Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Чжан Хэ

Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР
<
Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Хэ. Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Чжан Хэ; [Место защиты: Ун-т российской акад. образования].- Москва, 2014.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/158

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретический анализ проблемы самореализации человека в условиях миграции с позиции психологии субъекта 18

1.1. Теоретический анализ становления проблемы самореализации в психологии 18

1.2. Субъектный подход к изучению процесса самореализации человека в новых социокультурных условиях 35

Выводы по главе 1 49

2. Бытийные и ценностно-смысловые контексты жизни мигрантов как атрибутивные характеристики субъектности 52

2.1. Аккультурация и адаптация как бытийные контексты жизни мигрантов 52

2.2. Ценностно-смысловые контексты жизни как атрибутивные характеристики субъектности 86

Выводы по главе 2 95

3. Исследование особенностей субъектной позиции и стратегий самореализации мигрантов из китая, проживающих на территории России 99

3.1. Исследование ценностно-смысловой позиции субъекта 101

3.2. Исследование бытийной позиции субъекта 115

3.3. Изучение моделей самореализации китайских мигрантов 126

Выводы по главе 3 136

Заключение 143

Литература 1

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Масштабы миграционной активности людей в мировом пространстве в последние годы стремительно увеличиваются, что порождает множество проблем, решить которые призваны не только политики, но и ученые. Проблема миграции не оставлена без внимания исследователей разных отраслей научного знания – философов, социологов, историков, психологов, которые акцентируют свое внимание на достаточно обширном круге ее важнейших аспектов, среди которых особо выделяются адаптационный и аккультурационный.

Однако, стремительные т емпы изменений, характерные для современного этапа развития общества, порождают новые проблемы в исследовании обсуждаемой проблемы. Человек, покинувш ий Родину и поменявший место жительства, должен не только усвоить другой язык, традиции, обычаи и культуру, он, по возможности, должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы максимально реализовать свои возможности и ресурсы. В этой связи на первый план выходит проблема реализации человеком себя, своих возможностей, раскрытия своего потенциала. Как указывают ученые, проблема самореализации, возникшая далеко не сегодня, со временем обретает не только все большую актуальность, но и особый методологический статус, «выступая как объяснительный принцип, отражающий универсальное основание бытия человека в создаваемом им самим мире» (Э.В. Галажинский). С этих позиций становится очевидным, что в нов ых условиях бытия человека возникает необходимость не только адаптации к этим условиям, но и реализации себя в них, самореализация. А значит, появляется потребность в изучении психологических закономерностей этого процесса.

Таким образом, современные реалии в большей степени располагают к обсуждению проблем миграции, связанных с изучением психологических условий и механизмов реализации преобразовательной активности, психологических ресурсов, позволяющих человеку в полной мере реализовать свой потенциал в условиях миграции. Данный аспект на сегодняшний день остается з а границами глубокого научного анализа.

Современная психология все большее внимание уделяет изучению целостного человека как субъекта, как активного преобразователя собственной жизни и бытия, обладает большим потенциалом и открывает новые возможности в решении обозначенного круга проблем, именно такой взгляд на человека наиболее отражает современные тенденции науки, когда «целостный человек» является предметом научного исследования. Благодаря активной разработке субъектного подхода в психологии открываются новые горизонты в исследованиях проблематики самореализации человека в условиях миграции. Прежде всего, они связаны с исследованием субъектных качеств, без реализации которых процесс самореализации не может состояться. Опора на основные положения субъектно-бытийного подхода дает возможность для исследования особенностей процесса самореализации человека в условиях миграции посредством изучения бытийных и ценностно-смысловых контекстов его субъектности.

Таким образом, на современном этапе развития науки обнаруживается необходимость смещения акцентов с исследования отдельных проблем адаптационных ресурсов мигрантов на изучение характеристик их субъектности, проявляющихся в процессе самореализации в условиях миграции, что обуславливает актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы исследования. В отечественной психологии имеются фундаментальные предпосылки для исследования изучаемой проблемы. Прежде всего, это касается психологии субъекта, в русле которой сконцентрировано отражены идеи основоположника разработки субъектного подхода А.В. Брушлинского. И составляющей психологии субъекта – психологии человеческого бытия, которая направлена на анализ и решение важнейших проблем, связанных с нахождением смысловых и ценностных контекстов жизни субъекта, в которых формируются и проявляются его субъектные качества . Это дает возможность исследователям говорить о ценностях не столько как о когнитивных компонентах психики субъекта, сколько экзистенциальных, связанных с ментальным и с духовным опытом (В.В. Знаков и др.).

Важнейшей опорой работы являются результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, направленных на решение различных аспектов проблемы миграции. Среди них можно выделить исследования по изучению процесса социокультурной адаптации мигрантов и социально-психологических и социокультурных проблем, связанных с этим процессом (Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев, Л .А. Шайгерова и др.); исследования, рассматривающие аккультурационные стратегии, приводящие к различным вариантам адаптации (Дж. Берри, С. Бочнер, К. Дэвид и др.), а также варианты развития концепции «культурного шока» (А. Фэрнхем, С. Бочнер).

Важной для решения задач исследования представляется концепция
самореализации, представленная в работах Р.А. Зобова, где затрагиваются, в т ом
числе, проблемы менталитета человека , и осуществляется попытка

дифференциации самореализации «западного» и «восточного» типа. А также работы зарубежных исследователей (J.K. Fairbank, Y.X. Yang и Z.H. Li), где указывается, что менталитет китайского народа во многом обусловлен традицией коллективизма. П оэтому, в Китае значение общественных ценностей является «завышенным» на фоне сниженного «значения субъективности» (Ван Ши Лу).

В то же время, до настоящего времени нет работ, раскрывающих сущностные характеристики субъектности человека в условиях миграции, обеспечивающие особенности процесса его самореализации. Данный аспект представляет собой актуальную проблему, поскольку может помочь обозначить новые пути решения психолого-акмеологических проблем жизни че ловека в условиях миграции, раскрыть системообразующую роль субъекта в «конструировании собственного развития, деятельности, жизни и бытия» в процессе самореализации человека в этих условиях.

Данная ситуация порождает ряд противоречий между:

- ориентацией современной психологической науки на изучение целостного человека, способного к преобразовательной деятельности и сверхнормативной

активности и сложившейся в отечественной психологии традицией к изучению преимущественно особенностей адаптации мигрантов к новой социокультурной среде;

- потребностями современного общества в людях с высоким уровнем
самореализации и недостаточной изученностью психологических детерминант
этого процесса;

- объективно существующими возможностями психологии субъекта
обозначить психологические условия и механизмы проявления
преобразовательной активности человека в условиях миграции и имеющимся
недостаточным научным обоснованием этой проблемы;

между потребностями практики в применении психологических знаний в решении проблем самореализации мигрантов для оптимального включения их в новое социокультурное пространство жизни и недостаточной изученностью психологии проявления субъектного потенциала мигрантов.

Установленные противоречия позволяют выделить проблему исследования, которая состоит в изучении субъектных характеристик человека (ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта), детерминирующих траектории самореализации мигрантов.

Цель исследования: изучить особенности самореализации мигрантов из дальнего зарубежья (Китая) с позиций субъектного подхода.

Объект исследования: самореализация человека в условиях миграции.

Предмет исследования: ценностно-смысловая и бытийная позиции субъекта, обуславливающие индивидуальные траектории самореализации в условиях преднамеренной (добровольной) миграции.

Гипотеза исследования представлена следующим предположением:

Качественно своеобразный комплекс субъектных особенностей, интегрированный в ценностно-смысловой и бытийной позициях субъекта, обуславливает и ндивидуальные траектории (модели) самореализации в условиях миграции.

Частные гипотезы исследования:

Особенности ценностно-смысловой и бытийной позиции мигрантов обуславливают своеобразие индивидуальных траекторий самореализации в новой социокультурной среде.

Важнейшей составляющей бытийной позиции субъекта в условиях миграции является со -бытие с Д ругими, обеспечивающее оптимальный уровень взаимодействия человека с миром (новой социокультурной средой) и аутентичность бытия, а потому выступающее базовым условием самореализации.

В качестве основных характеристик ценностно-смысловой позиции субъекта, обеспечивающих высокий уровень самореализации человека в условиях миграции, выступают ценности саморазвития, достижения и высокая общая осмысленность жизни.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ историко-психологического аспекта становления проблемы самореализации и с точки зрения субъектного подхода

теоретически обосновать необходимость изучения особенностей субъектности (как активно преобразующей сущности человека) в характеристиках самореализации человека в условиях миграции.

  1. Теоретически проанализировать бытийные и ценностно-смысловые контексты жизни мигрантов как важнейшие составляющие их субъектности, и показать их связь с ментальными характеристиками китайского народа.

  2. Эмпирически исследовать и выделить основные компоненты ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта, лежащие в основе индивидуальных стратегий самореализации мигрантов из Китая.

  3. На основе эмпирического исследования сконструировать модели самореализации мигрантов из Китая, описать их качественное своеобразие в соответствии с ценностно-смысловой и бытийной позицией субъекта, и определить наиболее эффективные из них с точки зрения гармоничности взаимодействия человека с миром и самим собой.

Методологической основой исследования являются:

положения гуманистического и экзистенциального подходов, где человек рассматривается как активная личность, ориентированная на самореализацию и саморазвитие (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и др.);

основополагающие принципы психология субъекта (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, Л .И. Анцыферова, В.В. Знаков, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е .А. Сергиенко) и психологии человеческого бытия (В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко и др.);

базовые методологические принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А .А. Бодалёв, Г.А. Берулава, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов и др.), развития (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, Т.П. Скрипкина, А.В. Петровский), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), целостности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев).

Теоретическую основу исследования составили:

психологические теории и концепции о психологической сущности процесса миграции: теории адаптации, аккультурации, концепции культурного шока, социальной активности мигрантов (Дж. Берри, C. Бочнер, И.В. Ломаковская, Н.Р. Маликова, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Р.М. Шамионов и др.);

идеи психологии переживания и поведения людей в условиях вынужденной миграции (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.);

историко-культурные концепции о значимости ценностей сем ьи и духа коллективизма китайского народа J.K. Fairbank, Y.X. Yang и Z.H. Li;

идеи концепции аутентичности бытия, положения психологии бытия о ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта в реализации потенциала человека (В.В. Знаков, З .И. Рябикина, Л.Н. Тарасова, С .И. Соболев, Т.П. Скрипкина, О.О. Полякова, Г.Ю. Фоменко, Н.Е. Харламенкова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов. Теоретические: теоретический анализ, обобщение и интерпретация теоретико-эмпирических исследований по проблеме исследования. Эмпирические: батарея психодиагностических методик. Методика измерения социальной дистанции Е .С. Богардуса; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика Т.П. Скрипкиной «Оценка доверия к себе »; Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома; Опросник терминальных ценностей (тест «ОТеЦ») И .Г. Сенина; Семантический дифференциал Т.С. Барановой; Методика Johnson-George & Swap (1982) «Specific Interpersonal Trust Scale» в адаптации Т.П. Скрипкиной, О.В. Голубь. Методики прошли процедуру адаптации методом прямого и обратного перевода с последующей корректировкой формулировок вопросов. Количественный и качественный анализ результатов: достоверность и надежность полученных данных оценивались на ос нове методов математической статистики. Обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета статистических программ SPSS «Statistiks 20».

Эмпирическая база исследования. Объектом эмпирического исследования явились мигранты из Китая, находящиеся в условиях добровольной миграции (приехавшие в Россию с целью работы или учебы), владеющие русским языком, в количестве 160 человек . Среди них студенты старших курсов ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «Станкин», а также сотрудники «ООО Юелан».

Основные этапы исследования.

I этап (2008-2010 гг.) проводился анализ философской и психологической
литературы, разработка общей концепции и программы исследования, подбирались
адекватные эмпирические методики, при необходимости проводилась их
адаптация.

  1. этап (2011-2012 гг.) о существлялась реализация эмпирического исследования, проводилась обработка и анализ результатов исследования, систематизация полученных данных.

  2. этап (2012-2014 гг.) п роводился анализ и обобщение полученных в исследовании результатов, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Обоснованы теоретические основы исследования самореализации человека в условиях миграции с позиции субъектного подхода, где центральная роль принадлежит субъектным качествам человека и его субъектной позиции.

  2. Показано, что субъектные характеристики человека в самореализации в условиях миграции раскрываются посредством обращения к анализу бытийных и ценностно-смысловых контекстов его жизни.

  3. Выделены компоненты ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта, обуславливающие качественные различия индивидуальных траекторий самореализации. Для разных уровней самореализации (высокого, среднего,

низкого) характерны свои типы ценностно-смысловой позиции субъекта. Важнейшими компонентами, определяющими тип ценностно-смысловой позиции, является значимость ценности саморазвития и достижения, а также общей осмысленности жизни. Бытийная позиция субъекта детерминирована наличием события с Другими.

  1. Со-бытие с Другими представляет собой базовую основу проявления субъектности и в то же время является необходимым условием аутентичности бытия. Эта закономерность имеет особое значение для самореализации мигрантов из Китая в силу коллективистической направленности как ментальной характеристики китайского народа.

  2. На основе эмпирического анализа выделены, описаны и проанализированы модели самореализации (эгоцентрическая, активная социально-ориентированная, адаптационная, экзистенциальная). В основе моделей лежит специфическое своеобразие ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта, что обуславливает качественное своеобразие самореализации человека в условиях миграции.

  3. Установлено, что каждой модели самореализации свойственен свой комплекс субъектных качеств, акцентирующих одну из сторон субъектности мигранта (эгоцентрическую, адаптивную, экзистенциальную). Наиболее гармоничное сочетание субъектных качеств (выраженность стремления к саморазвитию и достижениям, высокая осмысленность жизни и зн ачимость со -бытия с Другими) характерно для активной социально-ориентированной модели самореализации, которая позволяет человеку выйти на высокий, и в то же время оптимальный (гармоничный) с точки зрения его взаимодействия с миром и самим собой, качественный уровень самореализации.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

теоретико-методологическое обоснование изучения самореализации человека в условиях миграции осуществлено в рамках субъектного подхода и его направлений (субъектно-бытийного подхода), акцентирующих роль субъектных характеристик человека и его субъектной позиции.

Изучены качественные особенности субъектности человека, проявляющиеся в самореализации в условиях м играции, выявлено, что их анализ может быть осуществлен через исследование бытийных и ценностно-смысловых контекстов жизни в новых социокультурных условиях.

Выявлены важнейшие компоненты ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта, обуславливающие качественные различия индивидуальных траекторий самореализации в условиях миграции.

Установлено, что со-бытие с Другими является основой проявления субъектности и необходимым условием аутентичности бытия китайских мигрантов, что во многом обусловлено особенностями их менталитета.

Раскрыто специфическое своеобразие ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта, интеграция которых позволила сконструировать модели, отражающие качественное своеобразие самореализации в условиях миграции.

- Выделены, описаны и проанализированы модели самореализации, а также обозначены те из них, которые обеспечивают наиболее эффективную траекторию самореализации, основанную на гармоничной позиции человека по отношению к себе и миру.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Выделенные теоретико-методологические основы проблемы самореализации человека в условиях миграции расширяют имеющиеся в психологии представления о процессе самореализации и его характеристиках, уточняя и дополняя имеющиеся представления о самореализации как процессе решения человеком жизненных задач, связанных с самосовершенствованием.

  2. Самореализация человека, понимаемая как процесс, соотнесена с анализом субъектных характеристик человека в изменившихся условиях жизни (в условиях миграции), что развивает идеи психологии субъекта о реализации человеком своих субъектных качеств.

  3. Существующие представления о самореализации мигранта дополнены новым содержанием, обосновывающим качественные различия траекторий самореализации в зависимости от ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта.

  4. Выделенные модели самореализации мигрантов (эгоцентрическая, активная социально ориентированная, адаптационная, экзистенциальная) позволяют судить о продуктивности-непродуктивности процесса самореализации с точки зрения гармоничности су ществования человека с «миром» и развития собственной субъектности, что вносит вклад в дальнейшую разработку имеющихся представлений об оптимальном развитии потенциала человека в условиях миграции.

  5. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования определены особенности преобразовательной активности человека в условиях миграции, характерные для каждой и з выделенных моделей самореализации. Выявлено, что важнейшее значение в бытийной позиции имеет со-бытие с другими, оно обеспечивает основу субъектной активности и необходимую базу для оптимальной самореализации мигрантов. Полученные данные вносят вклад в разработку проблемы социокультурной адаптации и решение задач обеспечения процесса продуктивного развития личности мигрантов, а также в разработку аспектов, связанных с профилактикой непродуктивных траекторий личностного развития мигрантов в новых условиях их жизни.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов в психолого-педагогической пра ктике. Полученные в ходе исследования результаты позволяют на качественно ином уровне подойти к решению практических задач, связанных с решением проблемы социокультурной адаптации мигрантов и процесса реализации ими себя , своих возможностей, позволяя учитывать основные характеристики их субъектности.

Выявленные модели самореализации мигрантов, изученные с точки зрения субъектных характеристик человека, имеют практическое значение для работы психологических и социальных служб, занимающихся решением различных

проблем мигрантов, заинтересованных в раскрытии их субъектного потенциала. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями в подготовке психологов для индивидуальной и групповой работы с мигрантами.

Результаты исследования нашли свое применение в практике работы автора с мигрантами в сфере управления персоналом, формирования позитивного отношения мигрантов к жизни и их стремления к собственному саморазвитию в новых социокультурных условиях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленных целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования; репрезентативностью эмпирических выборок, тщательным количественным и качественным анализом на основе методов математической статистики.

Соответствие темы исследования, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 19.00.01 - Общая п сихология, психология личности, история психологии в пунктах: 1 Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека; 18 – Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение; 31 Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Движущие с илы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость ; 33 – Проблема субъекта в психологии; 34 – Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Субъектные характеристики человека в самореализации в условиях миграции раскрываются посредством обращения к анализу бытийных (особенности социокультурной адаптации, аутентичность/неаутентичность бытия, особенности со-бытия с Другими) и ценностно-смысловых контекстов его жизни в новых социокультурных условиях.

  2. Специфика б ытийной и ценностно-смысловой позиции мигранта обеспечивает различия индивидуальных траекторий самореализации и уровень самореализации. Для каждого уровня самореализации свойственны свои типы ценностно-смысловой позиции субъекта (высокого – экзистенциально-престижный, гармонично-просоциальный и эгоцентрический; среднего – престижно-просоциальный и экзистенциальный; низкого – престижно-эгоцентрический и экзистенциальный). Важнейшими компонентами, определяющими тип ценностно-смысловой позиции, являются значимость

ценностей саморазвития и достижения, а также общая осмысленности жизни. В бытийной позиции субъекта центральная роль принадлежит со-бытию с Другими.

  1. Со-бытие представляет собой базовую основу проявления субъектности как активно-преобразующей сущности человека в условиях миграции, является необходимым условием аутентичности бытия китайских мигрантов в силу особенностей их менталитета, ресурсом их преобразовательной активности в новых социокультурных условиях, а потому является базовым условием их самореализации.

  2. Основные характеристики ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта (выраженность стремлений к саморазвитию и достижениям, осмысленность жизни, значимость со-бытия) интегрируются в модели самореализации (эгоцентрической, активной, социально ориентированной, адаптационной, экзистенциальной) и обуславливают индивидуальную траекторию процесса самореализации человека в условиях миграции.

  3. Каждой модели свойственен собственный комплекс субъектных качеств, акцентирующих одну из сторон субъектности мигранта (эгоцентрическую, адаптивную, экзистенциальную). Сочетание определенного комплекса субъектных качеств (выраженность стремлений к саморазвитию и достижениям, осмысленности жизни, высокая значимость со-бытия с Другими) характерно для активной с оциально-ориентированной модели. Данный комплекс субъектных качеств позволяет человеку выйти на высокий уровень самореализации, который является наиболее гармоничным с точки зрения взаимодействия человека с миром и самим собой.

Публикации. По теме исследования опубликовано 11 работ (общим объемом – 3,1 п.л.): среди них 3 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК РФ (общим объемом – 0,9 п.л.).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития Университета РАО, а также на городских, региональных, всероссийских, международных конференциях: «Гуманитарное знание в системе современного университетского образования» (Москва, 2010); I Международная заочная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических дисциплин: вклад молодых ученых в развитие науки» (Краснодар, 2012); III Международная интеллектуальная ассамблея (Чебоксары, 2012); «Проблемы и риски современной Российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации» (Москва, 2012); Научно-практическая конференция «Студенческая наука» (Москва, 2013); Международная научно-практическая конференция УРАО при поддержке Посольства Швейцарской конфедерации в РФ «Новый ключевой компонент в интернационализации подготовки учителя сегодня» (Москва, 2013); VIII Московская городская научно-практическая конференция «Студенческая наука» на тему «Современное информационное общество: экономические, правовые и социокультурные детерминанты» (Москва, 2013).

Результаты исследования внедрены в практику работы автора в «ООО ЮЕЛАН» с мигрантами в сфере управления персоналом, формирования позитивного отношения мигрантов к жизни и их стремления к собственному саморазвитию в новых социокультурных условиях.

Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы (185 наименования). Объём работы - 164 страницы. В тексте самого диссертационного исследования насчитывается 4 таблицы, 6 рисунков.

Субъектный подход к изучению процесса самореализации человека в новых социокультурных условиях

Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса» (Шульц Д., Шульц С).

Традиционно, истоки представлений о человеке как о личности, стремящейся к максимальной реализации себя связываются с известной теорией самоактуализации личности А. Маслоу. Эта теория, действительно, является одной из наиболее значимых психологических теорий, явившихся фундаментальной основой широкого изучения самоактуализации. В то же время, истоки понятия самореализации просматриваются в работах Ницше, Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, и других авторов, решавших задачу создания всеохватывающей теории конечных жизненных целей [57]. Как пишет Д.А. Леонтьев, сама идея реализации человеком заложенных в нем потенций, в той или иной форме представлена во многих философских системах, начиная с Аристотеля. Оформление этой идеи в концептуальные рамки в психологическом плане принадлежит К. Гольдштейну [57].

Идеи Гольдштейна были активно использованы Маслоу в теории самоактуализации. Однако, именно Маслоу считается «духовным отцом» гуманистической психологии, вдохнувшим жизнь в исходные идеи и придавший этим идеям «черты академической респектабельности» (Шульц Д, Шульц С). Прежде всего, Маслоу интересовала проблема наивысших достижений человека. Как известно, свое исследование он начал с изучения сравнительно небольшой выборки неординарных людей, отличающихся выдающимися результатами в различных областях деятельности. В результате Маслоу были выделены хорошо известные характеристики самоактуализирующейся личности. Среди них - более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме и др. В то же время, Маслоу всегда имеет в виду целостного человека, для которого путь к самоактуализации не сводится к обретению отдельных характеристик, а представляет собой целостный процесс. «Для Маслоу всегда речь идет о целостном человеке, проявляющем в тех или иных обстоятельствах те или иные качества, свойства» [19]. Дальнейшие научные изыскания выводят Маслоу на путь изучения вопросов о ресурсах, которыми обладает человек, стремящийся к самоактуализации, а также изучения характеристик пути, ведущего к ней. В результате, Маслоу «фактически ставит знак равенства между самоактуализацией и такими ключевыми понятиями экзистенциальной психологии как самотрансценденция [135] и интенциональность [73]». Самоактуализация в этом понимании является «воплощением высших ценностей в индивидуальной активности, направленной на что-то значимое в мире» [57]. Иными словами, изменения, произошедшие во взглядах Маслоу на самоактуализацию в процессе развития его теории, характеризуют выход теории самоактуализации Маслоу в область экзистенциальных проблем.

Другим выдающимся психологом, по своему развившим идеи самоактуализации и предложивший свой взгляд на природу человека был Карл Роджерс. Взгляд на природу человека в концепции Карла Роджерса раскрывается благодаря предложенному им методу личностно-ориентированной терапии. В самом названии метода достаточно четко отражается взгляд Роджерса на природу и задачи гуманистической психологии. Его суть заключается, прежде всего, в том, что основная ответственность за происходящие во время сеансов психотерапии перемены, возлагается не на терапевта, а на клиента. Это происходит потому, что по Роджерсу человек, благодаря своему разуму, может самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. С позиции ученого, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего» (Шульц Д, Шульц С).

Роджерс считает, что развитие личности должно соответствовать «полной реализации каждого момента». Целью самореализации является желание человека стать самим собой. Главная движущая сила жизни - это стремление к непрерывному движению вперед. Эта тенденция движения вперед побуждается стремлением реализовать свои возможности.

Таким образом, можно сказать, что сторонники личностно-центрированного подхода гуманистической психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Э. Шостром и др.) развивают идею наличия у человека изначально заданного потенциала, некой «самости», которая задана человеку самой природой. Эта «самость» с необходимостью актуализируется в процессе развития и является позитивной по своей сути.

Анализируя работы Маслоу и Роджерса, Е.А. Петрова [82] отмечает, что в качестве источника самореализации по А. Маслоу, выступает внутренняя природа человека, его самость, содержание которой «достаточно неопределенно». Для обозначение сущности самореализации им используются понятия, являющиеся сопряженными: глубинная природа, бессознательная самость, внутренний мир, внутренний психический мир, при этом, различия между ними не обсуждаются. «Очевидным является, что А. Маслоу связывает самость с видовой идентичностью человека и рассматривает самореализацию на индивидном уровне человеческого бытия». Роджерс расширяет представления о феномене самоактуализации, выделяя два ее источника - природный потенциал и структуру

Аккультурация и адаптация как бытийные контексты жизни мигрантов

В процессе адаптации человек в той или иной мере преобразует и себя и мир. Именно преобразовательная активность человека характеризует его как субъекта. В то же время, преобразовательная активность может осуществляться лишь с опорой на имеющиеся ценностно-смысловые основания человека. Исходя из основных положений субъектного подхода ценности можно интерпретировать как то, что определяет «субъективную значимость для человека принципов, норм, идей, природы, объектов окружающей среды» [139, С. 6].

На наш взгляд, учеными абсолютно справедливо подчеркивается, что несмотря на традиционное обращение к проблеме ценностей и в философии, и в социологии, психологическая специфика ценностей становится понятной лишь в этой отрасли науки. В психологии ценности определяют особую значимость для человека каких-либо отношений, принципов, идей, предметов. Она отражается в представлениях человека о самом себе, в самоотношении, в когнитивных, эмоциональных и оценочных характеристиках [136, С. 149]. В работе Д.А. Леонтьева «Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции», автор пишет о том, что разнообразие определений понятия «ценность», и связанное с этим многообразие направлений исследования этой проблемы объясняется ее двойственным характером - она понимается и как атрибут какого-либо предмета, и как сам этот предмет. Иными словами, можно сказать, что объекты одновременно и «имеют ценность» и «являются ценностью» [57]. В то же время, как отмечает исследователь, неоднозначная трактовка характерна не только для природы ценности, но и для характера ее связи с другими психическими явлениями, например, с потребностями.

В этом смысле ценности рассматриваются по-разному: как достаточно независимая от потребности смысловая единица, как тесно связанная с ней единица, и, наконец, как детерминированная ею единица. Однако ценности не являются просто отражением того, что объективно существует, а являются следствием большой внутренней работы субъекта по их усвоению. Они представляют собой результат внутренней работы по преобразованию человеком не только себя, но и мира. «Ценности возникают в результате не только отражения субъектом мира, но и такой адаптивной деятельности, которая включает его преобразование» [139, С. 6]. Иными словами, ценности могут возникнуть только в результате такой деятельности, которую можно охарактеризовать как преобразовательную. Именно такая деятельность, согласно субъектному подходу, характеризует человека как субъекта. «Субъект познает мир избирательно, руководствуясь своими ценностными предпочтениями, оценкой возможных потерь и приобретений». Это означает, что познавая, действуя, человек преобразует одновременно не только мир, но и себя. «Он выходит за свои пределы и становится отличным от себя прошлого. Это и награда за новое значение, обогащающее внутренний мир субъекта, и его цена. Вместе с тем это свидетельство возникновения ценностей бытия, изменяющих экзистенциальную сущность субъекта, приобретения им новых субъектных качеств. Ценности являются не столько когнитивными компонентами психики субъекта, сколько экзистенциальными, связанными с ментальным, а шире - с духовным опытом» [139, С. 7]. В этой связи можно сказать, что проблема ценностно-смысловых контекстов жизни имеет одно из важнейших значений в понимании сути и сущности процесса самореализации человека.

Как указывает Э.В. Галажинский, ценности и смыслы являются тем указателем на элементы ситуации, которые обеспечивают «функции мотивационных оснований самореализации» [21, С. 131]. «Наличие ценностных и смысловых измерений превращает предметный мир человека в действительность - расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство жизни и развития, которое, в свою очередь, понимается как способ сохранения жизни через акты ее осуществления...Отличие смыслов от ценностей проявляется в том, что последние констатируют соответствие предметов не актуальным потребностям, а возможностям человека, которые через ценность становятся «напряженными». Здесь мы... и сталкиваемся с механизмом возникновения побудительных тенденций к творческой самореализации - сверхадаптивной, надситуативной» [21, С. 129].

В модели самореализации, предложенной Галажинским, акценты расставляются на изучение вопросов, связанных с проблемой поведения человека в ситуациях, в которых он обнаруживает возможность к самореализации. Эта возможность открывается, прежде всего, в ценностных составляющий его мира. Исходя из этой позиции, ценности и смыслы осмысливаются автором как «детерминанты самореализации разного уровня, а значит, как моменты самоорганизации человека в качестве открытой психологической системы» [21, С. 130]. Иными словами, ценности и смыслы, с точки зрения автора, указывают на те элементы ситуации, «которые могут выступить в функции мотивационных оснований самореализации». При этом дифференциация смыслов и ценностей как детерминант самореализации выглядит так. «Смыслы детерминируют самореализацию репродуктивно-адаптивного типа, а ценности - продуктивно-сверхадаптивного. Эти два типа самореализации можно понять и как уровни самореализации, высшим из которых является творческая (продуктивно-сверхадаптивная) самореализация» [21, С. 131]. Таким образом, можно сказать, что ценностно-смысловая сфера осмысляется Галажинским как важнейший компонент в общей детерминации процесса самореализации человека.

Ценностно-смысловые контексты жизни как атрибутивные характеристики субъектности

Из данных, представленных на рисунке, видно, что высокий уровень адаптации реализуется на фоне высокого и среднего уровня доверия себе и миру. Низкий уровень доверия миру, также как и низкий уровень доверия себе в группе с высокой адаптацией отсутствует. Низкий уровень адаптации обеспечивается средним и низким уровнем доверия себе и миру. Сочетание низкой меры доверия миру и высокой меры доверия себе, также как и высокой меры доверия миру и низкой меры доверия себе не выявлено ни в одном из уровней адаптации.

Полученные данные позволяют говорить о том, что успешность процесса адаптации человека к новым условиям мира предполагает определенный баланс системы доверительных отношений. Успешность адаптации (ее высокий уровень) предполагает такую выраженность системы доверительных отношений, когда мера доверия и миру и себе имеет высокие показатели. В контексте нашего исследования это означает, что в процессе адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям важнейшее значение имеет не только выраженная мера доверия себе (обеспечивающая необходимый уровень активности человека), но и высокая мера доверия миру. Это является свидетельство того, что для обеспечения аутентичности бытия человека, на первый план выходит необходимость со-бытия с другими.

Следует отметить, что в исследованиях других авторов [62] показано, что в условиях вынужденной миграции (беженцы, переселенцы) система доверительных отношений претерпевает так называемый кризис доверия, когда происходит одновременное «сворачивание» доверия себе и миру. Несмотря на то, что он проявляется не у всех, такая тенденция была выявлена. Одновременно с этим, у всех представителей данной выборки в исследовании автора были отмечены деформации в уровне выраженности доверия себе и другим (под деформацией понимается не сбалансированность уровня выраженности доверия себе и другим).

С нашей точки зрения, такая ситуация в большей степени может быть характерна для мигрантов, переселение которых обусловлено отсутствием выбора, т.е. является вынужденным. Если миграция носит не вынужденный характер, а обусловлена самостоятельным осознанным решением человека, внутренние механизмы, обеспечивающие процесс адаптации будут несколько иными. Это подтверждается результатами исследований субъектной позиции мигрантов в процессе адаптации в условиях «добровольной» миграции и миграции, осуществляющейся «по независящим от личности причинам» [143]. Исследования показали, что в случае изменения ситуации по независящим от личности обстоятельствам «адаптационная готовность ограничена лишь предшествующим опытом и подкрепляется психофизиологическими функциями. Поэтому, в отсутствии перспективной готовности столь часты и адаптационные проблемы...» [143, С.224]. Поэтому, в данном случае, выявленная нами «разбалансированная» система доверия, когда доверие миру и себе изменяется однопаправленно, имеет под собой иную подоплеку. С нашей точки зрения, такая выраженность доверия миру может рассматриваться как важнейшее свидетельство значимости со-бытия с другими.

Опора на Других, со-бытие с Другими дает необходимое для психологического благополучия мигрантов чувство внутренней стабильности, жизненную перспективу. Обладая доверием другим, человек чувствует себя более уверенным, становится способным к расширению представлений о своих возможностях. Отсутствие респондентов с низким уровнем адаптации и высоким уровнем доверия другим подтверждает данный вывод. Полученные данные согласуются с исследованиями, где показано, что обострение потребности в Другом происходит в случаях, когда нарушаются нормальные и привычные для субъекта отношения с окружающими и с самим собой [85]. Можно сказать, что в процессе социокультурной адаптации со-бытие выступает в качестве необходимого психологического ресурса, обеспечивающего опору в изменившихся условиях бытия человека, аутентичности его бытия.

Таким образом, в условиях смены привычной среды жизни, что и предполагает миграция, «со-бытие» с другими является для человека необходимой опорой его бытия, аутентичности бытия, а потому может рассматриваться как необходимый ресурс проявления субъектных качеств человека, дающих возможность, в том числе, состояться процессу самореализации.

Данные, полученные по шкале социальной дистанции Богардуса также подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Нами была изучена социальная дистанция по отношению к представителям своей культуры (китайцев) и представителям принимающего населения. Изучение социальной дистанции показало, что высокий индекс социальной дистанции характерен для большинства респондентов. Причем, эти показатели являются высокими на всех этапах адаптации. Средний показатель равен 1,6 балла. Показатель социальной дистанции с принимающим населением равен 1,8 (средний балл).

Исследование бытийной позиции субъекта

Ценностно-смысловая позиция субъекта в эгоцентрической модели самореализации обусловлена такими особенностями, когда на первый план выходит доминирование ценностей материального положения. При реализации этой модели человек в первую очередь руководствуется эгоцентрическими стремлениями (в общей факторной нагрузке наибольший вес, наряду с ценностями материального положения, имеют ценности сохранения индивидуальности и собственного престижа, а ценность развития себя имеет один из наименьших весов). Примечательно, что вклад данных по шкале «Ориентация во времени» в общую картину данной модели является минимальным, в то время как в целом данные по этой шкале, согласно методике, характеризуют уровень самореализации человека. Это означает, что субъектная позиция человека при такой модели реализации человеком себя в меньшей степени направлена на истинную самореализацию и имеет, скорее, характер реализации эгоцентрических стремлений, когда на первый план выходит удовлетворение эгоцентрических материальных гедонистических устремлений человека. Это подтверждается и отсутствием в выделенных в качестве главных компонент со-бытия с другими.

Ценностно-смысловая позиция человека при активной социально-ориентированной модели самореализации позволяет человеку выйти на высокий и в то же время оптимальный (гармоничный) с точки зрения его взаимодействия с миром и самим собой качественный уровень самореализации. Субъектная позиция человека при такой модели самореализации характеризуется доминированием стремления к самореализации, а также высокой значимостью события (доля веса значений компонент «Адаптация» и «Доверие миру», ценностей саморазвития и значимости достижений является наиболее высокой). По сравнению с эгоцентрической моделью, вес данных по шкале «Ориентация во времени» в активной социально-ориентированной модели находится в числе приоритетных. Иными словами, важнейшими составляющими этой позиции являются ценности достижения, саморазвития, а также компоненты, позволяющие говорить об особой значимости стремления к самореализации, социокультурной адаптации и со-бытия с Другими.

В данной модели самореализации отмечена яркая тенденция, которая свидетельствует о том, что реализация стремлений к саморазвитию и достижениям становится возможной при высокой значимости со-бытия с Другими. Именно такой синтез представляет собой ядро субъектной позиции человека в процессе самореализации в условиях миграции. В целом можно сказать, что в данном случае синтез выделенных в факторном анализе компонент порождает наиболее эффективную траекторию самореализации человека в условиях миграции. На наш взгляд, именно такая модель самореализации может рассматриваться как наиболее гармоничная модель реализации человеком себя в условиях миграции, поскольку отражает наиболее согласованное взаимодействие человека с миром в этих условиях.

Экзистенциальная модель самореализации обусловлена следующими особенностями ценностно-смысловой и бытийной позиции субъекта. В первую очередь она может быть охарактеризована как модель, в большей степени отражающая углубление человека в сторону экзистенциальных поисков. Бытийная позиция субъекта в этой модели характеризуется доминированием общей осмысленности жизни, значимости адаптации к новым условиям жизни и общей направленности на удовлетворение, прежде всего, духовных потребностей (общая осмысленность жизни, ценности достижения и духовного удовлетворения имеют наибольший вес в общей нагрузке по фактору). Именно эти компоненты, наряду с компонентой «Адаптация» являются главными компонентами, образующими сущность данной модели. Разумеется, что без адаптации к новым социокультурным условиям экзистенциальные поиски человека становятся маловероятными.

Ценностно-смысловая позиция субъекта в данной модели также имеет свои особенности. Так, доля ценности саморазвития, которую мы рассматриваем в качестве ведущей ценности, необходимой для истинной самореализации человека, не является в этой модели доминирующей. В то время как ценности достижения и духовного удовлетворения были выделены в качестве основных. Полученные нами данные можно осмыслить как траекторию самореализации, акцентирующую одну из сторон потенциала человека - его духовную сторону. Такое соотношение компонентов в данной модели может свидетельствовать о том, что субъектность как активно-преобразующая сущность человека, в условиях миграции может быть направлена не только на самореализацию в ее традиционном понимании, но и проявляться как экзистенциальная самореализация. В этом случае на первый план выходят экзистенциальные поиски человека, его стремление к духовному удовлетворению.

В целом, субъектная позиция человека при адаптационной модели самореализации является несколько противоречивой, поскольку характеризуется одновременным существованием двух тенденций: тенденции, обозначающей значимость со-бытия с Другими и духовных ценностей, и в то же время, тенденцией к относительной независимости своих ценностей и убеждений от воздействий извне и активным стремлением к самоактуализации.

Ценностно-смысловая позиция субъекта в данном случае характеризуется значимостью ценностей «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение» и небольшим весом нагрузки компонент «достижения» и «саморазвитие». В то же время, наибольший вес имеют обе компоненты, характеризующие стремление человека к реализации себя, самоактуализации (шкала «Ориентация во времени» и шкала «Поддержки»).

Похожие диссертации на Стратегии самореализации и субъектные позиции мигрантов : на примере граждан КНР