Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самосознание Кораблева Елена Валентиновна

Самосознание
<
Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание Самосознание
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кораблева Елена Валентиновна. Самосознание : 09.00.01 Кораблева, Елена Валентиновна Самосознание : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 Москва, 2001 302 с. РГБ ОД, 71:01-9/152-8

Содержание к диссертации

Введение

I Философская концептуализация феномена самосознания

1.1 Тенденции активизации самопознания на рубеже XX - XXI веков - 24

1.2 Историко-рефлексивные модели философского обоснования самосознания . - 38

1.3 Типология научно-теоретических подходов к исследованию проблемы самосознания. - 83

II Способы продуктивной самореализации личности в индивидуальном сознании и бытии .

2.1 Этапы генезиса самосознания . - 107

2.2 Социальные параметры взаимодетерминации деятельности и самосознания личности. -159

2.3 Механизм духовно-образной объективации личности (в контексте феноменологической концепции эстетического восприятия). - 190

III Способы социальной самореализации личности

3.1 Теоретико-рефлексивное моделирование бытия человеком . - 232

3.2 Особенности ментального опыта личности. - 256

Заключение - 282

Библиография - 286

Введение к работе

Глобализация новейших экономических, политических, культурных, информационных технологий оборачивается расширением спектра нерешенных глобальных, национальных и личностных проблем. Все четче проявляется потребность в социокультурных механизмах их отслеживания, прогнозирования и предупреждения, в ценностных основаниях разворачивания социальной, политико-правовой, техноэкономической практики в гармоничное состояние, соподчиненное человеческому предназначению. Техногенная цивилизация и технологическая рациональность обнажили тенденцию аксиологической переориентации сознания, как общественного, так и индивидуального. Трудная, противоречивая, но исторически неизбежная трансформация общественного организма в первую очередь затрагивает устойчивость бытия субъекта, угрожает потерей его специфики, атрофией личной культуры.

Средством адекватного вхождения и самореализации человека в столь противоречивом социальном пространстве является активизация его самосознания как условия формирования индивидуальной особенности и субъективной целостности личности.

Интерес к изучению самосознания личности реализуется в различных человековедческих дисциплинах (физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, психологии, этике, самоменеджменте и пр.), в которых проблема ограничена предметными рамками конкретной науки и обнаруживает отсутствие целостности в рассмотрении человека. Но проблема самосознания - это общефилософская проблема. Следовательно, существует потребность в философской теоретико-методологической базе рефлексивного обоснования феномена самосознания. В основу образа

человека как целостного, самодостаточного, способного к творческой самореализации, адекватной его жизненным обстоятельствам, следует положить философский анализ самосознания личности.

Необходимость формирования философской теории самосознания обусловлена важными обстоятельствами.

Сегодня четко обозначена тенденция натурализма в научном знании. В общественном сознании это отражается в понимании всего мира, и человека в том числе, как результат селектогенеза, то есть очень плоско, упрощенно, без учета всей сложности многофункциональной вариантности проявлений человека. Например, популярная ныне валеология активно пропагандирует натуралистический подход к человеку, делая акцент на, бесспорно важных, природно-биологических параметрах происхождении человека и, к сожалению, устраняя, как объект своего специального внимания, его социальную сущность, природу его продуктивных способностей. В результате формируется образ "плотского человека", главными ценностями которого выступают потребности тела, но не духовные потребности и не гармоничное их сочетание. А активное познавательное проникновение в духовную самость, как источника реализации творческой активности человека (и как средства продления интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни человека), уходит на второй план.

Актуальность предпринятого исследования также обусловлена негативными последствиями депопуляционного кризиса и, одновременно, высокими достижениями генной инженерии, психогенетики, репродуктивной технологии. Эти инновации создают реальную возможность подмены естественно-рожденного и взрощенного в богатейшей социокультурной среде человеческого дитя, имеющего реальные перспективы стать деятельной творческой личностью,

"пробирочным ребенком" — телесным субстратом, социализируемом в общественно-воспитательных инкубаторах.

Необходимо, пока не поздно, привлечь внимание, увлекшихся
современными техногенными возможностями воспроизводства человека,
к богатейшим возможностям естественного для человека осознанного
производства многообразного бытия вокруг себя и воспроизводства себя
через открытие в себе неиссякаемого источника творчества -
самосознания. Подтверждением этого положения является успешная
адаптация человечества на протяжении десятков тысяч лет, воплощенная
в богатейшую культуру - форму проявления продуктивно-рефлексивного
человеческого Духа. Поэтому весьма актуальным является философско-
методологическое обоснование целостности личности, представленной
через анализ богатого содержания ее самосознания, понятого как
центральная доминанта комплексно организованной

многофункциональной системности бытия человека. Самосознание генерирует расширение возможностей активной самодеятельности человека, в основе которой лежит разнообразие его собственных ценностных этических, религиозных, познавательных, материальных ориентации.

Актуальность анализа феномена самосознания определена еще одним социально значимым на рубеже веков целеполагающим моментом. На Всемирном семинаре, организованном Итальянским институтом философии в Неаполе в ноябре 1990 года, принято "Воззвание к философии", в котором отмечено: "В плавильном котле классического мира был выработан вечно действенный эликсир жизни: философское мышление, знание, которое определяло нашу историю и которому собственно наша культура и обязана своими характерными чертами. Тем не менее, то, как современное общество относится к философии, ясно

б демонстрирует то, что оно игнорирует острые проблемы" /РЖ. 1996. №1. Серия 3. Философия.- С. 154/

Сегодня мир нуждается в деятельных творческих силах, пробудить которые может образование, ориентированное на развитие мышления, чем традиционно занимается философия. Она содержит богатое наследие теоретического мышления, без уяснения которого и превращения в личностный потенциал невозможно надеяться на успех в поисках выхода из глобального кризиса цивилизации, в рамках которого научный рационализм, технологический прогрессизм, экономический либерализм породили экономические, социокультурные, социально-политические, экологические проблемы, развернув общественное развитие "против" человека, нарушив имманентную устойчивую гармонию человека, общества и природы.

Освоение историко-философских традиций способствует развитию
творческого потенциала человека, формированию способности

многомерно воспринимать мир, видеть его переливы, противоречивые тенденции, обусловливает развернутость мышления на мир в его многогранности, что позволяет понимать и выстраивать закономерные исторические связи. В своем богатстве, философия является толчком к развертыванию деятельных, интеллектуальных и практических способностей человека. Она помогает не уходить от острых вопросов, неоднозначных ситуаций, а стремиться постичь их в остроте и противоречивости, подталкивает к поиску неожиданных путей решения актуальных проблем и не бояться своих выводов. Философия - это сконцентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации.

Проблема состоит в том, чтобы превратить эту общественную энергию в энергию интеллекта каждой отдельной личности, в незаштампованную, нестандартизированную работу интеллекта,

способного мыслить самостоятельно, своеобразно, творчески. Средством вхождения в эту проблемную ситуацию может стать привлечение внимания как мыслящего интеллектуала, так и меркантильного обывателя к необходимости пробудить свое самосознание, которое способно вывести границы его познавательного модуса за круговорот обыденных желаний, потребительских потуг и тщеславных вожделений, пробудить в нем новые источники энергии, побороть рутину собственного мышления, выйти на иные рубежи осмысления мира и себя. Этим определена теоретическая актуальность предпринятого исследования.

Поэтому, необходимо системно представить феномен самосознания, исследовать роль самосознания в поливариантной продуктивной самореализации личности.

Проблема самосознания является одной из фундаментальных в философском знании, и хотя и в непроявленном, категориально не оформленном виде, в европейской культуре присутствует уже в ранних философских размышлениях, начиная с софистов и Сократа. Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, для которых вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности был одним из центральных в их философских размышлениях. Тем самым, вырабатывалась новая форма философского мышления, для которой стало характерным познание внешнего объективного мира через осмысление осуществляемой субъектом познавательной деятельности, познание мира через познание самого субъекта, исходя из внутреннего центра. В дальнейшем, этот внутренний центр был назван самосознанием и перерос в "процедуру самосознания", исторически очертившую целую духовную эпоху вплоть до XIX века.

Концептуальной и методологической зрелости проблема самосознания достигла в системах классиков немецкой философии -

Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философии необходим был исходный принцип, который бы объяснял различные грани мироздания, и одновременно находил объяснения в себе самом и через самого себя. Таким исходным принципом философских систем немецкой классики стало единство субъективного и объективного, субъекта и объекта, проявляющееся в деятельности самосознания, понимаемого как сущностная черта субъекта и составляющее предпосылку абсолютного познания. Несмотря на различия в содержании исходного принципа тождества, в рассматриваемых философских концепциях в качестве субстанции всего объективного выступает родовое человеческое мышление, достигшее своего самосознания. Гегель концептуализировал проблему, в его системе самосознание представлено как единственная и всеобъемлющая реальность, все богатство действительности заключено в различных соотношениях "сознания" и "предмета" в пределах самосознающего себя абсолютного субъекта. Самосознание как деятельность стало формообразующим принципом, положенным в основу понимания общественного развития в целом, одной из движущих сил которого является активно действующий субъект.

Маркс продолжил традицию понимания самосознания как продуктивной творческой деятельной способности. Материалистическая методология его анализа определила контекст поиска сущности феномена самосознания - объективный способ бытия общественно развитого человека, в котором опредмечена его деятельная сущность, его продуктивный творческий потенциал.

В постклассический период анализ самосознания личности присутствует в контексте проблемного поля философско-антропологических поисков имманентных характеристик природы человека в таких направлениях: в антропологической социологии (М.Шелер, А.Гелен), в феноменологических исследованиях человека

(Э.Гуссерль, Р.Ингарден, М.Мерло-Понти), в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм), в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Бубер).

В отечественной литературе работами Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, П.С.Гуревича, А.М.Коршунова, П.В.Копнина, В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили, И.Т.Фролова и др .широко представлена традиция исследования человека как социального существа, активно-деятельные формы бытия которого следует выводить из широких общественных связей и отношений, инициирующих активность человека.

В рамках культурно-исторической концепции личности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой, Б.Д.Эльконина) особо продуктивной в выявлении природы человека и характеристик ее целостности стала деятельностная концепция человека, представленная трудами Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, К.Р.Мегрелидзе, Ф.Т.Михайлова, А.Н.Леонтьева, В.А.Лекторского, С.Л.Рубинштейна.

Анализ различных аспектов антропосоциогенеза, воспроизводящих
особенности пробуждения самосознания, проделан в работах

В.П.Алексеева, С.С.Батенина, О.Г.Дробницкого, И.С.Кона,

К.Р.Мегрелидзе, Б.Ф.Поршнева, А.Брейля, У.Саммера и др.

Исследованию теоретического самосознания как высшей формы познавательной деятельности человека посвящены работы В.С.Библера, Е.В.Золотухиной, В. А. Лекторского,. С.А.Лебедева, В.С.Швырева, В.Я.Режабека и др.

Философско-методологические основы изучения человека представлены работами А.Н.Кочергина, Н.Н.Моисеева, И.Т.Фролова.

Определению философско-антропологических оснований

целостного понимания человека, через акцентуацию духовности как его

сущностной характеристики, посвящены работы В.С.Барулина, О.Д.Гараниной.

Указанные работы затрагивают феномен самосознания в рамках исследования целостности человека и многогранности его системных связей с природой и обществом. Но самосознание здесь рассматривается в контексте конституации основных особенностей человека и носит подчиненный характер. В целом же, состояние изучения самого феномена самосознания в рамках целостного понимания человека нельзя считать удовлетворительным.

Нередко, обособленно и независимо друг от друга изучаются формы самосознания: индивидуальное, национальное, общественное, теоретическое. Не сделан акцент на представлении их как специфических форм проявления целостности личности, разворачивающей свой продуктивный потенциал в различных пластах социального бытия, как форм, зависящих от социальной идентификации человека (как индивида, как представителя класса, нации, общества), выраженных через категории единичное, особенное, всеобщее.

Проблема самосознания разрабатывается, большей частью, в связи с анализом индивидуальных характеристик личности и представлена как субъективно-психологический феномен. (В.С.Агапов, В.В.Столин, А.М.Малахова, Е.В.Черносвитов, И.И.Чеснокова и др.). Ограничение самосознания индивидуальным самопознанием приводит к подмене его субъективным методом рефлексивного наблюдения - интроспекцией, ограничиваясь использованием которой невозможно проникнуть в тайну личности. В рамках такого ограничения не проецируется системное познание субъекта как деятеля в объективных внешних связях, формирующих его как такового и принимающих воплощение его потенциала.

11 Не выработана концептуальная определенность в вопросе о соотношении сознания и самосознания в психике человека, о филогенетической последовательности их возникновения. Определились следующие позиции по данному вопросу. Первая: самосознание - низшая ступень сознания, понятая как первичные ощущения о психофизиологическом состоянии организма (В.М.Бехтерев). Вторая: предметное ощущение содержит в себе самоощущение, сознание и самосознание возникают и развиваются одновременно (Д.И.Дубровский, Э.Ф.Звездкина, В.П.Тугаринов, П.Р.Чамата, Е.В.Черносвитов). Третья: самосознание - высшая ступень развития сознания, является продуктом развитого сознания и речи, связано с формированием человека как субъекта деятельности, включено в процесс становления личности (Л.И.Божович, Е.К.Быстрицкий, И.С.Кон, В.В.Столин, Е.В.Шорохова).

Выяснению собственной природы самосознания посвятил монографию А.Г.Спиркин "Сознание и самосознание", где системно представил феномен самосознания через выявление его происхождения, содержания и сущности.

Анализ социальной природы самосознания, понятого как отражение отношения человека к себе как целостному субъекту в единстве материального и духовного компонентов, развернут в монографиях Е.К.Быстрицкого. Э.Ф.Звездкиной, Л.В.Скворцова. Здесь исследовано становление субъекта в социально-инвариантном контексте, в котором формируется как субъект самосознания, так и предмет самосознания.

Плодотворный подход к адекватному пониманию природы самосознания представлен Ф.Т.Михайловым в монографии "Общественное сознание и самосознание индивида", а также в коллективной монографии под его же редакцией "Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы" (1997 г.), где дается анализ генезисного и функционального единства процесса перманентного воспроизводства

субъектами их развернуто рефлексивной субъективности, определен источник продуктивности самосознания - потенциальность субъекта. Ф.Т.Михайлов представил процесс активного субъективно мотивированного формирования самосознания индивидов через тождество их интер- и интрасубъективности в контексте воспроизведения ими общей духовно-практической культуры.

Учитывая поливариантность изучения самосознания, отсутствие
концептуальной завершенности моделирования целостного

саморазвертывания потенциала человека в социальной реальности, автор данной диссертации осуществил философский анализ продуктивной самореализации личности в деятельностных, образотворческих, теоретико-рефлексивных формах, рассмотрев самосознание как условие проявления целостности личности.

Цель исследования - разработать философскую концепцию роли самосознания в продуктивной самореализации личности. Реализация данной цели требует решения следующих задач:

Определить и реконструировать наиболее значимые для предмета исследования историко-философские модели анализа феномена самосознания и выявить специфику постановки проблемы в этих моделях.

Выявить роль самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности человека и его сознания.

Эксплицировать категорию "самосознание личности" и вскрыть механизм развертывания деятельной продуктивной самореализации личности.

Выявить механизм духовно-образной объективации личности.

Разработать процедуру теоретико-рефлексивного моделирования социального бытия.

- Охарактеризовать структуру и существенные особенности
ментального опыта личности и обосновать детерминированность
национального самосознания менталитетом нации.

Исследование основано на социально-философской методологии, которая позволяет рассматривать социум как всеобще-универсальный процесс противоречивого становления человека, оценить общественные структуры с точки зрения их воздействия на формирование и осуществление созидательных способностей человека. Современное научное познание в целях сохранения целостности предмета исследования, удержания его от "растаскивания" по различным предметным областям науки, дабы сохранить и развернуть его системность и комплексность, настоятельно требует использования общенаучной методологии, системы принципов и категорий.

Методологической базой исследования целостного человека выбраны фундаментальные принципы, позволившие раскрыть сущность человека и исследовать условие (развитое самосознание) ее многопланового опредмечивания в социальном пространстве, базируясь на следующих основаниях:

- метод конкретно-исторического подхода позволил рассмотреть
человека как общественного субъекта через конкретику форм его
общественного бытия, реального жизненного процесса, представленного
как расширенное воспроизводство и самореализация возможностей,
таящихся в деятельной сущности человека, через анализ конкретных
способов жизнедеятельности индивида, в которых он выступает как
субъект самосознания и деятельности; метод позволяет проследить
филогенетическое и онтогенетическое становление человеческой
индивидуальности, воспроизводя, в частности, как самосознание человека
получает свои определения, наполняется содержанием в ходе реального

жизненного процесса и деятельности индивида каждой отдельной эпохи, питаясь ее конкретикой;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному предоставил
возможность выявить генетический ряд форм бытия человека, получить
конкретно-всеобщее представление о сущностном самодвижении
человека на основе богатства особенного и единичного в его
историческом становлении;

- принцип диалектической связи индивидуального развития
человека с его историческим воспроизводством позволил глубже
раскрыть становление личности в истории как процесс все более полной
реализации сущностных сил человека, его целостности, проанализировать
взаимообусловленные процессы развития деятельной способности
человека утверждать свою сущность во внешней природе и,
одновременно, развивать свою собственную природу, деятельное
отношение к миру и к себе, как субъекту деятельности;

- принцип деятельности, который в качестве методологического
принципа задает целостный способ видения исследуемого предмета,
разворачивает из себя все богатство определений самосознания, дает
возможность показать опосредованный характер процессов
осуществления самосознания, поскольку они возникают и реализуются в
деятельности человека и в его коммуникативных связях с другими
людьми;

- онтологически-практический принцип охватывает бытийные характеристики человека как деятельного субъекта через его активность, понятую как инициатива сознающего свою свободу деятеля, вторгающегося в объективный ход событий. Сама инициатива человека, проявляющаяся в гамме его поступков, инициирована его интимным осознанием своей уникальности в мире и своих бытийных возможностей самореализации.

Использование данных методов определило возможность изучить объект, следуя логике его собственного развития, высвечивая его имманентные характеристики, вскрывая богатство его сущностного содержания.

Благодаря такому рассмотрению, самосознание представлено как сквозной феномен, пронизывающий системность бытия человека, обеспечивая его целостность, соподчиненность различных его компонентов, создавая гармоничность самореализации в контексте поливариантных обстоятельств.

В диссертационном исследовании автор использует ряд идей феноменологической методологии, которые позволили обнажить внутренние механизмы объективации духовного богатства личности в образах внешнего мира. Феноменология дополняет характеристику взаимопроникновения двух миров (природно-социального и личностного) во внутреннем плане духовно-познавательной деятельности человека, позволяя проникнуть в механизм создания особой индивидуально-личностной картины мира в представлении, понимании воспринимающего субъекта. Использование феноменологической методологии, в качестве вспомогательной, в данном исследовании, позволило сделать акцент на важности активизации самосознания в универсальной продуктивной реализации целостности личности.

Классическая культурно-историческая деятельностная концепция личности активно использована в работе для выявления характеристик сознания и самосознания из индивидуально-личностного самоосуществления человека в его жизненном пространстве.

В диссертации разработана философская концепция роли самосознания в продуктивной самореализации личности.

16 В ходе исследования получены следующие результаты, которые правомерно считать новыми для понимания функциональной роли самосознания целостной личности:

Определены и реконструированы наиболее значимые историко-философские модели анализа феномена самосознания -немецкая классическая, марксистская, феноменологическая, с позиций потенциала самосознания как исходного пункта и центра продуктивных способностей субъекта, его поисково-творческой активности.

Выявлена роль самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека: 1) самосознание обнаруживается в различных сторонах деятельности через рефлексию над сознанием и через него над самой деятельностью, формируя логику действия; 2) субъект, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность; 3) только деятельность, насыщенная зрелым самосознанием личности, становится по-настоящему конструктивной; 4)самосознание - основа духовности. Через самосознание сознание участвует в реализации личности как целого.

Эксплицирована категория "самосознание личности", понятая как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Вскрыт механизм развертывания деятельной продуктивной самореализации личности, включающий субъективный анализ предстоящего действия, осуществление потенциальности человека и интерсубъективную продуктивность.

Выявлен механизм духовно-образной объективации внутреннего мира личности, который представлен как "созидающее

восприятие", состоящее из следующих уровней: 1) сотворческое восприятие, включающее: а) инстинкты, желания, образы, краски, звуки из области чувственного и сверхчувственного мира; б) выбор воспринятого, определяемый внутренним интерсубъективным состоянием; в) активизацию продуктивной способности воображения, предвкушение сотворенного мира; 2) конкретизацию восприятия как результат творческой конструирующей деятельности субъекта по идеальному "достраиванию" объекта. Самосознание личности функционирует как инструмент объективирования в знаковом виде внутренней субъективной деятельности.

Разработана процедура теоретико-рефлексивного моделирования бытия. Она включает: самосознание процесса познания, его методологию; философскую рефлексию над знанием; общефилософскую рефлексию, позволяющую философии быть самосознанием культуры в целом. Инструментом моделирования определена теоретическая рефлексия, понятая как совокупность рефлексивной деятельности над имеющимся, ставшим знанием и тенденциями его развития.

Охарактеризованы структура и существенные особенности ментального опыта личности. Его психологическими компонентами являются: когнитивные, метакогнитивные, интенциональные ментальные структуры. Ментальный опыт обеспечивает: особенности переработки информации, степень сформированности интеллектуальной рефлексии и интеллектуальной саморегуляции, социальные стереотипы, коммуникативное поведение личности, пробуждает ее ценностную активность. Национальное самосознание личности представлено как форма воплощения менталитета, код национальной самодостаточности, который, в свою очередь, кореллирует с историческим и духовным развитием нации.

- На защиту вынесены следующие положения:

  1. Анализ и реконструкция историко-философских моделей самосознания выявил следующий их вклад в понимание самосознания как деятельного центра поисково-творческой активности субъекта. В Немецкой классической философии самосознание - продуктивная деятельная способность Абсолютного Субъекта по сотворению и преобразованию истинного бытия. Диалектическая логика Гегеля, понятая как теория развития самосознания, дает методологию исследования внутреннего развертывания потенциала субъекта. Марксизм вводит самосознание как характеристику реального человека, обусловленную богатством инвариантных бытийных форм его общественного развития. Феноменология дополняет характеристики самосознания погружением его в субъективность и раскрывает механизм духовно-образного со-творения картины мира, но творения, ограниченного рамками субъекта. Сочетание указанных методологических подходов, использованное в диссертации в качестве средства, позволяющего адекватно и комплексно отследить имманентные параметры самосознания как центра деятельных потенций человека, обладает новизной.

  2. Традиционно, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, как результат отражения. Но роль самосознания проявляется в обратном движении - его роль в сознании и через него в практической деятельности. Когда вся человеческая деятельность становится объектом для самосознания, тогда она превращается в объект упорядочивания для самосознания. Тогда самосознание выступает как своеобразный духовный субъект. Личность, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность. Самосознание - это духовное основание деятельности человека.

Духовность становится зрелой на уровне самосознания, когда человек овладевает собственным мышлением. Это корелляционный процесс: самосознание - атрибут духовности, как и духовность - атрибут самосознания. Человеческий дух - важнейшая форма самореализации человека. Такая трактовка роли самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека является новой.

3. "Самосознание личности" понимается как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как к объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Механизм развертывания самореализации личности включает следующие компоненты: субъективный анализ предстоящего действия задает параметры -определяет место субъекта в контексте обстоятельств, определяет меру его возможного участия; потенциальность человека - определяет степень возможности осуществления замысла, с учетом знаково-символических и предметно-вещественных параметров пространства возможностей; провоцирует выход индивида за свои обычные параметры; и интерсубъективная продуктивность личности, которая включает в себя адресованность деятельности, ориентированную на результат и участность, проявляющуюся как способ действия, запечатленный значением в продукте этой деятельности и смыслом в партнере по коммуникации, обеспечивая согласованность их действий. Самореализация личности предполагает активный внутренний центр субъекта - самосознательное отношение к себе и к другому. Сформулированное определение самосознания и вскрытый механизм развертывания продуктивной самореализации личности является новым.

  1. Духовно-образная объективация личности - это внутренняя работа субъекта по идеальному проектированию бытия в ходе интенционального акта со-творения. Интенциональность означает творчески-преобразующую направленность сознания на предмет познания и его мысленного реконструирования. Восприятие мира всегда определяется внутренним интерсубъективным состоянием индивида. Результатом воспринимающей и конструирующей деятельности выступает конкретизация восприятия, в ходе которой субъект активно идеально достраивает объект, создавая индивидуально-особенный продукт, отражающий специфические лабиринты его личности. Инструментом образотворчества выступает самосознание личности. Самосознание - это внутренняя субъективная деятельность, объективированная в знаковом виде. В результате творческой деятельности созидающего восприятия формируется образ (мысленно созданный предмет), который "фосфоресцирует" под воздействием воображения субъекта благодаря запечатлению в образе его "самости", воплощению в образе его личности. Представленный механизм духовно-образной объективации потенциала личности является новым.

  1. Процедура теоретико - рефлексивного моделирования бытия включает рефлексивную деятельность по осознанию имеющегося знания и перспектив, тенденций его приращения, осознание субъективной сущности познания (логики мышления, его способов и методов) и осознание конкретного предмета познания, обладающего параметрами объективности. Процесс осознания субъективной сущности познания становится способом методологической организации познания в целом. Философская рефлексия осмысливает познание в его завершенной форме, предоставляет общую методологию познания, вырабатывая систему методологических

требований, соблюдение которых предъявляется в качестве необходимого условия для достижения адекватного знания, соотнесения полученных знаний с действительностью, для правильной оценки приемов и средств, которые используются субъектом познания. Философская рефлексия над духовной деятельностью общества образует фундамент, на котором основывается общая концепция духовного освоения мира человеком. Философия обладает статусом высшей формы самосознания - теоретического самосознания, направленного на познание культуры как целостной саморазвивающейся системы в конкретных исторических формах. Философия - это духовная квинтэссенция культуры. Процедура рефлексивной концептуализации культуры как целостной формы бытия человека представлена по-новому.

6. Когнитивные структуры личности - психический каркас субъективного мировосприятия и основа ментального опыта. Ментальный опыт содержит: когнитивные, метакогнитивные, интенциональные ментальные структуры. Ментальный опыт обеспечивает: базовые механизмы переработки информации (коды, семантика информации извне, архетипы, которые позволяют адекватно входить в социосреду); степень развитости интеллектуальной рефлексии (осмысление способности мышления, интеллектуальные предпочтения, интеллектуальная адаптация); степень развитости способности к интеллектуальной саморегуляции ( целеполагание, прогнозирование). Ментальные особенности структуры личности формируют тип ее коммуникативного поведения. Формой воплощения менталитета является национальное самосознание. Национальное самосознание реализуется как проявленное знание главным образом в лице своих передовых представителей, способных на осознание самосознания своего народа, поднимающихся до осознания специфики

интересов своей нации, класса, социальной группы. В свою очередь, национальное самосознание выступает активизатором вмешательства передовых мыслящих представителей нации в действие объективных параметров ее бытия, наполняя объективацию совокупной национальной субъективности продуктивными инновациями. Представленная модель ментального самоопределения личности является новой.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы как теоретико-методологическая база обоснования концептуальной завершенности феномена самосознания; дают возможность определить статус самосознания в концепции целостного понимания человека как сквозного феномена, обеспечивающего интегративную целостность бытия человека, как центра продуктивной самореализации человека, инициирующего ее гармоничность в поливариантных обстоятельствах.

Экспликация философского понятия "самосознание личности" и осмысление механизма развертывания ее деятельной продуктивной самореализации определяет методологическое требование для любого конкретно - научного исследования личности рассматривать ее самосознание как имманентный деятельной природе человека, социально сформированный центр целостности человека и фундамент системной организованности его бытия.

Результаты диссертации могут быть использованы в широкой практической и просветительской деятельности по гуманизации общественной жизни и формированию человека как активного субъекта социальных преобразований; в гуманитаризации современных образовательных систем, поставив центральной их проблемой личностное формирование специалиста современного общественного

производства; для введения новых спецкурсов по человековедческой проблематике.

Основные положения диссертации изложены в 33 публикациях, в монографии - 16,3 п.л.

Апробация материалов диссертации осуществлена в ходе
обсуждения докладов и выступлений на международных,
республиканских и региональных научных конференциях, в том числе: на
Всесоюзной научно-практической конференции "Перестройка: теория,
методология, практика". Новосибирск, 1988; на XIX Всемирном
международном философском конгрессе, Москва, 1993; на
международной конференции "Русская культура на

межконфессиональных перекрестках", Москва, 1995; на региональной научно-практической конференции "Политический менталитет", 1996 г. и "Политический риск", 1997 г., Ростов-на-Дону; на международной научно-практической духовно-светской конференции "2000 років з Різдва Христова", Запорожье, 1997; на Всероссийской научной конференции "Человек, общество, культура в контексте глобальных изменений: проблемы интеграции гуманитарных наук", Москва, 2000; на ежегодных научных конференциях преподавателей ЗИЭИТ( 1997, 1998, 1999, 2000 г.г.), Запорожье.

По материалам диссертации разработан авторский курс "Философия", спецкурсы: "Самосознание: личность и общество", "Самоменеджмент", "Культура личности в деловом общении", которые читаются студентам и аспирантам Запорожского института экономики и информационных технологий.

Материалы диссертации и ее результаты обсуждались на кафедре философии и права ЗИЭИТ, на семинаре докторантов кафедры философии ИППК МГУ им.М.В.Ломоносова, на кафедре философии ИППК МГУ.

Тенденции активизации самопознания на рубеже XX - XXI веков

Собственная логика многовекового развития человеческой цивилизации, современные тенденции социальных изменений дают возможность прогнозировать статус XXI века как периода всестороннего проявления потенциала культуры: победы культуры над политикой, силы человеческого разума и духа над силой низменных проявлений и силой оружия, диалога между различными культурами. Духовную парадигму, идеологию и политику XXI века можно обозначить как приоритет человека и новый, подлинный гуманизм.

Такой социокультурный контекст в качестве своего условия, своей предпосылки нуждается в определенном типе носителя культуры свободном от националистических предрассудков и инертности мышления, динамичном, энергичном, который чувствует себя комфортно при переменах, способном на импровизации, умеющем адаптироваться к ценностям другой культуры, экстраполируя в нее ценностные приоритеты своих культурных традиций.

Взаимопроникновение культур осуществимо на основе универсального механизма заимствования, который заключается в пересечении двух или более ветвей эволюции, в рамках которого осуществляется приращение иных культурных ценностей к сформировавшимся собственным культурным традициям. Конструктивный обмен культурными ценностями возможен, если люди взаимно терпимы к культурным особенностям, способны видеть мир, исходя из различных перспектив, из приятия различных точек зрения и подходов. Культурная замкнутость должна уступить место открытости, взаимопроникновению культур.

Иначе индивидуализм может привести к нетерпимости, к анархии, к гипердемократии, что может сформировать культ нравственно неопределенной свободы личности, сакрализации насилия, ненависти к цивилизации в целом.

На рубеже веков человеческая цивилизация обнажает свои потенции как единой планетарной системы, как интегрированного комплекса различных культурно-цивилизованных систем, демонстрируя, как определяющую, тенденцию взаимообогащения культур Запада и Востока, конструирования глобальной рационализации и единого планетарного мышления как условия для взаимопонимания и установления справедливого порядка в мире.

Глубокий источник идентичности разнообразных ветвей человеческой культуры содержится в духовном наследии человечества. Источник этот глубже и содержательней, нежели национально-этнический. Опора на всеобщие духовные основания человеческой цивилизации позволит подняться над национально-территориальными конфликтами, и, одновременно, поможет сохранить уважение к ментальным различиям, представленным в особенностях развития различных национальных культур.

В таком контексте возможна гармония противоположностей, свободный выбор собственного пути развития, безопасность и будущее ныне живущих поколений, многообразие нюансов и ответвлений их собственной национально-особенной культуры, актуализация всеобще-ценностного смысла единичной человеческой жизни.

Интегрирование различных культурно-цивилизационных комплексов в единый организм мировой культуры и цивилизации в XXI веке открывает уже сегодня богатые перспективы самореализации человека, раскрытия его сущностного потенциала, развертывания его физических, духовных, творческих способностей.

Емкую характеристику поднятой здесь проблемы дал М.К.Мамардашвили, говоря, что человек должен постоянно превосходить самого себя, чтобы быть самим собой. В этом - скрытые предпосылки развития и существования культуры, ее скрытая пружина. Ведь культура - не совокупность готовых ценностей и продуктов, ждущих потребления или осознания. Культура - это способность и усилие человека быть.

Потенциал индивидуального субъекта познания и деятельности раскрывается только в контексте многообразных форм активно-творческого бытия универсального субъекта, каковым является целостное человечество. Его среда обитания, живительная среда - это ансамбль культур и цивилизаций. Звучание такого ансамбля -полифоничная гармония гуманности и терпимости, доверия и признания противоположных систем мировидения и жизнетворчества.

Мировая культура человечества воплощает в себе сложное, живое, многообразное единство, многокрасочно интонированную симфоническую целостность, которая открывает горизонты будущего и пути вхождения в новое тысячелетие. Главная её тема - ценность творческой личности, свободной от шор авторитаризма, догматизма, религиозного фанатизма, экстремизма. Ведущие партии принадлежат общечеловеческим идеалам и ценностям. Средство для вхождения в новый тип культуры, новое мировосприятие-обращение "внутрь человека", к его способности осознать себя, рефлексировать над своей сущностью и сверхвысокими возможностями, осознать открытую от заданности систему многообразных форм деятельности, осмыслить свою избранность, а значит - и ответственность за все содеянное и несвершенное. Самопознание и есть путь, ведущий человека по жизни, способный вывести его к новым горизонтам, новым высотам. Только путь этот нужно актуализировать, осветить лучом самосознания, чтобы не пробираться во мраке по россыпям мироздания, а наслаждаться богатством, которым наполнен мир вокруг нас и в нас самих.

Теоретическая реконструкция способности личности к самоактуализации в многомерном пространстве природного и социального бытия довольно сложная задача, предполагающая философский анализ проблемы в онтологическом, гносеологическом, праксиологическом и аксиологическом измерениях. Различные планы исследования могут быть относительно автономными, но, в соотнесении друг с другом, определяют единство проблемы и многоаспектность её содержательного плана.

Историко-рефлексивные модели философского обоснования самосознания

На Всемирном семинаре, организованном Итальянским институтом илосо ии в Неаполе в ноябре 1990 года, принято "Воззвание к илосо ии", в котором говорится: "В плавильном котле культуры классического мира был выработан вечно действенный эликсир жизни: илосо ское мышление, знание, которое определяло нашу историю и которому собственно наша культура и обязана своими характерными чертами. Тем не менее, то, как современное общество относится к илосо ии, ясно демонстрирует то, что оно игнорирует острые проблемы" (РЖ, 1996,№1, с. 154)..

Филосо ское мышление, и в частности его историко-илосо ский контекст, - это богатейшая школа мышления. Сегодня мир нуждается в деятельных творческих силах, пробудить которые может образование, ориентированное на развитие мышления, чем традиционно занималась илосо ия. Филосо ия содержит богатое наследие теоретического мышления, без уяснения которого невозможно надеяться на успех в решении современных проблем. Освоение историко- илосо ских традиций способствует развитию творческого потенциала личности, благодаря ормированию способности многомерно воспринимать окружающий мир, видеть его переливы, противоречивые тенденции, обусловливает развернутость мышления на мир в его многогранности, что позволяет видеть, понимать и выстраивать закономерные исторические связи. История илосо ии -это предпосылка для сближения между народами и культурами на основе их неисчерпаемой самобытности и взаимообусловленности. Она способна методологически обосновать пути, тенденции, механизм гуманистического преобразования бытия в канун вступления человечества в третье тысячелетие.

Нельзя достигнуть творческих успехов ни в одной конкретной области деятельности, игнорируя философию. Философское мышление расширяет наше знание о мире до его целостности и системности, на основе обобщения результатов всей многовековой деятельности человеческого познания. Философия - это сконцентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации. И проблема состоит в том, чтобы превратить эту общественную энергию в энергию интеллекта каждой отдельной личности, в незаштампованную, нестандартизированную работу интеллекта, способного мыслить самостоятельно, творчески, своеобразно.

Философия - это история и итог работы человеческой мысли, развернутые в будущее. И в своем богатстве она является толчком к развертыванию деятельных способностей человека и интеллектуальных и практических. Она помогает не уходить от острых вопросов, противоречивых ситуаций, а стремиться постичь их в остроте и противоречивости, искать новые, неожиданные пути для решения нерешенных проблем и не страшиться своих выводов. И для того, чтобы развивать, усовершенствовать в человеке эти способности, нет другого способа, кроме изучения всей предшествующей философии. Постичь же философию можно лишь в становлении, в движении, в соотношении и столкновении различных философских течений и направлений, философия и её история - это не музей устаревших истин, а сумма рациональных моментов на пути к истинному знанию.

Философское мышление издавна было сориентировано на выявление связи между познанием человеком мира и познанием им самого себя. Первые философские учения древности не поднимали вопроса о познающем субъекте и его самосознании. Эти проблемы на заре развития философской мысли впервые были обозначены Сократом. Он сформулировал задачу: "Познай самого себя". Выдвинув этот тезис, он призывал человека к самопознанию, к познанию великолепия и могущества человеческого духа. Так была обозначена одна из глобальных проблем философии.

Сократовская формулировка "я знаю, что я ничего не знаю" совместно с призывом "познать самого себя", явилась констатацией того факта, что человек сам для себя выступает такой же тенью в пещере чувственно воспринимаемого многомерного бытия, как и тени всех других вещей и явлений. Различие заключается лишь в том, что человек находится в ситуации выбора: он может оставаться в неведении относительно истинного положения дел или предпринять попытку обратиться к свету - стать на путь познания.

Греки не знали индивидуальности в нынешнем ее понимании -индивидуальности как самопричинности, как саморазворачивающейся в мире своими многообразными возможностями целостности. Индивид представлен в эту эпоху как единица, носитель Космического единства, меры и гармонии. "Я" в мышлении греков представлено конечным атомом, микрокосмом аналогичным макрокосму. Его своеобразие заключено в его чувственных характеристиках, в его телесном своеобразии, которое не выражает истинной "самости" человека. Понимание индивида как единичного имело смысл только в отношении к общему, через всеобщие родовые определения - Космос, Бог, Природа, Общество.

Отсюда европейская культура пошла по пути классической дихотомии души и тела, которая со временем превратилась в триаду "тело-душа-дух", где душа является способом осуществления духа в теле.

Христианство дало основания европейской культуре ввести новые грани понимания индивидуального бытия человека. Принцип индивидуализации в средневековой схоластике развивался в направлении отказа от формального различия индивидов в пользу их реального субстанциального различия. Проявление субстанциальной сущности человека, разворачивание его индивидуальности, его душевно-телесного бытия сливается с бытием Божественным, бытием духовным в лоне бессмертия души. Идея свободы воли позволяет христианскому мышлению развивать представления о человеческой индивидуальности как свободе. Душа становится индивидуальным феноменом в силу своей свободы. И границы этой свободы вновь совпадают с бесконечностью Божественного Разума.

Важным итогом эпохи разложения средневекового уклада жизни и зарождения новых раннекапиталистических отношений явился новый тип человека, идеал которого был сформулирован идеями Возрождения и Реформации. Главными чертами этого типа производителя материальных и духовных благ стали "атомистичность", индивидуальная отъединенность, но, с другой стороны, его обязанность всем своим достижениям лишь себе, формируется тенденция "сделай себя сам", "не будь никому ничем обязанным".

Этапы генезиса самосознания

Историю развития отдельного индивида невозможно рассматривать в отрыве от истории общества, с которой он объединен тысячами связей и отношений. Одним из основных методологических принципов теории познания является конкретный историзм. Он позволяет понять происхождение изучаемого явления и тенденции его развития. Этот принцип, в частности, предполагает рассмотрение индивидов как детерминированных конкретно-историческими формами общественных отношений, предметной культурой, включающей в себя системы орудий труда, языка, знаково-символические системы и т.п.; то есть человек в его конкретном бытии рассматривается как продукт прошлого исторического развития и как субъект настоящего, как его созидатель и, одновременно, творец самого себя. Конкретно-исторический подход позволяет проследить процесс становления и развития человеческого сознания по мере развития общественной системы, по мере социализации отдельного индивида.

Такой подход требует исследовать самосознание как форму проявления активности человека, исходя их конкретных форм его общественного бытия, из рассмотрения человека как общественного субъекта, исходя из зависимости всех форм сознания от реального материального жизненного процесса.

Реальные формы жизнедеятельности человека, материальная и духовная культура представляют собой процесс расширенного воспроизводства, самореализации возможностей, таящихся в сущности человека. Система определенных общественных отношений проявляет, обнаруживает сущностные силы человека и выступает как форма саморазвития самодеятельных субъектов. Через систему общественных отношений люди созидают способ бытия своей сущности, что определяет долгосрочную перспективу их развития.

Тем самым, исследование специфики самосознания как определенной формы сознания предполагает анализ объективных отношений, складывающихся в общественной жизнедеятельности и определяющих необходимость проявления данной формы человеческой активности, анализ конкретных способов жизнедеятельности индивида, в которых он выступает как субъект самосознания, как конкретный носитель предметно-практической и познавательной систем деятельности.

Такая методология конкретно-научного исследования различных форм жизнедеятельности, активности человека, и в частности, его самосознания, позволяет избежать изучения его как самостоятельного феномена вне связи с общественным бытием человека, объяснения специфики данной формы сознания изнутри самого общественного сознания, психических характеристик личности, более того предоставляет исследованию научную основу. Тем самым, проблема самосознания получает свое определение и решение в контексте общей культурно-исторической теории личности.

История общества основана на деятельности конкретных индивидов, демонстрирует постепенное пробуждение, в конкретно-исторических формах, и многогранное функционирование сознания реальных субъектов истории и общества в целом. Человеческое сознание с самого начала является общественным продуктом.

Границей между животной жизнью и социальностью выступает специфически человеческое отношение индивидов друг к другу и к окружающему миру. Отношения между животными строились на основе биологических законов, определялись спецификой биологических организмов, фактически, являлись единственно возможным для данных организмов адаптивным отношением к миру как к среде обитания. Отношение животного к другим вообще не существует как отношение. Для возникновения иных отношений между индивидами необходимо было нарушение отношений на инстинктивной почве.

Чем же характерен выход человека за пределы своего природного бытия? Отношение у животного к предметам природы определяется его биологическими потребностями. Тип биологических потребностей закодирован генетически в теле животного. Оно никогда ничего не увидит в мире иного, что бы выходило за рамки его потребностей. Животное не ставит задачу - познать предмет в его собственной определенности, узнать его свойства безотносительно к своим потребностям. Животное отражает внешний мир, но не познает его.

Исходным пунктом пробуждения сознания и источником развития познания стало производство орудий труда. Только в процессе труда становится возможным познание внешнего мира. В ходе трудовой деятельности создаются такие предметы, которые не связаны непосредственно с биологическими потребностями. Позже возникают новые формы деятельности, направленные на удовлетворение небиологических потребностей. Да и сами биологические потребности человека качественно меняются, как и совершенствуются способы их удовлетворения. В процессе труда возникают и специфически человеческие отношения, основанные на интересе людей друг к другу с точки зрения производственных и социальных функций, которые они выполняют.

С развитием трудовой деятельности человека развивается познание. Человек постигает причинность и закономерность бытия. У него появляется качественно новая способность целеполагания и предвидения. Действию человека предшествует цель, задача, возникает образ вещи, план действий. Животное воздействует на природу только сообразно потребности своего вида. А человек производит по меркам любого вида, универсально, даже то, в чем в данный момент не нуждается. Человек формирует природу по меркам красоты.

Природа породила человека как биологическое существо, но чтобы он приобрел черты социально развитого существа, он должен приобщиться к достижениям разума предшествующих поколений. У животных нет необходимости внегенетическими средствами фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению. Такая необходимость возникла при переходе человека от природного бытия к бытию социальному.

Теоретико-рефлексивное моделирование бытия человеком

Плодотворное конструирование моделей современного общественного развития во многом определяется степенью проникновения в процедуру рефлексивной концептуализации социального саморазвития, опорой на теоретическую рефлексию как результативного способа социального познания.

Гносеологический поиск адекватных моделей бытия человека предполагает исследование таких вопросов, как функционирование рефлексии как способа разворачивания теоретического знания; обращенность научного самосознания на теоретические формы знания через посредство которых осуществляется разностороннее познание общества; выявление специфики философской рефлексии как высшей формы теоретического освоения бытия; исследование соотношения внутринаучной и философской рефлексии как способов целостного познания природной и социальной реальности.

В самой общей, абстрактной форме, теоретическое самосознание может быть определено как осознанное теоретическое знание, опосредованное отражением объективной реальности, где субъективный момент выступает способом постижения содержания теоретического знания. Теоретическое самосознание как система знаний включает в себя осознание процесса производства теоретического знания, его имманентных законов и способов разворачивания содержания, полученного в результате отражения в научном познании конкретного предмета исследования в логике понятий.

Известно, что мышление человека на ранних этапах его развития было ориентировано только на внешний мир. Его знания первоначально существовали в виде эмпирического опыта, фиксировали наблюдения над явлениями природы и социальной жизни. Но постепенно развитие мышления приводит к расширению познавательных возможностей человека, он начинает познавать не только внешний мир и его закономерности, но и сам процесс познания, специфику мыслительных операций. Задачу систематизации и осмысления накопленных из поколения в поколение знаний взяли на себя, в первую очередь, философия, которая в своем первоначальном виде стремилась охватить все существующее знание независимо от его характера, осознать специфику знаний человека, разработать методику их приобретения.

Прерогативой философии всегда была выработка "самосознательного" взгляда на функционирование общественной системы в целом и отдельных её компонентов. В рамках философского знания осмысливалась обращенность познавательной деятельности как на внешний мир, так и на самого субъекта, носителя этой деятельности. Возникновение философского видения мира знаменовало собой появление нового способа понимания действительности.

На факт особого, рефлексивного отношения к осмыслению действительности, осуществляющегося в философии, обращают внимание многие авторы. В частности, идеи о рефлексивном характере миропонимания в философии содержатся в работах В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили, П.В.Копнина, Э.Г.Юдина, В.С.Швырева и др. Миропонимание в философии носит рефлексивный характер. В нем бытие преломляется через призму представлений о человеке и его

целях, оно содержит не просто перспективу видения природного и социального развития, но и дает, в конечном счете, практическую установку и ориентацию общественному субъекту; оно предоставляет новый способ постижения материальных и духовных реалий, метод постижения мира в его многообразии.

На протяжении всей истории философской мысли в центре её внимания находились вопросы сущности мироздания, места в нем человека, существа его субъективного отношения к миру в материальной и духовной практике, способности человека быть субъектом в историческом саморазвертывании общественной системы и в своем становлении как личности, вопросы специфики активно-преобразовательного отношения человека к окружающей действительности, возможностей человеческого познания и деятельности.

Каждая конкретная эпоха в развитии человеческой истории воплощена в теоретических концепциях, отражающих характер функционирования общественной систему на данном этапе через фиксацию различных форм самоосуществления человека. "Историю философии можно изобразить как историю углубления самосознания и самопознания человеческой культуры, как восхождение на все более высокие уровни такого самосознания" (195, с.88).

Философия отображает в себе самосознание человеческой культуры, она представляет собой высшую форму теоретического осмысления действительности и может быть рассмотрена как теоретическое самосознание духовной культуры, получающее свои качественно-определенные характеристики в каждую конкретную эпоху развития человеческого общества, как своеобразное "мерило", "критерий" глубинного постижения истории культуры, особенностей и возможностей её развития. Философское мышление осуществляет рефлексию над формообразованиями материальной и духовной культуры, созданной в ходе предметно-практической преобразующей деятельности многих поколений людей.

Философская рефлексия опирается на все духовное богатство человечества. Философия осмысливает не только свою историю, но и предшествующий рефлексивный опыт освоения многообразных бытийных форм, интегрируя в себе духовную деятельность человека. Философское осмысление действительности всегда носило и носит рефлексивный характер и субъективно-объективную направленность. В нем заключена рефлексированность культуры на саму себя через анализ и оценку присущего ей способа деятельности, общения, мышления, развития человеческой индивидуальности.