Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Сухих Екатерина Станиславовна

Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности
<
Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сухих, Екатерина Станиславовна Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Краснодар, 2006 143 с. РГБ ОД, 61:07-19/237

Содержание к диссертации

Введение

1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫХ

ХАРАКТЕРНО ГИК КАК ФАКТОРОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Понятие толерантности и толерантного поведения 13

1.2. Личностные диспозиции как факторы толерантности 21

2. ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕРЦЕПТИВНОГО СТИЛЯ И ДИСПОЗИЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

2.1. Методологические предпосылки исследования 55

2.3. Методы сбора и обработки данных 64

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕРЦЕПТИВНОГО СТИЛЯ И ДИСПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

3.1. Особенности межличностного восприятия и оценивания толерантных и толерантных личностей 82

3.2. Личностные диспозиции (ценности, базовые представления о человеке и локус контроля) как факторы толерантности 100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ А 140

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 141

ПРИЛОЖЕНИЕ В 143

Введение к работе

Актуальностіь исследования. Проблема развития толерантной позиции личности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений, сохранения внутреннего равновесия, обретения іармонии и целостности, актуальна как для психологии, так и для смежных с ней гуманитарных и социальных наук. Нарастание агрессивности на всех уровнях человеческог о бы г ия - войны, террори ш, национальная и религ иозная нетерпимое! ь, конкурентно-агрессивный способ поведения - вызвали практическую необходимость исследований по профилактике этих явлений, механизмам противостояния, поэтому в последние десятилетия понятие «толерантность» стаю международным термином и одним из ключевых слов в проблематике мира.

В отечественной психологии проблематика исследований толерантности многообразна. Она из чается как психологический феномен (А.Г. Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан), рассматривается в связи с личностной обусловленностью общественного сознания (В.А. Лабунская, Т.П.Скрипкина), описанием и диагностикой коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), межэтническим взаимодействием (Г.У.Солдатова), психосемантическими исследованиями этнических стереотипов (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), типологией толерантной активности субъекта (З.И. Рябикина, В.Г. Третьяк). Разрабатываются прикладные аспекты формирования толерантного сознания (Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова) и программы по развитию навыков ненасилия и толерантного поведения (B.C. Магун). Толерантность изучается гакже в контексте проблемы педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, Е.Ю. Клепцова), как основа межкультурной коммуникации (К.П. Краковский).

В зарубежной психологии многие исследования тематически близки проблематике толерантиости/интолераніности. Это работы о механизмах и

проявлениях агрессии (А. Басе, Л. Берковиц, X. Хекхаузен), национальной, религиозной и расовой нетерпимости, ксенофобии (М. Боуэн, Т. Адорно, Т. Нельсон), о развитии в онюгенезе кооперации и сотрудничества (Л. Кольберг, Ж. Пиаже и др.), о самоактуализирующейся, зрелой личности и механизмах эмпатии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон).

Толерантность - явление многоаспектное, многоуровневое, может проявляться в различных формах, поэтому в литературе это понятие в зависимости от контекста наполняется специфическим смыслом. Прослеживаются общие тенденции понимания голераніности как терпимости к ино-культуре, иномыслию, ино-верию, обеспечивающей сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия.

В настоящей работе толерантность в широком смысле трактуется как обобщенная характеристика диспозиционной системы личности, проявляющаяся в способности личности терпимо и без противодействия воспринимать отличающиеся от ее собственных мнения, образ жизни, поведение и какие-либо иные особенности других людей, если это непосредственно или в видимой перспективе не угрожает ее здоровью и/или жизни. Толерантность предполагает пришание за другим человеком права иметь свое представление о происходящем, при этом она не тождественна равнодушию или безразличию, а проявляется в значимой для субъекта ситуации.

Рассматривая толерантность в контексте психологии личности, мы разделяем представление о личности как о динамичной системе смыслов и солидарны с мнением ряда авторов, что личностный смысл, индивидуальное значение является существенной единицей анализа личности (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, З.И. Рябикина и др.). Предпосылки толерантности могут быть обнаружены среди базовых представлений личности о природе человека, ценностных ориентации, особенностей локуса конгроля, которые в данной работе определяются как диспозиции личности. Прогноз толерантного /интолерантного

поведения в тех или иных ситуациях возможен лишь при условии, что исследователю известны не только соответствующие аттигюды личности, но и то, как личносіь органиiyei познание мира и окружающих, какими категориями-конструктами она пользуется при восприятии и оценивании себя и других людей. Для этого психологами изучаюіся характеристики когнитивного стиля, особенности познавательной позиции, способы оценки и восприятия информации, субъективная «имплицитная теория личности)) и т.д. (В.М. Аллахвердов, Дж. Брунер, ГЛагиури, Дж. Кслли, М.А. Холодная). Проблема описания того или иного фрагмента картины мира субъекта, например, сферы межличностного восприятия и оценивания (социальной перцепции) методически может решаться посредством воссоздания субъективных семантических пространств, т.е. системы катеї орий-конструктов, их структуры и иерархии с использованием психосемангических методов (Ч. Осгуд, ЕЛО. Аріемьева, ЕЛ. Доценко, А.А. Лузаков, В.Ф. Петренко, В.В. Пегухов, В.П. Серкин, А.Г. Шмелев). Структурно-динамические характеристики семантических пространств могут рассматриваться как показатели социально-перцептивною сгиля личности, который выступает в качесіве одного из аспектов ее когнитивного стиля. Одновременно он является важной составляющей индивидуальною стиля общения (который имеет прямое отношение к проблемам толерантности) наряду с другими его составляющими -интерактивным и коммуникативным стилем (И.П. Шкуратова), при этом он в меньшей степени, чем последние, определяется в наблюдаемом поведении, носит более имплицитный характер. Социально-перцептивный стиль в значительной мере определяет предвосхищение субъектом результатов восприятия, задает особенности когнитивных "гипотез", "схем", используемых им в процессе социальной перцепции. В данной работе социально-перцептивный стиль понимается как один из аспектов когнитивного стиля личности, отражающий индивидуально-своеобразные способы восприятия, категоризации, оценивания субъекюм партнеров по общению и себя самою.

Цель исследования - выявление взаимосвязей между характеристиками социально-перцептивного сгиля личности и толерантностью се установок.

Обьекі исследования - особенности личное і и, обусловливающие ее голерантность/интолеран і нос і ь.

Предмет исследования - социально-перцептивный стиль личности как фактор толерантности и его связи с некоторыми диспозиционными особенностями личности - ценностями, локусом контроля, базовыми представления о природе человека.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что в число факторов, обусловливающих толераніносіь в межличностных отношениях (на уровне установки как готовности действовать определенным образом) входят такие характеристики социально-иерцешивного стиля как когнитивная дифференцированноегь и оценочность. Дополнительная гипотеза: характеристики социально-перцешивного стиля продуктивней рассматривать во взаимодействии с содержательными диспозициями личности (ценностями и т.п.), поскольку именно определенные сочетания (паттерны) социально-перцептивною стиля и диспозиций позволяют лучше понять психолоїический механизм ожидаемой толерангносіи личности.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены основные задачи.

Теоретические:

1. Осуществить общий обзор теоретических представлений о толерантности и описаіь их в іерминах личностных диспозиций и когнитивно-стилевых особенностей.

2. Проанализировать экспериментальные факты, имеющие отношение к прогнозу толерантного поведения и выявить те и$ них, которые связаны с социально-перцептивным стилем личности.

Эмпирические:

3. Определи і ь уровень выраженности толерантных установок обследуемых, используя несколько взаимодополняющих критериев.

4. С помощью метода реконструкции субъекшвных семантических пространств выявить особенное і и социально-перцептивного стиля толерантных и интолерантных личностей - степень оценочности (доминирования аффективно- оценочных копе грунтов восприятия) и когнитивную дифференцированность. Проанализировать эмпирические связи указанных стилевых характеристик с выраженностью толерантных установок обследуемых.

5. Исследовать специфические интраиндивидуальные сочетания личностных диспозиций - ценностных ориентации, представлений о природе человека, локуса контроля, характерные для толерантных и интолерантных субъектов. Рассмотреть специфику указанных диспозиций личносіи в связи особенностями ее социально- перцептивного стиля и выявить возможные паттерны (сочетания перцептивного стиля и диспозиций), выступающие факторами [олерантности/интолерантности личности.

Методологические и теоретические предпосылки. Общую методологию при написании диссертации составили положения о системной детерминации психических явлений, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн,); представления о субъектном подходе к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, В.И Слооодчиков). Учиїьівались положения экзистенциально-гуманистического подхода, согласно которому истоки толерантности лежат в доверии к позитивной человеческой природе и чувстве единства со всем человеческим родом (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), положение о смысловой природе взаимодействия личности и окружающею мира (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев).

В качестве одною из теоретических оснований исследования выступает утверждение о возможности объяснения существенных психологических характеристик личности посредством анализа особенностей организации ее когнитивной сферы, в том числе ее сіилевьіх аспектов (N. Endler, W. Mischel, Н. Witkin, D. Goodenough, Л.В. Либин, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова). При реконструкции харакгеристик социально-перцептивной сферы личности использовался психосемантический подход, в котором субъективное значение/смысл трактуется как «след деятельности», интегрирующий функции аффекта и интеллекта (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие группы методов:

1) теоретический анализ и обобщение ли і ерагурных данных;

2) для сбора эмпирических данных - а) опросник толерантности ВИКТИ (ГЛ. Бардиер); б) тест-опросник уровня субъективного конгроля УСК (В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, A.M. Эткинд); в) методика изучения ценностных ориентации (Ш. Шварц); г) мегодика «Представления о природе человека» (А.А. Лузаков); д) личное і ный дифференциал (версия Д. Пибоди, А.Г. Шмелев); е) полуструктурированное интервью.

3) для обработки данных - методы анализа и сравнения распределений, корреляционный, факторный и кластерный анализ, реализованные в стандартизированном пакете проірамм STATISTICA 5.5А.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2002 по 2006г. На первом этапе (2002-2004) был осуществлен теоретический анализ проблемы толерантности с учетом социально-перцептивного стиля. На втором этапе (2004-2005) разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем (2005-2006гг.) проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоіи исследования.

Эмпирической базой исследования выступали студенты 2-4 курсов социогуманигарных специальностей КубГУ в возрасте от 18 до 24 лет (из них 43 юноши и 59 девушек), а также специалисты помогающих профессий (педагоги, врачи, психологи) в возрасте о і 25 до 45 леї (и$ них 34 мужчины и 31 женщина). Общий объем выборки составил 167 человек.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом отечественных и зарубежных научных работ по проблеме и смежным областям; выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам; апробацией и доработкой применяемых эмпирических методов в пилотажном исследовании; применением принятых в науке методик получения эмпирических данных, общепризнанных методов маїематико-статистической обработки результатов; соотнесением результатов количественного и качественного анализа; сопоставимостью основных данных эмпирическою исследования с результатами других авторов; эмпирическим подтверждением теоретических положений диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что особенности социально-перцептивного стиля личности

рассматриваются в качестве предпосылок толерантности/интолерантности личности в сочетании с такими личностными диспозициями как ценности, базовые представления о природе человека, локус контроля.

Разработан и апробирован комплекс методик, позволяющих исследовать и осуществлять диагностику личностных диспозиций и особенностей социально-перцептивного стиля как факторов толерантности.

Установлено, что социально-перцептивный стиль толерантных испытуемых отличается большей когнитивной дифференцированностью (количеством познавательных конструктов, используемых субъектом при восприятии и оценивании людей).

Доказано, что толерантность интолераніность личности связана со степенью оценочности социально-перцептивного стиля, понимаемой как субъективная значимость аффективно-оценочных конструктов восприятия (приятный -неприятный и т.п.). Обоснована возможность прогноза толерантных установок по показателям оценочное™ социально-перцептивного сгиля (с использованием метода реконструкции личностных семантических пространств).

Определено, что системы конструктов, используемые толерантными и интолерантными личностями, помимо структурных различий, имеют различия в содержании.

Выделены эмпирические типы юлерантности («адаптивная» и «конструктивная»), в основе которых лежат различные ценностные ориентации, проанализированы соотвегсівующие им особенности социально-перцептивного сгиля личности.

Практическая значимость работы в том, что предложенные схемы интерпретации психодиаіностических данных могут быть использованы для объяснения и прогнозирования юлерантного поведения личности в профотборе и практике психологического консультирования. В частности, при диагностике и обучении сотрудников, деятельность которых связана с межличностными контактами (продажи, сфера обслуживания и і .д.) и толерантность может рассматриваться как профессионально важное качество. Результаты исследования могут применяться в образоваїельньїх программах и консультировании специалистов помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи, социальные работники), для коюрых толерантносіь является необходимым компоненгом профессионального самосознания. На основе полученных данных возможна разработка методических рекомендаций для педагогов и тренеров, реализующих программы формирования установок юлерантного сошания.

Положении, выносимые на защиту:

1. Толерантность/интолераніносіь коммуникативных установок личности связана с особенностями ее социально-перцептивного стиля - когнитивной диффереицированносіью и оцсиочностыо (ролью аффективно-оценочных конструктов в индивидуальной сисіеме социоперцептивных категорий).

2. Социально-перцептивный стиль толерантных субъектов отличается большей когнитивной дифференцированностью, что проявляется в использовании ими большего количества пошаваїельньїх категорий-конструктов при восприятии парінеров по общению и себя самого.

3. Для субъектов с выраженным оценочным социально-перцептивным стилем (доминированием аффективно-оценочных конструктов восприятия) характерны более низкие показатели толерантности. Оценочносіь социально-перцептивного стиля может рассматриваться как один из предикторов ин толерантности коммуникативных установок.

4. Толерантные личности представлены двумя типами - «адаптивным» и «конструктивным», для которых характерны определенные сочетания социально-перцептивного стиля, ценностных ориентации и представлений о природе человека. Основу «адаптивной» толерантности составляет стремление личности сохранять позитивные отношения с окружающими, уважать традиции и избегать конфликта. «Конструктивная» толерантность основана на принятии различий и уважении прав и свобод личности, как своей собственной, так и другого человека.

5. Особенное і и социально-перцептивного стиля продуктивнее рассматривать во взаимодействии с такими диспозициями личности как ценности, локус контроля и представления о природе человека. Эти сочетания образую! целостные диспозициоино-стилевые паттерны, являющиеся факторами толерантности/инюлерантности. Толерантные испытуемые характеризуются предпочтением ценностей доброты, универсализма, интернальностью локуса контроля и такими особенностями социально-перцептивної о с тиля как когнитивная дифференцированность и отсутствие выраженной оценочноеги.

Среди особенностей иіполераніньїх личносіей - экстерналыюсть локуса контроля, доминирование ценностей власти, достижений, гедонизма в сочетании с меньшей коїнитивной дифферсіщировашюстью и выраженной оценочностью социально-перцептивною сшля.

Апробации и внедрение результатов. Материалы диссеріационного исследования были представлены автором на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология 21 века» (Санкт-Пеіербург, 2002, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003, 2004, 2005). Всероссийской научно-пракіической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Кубанского государственного университета «Человек, сообщество, управление: взгляд молодою исследователя» (Краснодар, 2005,2006).

Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр и научно-методических семинарах факультета управления Кубанского їосударсівенноіо универсиїега (КубГУ) с 2003 по 2006 г. Теоретические положения и результаты эмпирического исследования нашли применение в построении спецкурса: Тренинг толерантности» для студентов КубГУ, обучающихся по специальности «Социальная работа».

По теме исследования имеется 9 публикаций автора, в которых отражено основное содержание диссертации, одна из публикаций напечатана в журнале из списка ВАК.

Сірукгура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Список литературы включает в себя 151 источник, из них - 20 на английском языке. Текст диссертации содержит таблицы, рисунки и приложения.

class1 ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫХ

ХАРАКТЕРНО ГИК КАК ФАКТОРОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ class1

Понятие толерантности и толерантного поведения

Для того чтобы провести анализ понятия толерантность в категориях психологической науки представляется целесообразным совершить небольшой экскурс в историю данною вопроса и осветить уже сложившиеся общие представления о данном понятии, в том числе существующие и на житейском уровне.

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил принципы обучения и воспиіания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие: воспитание в духе открытости и понимания друїих народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости оіказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричасіносіи, базирующихся на осознании и принятии собсівенной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [93].

Еще в 18 веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов 16-17вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последоваїельньїм критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах» (цит. по: [93,с.5]). Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всею, Волыера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компоненюм мира и согласия между религиями, народами и друїими группами. Через 11 лет после смерж Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых выегупал Вольтер.

Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, итогом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или нрав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит or историческою опыта народов. Этимология понятия прослеживается от лашнекою tolerantia - «терпение». В ашлийском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, голераніность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В киїайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению» [63; 93]. В русском языке существуют два слова со сходным значением -толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реаіирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [95, с. 401].

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено особым смыслом, основанном на общей изначальной сущности данного понятия в различных языках. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимосвязи всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другою (в том числе и права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений и людей, народов и стран [93; 96; 97; 113].

В современных гуманитарных науках толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования или насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этою многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения [11; 93; 96]. Толерантность предполагает готовносіь принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводится к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личноеіи, имеющей свои ценности, ишересы и готовой, если потребуется, их іащищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

class2 ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕРЦЕПТИВНОГО СТИЛЯ И ДИСПОЗИЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ class2

Методологические предпосылки исследования

Экспериментально выявленные связи индивидуальных различий в когнитивной сфере с особенностями личности позволили рассматривать копштивный стиль как глобальное образование, проявляющееся сходным образом в познании, поведении, общении, обучении, профессиональной деятельности. Феноменологически стилевые особенности определяются как субъективная реальность, пронизывающая все уровни индивидуальности: от особенностей мозгового аппарата до неосознанных механизмов защиты, специфики характера и общения. Однако единой іеории или экспериментальной методологии когнитивного стиля на сегодняшний день не существует. Поэтому мы рассмотрим те параметры когнитивного стиля, которые представляют интерес в связи с исследуемой проблематикой толерантности в общении.

Из большого спектра «стилевых» исследований психологов к проблемам толерантности личности больше других имеют отношение исследования индивидуального стиля общения. При этом общение понимается не как вид деяіельности, а как самоеюяіельньїй феномен, требующий многомерного рассмотрения. Если исследователь предлагает некоторую типологию стилей общения (педагогического, управленческого и пр.), следует точнее определять, каких именно видов и сторон общения касается типология. В этом смысле представляется продуктивной позиция И.П.Шкураговой, предлагающей отдельно рассматривать сгили ролевою (профессионального) и межличностного общения, а в рамках каждого из них - стили социально-перцептивный, интерактивный и коммуникативный [119; 120].

Результатом социальной перцепции является субъективный образ партнера или себя самого. Если используется шкалирование по набору черт, то содержательные аспекты субъективного образа - это его поштивность/негативность, обычно связанная с социальной желательностью, социальными установками. Сгрукіурньїе аспекты дают информацию о стиле оценивания (оценочном стиле). В данном случае это именно социально-перцептивный стиль, коюрый являсчся одной из сторон индивидуального когнитивного стиля личности, отражающий индивидуально-своеобразные способы восприятия, категоризации, оценивания социальных ситуаций взаимодействия. Социально-перцептивный стиль проявляется в когнитивной дифференцированности, ведущих конструктах в категориальной структуре создания, оценочности, в индивидуальном стиле оценивания (например, экстремальности, вариативносіи оценок, амбиваленіности) и т.п. При этом операционализация социально-перцептивного стиля также возможна в рамках психосемантическою подхода, основа которого представлена и реализована в работах таких авторов как Ч. Осгуд, ЕЛО. Артемьева, ЕЛ. Доценко, А.А. Лузаков, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, В.П. Серкин, Е.В. Улыбина, А.Г. Шмелев [7; 28; 72-76; 79; 89. 101; 121; 123].

Данные, получаемые с помощью методов психосемантики, как правило, презентируют нам некоторое «видение» субъекюм или группой субъектов какого-либо объекта, явления как фрагмента субъективной, пристрастной и зачастую противоречивой картины мира. В нем тесно переплетены познавательные и аффективные составляющие. Для обозначения целостности, объединяющей в себе значение, смысл и чувственную ткань в отечественной психологии еще в начале 80-х годов было предложено понятие «субъективное значение», «индивидуальное значение» [74]. Индивидуальная система значений и есть та призма, через которую происходи і восприятие, оценивание и осмысление мира субъектом. Это понятие продуктивнее и шире по объему, чем, например, понятия установки и стереогипа. Поскольку субъективное значение в реально психике функционирует как единство вербальных и образных (не только визуальных) компонентов, то более удачным, по мнению А.А. Лузакова, является понятие «субъективный обраї» [46].

Проблема описания психолоіической реальности - картины мира субъекта може г решаться с помощью воссоздания субъективных семантических категорий-конструкюв, их пространсівенной струкгуры и иерархии, что позволяют, например, психосемантические методы изучения сознания личности. «Семантические категории представляют собой свернутую в одно понятие целостную систему представлений, знаний, выработанных человечеством в некоторой области» [74, с. 16]. Категории отличаются друг от друга по своей предметной специфичности и уровню обобщения, образуют связи и структуры. Одним из способов воссоздания этих связей и структур является мегод реконструкции семантических пространств, предложенный В.Ф. Петренко и А.Г. Шмелевым [74; 75; 121]. Семантическое пространство представляет собой совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты. Существующие правила группировки признаков позволяют выделять более емкие категории, которые и являются базисными в описании данных объектов. Для этого используется многомерный анализ данных (факторный, класіерньїй, мноіомерное шкалирование и т.п.), коюрому подвергаются результаты применения «семантическою дифференциала» (Ч. Осгуд), теста личносшых конструктов (Дж. Келли), «личностных дифференциалов» (например, Д. Пибоди и А.Г. Шмелева) и т.п. При этом определенные особенности категориальных структур сознания, полученные на основе анализа индивидуальных матриц, рассматриваются как возможные предпосылки реального поведения личности.

class3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕРЦЕПТИВНОГО СТИЛЯ И ДИСПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ

ТОЛЕРАНТНОСТИ class3

Особенности межличностного восприятия и оценивания толерантных и толерантных личностей

Среднее арифметическое суммарного показателя толерантности, полученного на совокупной выборке - 46, а стандартное отклонение 2, 9. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень толерантности у различных групп испытуемых характеризуется средними значениями. Однако в целом показатели уровня толерантносги у женщин несколько выше, чем у мужчин. Соответственно, респонденты возрастной группы 25-45 лет демонстрируют несколько более высокий уровень толерантности, чем респонденты возрастной группы 18-24 лет. Эю согласуется с данными о том, что толерантность изменяется с возрастом в связи с расширением социоперцептивньтх эталонов. Кроме того, испытуемые в возрасте 25-45 лет, принявшие участие в нашем исследовании, преимущественно оказались представителями социономических профессий, требующих толерантных установок (педагоги, психологи, врачи).

По результатам данных опросника толерантности ВИКТИ были выделены группы испытуемых с максимальными показателями, то есть толерантные (Тв) и с минимальными показателями, т.е. интолерантные (Тн). Среднее значение общего балла толерантности - 46, стандартное отклонение - 2,9. Соответственно в группу толерантных попали испытуемые с показателями толерантности выше 49, а в группу интолерантных с показателями ниже 43 баллов. Получено две контрастные группы: 47 человек (Тв) и 51 человек (Тн).

Мы ставили цель провести сравнительный анализ субъективных семантических пространств, присущих толерантным и интолерантных испытуемым, чтобы определить, как толерантность/иитолерантность проявляется в категориальной структуре межличностного восприятия и оценивания. В контрастных группах толерантных и интолерантных респондентов была произведена факторизация матриц «объекты оценивания х дескрипторы» с целью реконструкции субъективных семантических пространств. Результаты факторизации (количество факторов и процент объясняемой ими дисперсии) представлены в табл. 2. Полученные факторы представляют собой сложные по составу познавательные конструкты-категории, используемые толерантными и интолерангными испытуемыми в социальной перцепции. Далее эти конструкты сравнивались между собой по психологическому содержанию (составу наполняющих их шкал-дескрипторов) и процентам объясняемой дисперсии. Обратим внимание, что названия познавательных факторов-конструктов (осей семантического пространства), приведенные в таблице, носят условный характер. То, что для обеих групп субъектов - толерантных и интолерантных - нами использованы одинаковые названия факторов, говорит лишь о том, что они в общих чертах сопоставимы по содержанию друг с другом и с общим семантическим пространством, полученным на совокупной выборке (см. гл.2). Но это совсем не означает, что они полностью идентичны по составу и иерархии дескрипторов. Напротив, они имеют заметные различия, которые и интересовали нас в соответствии с задачами исследования.

Анализируя количество полученных факторов и их нагрузку по проценту объясняемой дисперсии, можно сделать вывод, что толерантные субъекты обладают большей когнитивной дифференцированностью, чем интолерантные: четыре фактора против трех. Кроме того, категории различения объектов (партнеров по общению) у толерантных более сбалансированы по субъективной значимости, чем у интолерантных: самый значимый фактор «дружелюбие, оценка» у них не столь сильно отличается от второго фактора по проценту объясняемой дисперсии, а значит, по представленности в сознании. В трехфакторном семантическом пространстве интолерантных первый, основной фактор является более "мощным" по весу, он значительно превосходит все остальные, что свидетельствует о большей «оценочности» социоперцептивной системы этой группы респондентов. Таким образом, при анализе общего количества и относительного веса конструктов социальной перцепции показано, для толерантных испытуемых характерны большая когнитивная дифференцированность и сбалансированность (по весу факторов) категориальных структур.

Перейдем к оттенкам психологического содержания факторов-конструктов. Оно прослеживается по составу дескрипторов, вошедших в состав сложнососгавного конструкта, и по их иерархической организации внутри этого конструкта (по проценту объясняемой дисперсии). Здесь в группах толерантных и интолерантных испытуемых также обнаруживаются различия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Для толерантных первый фактор «Дружелюбие, оценка» на позитивном полюсе содержательно представлен такими качествами как щедрый, откровенный, миролюбивый, прощающий, а для интолерантных этот фактор нагружен в первую очередь такими качествами как приятный, сотрудничающий, умный. Это позволяет предположить, что толерантные субъекты в первую очередь оценивают партнера с точки зрения его способности открываться навстречу Друїому и отдавать (а не брать). В сравнении с этими качествами, характеристики партнера, значимые для интолерантного субъекта, представляются менее конкретными, отражают некую общую оценку (наподобие базового фактора Ч. Осгуда), результирующее личное отношение, приятность "вообще". Качество "сотрудничающий", которым склонны оперировать интолерантные, также представляется нам менее определенным, чем "миролюбивый" у толерантных.

Похожие диссертации на Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности