Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Хрипун Виктор Иванович

Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании
<
Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хрипун Виктор Иванович. Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Оренбург, 2002 147 с. РГБ ОД, 61:03-9/296-2

Содержание к диссертации

Стр.

Введение 3

Глава первая. Анализ генезиса философско-музыкальных концепций
15

  1. Онтологические аспекты философско-музыкальных учений Древнего Востока и Античного мира 15

  2. Онтологические и гносеологические аспекты философско-музыкальных воззрений Средних веков и эпохи Возрождения 35

1.3. Философия музыки Нового и Новейшего времени 49

Глава вторая. Сущность музыкального искусства в духовном

самопознании человека 69

  1. Духовность как характеристика человеческого бытия 69

  2. Об эйдетико-онтологическои сущности музыкального искусства... 91

  3. Субъект музыкального суждения как гносеологический аспект самопознания 116

Заключение 135

Библиография 138

Введение к работе

Современный этап развития человечества характеризуется возникновением глобальных проблем, разрешение которых невозможно в рамках сложившихся стереотипов мышления. Все чаще главной причиной возникших проблем называют технократический характер современной цивилизации, когда человек в основном ориентируется на материальные факторы существования, в то время как духовности отводится роль «эпифеномена» материальных процессов. На рубеже третьего тысячелетия все более и более становится очевидным, что техногенная цивилизация, постулирующая всесилие материально-преобразующей деятельности рационально организованного человека, если не полностью, то в очень значительной мере себя исчерпала, и дальнейшее движение в этом направлении грозит не только экологической, но и антропологической катастрофой. Известный американский доктор психологии Самюэль Сандвайс по этому поводу говорит следующее: «Нынешнее положение дел на нашей планете обусловлено низким уровнем нашего сознания, при котором страдания и несправедливость приобретают характер неизбежности. Если мы наносим друг другу ущерб ради выгоды или чувственных удовольствий; если ради денег, славы или власти мы сознательно разрушаем землю и уничтожаем населяющих ее тварей, то всякому должно быть ясно со всей очевидностью, что мы находимся на том уровне сознания, который порождает страдания»1.

Человечество, озабоченное обеспечением своего непосредственного существования, все более заслоняющим другие - неутилитарные цели и ценности, в ходе своего развития постепенно утратило всякие духовные ориентиры. В результате мы запутались в мириадах идей, в головокружительном водовороте разрозненных представлений и фактов, которые никуда не ведут и ничего не объясняют. Нам жизненно важно научиться распознавать истину и найти правильный путь выхода из столь тяжелой ситуации, в которой мы

1 Самюэль Сандвайс. Саи Баба святой и... психиатр. С-Пб. 1996. С. 168.

4 оказались. Между тем большинство людей полагают, что поиск решения

кардинальных проблем личностного и общественного характера - пустая

трата времени.

Сложившаяся ситуация требует глубокого переосмысления места и роли человека в системе мироздания. Необходимы кардинальные изменения в его стратегии поведения, его переориентации в направлении создания новой системы ценностей.

Не находя удовлетворительных ответов относительно своего существования и существования окружающего феноменального мира, человек вынужден на свой страх и риск самостоятельно решать проблему своего жизненного самоопределения. Испытывая социальный дискомфорт, теряя ориентацию, он жаждет обрести нечто устойчивое, на что бы можно было опереться в своей повседневной жизни.

На что направить свои усилия? Как определить, что в жизни главное, а что второстепенное? Что нужно делать, чтобы максимально осуществить замысел своего человеческого существования, и в чем состоит этот замысел? Эти и другие вопросы остро встают сегодня прежде всего перед молодыми людьми, кто испытывает смятение духа, кто сегодня блуждает наугад в поисках истины и справедливости.

Философская антропология, безусловно, пытается открыть для человека фундаментальные модусы его бытия, но в плане духовном люди все еще находятся на более низких уровнях сознания, как бы в эпохе до Пастера, (пока микробов не увидели, против них не предпринимали никаких предосторожностей).

С тысячеликим любопытством сегодня изучается и утилизируется внешний, объективный мир, и остается в полном забвении мир внутренний, поэтому, не будет большим преувеличением, если сказать, что мы остаемся почти в полном неведении относительно самих себя, хотя именно к потомкам были обращены слова: «Познай самого себя», сказанные еще во времена античной древности, и запечатленные на портале в Дельфах.

В эпоху марксистско-ленинской философии разработка проблем духовности была под запретом, в виду чего образовался гигантский вакуум, и не случайно, поэтому, в современной, прежде всего отечественной философии, наблюдается резкий сдвиг в сторону духовной проблематики.

В современном мире, с его головокружительным многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров, осуществление желаемого синтеза, создание целостной картины мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельной личности. Но задачу эту решать надо, если мы не хотим превратиться из сообщества цивилизованных людей в неосознающее себя скопище эгоистического «хочу!». Опасность этого в современной России достаточно велика, более того, все признаки этого разрушительного процесса мы можем наблюдать повсеместно.

Сегодня должно быть ясно и очевидно всем, что реализация Высшего Я человека возможна лишь через познание им своей внутренней природы. Большинство современно мыслящих исследователей в области духовности пришли к выводу, что если духовные ориентиры утрачены, то всякие иные стремления человека - например, совершенствоваться в науке или технике -становятся бессмысленными. «Именно духовная сущность человека обуславливает постоянный рост человечества во всех измерениях, побуждает людей вносить наиболее разнообразный и полный вклад в жизнь социума. Если не достает полнокровного духовного образования (либо оно давалось формально и лицемерно), то естественнонаучное и гуманитарное обучение малоперспективно, а вместо великодушия, дара сочувствия, искренности и потребности в альтруистическом сотрудничестве произрастают жадность, жестокость, лживость и эгоизм»1. Подавляющее большинство гениальных и талантливых людей, прославившихся научными и художественными откровениями, были религиозны, тянулись к Абсолюту и имели ярко выраженные положительные духовные свойства. Формирование духовности, конечно, не сводится только

1 Пивоваров Д. В. О духовном аспекте образования. //Андрусенко В.А. Формирование духовности. Оренбург. 1997. С. 11.

к изучению основ религии. Тем не менее «ядро духовности человека - в освоении принципов той религии, которая находит живой отклик в совести индивида»1.

То, что человек лучше подготовлен для материальной жизни, чем для духовной - это очевидно, так как те инструменты, которыми он обладает, чтобы жить и работать на физическом плане (имеется в виду пять чувств), гораздо более развиты, нежели инструменты, которые позволяют работать в мире духа. Для подавляющего большинства людей объективный мир, видимая, ощутимая, поддающаяся изучению разумом реальность преобладает над субъективным миром, миром чувств и ощущений. Однако именно этот субъективный, внутренний мир наиболее важен.

Более двухсот лет назад Гете писал, что нет ничего только внутреннего, нет ничего только внешнего, потому что внутреннее является одновременно и внешним. Впоследствии Гегель развил это положение, особо подчеркнув, что внешнее не только не противоположно внутреннему, но они всегда взаимодействуют.

Философское осмысление феномена музыкального искусства, как одной из составных частей духовности, способствующей ее формированию, является важной актуальной задачей не только с теоретической, но и с практической стороны, и автор надеется что это поможет, прежде всего, молодым людям, сформировать свои жизненные цели и устремления таким образом, чтобы обретение их счастья основывалось на самоуважении, достоинстве и чести, достигаемом стремлением к высоким идеалам культуры, высоким идеалам морали, но не желанием достичь богатства и власти любой ценой, всеми правдами и неправдами, исключительно ради удовлетворения своих эгоистических интересов.

Следует иметь в виду, что для музыкального выражения подходит только внутренний мир, который не состоит из внешних объектов, и главная задача музыки как раз и заключается в том, чтобы в звуках выразилась не са-

1 Пивоваров Д.. В. Указ. соч. С. 12.

7 ма предметность, а тот способ, каким движется внутри себя сокровеннейшее

самобытие в его субстанциональности, то есть воплотить в звуках эту скрытую в себе жизнь, чтобы воссоздать ее для переживания и сопереживания. Поэтому внутренняя жизнь как таковая является формой, в которой музыка может постигнуть свое содержание и тем самым воспринять в себя все то, что вообще может войти во внутренний мир и «облечься в форму чувства, но при этом чувство всегда остается лишь облачением для содержания» (Гегель).

Сегодня проблема познания внутреннего мира человека остается такой же актуальной, как и много веков назад, и роль музыкального искусства в этом процессе неимоверно возросла, и мы надеемся, что выявление онтологических и гносеологических аспектов музыки окажет положительное влияние на процесс духовного самопознания. Степень разработанности проблемы.

Духовному происхождению музыки и ее воздействию на человека посвящены труды многих мыслителей, начиная с глубокой древности. Известны древнеиндийские трактаты «Брихаддеши» Матанги VII в до н.э., «Санги-таратнакара» Шарнгадевы. В древнем Китае взгляды на музыку отражены в «Юэцзи» III в. до н.э., «Ле-цзи» и «Люйши Чуньцю».

Философско-музыкальные учения Древнего Востока характеризуются космологическим пониманием музыки, убежденностью в том, что музыка является грандиозной космической силой, «обнимая собою все сущее, она обеспечивает нормальное, гармоничное развитие природы и всего живого на земле»1.

В древнем пифагорействе рационально разрабатывались система моральных предписаний и учение о катарсическом, очистительном воздействии музыки на человека. Числовое становление у них мыслилось как становление, прежде всего основных космических тел, издающих при своем движении определенного рода тоны с гармоническим сочетанием этих тонов

1 «Юэцзи» Музыкальная эстетика стран Востока. М. 1966. С. 12,

8 ний определенного рода тоны с гармоническим сочетанием этих тонов в одно

прекрасное и вечное целое.

Главным средством эстетического воспитания многие античные мыслители признавали музыку. На музыке и музыкальном воспитании во многом строилась и система общественного образования древних греков. Например Аристотель пишет: «Почему из всех объектов нашего чувственного восприятия этические свойства заключаются только в тех объектах, которые мы воспринимаем посредством слуха? Ведь даже одна мелодия, без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства, между тем как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают. Не потому ли, что только объекты, воспринимаемые путем слуха, сопровождаются движением?.. А эти движения возбуждают в нас энергию, а энергия есть признак этического свойства»1.

Платон прямо признает музыку, наряду с гимнастикой, методом воспитания человека. Гимнастика предназначена для воспитания тела, а музыка - для воспитания души. В «Государстве» он говорит, что мусическое искусство завершается любовью к прекрасному, «...не в мусическом ли искусстве заключено самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее, доставляя благообразие и делая ее благообразной... воспитание должно покоиться на мусическом искусстве»2.

После периода греческой классики наступает огромный по своей длительности период эллинизма, занимающий века IV до н.э.- V в. н.э. Философия раннего эллинизма выражает по преимуществу стремление сохранить состояние внутреннего спокойствия, самоудовлетворенности и непоколебимости духа отдельной личности перед лицом окружающих грандиозных событий.

1 Цит. по Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. M. 1960. С. 8.

2 Платон. Государство. Собр. Соч. М. 1994. Т. 4. С. 156-157.

Наиболее подробную музыкально-космологическую эстетику мы находим в комментариях Прокла на «Тимея» Платона (V в н.э.). В эпоху эллинизма создают свои трактаты эпикуреец Филодем, скептик Секст Эмпирик, в которых содержится критика всей греческой эстетики. Начиная с конца I века до н.э. происходит реставрация музыкально-эстетической классики. Ари-стоксен, Плутарх и Квинтилиан доказывают воспитательное значение музыки. В IV-V веках появляются труды Макробия, Августина и Боэция. В основном все они разрабатывают теоретические вопросы музыки. Сочинения Боэция завершают античную традицию и открывают начало многочисленным средневековым исследованиям музыки.

В IX веке появляются трактаты Рабана Мавра и Аврелиана из Реоме, в X веке - сочинения Регино из Прюма, в XII - трактат Гвидо из Ареццо, Иоанна Коттона, в XIII Иоанна де Муриса, в XIV - Вальтера Одингтона, Симона Тунстеда, Иоанна де Грохео. В этих трактатах античное учение о музыке переосмысливается в соответствии с христианскими догматами.

В эпоху Ренессанса зарождается светская музыкальная европейская традиция, появляется целая плеяда выдающихся теоретиков. Среди них - Иоанн де Пареха, Иоанн Тинкторис, Дж. Царлино, Глареан. Все они разрабатывают основы музыкальной эстетики Нового времени.

Музыкальная эстетика XVII века привлекает внимание философов, математиков, астрономов, естествоиспытателей, и они отводят ей почетное место в своих обобщающих концепциях. О музыке пишут Декарт, Галилей, Кеплер, Мерсен и др. Необходимо отметить, что на пути от Царлино к Рамо вопросы музыкальной теории разрабатываются более философами, чем музыкантами-практиками.

Руссо находил, что «подражательная» сила музыки основывается не столько на ее изобразительных возможностях, сколько на возбуждении рассудка, вызывании страстей и т.д.

Д,Аламбер призывает музыкантов перейти от простого выражения страстей к более широкой внешней изобразительности.

10 Дидро утверждает, что у музыки есть средства для выражения «всех

явлений природы и всех страстей человека», что она обладает свойством художественного абстрагирования от явлений действительности как своего рода привилегией. «Подражательную красоту» в искусстве он сопоставляет с истиной в философии и определяет ее как «соответствие образа предмету».

Начало XIX века принесло осознание музыки как содержательного и смыслового искусства, осознание ее новых духовных возможностей. Это время небывалого разнообразия философско-эстетических учений (И.Кант, Ф.Й. Шеллинг, Г.Ф. Гегель, И. Гердер, Ф. Шлегель, Новалис, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Ганслик и др.).

В XX веке, в связи с изменением музыкального языка, исследователей занимает проблема адеквации восприятия смысла музыкального произведения. Этому посвящены труды западных мыслителей (Т. Адорно, М. Мерсман, Г. Кречмар, Л. Ферраре, Н. Гартман, Р. Ингарден, Р. Битнер, Р. Штайнер, Д. Левинсон, Л. Гер и др.), в работах которых развиваются семиотический, лингвистический и феноменологический подходы к обоснованию содержания в музыке. При этом отмечается полярность и множественность взглядов на природу музыки.

Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы В, Холоповой, А. Фарбштейна, Т. Чередниченко. В этих работах развиваются представления о музыке как искусстве интонируемого смысла, выдвинутые Б. Асафьевым. Музыка рассматривается как совокупность социально значимых звуковых образований.

Среди философов XX века особый вклад в развитие философских идей о музыке сделал А.Ф. Лосев. Он обосновал проблему оформления личности в художественном произведении; «существует высшая форма выраженности, выше чего никогда не поднимется ни жизнь, ни искусство. И такой формой выраженности является личность»1.

1 Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы //Форма - Стиль - Выражение. М. 1995. С.47.

Необходимо отметить исследования Г. Конюса, Э. Розенова, В. Медушевско-го, Е. Назайкинского.

Ряд важных положений музыкальной эстетики был разработан в трудах Л. Выготского, В. Теплова, В. Петрушина.

Вместе с тем следует отметить, что во всей этой обширной литературе философский анализ специфических проблем музыкального искусства как онтологического и гносеологического аспектов духовности не был предметом специального исследования. Цель и задачи исследования.

Целью диссертации является философский анализ онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства в духовном самопознании человека.

Цель предполагает решение ряда исследовательских задач, а именно:

1. Определить онтологические и гносеологические аспекты музыкаль
ного искусства в историко-философской перспективе.

  1. Выявить определяющие аспекты сущности человеческого духа.

  2. Определить эйдетическую сущность музыкального искусства.

  3. Выявить специфику научных и художественных методов познания.

  4. Обосновать субъект музыкального суждения как гносеологического аспекта самопознания.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Характер поставленных задач определил методологию исследования. Основным методологическим принципом работы является принцип индиви-дуации, утверждающий единственность и неповторимость отдельной человеческой личности, рассматриваемой в качестве носителя духовности. Исследование непосредственного бытия духовности осуществляется на основе феноменологического анализа музыкального искусства. Индивидуальный опыт музыканта выступает в работе отправной точкой и одновременно эмпирической базой исследования духовности как специфической формы бытия. Для его постижения не подходят методы объективно-бесстрастного

12 наблюдения, постулируемые классической метафизикой с ее противопоставлением субъекта и объекта. Поэтому наряду с формами логико-теоретического познания в диссертации использовались и такие иррациональные способы постижения, как интуиция, «вчувствование» в объект, предполагающее единство, слитность субъекта и объекта. В этом отношении автор следует традиции русского философствования с его стремлением к целостности знания, к единству рациональных и интуитивных сторон познания. Теоретической основой диссертации послужил анализ обширной философской традиции в исследовании феномена музыкального искусства от учений Древнего Востока и Античности до иррациональных прозрений современной как отечественной, так и зарубежной философской мысли. В диссертации использованы материалы точных наук, результаты исследований которых вплотную приблизились к объяснению многих проблем, связанных с человеческим духом. Вместе с тем диссертант исходит из убеждения о невозможности полной элиминации субъекта из процесса познания и получения строго объективного «внечеловеческого» знания о жизни человеческого духа. Однако утверждение об имплицитном присутствии познающего субъекта в ткани исследования не означает отрицания значения объективно-научных методов познания.

Объект исследования: музыкальное искусство как фактор духовного самопознания человека.

Предмет исследования: онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства как фактор духовного самопознания человека. Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предложена философская интерпретация онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства в духовном самопознании своего Я;

выявлены и проанализированы онтологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании человека;

выявлены и проанализированы гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании человека;

определена эйдетическая сущность музыкального искусства;

определен статус музыкального искусства в духовном самопознании. Положения, выносимые на защиту:

  1. Звук служит связующим звеном между сознанием и объектом, духовным и материальным, является сущностью мира и выступает причиной всего. Отсюда музыка изначально наделяется онтологическим статусом, который можно определить как инобытие бытия.

  2. Духовность представляет собой сущностную характеристику человека. Она пронизывает все человеческое существование и не может быть понята через перечисление образующих ее элементов.

  1. Духовность как сущностная черта имеет атрибутный характер, т.е. присуща всем человеческим индивидам. Однако реализация ее предполагает собственное усилие человека и заложена в нем лишь как возможность.

  2. Музыкальное искусство специфически отлично от всякого другого искусства тем, что оно не вербализуемо, не порождает артефактов, но есть лишь сама текучесть и становление, но это есть не становление фактов. Это становление смысла и числа, притом становление исконное и внутреннее, мы определяем его как лоно происхождения и рождения самого смысла и числа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и проанализированы онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства, благодаря чему определен статус последнего в духовном самопознании человека.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные автором работы результаты могут быть использованы в преподавании общего курса философии, в разработке материалов по курсу онтологии и теории познания для студентов и аспирантов, а так же в разработке спецкурсов и спецсеминаров по философско-эстетической проблематике.

14 Апробация работы.

Положения диссертации отражены в монографии «Феномен музыкального искусства и духовное становление личности», а так же в статьях и тезисах. Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии Оренбургского государственного университета. Основные теоретические и практические выводы исследования были апробированы при чтении курса философии студентам ОГУ, и во время проведения занятий по спецкурсу «Философия музыкального искусства», со студентами гуманитарного факультета ОГУ.

Похожие диссертации на Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании