Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Останина Светлана Валерьевна

Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке
<
Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Останина Светлана Валерьевна. Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Екатеринбург, 2004 160 c. РГБ ОД, 61:05-9/91

Содержание к диссертации

Введение

Феномен русского космизма в науке как объект философского исследования 9

1. Основные смыслы и границы понятия русский космизм в науке 10

2. Природа и космос в мировоззрении русского космизма: традиции и новации 23

3. Научные идеи русского космизма в контексте критериев научности 48

Мировоззренческие и стилевые особенности русского космизма в науке 67

1. Своеобразие научной картины мира русского космизма 67

2. Стиль научного мышления отечественных космистов 84

Методологическое значение научных идей русского космизма 99

1. Методологическая роль научных идей космизма в естественных и технических науках 100

2. Методологическое влияние научных идей русского космизма в социально-гуманитарных науках 112

3. Этико-правовой потенциал методологии научного космизма в решении глобальных проблем современности 128

Заключение

Библиография

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Интерес к космической проблематике возрастает в связи с переломным моментом в практической жизнедеятельности человечества в условиях Земли. Обострение глобальных проблем современности, экологический и антропологический кризисы во многом объясняются до сих пор доминирующим антропоцентристским (геоцентристским) мировоззрением. Обращение к космическому мировоззрению является одним из путей преодоления данной ситуации. И здесь особое значение приобретают научные идеи русского космизма. Еще в начале XX столетия К. Циолковский был уверен в том, что новое тысячелетие будет ознаменовано наступлением «космической эры» - эры «космической» философии», «космической науки» и «космической техники». Он полагал, что выход в космос и его заселение помогут избежать в будущем катастроф, угрожающих нашей планете и человечеству.

Процессы космизации науки, техники и всех отраслей жизни - факт современной действительности. Но вместе с освоением космоса возникли и. нарастают проблемы космической экологии, а также непредсказуемости последствий научно-технического прогресса в планетарном масштабе Ряд, ученых-экологов выступает против индустриализации космоса, вызывающей антропогенное загрязнение ближнего космического пространства. Следы пребывания человека в космосе нередко представляет реальную опасность не только для космонавтов и космической техники, но и для человечества на Земле. В связи с этим, возникает необходимость философского осмысления процессов космизации.

Отечественные космисты одними из первых поставили вопрос о космизации этики, полагая, что все проблемы человеческого бытия нужно рассматривать, учитывая взаимовлияние космоса и человека. Космической философией К. Циолковского, идеей ноосферы В. Вернадского, признанием А. Чижевским, что человек и микроб - космические существа заложены основы философии космонавтики, связанной с научно-техническими, гуманитарными, экономическими и международно-политическими проблемами освоения космоса.

Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаи.модействий человечества и космоса, но, главным образом, в формировании антропокосхмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Прагматическое отношение к природе оборачивается потерей равновесия между материальными и духовными ценностями. В современной философии происходит переосмысление концепции привилегированного положения человеческого разума и постулатов классической науки. Научные и философские идеи русских космистов предвосхитили эту тенденцию. Еще Н. Федоров, а вслед за ним и другие космисты задавались вопросом: ради каких целей истощаются многовековые запасы, земли. И приходили к выводу, что удовлетворение сиюминутных интересов .раньше или позже превратит землю в «кладбище» человечества. Увлеченный погоней за благами и комфортом цивилизации, человек перестает критически оценивать последствия собственных поступков, даже таких, которые обретают планетарные масштабы.

В настоящее время научные идеи космистов получают все большее-признание как в среде отечественных, так и зарубежных ученых. Об этом свидетельствует целый ряд фактов, в частности, создание международного совета по биосфере, а также то внимание, которое представители Международного экологического движения уделяют наследию В." Вернадского. Научные идеи русского космизма способствуют разработке программы становления целостного» человечества, сознающего динамику и синхронность космических и земных процессов, необходимость освоения космоса и интеграции различных сфер научного знания. Влияние научных идей космизма обусловлено не только мировоззренческим, но и его методологическим потенциалом, особо значимым в условиях необходимости формирования нового типа экологического сознания и этики космической цивилизации.

СТЕПЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Многогранность и гетерогенность космизма как феномена общемировой культуры воплощается в многообразии подходов. Проблемное поле нашего исследования формируется в русле исследований научных работ отечественных ученых-космистов. Научный космизм включает идеи теории эволюции, космических эр и бессмертия человечества К. Циолковского; антропокосмизма Н. Холодного; концепцию автотрофности и ноосферы В. Вернадского; гелиобиологии и космической медицины А. Чижевского; в социально- гуманитарном аспекте теорию этногенеза Л. Гумилева. В последней трети XX века актуализируется интерес к космической проблематике и феномену русского космизма. Историко-философское осмысление космизма присутствует в работах Л. Даниленко, Б. Емельянова, В. Леднева. М. Хомякова. Осмысление научного космизма присутствует в работах И.А. Бондаренко, № Бряник, Ф. Гиренка, В. Кутырева, Н. Моисеева, В. Рубцова, Г. Саенко, А. Урсула. Системное изложение идей космизма представлено в работах С. Семеновой, О. Куракиной, В. Демина, В. Селезнева, Л. Лескова, В. Казютинского. В мировоззренческом ракурсе к феномену русского космизма обращаются Н. Гаврюшин, К Гулыга, Н. Васильева, А. Маслеев Л. Василенко. Космизм в аспекте экологической проблематики исследуют В. Ермолаева, В. Степин, И. Лисеев, Л. Фесенкова. Тем не менее, при всем многообразии подходов к изучению русского космизма, остается без ответа ряд вопросов. Почему научный космизм возникает в русле отечественного космизма? Чем обусловлено своеобразие методологии естественнонаучного космизма и реализации идей космизма в гуманитарных науках? Изучение философско-хметодологического своеобразия научных идей русского- космизма невозможно без обращения к таким понятиям, как «научная картина мира» и «стиль научного мышления». Типы научной картины мира исторически меняются. В отечественной литературе вопросам содержания и методологических функций картины мира посвящены работы В.Ф. Черноволенко, СТ. Мелюхина, Мостепаненко М.В., ГЯ. Мякишева, И. Я. Лойфмана, В. Степина и др. К изучению стиля науки, как определяющему компоненту научной картины мира, обращаются Л. Баткин, В. Рабинович, В.В. Лапицкий, Л.М. Андрюхина, П.П. Гайденко, Б.А. Парахонский, А.С. Кравец, Н.И. Мартишина, СБ. Крымский, И. Б. Новик и др.

Основная цель диссертационного исследования - раскрыть мировоззренческое своеобразие научных идей русского космизма и на этом основании показать его методологическое значение для современной науки. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) определить границы понятия «русский космизм» в науке, проанализировав существующие оценочные позиции в отношении данного понятия; 2) выявить смысл понятия «русский космизм» в сравнительном анализе с космизмом античной, средневековой и новоевропейской культуры, обосновывая культурно-историческое своеобразие космических представлений отечественных мыслителей через соотношение понятий «природа» и «космос»; 3) доказать, что научные идеи русского космизма, отвечая классическим критериям научности, вместе с тем задают новые критерии, соответствующие образу неклассической (постнеклассической) науки; 4) показать специфику функционирования картины мира русского космизма через выделение ее общенаучного и частнонаучного уровней; 5) исследовать стиль научного мышления русских космистов, обосновывая его реалистичность, в противовес укоренившейся оценке данного стиля как утопического; 6) изучить методологическое влияние научных идей космизма в естественных, технических и социально-гуманитарных науках; 8) раскрыть научный и этико-правовой потенциал русского космизма в выработке нового типа экологического сознания, адекватного человечеству, вступающему в эпоху космической цивилизации.

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическим основанием изучения научных идей русского космизма является ряд принципов, позволяющих показать многоаспектность данного феномена: во-первых, принцип культурно-исторической обусловленности научных идей и концепций; во-вторых, принцип диалектической взаимосвязи традиций и новаций в развитии таких фундаментальных понятий научной картины мира как природа и космос; в-третьих, принцип взаимообусловленности мировоззренческой и методологической составляющих науки. Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход в исследовании космизма, предполагающий использование не только философских положений, но и анализ теоретических положений естественных и социально-гуманитарных наук. При изучении текстов русских космистов были использованы методы герменевтического подхода, а также особенности методологии неклассической науки. Для раскрытия преемственности и новаций космического миросозерцания отечественных ученых использованы элементы феноменологической традиции: отечественный космизм представлен в контексте истории смыслов понятий «природа» и «космос».

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена наличием в его предметной сфере нерешенных проблем, определивших цель и задачи диссертации. Впервые в отечественной литературе по русскому космизму была предпринята попытка выявить философское своеобразие научного направления данного социокультурного феномена; впервые исследовано методологическое влияние научных идей русского космизма на основные подсистемы современной науки - естественные, технические и социально-гуманитарные.

Конкретно элементы научной новизны содержатся в следующих результатах исследования:

Смыслообразующим основанием научных воззрений русских ученых-космистов является принцип антропотеокосмизма;

Научная картина мира русских космистов включает общенаучный и частнонаучный уровни, которые неотделимы друг от друга. Общенаучный уровень функционирования формируется на стыке науки с философией, религией и художественно-эстетическим созерцанием мира;

Космические факторы являются решающими в конструировании научной реальности, создаваемой отечественными учеными; тем самым, преодолеваются сугубо земные рамки изучения объектов науки;

Научные концепции русских космистов соответствуют критериям классической науки и одновременно формируют методологию неклассической науки;

Научная деятельность отечественных космистов обусловлена особым стилем мышления, в котором рациональное познание сочетается с интуитивным предвосхищением, эксперимент с созерцанием, опора на факты с отдаленным (на столетия и тысячелетия) прогнозом, преодоление субъект-объектной разделенности познаваемого и познающего, преобладании нравственно-этической составляющей.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки теоретической базы современной научной картины мира, толерантной к природе и космосу и формирования углубленного экологического сознания; при чтении курсов по «Систематической философии», «Философии и методологии науки», «Истории науки», а также составить основу специализированного курса, посвященного проблемам отечественной философии и русскому космизму.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре онтологии и теории познания Уральского государственного университета им. А. М. Горького, а так же на кафедре философии Уральской государственной юридической академии. Отдельные концептуальные положения работы легли в основу докладов и сообщений автора на следующих конференциях: Втором Российском философском конгрессе «XXI век: Будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, УрГУ, 7-11 июня 1999 г.), Российской молодежной научно-практической конференции «Молодая мысль на пороге нового века» (Екатеринбург, УрГУ, 27 — 28 апреля 2000 г.), на IV научно-практической конференции «Вопросы современной православной историко-богословской науки» (Екатеринбург, 12 ноября 2001 г.), Конференции молодых ученых «Толерантность в современной цивилизации» (Екатеринбург, 14-19 мая 2001 г.), на первом международном Конгрессе «Толерантность и ненасилие в современной цивилизации» (Екатеринбург, 15-17 августа 2002 г.).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Структура работы обусловлена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем текста диссертации составляет 160 страниц, список литературы включает 260 наименований.

Основные смыслы и границы понятия русский космизм в науке

Интерес к космической проблематике, феномену русского космизма актуализируется в связи с наступлением «космической эры», времени практического освоения космического пространства. Возможности и последствия научно-технического прогресса требуют философского осмысления, и здесь особое значение приобретают процессы космизации культуры и науки. В 1963 возникает Всемирная служба погоды (ВПС) - система глобального обмена метеорологическими, океанографическими, геофизическими и данными, которая включает в себя метеорологические спутники, полярно-орбитальные и геостационарные спутники разных стран. Бывший генеральный секретарь ООН К. Аннан оценивает космос как «вечную, безграничную категория, которая сулит помощь всему человечеству в создании более надежного, процветающего и менее разобщенного будущего»6. Но вместе с освоением космоса возникают проблехмы космической экологии, необходимость философского осхмысления процессов косхмизации.

Космизм на протяжении XX столетия оценивается неоднозначно, зачастую становясь объектом критики и жесткой ПОЛЄХМИКИ. Философский анализ феномена научного коСхМизма связан с определением границ понятия «космизм», а для этого, как нам представляется, важно провести различие научного и общекультурного измерения данного явления, а также проанализировать существующие оценочные позиции в отношении научного космизма, сложившиеся в минувшем столетии и на рубеже XIX-XX в.

Начнем с вопроса о содержании понятия «космизм», как оно фигурирует в философии и методологии науки, поскольку он является дискуссионным. В узком СхМысле слова «космизм» - это «расширение предмета классических наук, их выход за рамки изучения чисто земных явлений и процессов, интерес к космическим аспектам исследования (например, космохимия, радиационная генетика), создание чисто космических дисциплин в связи с выходом в космос» . Данная интерпретация характерна не только для Т. Грушевицкой. В широком смысле слова «космизм» - это своеобразное мировоззрение, или, как иногда отмечают, особая «направленность мышления», формирующая целостную концепцию мироздания на основании представления об органическом единстве мира, теснейшей взаимосвязи ЗЄХМЛИ И Kocivtoca. При таком понимании понятие «коСхМизм» сочетает в себе, по меньшей мере, два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, косхмизм - это специфическое миросозерцание или миропонимание, дающее представление о мире как целостности; во-вторых, косхмизм предполагает наличие в философской или научной концепции идеи разумной активно-эволюционной деятельности человечества по освоению коСхМоса. ВпрочехМ, широкий и узкий смыслы понятия «космизм» не противоречат друг другу, но взаимно полагают друг друга.

В русском космизме выделяют донаучное (фольклорно-магическую и религаозно-мифологическую), литературно-поэтическое и научное направления. Так, современный исследователь русского космизма Б.В. Емельянов к числу наиболее проработанных подходов относит теорию космических эр и космического бессмертия человечества КЗ. Циолковского; концепцию автотрофности человечества и эволюции биосферы в ноосферу, биогеохимию, космохимию В .И. Вернадского; идеею богочеловечества B.C. Соловьева; принцип регуляции природы и «патрофикацию» Н.Ф. Федорова; «пневматосферу» как особую часть биосферы, связанную с космосом П.А, Флоренского; теорию о влиянии Солнца на жизнь биосферы, астрогеологию, гелиобиологию, космическую медицину А.Л. Чижевского; космическую эволюцию сознания, концепцию единой планетарной культуры Н.К. Рериха; космоантропологию Н.А. Морозова; теософский антропокосмизмом Е.П. Блаватской, П.Д. Успенского. При этом, все многообразие подходов он разделяет на три основные направления: 1) Культурно-философское (художественно-поэтическое). 2) Философское. 3) Естественнонаучное (сциентистское).

Один из наиболее авторитетных подходов к изучению русского космизма представлен С. Семеновой.9 Рассматривая космизм как направление научно-философской мысли XIX — XX в.в., С. Семенова считает космизм и космическую философию «почти синонимичными», но при этом, выражает несогласие с подходом, включающим в космизм, помимо научных разработок, разхмышления философов, поэтов, музыкантов и художников... «Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточно, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать с доброй половиной культурных деятелей не только России, но и всего мира...»10. Особенность косхмизма, его генетическая черта как принципиально нового мироотношения, заключается, по мнению С. Семеновой в идее «активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки»11.

С данным подходом, согласно которому структурирующим признаком русского коСхМизма становится идея «активной эволюции», и при этом из него исключаются поэзия, живопись и музыка, во избежание «неправомерного и безмерного расширения» понятия, выражает несогласие В. Казютинский. Он не согласен с тем, что, выделяя в качестве эталонного образца космизма некоторые сущностные признаки философии общего дела Н. Федорова, С. Семенова применяет их к анализу космизма в целом. Например, центральную идею Н. Федорова о неразрывной связи будущего человечества с космосом, о расселении в его просторах воскрешаемых поколений, предков. «Многочисленные проявления космизма вне обозначенного контекста отсекаются лишь потому, что они не представлены в исходном образце» , - считает В. Казютинский.

Мы разделяем позицию- В. Казютинского, согласно которой русский.-космизм является одним из вариантов космизма в мировой культуре, и вне этого контекста его генезис неопределим. Исследуя космизм, он выделяет несколько элементов: идею космизма, принципы космизма, космическую философию и космизм как социокультурный феномен. В данном случае идея космизма, состоящая в том, что человек и космос неразрывно связаны друг с другом, находит свое выражение в двух принципах, сформулированных К. Циолковским: «Судьба существа зависит от судьбы вселенной» и «Судьба вселенной зависит от космического разума, то есть человечества и других космических цивилизаций»13. Человек и космос взаимосвязаны. Кроме тогою

Природа и космос в мировоззрении русского космизма: традиции и новации

Научное мышление всегда опирается на мировоззренческие представления, определяющие объект, предмет и методологию соответствующей науки. Как показывает А. Койре, наука развивается в неразрывном и плодотворном взаимодействии с философскими-идеалами и принципами, от которых не может быть отделена42. Известный французский физик Л. Бриллюэн отмечал эту же мысль: «Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании» . Основные функции философии - мировоззренческая и методологическая неразрывно взаимосвязаны.

Методологическое своеобразие русского космизма в науке связано с особым мировоззрением, определившим стиль научного творчества. Раскрытие смысла русского космизма в науке определяет задачи данного- параграфа: 1) выявить» смысл понятия «русский космизм» в сравнительном анализе с космизмом античной, средневековой и новоевропейской культуры; 2)показать культурно-национальное своеобразие космических представлений; 3) раскрыть особенности понятий «природа» и «космос» в русском научном космизме.

Мировоззрением определяется отношение человека к природе и космосу. В период так называемой «советской философии», вопрос взаимодействия природы и человека (общества в целом) рассматривался с позиции диалектического материализма, а также идеи круговорота материи («преобразования вещества, форм энергии, информации, состояний движения, структурных образований») . В качестве основания единства человека и природы, согласно марксизму, выступала практика, понятая в данном случае в такой ее разновидности, как промышленное производство (Давыдов Г., Элез Й., Трусов Ю., Игнатов А., Лойфман И., Стадник В.). Проблема взаимосвязи человека и природы рассматривалась с учетом сощіальной обусловленности этих отношений (Подмарков В., Фриш Л., Козиков И., Асеев В.). Взаимосвязь природы и общества находила свое отражение в взаимодействии, главным образом, естественных наук - кибернетики, физики, химии, биологии, психологии и др. (Урсул А., Кузнецов П., Стахеев Ю, Гарковенко и др.).

В современной философии, когда признается определенная односторонность марксистской методологии, отношение человека к природно-космическому целому не может определяться исключительно производственной, экономической деятельностью и признанием только социальной обусловленности этих процессов. Эти"отношения-с древнейших времен носили многосторонний характер. В контексте нашего исследования, ориентированного на поиск мировоззренческих оснований русского космизма, необходимо историко-философское осмысление понятий «природа» и «космос», изменяющихся В1 зависимости от мировоззренческого принципа конкретной эпохи.

Выявить новации и своеобразие русского космизма можно через сравнение с европейским космическим миропониманием. Истоки классической науки, зарождаются в древнегреческой культуре, в которой формируются принципы научного мышления Западной цивилизации: «на древнегреческой почве мы впервые обнаруживаем науку в форме строгой системы теоретизирования ... с VI до Ш в. до н.э. формируются важнейшие научные программы, на многие столетия определившие развитие науки».

Внимание древнегреческой науки приковано к постижению космоса, его структуры и закономерностей существования. Само понятие космоса, имеющее греческую этимологию, означает порядок, строй, олицетворение гармонии, и вместе с тем, нечто прекрасное, украшение. А. Лосев в работе «Античность как тип культуры» обосновывает концепцию, согласно которой античное понимание космоса как одушевленного и чувственно-материального тела формируется под влиянием ментальности рабовладельческой общественно-исторической формации. Космос - проекция фгоического тела человека: он также ограничен и самозамкігут, за его пределы «некуда стремиться». Представление о шаровидности и круговращении космоса обусловлено переживанием всеединства родовых отношений в пределах «внутрикосмической», «универсальной» родовой общины. Черты родовой жизнедеятельности переносятся на космическое целое: «Космос зависел только от самого себя, был сам для себя основой, сам себя создавал и сам собою управлял».46

Исследование античной культуры позволило А. Лосеву обосновать особое значение категории рабства в формировании мировоззренческого принципа космоцентризма, поскольку именно «рабовладельческий характер античного мышления» порождает и закрепляет представление о целостности космоса, неразделимой взаимопринадлежности его составляющих и преобладании целого над частью. А. Лосев опирается на «Политику» Аристотеля и псевдоаристотелевский трактат «О мире», в котором речь идет о рабстве в космическом масштабе («космическом рабстве»), в космосе, устроенном на взаимном соподчинении элементов: «Раб является своего рода частью господина, как бы одушевленною и отделенною частью его тела .. . Раб принадлежит господину, как часть принадлежит целому», но вместе с тем, «раб не существует без рабовладельца, а рабовладелец без раба; они всегда представляют собой некое целое».47

Интеллекту рабовладельца, направляющему деятельность раба соответствует идея разумности космоса, управляемого и структурированного определенным образом. Древнегреческие представления о пространственной ограниченности космоса, отсутствии «надприродных», «чисто духовных далей» было, по оценке А. Лосева, «детством человечества»48.

Идею влияния социального уклада на понимание космического миропорядка разделяет также Ж.П. Вернан в работе «Происхождение древнегреческой мысли», отмечая связь политической и геометрической мысли (геометрическое понимание космоса у милетцев). Греческий полис - это иерархическая организация, в которой с изменением политического вектора меняется иерархия взаимовлияния сил вселенной. Миропорядок, согласно Ж. Вернану, утрачивает иерархический характер, не отдавая предпочтительной роли первоначала ни огненной, ни водной стихии, как мы это находим у Гераклита или Фалеса, когда меняется структура полисных взаимоотношений власти и приходит осознание необходимости равнозначности элементов во избежание распада целого. Когда в новом социальном пространстве, «господство не располагается более на вершине социальной лестницы, а помещено в центре, ... все индивиды и граждане занимают симметричное положение. Агора образует центр общего для всего пространства».49 Законосообразность и упорядоченность социального космоса переносится на природный космос.

Позиции А. Лосева и Ж. Вернана, касающиеся обусловленности, космоцентризма социально-политическими факторами, требуют подтверждения через рассмотрение взглядов на космос представителей данной эпохи. Термин «космос» в значении упорядоченной и организованной Вселенной впервые употребляется Гераклитом Эфесским (ок. 544-480 гг. до н.э.). Космос предстает-единым, нераздельным, живым и вечным существом, примиряющим единство и борьбу противоположностей: «...этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий, мерно угасающий ... Вселенная конечна, и космос един»50. В изменчивости и взаимоперетекании состояний и качеств присутствует «логос» -закон, управляющий мирозданием. В этом фрагменте присутствуют выделяемые А. Лосевым в качестве признаков античного мышления идеи разумности космоса, его самозамкнутости и целостности.

Своеобразие научной картины мира русского космизма

Научная картина мира, являясь надтеоретической формой систематизации научного знания, изменяется в неразрывной связи со стилем мышления, поскольку не только «целенаправляет эксперимент», но и интерпретирует его результаты. Как отмечает И. Лойфман, в логико-методологическом аспекте «научная картина мира является методологической схемой анализа объекта, своего рода матрицей научного творчества, основой преемственности и развития научного знания»181, то есть функционирует как определенный стиль мышления. Зачастую, появление новых научных достижений связывают с изменением стиля мышления, которые нередко не различают с понятиями «научная картина мира» (МПланк), «научная парадигма» (Т. Кун), «логика естествознания» (В; Вернадский), «научно-исследовательская программа» (И. Лакатос) .

Космическая картина мира» обусловлена особым мировоззрением, поскольку формируется на стыке науки с философскими и религиозными воззрениями русских ученых-космистов. В космизме понятия стиля мышления и картины мира находятся в тесном взаимодействии. Новые типы объектов, видоизменяющие картину мира, появляются в свете нетрадиционной методологии исследования. В данном параграфе, исследуя специфику формирования картины мира русских космистов, мы акцентируем внимание на ее фундаментальных идеях и принципах, а также отличиях от картины мира классической науки.

Типы научной картины мира, способы видения природы исторически меняются. Уже М. Планк и А. Эйнштейн отмечали влияние научной картины мира (системы фундаментальных принципов, обобщающих опытные факты) на характер и направленность научных исследований. В отечественной литературе вопросам содержания и методологических функций картины мира посвящены работы В.Ф. Черноволенко, СТ. Мелюхина, М.В. Монтеспаненко, Г.Я. Мякишева, И. Я. Лойфмана, В. Степина и др. Как отмечает И. Лойфман, «...у разных авторов в качестве элементов научной картины мира фигурируют не только фундаментальные представления науки, общенаучные категории и принципы, но также эмпирические факты, модели, гипотезы, методы и даже теорию).

В нашем исследовании, мы будем придерживаться позиции И. Лойфмана. В онтологическом аспекте научная картина мира «является системой научного знания, которая занимает промежуточное положение на фанице философии и частных наук и имеет два уровня - общенаучный (философский) и частнонаучный»1 . Поскольку русский космизм - это, прежде всего особое миропонимание, обусловленное принципом антропотеокосмизма, при изучении космической картины мира обратимся вначале к рассмотрению ее общенаучного уровня.

Еще В. Вернадский, размышляя о специфике научного мировоззрения, писал о взаимосвязи научной деятельности с религией, философией и искусством. «Только в абстракции и в воображении, не отвечающим действительности, наука и научное мировоззрение могут довлеть сами себе, развиваться помимо идей и понятий, разлитых в духовной среде»185. Понятия-идеи «Вселенная», «Космос», «Мировая гармония», возникая в сфере философского знания, входят в науку в качестве представлений о закономерности и взаимодействии явлений окружающего мира. Такого же мнения придерживался и К. Циолковский.

В своем общенаучном измерении космическая картина мира преодолевает довлеющую и по ныне в науке «парадигму геоцентризма» , когда при изучении любого объекта учитываются только земные факторы. Как отмечает А. Чижевский: «Мы привыкли придерживаться фубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь, как на результат случайной ифы только земных сил. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли»187. Научному обоснованию энергетического влияния космоса на биосферу в целом и социальную жизнедеятельность человечества предшествовало философское осмысление положения человека, его взаимосвязей с космосом. В космической философии К. Циолковского, весь мир - это совокупность чувствующих, живых атомов, и человек, соответственно, понимается как «союз» или «общежитие», «комбинация» атомов-духов. Более того, воля человека рассматривается ученым в качестве проявления воли Вселенной. «Мы говорим: все от нас зависит, но ведь мы сами - создания Вселенной. Поэтому вернее думать и говорить, что все зависит от Вселенной .. . Она - начало всех вещей .. . Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной»188. Тогда и воля ученого-космиста является проявлением творчества Вселенной. Как мы видим, в размышлениях К. Циолковского человек становится «фактом космического бытия», он космичен по своей природе.

В работах А. Чижевского и В. Вернадского философская идея единства мира, человека и космоса обретает научное обоснование. Согласно исследованиям А. Чижевского психо-физическое, социально-политическое и историческое существование человечества протекают в согласии с ритмами вселенной, под воздействием космических факторов: «И человек и микроб -существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями»189. И для В. Вернадского человек функционально зависим от биосферы, вследствие чего взаимодействует с космическими частицами и излучениями. Более того, ученый утверждал необходимость целостного изучения любого земного явления, а это значит - с учетом его взаимодействия с космосом. «Научно понять - значит установить явление в рамки научной реальности - космоса».

Методологическая роль научных идей космизма в естественных и технических науках

Идеи русских космистов способствовали техническому и естественнонаучному прогрессу отечественной науки. Причем идеи, высказанные в первой половине XX века, не только не утратили своей актуальности, но и применимы в решении проблем современности. Обращение к научно-техническим разработкам К. Циолковского и посвященным геохимии и биогеохимии работам В. Вернадского, имеет особое значение в выявлении специфики научного космизма. Биогеохимия - принципиально новый подход к изучению природы, позволяющий доказать, что «космическое вещество постоянно в разных формах попадает на Землю и земное уходит в космическое пространство», дает представление о жизни как вечном потоке видоизменяющихся веществ, научно подтверждая мысль о космическом единстве жизни в рамках натурфилософской картины мира.

Работы космистов дали возможность подойти к изучению природно-космического целого с точки зрения комплексного подхода, обосновать идею непрерывного материально-энергетического обмена между природой Земли и Космосом. В данном параграфе, исследуя своеобразие методологии космизхма, мы обратимся к идеям и принципам космизма, нашедшим практическое осуществление и обоснование на естественнонаучной почве. В этой связи рассмотрим значение идеи русского космизма о ноосферном будущем единого человечества.

Философско-мировоззренческие искания К. Циолковского сочетались с непрерывной работой над техническими изобретениями, направленной на их воплощение. Во многих работах ученого, посвященных вопросам естествознания и техники, проводится мысль о материальном единстве мира, обосновываемая на конкретных научных данных.

Раскрывая принцип материалистического монизма в понимании явлений природы, К. Циолковский обращается к естественнонаучной аргументации, указывая, что тела неживой и живой природы, в том числе и человек, едины по своему химическому составу, поскольку все они образованы из химических элементов, входящих в таблицу Менделеева. Кроме того, ссылаясь на данные химического исследования метеоритов, К. Циолковский утверждает, что «Из тех же веществ, составлены и все небесные тела .. . в них не находят ничего, кроме известных нам на земле веществ .. . Монизм материи подтверждает философия, астрономия и земная физика».

Взгляды К. Циолковского на науку неразрывно связаны с его отношением к технике. В 1918 г. ученый разрабатывает программу преобразования общества с помощью внедрения дирижабля, озаглавленную: «Что принесут людям металлические дирижабли», с описанием масштабных социальных последствий всемирного торжества воздушного транспорта: «Деятельность всего мира настолько возрастет, что безработных не будет и заработная плата возвысится не фиктивно» .

Вера К. Циолковского в возможности технического прогресса действительно космична. Масштаб производственно-технических возможностей человека ближайшего будущего захватывает воображение: «Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать океаны. Климат будет изменяться по желанию или надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды». Особая роль отводилась технике в обеспечении производительных сил, механизации сельского хозяйства. Не менее важным направлением осуществления технического прогресса ученый считал решение проблем энергетики; являясь одним из энтузиастов гелиоэнергетики, разрабатывал проекты гелиоустановок с целью освоения бесплодных пустынь290. В настоящее время многие проекты ученого осуществились.

Наиболее значимым направлением развития техники становится в работах ученого воздухоплавание и авиация. Оценив перспективы разработки аэроплана, созданного в 1882 г. Можайским, К. Циолковский в работе «Аэроплан, или птицеподобная летательная машина» (1894 г.) впервые дает аэродинамический расчет аэроплана и предлагает схему самолета, опережая техническую мысль зарубежных стран. Предположения ученого легли «в основу структуры современного самолета - моноплана с безрасчалочным крылом обтекаемой формы, колесным шасси и соосным вращением винтов. В этом же сочинении он впервые предложил гироскопический автопилот с электрическим приводом для руля высоты»291.

Особое место в научном творчестве К. Циолковского занимают работы, посвященные возможности проникновения в межпланетное пространство. Осуществление данной идеи, возникшей еще в 1883 г., связано с использованием реактивного снаряда. По замыслу ученого, технический прогресс откроет для человечества будущего возможность посещения «своих небесных соседей». Разрабатывая концепцию перехода авиации в воздухоплавание, он предрекал изменения ракетного самолета по мере приближения к высоким скоростям и малой плотности верхних слоев атмосферы (укорачивание крыльев, помещение рулей в потоке газов сопла) . Космическое труды К. Циолковского, посвященные космической ракете, легли в основание новой науки -астронавтики. Исследования закономерностей движения ракеты внесли в науку теорию реактивного движения и обоснование возможности космического полета. В его работе «Реактивный аэроплан» звучат пророческие слова: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы» . В течение XX века это научное предвидение оправдало себя.

В научно-техническом творчестве К. Циолковского можно выделить несколько методологических принципов, позволивших воплотить в технических изобретениях идеи космизма. Во-первых, это критическое отношение к существующим достижениям «земной» техники, с одной стороны, и ориентация на новые, прогрессивные явления в технике, выводящие за пределы Земли - с другой. В качестве примера можно привести «факт предвидения исключительной роли в авиации бензинового двигателя», или же пример, когда ученый, «следя за бурным развитием радиотехники ... предвидел «контакт» человечества с небесными телами: «Со временем, - писал К. Циолковский, - короткие радиоволны проникнут за атмосферу и будут основанием для небесных сообщений» . Во-вторых, комплексное решение технических проблем на основе теоретического анализа способствовало предвосхищению новых научных отраслей. В 1895 г. К. Циолковский предложил схему моноплана «со свободно несущими крыльями», схожую с современным типом самолета. Изучая возможные условия космического полета, ученый особое внимание уделял исследованию состояния человеческого организма, подвергаемого действию изменяющейся силы тяжести.

Преимущества и возможности «человечества будущего», описываемые К. Циолковским, могут иметь не только позитивные последствия, но и негативные. Научная работа человечества, технический прогресс - возникновение «царства разума» приводят к кардинальным изменениям окружающей среды, выводя на новый уровень взаимодействия с миром и космосом. Современные экологи настаивают на необходимости перехода от доминирующей по сей день в научном мировоззрении физической картины мира, исключающей живое в натурфилософской картине мира, присутствующей в работах русских космистов.

Как отмечает С. Комов: «В рамках натуралистической картины мира органический мир (жизнь, живое) является обязательным элементом мироздания»295. В основе натуралистической картины мира, необходимой для сохранения органического мира Земли, включая и человеческое сообщество, лежит биогеохимическая концепция биосферы В. Вернадского, представляющая собой синтез естественнонаучного и гуманитарного знания.

Похожие диссертации на Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке