оказавших существенное влияние на развитие христианского учения о человеке.

Обзор антропологических и психологических воззрений древнегреческих философов, представленный в данной главе, дает характеристику тех учений, на которые чаще всею ссылались христианские мыслиіели средневековья, как на Востоке, так и на Западе. Например, в восточно-христианской патристике особым образом относились к философии Платона, «потому что она требовала веры в нечто безусловное, в царство духа, возвышенное над чувственным миром явлений, ... она видела в человеческом разуме природу сродную божественной, признавая в нем орган высшего ума», а в западной схоластике XII и XIII веков считалось, что философия Аристотеля - эго единственная философия, адекватная христианскому откровению (Скворцев К., 2003, с.11).

Христианские мыслители не чуждались теоретических исследований и «всегда отдавали честь истиной философии и видели в ней прекрасное средство ... для раскрышя ее истинности и божественности. ... Св. огцы считали философию определенным видом религии для древних греков, которая готовила их к принятию христианства» (Скворцев К., 2003, с. 10). Поэтому христианские мыслители видели свою роль не в уничтожении философии, а в ее преображении верой, дающей новые основания для развития философского и естественнонаучною знания.

Святоотеческая психология в культурно-историческом контексте эпохи раннего Средневековья

Христианство, начавшее свое распространение во второй половине I века нашей эры, становится государственной религией Римской Империи при императоре Константине в конце IV века. Такое стремительное принятие христианства объясняется многими причинами, но наиболее значимой из них являлся монотеизм - вера в единого, всемогущего и любящего Бога. Античная философия косвенно подготовила почву для принятия монотеизма, способствуя кризису политеизма. Учение о Боге-Логосе, высшем разуме, сотворившим и заботливо управляющим космосом, не противоречило эллинскому мировоззрению. Еще одной причиной быстрого распространения христианства стало наличие непротиворечивого, нравственного учения, способствующего установлению доверительных отношений, как между христианами, так и со всеми окружавшими их людьми. В основание системы отношений полагалось жертвенное служение по заповеди: возлюби ближнего как самою себя, но не приемли ipexa.

В первые века христианства активно развивалось не только этическое, апологетическое, аскетическое и богословское направления, но и антропологическое учение, включавшее в себя основы психологических знаний. Разрабатывались эти учения в тесной взаимосвязи, так как опирались на один источник - Библию и преследовали одну цель - нравственное совершенство человека. Это знание не было плодом только философских размышлений, оно приобреталось добродетельной жизнью подвижников, делом осуществлявших те нравственные принципы, которые постепенно приобретали форму религиозно-философского учения. Такие люди в восточно-христианской церкви именовались «святыми отцами», поэтому их учение по праву можно называть святоотеческим.

Смысловое содержание понятия «святые отцы» раскрывается известным исследователем эпохи христианского средневековья И. Мейендорффом: «Отцами Церкви считаются такие личности, такие учителя и писатели, в которых Церковь единосущно признает авторитетных свидетелей, то есіь людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину. ... Основным и решающим условием в определении истинности (их) учения - является апостольская вера и поэтому святым отцом почитается только тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. ... Еще одним критерием является святость жизни. ... Окончательное решение о причислении к лику святых принадлежит Церкви» (прот. И. Мейендорфф, 2001(a), с. 11-12). Святоотеческая психология как целостное учение о человеке имела прикладное значение, поэтому в основном разрабатывалась в аскетических (психолого-педагогических) трудах.

Христианская догматика, сменившая ветхозаветную мораль и эллинскую философию, в период раннего средневековья ставит новые жизненные цели перед человеком, опирающиеся на веру в воскресение. Тема смерти в языческом и иудейском мире не имела оптимистической окраски, это было страшное и неминуемое зло. Святые отцы иначе относились к смерти, они рассматривали бессмертие не как потенциальное состояние, а как естественное, изначально присущее человеку качество его природы, заданное при сотворении Богом, и утраченное человеком в грехопадении, не выдержавшем испытания свободой. В восточно-христианском учении факт Боговоплощения рассматривался как необходимое условие для восстановления бессмертия и спасения человека, реализующееся при наличии взаимного сотрудничества свободной человеческой воли и божественной благодати в процессе аскетического совершенства. Христианская аскетика предполагала постепенное и последовательное духовное совершенство человека, в основании которого находится вера, являющаяся благодатной почвой для приобретения добродетелей: послушания, долготерпения, воздержания, которые в свою очередь дают начало для воспитания сострадания и милосердия. Устойчивость процессу самовоспитания и самопознания придают волевые качества терпение и мужество, а воссоединяет все смирение, спасающее человека.

Герменевтический метод построения концепции человека в святоотеческой психологии

1. Восточно-христианское учение активно использовало представления о человеке, разработанные в древних религиозных и философских учениях. Восточно-христианское учение рассматривало человека в неразрывном единстве с теологическими и космологическими представлениями.

2. Восточно-христианское психологическое учение изначально, в отличие от учений древности, не являлось сугубо умозрительным, так как предполагало практическую направленность в следовании новозаветной нравственности. Святыми отцами являлись люди, которые глубоко понимали и правильно толковали Священное Писание в соответствии с апостольским учением как критерием истины, а также стремились к реализации в своей жизни высоких принципов нравственного совершенства человека.

3. Святоотеческая психология, как целостное учение о человеке имела прикладное значение, и потому в основном разрабатывалась в аскетических (психолого-педагогических) трудах. Особенностью раннего христианства является переориентация внимания с внешнего поведения человека на его внутреннее состояние, непосредственно связанное с духовным развитием и принятием определенного образа жизни.

4. В апостольское время (I в. - начало IV в.) психологические идеи о человеке разрабатывались апостолами, учителями и апологетами (Ириней Лионский, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан), которыми была предпринята третья попытка синтеза религиозных и философских учений (уже в рамках христианского мировоззрения) с целью приближения христианских истин к эллинскому мировоззрению.

5. Полноценный синтез христианства и философских древнегреческих учений был осуществлен в богословском догматическом учении восточно-христианской церкви (догматы о Троице, о Святом Духе), созданном отцами-каппадокийцами (св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский). Результатом такого синтеза явилось святоотеческое учение о личности, ее жизненном пути, направленности. Учение святых отцов о человеке характеризуется теоцентризмом, в нем содержится идея Богочеловека, как идеального образа «нового», нравственно совершенного человека, к деятельной реализации которого должен стремиться каждый человек.

6. В психологической концепции Григория Нисского развито и наполнено новым, святоотеческим содержанием аристотелевское учение о трехчастном строении души (воля, чувство, разум). У него впервые возникает идея развития психических функций человека в соотнесении как с Божественным Первообразом, так и с физической природой. Соответственно, доминирование духовных или телесных потребностей определяет психологическую организацию человека. Телесный состав человека соотносится с различными «способностями души». Впервые разводятся понятия «ветхого» и «нового» человека, различающиеся по духовным, душевным и телесным основаниям, а также рассмотрена проблема развития психологической организации человека как духовно-нравственное становление.

7. Христологический догмат был принят на основе библейскою догматического и святоотеческого учения о человеке. Содержа в себе образ Богочеловека Христа, он в то же время задавал идеал подлинного («нового») человека в восточном христианстве. В христологическом догмате получила развитие идея личности (ипостаси) человека. В Боге -одна природа и три Лица, во Христе - две природы и одно Лицо, поэтому как в Боге, так и в человеке, различаются лицо (или личность), и природа (или сущность). Каждый человек - носитель общечеловеческой природы, и в то же время, уникальная личность, не сводимая к природе.

8. Преп. Максим Исповедник, углубил психологическое учение св. Григория Нисского, придав новое понимание свободы воли человека, связав ее с понятиями смысла и образа существования. Свободным является осмысленное действие с целью нравственного совершенствования, соответствующее с Божественному замыслу, в котором заключается смысл человеческой жизни. По учению преп. Максима Исповедника человеку присущи две воли - природная и гномическая (рассудочная). Природная воля проявляется у всех людей в равной мере, заключаясь в естественном тяготении к добру и находясь в согласии с Божественной волей, в то время, как гномическая воля зависит от особенностей ипостаси и в своем основании имеет рассудочную деятельность, позволяющую осуществлять выбор между добром и злом.

Похожие диссертации на Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья