Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Холондович Елена Николаевна

Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского
<
Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Холондович Елена Николаевна. Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Холондович Елена Николаевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2010.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/470

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен гения и гениальности как предмет историко- психологического исследования 11

1.1. Исследование проблемы гениальности в психологии и смежных с ней науках 11

1.2. Естественнонаучное и гуманитарное направление в психологической науке и место исторической психологии в исследовании личности. .53

1.3. Методы психологического исследования личности в истории 59

1.3.1. Изучение продуктов деятельности как способ выявления психологических особенностей человека 59

1.3.2. Метод психобиографии в зарубежной психологии 65

1.3.3. Метод психобиографии в отечественной психологии 73

1.3.4. Комплексный метод реконструкции психологических характеристик исторической личности на основе изучения ее жизненного пути и творчества 86

Глава 2. Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф. М. Достоевского 93

2.1. Факторы формирования и развития личности и творческой деятельности Ф. М. Достоевского 94

2.1.1. Социально - историческая ситуация в России XIX века как фактор формирования мировоззрения и идейных позиций Ф. М. Достоевского 94

2.1.2. Оппонентный круг и духовные традиции русской культуры как источник личностной идентификации и условие формирования системы ценностей Ф. М. Достоевского 113

2.1.3. Влияние семейного окружения на формирование и развитие личности и психологического самочувствия Ф. М. Достоевского 125

2.1.3.1. Роль родительской семьи в формировании и развитии личности писателя, его установок и ценностей 125

2.1.3.2. Женское окружение Ф. М. Достоевского и его влияние на личность и творчество писателя 133

2.1.4. Психическое состояние Ф.М. Достоевского как фактор формирования и развития его личности и творчества 149

2.1.5. Кризисные периоды жизни и их влияние на развитие личности и творчества писателя 161

2.2. Этапы творческой деятельности Ф. М. Достоевского и отражение в них личности писателя 172

2.2.1. Место творчества Ф.М. Достоевского в общественном сознании... 173

2.2.2. Динамика проблематики творчества Ф. М. Достоевского как воплощение его исканий, установок, ценностей и противоречий 179

2.2.3. Контент-анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского как иллюстрация жизненных смыслов, переживаемых писателем на различных этапах творчества 195

2.3. Психологический портрет Ф. М. Достоевского 214

Заключение 230

Список источников и литературы 234

Приложения 242

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы. Современный мир переживает кризис и, прежде всего, кризис духовный. Это ставит общество перед необходимостью сохранения и развития тех духовных традиций, которые были заложены в русской культуре. Выразителями этих традиций были выдающиеся личности в истории нашей страны, гении. Необходимо разделить понятия «историческая личность» и «гениальная личность». Исторические личности вносили вклад в развитие цивилизации, делали выдающиеся открытия, «перекраивали» карты мира и изменяли историю народов. Они признаны, возвеличены и развенчаны потомками. Гениальные личности имели «духовное зрение», которое в совокупности с выдающимися способностями и нравственными принципами позволяло им продвигать идеи гуманизма и вести вперед культуру и человечество. В российской традиции гениальность была неотделима от духовных приоритетов народа. В связи с этим является как никогда актуальным изучение личности Ф.М. Достоевского, который, по мнению таких выдающихся деятелей культуры, как Н. Бердяев, В. Розанов, Л. Шестов, Д. Мережковский, Б. Ананьев, И. Волгин, Л. Сараскина - выразитель истинно русского и в то же время «всечеловеческого», «величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира» (Бердяев, 2002, с. 362).

Степень разработанности проблемы.

Традиционно гениальность рассматривается во взаимосвязи с творческой деятельностью. Философское осмысление этой проблемы восходит к учениям Платона и Аристотеля и далее разрабатывается в трудах Н. Бердяева, А. Камю, Ф. Ницше, В. Розанова, С. Франка и других. Более всего эта тема нашла отражение в таких областях научного знания, как психиатрия (В. Гирш, Э. Креч- мер, Ч. Ломброзо, Г.В. Сегалин, И.А. Сикорский, В.Ф. Чиж и другие), евгеника (Ф. Гальтон, Д.Н. Жбанков, Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко, В.П. Эфроимсон), психология (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Н.В. Гончаренко, А.Ф. Лазурский,

Г.И. Поляков, Б.М. Теплов и другие). Но несмотря на значительное количество работ, феномен гения и гениальности не получил четкого определения.

Исследование жизненного пути и творчества исторической личности - предмет исторической психологии. Эта проблема активно разрабатывалась в западной психологии (И. Мейерсон, JI. де Моз, 3. Фрейд, Э. Эриксон). В отечественной психологии исследования по исторической психологии и психоистории относятся к недавнему и настоящему времени (И.Г. Белявский, В.А. Кольцова, A.A. Королев, Е.Е. Соколова, JI.B. Спицина, И.Р. Федоркова, Е.В. Харитонова, В.А. Шкуратов). С недавних пор в психологической науке отводится важное место взаимосвязи различных форм знания, поэтому изучение творчества Ф.М. Достоевского как источника психологического знания отвечает задачам, поставленным в работах Г.В. Плеханова, JI.C. Выготского, Б.Г. Ананьева, И.В. Страхова. Проблема психологии искусства широко представлена в работах JI.C. Выготского, М.М. Бахтина, Б.Г. Ананьева, H.J1. Нагибиной, В.Е. Семенова, однако, специальных работ, посвященных реконструкции психологических характеристик личности творца по продуктам творчества, нет. Этим определяется цель нашего исследования.

Цель исследования: реконструкция психологических характеристик личности Ф.М. Достоевского и факторов ее формирования и развития, как гениальной личности.

Задачи исследования:

1. Осуществление анализа и обобщение имеющихся данных по феномену гениальности, выделение критериев гениальности, факторов ее формирования и развития, реконструкция психологических особенностей личности гения.

2. Рассмотрение основных направлений, принципов исторической психологии, обоснование и разработка комплексного метода изучения исторической личности.

3. Реконструкция жизненного пути Ф.М. Достоевского и выделение факторов его личностного и профессионального формирования и развития.

4. Выделение этапов творчества, как воплощение идейных исканий Ф.М. Достоевского, и рассмотрение динамики экзистенциальных ценностей и смыслов в сознании писателя.

5. Проведение анализа кризисных периодов жизненного пути Ф.М. Достоевского и их влияния на творческую деятельность и мировоззрение писателя.

6. Реконструкция личностных характеристик Ф.М. Достоевского на основе изучения продуктов творческой деятельности писателя и составление его психологического портрета.

Объектом исследования является феномен гения и гениальности, критерии гениальности, личностные характеристики гения и факторы формирования и развития гениальной личности.

Предмет исследования: психологические характеристики личности Ф.М. Достоевского и факторы ее формирования и развития.

Гипотеза исследования: личностные кризисы в жизни Ф.М. Достоевского сопровождаются глубоким переосмыслением экзистенциальных ценностей и смыслов и выступают важным источником творческой продуктивности и самореализации писателя.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве методологической основы выступили: субъектно- деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); принципы комплексного (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев) и системного (Б.Ф. Ломов) изучения человека; основные положения герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Г. Гада- мер). В качестве теоретической основы использованы психоисторические и медико-клинические исследования, раскрывающие сущность личности гениев (Ф. Гальтон, Ч. Ломброзо, В. Гирш, Э. Кречмер, 3. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.), наработки медико-клинического направления исследований личности в отечественной психологии (П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский, В.Ф. Чиж), теоретические разработки принципов метода историко-психологической реконструкции (В.А. Кольцова), основные положения экзистенциального направления в психологии (М. Хайдегер, Л. Бинсвангер, В. Франкл, А. Лэнгле).

Методы исследования: в теоретической части работы был использован метод классификации позиций различных авторов. В эмпирической части исследования использовались основные принципы метода историко- психологической реконструкции, психолого-биографический метод, пракси- метрический метод, или метод «анализа продуктов деятельности», метод контент-анализа, метод экспертной оценки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• В результате целостного анализа природы гения и гениальности выделены факторы формирования и развития гениальности, проведена реконструкция психологических особенностей гениальной личности на основе обобщения полученных данных. Ранее подобные исследования проводились в основном в рамках медико-клинического изучения гениальных личностей, с точки зрения психиатрии.

• Наряду с признанными в научной литературе критериями гениальности (универсальность, высокое мастерство в определенной сфере деятельности, провидческий дар), впервые выделен показатель высокой духовности личности как важнейшая характеристика гениальности.

• Разработан комплексный метод составления психобиографии исторической личности, ориентированный на изучение ее психологических характеристик и путей формирования личности с учетом всех детерминант ее развития и многообразия проявлений.

• Разработкой комплексного метода реконструкции психологических характеристик личности прошлого вносится вклад в развитие методологических основ исторической психологии.

• Впервые сделана попытка воссоздания целостного психологического портрета Ф.М. Достоевского. Наряду с исследованием психологических идей, нашедших свое выражение в творчестве Ф.М. Достоевского, в работе раскрыта уникальность его личности, воссоздаваемая на основе многочисленных творческих материалов и личных документов.

• Разработан и операционализирован конкретный вариант метода анализа продуктов деятельности.

• Впервые в психологической науке проведена реконструкция психологических характеристик личности творца по продуктам творческой деятельности.

• В работе наряду с качественным анализом использован количественный, что свидетельствует о взаимодополнительности идиографического и номоте- тического методов в исследовании динамики духовно-нравственных смыслов в жизни и творчестве исторической личности.

• Использование контент-анализа для оценки мировоззренческих и ценностных составляющих структуры личности расширяет представления о возможностях данного метода.

• Проведенное исследование открывает новый взгляд на изучение личности в процессе ее исторического развития и, являясь междисциплинарным, позволяет объединить проблемы истории, литературы и психологии.

Эмпирическая база исследования. Тексты, посвященные особенностям культурно-исторического развития России XIX столетия; художественные и публицистические произведения Ф.М. Достоевского; дневники писателя, эпистолярное наследие; воспоминания современников и ближайшего его окружения; литературоведческие и философские работы, исследующие творчество Ф.М. Достоевского; работы, посвященные описанию биографии писателя, его психического здоровья.

Положения, выносимые на защиту.

1. Важнейшим критерием гениальности (наряду с универсальностью, высоким мастерством в определенной сфере деятельности, провидческим даром) является показатель высокой духовности личности: нравственная основа личности, ее мировоззрение, система ценностей, духовный опыт, которые в совокупности со способностями личности обеспечивают ее деятельность на уровне, превышающем нормативные показатели, и позволяют достигать вершин творчества.

2. Комплексный метод воссоздания психологического портрета творца в контексте его целостной жизнедеятельности и на основе анализа продуктов творчества включает:

- психолого-биографический анализ, направленный на изучение жизненного пути исторической личности и выявление факторов ее формирования и развития;

- анализ продуктов деятельности с целью выявления: тематики произведений писателя, характеристики героев, особенностей идейного содержания произведений, психологических идей, этапов творчества, социальной и политической позиции как отражения сознания автора, динамики его мировоззрения, ценностей и идеалов;

- контент-анализ художественных произведений писателя для иллюстрации жизненных смыслов, переживаемых на протяжении биографии личности и нашедших выражение в творчестве; 

- реконструкция психологических характеристик исторической личности на основе обобщения полученных данных с позиции современной науки.

3. При анализе гениальной личности главным критерием оценки становится творчество, так как именно в нем объективируется личность творца, в его произведениях воплощаются установки, ценности и идеалы, раскрывается мировоззрение и отражается мировосприятие.

4. Личностные кризисы являются важнейшим фактором формирования и психологического развития Ф.М. Достоевского. Разрешения внутренних противоречий и конфликтов становятся поворотными моментами в биографии писателя и выступают источником творческой продуктивности и самореализации.

5. Выявленные посредством контент-анализа и представленные в произведениях Ф.М. Достоевского на разных этапах творчества экзистенциальные ценности отражают динамику восприятия, понимания и переживания им окружающей действительности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на Международной научной конференции, посвященной проблемам истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006г.), научной конференции по вопросам философии «Современная картина мира» (Москва, 2007г.), научно-практической конференции, посвященной 100- летию со дня рождения Б.Г. Ананьева (Москва, 2008г.), «V Московские встречи» (Москва, 2009г.). Обсуждены на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН, кафедры общей психологии и истории психологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». Результаты диссертационного исследования использовались при чтении лекций по курсам «История психологии» и «Историческая психология» на кафедре общей психологии и истории психологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Практическая значимость исследования. Полученный материал может быть использован в курсах психологии искусства, исторической психологии, дает возможность более глубокого изучения, понимания и преподавания творчества Ф.М. Достоевского.

Надежность, достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается проработанностью теоретико-методологических оснований исследования, соответствием организации исследования содержанию выдвинутой гипотезы, поставленных цели и задач, применением адекватных методических приемов сбора и обработки эмпирических данных.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.  

Исследование проблемы гениальности в психологии и смежных с ней науках

Мир, зараженный прагматизмом и погоней за удовольствиями. Способен ли он рождать гениев? Современное общество, помешанное на успехе, переполнено огромным количеством восходящих и падающих звезд, знаменитостей и так бедно по-настоящему талантливыми и одаренными людьми. Питаясь суррогатом от искусства, они стремятся к «креативности», которая стала идолом современного общества. Вся история XX века была направлена на разрушение и ниспровержение имеющихся идеалов и ценностей, на поиск новых форм и абсолютной свободы, итогом которых стали бездуховность и вседозволенность. «Свобода» и «оригинальность» создали массовое искусство, которое теперь стремится навязать свои критерии и правила потребляющему его обществу.

Но, к счастью, оно не смогло уничтожить шедевры прошлого. Как же создавались эти шедевры? В чем их секрет? Их создавали признанные гении. Кто они? В чем их гениальность? Что в их личности и жизненном пути позволило им создать бессмертные творения? Эти вопросы встают перед человечеством снова и снова, начиная с древности. Они рассматривались в рамках философии, культурологии, литературы, публицистики, психиатрии. Но психология не уделяла этим вопросам достаточного внимания. Только психоанализ отдавал должное личностям гениев (Леонардо да Винчи, Мартин Лютер, Достоевский, Толстой) и рассматривал их с присущей ему скрупулезностью и интересом к детальной разработке детских впечатлений и бессознательных особенностей их личности. В нашем исследовании поставлена задача: изучить личность гения, реконструировать психологические черты его личности, а также выделить факторы жизненного пути (биографии), которые сделали его гением, способствовали проявлению и развитию гениальности.

Гениальность является довольно сложной проблемой. Это действительно так, несмотря на то, что ей уделялось достаточно большое внимание в истории науки. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. Именно в этот период понятие гениальности заняло центральное место в эстетике и получило название "бури и натиска", в которое немецкие романтики вкладывали идеалы свободы личности и права на индивидуальность. В противоположность зажатому рамками логики рассудку гений представлялся свободным, как стихия. Спонтанность, интуиция, эмоциональность стали восприниматься почти обязательными атрибутами гения. Как пишет историк, "гений теперь понимался не как специфическая способность, которой обладает творческий человек, а как некая сила, которая владеет им" (Ьйр:/Муоуосо.гз1.га /РАРЕК8/МЕК/ОЕЫ_В1 АШ.НТМ). В XIX - XX веках развиваются психологические, социологические исследования аспектов гениального творчества. Рассмотрение гения через призму психиатрии также получило широкое распространение, которое превалирует в настоящее время.

Наибольший интерес проблема гениальности получила в начале XX века как в отечественной науке, так и за рубежом. Это было обусловлено стремлением найти методы для создания человека новой эпохи. В первые десятилетия XX века перед наукой встала задача создать «сверхчеловека», способного осуществить задачу переустройства мира. Именно эта задача и стала в 20-е годы «катализатором евгенического «взрыва» в новой, советской стране» (Пчелов, 2008, с. 14).

Еще в конце XIX века Ф. Гальтон создает новое направление в науке - евгенику. В своей работе «Наследственность таланта: ее законы и последствия» Ф. Гальтон привел обширные биографические, статистические и исторические данные исследования выдающихся деятелей Англии и Европы, пытаясь показать наследуемость следующих свойств человека: черт характера, психических особенностей, таланта и одаренности. Он считал наследственность и отбор главными факторами развития человека и общества в целом. Гальтон, создавая науку евгенику, настаивал на необходимости изучения одаренности, особенностей психики, наследственных болезней и дефектов, необходимых для создания строго научной основы с целью улучшения «породы» людей. В своих исследованиях Гальтон приходит к выводу о наследовании таланта. Наряду с превалированием наследственного признака в зарождение одаренности и таланта он отмечает и наличие факторов, способствующих их развитию. Это особенности характера гениев и влияние окружающей среды. Первенство же он отдает «природной одаренности». Под «природной одаренностью» Гальтон подразумевает «такие качества ума и характера, которые дают человеку возможность и способность совершать действия, ведущие к высокой репутации.

Естественнонаучное и гуманитарное направление в психологической науке и место исторической психологии в исследовании личности

Данная работа учитывает накопленный в психологии опыт исследования исторических персоналий и, прежде всего, опирается на принцип субъектно- деятельностного подхода и исследовательских методов, применяемых в исторической психологии, состоящего в возможности психолого-исторической реконструкции психики по продуктам деятельности человека. Взгляд на художественное произведение как на результат взаимодействия объекта, субъективного замысла и мысли художника, как на некий синтез человека и мира, дает в результате творческую самореализацию, объективирование замыслов и мыслей творца. С этой точки зрения произведения искусства можно рассматривать как важный источник знания о психологии их создателя.

В русле субъектно-деятельностного подхода, в частности в школе С.Л. Рубинштейна, постулируется, что любое социальное воздействие преломляется через внутреннюю среду субъекта. Субъект встраивается между деятельностью и психикой. Прослеживается непосредственная зависимость отношений человека от его ценностей и опыта. То есть в основе лежит общий принцип детерминизма, согласно которому «внешние причины всегда действуют через внутренние условия, так что конечный эффект любого внешнего воздействия всегда зависит не только от внешнего воздействия на тело или явление, но и от внутренних его свойств» (Рубинштейн, 1997, с.65). Вступая во взаимодействие с миром, субъект отражает его, пропуская через свой предыдущий опыт, преломляя через сформировавшиеся у него в процессе жизнедеятельности ценности, и формирует свое непосредственное отношение к миру. И в деятельности это отношение проявляется. «Марксистская концепция рассматривает человека как изменяющего мир своею деятельностью и одновременно создающего в ходе этой деятельности соответствующие внутренние предпосылки, внутренние установки, его внутреннее отношение к миру» (Рубинштейн, 1997, с. 20).

Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» подчеркивает, что психика не только проявляется в деятельности, но и в ней же и формируется. «В каждом виде деятельности, находит себе выражение специфическая направленность личности, ее отношение к окружающему, подчиняющее себе все частные проявления и функции... Конечно, и отношение человека к действительности, выражающееся в его деятельности, зависит от его психических процессов, от его мышления и прочее, но еще существеннее зависимость его мышления, воображения, чувств и т.д. от его деятельности» (Рубинштейн, 2000, с.436). Но человек - существо сознательное, а, следовательно, его деятельность носит осознанный и целенаправленный характер. Преобразуя действительность, человек реализует свои цели и задачи, то есть непосредственно влияет на мир, в который он включен и который в свою очередь влияет на формирование его личности. «Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жизни, в которую он своей деятельностью включается, входит определенным началом в психику индивида. Значение деятельности в том, прежде всего, и заключается, что в ней и через нее устанавливается действительная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта.

Вместе с тем в деятельности и через деятельность индивид реализует и утверждает себя как субъект, как личность: как субъект — в своем отношении к объектам, им порожденным, как личность — в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются» (Рубинштейн, 2000,с.436). Таким образом, утверждается активное начало в человеке, он выступает как деятель, как творец. Но человек является в свою очередь творцом истории, активным участником ее «делания», следовательно, о человеке, а особенно о личности, мы должны говорить как о непосредственном участнике, творце и продукте ее развития. Человек - это существо общественное, формирующиеся в конкретный момент своего исторического развития, и можно сказать, что в продуктах культуры объективируется человек и по ним можно составить представление о психике индивида конкретной эпохи. «В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются из поколения к поколению. Всякий человек имеет историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений» (Рубинштейн, 2000, с.640).

Факторы формирования и развития личности и творческой деятельности Ф. М. Достоевского

Ф.М. Достоевский родился в России и был русским не только по происхождению, но и по духу. И как следствие этого все события, происходившие в России, находили отклик в его произведениях и, особенно, в работах публицистического цикла. На страницах «Дневника писателя» им обсуждались проблемы России и русского народа.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на историческом анализе той эпохи, в которой жил и творил Ф.М. Достоевский, и изучить события как внешней, так и внутренней политики России XIX века, которые несомненно повлияли на формирование и развитие личности писателя.

1821 год - конец царствования императора Александра I. Если говорить о царствовании Александра I - это была эпоха «мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX века» (Бердяев, 2000, с.31). Интересна фигура царя Александра I, которого Н. Бердяев называет русским интеллигентом на троне. Александр I был связан с масонами. Он искал пути построения истинного и универсального христианства. В молодости Александр прошел через идеологию просвещения, ненавидел рабство и разделял идеи французской революции. Его воспитатель Лагарп внушил ему сочувствие к свободе. Поэтому первая половина его царствования проходит под знаком реформ. Но как пишет Бердяев «самодержавный монарх не мог оставаться верен этим стремлениям своей молодости, это было психологически невозможно» (Бердяев, 2000, с.35). Характерно, что царствование Александра I заканчивается восстанием декабристов.

Что же знаменательного характерно для этого исторического периода? Это эпоха Наполеоновских войн, которой предшествовала Великая французская революция. Сама личность Наполеона владела умами многих поколений молодых людей. Человек, способный в кратчайший срок завоевать Францию, стать ее императором и покорить всю Европу, стал примером для подражания. Как писал A.C. Пушкин, «мы все глядим в Наполеоны». Именно образ Наполеона был одной из причин, которая побудили героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова задуматься о способности одних людей «переступать» через преступления и кровь для достижения своих великих целей, так как они «гении», и необходимости другим соблюдать существующие законы, ведь они обыкновенные, ничем не примечательные люди. Личность Наполеона «не могла пройти незамеченной» мимо Достоевского. Как отмечают биографы писателя и люди, лично знавшие его, в юношеские годы он был человек впечатлительный и импульсивный.

Вообще весь XIX век отличался бунтарским духом. Идеи свободы витали в воздухе. Одна революция сменяла другую. Не только лучшие умы, простые граждане, но даже императоры понимали необходимость перемен. Революции и освободительные войны в Европе следовали одна за другой. В России либерально настроенные дворяне создают тайные общества, в которых обсуждаются вопросы ограничения существующей власти, издания конституции и отмены крепостного права. Их возникновение вызывает беспокойство у правящей монархии, и император Александр I в 1822 году издает рескрипт о запрете на всякие объединения, в том числе, масонские ложи. 1.12 (19.11) 1825 года в Таганроге внезапно умирает император Александр I. Следствием этой кончины становится династический кризис. Ситуацией междуцарствия воспользовались представители крайне левого крыла дворянской оппозиции самодержавия, объединяющего часть дворянской молодежи (главным образом военной) - члены Северного и Южного тайных обществ. Отказавшись давать присягу на верность новому императору Николаю I, дворяне, возглавив несколько полков, организуют мятеж на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и в Черниговском полку. Восстание было жестоко подавлено, а его участники арестованы. 25 (13).7.1826 года на кронверке Петропавловской крепости пятерых декабристов повесели, остальных сослали в Сибирь на каторгу.

В 1844 году организуется кружек Петрашевского, в котором принимает участие Ф.М. Достоевский. Основной задачей членов этого кружка было уничтожение крепостного права. В 1849 году члены кружка ссылаются на каторгу.

В 1861-1864 годах создается радикальная организация «Земля и воля», призывающая к свержению существующего строя путем революции. В ее программу входило: бесплатное наделение крестьян землей, проведение свободных выборов представителей власти - Земского собора или Народного собрания, а также призыв к свержению существующей власти.

Похожие диссертации на Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского