Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Матис Денис Владимирович

Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа
<
Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матис Денис Владимирович. Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Барнаул, 2004. - 186 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ОБРАЗ МИРА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Категория «образа мира» в тезаурусе современной психологии 13

1.2. Психологические механизмы формирования образа мира человека 31

1.3. Этапы и факторы трансформации образа мира: психоисторический аспект 43

1.4. Формирование и трансформация образа мира у представителей различных культур 66 Выводы по первой главе 81

ГЛАВА II РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА МИРА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В ПСИХОИСТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

2.1. Психоисторический анализ ценностно-смысловых составляющих образа мира российских немцев 85

2.2. Влияние миграционных процессов на формирование образа мира 100

2.3. Образовательная поликультурная среда и ее влияние на динамику образа мира 121

2.4. Реконструкция ценностных составляющих образа мира представителей взаимодействующих этносов 146

Выводы по второй главе 153

Заключение 156

Библиография 161

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследование процесса трансформации образа мира людей, обусловленного изменениями их «жизненных пространств» (К. Левин), неизбежно возникающими при эмиграции и миграции, простой смене места жительства, изменении социального статуса и т.д., приобретает в настоящее время особое значение. Возрастание интеграционных процессов в результате глобализации отмечается уже на протяжении двух последних веков. Сегодня на фоне развития телекоммуникационных связей, усиления экономического взаимовлияния стран, все большей «прозрачности» границ происходит взаимопроникновение культур народов, что приводит к появлению новых этнических образований, а иногда к исчезновению народов (Н. Горин, Р. Диас-Герреро, П. Курт, К. Леви-Лебуайе, И. Дюрон).

Исторически возникающие «социокультурные драмы» оборачиваются изменениями ценностно-смысловых координат жизненного пространства людей, того, что составляет сущность их «многомерного бытия» (В.П. Зин-ченко), порождая вполне реальные психологические драмы и коллизии. Проблемы появляются в связи с возникновением противоречия, проявляющегося в определенном разрыве в системе «образ жизни - образ мира». Резкие изменения образа жизни приводят к тому, что сложившийся образ мира, весь его ценностно-смысловой состав перестает соответствовать новым бытийным реалиям. Добровольные, а тем более вынужденные изменения образа жизни заявляют о себе ростом негативных психологических проявлений, повышением уровня психоэмоционального напряжения, развитием неблагоприятных психических состояний, таких, как тревога, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции (М. Вайтхед, А.В. Гнездилов, Е.В. Заикина, Г.В. Залевский, O.K. Копина, Т.Д. Марцинковская, Е.А. Суслова и др.), однако имеющиеся социально-

4 психологические институты пока не в состоянии снимать возникающие психологические проблемы.

Учитывая выявленные противоречия, можно полагать, что трансформация образа мира людей, вынужденных входить в новый образ жизни, является актуальной общепсихологической проблемой. Необходимо учитывать, что трансформация мира имеет и выраженный психоисторический аспект, который чаще всего не принимается во внимание. При глобальных социокультурных коллизиях перестройка образа жизни и образа мира людей осуществляется не скоротечно, не «взрывом», как это бывает при индивидуальной миграции, а захватывает несколько поколений.

Такое бывает, когда большая группа представителей одного этноса вдруг оказывается в инокультурной среде. Происходит это по разным причинам, но для исследователя главное состоит в возможности выделить некие инварианты, закономерности в развитии психологических (психоисторических) феноменов, которые сопровождают указанные явления. Например, сталинские «эксперименты с переселением народов» являются не просто вариантом социокультурных коллизий, порожденных властью. Поскольку это произошло, они могут и должны стать предметом психоисторического исследования, позволяющего показать, каким образом осуществляется трансформация образа мира людей, оказавшихся в другой геополитической и социокультурной обстановке.

Психоисторические исследования механизмов трансформации образа мира людей важны для оценки состояния всего мирового социума в связи с грозящей ему маргинализацией. Изучение этой проблемы определяется необходимостью содействовать интеграции человека в новые условия при сохранении своих культурных особенностей и принятии, понимании психологии окружающего социума. Другая сторона этой проблемы — прогнозирование (а в последствии и коррекция) близких и отдаленных психологических последствий, наступающих при смене социокультурной среды. Кроме того, для об-

5 щей психологии интерес представляет сам механизм трансформации новой культуры в картины мира людей, интегрирующихся в новые социокультурные условия, связанные с миграционными перемещениями.

С учетом выявленных противоречий и определения проблемы был сделан выбор темы исследования: «Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа». Целью исследования является психоисторический анализ механизмов реконструкции образа мира человека.

Объект исследования - трансформация образа мира человека в изменяющихся социокультурных условиях.

Предмет исследования - психоисторическая реконструкция динамики образа мира человека (на примере исторической судьбы немцев Алтая).

Гипотеза исследования. Трансформация образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях проявляется в изменении отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, динамике самоидентичности и потенциала самореализации личности в новых условиях и т.д. Психоисторический аспект возникает при учете культурно-исторического контекста, позволяющего осуществить реконструкцию образа мира людей, представляющих разные поколения этноса, в связи с тем, что предметом такого исследования является не только психологические проявления, указывающие на трансформацию образа мира, но и факторы, детерминирующие их возникновение: изменение устоев, традиций, ритуалов, появление новых социальных и нравственных ценностей.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

- провести операционализацию основных понятий, связанных с категорией «образ мира», входящих в тезаурус современной психологии;

исследовать ценностно-смысловые составляющие образа мира представителей русского и немецкого этносов, сформированные под влиянием социально-исторических преобразований в обществе;

выявить в процессе теоретического анализа психологические механизмы реконструкции образа жизни и образа мира;

определить факторы, влияющие на формирование и трансформации образа мира немцев Алтая в процессе социализации;

разработать рекомендации для органов управления образованием при подготовке выпускников, способных интегрироваться в современное поликультурное сообщество.

Общую методологию исследования составляют: теория психологических систем, согласно которой психическая природа человека представляет собой процесс порождения новой реальности в ходе взаимодействия человека с миром (В.Е. Клочко); положения, разработанные в трудах психологов, которые внесли вклад в изучение развития личности, проблемы ее самореализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмо-лов, Л.С. Выготский, Л.Ф. Бурлачук, В.Е. Клочко, Е.Ю. Коржова, О.М. Крас-норядцева, А.Н. Леонтьев, СЕ. Олишевский, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов), а также принципы культурно-исторической психологии (А.Г. Асмолов, Ллойд де Моз, М. Коул); культурологический подход, анализирующий социокультурные явления, в том числе и специфически образовательные и воспитательные, под углом зрения психологии. Такой подход фиксирует и концептуализирует субъективные проявления как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемых и как степень усвоения общественных норм, ценностей и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности. Междисциплинарный подход используется для ретроспективного изучения явлений общественной жизни при помощи смежных областей

7 знаний (социальной психологии, педагогики, социологии, истории, философии, этнологии и др.).

Методы исследования: в первой, методологической части исследования, использовался психоисторический анализ психологической, педагогической, исторической, социологической, философской литературы.

Во второй, практической - или процедурной — части проводились глубинные интервью, использовались биографический метод и метод устной истории. Феноменологический анализ позволял описывать данные, полученные не от самих исследователей, а от людей, ставших объектом изучения. При помощи методики изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей, исследовались особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира представителей различных этносов. Историко-сравнительные методы: диахронный (способствовал отслеживанию процесса трансформации и образа мира как явления в его развитии) и синхронный, при помощи которого исследовалось состояние проблемы одновременно в различных регионах и у представителей различных культур.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1999 - 2001 гг.) — поисковый. В течение этого времени сформулирована тема, изучено состояние проблемы в теории, собран материал, отработан понятийный аппарат исследования, выдвинута гипотеза, сформирована методологическая основа исследования, определены цель и задачи.

Второй этап (2001 - 2002 гг.) — аналитический. На данном этапе продолжался анализ специальной научной литературы, разрабатывался инструментарий, проводились полевые исследования и происходил выбор формы обработки и изложения материала.

Третий этап (2003 г.) - завершающий. В этот период продолжалась обработка полученной информации, проводилось теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

К источниковой базе, использованной в работе, следует отнести труды известных психологов, педагогов, философов и социологов, содержащих как методологические приемы анализа современного состояния проблемы, так и богатый фактический материал. Работы исследователей можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся монографические работы Г.М. Андреева, Е.П. Белинской, В.И. Бруля, Г.Д. Гачева, Э.В. Галажинского, Т.Г. Грушевиц-кой, Л.Н. Гумилева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, В.Г. Крысько, B.C. Кукушкина, З.И. Левина, А.Н. Леонтьева, СВ. Лурье, В.И. Матиса, Ю.П. Платонова, А.П. Садохина, Э.А. Саракуева, Г.Ф. Севильгаева, С.Д. Смирнова, Т.Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко, В.Н. Филиппова и многих других, в которых в том или ином аспекте рассматривается проблема формирования образа мира.

Ко второй группе относятся работы Н.В. Бессонова, Н.Г. Деметер, Г.И. Литвинова, В.Г. Крысько, В.К. Кутенкова, СВ. Лурье, З.В. Сикевич, В.О. Сухарева, М.В. Сухарева, И.И. Шангиной, J.W. Berry, D. Kosol, Н.С Triandis и др., в которых содержится большой фактический материал, рассматриваются особенности образа мира конкретных этносов.

К третьей группе источников относятся данные самостоятельно проведенных исследований в организованных пяти этнографических экспедиций, во время работы в летних лингвистических лагерях, в результате участия в трех международных семинарах, специально проводимых опросах, а также данные статистического управления, комитета по миграции Алтайского края и т.д.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

- определены этапы адаптации и интеграции человека (благодушие, настороженность, проблемы, упорная работа и осознание перемен, вхождение в новое социокультурное пространство), выявлены факторы (индивидуальные,

9 групповые и ситуативные) трансформации образа мира, определяющие содержание ценностно-смысловых особенностей людей, осуществляющих изменение своего образа жизни в новых социокультурных условиях;

установлена схожесть образа мира на уровне ценностных составляющих у представителей русского и немецкого этносов, проживающих на Алтае, что свидетельствует об интенсивности ассимиляционных процессов в среде российских немцев;

выявлены психологические последствия изменения образа жизни человека, обусловленного внешними обстоятельствами, связанными с изменением образа мира в результате миграционных перемещений;

показано, что у подростков, склонных к активной общественной деятельности, а в связи с этим к миграционной мобильности (участию в различных семинарах, тренингах, конференциях специализированных лагерях), динамика образа мира имеет более интенсивный характер, диапазон ценностно-смысловых координат национального или поликультурного самосознания отличается полнотой, большей динамикой и готовностью к социокультурным переменам;

уточнено понятие «национальный образ мира».

Результаты исследования позволяют сформулировать подходы к анализу проблемы формирования и трансформации образа мира в условиях поликультурности России и усиления межкультурных связей, а также некоторых психологических особенностей трансформации образа мира при адаптации людей в инокультурных условиях.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций и технологий по совершенствованию формирования образа мира у учащейся молодежи во внеурочное время, а полученные результаты о механизмах трансформации образа мира у людей с разной миграционной направленностью могут быть использованы при организации учебно-

10 воспитательного процесса в образовательных учреждениях, на семинарах и тренингах, при проведении консультационной работы школьной психологической службы и в содержании учебных и специальных курсов вузов: «Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Этнология», «Психология национальных отношений», «Культура межнационального общения», «Культурология», в научно-исследовательских программах студентов при написании курсовых и дипломных работ, в деятельности центров встреч национальных и многонациональных учреждений культуры.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций, использованием совокупности апробированных и вализированных методов исследования, взаимодополняющих друг друга, адекватных его цели, задачам, логике и природе изучаемого явления; статистической значимостью экспериментальных данных, всесторонним качественным и количественным анализом результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных (Москва, 2000, 2002), всероссийских (Саратов, 1999), региональных (Барнаул, 1999-2003; Омск, 2001; Новосибирск 2000), городских (Барнаул, 2000, 2002, 2003) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры психологии образования Барнаульского государственного педагогического университета. Полученные результаты и методические рекомендации внедрены в учебный процесс трех школ города Барнаула (№№60, 79, 112), в деятельность Алтайского краевого российско-немецкого дома, Этнологического центра по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая. На основании полученных результатов составлены учебные программы спецкурсов и тренингов.

Положения, выносимые на защиту

1. Психоисторический анализ позволяет исследовать процесс формирования образа мира у предшествующих поколений и его реконструкцию у современников. Использование данного метода позволяет выявить этапы и фак-

торы трансформации образа мира людей. Применение психоисторического метода позволяет рассматривать трансформацию образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях, которые в свою очередь влияют на изменение отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, самоидентичности, уменьшение (увеличение) потенциала самореализации личности в новых условиях и т.д.

  1. Формирование образа мира у различных народов имеет свои особенности, обусловленные традиционным социокультурным пространством и детерминированные всем ходом исторического развития этноса. Одни особенности сохраняются при смене социокультурной среды, другие претерпевают изменения под влиянием нового окружения.

  2. Трансформация образа мира при смене социокультурного пространства происходит менее болезненно у детей дошкольного и школьного возраста и у людей, получивших специальную психологическую подготовку. Для интеграции в новые социокультурные условия эффективными являются не только мероприятия по адаптации, но и превентивная работа по санации межкультурного шока среди тех, кто планирует миграционные перемещения заранее.

Структура диссертации отражает логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, характеризуется источниковая база и этапы исследования, раскрывается научная новизна и теоретическая и практическая значимость проведенной работы, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Образ мира и его трансформации как предмет психологического исследования» определено место категории «образ мира» в тезаурусе современных психологических исследований. В этой части работы

12 описаны психологические механизмы формирования образа мира человека, выявлены психоисторические условия (этапы и факторы) трансформации образа мира, раскрыты особенности образа мира у представителей различных культур.

Во второй главе «Реконструкция динамики образа мира российских немцев в психоисторической парадигме» с помощью психоисторического анализа рассматриваются ценностно-смысловые составляющие образа мира российских немцев, роль миграционных процессов при формировании образа мира. На основе специально проводимых исследований выявлено влияние поликультурной образовательной среды на динамику образа мира и реконструкцию ценностных составляющих национальных образов мира взаимодействующих этносов.

В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и ре-шенность поставленных задач.

В приложениях представлены некоторые таблицы и материалы, полученные в результате проведенных исследований.

По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 3,2 п. л.

Общий объем диссертации составляет 186 страниц, в ней приведены 4 таблицы, 1 рисунок. Список литературы включает 212 научных источников, из которых 14 на иностранном языке.

Категория «образа мира» в тезаурусе современной психологии

В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается в различных областях знаний: психологии, педагогике, философии, этнологии, культурологии, социологии и др.

Интерпретация понятия «картина мира» в разных науках имеет несколько отличные подходы, которые зависят от их предметов исследования. Например, естественные науки обращаются к метафизическому пласту знаний, в то время как психологи исследуют закономерности развития и функционирования чувственно-пространственной картины мира. Для изучения этнических особенностей картины мира используются культурологический и психологический подходы.

Категория «образ мира» встречается сравнительно недавно и обозначается как «снимок» работы сознания, как источник возникновения образов. В литературе по философии образ — результат отражения объекта в сознании человека [179, стр. 446]. Философы отмечают системность, описывают историческую обусловленность данной категории.

Философский энциклопедический словарь указывает на аксиологическую природу образа мира, видя обусловленность деятельности и отношений к реальности сформированной у субъекта системой ценностей. В словаре используется как синоним для «образа мира» еще одно понятие - «картина мира», причем следует отметить, что определение этого термина со временем претерпело некоторые изменения. Так, в философском энциклопедическом словаре 1983 года издания «общая картина мира» - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности [180], в одноименном словаре, но 1999 года издания отмечается, что картина мира - это совокупность мировоззренческих знаний о мире, тогда как мировоззрение — это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом [179].

Категория «образ мира» встречается в философских трудах А.Г. Спир-кина, где он называет образом возникающее в сознании человека на основе и в форме знаковых систем отражение действительности, обусловленное условиями общественно-исторической практики [171]. Исследователь говорит о роли образа, выполняющего функцию регулирования деятельностью.

В сфере психологии теоретическая разработка категории «образ мира», представлена в работах Г.Д. Гачева, Э.В. Галажинского, Л.Н. Гумилева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, З.И. Левина, А.Н. Леонтьева, СВ. Лурье, Ю.П. Платонова, А.П. Садохина, Т.Г. Стефаненко, К. Ясперс и др.

Впервые понятие «образ мира» в психологии введено А.Н. Леонтьевым, он определил данную категорию как психическое отражение, взятое в системе связей и отношений субъекта с окружающим его миром [108]. В его трудах образ мира рассматривается как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. А.Н. Леонтьев изучал процесс возникновения образа мира, объясняя его дея-тельностной природой, задающей образ как момент своего движения. Образ возникает лишь в деятельности и поэтому неотделим от нее, проблема порождения предметного образа мира - есть проблема восприятия, «мир в его отдаленности от субъекта амодален» [107, стр. 257].

Психологические механизмы формирования образа мира человека

Освоение социальных ролей, норм, ценностей, приобретение навыков взаимодействия с другими людьми, получение знаний об устройстве социального мира есть смысл социализации - трансформации культуры в картину мира.

Социальный мир поэтапно открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимосвязей, правил поведения, культурных норм взаимодействия. Вначале это взаимоотношения ребенок-мать, позже ребенок -родители, семейное окружение родственников.

Джон Доллард анализировал этот первый этап встречи нового человеческого существа с постнатальным окружением и последовательного влияния культуры на его поведение: «Возьмем для рассмотрения два объекта: во-первых, группу, которая существовала до появления индивида, и, во-вторых, новый организм, который входит в эту уже существующую целостность. В этот момент организм считается свободным от культурного влияния, а группа — от организма. Спросим себя теперь, что мы можем сказать теоретически относительно того, во что превратится этот организм того или иного пола, когда вырастет. Все факты, которые мы можем предсказать, имея в виду влияние группы, будут определяться культурой, в которую он входит. Эти факты могут включать характер одежды, которую он будет носить, язык, на котором он будет говорить, его теоретические идеи, типичные занятия, в некоторых случаях — кто окажется женой или мужем, что может его оскорбить, что он будет считать благополучием, каковы его представления о личностном росте и т. п.» [202, р. 14-15].

Второй этап социализации наступает, когда ребенок впервые сталкивается с серьезной сменой социокультурного пространства в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Третий - школа. В послешкольный период нарушается последовательная и однообразная смена социокультурной обстановки, но так или иначе она меняется. Ричард Шведер в своих исследованиях обращал внимание на содержание человеческой деятельности, а также на контекст, в котором она осуществлялась. На основе приобретаемых социокультурных норм и правил происходит формирование персональной ценностно-нормативной системы как составляющей образа мира. Однако следует учесть, что одна и та же деятельность в разных контекстах может участвовать в формировании разных ценностных ориентации. К примеру, рыбалка как хобби и рыбалка как способ «зарабатывания» денег. Члены социума в данном случае представляют на выбор образцы ценностно-нормативных моделей и типов социального поведения, выступая их трансляторами.

Исследования Р. Шведера строятся с учетом субъективности социокультурной среды, он заключал, что «не существует никакой отдельной самостоятельной социокультурной среды, независимой от человеческих способов извлечения из нее смыслов и возможностей, а всякий человек обретает свою субъективность и индивидуальную психическую жизнь посредством извлечения смыслов и возможностей из социокультурной среды и их использования» [85, стр. 125]

Субъективность подчеркивается предположением данного автора, что люди живут в «интенциональных (ими созданных) мирах, в пределах которых члены традиционных дихотомий субъект-объект, личность-среда и т.п. не могут быть аналитически разделены и выстроены по порядку как независимые и зависимые переменные» [85, стр. 126].

Психоисторический анализ ценностно-смысловых составляющих образа мира российских немцев

Образ мира формируется путем трансформации в сознании человека культуры окружающего социума, чаще всего родного этноса. Именно через свою этническую культуру путем сравнений человек постигает и культуры других народов. Этническая составляющая образа мира и есть национальный образ мира.

Один из ведущих аспектов, который необходимо учитывать при обращении к исследованию национального образа мира, - анализ истории конкретного этноса. К. Ясперс так аргументировал данную позицию: «мир личности всегда развивается исторически; он непременно включен в соответствующую традицию и не может существовать вне контекста социальных и общественных отношений. Поэтому любой анализ жизни человека в мире и различий, касающихся восприятия мира разными людьми, должен иметь историческую и социальную природу» [196, стр. 344].

Наполнение национального образа мира связано с определенным образом жизни этноса. Учитывая, что образ жизни немцев Алтая на протяжении XX в. претерпевал неоднократные изменения, и применяя исторический подход, мы можем проследить и механизмы трансформации образа мира. Анализируя способы действий, модели поведения, применяемые представителями немецкого этноса в ходе исторических событий региона, мы выявили некоторые особенности их образа мира.

При помощи историко-культурного анализа выделим несколько значимых обстоятельств, образовавшихся, в том числе и по политическим мотивам и оказавших влияние на образ жизни немецкого этноса на Алтае.

Трансформационные процессы в национальном самосознании исследуемого этноса, в его культуре и образе мира начались с момента появления в регионе. Первые поселенцы прибыли на территорию современного края в конце XIX - начале XX вв.

Миграционные передвижения немцев происходили в основном из Украины, прибывающих из Поволжья было значительно меньше. Основной причиной прибытия на данную территорию исследователи называют возможность приобретения земель [118; 119; 126].

В 1890 г. было основано первое немецкое поселение — село Шенфельд, впоследствии получившее русское название Желтенькое. Но если первое заселение Сибирских земель происходило сравнительно небольшими группами, то во время столыпинской реформы оно приняло уже массовый характер. Реформа позволяла колонистам выйти из общины и продать землю; кроме того, переселенцам предоставлялись значительные льготы на проезд по железной дороге, чем были созданы благотворные условия для переселения. В результате миграционных перемещений для освоения земель прибыла значительная группа представителей немецкого этноса, которая основала 118 деревень [119; 126].

Этот этап миграционных передвижений на Алтай проходил на добровольной основе. Появившиеся деревни по сравнению с местами отправления характеризовались бедностью, разнородным составом населения, поскольку мигранты происходили из различных районов и, более того, принадлежали к разным конфессиям (меннонитам, католикам, лютеранам).

Составить психологический портрет переселенца того периода или описать особенности его образа мира представляется сложным, но исходя из тех действий, которые были предприняты, можно заключить, что вновь прибывшие представители немецкого этноса обладали смелостью принятия решений и, конечно, предприимчивостью.

Похожие диссертации на Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа